Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Игумен Кирилл (Сахаров). В вотчине князя Дмитрия Пожарского. [воспоминания]


Осталось три года до великого юбилея – 400-летия освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. Хороший повод приехать в места, связанные с нашим полководцем князем Дмитрием Пожарским. А для нынешнего приезда тоже повод -10-летие преставления известного и в то же время таинственного старца схиархимандрита Алексия.

Но обо всём по порядку. Вотчина Пожарского – это уголок Нижегородской земли (ныне на территории Ивановской области), где располагаются три Мугреева: Центральное или собственно Мугреево, Мугреево-Никольское и Мугреево-Дмитровское. Вот сюда мы и направили свои стопы после литургии на праздник Архистратига Божия Михаила. Стартовали, как обычно, т.е. с искушениями. Опять – двадцать пять: "А почему не я? А он уже был! А у тебя же ограничения на общинные поездки" и т.д. Чуть не сорвался, поездка была под угрозой. Удержала следующая мысль: "Ну и кому от этого лучше будет, враг будет только радоваться, что поездка сорвана". Вздохнул ("Тяжела шапка игумена на приходе"), взял себя в руки - и вперёд.

По пути обязательно посещаем храм у дороги, тем более, в воскресный вечер. На сей раз был Успенский храм в Петушках. Попали на полиелей (был канун праздника иконы Божией Матери "Скоропослушница"). Храм построен в начале прошлого века, убранство внутри его - в стиле модерн. Приложились после помазания к мощам святителя Афанасия (Сахарова), который был первоначально погребен в ограде храма, и двинулись дальше. В конечный пункт приехали за полночь. Утром, с 6.30 – полунощница в домовой Ильинской церкви, а затем молебен прп. Евфимию Суздальскому в одноименном храме. На месте приходского храма Мугреево-Дмитровское с 14 века был скит, в котором на покое проживали монастырские старцы. В этом селе провел детство князь Дмитрий Пожарский. Здесь же он лечился после получения ранений в период первого ополчения. Он и построил нынешний храм в честь преподобного Евфимия Суздальского, которого очень почитал.

Служили по старому обряду с настоятелем храма иеромонахом Алексием. Главная храмовая святыня – икона с изображением св. влмч. Димитрия Солунского и прп.  Евфимия Суздальского с частицами их св.мощей. Когда-то это село было подворьем Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Был ещё величественный Иверский собор, от которого сохранилась высоченная колокольня. Собор закрыли в 30-е годы, а в начале 50-х он "сложился", т.е. рухнул в одночасье. И колокольню хотели завалить с помощью металлических тросов, но она устояла. Сейчас на ней висит один колокол, и ещё пять ожидают подъёма. Рассказывали, что этими местами интересовались представители РПАЦ из Суздаля. Отец Алексий (кстати, армянин по национальности) оказался человеком рассудительным, аскетичным, высоко духовно настроенным. Начинал церковное возрождение здесь в начале 90-х протоиерей Леонид. Первые службы проходили в приспособленном помещении в бывшем магазине. Отец Леонид – бывший военный, колоритный типаж представителя малороссийского духовенства. "Берсеневский Евдокимов" - прихожанин нашего храма Георгий Иванов - очень ярко в лицах воспроизводил приемы пастырской работы с жителями здешних деревень этого простонародного батюшки….

Моя стихия - отслужить шестичасовую всенощную, "накачать" до предела духовными наставлениями и церковно-общественной проблематикой пасомых, вызвать на ковёр за то, что трапезу начали на полторы минуты позже, а службу на целых 7 минут и т.д., а вот так возиться с народом - ну не моя стихия.

Три часа общения за чашкой чая с о. Алексием и следующий пункт программы - заупокойная лития на могиле старца Алексия в Мугреево-Никольском. Могила находится за алтарём кладбищенского храма в честь вмч. Артемия Веркольского. Настоятелем храма является схиигумен Митрофан.

Помню, как лет шесть назад на одной из антиглобалистских конференций в Москве им была предпринята попытка провести формулировку о необходимости покаяния русского народа в грехе цареубийства. Тогдашний глава Союза православных братств Л.Д. Симонович-Никшич закончил свою эмоциональную речь предложением встать тем участникам конференции, которые считают, что русский народ был виновен не в цареубийстве, а в попущении этому злодеянию. Отец Митрофан был обескуражен таким поворотом… В Мугреево-Никольском он частично восстановил Никольский храм, где уже три года проходят службы в летнее время. Руки не дошли пока до Троицкого храма, расположенного напротив Никольского. Была ещё им построена деревянная церковь во имя св. мч. Уара. Этот храм, однако, сгорел.

Теперь несколько слов о погребенном здесь старце-схиархимандрите Алексии.

В этом году на десятилетие преставления старца в Мугреево-Дмитровское приезжала старушка, которая поведала рассказ своей матери о том, что будущий старец с 28 лет отличался прозорливостью. Многие из тех, с кем мы беседовали о старце, склонялись к тому, что он был спасшимся царевичем Алексием. При этом они приводили примеры,  подтверждающие это мнение. Говорили также о том, что старец знал наизусть Псалтырь и Евангелие, еще и четыре древних языка. Когда в конце жизненного пути в военном госпитале города Краснознаменска ему отнимали без общего наркоза вторую ногу, то на операционном столе старец шутил. Пораженные медсестры плакали. Врачи удивлялись, видя нежное, чистое, без морщин тело старца. В заключении в общей сложности старец провел более 20 лет. Говорил, что самое тяжелое наказание на Соловках было то, когда заключенному обматывали голое тело мокрой простыней и на час выставляли на 60-градусный мороз. Сажали также его зимой в холодный карцер, где он усердно молился. Охрана удивлялась, что он оставался жив. Когда в юности старца власти изгнали из Киево-Печерской лавры, он решил посетить Дивеево. Дело было глубокой осенью. Молодой монах стал замерзать. В это время к нему приблизились несколько медвежат с медведицей. Медвежата играючи стали его слегка подталкивать. Потом появился медведь. У нашего монаха от страха и усталости подкосились ноги. Он сложил крестообразно руки на груди и заснул. Утром проснулся, окруженный теплыми медвежьими тушами. Покашливая, разбудил медвежье семейство. У него было сильное недоумение - куда дальше идти. Медведи же, подталкивая его своими тушами, вывели на верную тропу. И действительно, пойдя в этом направлении, он увидел монастырскую колокольню. Хлеб, который был у него, в знак благодарности он отдал медведям. Казачьему полковнику Олегу Чепсову, с которым старец лежал в одной больничной палате, были предсказаны четыре операции, что и произошло.

Когда один из моих духовных чад стал рассказывать о моих трудностях в связи с отказом от ИНН на храм, старец заплакал, и у него со стоном вырвалось: "Спаси его, Господи. Пусть он идет до конца". Я посетил его в Луховском монастыре, где он был духовником последние два года жизни, и сказал ему о том, что мой знакомый видел заготовленный указ о моем освобождении от должности настоятеля. На это старец сказал: "Ничего у них не получится, указ положат под сукно". Так и произошло. Когда незадолго до смерти у него в палате собирались врачи на свой консилиум, он отдавал им честь, выражая тем самым свою готовность принять их приговор. Одному из своих помощников на тяжком одре болезни старец говорил о своей мученической смерти. Есть версия о его отравлении. Совершили на могиле старца заупокойную литию, и в течение 15 минут каждый молился про себя. Обедали у давнего нашего знакомого отца Валентина. Хотел бы об отце Валентине и о беседе с ним рассказать поподробнее. Отец Валентин - из потомственных старообрядцев-безпоповцев Латвии. Здесь, кстати, старообрядцам принадлежало до трети всех земель. В его роду были старообрядческие наставники. После армии длительное время он жил в лесах в разных регионах России. При проживании в лесу случались драматические моменты. Например, встреча с медведем. Закончил три курса старообрядческого духовного училища при Гребенщиковской общине. Из наставников училища особо ему запомнился отец Иоанн Миролюбов, преподававший катехизис. Из положительных впечатлений в этот период его жизни особенно ему памятна общинная жизнь у старообрядцев. Тяготило отсутствие таинств, ощущение оскудения благодати, внешним выражением которого было отсутствие святилища, Святая Святых за иконостасной перегородкой. Большим событием в его жизни была встреча с игуменом Алексием и особенно с архимандритом Кириллом Бородиным, который стал его духовным отцом. У отца Валентина 11 детей: младшей Варваре - 3 года, а старшей Евдокии - 19 лет. Одно время к старшим дочерям батюшки Серафиме (18 лет) и Евдокии сватались таджики-мусульмане. Отец Валентин крестил их в пруду. Полноценными христианами, однако, они не стали, и из брачной затеи ничего не получилось. Дети отца Валентина никогда не учились в общеобразовательной школе, что не мешало получать им качественное образование дома. Семья отца Валентина стала лауреатом Всероссийского конкурса "Семья России 2009 года", им присвоили звание почетных граждан России.

В 2006 году отец Валентин был признан отцом года. Детей в семье практически не наказывают, потому что они послушны. По светскому образованию отец Валентин художник-модельер. Своими руками он сделал сотни прекрасных вышивок. В основном, это иконописные изображения, но есть и светские, например, герб княжества Монако и знак князя Дмитрия Пожарского. Каждая работа, по словам отца Валентина, рождается, как дитя, и ее жалко отдавать.

Посетили в Мугреево Центральное Святоезерскую Иверскую пустынь. Основание пустыни относится к глубокой древности.

По преданию, здесь, среди непроходимых лесов и болот, подвизался святой старец Филарет. Он выкопал колодец, дававший необычайно чистую воду. Со временем колодец начал обваливаться по краям, и постепенно на этом месте образовалось обширное (окружностью более 10 км) удивительной красоты озеро, которое названо было Святым.

В 1385 г. святитель Киприан, митрополит Московский, долго подвизавшийся на Афоне и имевший большую склонность к уединению, посетил Святое озеро, а затем стал часто удаляться сюда для молитвы; построил церковь в честь Преображения Господня, - и тем положено было начало монастырю. Преемник его, святитель Фотий, также любил удиняться здесь.

Первоначально Святоезерский монастырь был мужским, но в конце XVIII он был упразднён и обращён в приход. В середине XIX в. шуйский купец М.С. Посылин устроил при Святоезерском храме богадельню для женщин, которая затем была преобразована в монастырь.

Открытие Святоезерской женской общежительной пустыни произошло 4 октября 1860 г. В 1907 г. был построен величественный трёхпрестольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Святоезерская Иверская пустынь была одной из немногих женских обителей, где был принят и строго соблюдался Саровский устав.

В начале XX века в обители было около 78 сестёр. Уединённое положение монастыря, строгий подвижнический устав и необходимое внешнее благоустройство способствовало духовному возрастанию насельниц. Паломники отмечали необыкновенно высокий духовный настрой святоезерских сестёр.

К 1928 г.монастырь был закрыт. Вновь он был открыт в 2001 г. На сегодня в обители около 30 насельниц.

На обратном пути в Москву посетили монастырь с редким необычным названием "Боброк". Помянули здесь павших воинов. Этот монастырь был основан в XVII веке на месте встречи двух ополчений – Минина и Пожарского. Сейчас в нем расположен детский интернат. Проехав Владимир, решили посетить Боголюбский монастырь.

Подъехали к обители к началу вечерней службы. Услышав трезвон, подумали, что праздник. Оказалось, что трезвон у них ежедневно, в т.ч. к рядовым службам. В главном храме обители полтора десятка насельниц и считанные единицы мирян. Не видно никаких патрулей, штурмующих и защищающихся. Содержание песнопений в огромном храме не очень четко прослушивалось. Обратило на себя внимание то, что после вечерни читалось повечерие с канонами. Да, не во многих монастырях так строго исполняется богослужебный устав. Конечно, хотелось встретиться со старцем, засвидетельствовать ему свое почтение и заверить в молитвенной поддержке. Созвонился с близкими к обители людьми и попросил их содействия в организации встречи. Объясняю послушнице, сопровождавшей к келье о. Петра, что мы с ним знакомы аж с 1984 года. Тогда я, будучи простым иноком, приезжал в знаменитую пустыньку под Ригой, где он был духовником. "А Вас тогда еще на свете не было", - говорю своей спутнице. "Нет, мне уже тогда был год", - отреагировала она, улыбаясь. В коридоре у кельи старца несколько молодых монахинь. Глядя на их аскетичный облик, невольно пришел в смущение в связи со своим "трудовым мозолем", "аналойчиком", т.е. заметно выступающим вперед животом. Вышел старец – знакомое впечатление наполненности внутренней духовной силой. "Как, отец Кирилл, с Берсеневки?" Я: "Батюшка, вот, проезжая мимо, решил заодно заехать. Хотел бы выразить Вам свою молитвенную поддержку, сказать, что неоднократно на проповедях и по "Радонежу" касался темы гонений на вашу Святую обитель. В интервью "Русской народной линии" сказал, что идет настоящая зачистка традиционных очагов нашей духовности, которые так неугодны глобалистам, либералам, экуменистам и модернистам". Старец : "Да, да, именно традиционных очагов нашей веры". Я : "Наверное и нас скоро ожидают похожие нападки". Старец тяжело вздохнул.

Затем: "Я вот месяц, как только это началось, страдаю от высокого давления". Я: "Мне как человеку битому, знающему кухню подобных дел, было с самого начала ясно, кто двигает это дело, как оно будет проходить и чем всё это кончится". "Да, да", - поддержал старец. Я: "А мы с Вами земляки". "Да? - удивился старец. - Откуда Вы?" Я: "С Донбасса, с Луганской области, а я знаю, что Вы с соседней Донецкой". Старец: "А где Вы там в Луганской области жили?" Я: "В районе городов Алчевска, Зоринска, Стаханова". Отец Пётр : "Стаханов от меня 60 км." Я : "А от нашего Артемовска 25 км". Отец Петр : "И я из Артемовска". Я: "У нас небольшой городок, 13 тыс. населения". Отец Петр : "А у нас 90".

Такой вот диалог. В заключение говорю о. Петру : "Батюшка, я рад что побывал у Вас, хоть как-то поддержал Вас, а то знаете, как бывает: когда человек при должности, занимает солидное положение, тогда все к нему стремятся, хотят общаться, а когда гонения, тогда очень многие отходят, какая-то пустота образуется". "Да, да, вакуум",  - отреагировал архимандрит Пётр . Уходя, подарил ему лестовку . По настоятельному приглашению батюшки поужинали в монастырской трапезной.

P.S. Большой радостью для меня был подарок от о. Петра, врученный мне через несколько дней после нашего разговора. Эта была прекрасного письма Боголюбская икона Божией Матери.  


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования