Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г.Зайде. Русская Православная Церковь заграницей (особое внимание уделено Германской епархии). К состоянию Российской Православной Церкви со времен Октябрьской революции. Часть 3. [История Церкви]


1 часть здесь

2 часть здесь.

3. Укрепление и строительство церковной жизни в эмиграции

Административные новшества в организации церковной жизни в эмиграции осуществились на первом Соборе в 1921 г. Эти преобразования были необходимы, чтобы обеспечить пастырское окормление верующих.

Ситуация в новых общинах диаспоры в начале 20-х была во многом схожей со временем после 1945 г. Духовное окормление общин было поначалу обеспечено, поскольку вместе с беженцами эмигрировало много духовенства. Но ощущалась нехватка церквей и помещений для службы.

Большинство русских церквей были построены в 19 веке в курортных местах, чтоб окормлять летом гостей. Но, как правило, в этих местах для эмигрантов не было возможности найти работу. Таким образом, старые храмы стояли пустыми, в то время как в других местностях общины существовали без храмов.

После Первой мировой многие из этих общин удовлетворялись периодической арендой помещений, в которых можно было служить по-простому. О постройке новых храмов во многих случаях начинали задумываться уже после того, как эмигранты проживали лет десять на одном месте и надежда на возвращение в Россию становилась все более слабой.

Основанием для этого служили, в числе прочих, разные политические установки беженцев. Первая эмиграция была следствием проигранной гражданской войны. Советская власть хоть и вытеснила Белую армию и интервентов с земель, но, вместе с тем, власть над областями долго еще не была окончательно установлена. Должны были пройти еще годы, прежде чем коммунистический режим смог укрепить свою власть в азиатских районах, в Сибири и на Дальнем Востоке. Установление дипломатических отношений и признание Советской власти другими другими власть имущими началось лишь с 1922 г. Многие эмигранты не смогли примириться с установлением коммунистическо-азиатской диктатуры и рассматривали коммунистический режим в качестве переходного. Они были уверены, что в обозримом будущем смогут вернуться в Россию.

Совершенно другим было положение после Второй мировой. На этот раз сотни тысяч бежали от сталинского террора. Режим был защищен изнутри имеющим полную власть полицейским аппаратом. Победа гитлеровской Германии и новый советский патриотизм привели к тому, что часть угнанных (в качестве работников или военнопленных), несмотря на негативный опыт 30-х годов, были готовы к признанию режима и восстановлению разрушенной страны.

Это разница в политике в ситуации выбора действовала и на эмиграцию: в 20-е прибыли эмигранты, которые надеялись вскорости вернуться на Родину. В 1944-1945 появились беженцы, бежавшие от сталинского террора. Они встретились на западе и с угнанными,  которые немцами были вывезены на насильственные работы и считались Сталиным коллаборационистами. Для них с самого начала был закрыт путь назад. И таким образом тысячи сотен повернулись к Родине спиной, постольку поскольку они находились в оккупационных зонах Германии и Австрии и не были брошены на произвол Красной армии.

Таким образом, беженцы Второй мировой практически не видели никакой возможности возвращения и делали усилия начать новую жизнь в свободном мире -- где бы он ни был.

Эта разница в менталитетах привела к тяжелым последствиям в общинах.

Первая волна эмиграции с самого начала довольствовалась русскими храмами, которые она обнаружила на месте. Для посещения служб во время больших церковных праздников предпринимались также и длительные поездки. Не видели необходимости в строительстве новых храмов, поскольку люди верили, что живут лишь временно в изгнании.

Напротив, общины, образовавшиеся после Второй мировой в Германии и Австрии,сразу начинали с организации храма, даже если поначалу это было вспомогательное помещение или барак. Церковь и община определяли многократно не только религиозную жизнь прихожан, но также и социальную и культурную, и даже часто экономическую, поскольку общины учреждали ремесленные мастерские, организовывали курсы для ремесленного обучения и мастерства и т.д.

Этот процесс повторялся в новых странах поселения: на Дальнем Востоке, в Северной Америке, в Южной Америке и Австралии. Конечно, и материальное положение беженцев вначале играло какую-то роль: многие организованные вспомогательные храмы служили по 10-20 лет, пока новый храм заменит этот временный, или хотя бы иконостас и церковная утварь могли быть обновлены. После того, как эмигранты интегрировались в экономическую и социальную жизнь своей новой родины и удовлетворяли собственные необходимые материальные нужды, они снова начинали заботиться о необходимых пожертвованиях на храм, о замене временного помещения на новый каменный храм. Часто эта задача осуществлялась детьми эмигрантов, которые не могли более удовлетворяться временными постройками своих родителей. Основная строительная деятельность первых эмигрантов началась в 30-е годы, второй волны эмигрантов -- в 60-е. В настоящее время можно говорить о третьей волне, поскольку дети и внуки и новые переселенцы все чаще определяют лицо общины, и все явственнее ощущается смена поколений .

Некоторые примеры могут яснее показать это развитие. В Китае в 1920 г. было 6000 православных, в 1927 в стране проживали 76 000 русских, при этом новые храмы едва строились. В Маньчжурии нашли убежище 200 000 эмигрантов. Они нашли примерно 50 000 русских, которые были застигнуты на месте Первой мировой и революцией и не вернулись назад. В то время как в течение 20-х годов новые храмы возводились в единичных случаях, между 1930 по 1945 гг.  было возведено 27 новых храмов.

Но потребность в новых постройках определялась в исключительных ситуациях для отдельных групп. В первую очередь для бежавших монахов и монахинь, но также для социально обделенных эмигрантов, таких как сироты, престарелые и нуждающиеся в особом уходе. В православных странах монашествующие могли вступить в существующие монастыри. В неправославных странах, напротив, диаспора должна была построить новые монастыри, чтобы обеспечить существование монашеской общины. Таким образом уже в 20-е годы диаспора образовала во всем мире около дюжины монастырей. Все эти монастыри были с течением лет расширены и усовершенствованы: так появились типографии, мастерские, дома престарелых и инвалидов, детские дома и школы, принадлежащие монастырям.

Особую роль в сплочении церковной эмиграции играли типографии и издательское дело. Одни обеспечивали общины и верующих православными писаниями на русском, другие должны были публиковать обращения церковного правления, касающиеся как церковных событий в эмиграции, так и всевозможных слухов и сплетен, принесенных с Родины. С марта 1922 года официальным органом Архиерейского синода стали "Церковные ведомости". Газета поначалу выходила каждые две недели, затем стала ежемесячной. С 1932 г. появилась газета "Церковная жизнь". Набирались и печатались эти газеты, как и остальные, в собственных церковных типографиях. С 1924 существовала церковная типография в монастыре св.Иова в Ладомирове. Братством этого монастыря, положившего основу нынешних типографий и издательств Зарубежной церкви, после Второй мировой было основано много типографий за океаном. Самая значительная типография, продолжающая традиции братства св.Иова из Ладомирова, находится с 1948 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (основан в 1930). Так появилась газета с самой продолжительной традицией, "Православная Русь", начиная с 1928 года бесперебойно раз в две недели. С 1950 г. стали выходить в качестве приложения дополнительно англоязычная газета "Orthodox Life" и русскоязычная "Православная жизнь".

Следующая по значительности типография появилась с середины 20-х годов в мужском монастыре в Харбине, в котором также набирались и издавались книги религиозного и назидательного содержания.

Перевод с немецкого Нуне Барсегян

Продолжение следует 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования