Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Циприан Сайна. Историческая хронология христианского унитарианства в Речи Посполитой. Часть 1. XVII век. [религиоведение]


Историю польских унитариан необходимо безусловно рассматривать в контексте общей истории Реформации, начатой Мартином Лютером и его сподвижниками.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям собора в Виттенберге свои 95 тезисов.

Огромное значение для польских унитариан имела жизнь и деятельность (и особенно позиция в отношении Св. Троицы) выдающегося ученого Мигеля Сервета, вступившего в открытый конфликт с Жаном Кальвином и сожженного за это на костре.

Мигель Сервет был сожжен в Женеве 27 октября 1553 года за антитринитарные взгляды.

В тот же период антитринитарные и анабаптистские идеи (крещение взрослых, пацифизм, общинную жизнь, радикальное переустройство общества) начал провозглашать в Польше Петр из Гонендза. Крестьянин по происхождению, он был католическим священником, а позднее — протестантским пастором, писателем-богословом. Он получил образование в Италии, где стал доктором философии. Был также первым автором политических и протестантских богословских трактатов на польском языке. Считается основателем и духовным лидером "польских братьев".

В 1555 году cоставлявшая в тогдашнем польском сейме большинство протестантская шляхта на его заседании в Петркуве выдвинула требование создания национальной польской церкви, независимой от Папы Римского. По образцу Англии ее главой должен был стать польский король. Тогдашний монарх Сигизмунд Август всячески поддерживал этот проект до тех пор, пока ему еще требовалась поддержка мелкопоместной шляхты в противостоянии с магнатами. Однако уже в 1564 году под влиянием папского нунция Джовании-Франческо Коммендони король отказывается от этого проекта.

В 1556 году Петр из Гонендза выступает с анитринитарианским манифестом в синоде в Сецемине.

Значительную роль в формировании антитринитарного движения в Польше сыграли итальянские гуманисты антитринитарии, с которыми Петр имел контакты. Среди них — Франческо Станкар, Маттео Гарибальди, Валентино Джентиле и особенно Джорджио Бяндрата. Этот философ-гуманист и одновременно доктор медицины, личный врач польской королевы Боны при поддержке магната Николая Радзивилла становится ключевой фигурой антитринитарианского движения в Польше.

В 1561 году Пинчевский синод рассматривает "персональное дело" Бяндрата, а сам он отвергает нападки на себя со стороны Жана Кальвина.

4 ноября 1562 года открылся отдельный синод "польских братьев". В кальвинистской церкви Польши происходит раскол на "Большую церковь" (ecclesia major), сохранившую тринитарные позиции, и малую церковь (ecclesia minor) унитариан. Внутри последних начинаются бурные дискуссии христологического плана.

В 1566 году один из лидеров унитариан Гжегож Павел решительно переходит на унитарные позиции, открыто заявляя, что на основании текста Второзакония ("Слушай Израиль, Господь Б-г наш, Господь един") следует, что Св. Писание заповедует нам верить только в Б-га Отца. Иисус был всего лишь человеком, вознесенным за свои заслуги до божественного достоинства после своего воскресения из мертвых. Св. Дух в то же время не является божественной ипостасью, а всего лишь особой божественной силой, энергией, которой Бог наделяет людей. Одновременно Гжегож Павел отвергает крещение во младенчестве и провозглашает радикальные общественные идеи.

Весной 1567 года между "польскими братьями" продолжаются христологические споры, и на синоде в Ланьсуче им не удается прийти к общей точке зрения. Большинствово главе с Гжегожем Павлом придерживалась жестко унитарианской точки зрения. Меньшинство, лидером которого стал Станислав Фарновский, выступало за божественнось и предвечность Христа (взгляд, в чем-то сходный с учением современных Свидетелей Иеговы).

В конце концов, в среде польских братьев верх возьмет унитарианство.

Второе по значению место после христологических дискуссий занимали диспуты по общественным вопросам. Многие из польских братьев провозглашали радикальные, но в тоже время утопичные лозунги в евангельском духе. Правда, на пути радикалов стоял интеллектуал и полиглот Сымон Будный, представлявший литовских иудействующих унитариан. Будный, с одной стороны, был радикалом в религиозных вопросах (Христа не следует молитвенно почитать и призывать, но только Бога-Отца) с другой стороны, осуждал радикализм в общественных вопросах, защищая необходимость ношения оружия, оборонительных войн и отрицая всеобщее равенство. Эти взгляды Будного привели к осуждению его синодом в 1582 году. Однако вполне возможно, что, в конце концов, он примирился с братьями по этому вопросу.

В 1568 году на синоде в Ивье вновь начинается жесткая полемика между радикалами и умеренными.

Радикальные идеи четко сформулировал Павел из Визны: "Я так понимаю и в то верую, что негоже верующему иметь подданных и тем паче рабов и рабынь. Языческое это дело - быть господином над братом своим, пользоваться потом и кровью его. Ибо из Писания Святого ясно следует, что Бог из одной крови создавал весь род человеческий, поэтому все мы равны между собой". Другой радикал, Якуб из Калинувки, рассуждал так: "Господь Иисус Христос не хочет, чтобы ученики его собственность имели, чтобы людьми словно скотом обладали, но хочет, чтобы продали все имущество и, взяв крест свой, людей за собой повели".

Многие унитариане так и поступали, а депутат сейма от Кракова Хиероним Филипповский даже открыто защищал анабаптистов.

В 1569 году практически все унитарианские служители и проповедники переселяются в окрестности Шидловца, бывшие вотчиной Яна Синеньского, и основывают здесь "Новый Иерусалим" - Раков. Вместе со служителями религии сюда прибывает множество шляхтичей, мещан и ремесленников. Среди них было и немало иностранцев. Они построили дома, многие из жителей нового поселения занимались сельским хозяйством, многие — ремеслом. Частная собственность в новом городе не признавалась, плодами труда все пользовались поровну. Также и слово Божие проповедовали наряду с религиозными учителями и простые ремесленники.

Тем не менее, раковскую общину раздирали противоречия. Уже упомянутый выше Джорджио Бландрата обращался с посланием к раковцам, чтобы они, отбросив суеверия, жили с людьми вместе и примером жизни своей обращали их к истине и набожности, не отделяясь при этом от мира.

Но раковская утопия вскоре кончилась. С тех пор центром польского унитарианства становится Люблин, куда направились лидеры унитариан Чехович и Немовейский.

18 января 1571 года под влиянием клеветнических обвинений со стороны противников унитариан король Польши Сигизмунд Август издает указ люблинскому старосте Яну Теньчиньскому: "Кто на Св. Троицу клевещет, общественный закон и порядок нарушает, сопротивляется стражам порядка и политическую власть поносит всячески… не дозволять такой секте поселяться, строиться, образовывать общины в городе нашем Люблине создавать и свое лжеучение распространять".

Этот указ публично был зачитан перед жителями Люблина, причем чтение сопровождалось публичными угрозами в адрес еретиков. Однако чтением указа все и закончилось. Толерантный Сигизмунд Август все это сделал для собственного политического спокойствия, а сам закрыл глаза на то, что община ариан в Люблине продолжала жить и развиваться.

7 июля 1572 года толерантный Сигизмунд Август скончался. Начинается период "бескоролевья", а своеобразным регентом (interrex) cтановится примас Польши Якуб Уханьский.

28 января 1573 года выдающийся политик, многократно бывший маршалом сейма, известный оратор, покровитель и выпускник академии в Ракове Миколай Сеницкий, связанный в конце жизни с движением польских братьев, открыто выступил против принятия на себя титула регента и был одним из инициаторов образованной 28 января Варшавской конфедерации (конфедерацией в средневековой Польше именовался союз основных общественных сил – шляхты, мещан и духовенства, направленный часто против власти). В период бескоролевья конфедерация приняла на себя основные функции государственного управления. Документ конфедерации, провозглашавший межрелигиозную толерантность и свободу религии в Польше, в 2003 году занесен в список ЮНЕСКО "Всемирная память". В XVI веке этот документ подвергся нападкам со стороны католического духовенства.

В 1583 году критика унитариан со стороны католического духовенства способствует тому, что новый король Стефан Баторий запрещает унитарианам строить в Люблине дома и иные сооружения, что может способствовать распространению арианского учения, а специальным указом от 12 марта вменяет в обязанность добропорядочным жителям Люблина бороться с арианской ересью.

19 августа 1587 года польским королем становится Сигизмунд III Ваза, активный сторонник распространения католицизма. На этом поприще он совершил немало ошибок, в частности, ввязавшись в вооруженный конфликт со Швецией.

Последние годы XVI века характеризуются усилением процессов контрреформации в Польше. Иезуиты оказывают все большее влияние на короля Сигизмунда III, а священники практически открыто призывают к нападениям на "еретиков".

Так 10 июня 1588 года в Кракове толпа из 70 человек, науськиваемая священником, совершила варварское нападение на молитвенный дом ариан. Он был до основания разрушен, ценные книги, находившиеся в нем, сожжены, а унитарианские проповедники избиты.

8 марта 1598 года скончался Ян Немовейский, бывший подлинным харизматичным лидером "польских братьев". Как оратора и богослова-полемиста его уважали и сторонники, и противники. После смерти Немовейского происходят перемены в идеологии ‘братьев". Радикализм, олицетворяемый Немовейским, уступил место более умеренным и прагматичным взглядам. Их выразителем можно назвать Сымона Будного. Он проповедовал идеи справедливой войны и использования в ней оружия. В то же время он выступал против смертной казни и крепостного права. В этот же период формируется более-менее стройная богословская доктрина унитариан, не носящая, однако, догматического характера.

С 1598 года фактическим лидером "братьев" становится Фауст Социн.

В то же время тринитарное крыло в польской евангелической церкви под натиском контрреформации слабеет, и ее последователи, прежде всего, из числа шляхты все более переходят к унитарианам.

Перевод "Портала-Credo.Ru"

Продолжение следует

Опубликовано в журнале "PISTIS" ("RELIGJA BAZ DOGMATU"), № 3, 2011


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования