Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Блаж. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Второе слово на Святую Пасху [патристика]


Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, тру­ба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней — Воскресение. Не знаю, как изобразить красоту ее, как описать сияние, как поведать радость, <данную> крестом, как изъяснить царст­венное величие, <открытое> воскресением? Какой рукой коснусь я этой трубы?

II

Какими словами воздам приветствие гробу, порождающему жизнь, могиле, свободной от тления, нетлению же гостеприимной, чертогу тридневному, упоко­ившему жениха, покою брачному, воздвигшему супругу неистленной после свадь­бы? Мертвого удерживает гроб, пред Богом сотрясается земля; мертвым Его объ­являет тело, Богом - чудо; мертвым - погребение, Богом - воскресение, мертвым - слезы жен, Богом - слова ангелов. Как мертвого погребал Его Ио­сиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть. И вновь как мертвого стерегли Его воины, но как Бога завидя, вострепетали привратники ада.

III

Ты скажешь, что Он и тот, и этот; <не двое> — один и другой, и не один в дру­гом, и не один через другого; ибо Воплощенное Слово, будучи Единым, соединило по Своему произволению и то, и другое воедино неизреченным образом; Плоть Оно даровало, дабы послужить (беспорочным) страстям; Божество послужило Ему для знамений и чудес; но как недопустимо Слово отделять от плоти, так же необходимо страсти сочетать с чудесами. Ибо Кто, как мертвый, нисшел во ад, Тот, как Бог, ос­вободил мертвых, и потому ангелы служат гробу, являются одетые в белые одежды как друзья при женихе женам (-мироносицам) и говорят им: "Иисуса ищете Наза­рянина, распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал" (см. Мк 16:6; Мф 28:6). То есть небо для Него место (ср. Мк 16:6), туда отправьте ароматы (Мк 16:1). Он воскрес, не мы Его воздвигли. Ради вас мы отвалили камень (ср. Мф 28:2), ибо прежде чем мы сошли <с небеc>, гроб опустел. Он воскрес, как и сказал Сам.

IV

То, что сказал ангел, не вместит истолковать никто, кроме пророка: Осия воз­вещает время воскресения, ведает его и Исайя, но не знает образа <воскресения>. Вот пророческие глаголы Осии: "Пойдем и возвратимся к Господу Богу на­шему, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас; поразил — и перевяжет наши раны через два дня; в третий день восставит нас и мы будем жить пред лицем Его" (Ос 6:1—2 по Септуагинте).

Выслушай также, что возгласила <пророческая> труба Исайи: "Постыжен Ливан, болотом стал Сарон. Обнажены будут Галилея и Кармил. Ныне воскресну, говорит Господь, ныне прославлюсь, ныне вознесусь. Ныне увидите, ныне посты­дитесь" (парафраз Ис 33:9-11 по Септуагинте). Ведь <пророк> обращал свое слово к иудеям: "ныне воскресну, когда воздвигну Адама, которого низвергло пре­ступление; ныне прославлюсь, когда обнаружу перед язычниками стойкость в пе­ренесении страданий, ныне вознесусь, возносить ваш начаток (ср. 1 Кор 15:20) на небеса и поднимать до престола херувимского образ раба (Флп 2:7), тот именно, который я взял у вас, ныне увидите, что образы прекращаются и процветает исти­на, ныне постыдитесь вы, клевещущие словами и немотствующие делами".

Богу слава, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Перевод с греческого священника Максима Козлова.
Опубл. в сб. "Патристика" (Н. Новгород, Братство во имя СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, 2001 )


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования