Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Свящ. Стефан Красовицкий. Торжества в Суздале. Заметка о праздновании тысячелетия крещения Владимиро-Суздальской земли 20-21 июня 1990 г. [история Церкви]


Незабываемыми останутся эти дни, 20 и 21 июня 1990 года, не только в памяти жителей Суздаля, но и в истории Руси и Церкви Российской. В этот древний город, некогда северную столицу Руси, прибыли на празднование 1000-летия Крещения Суздаля не только многочисленные гости из разных городов, не только священнослужители приходов Российской Православной Свободной Церкви (и симпатизирующие им собратья из Московской патриархии), но и два архиерея Русской Православной Церкви Заграницей: епископ Берлинский и Западногерманский Марк и епископ Нью-Йоркский и Манхэттенский Иларион, которые вместе с Преосвященным Лазарем, епископом Тамбовским и Маршанским (главой российских приходов, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей) возглавили торжественное богослужение в Цареконстантиновском храме, настоятель которого, архимандрит Валентин (Русанцов),  перешел недавно вместе с клиром и прихожанами двух храмов (единственных действующих храмов Суздаля) в юрисдикцию Зарубежной Церкви.

Вечернее богослужение, начавшееся в 4 часа вечера торжественной встречей трех архиереев и колокольным звоном, пронесшимся далеко над древними храмами Суздаля и рекой Каменкой, окончилось в девять часов вечера. Но еще долго прихожане, до отказа наполнившие храм, не расходились и пели трогательные народные песни про святых Суздальской Земли, про трудности, радости и горести христианской жизни, протекающей в надежде и уповании на помощь Божию.

Не только Суздальские храмы внимали этому колокольному звону и песнопениям, но, думается, что и древние храмы святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба и св. первомученика архидьякона Стефана - седая русская старина, раскинувшаяся неподалеку от Суздаля над рекой Нерлью, - молчаливо внимала в сонме невидимых ангелов этому чудному голосу пробуждающейся Суздальской Земли. И воскрешались как будто образы древних Суздальских святителей, князей, дружины, народа свободной дотатарской Руси.

По окончании богослужения и легкой трапезы гости разместились - кто в доме гостеприимного архимандрита Валентина, кто в церковном доме, кто в местной гостинице.

В 6 часов утра многочисленные верующие были уже в храме. Началось чтение утренних молитв и правила ко Святому Причащению. Затем последовал водосвятный молебен с акафистом святителю Феодору Суздальскому, ко дню которого и было приурочено празднование Тысячелетия), затем Часы и Божественная литургия с участием трех архиереев и восемнадцати клириков Российской Православной Свободной Церкви, из которых четверо (включая архимандрита Валентина) - священнослужители Цареконстантиновского и Скорбященского храмов Суздаля; шестеро прибыли из Сибири (бывшие клирики Омско-Тюменской Епархии РПЦ); другая часть - присоединившиеся к Свободной Церкви из разных районов России; и, наконец, члены бывшей катакомбной Церкви. Присутствовали также (но не принимали участия в богослужении) несколько клириков Московской патриархии, в том числе известный о. Глеб Якунин, о. Сергий Киперман и дьякон Олег Стеняев. В числе молящихся находилась также известная религиозная писательница Зоя Александровна Крахмальникова.

Во время причащения священнослужителей иеромонах Феодор, клирик Цареконстантиновского храма (который был в этот день именинником), произнес замечательную проповедь о христианском долге и о необходимости отвращения от всякой лжи (т.е. той самой необходимости, которая послужила отделению Суздаля от Московской патриархии).  А после причащения мирян проповедь произнес епископ Марк. Он глубоко и проникновенно говорил о мученичестве, которое в разной степени проявляется в жизни каждого христианина.

Нужно также отметить,что за этим богослужением был посвящен в дьяконы монах Иннокентий, которого, наверное, хорошо еще помнят прихожане и обитатели Синодального дома в Нью-Йорке: он долгое время гостил там и недавно вернулся из Америки.

После приветственного слова архимандрита Валентина и Многолетия в адрес первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Виталия, присутствующих архиереев, клира и мирян - стали подходить к кресту, который давал владыка Марк и тут же, на радость, особенно детям, раздавал деревянные и бумажные иконы. Подарков было много, и все же всем не хватило.

После окончания Божественной литургии состоялся торжественный Крестный ход вокруг двух действующих храмов: Цареконстантиновского и Скорбященского, с окроплением верующих святой водой и чтением Св. Евангелия. Крестный ход закончился торжественным молебном св.благоверному Князю Владимиру, для чего архимандритом Валентином была устроена беседка под голубым матерчатым навесом и сооружен большой транспорант с образом св. Князя Владимира (написанным местными художниками).

Несмотря на постоянно моросящий дождик, народу быдо очень много.

Затем все были приглашены на трапезу, устроенную в Скорбященском храме, во время которой владыка Марк, владыка Иларион, владыка Лазарь, о. Глеб Якунин и Зоя Александровна Крахмальникова произнесли речи с поздравлением городу Суздалю, архимандриту Валентину и всем клирикам и мирянам. Владыка Марк, кроме того, говорил об огромном значении акта присоединения суздальских приходов к Православной Зарубежной Церкви. Владыка Лазарь подчеркнул необходимость для него оставить катакомбный образ религиозного служения и перейти к открытой церковной деятельности. Отец Глеб Якунин высказал оригинальную мысль: "Вы будете воздействовать на Патриархию снаружи, а мы будем преобразовывать ее изнутри". 3оя Александровна Крахмальника говорила о том впечатлении, которое произвело на нее абсолютное единство и сплоченность клира и мирян Суздаля вокруг своего архимандрита Валентина.

О нем нам также следует сказать несколько слов. Только в глубокой древности мы видим практику избрания епископа жителями города. Но именно такого избрания и удостоился архимандрит Валентин. Он фактически стоит на орлеце города, не будучи еще епископом города. Эту несообразность его действительного положения со степенью священства следует как можно быстрее устранить.

Для того, чтобы снизить впечатление и значение празднования 1000-летия Суздаля Российской Православной Свободной Церковью, Московская патриархия пошла на неблаговидные действия. Втайне договорившись с некоторыми из местных властей, представители Патриархии наняли каких-то рабочих ("пьяниц", как рассказали местные жители), которые уже глубоким вечером произвели уборку в Преображенском Соборе, являющемся в настоящее время частью городского музея. Утром же туда приехали автобусы из Владимира с двумя отличными хорами певчих, тремя архиереями (в том числе архиепископ Кирилл (Гундяев)) и какими-то явно нецерковными людьми, которые должны были исполнять роль молящихся. Ужасно подумать, что специально для этого театра и в этом театре была отслужена Божественная литургия. Но так именно они и сделали. После чего все погрузились в автобусы, а собор вновь превратился в музей.

Иподиакон Стефан Красовицкий

Источник: "Прямой путь" (Вестник приходов Русской Православной Церкви Заграницей на территории России), июнь 1990 г., выпуск № 1, Москва – Нью-Йорк


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования