Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Игумен Кирилл (Сахаров). Вопрос о церковном календаре: чисто технический или принципиальный? [религия и культура]


Кажется, с календарём подвели к последней черте - давайте, мол, соглашайтесь на минимальную жертву (для начала, конечно). Под напором обновленческих сил, набирающих обороты, устоять трудновато. "Даёшь общее с католиками празднование Пасхи!" Поступательное прогрессивное движение вперёд своим напором теснит ряды консерваторов. Есть большие опасения, что грядущий большой Собор проведёт в жизнь общее с Западом празднование Пасхи. И вот рад бы расслабиться, что-то почитать для души, лишний раз подышать воздухом, подлечить болячки, но не тут-то было. Близкий собрат отец N сказал: "Давай-ка шевелись, отстаивай чистоту веры, реагируй на модернистские поползновения". Нельзя сказать, что тема для меня новая. Сколько себя помню в церковном плане, этот вопрос был в поле моего зрения. Новостильники всегда маячили на горизонте, а потом и реально с ними пришлось соприкоснуться.

Вспоминаю посещение Кипра в конце 90-х годов. Здесь у старостильников пять или семь храмов, есть и монастыри – в двух я побывал. Старостильники Кипра относятся к самому строгому течению – матфеевскому (по имени своего первого епископа Матфея). Что тогда поразило? Казалось бы, разница между старостильниками и новостильниками чисто техническая, отличие только в календарном вопросе. Почему же тогда такой разительный контраст буквально во всём: в стиле и продолжительности совершения богослужений, отношении к постам, в подготовке священнослужителей и мирян к причащению и т.д. Помню купил книжку в церковной лавке старостильного храма, обратила на себя внимание фотография, на которой с одной стороны была зафиксирована практика новостильников: обливательное крещение, священник без бороды с сигаретой в зубах, братание с католиками и т.д. С другой стороны фотографии отображалось жизнь старостильников. Надо ли говорить, что всё было иным. Невольно напрашивался вывод – а так ли уж маловажен календарный вопрос, если изменение календаря влечёт за собой такие серьёзные последствия? Так ли уж маловажно, что при "исправленном календаре" Петровский пост часто сокращается или полностью исчезает, если приходится на седмицу Пятидесятницы, когда он запрещается Типиконом? (так было, например, в 1986 году). И вот какая получилась дисгармония: греческие монахи на Св. Горе Афон прославляют одних святых в какой-либо день, а их собратья где-нибудь в глубинке Греции молятся другим святым. В Румынии православный митрополит, отслужив службу на Богоявление, поздравляет наших русских старообрядцев с Рождеством. Где-нибудь в Европе колокола греческого храма созывают верующих на службу, в то время когда колокола находящегося рядом русского храма безмолствуют и т.д. Разве не достойна эта картина сожаления?Вспоминаю встречу в ОВЦС в начале 90-х годов с представителями Американской Автокефальной Церкви. Я тогда "ошарашил" их таким "фундаменталистким" выпадом – вот, мол, добились автокефалии, отделились от Матери Церкви и вскоре перешли на новый календарь, и другие модернисткие метаморфозы пережили. Вот то же самое будет, если Украинская Православная Церковь отделится от Московского Патриархата.

Помню ещё приезд в середине 80-х в Данилов монастырь иерарха Александрийского Патриархата митрополита Тита. Я тогда был иеродиаконом. Накануне литургии меня "заклинило", я сказал наместнику монастыря о. Евлогию, что не смогу служить с новостильниками. Наместник был озадачен, распекал меня после вечерней службы – мол, заучился, раскольнические настроения, в Древней Церкви из-за споров о дне празднования Пасхи не разделялись и т.п. Пришлось служить…

Приезд в Данилов монастырь предстоятеля Финской Автономной Православной Церкви – единственной среди Православных Церквей, которая перешла на новостильную пасхалию, - вообще нагнал мистического ужаса. На полиелее несколько насельников монастыря в священном сане, в том числе и аз грешный, приложившись к иконе праздника, "сманеврировали" в сторону, не подошли к помазанию. Серьезнейшее каноническое нарушение, допущенное Финской Церковью, повлекло за собой и ряд других, больших и малых отступлений. Вот некоторые из них: допущение ко Св. Причастию инославных; фактическое упразднение исповеди; позволение женщинам причащаться в любом состоянии и т.п. Богослужения в православных храмах Финляндии крайне сокращены. Большие потрясения в связи с календарной реформой пережила Румыния в 20-30-е годы. Народ здесь уклонялся от посещения новостильных храмов. Тогда конная жандармерия насильно сгоняла крестьян на службы в эти храмы. В настоящее время в Румынии немало старостильных храмов, есть и большие монастыри. Нелегко пришлось здесь в предвоенные годы и русским старообрядцам. По некоторым статистическим данным, их в Румынии до 100 тысяч человек.

Рассказывают, что румынский диктатор Антонеску с наганом в руке требовал от старообрядческого митрополита согласия на переход на новый стиль. Тот решительно отказался и предсказал поражение Румынии в войне. Митрополит был заключен в лагерь. Когда перспектива поражения Румынии в войне вполне обозначилась, Антонеску распорядился выпустить митрополита из заключения. Выше приведённые примеры однозначно показывают напряжённо-сдержанное отношение к новостильникам, церковная жизнь которых подаёт к такому отношению к ним немало поводов. Но довольно личных примеров, перехожу к сути вопроса.

Вот что говорил по вопросу о реформе календаря наш известный церковный историк В.В. Болотов на заседании Русского астрономического общества в 1899 году: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю". Митрополит Санкт -Петербургский Антоний (Вадковский) назвал юлианский календарь "надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром "инославных". Профессор Н.Н. Глубоковский считал, что новый стиль в астрономическом отношении нисколько не совершеннее старого и не имеет никаких преимуществ по сравнению с ним. В самом деле, юлианский календарь используется в Церкви, в исторической хронологии и в астрономии - там, где требуются точные математические расчёты. День Святой Пасхи по григорианской пасхалии пришлось бы совершать вопреки апостольскому и соборным правилам и древней церковной практике до иудейской Пасхи или в один день с ней. Так, например, только за одно столетие 1851- 1950 гг. иудейская Пасха пятнадцать раз предваряла Пасху западных христиан.Кстати, древняя общецерковная практика относительно церковного календаря равносильна канонам. Календарь понимался не просто как орудие для измерения времени, но как нечто, организующее время и определяющее пульс космической, исторической и биологической жизни. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой.

Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ (Франция 1793 и 1871 гг. и др.). Наш современник известный православный богослов архимандрит Рафаил (Карелин) писал: "Замена юлианского календаря другим, рационализированным календарём похожа на замену храмовой иконы портретной живописью". Поместный собор 1917-18 гг. подтвердил юлианский календарь.

О едином календаре для празднования великих христианских праздников говорилось в послании к христианам всего мира Константинопольского патриархата в 1920 году. В 1923 году эта Поместная Церковь, которую возглавлял тогда патриарх Мелетий (известны данные о его членстве в масонской ложе), первой перешла на новый стиль. В Константинополе тогда прошел не Собор и даже не Синод, а состоялось т.н. Всеправославное совещание… из девяти человек. В работе этого совещания не участвовали представители самой большой Православной Церкви – Русской, как и ряда других Православных Церквей. Изгнанный из Константинополя Мелетий сомнительными методами смог добиться избрания на Александрийский престол. В Александрийском Патриархате также был введен новый стиль. Известно, что Мелетий поддерживал наших обновленцев и стремился занять Иерусалимский престол. Это ему, однако, сделать не удалось. В 1935 году он умирает от страшной, мучительной болезни. Говорят, что он лишился рассудка и через 6 дней испустил дух, скрежеща зубами и ломая себе руки. В предсмертной агонии он стенал: "Я мучаюсь, потому что разделил Церковь!" О раскаянии его ничего не известно. А вот протеже Мелетия на кафедру афинских архиепископов Хризостом – виновник перехода Греческой Церкви на новый стиль - раскаялся, но дело было уже сделано. Наш Патриарх Тихон был введен в заблуждение в том, что якобы все Восточные Поместные Церкви перешли на новый календарь и новую пасхалию. Патриарх издал Постановление о переходе на новый стиль. Во многом это было им сделано под давлением большевиков во главе с Е. А. Тучковым. Патриарху обещали ослабить гонения на верующих, помиловать приговоренных к расстрелу и отправленных на каторжные работы священнослужителей. Надо ли говорить, что это не было исполнено? Известно, что в то же время Патриарх Тихон тайно рассылал по епархиям письма, в которых призывал епископов на местах строго держаться юлианского календаря. В октябре 1923 года из-за сильных волнений среди верующих, которые перестали посещать службы по новому стилю, патриарх распорядился Постановление о переходе на новый стиль "временно отложить". Тогда власти опечатали патриаршую канцелярию и расклеили по улицам столицы экземпляры отмененного Постановления. Ближайший помощник патриарха архиепископ Илларион (Троицкий) был арестован и сослан на Соловки. Впоследствии Патриарх Тихон говорил, что хотя юлианский календарь "и не догмат Церкви, но отказ от него является серьезным нарушением всего церковного строя. Практически это непослушание Священному Преданию Церкви, что канонически недопустимо". Русская Зарубежная Церковь на трёх своих Соборах, проходивших в 20-е годы , отрицательно отнеслась к введению нового стиля. Резкая критика нового стиля звучала на Всеправославном совещании в Москве в 1948 году. На этом совещании о церковном календаре было сказано, что это "вопрос веры, и весьма наиважнейший". Наш богослужебный Устав- Типикон - плод молитвенных трудов многих подвижников благочестия. Его можно соблюсти нерушимым только при Юлианском церковном календаре и Александрийской Пасхалии. Сам же церковный календарь можно смело назвать иконой времени. Немаловажным фактором, подтверждающим истинность и значимость юлианского календаря, являются чудеса. В Греции парламент после долгого давления со стороны Запада в январе 1925 года решил ввести в Греческой Церкви новый стиль. Все епископы тогда и большинство священников, не убоявшись анафем трёх Поместных соборов 1573, 1756 и 1848 гг., перешли на новый стиль. Большинство монашества и множества народа не приняли этой реформы. Тюрьмы не могли вместить всех старостильников.

14 сентября 1925 года по старому стилю, в день Воздвижения Креста Господня, в небесах над Афинами было знамение. В этот день около четырёх тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви св.ап. Иоанна Богослова. Высоко на востоке воссиял огромный белый восьмиконечный крест. Величиною крест был в несколько сот метров, и из его середины, как луч прожектора, упал сноп света на церковь и народ окрест её. Вид был величественный. К этому времени подошёл отряд полиции, который должен был арестовать священника. Полицейские, увидевшие крест на небесах, с народом упали на колени. Раздались крики и плач : "Господи, помилуй!". Трое полицейских вскоре сняли униформу и стали монахами, остальные – старостильниками. Но не только собравшиеся у церкви видели это знамение, - крест был виден со всех концов Афин. На центральной площади города остановились трамваи, народ выходил и с криками показывал на небо. В окнах и на крышах домов стояли люди и падали на колени перед Крестом Господним.

Не буду много говорить о чудесном схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это поразительное чудо ярко свидетельствует об истинности старого календаря. Скажу ещё о четырёх чудесных обстоятельствах. Ежегодно в праздник Преображения по старому календарю на горе Фавор над православным храмом, в котором совершается ночное всенощное бдение, появляется облако, обильно источающее росу. И это там, где всё лето стоит сильная жара без капли дождя, без единого облачка на небе!

На праздник Введения расцветает верба. Так было, например, в 1992 году в Подмосковье. Теперь уже бывший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов в своей проповеди на праздник Введения рассказывал об этом чуде. И вот во время проповеди сотрудница храма поднесла ему только что распустившуюся веточку вербы…

В ночь Рождества Христова небо яснеет, появляются звёзды, происходит потепление. А ведь перед этим, как правило, бывают морозные дни, иногда со снегом, с метелью, с ледяным ветром.

Наконец, вода, освящаемая на Богоявление по старому календарю, не портится. Когда я был послушником Почаевской Лавры в конце 70-х годов, в монастырской надкладезной часовне в ночь на Богоявление "возмущалась", т.е. бурлила вода.

Итак, старый календарный стиль – это "неписанное предание", а его, по слову святителя Василия Великого, следует держаться. Скажу больше: солидарен с позицией о. Константина Буфеева о целесообразности перехода России на старый календарный стиль и в гражданской жизни. Так ли уж это нереально? Полагаю, что и для Запада это в принципе возможно. В настоящее время здесь наблюдается возврат к иконе, забытой на протяжении многих веков. Почему не предположить, что не произойдет возврата и к иконе времени – Юлианскому церковному календарю? Известно завещание Патриарха Пимена, первым пунктом в котором значилось: "Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – юлианский календарь, по которому преемственно молилось в течении тысячелетия Русская Церковь". Синод во главе с Патриархом Алексием ll в феврале 1997 года, после известного инцидента в Свято-Иоанновском монастыре на Карповке, в своем Определении заявил: "Вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит". То же самое Патриарх Алексий писал в своем ответе на Обращение Союза Православных братств в начале 90-х годов.

Но, может быть, григорианский календарь – это уже вчерашний календарь? Вполне возможно, что во имя объединения православных с инославными планируется изменить Православную Пасхалию и даже принять т.н. "новый мировой календарь", над проектом которого уже давно работает ООН. Этот календарь нарушит седмеричную периодичность дней недели, восходящую к сотворению мира, вследствие чего окажется упраздненным и воскресный день. Воскресение будет приходиться на различные дни гражданской недели. Невольно вспоминается пророчество Даниила, который, говоря о последних временах, предсказывал, что антихрист даже "возмечтает отменить у них праздничные времена и закон" (Дан. 7, 25). В славянском переводе Ветхого Завета слову "отменить" соответствует глагол "пременить", т.е. "переменить". Это пророчество сбывается: в новостильных церквах произошла перемена, или перемещение церковных праздников, что вызвало нестроения в богослужебной жизни и разделения.

Есть ещё один необычный аспект календарной проблемы, а именно : а какой сейчас год – 2010 или 2018 ? Неожиданно? Всё равно? А как же тогда быть с пророчествами Даниила о времени пришествия Мессии (его знаменитые седмины)? Если настаивать на том, что сейчас идёт 2010 год, тогда как быть со словами из Символа Веры "Распятого за ны при Понтийстем Пилате", если Пилата в то время уже не было? Откуда всё это, как так получилось? От Петра I, вестимо. Это он, мечтавший унифицировать всю российскую жизнь по европейскому образцу, в своём указе в декабре 7208 года от сотворения мира писал, что 1700 год от Рождества Христова приходится на 7208 год от сотворения мира. То есть получается, что вместо 1708 года настал 1700-й! Это вызвало у подданных вполне справедливое чувство недоумения. Куда же делись восемь лет их жизни? Справедливости ради нужно сказать, что первое упоминание в России об изменении даты начала новой эры принадлежит митрополиту Исидору, который, подписав в 1439 году Флорентийскую унию, на обратном пути в Россию рассылал послания с католической датировкой Рождества Христова. Но тогда на Московской Руси это было отвергнуто, а Исидор низвержен. Но "новая хронология" вернулась на Русь спустя два века, когда в 1666 году в Москве на Соборе была принята "Известительная грамота о низвержении московского патриарха Никона".Под этим документом стояли подписи всех иерархов Русской Церкви и нескольких архиереев, включая двух патриархов, Восточных Православных Церквей. И фактически Собор благословил переход на на западную хронологию. Поэтому после 1666 года многие внешнеполитические акты России стали датироваться по "новой хронологии". Вот еще штрих к объёму пагубных последствий реформы патриарха Никона.

В заключение приведу грустный рассказ одного из паломников Псково-Печерского монастыря, услышанный в этом году перед Пасхой. Этот человек поведал о тревожном событии - в монастыре вышел из затвора старец Андриан. Он был весь в слезах и сказал, что нынешняя Пасха - последняя Православная Пасха. Боже, милостив буди нам грешным!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования