Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г.Зайде. Русская Православная Церковь заграницей (особое внимание уделено Германской епархии). К состоянию Российской Православной Церкви со времен Октябрьской революции. Часть 4. [История Церкви]


1 часть здесь

2 часть здесь.

3 часть здесь.

4. Значение и численность РПЦЗ: состояние на 1997-1998 гг.

РПЦЗ вступила в пределы православного мира благодаря своему историческому развитию, количество верующих в РПЦЗ возросло, и сила духовного воздействия приобрела огромное значение. В период между двумя мировыми РПЦЗ была для православных и неправославных церквей представительницей Русской церкви и тем самым - партнером в теологическом диалоге. На православных совещаниях 20-х и 30-х она представляла интересы всей Русской Церкви. С неправославными Церквами она продолжала диалог с позиций до 1918 года. Для христиан западного мира русские общины в диаспоре многие годы являлись единственной встречей с Православием. Одно лишь существование этих общин делало много для того, чтобы духовность православия и традиции Русской Церкви стали лучше известны на Западе.

Исходя из своей численной величины, РПЦЗ внутри православного мира являлась совсем не последним членом: количество ее прихожан позволяет лишь очень приблизительно оценивать себя, поскольку общины за счет эмиграции из бывшей СССР значительно возросли. Единственно нехватка духовенства помешала тому, чтобы образовались многочисленные новые общины. Можно исходить из того, что сегодня РПЦЗ имеет по всему миру 200000 прихожан. С примерно 350 общинами, 30 монастырями и скитами, одной духовной семинарией и прочими церковными организациями вроде типографий, социальными и благотворительными организациями, сейчас РПЦЗ больше, чем иные автокефальные или автономные поместные церкви.

Среди православных церквей в изгнании РПЦЗ единственная в течении 80 лет окормляла во всем мире общины. Две другие русские церкви в изгнании (Парижская юрисдикция и Северо-американская метрополия) были всегда только регионально представлены. И заслуга РПЦЗ в том, что даже в самых отдаленных уголках мира русские верующие могли сохранить и практиковать свою веру. Даже если некоторые из этих общин в диаспоре, например, в Азии и Африке, сегодня уже не существуют, РПЦЗ исполняла там многие годы и даже десятилетия свое пастырское назначение.
Существование РПЦЗ и ее значение среди православного мира прояснялось снова и снова по тому, что ее критику не игнорировали, и более того, прислушивались к ней, особенно когда она разоблачала отклонения или "модернизм" определенных православных кругов.

Церковь к тому времени разделялась на 10 епархий, к ним относятся и епархии в России, которые в переломный период в России подчинялись РПЦЗ. Эти епархии состояли из общин, вышедших из Катакомбной церкви, которая больше десяти лет поддерживали отношения с РПЦЗ. Примерно половина общин РПЦЗ, духовная семинария и большинство монастырей находятся сегодня в Северной Америке, где живут примерно 60% верующих.Епархии окормляются 18 епископами, в том числе викарными.К ним добавились в России четыре епископа и более чем 100 священников и несколько монашеских братств, перешедшие в юрисдикцию РПЦЗ. Заграницей
к духовенству принадлежат 290 священников и 90 дьяконов. В монастырях живут около 100 монахов и 300 монахинь.

Особенно положительным является баланс священников в общинах. Их число росло начиная с 90-х, при том, что средний возраст священников отчетливо уменьшался и стал ниже 50-ти лет. Среди священстве очевидна смена генераций. Эти перемены затрагивают все епархии. Рост численности духовенства неожидан, потому что материальное положение семей священников очень тяжелое: священники живут на (добровольные) взносы и пожертвования или вынуждены параллельно заниматься мирской профессией. Только очень малое число общин могут в силу своей величины обеспечить своему духовнику гарантированный доход. И при этом число священников и кандидатов в священники последние годы значительно возросло. Обеспечение общин духовенством, в любом случае, очень различно: в то время как в Северной Америке и Австралии множество общин имеют более одного священника, за исключением маленьких общин или находящихся в отдаленных местах, в Европе и Южной Америке малое число священников является угрозой для дальнейшего существования отдельных общин. Только примерно каждая вторая община здесь имеет в своем распоряжении более еще одного духовника. В Европе отмечается определенное улучшение, поскольку множество молодых кандидатов было рукоположены в последние годы, в одной только Германсокй епархии, начиная с 80-х, было рукоположено более 10 человек.

Из примерно 350 общин 180 находятся в США и Канаде, 40 в Южной Америке, 90 в Европе, 25 в Австралии и Новой Зеландии и 15 в Африке и Азии. Монастырь на Святой Земле, отдельные общины в Африке, Азии и определенные общины в Европе, так же как и некоторые монастыри, подчиняются непосредственно первоиерарху.

Большинство общин сегодня имеют в своем распоряжении собственные храмы. Многие церкви находятся также в арендуемых помещениях и прежних католических или протестантских храмах. Изнутри храмы убраны для православной литургии, иконостасы, иконы и церковная утварь частично состоят еще из привезенной из России, но все больше поставляются собственными художниками - монахами и монахинями. Начиная где-то с середины 60-х, можно отметить настоящий "строительный бум" в общинах
РПЦЗ по всему миру: храмы, которые в конце Второй мировой были сооружены в качестве временных, заменились новыми постройками, храмы заново покрашены изнутри, новые иконостасы заменили те, что были сооружены из сподручных средств после 1945. Всего за период с 1950 г. было возведено около 150 церквей в (большей частью) северо-русском стиле по всему миру. В Германии к ним относятся храмы в Гамбурге, Франкфурте и Людвигсфельде (под Мюнхеном).

Там, где недоставало финансовых средств на строительство нового храма, приобретались храмы других конфессий или несакральные здания, которые затем изнутри, и, насколько это возможно, снаружи, приводились в соответствие русскому церковному стилю. К таким относятся, например, обе церкви в Мюнхене и Кёльне. Здесь в начале 90-х были приобретены общинами два храма, которыми ранее пользовались бельгийские и американские воинские части. Оба храма сейчас перестраиваются и переделываются. В то время, как внутреннее убранство приспосабливается к нуждам православной литургии, снаружи возможны лишь частичные архитектурные преобразования. Но, по меньшей мере, поставленные луковичной формы купола и русские кресты уведомляют о том, что речь идет о русской православной церкви. Многие общины располагают собственными центрами с залами для выступлений, библиотеками и помещениями для церковных школ. На Святой земле (в Бетании) церкви подчиняется школьный интернат для девочек и в Чили - сиротский приют со школой. Кроме этого, в Сан-Франциско существует церковная гимназия. Примером новых строек и перестроек зданий служат также монастыри: с середины 80-х было основано восемь новых монастырей: в Англии, США и Австралии. Все эти новые монашеские общины имеют в своем распоряжении каменные храмы и новые постройки с гостевыми комнатами и церковными мастерскими. Но и существующие уже монастыри перестраивались и достраивались, в Австралии все здания монастыря "Новое Шамордино" были заменены новостройками и был освящен новый храм, в США женскому монастырю "Новое Дивеево" принадлежит новый сестринский корпус и дом
престарелых со 100 комнатами, в Сантьяго (Чили) появилась новое здание для сиротского дома и школы предстоит постройка нового храма. В Леснинском монастыре (Франция) основан новый домовой храм. На Святой земле начались ремонтные работы в храмах и зданиях русского монастыря.

Для престарелых и нуждающихся в особом уходе существует 10 прицерковных домов для престарелых, о самом новом вышло распоряжение в Оттаве в 1988 году.
На примерно 15 прихрамовых кладбищах нашли свой последний покой множество эмигрантов. Самые большие кладбища находятся в США при монастырях в Джорданвилле и Спрингфельде. В принадлежащих церквям типографиях печатаются литургические, теологические, религиозно-поучительные, литературные, исторические и
другие тексты. Центральным, полуадминистративным органом является газета "Православная Русь", выходящая раз в две недели с 1928 года.

Кроме этого, ежемесячно выходят с 1950 года газеты "Православная жизнь", теологический ежегодник "Православный путь", как и прочие газеты на русском языке и множество других на языках стран проживания. Во многих общинах, особенно в Северной Америке - с середины 80-х ощутимо появилось двуязычие. Хотя и ведутся церковные службы пока на церковно-славянском, но наряду с этим в служебные тексты вставляются национальные язки. Специально в Северной Америке существует, между тем, множество англоязычных общин.

Перевод с немецкого Нуне Барсегян

Продолжение следует 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования