Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Проф. Петр Павлюк. Деструктивное наследие советского прошлого. [религия и культура]


Коммунистическое прошлое отрицательно повлияло на современное общество и церковь. Коммунистическая идеология  был вдохновлена масонскими идеями гуманизма, одетыми в привлекательные философские формы. Стремление построить "новый мир", в котором не было места для Бога, привело человечество к созданию бога по имени "человек". Разные гуманистические лозунги формировали в сознании человека чувство непревзойденной личной значимости и абсолютной независимости от Бога.

Установив высокие моральные стандарты, воруя христианские принципы и при этом отвергая Христа, коммунисты лишили людей возможности соответствовать этим стандартам. В результате появилась двойная, тройная, мораль, во всех прослойках общества распространилось чванство и лицемерие.

Благодаря искусственно навязанному дарвинизму, человеческая жизнь была обесценена и работа приравнена к числу высочайших ценностей. А поскольку ценность заключалась в самой работе, то оплачивать ее было необязательно. Людей агитировали работать за идею. Исходя из такого мировоззрения, общество начало оценивать человека исключительно по поступкам, определенным действиям или работе, а не за сущность человеческой личности, созданной по образу и подобию Божьему. Поэтому нет ничего странного, что одни люди использовали других в достижении личных и общественных целей, при этом абсолютно не заботясь о межчеловеческих связях, игнорируя неоценимую, подаренную Богом ценность отношений, без которой не может развиваться никакое общественное звено.

Тоталитаризм и авторитаризм власти привели к образованию вертикальной иерархической, статичной структуры управления. Она устанавливала безграничную власть отдельных лиц и их окружения, тотальный контроль над всеми формами деятельности человека, его личной жизнью и убеждениями, нетерпимость к инакомыслящим, недопустимость никакой оппозиции. Подобная система не могла не привести к деградации и вырождению общества. Особенно сильно авторитаризм власти повлиял на мужскую часть населения. Мужчины стали пассивными и ударились в пьянство. Общество и семья утратили лидера.

Используя все возможности  средств массовой информации, политическая система упорно навязывала людям веру в уникальность всего советского. Советский народ свято верил в то, что мы "самые, самые, самые...".  Формируясь в черно-белом  обществе, люди не имели возможности сравнивать и анализировать, тем более что-либо менять. Искусственно была образована своя "закрытая" культура, а также выработан образ уникального  советского "человека-винтика" и  безликого "советского народа".

Церковь в СССР находилась под мощным прессом умело сформированной враждебности общества в условиях тотального контроля и жестоких репрессий со стороны политической системы. Атеисты рассматривали христиан как главных идеологических противников. Партийная элита поставила цель как можно скорее расправиться с религией. К сожалению, атеисты успели сделать много зла, до сих пор полностью не осознанного и не осмысленного христианами.

За годы преследований церковь  лишили  лидеров. Была утрачена преемственность поколений, не стало глубины познания Бога, угашен миссионерский дух.  Находясь в блокаде, церковь не могла приобщаться к наследию мирового христианства. Богословское, систематическое библейское образование было невозможным.

 Церковь пополнялась за счет детей верующих родителей. Это лишало ее обновления, она была закрытой по отношению к неверующим.  Враждебность государства вызвала соответствующую реакцию церкви. К сожалению, враждебность по отношению к миру незаметно создавала недоступную для неверующего человека церковную субкультуру. Верующие настолько "оторвались от мира", что многие окружающие их люди до сих пор не понимают их языка и не могут принять их образ жизни.

Копирование госструктур оказало губительное влияние на структуру управления церквей. Не осознавая, евангельские христиане перенимали у государства и внедряли навязываемую им структуру, формы и методы управления.  Тоталитарная структура управления всегда направлена на самосохранение. Ее характерными особенностями является застой и деградация. Она, по сути, исключает развитие. Внедряя в церковное управление существующую структуру управления обществом, государство навязало руководству церкви  всю патологию тоталитарной структуры, от которой церковь не свободна до сих пор.

Последствия постсоветской "свободы"

В годы преследования у церкви стояла задача выжить. Ненависть властей, а также насмешки и оскорбления обычных граждан оказали сильное влияние на формирование идеи об отделении евангельских церквей от остальных людей и церквей.  Вследствие этого у церковного сообщества выработался изоляционизм  и скрытость. Церковь научилась жить как особое тайное общество.

Таким образом, особенность евангельского взгляда на общественную деятельность состоит в противопоставлении собрания верующих остальному обществу. Добавим к этому десятилятиями формировавшееся недоверие и  отвержение советским и постсоветским обществом евангельских верующих, волну насилия, коррупции и безнадежности, и на поверхность выходит, что не спасенный мир безнадежно испорчен и настоящие христиане не должны иметь с ним ничего общего. В результате продолжается удаление евангельской церкви от злободневных нужд окружающего общества.

Позиция христиан "мы не должны иметь ничего общего с грехом" непосредственно связана с акцентом на святость церкви как ее основной цели. На этическом и богословском уровнях как необходимое условие святости проповедуется иллюзорная стабильность и достижение блаженства в христианской жизни. Активное участие в жизни общества рассматривается как угроза святости.

Современной церкви необходимо осознать себя частью общества и заявить свою социальную позицию. Но этот вызов времени не дает стабильности для практического церковного богословия. В быстро меняющемся мире возникают десятки проблем, которые такая церковь не может решать. Поэтому многие возможности воздействия на общество до сих пор, активно игнорируются.

Явна также  неспособность руководства многих церквей видеть воздействие окружающей культуры на особую среду церкви. Как бы парадоксально это ни звучало, но борьба с "миром" была настолько важной частью программ  этих церквей в советское время, что они не заметили, насколько легко и естественно этот "мир" проник в жизнь общины и  ее членов. Не имея четкого понимания о степени воздействия окружающего мира, зачастую церковь сражается с мифическим грехом, "не замечая" его явного присутствия в самих борцах и их окружении. К примеру, неясное учение о половой жизни привело к тому, что в соответствии с исследованиями миссии д-ра Джоша Макдауэлла и РАН более половины подростков из евангельских церквей погрязли в мастурбации и других сексуальных грехах. Доктор Иоханнес Раймер заявляет, что каждая пятая эмигрантка из баптистско-пятидесятнического братства СССР в Германию подвергалась сексуальному насилию в собственной семье.

Наиболее распространенным методом контроля по-прежнему является исключение из членов церкви. То есть вместо перевоспитания и поддержки, выбрасывая их в мир, зачастую церковь попросту "добивает" раненых грехом прихожан.

Вследствие этого нередко возникает странная даже для неверующих людей ситуация, когда из-за отсутствия наставничества и душепопечительства современная церковь не способна сбалансировать взаимоотношения своих членов.

За двадцать лет после падения "железного занавеса" украинские баптисты не смогли донести до сознания общества информацию о своей деятельности. В глазах украинского обывателя они являются такими же сектантами, как и 20 лет назад, когда в 1989 году на свободу вышел последний баптист –  узник совести. В течение этого времени они почему-то не развеяли предубеждения соотечественников и не донесли до сознания общества правды о своей вере.

Хотя все это время украинское общество было открыто для такого просвещения, и, если бы евангелизация не направлялась и не финансировалась "заокеанской рукой", возможно, плоды ее были бы другими. Ведь по сути христианская церковь является механизмом выражения Божьей воли окружающему ее социуму, а не неким тайным обществом, непонятным этому миру.

К тому же с началом перестройки начался массовый исход к "тем берегам" сначала гонимых пятидесятников, а затем и баптистов. Новообращенные люди, занявшие их места в поместных церквах, нуждались в духовном росте и не понимали сущности происходящего. Возможное духовное пробуждение было обескровлено и направлено на массовое стадионное пробуждение религиозного сознания постсоветского обывателя и уход пробудившихся людей в различные псевдохристианские сообщества.

Религиозная элита понимала происходящее, но повиновалась зарубежным спонсорам и выдвигала различные оправдания. Происходило это отчасти и потому, что в среде украинских евангельских верующих всех направлений  было много ставленников КГБ, в том числе и на руководящих постах.

Сейчас в Украине активно формируется гражданская религия считающая достаточным иметь "бога в душе". А в евангельско-баптистских церквах нередко процветает кумовство, чинопочитание, начетничество и отстутствие современно образованных, масштабно мыслящих людей. Там муссируются вопросы, которые зачастую никому не интересны, кроме людей их поднимающих.

Мы позволили вытеснить себя на обочину, а затем еще и обижаемся на этот мир, который отчаянно нуждается в Боге, но не понимает языка, на котором с ним о Нем пытаются говорить христиане.

Современность и перспективы

Много раз я предлагал руководству различных евангельских союзов обучить переводчиков с церковного на светский язык. Хотя бы по одному на каждую большую церковь, в крайнем случае, на область. И название для такого специалиста есть подходящее: "специалист по связям с общественностью". Каждая уважающая себя фирма имеет специалистов понимающих азы информационного служения. Ведь в современном информационном обществе без знаний коммуникации шагу не ступить.
Почему же у церкви нет таких специалистов? Почему в Христианском гуманитарно-экономическом университете (www.hgeu.com.ua), где есть возможность не только получить необходимые знания по коммуникации и другим современным специальностям, но и российский государственный диплом, подтверждающий избранную квалификацию, нет молодых баптистов? Или они и дальше желают быть сектантами в глазах обывателей?

Далее, в 21 столетии проявилась так называемая "новая религиозность", которая в каком-то смысле одерживает победу над традиционным константиновским христианством. И если мыслить масштабно, то можно предположить, что многие народы и культуры мира, испытавшие на себе экспансию христианства как господствующей религии, теперь отомстили своим поработителям – если не экспансией, то инфильтрацией своих религиозных идей и практик. И побеждают эти идеи и практики именно эффективностью воздействия на людей!

Сегодня не только западный, но и наш, отечественный, бизнесмен, пожелавший найти духовную поддержку и "изменить сознание" (свое или соперника по цеху), в том числе и для более успешного ведения своих дел, нередко обращается не к священнику и даже не к психотерапевту, а к ближайшему экстрасенсу (гуру, гадалке, парапсихологу и т.д.).

Наблюдается удивительная ситуация: неудача так называемой западной христианской цивилизации, пожелавшей властвовать на Востоке, сопровождалась победным шествием "восточных духовных практик" на Запад. И цивилизация, возросшая на христианстве, а затем – в эпоху секуляризации – на его "внутреннем" отрицании, сегодня восполняет свою потребность в "религиозной метафизике" за счет нехристианской религиозности...

Восточные духовные школы и практики, синкретические культы, харизматические движения, языческие традиции (украинские, африканские или "кастанедовские") оказались вполне совместимы с современным прагматизмом.

И, наконец, еще одна особенность современной религиозной ситуации связана с процессами глобализации. Мир стал единым, взаимосвязанным целым, и мировые религии столкнулись лицом к лицу.

Можно предположить, что 21 век даст христианам полную, абсолютную свободу. И возможно, что мы станем свидетелями если не религиозного возрождения, то по крайней мере дальнейшего роста религиозного присутствия в обществе. Оно должно быть отмечено качественно новым подходом к духовно-нравственным и богословским образовательным программам.

Современная украинская евангельско-баптистская церковь идет двумя путями:

А) Дорогой, по которой прошли канонические церкви. То есть разделение на клир и мирян и признание со стороны государства если не канонической, то хотя бы исторической конфессией.

Б) Возвращением к новозаветным истокам и попыткам нести Евангелие на  языке, понятном для современного общества. Позиционируя себя как часть общества, такая церковь получает больше возможностей для влияния на свое окружение.

Трансформируя библейские догмы в контексте времени, она уходит от буквализма и практически отвечает на духовные, душевные  и социальные нужды людей.

Известный австрийский психолог Виктор Франкл сказал, что мы живем во время все шире распространяющегося чувства утраты смысла. Поэтому современное воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и так  оттачивать совесть, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации.

Богатство христианства не в том, что оно указывает на моральный идеал, но в том, что после обращения к Богу в человеке возрождается аболютно новая, божественная жизнь. Благодаря этому, возрожденный  человек получает право на вечность и силу для практической нравственной жизни со Христом в этом греховном безумно мятущемся мире.

Христианство дает исцеление морально больным, очищает людей от греха, и тогда жизнь по евангельским принципам становится естественной потребностью. Жертва Христа поставила выбор: идти дорогой блудного сына или с искренним раскаянием прийти на Голгофу и получить ни с чем несравнимую радость и счастье на земле, и жизнь с Богом в вечности.

Сегодня христиане Украины все еще имеют огромные возможности для проповеди Евангелия. К сожалению, из-за неумелой организации своей деятельности, продолжающейся искусственной зависимости от западных программ и доноров, или же реального отсутствия средств, эти возможности не всегда используются. Мы не знаем, сколько еще продлится такое благоприятное время. Поэтому необходимо бодрствовать и  не уподобляться неверному рабу, чтобы день Господень не застал нас врасплох  (Мт. 24:42-44).

Список использованной литературы

1. Богословские размышления. №3, Одесса, 2004 г.
2. Газета "Русская мысль", № 4246, декабрь 2000 г.
3.  Газета "Свобода", №39 (309) 2006 г.
4. Журнал "Решение", №14, 2006 г.
5.  Информационный бюллетень Ассоциации "Новомедиа", №2(4), 2006 г.
6.  Ках Гари, Глобализация на пути ко всемирному завоеванию, СПб.-К, 2006 г.
7. Материалы научно практической светско-церковной конференции "Место и роль религиозных организаций в возрождении региона". Одесса, Астропринт, 2001г.
8. Павлюк П.А. Тайная архитектура. Масонство: мифы и реальность. Одесса, ХГЭУ, 2010 г.
9. Решение, №8, Москва, 2004 г.
10. Рокмаер Ханс. Р. Современное искусство и смерть культуры, СПб, 2004 г.
11. Сенченко Н.И. Латентные структуры мировой политики, Киев, 2006 г.
12. Ярл Н. Пейсти. Илия.  HSM, 2003 г.

Петр Павлюк,
доктор теологии, профессор,
ректор Гуманитарной теологической академии (Одесса)

Доклад прочитан на Международной научно-практической конференции "105 лет легализации русского баптизма" и опубликован в сборнике докладов указанной конференции


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования