Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Прот. Евгений Чунин. О важности покаяния в жизни христианина и о многих препятствиях, воздвигаемых диаволом на пути человека ко спасению. [гомилетика]


Таинство покаяния (таинство исповеди) является одним из главнейших церковных таинств. Оно установлено Господом Исусом Христом, Который Сам преподал своимапостолам власть прощать грехи кающихся, сказав: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся". (Иоанн, 20: 22-23). Таким образом, Господь именно своим ученикам – апостолам, а по преемственности от них через таинство хиротонии (рукоположения) – и всем служителям истинной Христовой Церкви последующих времен, вручил власть прощения грехов, грехов тех людей, кто живет с верою в Господа, кто пребывает в богослужебном и молитвенном общении с Церковью и – что очень важно – кто обращается к служителям Церкви с просьбой о даровании прощения грехов и, приходя на исповедь, откровенно и без утайки раскаивается в совершенных им прегрешениях.

Благодать Божия, обильно изливаемая на весь человеческий род, подается каждому христианину прежде всего через посредничество Церкви и ее служителей. Поэтому испокон веку принято, что каждый истинный христианин непременно должен иметь своего духовного отца – избранного им пастыря Христовой Церкви – и почасту (не реже одного раза в год) приходить к нему на исповедь, раскаиваясь во всех совершенных грехах и внимательно выслушивая все поручения, советы и наставления своего духовника.

Освобождение человека от тяжести совершенных им грехов, а также и от самого рабства греху (предрасположенности к греховным поступкам) – есть поистине чудесное, радостное и одновременно очень важное для каждого человека дело. И происходитэто не как-либо иначе, а в порядке совершения церковного Чина исповеди, в котором и изложено все чинопоследование таинства покаяния, включающее как исповедь самого кающегося грешника, так и молитвы о прощении исповеданных им грехов, от лица всей Церкви прочитываемые священником.

Безусловная важность Таинства покаяния в деле спасения каждого человека понятна не только христианам. Как это ни покажется странным – отчетливо сознают это и сами бесы, и именно потому они всячески пытаются воспрепятствовать любому человеку встать на спасительный путь покаянного осмысления и исправления своей жизни. Стремясь любым способом смутить человека, внушить ему всяческие превратные и надуманные опасения, и таким образом,отвратить его от участия в спасительном таинстве покаяния, демоны прилагают много различных ухищрений. Именно поэтому сегодня среди незадачливых или начинающих христиан бытует множество разноплановых отговорок и мнимых причин, якобы оправдывающих (в их понимании) уклонение от участия в этом таинстве.

Участием в таинстве исповеди (покаяния) христианин подтверждает свою веру в Господа, по Своему благому промыслу устроившему Святую Церковь на Земле иутвердившему ее Священными Таинствами – для нашего спасения. Те же, кто не участвуют в совершении церковных таинств, и в первую очередь - Таинства покаяния, этим явственно свидетельствуют о своем неверии Слову Божию, и таким самоустранением уже прежде будущего суда Божия сами себе готовят суд, фактически исключая себя из Церкви Божией – как общества людей, деятельно стремящихся ко спасению и будущей Вечной жизни.

Те, у кого есть хоть искра веры и страха Божия, не должен в своей христианской жизни обходиться без покаяния. Кто подолгу не бывает на исповеди, даже если и стремится жить благочестиво (по собственному своему разумению), часто делает труд своего духовного совершенствования практически бесполезным. А кто вообще никогда (или очень давно – например, много лет) не бывал на исповеди, не имеет духовного отца, не стремится к осознанию своих грехов, не беспокоится о преодолении своих греховных слабостей и пристрастий – тот совершенно явно обрекает себя на погибель, а потому и признается отступником от святой Церкви. Если такой человек кичливо называет себя "православным христианином", тем более – "старообрядцем", то это – или явная ложь, или горестный самообман! Нет никаких оснований полагать, будто одного лишь правильно совершенного Крещения достаточно, чтобы человек имел право всю жизнь именовать себя христианином, а по окончании земного жития мог наследовать спасение – т.е. блаженную жизнь вместе со всеми святыми, угодившими Богу. Господь явственно говорит устами апостола, что грешники (то есть все мы) сами по себе – не покаявшись и не исправив свою жизнь – "Царствия Божия не наследуют" (К Галатам 5:21). Именно поэтому каждый христианин призван подтверждать свое высокое звание в повседневном христианском усердии – в соблюдении Заповедей Божиих, в совершении всяких добрых дел, а также в искреннем покаянии в совершенных грехах, равно как и в последующем усердии ко исправлению своей жизни.

Вот потому-то диавол, враг Бога и людей, стремится всякими путями лишить людей Царства Божия, и для достижения этой цели стараетсяв первую очередь помешать им увидеть и осознать свои грехи, чтобы они не покаялись и не получили прощения… Увы, приходится признать: в нынешние времена, при нашем общеизвестном попустительстве самим себе, духовной безграмотности и откровенном нерадении к духовной жизни, нередко это ему удается.

Проблема первая:

а в чем мне нужно каяться?

Прежде всего, сатана стремится внушить каждому человеку, будто у него вообще нет "особых" грехов, в которых бы надо было "специально" раскаиваться. Именно поэтому многие люди вокруг нас столь уверенно и привычно успокаивают себя тем, что они "ничем не хуже других": "Это пусть другие каются, а я ничего особенно плохого не сделал, а грешу – не больше, чем все..." Да-да, именно такими (или очень похожими) рассуждениями чаще всего и объясняют свой отказ от участия в покаянии многие несознательные и заблудшие христиане – совершенно не понимая того, кому именно такие рассуждения более всего выгодны…

Но какие грехи мы могли бы посчитать "особенно плохими", а какие – нет? Святые отцы научают нас, что всякий неисповеданный грех, даже относительно малый, если он, к тому же, вошел в привычку или хотя бы был неоднократно повторен – уже являет собой повод для беспокойства, ибо может оказаться серьезным препятствием в деле нашего спасения. Если же накопление таких "малых" грехов происходит годами или даже десятилетиями – без критического осознания их "общей массы", без регулярного очищения своей совести участием в таинстве покаяния – тогда возможность погубить свою душу и погибнуть под тяжестью большого количества "малых грехов" становится совершенно реальной.

Но самое главное заблуждение тех, кто и сегодня продолжает уклоняться от участия в таинстве покаяния, заключается в том, что их самоуверенное убеждение в "отсутствии грехов" на поверку оказывается банальным нежеланием увидеть их за собою. Точно так ребенок, не желающий мыть руки перед обедом, бывает, готов шуметь и скандалить, доказывая родителям, что у него на руках "нет никаких микробов". Точно так человек, одевшийся однажды в новую рубашку, может и через две недели еще не почувствовать, насколько она загрязнилась, однако, опыт должен подсказать ему, что эту рубашку, хотя она еще и выглядит, как новая, уже пора простирнуть (а сам процесс стирки еще больше убедит его, что такое решение было вполне оправданным).

И потому бывает, когда кто-то из таких "негрешных" христиан все-таки согласится прийти на покаяние, то он начинает свою исповедь словами: "Батюшка, плохого я в жизни ничего не делал и каяться мне не в чем, ну, а грешу – наверное, как все...". Но когда священник, не согласившись с такой позицией, начинает задавать ему некоторые наводящие вопросы, то в ходе исповедальной беседы вдруг оказывается, что почти на 90% заданных наугад вопросов человек отвечает признанием: "Да, и в этом я грешен…" – вот вам и "не делал ничего плохого"… Так откуда же тогда вытекает это самоуверенное убеждение, будто бы нам "не в чем каяться"? Конечно же, вовсе не из отсутствия у нас грехов, а из нашего нежелания разглядеть и увидеть их в своей жизни. Об этом же свидетельствует и апостол Иоанн Богослов: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедаем грехи наши, то Он (Господь), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". (1 Иоанна, 1: 8-9). Вот потому Церковь учит, что весьма страшно и пагубно закрывать глаза на любые проявления собственной греховности – такие люди сами закрывают перед собою спасительную дверь покаяния, а без чистосердечного раскаяния во грехах невозможно получить их прощение, невозможно наследовать спасение и войти в Вечную жизнь.

Проблема вторая:

как преодолеть стыд?

Иной же человек, сознавая свои грехи и понимая важность и необходимость покаяния в них, смущается, однако, постыдностью своих поступков и тяготится необходимостью поведать о них Господу пред священником, и в этом находит для себя определенную проблему. "Как и зачем я буду рассказывать обо всем этом священнику? Разве ему мало своих проблем и переживаний? А мои грехи – это мои личные проблемы, и мне, видимо, следует оставить их при себе".

Подобное стыдливое нежелание "обременятьсвоими проблемами", на самом деле, вовсе не идет нам на пользу, да и по сути своей совершенно неоправданно. Когда мы, к примеру, начинаем чувствовать симптомы какой-то болезни и решаем обратиться ко врачу – нам, может быть, тоже не совсем приятно "обременять" врача рассказами о своих болезненных ощущениях, однако мы успешно преодолеваем это нежелание… Почему? Мы понимаем, что для врача выслушивание пациентов – это его повседневная работа, и за каждый день врачебной деятельности он принимает и выслушивает многих больных, и мы окажемся лишь одними из многих. А с другой стороны, нам этот визит крайне необходим и сулит надежду на выздоровление. И вот, рассудив подобным образом, мы принимаем вполне понятное и оправданное решение – как можно скорее отправиться на прием к врачу, чтобы с его помощью начать кропотливое и, может быть, не очень быстрое лечение. Именно так должны поступать христиане, не тянуть время с излечением наших духовных язв и недугов, и без всяких сомнений обратиться за этим к помощи Церкви, к молитвам служителей Божиих, не откладывая подобные важные дела в долгий ящик. Если мы сознаем, что больны грехом, если мы ищем выздоровления и излечения от греховных язв – тогда наш стыд совершенно не оправдан: не преодолев этот стыд, мы не сможем излечиться.

Вообще, о ложном чувстве стыда, внушаемом диаволом многим людям при их размышлениях об исповеди, убедительно говорит преподобный Ефрем Сирин: "Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи… Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то ТАМ (на Страшном Суде) все будет исповедано перед всей Вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? В (греховном)делемы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим".

Поэтому мы непременно должны найти в себе силы и решимость и, преодолев всякий подобный стыд, непременно прийти на исповедь в церковь (или пригласить священника к себе) – с намерением покаяться перед Господом и поведать священнику о каждом своем грехе, избегая самооправдания и выгораживания себя.

Проблема третья:

а зачем нужен священник?

На следующем месте среди всяческих отговорок от участия в таинстве покаяния стоит непонимание роли священника. Эти люди рассуждают примерно так: "Ну да, я знаю за собой, быть может, даже и многие грехи, и часто мысленно прошу у Бога за них прощения. Но зачем это все знать священнику?"

Конечно же, каждый человек, приходящий на исповедь, раскаивается и исповедует свои грехи перед Господом, однако весьма важно, что все это совершается в присутствии священника – духовного отца и пастыря Христовой церкви. Рассуждая о роли священника в совершении таинства исповеди и сравнивая его с "покаянием в самом себе" – без присутствия священника, без совершения церковного Чина исповеди с содержащимися в нем непременными молитвами о кающемся человеке, епископ Михаил (Семенов) отмечал, что очень часто вся предшествующая подготовительная работа кающегося оказывается менее плодотворной, чем та же духовная работа перед Святым Евангелием и Алтарем, в присутствии служителя Церкви Божией. Обнажить перед другим человеком раны своей совести, преодолеть весь стыд греха можно только при искреннем раскаянии во грехах, соединенном с большим напряжением воли. И эта-то духовная ломка, "распятие совести волей", и должна вызвать тот последний и окончательный перелом, который делает человека достойным спасительного действия благодати Божией. Именно поэтому важно не только осознать свои грехи перед своею совестью – для самого себя, но и поведать о них Богу в присутствии священника.

Тем более, что духовное врачевание человеческих грехов через посредство общецерковной молитвы, с участием пастырей Церкви, установлено Самим Господом и засвидетельствовано на страницах Святаго Евангелия. Священник в этом таинстве действует от лица Господа – как исполнитель Его воли, как служитель Божий и ходатай за весь человеческий род.

Проблема четвертая:

наверное, Бог никогда не простит меня

В то же самое время людям, отличающимся повышенной впечатлительностью и ранимостью, сатанавнушает совершенно противоположные опасения: что они, будто бы, столько уже нагрешили, что им невозможно даже и надеяться на прощение. Такой человек чаще даже склонен преувеличивать свои грехи, и это тоже плохо и неправильно, поскольку совершенно неоправданно считая себя "уже безнадежно погибшим", человек совершенно не прилагает сил к исправлению своей жизни. Бывает, что от подобных мыслей человек впадает в депрессию или отчаяние, что само по себе уже является грехом, и к тому же препятствует совершить искреннее раскаяние. Необходимо помнить: по милосердию Божию всякий грех может быть прощен, и нет таких грехов, в которых было бы невозможно или бесполезно раскаиваться! Наше дело – не рассуждать о границах милосердия Божия, а честно осознать свои грехи и искренне раскаятьсяв них, надеясь на благость Божию, и, приняв со смирением от духовного отца положенную за грехи епитимию, безотлагательно начать труды по своему исправлению.

Проблема пятая: я когда-то давно уже исповедался, но не смог исправить свою жизнь. Зачем я снова пойду?

Некоторые задаются таким вопросом: нужно ли приходить на покаяние, если, раскавшись в каком-то грехе, снова согрешишь? А кто-то размышляет и так: "Что толку каяться, если ты не исправляешься? Я вот сначала исправлюсь, а потом уже приду на покаяние…"

Кажется, вроде и неплохое намерение… Но если мы однажды, даже и раскаявшись, все же не смогли справиться с каким-либо грехом, то само по себе желаемое нами исправление, скорее всего, не произойдет и в дальнейшем. Поэтому такое – будто бы даже и доброе – намерение на самом деле обличает нашу преступную самонадеянность и практически оченьмалореально. Если здесь снова провести параллель с отношением к телесным недугам, то выходит: посетил доктора, несколько раз принял лекарство – а если болезнь сразу не прошла, то – неожиданный вывод – займусь-ка я самолечением… Ну зачем же заниматься самолечением? Просто надо приложить больше старания в проведении рекомендованных лечебных действий.

Можно в ответ спросить таких людей: сколько раз надо подниматься человеку, если он, идя по улице, споткнулся и упал? Ответ очевиден. Сколько раз мы падаем, столько и поднимаемся; – а поскольку грешим мы постоянно, то и покаяние должно быть делом регулярным. Причем, наши неуспехи в исправлении, чаще всего, объясняются тем, что мы не приложили достаточно старания и усердия. Значит, снова раскаиваясь – теперь уже в повторении греха, мы должны постараться вместе со своим духовником еще более тщательно разобраться в его корнях и причинах. И, приняв соответствующую епитимию, а так же внимательно выслушав советы священника, постараться приложить еще больше старания к своему исправлению – тогда любая греховная привычка рано или поздно неминуемо отступит. Важно понимать, что без молитвенной помощи Церкви и без наставлений духовного отца исправить свою жизнь чаще всего не удается.

Помня о множестве препятствий, воздвигаемых диаволом на пути нашего спасения, и прежде всего – в нашем стремлении к покаянию, мы должны, во-первых, строго заботиться о том, чтобы наша христианская жизнь не проходила без ежегодного участия в таинстве покаяния. Более того: в этом важнейшем деле очень важно уметь позаботиться не только о себе, но и о своих близких, кому, быть может, еще не удалось преодолеть возводимые диаволом препятствия и сомнения. Именно поэтому мы должны стараться не упускать никакую возможность снова и снова призвать к покаянию наших родных, близких и знакомых, напоминая им (как и себе, конечно!) о том, что "без покаяния нет спасения".

Проблема шестая:

я и рад бы покаяться, но у меня нет времени!

Чаще всего подобное суждение слышишь от тех людей, кто совершенно не умеет распоряжаться своим временем. Вот, вечером после работы – пока поужинал, почитал газету, посмотрел телевизор, и времени уже нет… А в выходной – пока отдохнул-повалялся в кровати (а как-же иначе, ведь на то и выходной!), пока сходил в магазин или на рынок, пока поговорил по телефону с родными или соседями – глядишь, уже вечереет. И идти снова никуда не хочется – да и день уже прошел… И так – неделя за неделей – нет времени для исповеди, и все!

А что, если однажды отказаться от просмотра телевизора или просиживания в Интернете в какой-нибудь социальной сети? Если внушить себе, что исповедь – это важнейшее дело для нашего спасения, если осознать, что покаяние более необходимо нам, чем наши разговоры про вчерашний футбольный матч или про новый сорт огурцов – тогда, конечно же, необходимое для исповеди время найдется без особых хлопот. Весь вопрос заключается в том, что именно я поставлю исповедь на наиболее важное место при распределении своего времени. И если мы, действительно, захотим найти время для покаяния, то один-два раза в год выкроить час-полтора для исповедального собеседования не составит для нас никакой проблемы.

Проблема седьмая: все понимаю – но я пока не готов...

Итак, сознавая необходимость покаяния, кто-то, однако, откровенно признается себе в том, что есть какая-то преграда, которая мешает ему сделать этот шаг. Он говорит себе "я пока не готов" – но знает ли, КОГДА и В СВЯЗИ С ЧЕМ это расплывчатое "пока" сможет измениться на желанное "да, я, наконец, готов"? Что должно произойти с его жизньюили с его сознанием, чтобы эта готовность появилась? В чем заключается та преграда, которая мешает сделать этот важный и необхожимый для спасения шаг?

Бывает, человек искусственно связывает исполнение этого важнейшего дела с какими-то своими второстепенными планами или обстоятельствами: "Я смогу прийти на исповедь, когда пошью себе новое платье" (или "когда куплю красивый платок", или "когда перестану работать", или "когда брошу пить (курить)", или "когда начну молиться", или еще что-то подобное). Но после того, как человек провозгласит сам себе некое подобное условие, почему-то оказывается, что исполнение этого безобидного условия неожиданно затягивается или даже вообще откладывается на неопределенный срок. Идут годы, и платье все остается не пошито, и бросить курить или начать ежедневно молиться все так же не удается, а сам такой человек по-прежнему остается в стороне от спасительного пути покаяния... Множество подобных неудачных примеров должно бы надежно убедить нас в том, что всякое придумывание искусственных условий в таких важных делах опасно и чревато, и вовсе не служит нашей пользе.

Но иногда бывает, что человек вроде и условий никаких не придумывает, но, однако, явственно ощущает свою внутреннюю неготовностьк покаянию – и не может разобраться, что именно ему мешает... "Может, когда-нибудь потом, но сейчас я не готов" – вздыхает такой человек...

Почему происходит что-то подобное? Такое бывает, если человек незаметно для себя потерял мир со своей душой, или подсознательно воюет со своею совестью, не находя сил откровенно признаться себе в этом? И именно потому он страшится любых попыток разобраться в самом себе. Или за этим стоит некая другая, неосознанная причина – в любом случае нельзя позволять себе смириться с наличием такого препятствия, нельзя уходить от этого вопроса! Если что-то мешает нам идти ко спасению – мы ОБЯЗАНЫ уделить этому делу внимание и время: ведь именно ради того, чтобы угодить Господу и наслеловать Вечную Жизнь – каждый из нас и рождается на белый свет. Ни занятость делами, ни какие-то другие проблемы не должны нам помешать, ибо "Какая польза человеку, если (даже) он приобретет мир весь, а душе своей повредит? Чем он сможет выкупить из погибели свою душу?" (поучение в Чине покаяния).

Итак – если кто-то никак не может разобраться в самом себе – он ДОЛЖЕН поскорее прийти на исповедь,чтобы постараться разобраться в себе – и перед своею совестью, и перед Господом. А если кто будет продолжать войну со своею совестью, то со временем голос совести может умолкнуть в его душе навсегда... И если такой человек, бывает, испытает даже и некоторое облегчение в своих душевных муках – разве таковое облегчение будет радостным, разве оно соделает человека готовым к покаянию?

Проблема восьмая:

я не знаю – как и что делать во время исповеди?

Бывает, что человека, желающего покаяться, сдерживает чувство неловкости от незнания того, как вообще надо вести себя в храме, и в частности – во время исповеди. Но и эти сомнения – всего лишь жалкие страхи, которые должны быть отвергнуты напрочь.

Каждый священник помнит слова Господа: "Грядущего ко Мне не изжену вон". Поэтому, если вы обратитесь к священнику с просьбой принять вас на покаяние, то ваше намерение непременно исполнится. А если для этого придется некоторое время и подождать – примите сие со смирением, как некоторое испытание твердости вашего намерения. И постарайтесь уже заранее обратиться к Господу за помощью, и начните молиться, подготавливая себя к этому важнейшему для душевного спасения делу – покаянию.

Если даже вы совершенно ничего не знаете о церковных обычаях, однако имеете намерение покаяться во грехах – не стоит излишне волноваться: ведь вы далеко не первый, кто впервые пришел на исповедь. Для начала узнайте в храме, в какие дни будет совершается ближайшая исповедь, выберите наиболее удобный для себя день и запишитесь на этот день.

Когда вы зайдете в исповедальную комнату, встаньте перед аналоем, на котором возлежат Святое Евангелие и Животворящий Крест, и со смирением совершите 3 поклона до земли с молитвою мытаря (слова молитвы подскажет вам священник). После сего можно приступить к исповедованию своих грехов.

Конечно же, сознавая важность покаяния для каждого христианина, необходимо позаботиться и о родных и близких. Если кто-то из них не торопится прийти на исповедь, не следует ожидать, пока Господь Сам напомнит им об этом. Говорить и напоминать о покаянии своим родным, близким и знакомым – наш повседневный долг, естественное проявление милосердия и заботы об их спасении.

Источник: "Покровский Вестник", февраль 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования