Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г.Зайде. Русская Православная Церковь заграницей (особое внимание уделено Германской епархии). К состоянию Российской Православной Церкви со времен Октябрьской революции. Часть 1. [История Церкви]


1. Российская Православная Церковь под Советами

В 1917 году Российская Православная Церковь представляла из себя самую большую государственную Церковь мира. Она окормляла почти 90 миллионов верующих и располагала 54000 приходскими церквами и 25 000 часовнями. Верующие окормлялись 163 епископами и 51 105 священнослужителями. В 1257 монастырях обитали 110000 монахов, монахинь и послушников. Обучение духовенства проводилось в 185 духовных школах и 61 духовной семинарии и академии. Приходам принадлежали почти 38000 церковно-приходских школ, в которых около 2 миллионов школьников получали начальное образование, а также имелось 35000 приходских библиотек. Кроме того, церкви подчинялись: 291 больница, 1113 домов для инвалидов и престарелых, а также множество благотворительных, социальных и дающих профессиональную подготовку направлений.

Русские церкви, монастыри и приходы находились не только в Российской империи, но также и за государственной границей. В Западной Европе первые русские церкви были заложены в 17 веке вследствие установления дипломатических и торговых отношений. В "Русском торговом доме" в Стокгольме русская церковь существовала с 1640 года. Дальнейшие церкви появились в Лондоне (1716), Берлине (1718) и в Париже (1720). Тесные династические отношения Царского дома - особенно с немецким княжеским двором - привели к основанию множества домовых церквей в немецких резиденциях.

Начиная с середины 19 века были воздвигнуты церкви на немецких курортах и местах для купания, поскольку тысячи русских курортников проводили там летние месяцы.

Но не только в Западной Европе были заложены русские церкви: в Китае Русская православная церковь существовала с 1695 года в Северной Америке - с 1793-го, в Южной Америке - с 1889, на Святой Земле - с 1847-го. С 1870-го года в Северной Америке было собственное русское епископство, которому к 1918 году принадлежали более чем 300 церквей, четыре монастыря и духовная семинария.

В 1901 году было основано русское епископство в Китае, которому кроме церквей и монастырей подчинялось множество школ. На Св.Земле и на Ближнем Востоке РПЦ (Российская Православная Церковь) занималась миссионерством и покровительством христианского арабского населения, к началу Первой мировой войны здесь только школ было 93 с более чем 10000 обучающихся.

Большое влияние, которое оказывала Российская Православная Церковь на духовно-культурную, социальную и политическую жизнь страны, отчетливей всего документировано в том факте, что старая Россия среди европейских стран прозывалась "Святой Русью" по причине религиозности ее населения, большого числа церквей и монастырей.

После захвата власти большевиками в октябре 1917-го года дальнейшая церковная и религиозная жизнь была грубо подавлена. Новые власть имущие не удовлетворились разделением церкви и государства, отчуждением всего церковного имущества и полнейшим вытеснением церкви из активной жизни, они начали уже спустя несколько недель после Октябрьской революции кампанию по уничтожению церкви, духовенства, монашествующих, равно как и всех верующих. Целью этой политики было уничтожение церкви как института и истребление религиозного сознания в народе.

По поводу первой годовщины Октябрьской революции в ноябре 1918 патриарх Тихон обратился к новым правителям. В своем воззвании патриарх обличал произвол и насилие в стране. Мужественно вступил патриарх в схватку с власть имущими и писал им: "Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалые по жестокости братоубийства. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не винных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". День за днем ваши органы печати публикуют гротескную клевету против Церкви Христовой и Ее служителей, богохульства, полные ненависти. Вы насмехаетесь и издеваетесь над служителями алтаря".

Воззвания патриарха остались неуслышанными. Преследования и насилие над церковью и верующими не оставались единичными случаями и не ограничивались превышением власти отдельных чиновников. Они не могут быть оправданы также в качестве последствий гражданской войны - слишком уж они были систематичны и запланированы в своей основе. Они охватывали все части страны, на которых коммунисты смогли распространить свое господство.

Среди жертв в равной мере можно было найти епископов, монашествующих и мирян. И после Гражданской войны убийства продолжались. В связи с конфискацией церковной сокровищницы начались бесчисленный процессы и смертные приговоры по всей стране, до 1922 года были убиты 2691 священника, 1962 монаха и 3 447 монахинь. Во всех этих случаях мученики за веру известны из общеизвестных казней. Неизвестно количество тех, кто умерли в тюрьмах, лагерях и ссылках и должны были безымянно терпеть и страдать. Пока Московская Патриархия в течение десятилетий лживо отрицала преследования за веру, Русская Православная Церковь заграницей снова и снова указывала на преследования Церкви и верующих. 1 ноября 1981 года (по юлианскому календарю 19 октября) Собор РПЦЗ канонизировал Новомучеников и Исповедников. Под ними подразумевались те, кто отдал жизнь за веру в течение революции, гражданской войны и советского времени. Всего около 8000 жертв были упомянуты поименно, но было очевидно, что это только часть жертв. В СССР патриархия и советское правительство пытались дискредитировать эту канонизацию, поскольку по официальной версии не было преследований за веру, но среди верующего народа канонизация нашла возрастающее со временем одобрение.

Летом 1989 наконец и Священным Синодом РПЦ была организована комиссия по изучению к реабилитации духовенства и мирян, подвергавшимся преследованию в советское время. Спустя несколько недель после учреждения комиссия получила уже 134 заявления и прошения о занесении жертв в Синодик для постоянного поминовения. Но комиссия очень медленно продвигалась в своей работе, оправдываясь "отсутствием
доступа к архивам". Патриарх Алексий высказался незадолго до создания комиссии "за канонизацию митрополитов Владимира Киевского и Вениамина Петроградского, но в то время еще отклонял предложение по "изучению мученичества Царской семьи". После того, как в 90-е годы "большое количество" мучеников веры стали в разных епархиях "местночтимыми святыми", на заседании Св.Синода 1999 года было постановлено "передать на решение предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора вопрос о
канонизации для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников Российских" большого числа епископов, духовенства и мирян. Архиерейский собор 2000 года принял решение о прославлении более тысячи мучеников, в их числе и Царской семьи. Кроме того собор провозгласил "Социальную доктрину", в которой в числе прочего говорится: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении." Эту, в основе своей, само собой разумеющуюся обязанность Церкви, архиерейский собор РПЦЗ приветствовал в качестве отказа от т.н. "сергианства" (полная лояльность патриархийной церкви к атеистической власти). Прославление Новомучеников и отказ от десятилетиями длившейся политики подчинения церковных интересов атеистическому правительству приветствовались Архиерейским собором РПЦЗ в октябре 2000 года в качестве первого шага к объединению двух частей Русской Церкви. Архиерейский собор РПЦЗ оценил эти факты как "ощутимые преобразования в сторону оздоровления церковной жизни в России" и постановил "учредить постоянную комиссию при архиерейском синоде РПЦЗ по вопросам единства Русской Церкви" Только после падения советского режима стал приблизительно ясен размер устрашающего итога. В первый раз отважились заговорить о "геноциде" духовенства и определить количество жертв среди духовенства (всех
наименований) во время власти Советов во многие сотни тысяч человек. Дополнительно к жертвам террора прибавился итог от разрушения и уничтожения бессчетного числа храмов, монастырей, святынь и прицерковных учреждений вроде типографий, издательств, рабочих мастерских, библиотек. Только до 1922 года из 1200 монастырей 700 было закрыто, их обитатели изгнаны или убиты. Сотни мощей были осквернены и иконы массово сожжены.

Но государство более не желало довольствоваться уничтожением церкви как института. Начиная с 1923-24 гг власти стали добиваться от церковного управления признаний в лояльности, желая полной покорности. Выгодный момент настал в 1925 году, когда патриарх Тихон скончался. В "Известиях" через неделю после смерти патриарха напечатали "Предсмертное завещание", которое по сей день оспаривается научными исследователями церковной истории и считается фальсификацией. В этом "Предсмертном завещании" патриарх призывает верующих "подчиниться советскому режиму". Но это завещание не произвело большого воздействия. Тогда давление на церковную верхушку еще более усилилось: выборам нового патриарха помешали, назначенный патриархом на случай своей смерти местоблюститель был к тому времени арестован, как и его заместитель.

В 1927 власти пришли к желанной цели, когда митрополит Сергий (позже - патриарх в 1943-44 гг) подписал признание в лояльности и призвал духовенство и верующих быть впредь лояльными к советскому режиму и признать его за истинное народное правительство. Дополнительно к тому обещал митрополит в своем писании, что "Церковь впредь будет стоять на стороне правительства" и обосновал свое поведение словами апостола Павла (к Рим. 13; 1-7). Это признание в лояльности оставалось до конца советской власти реальным основание для официальной политики между русской патриархальной церковью и государством. Церковная власть Московской Патриархии, епископы и многие из духовенства до недавних времен оправдывали этот документ и снова и снова предпринимали попытку признание в лояльности 1927 года оправдать в качестве продолжения начатого патриархом Тихоном пути, причем это т.н. "Завещание" патриарха представлялось основанием такого церковно-политического пути.

Признание в лояльности от 1927-го года привело патриархийную церковь к упомянутому полному порабощению церковной верхушки государством еще одним роковым способом. Возник раскол в Российской Церкви в Советском Союзе и окончательный разрыв патриархийной церкви с церковной эмиграцией. В Росии разорвали общение с митрополитом Сергием многочисленные епископы, - среди них старейшие по хиротонии, - священники и целые общины. Их начали беспощадно преследовать. Часть
этих преследуемых выжила до 80-х голов в виде Катакомбной Церкви. Принципиально различные оценки "признания в лояльности" и следующая из этих оценок политика внутри Русской Церкви, а также их воздействие на внутренние структуры МП предоставляли до настоящего времени очевидное затруднение преодлоления раскола между РПЦ МП и РПЦЗ.

РПЦЗ управлялась с 1927 года самостоятельно и рассматривала себя как свободную часть, а МП как несвободную часть одной и той же Церкви. Обе части Церкви, вместе с Катакомбной Церковью составляли - по мнению РПЦЗ - Русскую Православную Церковь.

Кампания по уничтожению Церкви достигла в 30-е годы своей вершины. От прежних 79000 храмов и часовен к 1939 году сохранились около ста. Все монастыри были уже к 1929 году закрыты, большинство из них были также разрушены. Духовные академии, семинарии, приходские школы, как и благотворительные и образовательные учреждения были закрыты уже в 20-х годах.

После падения СССР стала очевидна вся бессмысленность террористической и уничижительной кампании против верующих. Сегодня к РПЦ принадлежат от 50 до 70 миллионов верующих. Начиная с 1990 года были восстановлены с большой самоотверженностью около 12000 храмов, более чем 300 монастырей и около 50 духовных семинарий и академий. Внутренняя перестройка, переработка собственной истории являются для страны и для МП большой, до сего дня нерешенной задачей.

Перевод с немецкого Нуне Барсегян

Продолжение следует


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования