Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Андрей Мороз. "Комариный день". О том, как житие святого послужило основанием для возникно­вения праздника в отдельно взятом селе. [религия и культура]


Предлагаемая вниманию читателя статья имеет скорее предварительный характер, выводы и рассуждения, в ней содержащиеся, нуждаются в уточнении и дальнейших, преж­де всего полевых, исследованиях. Тем не менее, автор счел возможным представить ее на суд читателей, поскольку материал, на котором основан текст, представляется инте­ресным и неординарным, и вытекающие из него выводы могут оказаться полезными для исследователей. Речь идет о зафиксированной одной из последних фольклорных экспе­диций Российского государственного гуманитарного уни­верситета узколокальной традиции, ограниченной рамками одного села (с. Чурилово Каргопольского р-на Архангель­ской обл.), связанной с представлениями о насекомых, точ­нее - о комарах.

Согласно общему и активно бытующему в обследован­ном селе верованию (ни один из опрошенных информантов, которому был задан вопрос "Когда начинают появляться комары?", не ответил, что не знает), комары начинают активизироваться со строго определенного дня - 7 июня, который по этой причине называется "комариным днем", или "комариным праздником". Якобы с этого дня комаров становится очень много, и так продолжается до Петрова дни или до Иванадни. Все жители села сходятся в том, что "комариный день" падает на указанную дату, двое-трое сказали, что точного числа не помнят, и один человек, заколебавшись, сказал, что это бывает не то 6, не то 7 ию­ня. Один из информантов весьма красочно описал, что в этот день происходит: А комары только - обычно так гово­рили, што седьмово июня комариный день, комариный столбик рассыпаеца, и тогда очинь... после сидьмово июня очинь много комароф. О! иногда бывало... [Что за день седьмое июня?] Чёрти - комариный столбик фсё... вот так: комари­ный столбик, рассыпался комариный столбик. Седьмово июня комариный столбик рассыпался. И комары тогда начинают вофсю гулять. [До какого времени?] Ну, это где-то... до половины июля, пожалуй. А потом уже и оводоф как-то нет, и комароф тоже, ну, меньше намного (КА (1); зап. в 2003 г. в с. Чурилово от И.Е. Антонова, 1927 г.р.).

В славянской народной культуре распространены пред­ставления о том, что некоторые животные, птицы и насеко­мые проявляют сезонную активность, а в остальное время либо находятся в ином мире, ирее, или вырее, под землей т.п., либо просто пребывают в пассивном состоянии и для человека не представляют опасности. Так, по верованиям восточных славян, змеи осенью, обычно на Воздвиженье, уходят под землю (ср. украинское название праздника Зууженне, русское (3) движенье - змеи сдвигаются вместе или со своих мест на зимовье (2); то же с птицами: птица в отлет двинулась (3)). У сербов, македонцев и болгар бытует представление о том, что змеи выходят поле зимы на поверхность земли в день св. Иеремии (1 мая), в связи с чем совершаются соответствующие отгонные обряды (4). В вос­точной Сербии, Боснии, Македонии и Болгарии известны "волчьи праздники" (вълчи празници, вучjи светац, вучjи празник), которые приурочены к дням св. Мартина (12-14 ноября), св. Трифона (Трифунци - 1-3 февраля), св. апос­тола Филиппа (14 ноября) и др. (5) День св. апостола Андрея (30 ноября) у южных славян считается "медвежьим" (запад­ная Болгария и восточная Сербия) или "волчьим" (цент­ральная Сербия и Босния) днем (6) и т.д. Во всех перечислен­ных случаях праздники, посвященные тем или иным живот­ным, приурочены к дате христианского календаря, обычно к дню какого-либо святого, который часто интерпретиру­ется в соответствии с тем, какому животному посвящен праздник: соответствующий святой понимается как покро­витель, повелитель или защитник от тех или иных живот­ных, название праздника конструируется или этимологизи­руется таким образом, что в него вкладывается наимено­вание животного или действие, им производимое в этот день. Вторичной этимологизации могут подвергаться уже собственно народные наименования праздников: медведь на Спиридона солноворота поворачивается (в берлоге) надругой бок (7).

Сама приуроченность начала/прекращения/пика актив­ности животного к той или иной календарной дате возни­кает различными путями: основанием для этого могут слу­жить как реальные природные особенности (волки в боль­шей степени опасны для человека и его хозяйства зимой в силу того, что им сложнее охотиться в лесу; змеи осенью прячутся, насекомые исчезают, птицы улетают и т.д.), так и мифологические (волки, медведи, птицы, мыши осмысля­ются как представители загробного мира, и контакт с ними осмысляется как контакт с "тем светом", в том числе с предками; соответственно, праздники, посвященные живот­ным, нередко совпадают с годовыми поминальными днями: святками, днем св. Димитрия Солунского (8). Тем не менее, календарная приуроченность сужает и конкретизирует временные рамки происходящего события, соотносит его с событием христианского календаря и приурочивает ис­полнение обрядов - соблюдение запретов (поминального, защитного и др. характера) к конкретному дню.

В случае с комарами о "биологической" мотивировке приуроченности говорить не приходится: комары появля­ются в этой местности раньше. С определением корреляций между комарами и календарной датой возникли сложности: экспедиция работала в селе на протяжении двух недель, в течение которых так и не удалось узнать, с чем связана указанная дата, несмотря на то, что вопросы "Что это за день?", "Какому святому праздник?" и т.п. задавались ре­гулярно. Только за день до завершения работы удалось за­фиксировать такой текст: [Что такое "комариный день"?] А комариный день дак Миките Столбику празьник. Видно [?], каково-то старика Микиту зайили шестово ли седьмово [смеется] - забыла, надо сидьмово июня. Да. Шестово ли сидьмово у нас в Вахрушеве (9) празьник был, празновали сидьмово июня Миките Столбику. Шо Микиту, каково старика зайили - комары, дак вот празновали. С тово празника вот... заблю... наблюдайти, как этот комарий празник, у нас уж в диревне; Уй! Скоро комарий празник - комары одолят (КА; зап. в 2003 г. в с. Чурилово от М.М. Омелиной, 1941 г.р.).

Дальнейшие расспросы позволили сделать еще одну запись, подтверждающую бытование дан­ного сюжета в местной традиции: [Знаете про св. Никиту Столпника?] А это... Никита Столбник седьмово июня - комариный день. [Почему Микита Столбник?] А вот я слы­хала, што ево комары заели. [Поэтому "комариный день"?] Да. [Что с комарами в этот день происходит?] А в этот день комароф прибывает много (КА; зап. в 2003 г. в с. Чурилово от А.С.Даниловой, 1933 г.р.).

В самом деле, в житии преп. Никиты Столпника, Переславского чудотворца, день памяти которого был деревен­ским праздником в Вахрушеве, содержится такой эпизод: Никита, раскаявшись в совершенных грехах, пришел к игумену монастыря св. мученика Никиты и обратился к нему с просьбой принять его в братию. Игумен, чтобы увериться в серьезности намерений пришедшего, назначил ему послушание: "...три дня стоять при вратах монастыря и с искренним раскаянием исповедовать грехи своей жизни всем входящим в монастырь и исходящим из него. По совер­шении этого послушания пошел он в находившееся неда­леко от монастыря болотистое место и там, сняв с себя одежду, сел нагой, предавая свое грешное тело на истязание комарам и мошкам. Игумен, вспомнив Никиту, послал одного инока посмотреть, что он делает у врат монастыр­ских. Брат, не найдя Никиту у монастыря, пошел искать его за монастырем и нашел его лежащим в болоте, всего покрытого мошками, комарами и пауками, облитым кровию от изъязвления их" (10).

Таким образом, именно житие святого, чья память от­мечается в этот день, послужило основанием для возникно­вения "комариного праздника". Этим же объясняется и крайняя ограниченность ареала распространения верова­ния: Чурилово - ближайшее к Палам живое село, в соседних селах, расположенных от Чурилова в радиусе 8-10 км, с этой датой не связано никаких верований. Учитывая, что преп. Никита Столпник - святой, чье имя совершенно неиз­вестно на территории Каргополья и шире - Русского Севе­ра, связанные с его житием представления о комарах не могли получить широкого распространения.

Собственно, "комариная тема" на бытовом уровне в Каргополье весьма актуальна: это лесистый и болотистый край, в котором летом бывает крайне много насекомых. Жизнь и хозяйственная деятельность каргопольцев в зна­чительной степени связана именно с лесами и болотами (сбор грибов и ягод, выпас скота в лесу, сенокос на лесных полянах и опушках, а также по берегам водоемов), где ко­маров и оводов особенно много, так что от них приходится защищаться. В отдельных селах предлагаются вполне экстравагантные способы: Раньше говорили, што, штоб кома­ры не кусали, так меньше яиц на Пасху, не есть яйца (КА; зап. в 1998 г. в с. Усачево от М.Ф. Антиповой, 1921 г.р.). 

Время, когда активность гнуса начинает идти на спад, тоже отрефлектировано хорошо на всей обследованной терри­тории: До Петрова дня убьёшь одново, дък с решето прибу­дет до Петрова дня, а с Петрова дня одново убьёшь - с ре­шето убудет (КА; зап. в 1996 г. в с. Кречетово от В.А. Бу-диловой, 1926 г.р.). Это относится как к оводам, так и к комарам. Приуроченность перелома может варьироваться: в качестве рубежной даты нередко называется Ивандень (Иван Купала). Поэтому текст жития нашел в фольклорной традиции благодатную почву для трансформации.

Примечательна еще одна деталь: православная церковь отмечает память преп. Никиты Столпника 24 мая (6 июня), а не 7 июня, как почти единогласно отвечали наши информанты. Как отмечалось выше, сомнение высказала только одна М.М. Омелина, и та склонилась все же к седьмому числу. Столь единодушная ошибка должна, по-видимому, иметь объяснение. Мы можем гипотетически предложить два. Во-первых, для деревенских праздников характерно празднование одной и той же даты в соседних деревнях по дням. Соседние деревни, имеющие общий престольный или часовенный праздник, отмечают его по очереди: день в од­ной деревне, на следующий день в другой: А у нас волость-то большая была. Дак три Покрова - в Заполье Покров [и еще в двух деревнях]. [Это бывает в один день?] Нет, через неделю (КА; зап. в 1994 г. в с. Тихманьга от A.M. Поповой, 1913 г.р.). Поскольку в с. Чурилово живет всего несколько человек родом из с. Палы, и мало кто из них помнит про тамошние праздники, если это не касается его родной дерев­ни, нам не удалось выяснить, так ли обстояло дело и с днем св. Никиты и не было ли там двух празднований: 6 и 7 июня.

Второе объяснение основывается на том, что для народ­ной традиции характерна тенденция соотносить различные этапы динамики одного явления или смежные явления с похожими календарными датами: например, у великорусов изгнание мух из домов совершается с дня св. Симеона Столпника (1/14 сентября) до Покрова (1/14 октября) (11). Та­кой же параллелизм дат наблюдается и в связи со сроками появления комаров, зафиксированными в других регионах: это Лукерья Комарница (13/26 мая - Ряз., Тул., Твер., Кос­тром.(12) и Акулина Комарница (13/26 июня - Тобол., Колым. (13). Временной сдвиг, вероятно, объясняется климати­ческими условиями, но совпадение чисел привлекает вни­мание. Тенденцию к соотнесенности дат, знаменующих собой разные периоды развития одного и того же явления, можно видеть в совпадении не только дат, но и названий: Первой Спас - немножко убудет нас, Второй Спас - боль­ше убудет нас, Третий Спас - совсем не будет нас. Первой Спас у нас Спас был на нашем озере, на Чарарском. Кома­ров-то густо, полно. Так вам это комариный мор. В общем, в августе пойдёт, так это, по сентябрь кончица (КА; зап. в 1996 г. в с. Евсино от А.А. Бирюковой, 1917 г.р.).

В нашем случае одинаковые числа ограничивают начало (7 июня) и конец (7 июля) активности комаров. Как уже было сказано, начало спада их активности (или пик ее) приурочивается к Петрову дню, но нередко его заме­щает Ивандень: Дак после Ивана дни тожо, до Ивана дни, - говоря, - комара убьёшь, дак решето прибудё, а после Ивана дни убьёшь, дак решето убуде (КА; зап. в 1998 г. в с. Волосово от З.И. Зуевой, 1922 г.р.); На Ивандень самые <...> овода. На Ильин день уже поубавится, прибьёт когда грозой, когда громом (КА; зап. в 1998 г. в с. Лекшма от А.П. Корниловой, 1942 г.р.). Итак, само понятие "комари­ного праздника" мотивировано житием и датой праздно­вания памяти св. Никиты Столпника, а сдвиг на один день, вероятно, произошел под влиянием даты Иванова дня, ко­торый, с одной стороны, знаменует противоположную точку в активности насекомых, а с другой, вообще предстает одним из самых ритуально и мифологически насыщенных этапов в летнем календаре.

Остается неясным, насколько регулярна формули­ровка комариный столбик рассыпался, зафиксированная нами лишь однажды, несмотря на многочисленные попытки получить подтверждение бытования этого термина. Веро­ятно, мы имеем дело с индивидуальной интерпретацией понятия комариного дня или контаминацией. Само понятие комариный столб(ик) для каргопольской традиции вполне обычно - так обозначается толчея насекомых в воздухе, с которой связываются погодные и сельскохозяйственные приметы: Толкут, когда вот весной, весной комары вот так вот столбиком. Комары толкут - пора овёс сеять (КА; зап. в 1993 г. в с. Калитинка от Т.П. Ворсиной, 1923 г.р.); Осенью как чё толкуца дак, гоорят, к теплу, а весной дак [к холоду]. Кто как скажет. Как с этими столбами толкуца (КА; зап. в 1996 г. в с. Евсино от A.M. Меркушевой, 1927 г.р.). Возможно, что этот столбик через его соотнесение с именем святого - Микита Столб (н) ик - и дал почву для возникновения столь красочного образа.

В описанной нами традиции остается не совсем ясным одно: что собственно понимается под комариным праздни­ком. В случаях с другими животными под праздником обыч­но понимается день, когда совершаются обряды, долженст­вующие защитить человека от их воздействия. В том числе, например, люди стремятся задобрить хищников, ритуально накормив их. В нашем же случае собственно празднование понимается двояко: с одной стороны, это праздник, на кото­рый просто приходится начало активности комаров. Празд­нуют при этом не комарам, во всяком случае, нам не уда­лось зафиксировать верований, что празднуя / не празднуя в комариный день, можно избежать их укусов (напротив, как явствует из приведенного выше примера, защитные действия от комаров приурочены к Пасхе). Само празднование при этом ничем не отличается от любого празднования другого деревенского престольного или часовенного празд­ника: Да, ну там в Вахрушеве, ну там немного-то хто вить припасалса, дак хто вот свои, там вот от нас, из диревни, из Дудины дак, ходили. А так-то небольшой празник-то такой - Микита Столбик да и фсё там. [Про комариный столб ничего не говорят?] Не-ет. Вот, Никите Столбику будет празник. Никиту зайили комары, дак подь знай, правда ли, нет - это, может, и неправда [смеется] (КА; зап. в 2003 г. в с. Чурилово от М.М. Омелиной, 1941 г.р.).

Согласно другой интерпретации, празднуют собствен­но комары. В день св. Никиты они собираются на праздник, как змеи перед своим уходом в землю или медведи, прежде чем залечь в берлоги: [Воздвиженье - медвежий праздник.] Это в лес нельзя ходить, это двацать седьмово сентября... [Почему в лес нельзя ходить?] А у них свадьбы. [У кого?] У медведей. И все гады гуляют, говорят, говорят все гады гу­ляют: и змеи, и все-все-все, и вот нельзя в лес в этот день ходить (КА; зап. в 1998 г. в с. Труфаново от А.Е. Смыш­ляевой, 1936 г.р.). Это понимание "комариного праздника" высказано и в уже цитированной записи от И.Е. Антонова: комары тогда [то есть в комариный день] начинают вофсю гулять. Такое понимание праздника тоже поддерживается житием преп. Никиты, которого зайили комары.

Примечания

1 Здесь и далее: КА - Каргопольский архив фольклорной экспедиции Лаборатории фольлкористики РГГУ, содержащий полевые матери­алы из Каргопольского р-на Архангельской обл.

2 Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого (далее - СД). М, 1995. Т. 1. С. 400. 

3 Даль В.И. Словарь живого великорусского языка (далее - Даль). Изд. 2-е. М., 1994 (репринтное издание). Т. 1. С. 226 (воздвигать).

4 Грбиh С.М. Српски народни обичаjи из среза Больевачког // Српски етнографски зборник (далее - СЕЗб). Београд, 1909. Кн.. 14. С. 65; Mujamoвuh Ст.М. Обичаjи народа српског у Левчу и Темниhу // СЕЗб. Београд, 1907. Кн.. 7. С. 108; Врчевиh В. Разна чварованьа оли ти сутуке // СЕЗб. Београд, 1934. Кн.. 50. С. 28, № 43.

5 Мартов Д. Народна вяра и религиозни народни обичаи // Сборник за народни умотворения и народопис. София, 1914. Кн. XXVIII. С. 79, 521-525; Ђорhевиh Т. Природа у верованьу и преданьу нашега народа. Кнь. 1 // СЕЗб. Београд, 1958. Кн.. 71. С. 214; Moszynski К. Kultura ludovva slowian. Warszawa, 1967. Т. 2. Cz. 1. S. 291-292.

6 СД. M., 1995. T. 1. С 110.

7 Даль. Т. 2. С. 312 (медведь).

8 Ђорhевиh Т. Природа у верованьу и преданьу нашега народа. Кн. 1 // СЕЗб. Београд, 1958. Кн.. 71. С. 214; Ђopheвuh Д. Живот и обичаjи народни у Лесковачкoj Морави // СЕЗб. Београд, 1958. Кн.. 70. С. 394; СД. М., 1999. Т. 2. С. 93.

9 М.М. Омелина родом из ныне не существующего с. Палы, распола­гавшегося приблизительно в 5 км от с. Чурилово. Вахрушево - одна из деревень, входивших в Палы.

10 Житие преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переславского чудотворца и описание святынь Никитского монастыря. Переславль, 1886. С. 5.

11 Терновская О.Л. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна из систем ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 140.

12 Словарь русских народных говоров (далее - СРНГ). Л., 1978. Вып. 14. С. 226; Даль. Т. 2. С. 146 (комар).

13 СРНГ. Вып. 14. С. 226. 

Опубликовано в сб. "Праздник - обряд - ритуал в славянской и еврейской культурной традиции", Москва, 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования