Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Священник Н.Д. «Каков поп, таков и приход» (отрывок из воспоминаний 1906 года) [воспоминания]


1 марта 1906 года. Год тому назад (1 марта 1905 г.) подъехала к местному храму крестьянская подвода, и возница-крестьянин заявил мне, что в деревне Майдане Старовейском, расположенном в 22 верстах от с. Отроча, серьёзно больна православная крестьянка Анна Горбач и что она, чувствуя приближение смерти, желает исповедаться и приобщиться Святых Таин. Собравшись, я отправился в деревню Майдан Старовейский со Святыми Дарами.

Тяжёлая болотистая дорога. 22 версты пришлось ехать 6 часов. Проезжая через с. Божаволя, я встретил около костёла местного ксёндза, стоявшего с 5-6 крестьянами. При моём приближении, ксёндз и его собеседники, увидев православного священника со Святыми Дарами, преклонили колени, несмотря на грязь. При проезде через деревню Майдан Старовейский, все встречные поляки-католики (в этой деревне только два семейства православных) воздавали благоговейное поклонение Святым Тайнам.

Вхожу в дом крестьянина Стефана Горбача, жена которого была больна. В сенях встретила Святые Дары, несомые мною на груди, коленопреклонённая толпа католиков (до 40 человек) мужчин и женщин с возжёнными свечами-«громницами» (освящаемыми 2 февраля) в руках. Они громко пели польскую костёльную песню в честь Святого Тела Христова. Осенив народ Святыми Дарами, я направился в хату. Торжественное пение в сенях продолжалось всё время, пока я не кончил исповеди больной. Пред преподанием Святого Причастия болящей народ вошёл со свечами в хату, преклонил колени и начал петь песнь, положенную на подобный случай. Я переживал поистине отрадные минуты. Радостно становилось и легко сердцу священника при виде братского единения между православными и католиками. Окончив «Последование над болящими», я долго беседовал с народом, благословляя Именем Божиим их сеседские истинно христианские отношения.

Такие отношения между православным и католическим населением действительно существовали в районе Отрочского прихода. Одни к другим относились как дети одного племени. Единицы православных, живущие в польских деревнях, как-то: Старой Веси (древняя Мартыновка — бывший самостоятельный православный, а после униатский приход), Майдане Старовейском, Аннове, Боцькове, Вульке Поникевской, Тарнавке (где когда-то тоже была церковь) и др., — если не могли за дальностью расстояния в воскресные и праздничные дни посетить своего приходского храма в с. Отроче, ходили в ближайшие католические костёлы, равно и католики не гнушались церкви православной.

В праздники — Пасху, Рождество Христово и 8 сентября (храмовый праздник) в день Рождества Пресвятой Богородицы можно было видеть католиков в нашем храме. Больше того, 8-го сентября по старому стилю окрестные католики воздерживались от тяжёлой работы (вспашки поля, посева, вывозки навоза и т.п.) из уважения к «Отрочской Матери Божией». Почти каждую неделю было два-три случая, когда католики (иногда вёрст за 50) приезжали с больными в Отроч, чтобы перед Отрочской чудотворной иконой Божией Матери излить свои скорби и нужды, испросить здравие болящему, жертвовали свою трудовую лепту на храм, просили причт отслужить «wotywu» (просительную литургию) и молебен.

Приходит 17 апреля 1905 года [день подписания императором Николаем II  «Указа об укреплении начал веротерпимости»] — и картина резко меняется. Те крестьяне-католики, которые год тому назад с братской любовью посещали православный дом крестьянина деревни Майдана Старовейского Стефана Горбача, — после объявления свободы вероисповедания ненавидят живущего в нём и исключительно за то, что он не желает перейти в католичество. В посаде Быхаве делают на него нападение с целью убить его, и только вмешательство иноверных — евреев — спасает Горбача от смерти. Дочь Горбача, восемнадцатилетнюю Екатерину, теперь преследуют насмешками, издевательствами и даже готовы побить те же лица, которые так сочувствовали ей во время болезни и затем по смерти её матери.

В той же деревне Майдане Старовейском односельчане православного Стахия Зубко, во главе с сотским, нападают на его имущество и ломают ему ограду около дома. Много терпения нужно православным людям, чтобы безропотно перенести эти неприятности. Со слезами на глазах изольют они своё горе пред своим священником и опять терпят и ждут лучших времён. Некоторые, — более слабые, чтобы освободиться от гнёта католиков, — против убеждения принимают католичество, оставаясь в душе православными. Крестьянин деревни Аннова А. П. со слезами на глазах просил меня не считать его окончательно отпавшим: католики угрожали сжечь его дом, если он не пойдёт в костёл, и только под этой угрозой П. 13 февраля 1906 года пошёл в костёл. То же заявил мне и крестьянин Старой Веси Ф. Н.

В деревне Бискупе почти 30 лет жили мирно на одной земле Войцех Левчик и два его племянника. После 17 апреля 1905 года племянники перешли в католичество, а дядя их, человек уже пожилой, не хотел, как он выразился, «ломать веры». И что же? За такую твёрдость в вере племянники, вопреки всем божеским и человеческим законам, гонят его с общей земли, которой старик бесспорно владел около 30 лет, дерзко заявляя ему: «Царь ваш (значит, только русских) отвоевал вам земли в Манчжурии, — пусть теперь и наделяет вас». Какая злая насмешка над наболевшей русской душой! Дело Левчика передано суду, но чем оно кончится — неизвестно.

Изложенные выше факты преследования православных имели место в последнее время. Что было в 1905 году, особенно в первые месяцы после объявления свободы вероисповедания, то, как прошедшее, уже не вызывает такой острой боли сердечной.

Размышляя о всех страданиях русского народа, невольно задаёшься вопросом: кто сеет эту вражду между двумя родственными и единоплеменными народами (русскими и поляками), кто действует против основной заповеди Христа о любви к ближним? Ответом служит сама жизнь.

Отрочский православный приход окружён многочисленными католиками, которые, казалось бы, все должны чувствовать одно и одинаково относиться к православному соседу. На деле же оказывается иное. В то время как католики, принадлежащие к Божевольскому, Горайскому, Туробинскому, Быхавскому, Тарговискому костёлам, обнаруживают ненависть к православным, — прихожане Баторжского костёла по прежнему мирно и по-братски относятся к православному соседу. 17 апреля не коснулось отношений католиков этого прихода к русским людям. Да это и естественно. В Баторжском костёле раздаётся слово Христа без примесей каких бы то ни было политических и национальных интересов, и народ, слушающий эти слова, мирно настроен и спокоен. В данном случае к католическим пастырям вполне можно применить русскую пословицу: «каков поп, таков и приход».

Источник: Холмская церковная жизнь. — № 6, 1907. — С. 206–208.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования