Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Антоний Подольский. Слово о пьянстве. Из книги "Красноречие Древней Руси". [религия и культура]


Слово о многопотопномъ и прелестномъ пьянстве. Составлено смиренным Антониемъ Подольским

Срамъ есть царю во еже убожествомъ по нужди страдати: сице же и горнему нашему безплотному уму самовольне телесными омрачатися и мысленныя светлости чужду быти. И якоже мракъ противенъ есть солнцу, сице же и душевному умному свету мысленное омрачение, еже бываетъ отъ любопищнаго и пьянственнаго пребывания. И якоже въ мечтании зде тленное богатство и слава, сице же и тленное сие омрачительное уму пьянственное веселие. И паки вода, егда со берниемъ и каломъ смешаема, мутна и нечиста бываетъ, сице же и легчайший нашъ умъ, егда плотными омрачени паче же пьянствомъ одолеваемъ, нечистъ и дебелъ случается. [...]

Пьянство есть, еже отъ вина и сикера нам бываемое, по того убо бесованию, отчюждение отъ Бога и отъ себе наступление, уму превращение, памяти отгнание, нраву пременение, крепости разслабление.

Пьянство есть забытие смерти, безстрашие будущаго суда, невнятие преступлению, лености наставление, тщанию бремя, презорству отецъ и паки сынъ, безстудию подпора, безчинию стена, тщеславию крыло, гордости облакъ, дерзновению огнь, напастямъ источникъ, болезнь телу, самовольный недугъ, души тщета, всегдашняя тма, удомъ раздробление, мыслемъ расточение, разсуждению погубление, зрению ослепление, синета очесемъ, неблагообразие лица, сердечный червь, безвременная смерть, калъ души, молитве смрадный дымъ, блуду чрезъестественный питатель, скотское пребывание, кромеестественное дело, ко уверзению ровъ, мудрости поглощение, художеству потребление, дому раззорение, богатству тать, прибыт-комъ моль, напрасная скорбь, бодрости сеть, убожеству ходатай, посрамление наготе, о будущихъ нечювствие, изгубление времени, пути претыкание, нечаемая беда, внезапная буря, многоволненное потопление, лихоимству понуждение, убивству стречение, жестокосердию вина, отчаяние отъ Бога, грехомъ забытие, истребление добрыхъ делъ, старейшимъ детство, мудрейшимъ суесть, крепкимъ и разумнымъ чудное падение, отлучение вечнаго веселия, вождь къ будущему пламени. Пьяный воистинну есть скверна предъ Богомъ, смрадъ ангеломъ, игралище бесомъ, другъ лжи, любви ножъ, копие другомъ и чюдо многимъ [...].

Воистинну многопотопна и прелестна страсть сия, и многи симъ недугомъ болезнующе, яко олово въ воде, зельне потопляются, отъ нихъ же первый есмь азъ. Утле древле сподобися пьяный; тогда бо яко въ сию въ себе вливая, безъ успеха трудяся и сокрушая си плоть и душу потопляя. Не того бо ради предано есть намъ пища и питие, во еже упиватися и объядатися невоздержно, но на укрепление тела и на веселие по время благоподобно.[...]

Аще ли же погубляетъ насъ вино, то далече сего бежимъ, да не обладани будемъ отъ него и не до конца погибнемъ! И якоже отъ малы скважни корабль потопляется, такоже и отъ малы искры огненны великъ пламень огня бываетъ и многи вещи сожизаетъ: сице же и отъ мала небрежения и слабости велико небрежение и презорство приходитъ. Ничтоже тако великимъ бедамъ ходатайствует, яко нерадение и леность крепости погублениемъ, такоже и обретениемъ желаемымъ еже сопротивное. И сего ради идеже многое падение бываетъ, ту крепости потреба и воздержания.

Преже бо бури подобаетъ пристанище стяжати и прежде подкопывания храмины сию укрепити и прежде нашествия рати вооружатися и укрепити стены, сиречь сердечныя затворы, глаголю же мужество, мудрость, правду и целомудрие, и тако стрещися пьянственнаго невоздержания, егда еще не въ порабощении того и егда еще во благосожитии. Аще ли не тако — нерадениемъ имаши пребывати, тогда уразумееши, егда приидетъ зима, не имети имаши покрова, где главы подклонити. И якоже мравии, такоже и пчелы не зимою, но во время летнее и красное въ трудехъ пребываютъ и уготовляютъ себе пищу, егда же зима и мразъ настаятельствуетъ, тогда безъ вреда пребываютъ и утешение приемлютъ: сице же и ты отъ сихъ да научишися притчи[...].

И паки три страсти падительны суть человеком: сребролюбие, сласть и сщеславие, но ничто же от сихъ тако, якоже пьянство погубляетъ нас. [...]

И сего ради яко отъ некоего злаго душсвнаго и телеснаго губителя, невоздержания ради нашего и слабости, вина и сикера подобаетъ воздержатися, разве точию великия нужда. И помяни паки, яко несть ти въ семъ пользы, но вредъ и всякая сладость временная горестию проженется, радостная же печалию покрывается и время точию вотще препровождается. Восприими же въ сего место умное вино — чтение божественныхъ писаний и ручное дело и молитву, наставляюща тя въ животъ вечный и въ радость нескончаемую и вечную и премени винное вожделение на любовь духовную и божественную, и тако первие съ мыслию своею, яко съ некимъ ратникомъ злымъ, крепостию и трудомъ да борешися, последи же возрадуешися о побеждении ихъ, и мысль незыблемую восприявъ возвеселишися, яко обретая корысть многу и умну некую сладость благодатию Господа нашего Иисуса Христа, ему же слава со Отцемъ и со Святымъ Духомъ, ныне и присно и въ некончаемыя веки, аминь.

Перевод

Слово о многопогибельном и коварном пьянстве, составлено смиренным Антонием Подольским

Стыдно царю страдать в убожестве и нищете, так и высокому нашему бесплотному уму негоже омрачаться из-за своеволия тела и лишаться ясности мысли. Как мрак противен солнцу, так и душевному свету ума неприятно помрачение мыслей, которое бывает от чревоугодия и пьянства. И как тленны мечты о богатстве и славе, так же губительно омрачающее ум пьяное веселье. Как вода, смешиваясь с навозом и нечистотами, становится мутной и грязной, так и проворный наш ум под властью чревоугодия и пьянства нечистым и грубым становится. [...]

Пьянство от вина и сикера из-за буйства и необузданности пьяных есть отчуждение от Бога, от себя отступление, ума совращение, памяти изгнание, нрава изменение, силы ослабление.

Пьянство есть забвение смерти, небоязнь будущего суда, непонимание греха, лени наставление, усердию бремя, высокомерию отец и сын, бесстыдству опора, бесчинству стена, тщеславию крыло, гордости облако, дерзости огонь, напастям источник, болезнь телу, добровольный недуг, души суета, всегдашняя тьма, членам расслабление, мыслям расточение, рассудку гибель, зрению ослепление, потемнение очам, неблагообразие лица, сердечный червь, безвременная смерть, кал души, молитве смрадный дым, блуда чрезмерного возбудитель, скотское состояние, неестественные поступки, в пропасть падение, мудрости поглощение, ремеслу конец, дому разорение, богатству вор, доходам моль, жестокая скорбь, бодрости сеть, нищете пособник, бесстыдство в наготе, беспечность за будущее, загубление времени, на пути препятствие, неожиданная беда, внезапная буря, многоволнное наводнение, к лихоимству понуждение, убийству встреча, жестокосердия вина, отлучение от Бога, ошибок забвение, истребление добрых дел, старейшим детство, мудрейшим суета, сильным и разумным непостижимое падение, отказ от вечного веселья, вождь к будущему пламени. Пьяный воистину есть скверна пред богом, смрад ангелам, игрище бесам, друг лжи, любви нож, копье на друга и диво многим [...].

Воистину многопорочна и заразительна страсть эта, и многие недугом сим болеют и, как олово в воде, быстро опускаются на дно; из них первый — я сам. Дырявой посудине уподобляется пьяный: как в нее, напрасно льет он в себя, разрушая тело и погубляя душу. Ведь не для того нам были даны пища и питье, чтобы упиваться и объедаться без меры, но даны нам для укрепления тела и для веселья во время благопристойно. [...]

И если так губительно для нас вино, то давайте будем избегать его, чтобы не дать ему воли над собой и не до конца погибнуть от него! От малой щели корабль тонет, от малой искры большое пламя разгорается и многие вещи сжигает, так и от малой слабости большие беды бывают. Ничто так не способствует великим несчастьям, как нерадивость и леность, ослабляющие силу, заставляющие желать противное человеку. От этого много опасностей бывает для человека, чтобы избежать их, нужна сила и воздержание.

Прежде чем начнется буря, следует позаботиться о пристанище, прежде чем под домом рыть, надо дом укрепить, прежде чем нападет враг, надо вооружиться и воздвигнуть стены, иначе говоря — затворы сердца — я говорю о мужестве, мудрости, правде и целомудрии. И уже тогда надо бояться пьянства, когда еще не порабощены вы этим пороком, когда еще живете вы в мире и согласии с самим собой. А если не так, если не позаботитесь заранее об этом, тогда и не заметите, как придет зима и вы не будете иметь надежной защиты, крова, где можно преклонить голову. Как муравьи и пчелы трудятся не зимою, но в летнее радостное время заготавливают себе корм, потому и невредимы бывают они, когда приходит зима и наступают морозы, живут они в довольстве. Так и ты поучись у них и прислушайся к этой притче [...].

Больше других три страсти губительны для человека: сребролюбие, сладострастие и тщеславие, но никакая из них не опасна для человека так, как пьянство. [...]

Поэтому надо воздерживаться от вина и от сикера, как от некоего злого губителя души и тела, приходящего из-за нашего невоздержания и слабости; разве только будет в них крайняя нужда. И вспомни снова, что нет в пьянстве пользы, но только вред, от него всякое наслаждение в горесть превращается, радость печалью покрывается и время бесполезно проходит. Прими же вместо всего этого умное вино - чтение божественных писаний и рукоделье, и молитву, направляющее к жизни истинной и к радости бесконечной и вечной; смени жажду к вину на любовь духовную и божественную, начни с желанием своим бороться силою и волею, как с неким ратником злым. Впоследствии возрадуешься ты о победе своей и мысли незыблемые восприняв, возвеселишься, как будто прибыль получишь большую и умное некое наслаждение благодатию Господа нашего Иисуса Христа; ему же слава с Отцом и со Святым Духом, ныне и вечно и в нескончаемые веки, аминь.

Перевод Т.В.Черторицкой

Источник: "Красноречие Древней Руси (XI-XVII), Москва, "Советская Россия", 1987 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования