Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

В.А. Никитин От беатификации к канонизации - полшага. Иоанн-Павел, Папа Римский - новый блаженный в сонме католических святых. [католичество]


В ту ночь, когда ИОАНН-ПАВЕЛ II  отошел в Небесные Обители, я написал стихотворение, в котором есть такие строки:

"с печальною улыбкой страстотерпца
он в даль ступил от Бронзовых ворот,
где свет его пылающего сердца
иной осиявает горизонт…
евреи, христиане, мусульмане
на том Синае Богу предстоят
и молятся едиными устами:
"Господь един, воистину, и Свят!"
смерть праведника Господу угодна;
последний, нас "удерживавший" , – взят!..
плачь, Польша, плачь! – как у Креста Мадонна;
но не скорби! – твой сын великий свят!
свет смерти его праведной отныне
мрак нашей жизни будет освещать,
как жизнь его светила нам доныне,
приумножая Божью благодать.

Путь к святости лежит через покаяние. Это аксиома христианской аскезы и нравственности. Личная праведность Блаженного Иоанна-Павла широко известна всему миру. Гораздо менее известно, особенно в России, что 12 марта Юбилейного 2000 года он публично, перед всем миром, попросил прощения за грехи, совершенные Католической Церковью на протяжении ее двухтысячелетней истории. Тот день знаменательно совпал с Прощеным воскресеньем по православному календарю.  Знаменательное  совпадение  не случайно, ибо Иоанн Павел II всячески подчеркивал свое стремление к примирению и единству с православными. Совершая мессу в тот день, Папа  вышел далеко за  рамки традиционной просьбы о взаимном прощении грехов. Прекрасный и трогательный  этот обряд издревле укоренился на православном Востоке. Вспомним слова Достоевского в "Братьях Карамазовых", что каждый друг пред другом виноват и обязан просить прощения. Папа-славянин хорошо знал русскую классику и традиции православных. Подготовка к беспрецедентному в истории христианства сакральному акту, получившему наименование Великого Покаяния, велась Папой много лет. Он неоднократно подчеркивал: Церковь должна войти в III-е тысячелетие по Рождестве Христовом духовно обновленной и творчески дееспособной, а это невозможно без признания ошибок, без покаяния и  примирения с другими  христианскими конфессиями. Богословские предпосылки для такого подхода были заложены его предшественниками – Иоанном XXIII и Павлом VI. Но Папа Иоанн Павел II пошел гораздо дальше. Его покаяние явилось духовной кульминацией всего  понтификата.

Грехи, за которые Иоанн-Павел II и сослужащие ему кардиналы принесли покаяние urbi et orbi (городу и миру), можно разделить на несколько категорий: 

1/ "грехи, совершенные ради достижения Истины" - нетерпимость, насилие по отношению к инакомыслящим, религиозные войны, жестокости во время крестовых походов, пытки и костры  инквизиции;

2/  "грехи против Церкви как мистического Тела Христова" -  отлучения, расколы и схизмы, преследования внутри Церкви;

3/ грехи против духа любви, мира, уважения к различным культурам и уважения к другим религиям, предписываемого духом Евангелия (в том числе  юдофобия, молчание Католической Церкви в периоды гонений на евреев);

4/ насильственная евангелизация Америки;

5/  "грехи против человеческого достоинства и против единства человеческого рода" - дискриминация женщин, других рас и других этносов;

6/  "грехи, допущенные против фундаментальных прав людей и против социальной справедливости" -  ущемления прав неимущих, еще не родившихся, лиц, отвергаемых обществом и т.п.;

7/ отход от самого духа Евангелия, то есть грех против Святого Духа.

После чтения Евангелия (Мк 1,12-15) Иоанн Павел II произнес проповедь, во время которой сказал: "Мы прощаем и просим прощения. Мы славим Бога, чья милосердная любовь даровала Церкви такой богатый урожай святости…"

Проповедь Папы закончилось обращением к Пречистой Деве. После чего последовал молебен о прощении. Когда начался этот молебен,  сопровождаемый тихим пением "Кирие элейсон" ("Господи, помилуй"), над алтарем рядом с престолом появился голубь! Вначале он плавно кружился, а затем, после того как был спет Апостольский Символ веры, опустился на крест в руках св.ап. Андрея Первозванного (одно из скульптурных изображений, окружающих алтарь). В это время Иоанн Павел II подошел к распятию, преклонился перед ним и облобызал ноги Спасителя. Затем поднял голову и застыл, глядя на Его лицо, как будто ища подтверждения: вот я, Господи, исполнил ли я Твою волю?

Теперь мы знаем, что Иоанн-Павел II исполнил Волю Господню. Благодарение Богу, беатификация его наконец состоялась. Бенедикт  XVI причислил своего непосредственного предшественника к лику блаженных. Таким образом, первый Папа-славянин  стал на шаг ближе к провозглашению его святым; или даже на полшага! Ибо ясно, что от беатификации к канонизации Великого Понтифика, который уже при жизни справедливо почитался святым,  даже меньше, чем полшага.

Вспомним, как сразу же после смерти и в день похорон Иоанна-Павла  верующий народ свидетельствовал: "Santo subito!" ("Святой сейчас же!") —"Святой немедленно". А глас народа, как известно, глас Божий. За 6 лет после смерти Папы он не утратил любви миллионов людей во всем мире. Разве это не чудо?

И если каждому воздается по вере, то почему не может воздаться по вере целому народу, в данном случае, польскому? В Польше, да и во всем мире, большинство  католиков уже сейчас почитают Иоанна-Павла святым, для них процесс канонизации – чистой воды условность. 

Разграничение между беатификацией и канонизацией, как известно, ввел Папа Урбан VIII в XVII веке. За последние 3 столетия блаженными были признаны одиннадцать Пап, включая Иоанна-Павла II,  но только Пий V и Пий X, были канонизированы. В данном случае не приходится сомневаться, что прославление Блаженного Иоанна-Павла  в лике святых грядет очень скоро: "зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф.5,15). В Ватикан поступило более 130 сообщений о посмертных чудотворениях Иоанна-Павла II. Письма, оставляемые на его гробнице с описаниями исцелений, составили уже целую книгу под названием "Чудеса", которая вышла недавно в Кракове. Возможно, память нового Блаженного, установленная в церковном календаре Ватиканом 22 октября, станет уже в этом году днем памяти новопрославленного святого. Напомню, - это тот день, когда в 1978 году Папа взошел на престол преемников апостола Петра; тот день, с которого он возглавлял Католическую Церковь вплоть до своей смерти в 2005 году. Последние годы, уже будучи тяжело больным, и даже на  смертном одре, Иоанн Павел II оставался апостолом Христовым, всем своим существом, словом и делом, каждым дыханием свидетельствуя о необоримой силе христианства – религии надежды и воскресения, открывающей нам врата в Жизнь Вечную…

Митрополит Иларион (Алфеев), нынешний председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в бытность еще Епископом Венским, сказал очень ёмко и верно:

"Иоанн Павел II был великим папой… Нет сомнений в том, что вскоре он будет беатифицирован и канонизирован той Церковью, которой посвятил всю свою жизнь. Он был самым влиятельным религиозным лидером современности, оказавшим воздействие на всю человеческую цивилизацию. Его влияние вышло далеко за пределы Римско-Католической Церкви... Его послание слышали и высоко ценили миллионы людей во всем мире, не только католики, но и православные, протестанты, англикане, иудеи, мусульмане, и что, наверное, еще важнее – люди неверующие. В период, когда секулярные политики в большинстве западных стран стремятся исключить религию из общественной сферы, свести ее к области частного благочестия, изгнать из школ, университетов и средств массовой информации, Иоанн Павел II был публичной фигурой такого масштаба, что каждая его поездка широко освещалась, а каждое высказывание комментировалось средствами массовой информации всего мира. Он был "ортодоксальным" папой в смысле сохранения традиционного отношения Католической Церкви к вероучению и нравственности".

С этой оценкой нельзя не согласиться каждому здравомыслящему христианину.
С прославлением Папы в сонме угодников Божиих, с этим воистину замечательным радостным событием можно поздравить, на мой взгляд, не только всех католиков и не только всех христиан, но и всех людей доброй воли, ибо ИОАНН-ПАВЕЛ был не только великим праведником и аскетом (порой налагавшим на себя епитимью), он был воистину человеком мира, поборником общечеловеческого единства, радевшим о благе каждого человека, независимо от его религиозной, национальной или сословно-класссовой принадлежности. Каждой ночью, отходя ко сну после молитвенного правила,  ИОАНН-ПАВЕЛ подходил к окну и благословлял всех… Он молился о мире и в лютеранской кирхе, и в синагоге, и в мечети. Папа исповедовал веру в каждого человека, ибо каждый грешник до последнего своего вздоха не потерян для  рая и может надеяться на спасение. Он любил повторять: "В каждом человеке есть место для скинии Божией". И люди, знавшие Папу лично, ощущали его благодатную харизму…
Мы знаем достоверно из выводов ответственной комиссии, что Иоанн Павел ІІ помог чудесному исцелению французской монахини (сестры Мари Симон-Пьер Норман), которая страдала от болезни Паркинсона. Но мы не знаем о многих других подобных исцелениях, о других прижизненных и посмертных чудотворениях Иоанна-Павла Блаженного. "Благоухание его святости" ощущал  не только кардинал Йозеф Ратцингер, нынешний Папа Бенедикт XVI, но и многие сотни и тысячи людей, которым посчастливилось общаться с ним.

"Иоанн Павел II — блаженный, потому что у него была вера, сильная, щедрая и апостольская вера" - провозгласил Папа Бенедикт XVI. И потому, что этой верой он щедро делился со всеми – хочется добавить нам. Начиная с призыва "Не бойтесь! Откройте, распахните двери Христу!" на первой своей торжественной мессе в соборе апостола Петра и до последнего своего часа. "Он помог нам не бояться истины, потому что истина - это гарантия свободы. Говоря еще более лаконично: он дал нам силу верить в Христа, потому что Христос — это Redemptor hominis, Искупитель человека" - так замечательно ясно подытожил Бенедикт XVI. Ибо ИОАНН-ПАВЕЛ II  возвратил христианству энергию надежды, которая почти угасла под натиском марксизма, идеологии прогресса и потребительского общества.

Папа был глубоким богословом  и философом, выдающимся интеллектуалом и вдохновенным поэтом, знавшим многие языки. Человек исключительной скромности, он старался во всем соответствовать исконному титулу Папы - Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих), не использовал местоимение мы, как это принято у царствующих особ, отказался от церемонии коронации, избегал носить папскую тиару.

Подвергнувшись смертельному риску (пулю отвела от сердца Сама Богородица), тяжело раненый Папа простил покушавшегося на него злодея и впоследствии, навестив его в тюрьме, говорил с ним, как с братом.

Ему удалось не только развенчать атеизм и поднять авторитет религии и престиж Церкви, не только приблизить католичество к мировоззрению современных людей, но и этих людей приблизить к церковной ограде. Отличаясь редкой открытостью, он принял решение открыть архивы инквизиции (в 1998 г.). От имени Римско-Католической Церкви он принес великое покаяние за все ее исторические грехи, за  инквизицию и крестовые походы, за религиозные войны и Варфоломеевскую ночь, за дискриминацию женщин, обскурантизм и нетерпимость к инакомыслию. Этот беспрецедентный акт, о котором я уже гвоорил вначале, остается добрым примером для других конфессий. "Не стыдитесь называть себя католиками",- часто повторял Папа, особенно молодежи. И мы вправе надеяться, что после этого исторического покаяния уже отпали и будут преодолены поводы для подобного стыда. Ибо сделан решающий шаг со стороны Западной Церкви на пути ее исторического сближения и примирения с православными братьями.  Сделать встречный шаг с востока теперь призвана Православная Церковь.

Ясно, почему прославлению Иоанна-Павла II  в лике блаженных радуются все люди доброй воли. Радуются и участвуют в благодарственных молебнах по этому случаю.
В этой связи считаю своим долгом отметить, что публичные заявления некоторых лиц [диакона Владимира Василика иже с ним], якобы "беатификация Иоанна Павла II носит антирусский и антиправославный характер", разжигают межконфессиональную вражду, недостойны священного сана и ученого звания. Исходят они от людей равнодушных или враждебно настроенных к идее христианского единства, а ведь это самая достойная основа для единения всех людей, ибо только в христианстве "нет ни Еллина, ни Иудея, но во всем Христос" (Кол. 3,11). Папа  считал, что только  посредственности нужны расколы и вражда.  Посредственность делает вид, что не знает (или действительно не знает?) о многих словах и деяниях Папы. Таковым людям хочется сказать: опомнитесь!

Или вы не ведаете и не хотите знать, что ИОАНН-ПАВЕЛ был отнюдь не "модернистом", а непоколебимым поборником христианской нравственности, твердо отстаивал освященную веками традицию?  Именно он занял непримиримую позицию в отношении абортов и средств контрацепции, убивающих жизнь в зародыше. Благодаря ему, Ватикану удалось сорвать в 1994 году  принятие  ООН  предложенной США резолюции по поддержке т.н. "планирования семьи". Он твердо выступал и против эвтаназии,  как посягательстве на священный дар жизни, сурово порицал содомский грех и решительно осуждал гомосексуальные браки. Вместе с тем Папа стремился поставить на службу людям современные технологии; в 1998 г. он объявил покровителем Интернета святого Исидора Севильского. 

ИОАНН-ПАВЕЛ II, конечно, "приложил руку" к крушению тоталитарного атеистического режима в СССР и в своей родной Польше, прежде всего. Но обвинять его в бедах, обрушившихся после этого на разделенный русский народ крайне несправедливо. В этом виноваты наши отечественные политики, а не Папа Римский. Хочется напомнить, что Папа осудил бомбардировки НАТО в Югославии и бесстрашно, не испугавшись мин,  посетил Сараево (в 1997 г.); он осудил экономическую блокаду Кубы со стороны США, просил прощения у православных за разорение крестоносцами Константинополя в 1204 году.

Разве можно порицать глубоко символический жест примирения, когда Папа направил в дар Русской Православной Церкви Казанскую икону Пресвятой Богородицы?  Он был убежденным апологетом единства Церкви Христовой, которая должна дышать обеими легкими. Развивая этот образ, излюбленный Вячеславом Ивановым (творчество которого Папа высоко ценил) позволю себе сказать, что Иоанн-Павел II делал всё возможное, чтобы Церковь не только дышала двумя легкими, но и мыслила двумя полушариями. Когда у человека нарушена связь между левым и правым полушарием мозга, развивается душевная болезнь - шизофрения. Не страдает ли современное христианство этой болезнью, если православные и католики, сохранившие  взаимно признаваемые  равночестные Таинства, преемство  апостольского рукоположения и единый Символ веры, до сих пор духовно разобщены, имеют разный календарь и даже Воскресение Христово празднуют вместе только в порядке исключения?!.

Патриарх Алексий II считал, что Иоанна-Павла II "отличали преданность избранному в юности пути, горячая воля к христианскому служению и свидетельству", что его " многолетнее служение как Главы Римско-Католической Церкви снискало заслуженное признание среди христиан". Предстоятель РПЦ, хотя и не соблаговолил встретиться с Иоанном-Павлом II, выражал надежду, "что проблемы, существующие между нашими Церквами, будут совместными усилиями успешно решаться и что новое тысячелетие станет временем преодоления разделений и противоречий между христианами Востока и Запада".

За время своего понтификата блаженный ИОАНН-ПАВЕЛ  проехал около 1 миллиона  200 тысяч км., - расстояние, во много раз превышающее расстояние от Земли до Луны; и во всех этих поездках он неизменно был чрезвычайным и полномочным послом Всевышнего, неизменно выступал в защиту прав личности, против насилия тоталитарных режимов. Во время пастырских поездок по странам Азии и Африки, где преобладают мусульмане, он обращался к ним как истинный миротворец планетарного масштаба - со словами любви и уважения, с призывом  сохранять человеческое достоинство и веру в Бога при любых обстоятельствах: "Ненависть, фанатизм и терроризм оскорбляют имя Бога и извращают подлинный образ человека" - подчеркивал Папа (во Дворце конгрессов в г. Астана, Казахстан). Он молился у Стены Плача в Иерусалиме, он сумел наладить диалог и с мусульманами.

Папа, конечно, мог приехать в Москву как Глава Государства Ватикан (в 2001 году ему предлагал такую возможность тогдашний  премьер-министр РФ Михаил Касьянов), но блаженный проявил истинное смиренномудрие, отказавшись от этого визита, поскольку священноначалие РПЦ считало его преждевременным.

На следующий день после кончины Иоанна-Павла II  митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, направил Кардиналу Йозефу Ратцингеру, нынешнему Папе, телеграмму соболезнования, в которой писал:

"В нашей Церкви всегда находили добрый отклик суждения почившего Папы о многих вопросах жизни общества, об утверждении в нем вечных христианских ценностей, о необходимости возрождения нравственной роли христиан в условиях секуляризующегося мира. Последние дни Иоанна Павла II были отмечены чертами, снискавшими ему всеобщее уважение. Твердая вера, стойкое перенесение страданий заставили миллионы людей восхищаться мужеством этого человека. Искренне надеюсь, что в будущем память о покойном послужит созиданию добрых взаимоотношений между нашими Церквами, станет залогом преодоления существующих сложностей".

У нас нет сомнения в том, что беатификация и канонизация Иоанна-Павла II  даст новый, и несравненно более сильный импульс для возгревания памяти о нем, и тем самым в еще большей степени послужит доброму делу единства Святых Божиих Церквей.

В Кракове уже заложен храм во имя блаженного Иоанна-Павла. Нет сомнения, что к моменту завершения  строительства этот храм будет носить имя святого. Мне остается выразить надежду, что храм с таким же посвящением будет воздвигнут и в Москве. Не побывав в первопрестольном граде России во время своей земной жизни, святой Иоанн-Павел, Папа Римский будет незримо присутствовать в этом храме своим духом.  "Радуйся, святой отче наш Иоанне-Павле, архипастырь вселенский и теплый молитвенник о спасении нашем"!

Валентин Никитин,  д-р философии, акад. РАЕН, обозреватель журнала "Наука и религия"

Доклад был прочитан 15 мая 2011 г. в Культурном центре "Покровские ворота", Москва


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования