Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

А.Р. Аюпова. Развитие идей салафизма в Великобритании. [ислам]


В статье рассматривается процесс эволюции идей салафизма на территории Великобритании. Для салафизма, особого течения в исламе, характерна апелляция к опыту раннемусульманской общины при решении религиозных вопросов и так называемая "шариатизация" общественной жизни. Особенностью салафизма в Британии является его внутренняя разнообразность и динамичность, влияние его идей на мусульманские общины Великобритании намного сильнее, чем количественное присутствие его адептов. Это достигается путем массированного присутствия в интернет-пространстве и ведением активной пропаганды среди молодежи. Поиски идентичности на фоне роста недовольства политикой мулътикулътурализма, становятся фактором стремительного притока в это движение новых последователей.

Относительно устойчивые мусульманские сообщества утвердились на территории Великобритании с середины XIX в. Однако лишь после окончания Второй мировой войны отмечается массовый приток иммигрантов-мусульман на Британские острова, главным образом из Южной Азии (Пакистан, Бангладеш), частично Ближнего Востока и стран Африки (1).

Значительное влияние на современный облик мусульманских диаспор Соединенного Королевства оказало колониальное прошлое империи. На сегодняшний день южноазиаты (индийцы, пакистанцы и бангладешцы) составляют до четырех пятых британских последователей ислама. Соответственно, те формы бытования ислама, которые исповедовались на "исторической" родине, были привнесены и на новую почву.

Среди всего многообразия исламских течений в Великобритании можно выделить четыре основных. Самая значительная группа представлена последователями барелви, которое известно также как ахл-и-суннат ва джамаат ("Люди сунны"). Затем следует приверженцы деобанди, Джа-маат-и-ислами и ахл-и-хадис. Все эти течения укладываются в рамки суннитского ислама, но есть также и шиитские секты, преимущественно исмаилитского толка (2).

Всего несколько мечетей Великобритании публично заявляют о своей просалафитской ориентации. Прежде всего это мечеть Грин-Лейн и Институт салафийи в Бирмингеме, мечеть Ибн Таймии в Брикстоне и Исламский центр в Лутоне (3).

Термин "салафизм" представляет собой кальку с арабского салафийа (салаф - предки, предшественники). В суннитском исламе категория ас-салаф включает в себя три первых поколения мусульман. Следовательно, салафиты — это те, кто выступает с "призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, "праведных предков" (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид'а (недозволенные новшества) все позднейшие нововведения в указанных сферах" (4).

Лишь с конца 80-х гг. прошлого столетия удается проследить появление салафитских группировок на исламском пространстве страны.

Одной из первых организаций, занимающейся распространением салафизма на территории Соединенного Королевства, являлась "Организация возрождения пути Сунны" (Jamiat Ihyaa Minhaaj Al-Sunnah, далее - JIMAS) (5). Ее лидер Манвар Али, известный как Абу Мунтасир, в значительной степени ответственен за пропаганду идей салафизма посредством проведения лекций и семинаров в мечетях, исламских центрах и университетах по всей стране. Успешное воспроизведение салафитского дискурса поддерживалось финансированием религиозных институтов саудовскими спонсорами, бесплатной раздачей сопутствующей литературы и пополнением рядов проповедников выпускниками саудовских учебных заведений (6) .

С середины 90-х гг. XX в. салафизм в качестве альтернативной религиозной парадигмы прочно утвердился в мечетях и медийном пространстве Соединенного Королевства. Дело в том, что на начало 90-х гг. выпал поворотный момент в процессе институализации ислама, совпавший с поисками идентичности второго поколения мусульман, что, наряду с духовной дезориентацией, становится одним из факторов стремительного притока в движение новых адептов. Этому способствует и "трансмазхабность" салафизма, так как в нем отсутствует жесткая привязка к какому-либо одному суннитскому мазхабу (правовой школе) (7).

В условиях глобализирующего исламского сознания ответить на призыв салафийи - значит приобщиться к мировому мультиэтничному сообществу и обрести утраченную идентичность. Членство в движении подобного рода обеспечивает возможность создания "групп по интересам" с общими целями и развитой системой взаимной поддержки, что так необходимо молодым людям, стремящимся влиться в ряды всемирной уммы (общины).

Ситуация усугубляется и тем, что на рубеже веков отношения между британскими властями и мусульманскими диаспорами обострились. Внимание правительства и парламента привлекают общественные дебаты о необходимости изменения современной интеграционной политики в связи с событиями 11 сентября 2001 г. в США, взрывами бомб в лондонском метро в 2005 г., а также процессы радикализации молодежи (8). Многие мусульмане недовольны политикой мультикультурализма, проводимой властями страны в отношении религиозных и этнических меньшинств. Прежде всего ставится под сомнение практическая реализация антидискриминационных правовых норм и успешность механизма предоставления равных возможностей всем гражданам страны. В этом смысле, радикализация мусульманской молодежи является следствием специфических условий, сложившихся в Британии.

Салафизм особо популярен среди второго и третьего поколений мусульман-южноазиатов с существенной долей черных и белых неофитов (9).

Этот факт можно объяснить низким по сравнению с первым поколением иммигрантов уровнем интеграции молодежи в европейские общества и ее склонностью к усвоению радикальных идеологем (10).

Важнейший компонент доктрины салафитов - идея исправления (ислах) общества, протестный потенциал которой направляется против традиционных форм социальной организации, - привлекает молодых мусульман. Дополнительным "раздражителем" в вопросе радикализации определенной части мусульман страны является политика Великобритании в Афганистане и Ираке, а также поддержка Израиля в палестинском конфликте.

Относительно высокую привлекательность для неофитов следует искать во внешней "рационализированности" положений салафизма. Многие мусульмане устали от так называемого "культурного ислама", находя в салафизме чёткую внутреннюю логику и интеллектуальную строгость.

Беспощадной критике подвергаются суеверия и "наивные" народные представления барелви, мистические переживания суфиев и патриархальность деобанди. Альтернативы, предлагаемые, например, "Молодыми мусульманами Великобритании" или "Хизб ут-Тахрир", пока не выдерживают какой бы то ни было серьезной конкуренции.

Тем не менее в последнее время наметилась тенденция усиления позиций умеренного ислама, а также активизация деятельности суфийских братств. Не последнюю роль в их популяризации сыграл яркий и харизматичный американец Хамза Юсуф (Марк Хансон). Английская газета "Гардиан" назвала его "наиболее влиятельным исламским ученым, живущим на Западе" (11).

Призыв Хамзы Юсуфа подхватили другие ученые - такие как кембриджский профессор Абдаль Хаким Мурад (Тимоти Уинтер) и шазилийский шейх, американец Нух Келлер, проживающий в Иордании. Эти три фигуры возглавили стратегию дискредитации полититизированных интерпретаций ислама и притязаний салафитов в текстуальной ортодоксии. Особенно преуспел в этом Абдаль Хаким Мурад, его работы формируют один из самых популярных англоязычных ресурсов в Интернете по "традиционному исламу" (12).

Эволюция британского салафизма достигла своей критической точки в 1995 г., когда напряжение, возникшее между различными группировками внутри JIMAS, привело к идеологическому расколу. Истоки такого разделения следует искать в социально-политических трансформациях в Королевстве Саудовская Аравия (далее - КСА), оказавших непосредственное влияние на расклад сил в салафитской среде Британии.

В 90-е гг. в КСА группа богословов предприняла несколько оппозиционных акций, наиболее скандальной из которых является послание королю Фахду "Меморандум о наставлении" ("Музаккират ан-Насиха") от 1991 г. В нем содержится ряд рекомендаций и критических замечаний как религиозного, так и политического характера, в частности по вопросу присутствия американских войск в самом "сердце" исламского мира. Многие религиозные деятели задавались вопросом, почему правящие круги КСА обратились к американцам за помощью в борьбе против других мусульманских государств и более того - способствовали созданию там военных баз? Идеологически эту группу возглавили Салман ал-Ауда и Сафар ал-Хавали, получивший известность своей воинственной риторикой в адрес правительства (13).

Проекцией саудовской ситуации на Великобританию стало то, что активист JIMAS Абу Хадиджа Абдул Вахид вызвал резкую поляризацию внутри организации, бросив вызов Абу Мунтасиру и тем, кто симпатизирует антисаудовским настроениям. Несмотря на попытки авторитетных мусульманских деятелей Великобритании примирить враждующие фракции, разрыв стал неизбежным, и Абу Хадиджа со своими сторонниками вышел из JIMAS, основав "Организацию исламских сообществ Ахл ас-Сунна" (Organization of Ahl al Sunnah Islamic Societies, OASIS). Этой же группировкой был основан Институт салафийи в Бирмингеме, а также ряд ассоциированных веб-сайтов (14).

Подход, реализуемый Абу Хадиджей и его последователями, отличается нетерпимой позицией к бывшим коллегам - носителям своей версии методологии ислама. Основные информационные ресурсы оппонентов полны взаимных претензий и обвинений; составляются черные списки и объявляются бойкоты, продолжающие разделять салафитов до сих пор.

Среди авторитетных лидеров салафийи, действующих на территории Британии, следует также отметить Абу Алию и Усама Хасана (15).

Как правило, салафитские организации и движения либо зарегистрированы как благотворительные, либо образуют неформальные объединения верующих, группирующихся вокруг крупной мечети.

По мнению отечественного исламоведа А. Игнатенко, в учении салафитов "присутствуют два непременных, системообразующих, органично присущих салафизму положения - о такфире и джихаде" (16).

Такфир - это обвинение в безбожии (куфре) всех тех, кто не согласен с салафитами, в том числе и мусульман. Несогласные объявляются неверными (кяфирами), в отношении них дозволяется вести джихад, который трактуется прежде всего как вооруженная борьба.

Однако британский салафизм демонстрирует внутреннюю неоднородность, которая выражается в отсутствии единого вектора развития, что делает невозможной выработку общей позиции салафитов как по локальным проблемам мусульманских диаспор страны, так и по глобальным вызовам современности. Так, в Соединенном Королевстве есть радикально настроенные представители салафийи, они же джихадисты, выступающие за ведение вооруженного джихада с целью свержения "вероотступнических" и "неверных" режимов и создания исламского государства. Есть и те, кто разделяя вероучение (акыда) праведных предшественников, выступает за реформу исламской методологии (манхадж) с учетом изменений социально-политических реалий в мире. Их приоритет - мирный призыв, их путь - убеждение, а не насилие. Сохранение мусульманской идентичности в условиях современного британского общества является для них основной задачей. Критике подвергаются народные суеверия и обряды, не совместимые с истинными ценностями ислама. Современные достижения научно-технического прогресса заимствуются в той мере, в какой они способствуют развитию мусульманских общин. Фактически такие салафиты отвергают саму идею джихада как насильственного действия, основанного на концепции такфира.

Подобную стратегию, например, избрала для себя JIMAS. Организация зарегистрирована как благотворительная и существует на добровольные пожертвования. Среди декларируемых ею целей значатся оказание образовательной и благотворительной помощи гражданам страны независимо от их вероисповедания, содействие и развитие более глубокому понимания ислама и его практик, осуществление исламского призыва, стремление к единению всех мусульман и пр.

На официальном сайте организации утверждается ее равноудаленность от привносимых извне политических движений и идеологий, которые "по своей природе не отвечают потребностям британского общества"17. Среди авторов работ, рекомендованных к чтению, можно встретить как представителей классического исламского наследия - таких как ат-Табари, Ибн Кясир, имам ан-Навави, Ибн Ханбал, имам аш-Шафии, так и современных теоретиков исламского фундаментализма - Абдуль-Азиза бен База, Ибн ал-Усаймийа и ал-Албани.

Таким образом, особенностью движения салафийи в Британии является его внутренняя разнообразность и динамичность. Общее место - апелляция к опыту раннемусульманской общины и возвращение к истокам веры, некоему фундаменту. В этом смысле справедливо употребление термина "салафизм" для обозначения фундаменталистских течений в исламе. Однако, как верно отвечается, "в рамках салафизма могут сосуществовать другие, дробные деления, выделяться те или иные оппозиции (джихадистский - неджихадистский. консервативный - обновленческий и т.п.)" (18).

Влияние идей салафизма на мусульманские общины Великобритании намного сильнее, чем количественное присутствие eго о адептов. Это достигается путем массированного присутствия в Интернет-пространстве и ведением активной пропаганды среди молодежи. Поиски религиозной идентичности на фоне роста недовольства политикой мультикультурализма становятся дополнительным фактором стремительного притока в это движение новых последователей.

Библиографический список

Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2 (8).

Ислам. Энциклопедический словарь, /отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991. - С. 315.

Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. - М: Ладомир, 2004. - С. 480.

Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. - СПб.: петербургское востоковедение, 2008. - С. 288.

Плещунов Ф.О. Политика мультикультурализма в Великобритании и процессы радикализации исламской молодёжи страны // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. - 2009. - № 1.

Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. - М.: КомКнига, 2005. - С. 63.

Ansari H. Muslims in Britain. - L.: Minority Rights Group, 2002. - P. 40.

Hamid S. The Development of British Salafism... - P. 10.

House Jim. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe, Eds. Gerd Nonneman, Tim Niblock and Bogdan Scajkowski, Reading, UK: Garnet Publishing, 1996. - P. 346.

--------------

1 Ansari H. Muslims in Britain. - L.: Minority Rights Group, 2002. - P. 6.

2 Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. - СПб.: петербургское востоковедение, 2008. - С. 288.

3 Hamid S. The Development of British Salafism // ISIM Review. - 2008. - № 21. - P. 10.

4 Ислам. Энциклопедический словарь. / отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991.-С. 204.

5 http://www.jimas.org. (дата обращения 11.11.09).

6 Hamid S. The Development of British Salafism...

7 Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. -№ 2 (8).

8 Плещунов Ф.О. Политика мультикультурализма в Великобритании и процессы радикализации исламской молодежи страны // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2009. - № 1.

9 Hamid S. The Development of British Salafism...

10 House Jim. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe, Eds. Gerd Nonneman, Tim Niblock and Bogdan Scajkowski, Reading, UK: Garnet Publishing, 1996. - P. 346.

11 The Guardian. - 2001, October 8.

12 http://www.masud.co.uk (дата обращения 11.11.09).

13 Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / пер. с фр. В.Ф. Денисова. - М: Ладомир, 2004.-С. 480.

14 http://www.salafipublications.com/sps; http://www..salafitalk.net/st; http://www.sala-fimanhaj.com. (дата обращения 12.11.09).

15 Hamid S. The Development of British Salafism... -P. 11.

16 Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе....

17 http://www.jimas.org/aims.htm (дата обращения 11.11. 09).

18 Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. - М.: КомКнига, 2005.-С. 63.

Источник: научно-теоретический журнал "Религиоведение", № 2, 2010


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования