Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Религии в истории Синьцзяна [религиоведение]


Синьцзян расположен в глубине Азиатского материка, здесь сходятся сообщения между Востоком и Западом, с древних времен этот регион является местом слияния культуры Востока и Запада. В те времена различная религия проникала по Шелковому пути, в результате чего в Синьцзяне прижились самые различные религии. Вместе с социально-исторической эволюцией они неизбе-жно подпадали под влияние и обуславливание многочисленных социальных факторов, непрерывная эволюция происходила и в одновременном существовании различных религий.

До проникновения исламской веры в Синьцзяне в основном процветал буддизм, такая обстановка продолжалась более тысячи лет. В начале 10 века в Синьцзян проникла исламская вера, которая к 16 веку постепенно вытеснила буддизм и стала основной религией в Синьцзяне. С тех пор в религии Синьцзяна ислам стал господствующей религией, существуют и другие религии. Такое положение сохранилось до настоящего времени.

Первобытная религия

До проникновения религий извне в Синьцзя-не долгое время была распространена перво-бытная религия. Согласно археологическим ма-териалам, в те далекие времена, когда существо-вал матриархат, в Синьцзяне среди первобытных жителей уже бытовали религиозные взгляды. Они верили, что "душа" человека существует отдельно от тела, что "душа" не умирает, что после смерти тела "душа" отлетает в другой мир, где про-должает жить той жизнью, что и в реальном мире. Поэтому вместе с усопшими погребали испо-льзуемые ими при жизни предметы быта, орудия труда и даже ювелирные украшения. При ра-скопках древних могил в Синьцзяне почти в каждой найдены погребенные предметы.

Впоследствии вера в душу распространилась на естественный мир, причем приобрела образы человека и святых, люди стали верить, что природа, как и люди, имеет душу и управляет всеми явлениями. А чтобы заполучить ее бла-госклон-ность, они стали поклоняться ей, солнце, луна, звезды, ветер, дождь, гром, молния, горы, реки, все естственные являния и предметы стали объектом их поклонения. Археологи при раскопках родовой могилы в Лобноре обнаружили, что некоторые захоронения обнесены деревянными столбиками в семь кругов, причем толщина столбиков неодинакова, вне круга в четырех направлениях установлены палки. Эти столбики и палки образуют рисунок, например, излучающее во все стороны свет солнце. Это говорит о том, что в древности жители Лобнора поклонялись солнцу. В Алтайском районе в уезде Фуюнь в Танбалской пещере есть цветной наскальный рисунок, наверху которого нари-сованы две концентрические окружности, рядом цветные облака, а внизу человеческая голова странной формы. Этот наскальный рисунок тоже говорит о том, что люди поклонялись солнцу и луне. Жители древнего Ташкента называли себя потомками солнца, что доказьюает, что племя это поклонялось солнцу. Обычаи поклонения солнцу и луне до сегодняшнего дня сохранились у многих национальностей, например, казахи до сих пор считают, что они "родилисъ от солнца".

Животные и растения, тесно связанные с бытом человечества, являлись в Синьцзяне еще одним важным объектом поклонения перво-бытных людей. Жители древнего Лобнора при погребении клали на грудь усопшего мешочек с веточками китайского хвойника, а в некоторых случаях корзиночку с пшеничными зернами. Если среди жителей, занимающихся сельским хо-зяйством, широко распространялосъ Іюклонение растениям, то кочующие скотоводческие племена повсеместно поклонялись животнъш. В горах Тяньшань, Куньлунь и других есть множество наскальных рисунков. главным содержанием которых являются такис животные, как коровы, лошади. овцы, верблюды, олени и другие. Уважением и поклонснием пользовались и некоторые животные, приносившие болыпой вред сельскому хозяйству и скотоводству, например, волки и крысы. У многих древних племен Синьцзяна тотемом был волк. На знамени тюрков была вышита золотом голова волка. Племена гаоцзюй и усунь и киргизы считали себя пото-мками волков. Знаменитый моыах Сюаньчжуан (602 — 664) в своей книге "Записи о западных районах Танской династии" подробно описал ходившуго в Хотяньском районе в Синьцзяне легенду о Святой Мыши, которая спасла Хотянь от беды, а также поклонение Мыши в Хотяне. По истечении 1000 с лишним лст англичанин Стейн обнаружил в останках древнего поселения Даньданьулик в Хотяне картину с изображением странной головы Святой Мыши. Это еще раз подтверждает, что древние хотяньцы поклонялись Мътши.

Религия в Синьцзяне

Среди древних жителей Синьцзяна Іпироко было распространено и поклонсние тотему. В дрсвних трудах Китая "Легенда о Мутяньцзы" и "Шаньхайцзин" одисывается. как Мутяньцзы отправился на Запад и в горах Куньлунь встретил владычицу Сиванму в образе неловска, вид у нее был грозный — леопардовые клыки, тигриный хвост, распущенная грива. Владычица Сиванму, возможно, была вождем готемени матриархата, жившего в те далекие времена в горах Куньлунь и поклонявшихся тотему — тигру и леопарду.

Вгюследствии родилось поклонение органам размножения человека. Известные шимэ-ньцзыские наскальныс рисунки очень образно описали такое поклонение в те времсна. А так как женщина нспосредственно отвсчает за размно-жение, поэтому женщина и генеталии стали объектом поклонения. При раскопках древних могил в Гумугоу найдено множество деревянных и каменных женских фигурок. Вместе с переходом общества от матриархата к патриархату по-степснно изменился и объект поклонения, главным объектом поклонения стал мужчина. В захоронениях периода Воюющихся царств (475 — 221 до н.э.) в Мулэе найден "шицзу" (фалос) удивительной формьт. В последние годы в степях на ссвсрных склонах Тяньшаня, где пролегал Шелковый путь, при раскопах "шицзу" найдены в Мулэе, Фукане, Чанцзи, Шихэцзы и до самого Или.

Шаманство

В поздний период развития первобытной религии появился главный жрец — шаман. В этот период первобытная религия получила название — шаманство. В древние времена шаманство в Синьцзяне вовсю процветало среди всех племен. У уйгуров шаманы занимали очень высокое положение, они не только участвовали в решении всех главных дел племени, но и следовали за войсками во время боев, входили в военный совет и должны были вымаливать у неба победу для войска. В древних трудах Синьцзяна "Легенда об Угусхане", "Словарь тюрского язьжа" и "Фулэская мудрость" есть много описаний о шаманской вере уйгуров. А в "Фулэской мудрости"даже есть целый труд о том, как относиться к шаману. У уйгуров, казахов и киргизов и до сегодняшнего дня сохранились в неодинаковой степени обычаи, связанные с шаманской верой, например, поклонение маза ( у исламов богатая могила), при-Чем втыкают в маза ветки, привязьтают ленты, по-фешивают бычьи и конские хвосты и исполняют шаманский танец.

Зороастризм

С 5 по 1 век до н.э. в Синьцзян проник зо-роастримз — религия, родившаяся в древней Персии, так в Синьцзяне было положено начало пришедшей извне религии. После проникновения в Китай зороастризма религию эту назвали "сяньцзяо", то есть огнепоклонение, потому что в ней поклоняются огню. О распространении зороастризма в Синьцзяне в начальный период нет подробных записей. В 1978 году при вскрытии древней могилы в Алагоу в Урумчи была найдена медная тарелка с высокой квадратной подставкой в виде зверя. Исследования показали, что она относится к периоду с 5 по 1 век до н.э. и очень напоминает жертвенник, найденный в регионах Средней Азии. Он использовался для жертво­приношений огню. Это говорит о том, что зороастризм проник в Синьцзян не позже периода с 5 по 1 век до н.э., проник сюда из Персии через Среднюю Азию.

Зороастризм поклоняется небу, земле, солнцу, луне, воде, огню, деревьям и земле, очень схож с распространенной в Синьцзяне перво­бытной религией поклонения природе, поэтому его быстро восприняли местные жители. В период от династий Вэй и Цзинь до династий Тан и Сун (220 — 1279) зороастримз быстро рас­пространился на все районы Синьцзяна. В най­денных в Турфане записях часто встречаются имена поклоняющихся зороастризму и опи­сываются обряды, связанные с зороастризмом. Быстрое распространение в Турфане зоро­астризма обратило внимание тогдашних властей и обострило их бдительность, а чтобы взять эту религию под свой контроль и пресечь все ширящееся ее влияние, они не только учредили чиновничий чин, специально отвечающий за зороастризм, но и предприняли коекакие меры для ограничения зороастримских обрядов.

Когда зороастризм непрестанно подверга­лся гонениям в районах центральной равнины Китая и постепенно вымирал там, в Синьцзяне, наоборот, он принимал все большие масштабы. Согласно записям местной хроники о Хами "Историкогеографическое описание Шачжоу и Ичжоу" (сохранившиеся отрывки), изданной в Танскую эпоху (618 — 907), наставник одной молельни в Хами Цжайпаньто отправился в столицу к императору и продемонстрировал чудеса со своим телом, за что Танская династия пожаловала ему титул блуждающего генерала. В 10 веке арабский путешественник Мисанэр видел в княжестве Поси ( ныне уезд Цэлэ ) церемонию поклонения огню. По той причине, что зороа­стризм не смог заполучить место в госпо­дствующих религиозных кругах, он в основном распространялся в деревнях, где смешивался с местной первобытной религией, в результате впоследствии переродился в одну из ветвей народной религии, поэтому начиная с Сунской династии ( 960 — 1279 ) о зороастризме больше не упоминается в летописи.

Буддизм

В 1 веке до н.э. буддимз из Индии через Кашмир сначала проник в район Хотянь, а вскоре по Шелковому пути распространился на север в район Каши. До и после проникновения буддизма Синьцзян находился на стадии развития ра­бовладельческого строя. На юге Синьцзяна шла междоусобица между несколькими десятками отдельных княжеств, в результате чего постоянно вспыхивали войны, царили тревога и беспо­койство. Буддизм проповедует терпение, а госпо­дствующему классу как раз требовалось посре­дством этой религии усмирить недовольство и протест трудового народа; вера в первобытную религию не смогла изменить трагическую участь простого люда и тогда он возложил свои надежды на новую религию — буддизм. Поэтому буддизм после своего проникновения при всемерной поддержке и пестовании очень быстро рас­пространился на различные районы. Период царств Вэй, Цзинь и эпохи Южных и северных династий ( 220 — 589 ) — период расцвета буддизма, поэтому в Синьцзяне наблюдалось сосуществование множества религий, где главенствовал буддизм.

В тс времена каждый оазис был отдельным княжеством, где почти все — от правителей до простого люда верили в буддизм. Вместе с процветанием буддизма стремительно росло и количество монахов. Согласно историческим записям, в Юйтяне монахов тогда насчитывалось несколько десятков тысяч человек, только в одном храме Цюймоди было 3000 монахов, в других районах обычно насчитывалось от 1000 до 4000 монахов; во всех районах стало модно строить храмы и пагоды, в те времена только в Гуйцы ( ныне Куча ) было построено тысяча буддийских пагод и молелен. В Юйтяне почти перед каждым домом была пагода, самая маленькая достигала более шести метров в высоту. Храмов было не только в большом количестве, они принимали все большие масштабы, а внутри сверкали роскошью. Расположенная в районе Аксу на юге Синьцзяна знаменитая Пещера тысячи будд была вырублена в этот период.

В этот период на обеих концах Таримской впадины, на южном и северном отрезках Шелкового пути постепенно образовались два буддийских центра — Юйтянь и Гуйцзы. В те времена многие монахи районов Центральной равнины издалека шли в Синьцзян или через Синьцзян в Индию за учением. В 399 году в эпоху Восточной Цзинь (317 — 420) знаменитый монах Фасянь (примерно 337 — 422) из Чанъаня двинулся на запад через Синьцзян в Индию за учением. Он глубоко исследовал буддийские религиозные течения, храмы, количество монахов и буддийские события и обряды в различных районах Синьцзяна, причем обо всем увиденном он написал в книге "Записи о буддийской стране". В ней он подробно и с чувством описывает очень распространенные тогда в Синьцзяне два буддийских обряда — "шествие" в Юйтяне и "очищение" в Цзеча (ныне Кашгар). "Шествие" — упрощенное название шествия с Буддой на колеснице. Шествие в Юйтяне продолжалось 14 дней, его устраивали по очереди 14 крупных

храмов в Юйтяне. Церемония очень торжествен­ная и грандиозная, участвовали не только все буддисты, но и сам правитель с супругой. Когда колесница с Буддой приближалась к городским воротам на расстояние ста шагов, правитель должен был снять корону; облачиться в новое одеяние и босиком с благоухающими свечами и свежими цветами выходил за ворота навстречу Будде, чтобы провести его в город; правительница вместе со своими служанками, стоя на городской стене, бросала сверху цветы. В Цзеча и других районах был обряд "очищение", который проводился один раз в пять лет. Очищением руководил государь. Он приглашал монахов со всех мест и содержал их вместе со своими министрами, обряд длился от одного до семи дней. По окончании обряда государь и министры преподносили монахам дорогие подарки.

С 5 века по начало 7 века в Синьцзяне беско­нечно наблюдались войны, которые наносили экономике в оазисах серьезный ущерб, народ с каждым днем все нищал. Обремененный тя­желыми оброками, он должен был еще нести бремя строительства храмов и пагод и проведения буддийских религиозных обрядов, содержать большое количество не работающих монахов; ера в буддизм не только не принесла ему счастья, наоборот, еще более утяжелила его трагическую участь. Все это постепенно пошатнуло веру в буд­дизм. С середины 7 века буддизм, хотя по-пре­жнему занимал при поддержке правительства главное место в религии, однако зороастризм, манихейство и другие религии потихоньку вытесняли его, что привело буддизм к упадку. Прибывший в этот период в Синьцзян знаменитый монах Сюаньчжуан увидел буддизм, храмы, религиозные обряды и количество монахов уже далеко не в таком состоянии, о каком писал Фасянь. Поэтому после проникновения в Синь­цзян исламской веры буддизм стремительно стал увядать и господствующее место в религии в конце концов занял ислам.

Вместе с широчайшим распространением буддизма в Синьцзян с Востока и Запада вдоль Шелкового пути проникли даосизм, манихейство и христианство.

Даосизм

Даосизм зародился в двадцатых-тридцатых годах второго столетия, это — единственная в Китае примитивная религия и также единственная религия, проникшая из районов Центральной Азии в Синьцзян. Даосизм проник в Синьцзян примерно в 5 веке, в основном распространен в Хами и Турфане. Это был период расцвета буддизма и, чтобы приспособиться в этой особой социальной среде, даосизм в процессе рас­пространения и развития вобрал в себя немало буддийского содержания. Так в Синьцзяне образовался даосизм с местной спецификой, что хорошо видно из записей, найденных при раскопках в Турфане.

Манихейство

Примерно в 6 веке в Синьцзян проникло манихейство. Это — еще одна вера, пришедшая в Синьцзян из Персии после зороастризма. Манихейство завезли в Синьцзян суты из Средней Азии, В конце династии Суй и в начале династии Тан сутские купцы, исповедующие манихейство, часто приезжали в Синьцзян торговать. Они осели в Алтае, Турфане, Лобноре и других районах и образовали свои общины. В годы правления Чжэньгуана ( 627 — 650 ) Танской династии правитель княжества КанаКан Янь, испо­ведующий манихейство, приехал в поселок Шичэн в Пучанхае -— останки, относящиеся к концу дина­стии Суй, и отстроил его заново. Все больше сутов селилось здесь. Вокруг поселка Шичэн было построено еще тря поселка и в районе Лобнора образовался район исповедующих манихейство с центром Шичэном. В середине 9 века из Уйгур­ского государства в Мобэе (северная часть Монгольского плато), где господствовало ма­нихейство, в Синьцзян переселилась часть уйгуров, образовав в районе Турфан уйгурское княжество Таочан, е котором по-прежнему господствовало манихейство. Поселение уйгуров-манихейтов усилило мощь манихейства, спосо­бствовало распространению его в Синьцзяне. В последние годы при раскопках к Турфанском районе было найдено множество предметов, фрески и останки, относящиеся к манихейству. Впоследствии вместе с изменением у уйгуров веры манихейство постепенно вымирло. Однако до династии Сун ( 960 — 1279) в Турфане и Хотяне по-прежнему наблюдались обряды манихейства.

Несторианство

Вместе с манихейством в Синьцзян пришло и несторианство, которое в Китае называют "цзинцзяо". Это – одна из мелких ветвей хри­стианства. Первое время несторианство распро­странялось в Турфанском районе. Исповедовали его, помимо малой части уйгуров, в основном приехавшие сирийцы, суты и персы. С периода династии Западной Ляо до династии Юань (1124 — 1368) в результате политики свободы верои­споведания несторианство постепенно распро­странилось на различные районы севера и юга Синьцзяна. В те времена Кашгар был 19-м из 25 религиозных несторианских районов. Известный итальянский путешественник Марко Поло во время своего путешествия в Синьцзяне встречал в районах Кашгар, Еркан, Хотянь, Луньтай, Или, Турфан и Хами несторианские соборы или несториан. В этот период многие уйгуры приняли несторианство, поэтому западные путешествен­ники считали, что уйгуры являются христианами, исповедующими несторианство. После Юаньской эпохи (1206 —1368), помимо Илийского района, несторианство постепенно исчезло в других районах.

Ислам

В начале 10 века из Средней Азии в Синьцзян проник ислам. А вскоре под давлением правителей династии Карахан ислам стал у этой династии господствующей религией. Династия Карахан в середине 9 века создала в западных районах от Средней Азии до Синьцзяна, где проживали национальности, говорящие на тюрских языках, свою местную власть. На этой территории в основном были распространены буддизм и манихейство. Местные власти вынудили население принять ислам и провозгласили его господствующей религией. В середине 10 века династия Карахан под предлогом распространения ислама развязала против буддийского государства Юйтяня "священную войну". 40 с лишним лет длилась эта смертоубийственная война, в результате пал Юйтянь, сюда, где буддизм имел долгую историю, пришел ислам. Династия Карахан не остановилась на этом и развязала религиозную войну против уйгуров Гаочана. И хотя война эта принесла буддизму большой урон, она, благодаря решительному отпору гаочанских уйгуров, закончилась поражением династии Карахан.

В начале 13 века Монголия покорила Синьцзян и многие районы Средней Азии. На склоне лет Чингисхан разделил завоеванные земли между четырьмя сыновьями. Большую часть земель Синьцзяна он отдал второму сыну Чахэтаю, отсюда и название княжества Чахэтай. В династию Юань в западных районах был создан адми-нистративный орган Бешбалык и Амухэ, Чахэтай подчинялся этому органу. Монголы

Чахэтая раньше исповедовали шаманство. В 1346 году правитель княжества Чахэтай Туглук Тимур под уговоры миссионера мистического течения в исламе суфизма принял ислам, став в Синьцзяне первым монгольским ханом исламской веры. После того, как монгольские правители княжества Чахэтай приняли исламскую веру, силой заставляли в пределах своего государства принимать ислам, в отношении районов, не желавших подчиняться, развязывали "священную войну", покоряя силой. К началу 16 века Турфан и Хами вошли в сферу влияния исламской веры. В конце концов ислам сменил буддизм и стал в Синьцзяне основной религией. Исламская вера принимала все более широкие масштабы, все больше людей вступало в ислам, буддизм и даосизм дышали на ладан, а зороастризм, манихейство и несторианство исчезли совсем. Однако начиная с династии Мин (1368 —1644) в Синьцзяне стал процветать про­никший из Тибета буддизм (ламаизм), к приходу династии Цин (1644 — 1911) постепенно возро­дились буддизм и даосизм, в Синьцзяне снова появилась традиционная обстановка сосуще­ствования множества религий.

Религия сегодня

В период новой истории в районы Синьцзяна, помимо традиционных ислама, буддизма (включая ламаизм) и даосизма, постепенно проникли христианство, католичество и православие. В результате длительной эволюции и развития в новойисторииобразоваласьобстановка сосуществования многих религий, где главе­нствующую роль играет ислам. Такая ситуация сохранилась и до наших дней.

После образования Китайской Народной Республики китайское правительство на основе реальной обстановки в религии в нашей стране разработала политику свободного вероиспо­ведания. Согласно ей каждый гражданин имеет право свободного вероисповедания, имеет также право свободы не вступать ни в какую религию; раз есть свободное вероисповедание, значит есть и свободное исповедание любой религии; в одной и той же религии имеешь свободное исповедание ее самой или любого ее течения; имеется свобода принятия религии, а также свобода выхода из нее. Свободноевероисповедание—основные интересы граждан, они включены во все ко­нституции Китая и пользуются гарантией Конституции и Законодательства.

Суть политики свободного вероисповедания заключается в том, что вопрос о вероисповедании является частным делом каждого гражданина, каждый гражданин имеет право выбора. Китай наряду с политикой свободного вероисповедания проводит также принципы разделения политики и религии. Основные требования принципов разделения политики и религии — разделение религиозных обществ с правительством и с учебными заведениями. В основном это включает две стороны: во-первых, государственные власти не вмешиваются во внутренние дела религии. Все связанные с религией внутренние дела решают сами религиозные организации и ассоциации, правительство не имеет право выполнять функции религиозных организаций и ассоциаций; отно­шение ко всем религиям и течениям одной и той религии, независимо от их масштабов, одинаковое, государственные власти не могут выделять какую-либо религию, строжайше не разрешается запрещать какую-либо религию, если только они проводят нормальные вероисповедание и религиозную деятельность. Во-вторых, религи­озные организации и ассоциации не должны делить с государством власть, не имеют право вмешиваться в административное управление государством, строжайше запрещается вмеша­тельство религии в административные и зако­нодательные дела государства, вмешательство в образование учебных заведений и социальное общественное воспитание, вмешательство в брак и плановое деторождение.

После мирного освобождения Синьцзяна в 1949 году в религии этого региона, благодаря глубоким реформам в социальной экономической системе и важным переменам в религиозной системе, произошли коренные изменения. В религии было покончено с влиянием империа­лизма, стал проводиться правильный курс самостоятельности, самоуправления, саморас­пространения, автономии и самообеспечения. Орудия агрессии империализма — католичество и христианство стали самостоятельной религией китайских верующих. Религия избавилась от особой феодальной власти и системы рабовла­дельческого гнета, были выявлены и изгнаны контрреволюционные и вредные элементы, рядящиеся в религиозную тогу, в результате чего буддизм, даосизм и ислам тоже избавились от контроля и послушания реакционного класса. Правительственные власти всех ступеней всех районов Китая всесторонне и правильно претворяют политику Китая свободного веро-

исповедания, широкие массы верующих вместе с народами всей страны не только освободились в политическом и экономическом отношении, но и стали пользоваться правом свободного верои­споведания. Вместе с неверующими они активно участвуют в социалистическом строительстве и внесли свою лепту в социальную стабильность и экономическое развитие Синьцзяна.

После 60-х годов, в частности в период "культурной революции" (1966 — 1976), поли­тике свободного вероисповедания в Китае был нанесен серьезный ущерб. В декабре 1978 года состоялся Третий пленум ЦК КПК 11-го созыва, который снова подтвердил политику свободного вероисповедания, причем вынес ясное решение и требования относительно проведения этой политики. Правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района ( СУАР ) проделало бо­льшую работу по выправлению ошибок в вопросе религии и восстановлении политики свободного вероисповедания. Некоторые люди снова начали исповедовать прежнюю религию, вступили в религию и многие. Места, где раньше состоялись религиозные обряды, уже не вмещают все увеличивающееся количество верующих.

(окончание следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования