Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

А.Э.Торкаман. Веротерпимость с точки зрения ислама. [ислам]


Ислам всегда выступал и выступает за веротерпимость. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветству­ет!) говорил: "Воистину, Аллах любит мягкость и воздает за нее то, что не воздает за грубость" (1). Для большего ознаком­ления с позицией Ислама в этом вопросе мы рассмотрим не­сколько примеров из Корана и Сунны.

Веротерпимость в Коране

1. Независимость личности в принятии Ислама

Один из источников угроз мирного сосуществования по­следователей различных религий в одном обществе - это теория о "принуждении в выборе религии". Существуют такие общества, где живут представители сразу нескольких конфессий, и потому принуждение всех к принятию одно­го вероустава может угрожать их сосуществованию, как об этом свидетельствует история.

Ислам призывает всех людей и последователей других религий к своему учению и увещевает наказанием в Судный день в случае его непринятия, не отделяет мирскую жизнь людей от их загробной жизни. С самого начала Коран призы­вает людей к принятию Ислама, и Пророк Мухаммад прила­гал все свои усилия для этого и даже в целях устранения пре­пятствий на пути призыва к Исламу вел священные войны.
Но вместе с тем Ислам не принуждает людей к принятию своего учения. Коран лишь увещевает, что непринятие Исла­ма приведет к мучениям не в этом мире, но в грядущем, где человек будет держать ответ перед Богом:

"В тот день, когда неверующих представят Огню, им ска­жут: "Разве это не есть истина?". Они скажут: "Да! Клянем­ся нашим Господом!". Он скажет: "Вкусите же мучения за то, что вы не веровали". Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?".

Приведем некоторые аяты о недопустимости принужде­ния к принятию Ислама.

- "Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отли­чился от заблуждения".

Относительно ниспослания этого аята толкователи Ко­рана пишут, что дети некоторых новообращенных в Ислам христиан отказались принять религию своих отцов. Последние, отчаявшись от попыток обратить их в Ислам мир­ным путем, пожаловались Мухаммаду, чтобы он, используя властные рычаги, принудил их к этому. Указанный аят был ниспослан Пророку как запрет на принуждение.

- "Скажи: "Истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует";

- "Мы повели его путем либо благодарным, либо небла­годарным".

В этих двух аятах Всевышний, во-первых, указывает на главную цель сотворения всего сущего, то есть это наставле­ние человечества на прямой путь. Во-вторых, напоминает о том, что это напутствие непринудительно. В этом мире каж­дый волен избрать один из двух путей - веру или неверие.

- "Если они отвернутся, то ведь на тебя возложена толь­ко передача откровения".

- "...и тебе не надо принуждать их" (2).

- "Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними" (3).

Приведенные аяты указывают на то, что обязанность пророка - это донесение до людей Божьего послания, и под­черкивают, что вера должна быть основана на свободе и разуме и что применение силы в этом не поможет. Таково учение всех Божьих посланников. Например, пророк Нух (Ной), об­ращаясь к своему народу, говорит:

 "О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, кото­рая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно?".

2. Предложение разумного диалога представителям других религий

Один из путей достижения взаимопонимания и мирного сосуществования между представителями разных конфес­сий и учений в одном обществе - это ведение разумного диа­лога. С самого начала своего возникновения Ислам обращал внимание на этот аспект и требовал от пророка вести пропа­ганду по принципу разумного диалога. Коран придает этому очень высокое значение, упоминая слово "диалог" непосред­ственно после слова "Аллах". Священный Коран обязывает пророка представлять Ислам мусульманам и немусульманам на основе принципа разумного диалога, мудрости и благо­родного спора.

- "Призывай на путь Господа мудростью и добрым уве­щеванием и веди спор с ними наилучшим образом".

Этот аят являет собой стратегию исламского призыва, основанную на мудрости, увещевании и наилучшим споре, и напоминает пророку не отклоняться от этого пути при ве­дении спора с представителями других религий. Коммен­таторы Корана определяют понятие "наилучший спор" как диалог на основе толерантности, терпимости и уважения (4). Конечно, открывая двери диалога с другими религиями, Ис­лам преследует цель доказать свою истинность, чтобы таким путем последователи других конфессий осознанно вступили на прямую стезю. Однако Ислам не придерживается тезиса "все или ничего" и не является сторонником закрытия две­рей диалога в случае отсутствия ожидаемого результата и применения других методов.

Этот же аят требует от пророка во время беседы обра­щать внимание последователей небесных религий на такие общности между мусульманами и людьми Писания (5), как принцип единобожия, веры мусульман в священные небес­ные книги, чтобы заложить основу взаимопонимания между последователями этих религий.

- "Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам" (6).

Всевышний Творец, призывая людей Писания к Единому Богу, предостерегает их от осквернения жемчужины небес­ных религий (то есть единобожия) многобожием.

- "Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей" (7).

Этот аят призывает людей Писания собраться вместе под общим знаменем единобожия и жить с мусульманами в мире и согласии.

3. Запрещение эксплуатации и рабства

Одним из составляющих идеального общества является равноправие между слабыми и могущественными его пред­ставителями. Необходимо обеспечить свободу и равнопра­вие. Коран не оставил этот вопрос незамеченным и запре­тил пророку приводить людей в покорность с применением силы.

Другой аят называет освобождение людей от рабства людям одной из главных целей пророков:

- "Если Аллах даровал человеку Писание, власть и про­рочество, то ему не подобает говорить людям: "Будьте раба­ми мне, а не Аллаху" (8).

В следующем аяте одной из других важных целей пророков называется освобождение людей от ига определенного сословия общества:

- "...освободит их от бремени и оков" (9).

Другой аят предостерегает людей Писания от высокоме­рия и эксплуатации людей:
- "Скажи: "О люди Писания!.. и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом".

4. Учтивость с неверующими

Изучая аяты о джихаде и сражении с неверными и многобожниками, мы понимаем, что джихад с ними допустим лишь в случае их сражения с Исламом и против мусульман. Если они ограничиваются своим неверием или многобожи­ем и не прилагают руку к направленным против мусульман действиям, то Коран не только не разрешает вести против них джихад, но и призывает мусульман к проявлению учти­вости к ним.

- "Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он Слышащий, Знающий".

- "Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них" (10).

Коран, указывая мусульманам мирное сосуществование с неверными, призывает их к благим и справедливым отно­шениям с ними.

- "Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедли­выми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит бес­пристрастных".

В этом аяте Аллах устанавливает критерием сражения против неверных не их убеждения, а вред, причиняемый ими мусульманам. Так, Всевышний повелевает мусульманам проявлять добро к неверующим, если они не ведут войну против Ислама.

- "Прояви снисходительность, вели творить добро, и от­вернись от невежд".

Этот аят является одним из основополагающих об­щественно-нравственных предписаний учтивого сосуще­ствования. Всевышний повелевает пророку Мухаммаду про­явить снисходительность к тем, кто не уверовал в его учение и даже подвергал его физическим и моральным мучениям.

Следующий аят запрещает мусульманам сквернословить в отношении неверных и их идолов, дабы не создавалась по­чва для осквернения неверными мусульманских святынь.

- "Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Ал­лаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству" (11).

Веротерпимость в сунне

1. Равенство людей

Вдохновленный Кораном, пророк Мухаммад вел себя весьма учтиво с противниками Ислама. Он называл всех лю­дей детьми Адама, сотворенного Всевышним из глины. Раз­мышляя над этим, можно сделать вывод не только о равен­стве людей, но и о родственности человеческих душ в сути своей Единому Творцу, что создает почву для сердечной и духовной любви людей друг к другу.

- "О, люди! Истинно, ваш Господь - один! Ваш отец - один! Все вы от Адама, а Адам из глины!".

Пророк назвал человечность и благотворительность критерием Божьей любви:

- "Все сущее - творение Аллаха, а самым любимым из них пред Аллахом является тот, кто приносит другим боль­ше пользы" (12).

2. Покровительство религиозным меньшинствам

Пророк многократно призывал мусульман к проявлению справедливости и благого отношения к немусульманам:

- "Если мусульманин проявит несправедливость в отно­шении муахида (13), то в Судный день я буду покровительство­вать муахиду против мусульманина-угнетателя".

3. Проявление уважения кумершему иудею

Однажды, когда благородный пророк сидел в кругу спод­вижников, мимо пронесли тело умершего иудея. Из уваже­ния к усопшему пророк встал с места. Сподвижники сказали ему: "Это тело иудея!". Пророк ответил: "Когда вы увидите усопшего (будь то мусульманин или нет), то встаньте с места из уважения к нему" (14).

 4. Первая декларация о свободе вероисповедания

Одним из предметов гордости Ислама являются офици­альные договоры, заключенные между мусульманами и их противниками. На протяжении своего правления пророк Мухаммад заключил с противниками различные договоры, на основе которых люди Писания платили налоги мусульманам, а последние, в свою очередь, обеспечивали политические и со­циальные права первых. Первый из этих договоров - мирный договор, заключенный между мусульманами и иудеями в Ме­дине, который, по мнению профессора Хьюстона Смита, явля­ется первой декларацией о свободе вероисповедания в истории человечества. Содержание этого договора было прогрессивным и современным для того времени. Другим архиважным был до­говор между пророком и христианами Наджрана (15), согласно которому "Мухаммад, посланник Аллаха, гарантирует, что не будет причинено никакого вреда их (христиан) жизни, имуще­ству, землям, верованиям и святилищам, и что к ним не будет проявлено оскорбления и давления, и что их земли не будут за­няты воинами. До тех пор, пока жители Наджрана верны этомудоговору, никакая сила не выступит против них"(16).

4 Признание величия Ислама западными мыслителями

Вилл Дюрант: "На протяжении пяти столетий (700-1200 годы нашей эры) Ислам был мировым лидером с точки зрения силы, территории, нравственности, уровня жизни, гуманно­сти и справедливости законов, веротерпимости, литературы, медицины, философии, и науки в целом" (17). "Хотя Мухаммад и осуждал последователей христианства, но вместе с тем про­являл к ним благосклонность и желал дружественных отно­шений между ними и своими последователями. Даже после сражений, произошедших между мусульманами и иудеями, он проявлял учтивость к людям Писания, коими являлись иудеи и христиане".

Густав Ле Бон: "Сила меча не явилась причиной распро­странения учений Корана, потому что, когда арабы (мусуль­мане) завоевывали города, то оставляли местных жителей свободными в своей вере" (18).

Пэт Робертсон: "Только мусульмане, чья убежденность в своей религии тверда, имеют созидательный и толерантный к другим религиям дух" (19).

Анри Мишо: "Когда мусульмане завоевали Бейт ал-Мукаддас (при втором халифе), они не причинили христиа­нам ни малейшего вреда"(20).


--------------

1 Нахдж ал-фасаха (Путь красноречия), изречение 142, стр. 2735.
2 Коран, сура "Пески", аяты 34-35.
3 Коран, сура "Корова", аят 256.
4 Коран, сура "Пещера", аят 29.
5 Коран, сура "Человек", аят 3.
6 Коран, сура "Семейство Имрана", аят 20.
7 Коран, сура "Каф", аят 45.
8 Коран, сура "Покрывающее", аяты 21-22.
9 Коран, сура "Худ", аят 28.
10 Коран, сура "Пчела", аят 125. 
11 Мухаммад Хусайн Табатабаи, Тафсир ал-мизан, т. 16, с. 137-138.
12 Иудеи и христиане.
13 Коран, сура "Паук", аят 46.
14 Коран, сура "Семейство Имрана", аят 64.
15 Коран, сура "Семейство Имрана", аят 79.
16 Коран, сура "Преграды", аят 157.
17 Коран, сура "Семейство Имрана", аят 64.
18 Коран, сура "Трофеи", аят 61.
19 Коран, сура "Женщины", аят 91.
20 Коран, сура "Преграды", аят 199.

 
Источник: Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран - Россия - Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей", Москва - Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 2009


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования