Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Алексей Зайцев. Беседа об истории Церкви в XX веке. Создание Московской патриархии [история]


(Окончание. Первая часть здесь, вторая часть здесь, третья часть здесь, четвертая часть здесь, пятая часть здесь, шестая часть здесь)

Итак, в 1939 году, накануне войны, только три «сергианских» епископа были на свободе: сам Сергий, Алексей Симанский и Николай Ярошевич. Остальные все сидели. То есть советская власть свои обязательства не сдержала, она и не собиралась их сдерживать. В 1930-х годах появилась  «безбожная пятилетка» — осуществлялся курс на уничтожение религии. А после 1937 года об этом вообще неактуально было думать. Они сами вымрут все.

И вот, существовали отдельные приходы: какая-то небольшая горстка «сергианских» приходов, а постепенно приходы закрывались. Как Сергий в одном интервью иностранным корреспондентам сказал, это интервью в газете «Известия» было опубликовано, что у нас в советской России никаких гонений на Церковь и вообще на религию нет. А если храмы закрываются, то они закрываются по просьбе самих верующих, которые стали сознательными советскими гражданами и решили от опиума отказаться. Вот такое интервью было, предательское.

Причем существовали не только «сергианские» приходы, но и обновленческие. Александр Введенский, лидер одного из течений обновленчества, дожил до послевоенного времени и умер своей смертью. Существовали «григорианские» приходы. То есть было несколько разных организаций. Иначе говоря, не было какой-то единой Церкви в нашем современном обывательском представлении, что, вот, Московская Патриархия, а остальное — все не то.

Были даже официальные «иосифлянские» приходы. Иосиф Петровых — это был такой священномученик, представлявший с самого начала радикальную  позицию. Он с самого начала разорвал с Сергием общение, потому что понял, что с ним не о чем разговаривать. Последний «иосифлянский» легальный приход был закрыт во время войны, в 1943 году. То есть  какие-то остаточки доживали свое.

А Московская патриархия создается в 1943 году. Тогда во время войны Гитлер на оккупированных территориях начал открывать православные храмы. Это вызвало волну энтузиазма в народе. Потому что, помните, перепись 1937 года показала, что две третьих советского населения заявляет о своей религиозности. Это для советской власти была неожиданность, конечно. Ну, думали, ничего, забудут. Но во время войны возникла такая ситуация.

И вдруг стали священники появляться. И Сталин понял, что если он не будет принимать какие-то меры,  он проиграет войну, от религиозного фактора зависит многое. Потому что советский патриотизм ни на чем не держится. И сразу стала востребованной русская история. Он еще раньше к этому бренду подбирался, а тут уже все. Новым Тучковым в то время был Карпов, курирующий религиозные дела. После его предварительной разведки состоялась знаменательная встреча трех митрополитов со Сталиным. Встреча прошла ночью, их вызвали в спешном порядке. Хот, сейчас новый документ появляется, что, может быть, Карпов с ними уже какие-то переговоры провел. То есть Сталин вспомнил старину Сергия.

А при этом существовала и катакомбная Церковь, и Зарубежная Церковь, которая Московскую Патриархию не признавала и  которую сам Сергий объявил безблагодатной. То есть он благодатность и безблагодатность определял по характеру отношения к нему лично. Католики благодатные, потому что они против него ничего не имеют, и им нет дела до него. А вот, допустим, «карловчане», они безблагодатные, потому что они ему не подчиняются.

А Сергий среди прочих своих безумных указов издал указ о том, что (это тоже по наводке ОГПУ) члены Российской Церкви и епископы Российской Церкви за рубежом должны, малого того что подчиняться Сергию, но еще и подписать его декларацию. И засвидетельствовать свою лояльность к советскому правительству. Митрополита Петра они поминали. А Сергий, кто он такой?

Зачем это советской власти было, понятно  — чтобы иметь свою небольшую агентуру на Западе. Есть такая агентура, которая лояльно относится к власти. А зачем это было самим епископам? Поэтому  зарубежные епископы отказались исполнять этот указ, хотя нашлись такие, которые согласились. Сергий сразу взял, и всех зарубежных епископов, отказавшихся исполнять его указы, запретил в священнослужении. А они продолжали служить. Тогда он их изверг и объявил безблагодатными. А вот католики при этом оставались благодатными. Такой вот парадокс.

Встреча трех митрополитов со Сталиным состоялась. Я думаю, многие читали об этой встрече. И Сталин сказал, что нужно, чтобы Православная Церковь могла полноценно функционировать и свидетельствовать о своем советском патриотизме. Сергий сказал, что неплохо было бы открыть какие-то монастыри, нужны кадры, священники. И стал испытующе смотреть, что Сталин ответит на это. Сказал еще, что, вот, мы в семинарии готовим умные кадры, а они потом маршалами Советского Союза становятся. В общем, договорились.

Золотой час Сергия наступил, нужно Патриаршество. И Сталин сказал, созывайте собор. Это он уже сказал не Сергию, а Карпову, потому что Сергий, мог организовать только чтобы три епископа избирали на соборе Сергия Патриархом. Как-то нелепо это выглядело бы.

И через четыре дня собрался Собор уже в Москве. Откуда там взялись епископы? К тому времени Карпов уже разведал, кто чего стоит. Там велись переговоры с сидящими в лагерях епископами, причем сидело из тех, про кого знали, что это епископ (в то время уже были и тайные епископы), в районе 70 человек. Вот из них удалось десяток с небольшим собрать.

Слушатель:

— Четырнадцать человек. С теми четырьмя их восемнадцать было.

Лектор:

— А, ну, возможно, да.

Слушатель:

— Они уже раньше были освобождены, поскольку какая-то работа в преддверии собора уже велась. За несколько месяцев некоторые из них были выпущены на свободу. Там половина обновленцев была, я просматривал биографию каждого из них специально. Среди них такой персонаж есть, я забыл фамилию, он даже выступал тайным доносчиком и в суде свидетельствовал против тайных монахов.

Лектор:

Да, вот такого качества там люди собраны были. Именно они избрали Патриархом Сергия. Сергий через год, или меньше, умер. Потом новый собор созывается. Там Патриархом избирается (ну, что, значит, избирается — он назначается),  Алексей Симанский, верный давний спутник Сергия. На этом соборе уже 44 епископа присутствовали. Там вообще произошло по воле Сталина объединение с обновленцами и «григорианами». И вот, новые епископы были в спешном порядке рукоположены из, главным образом, бывших обновленческих протоиереев. То есть их просто рукополагали, постригали в монашество. И  в конце 40-х — в 50-е годы мы получили новый типаж советского архиерея. А дальше все по преемству. 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования