Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Игумен Александр (Заркешев). Послание честной Ризы Господней шахом Аббасом I в Москву (1625 г.). Фрагмент из книги "Русская Православная Церковь в Персии - Иране (1597-2001 гг.)". [История Церкви]


С большой долей достоверности можно предположить, что именно присутствие в посольстве князя Барятинского православного священнослужителя навело шаха Аббаса I на мысль послать в качестве дара царю Михаилу Федоровичу Романову и Патриарху Филарету честную Ризу Господа нашего Иисуса Христа. Как же оказалась в Персии эта святыня христианского мира?

Как свидетельствует Священное Писание, воины, распявшие Христа, "...взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жребий" (Евангелие от Иоанна 19, 23-24).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету, где и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября) (1). Вместе с Хитоном в Грузию попала и Риза Господня, вернее одна из её четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантёйле, близ Парижа, Франция). Но в отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле под спудом, а в сокровищнице собора Светицховели.

В начале XVII века шах Аббас I произвел несколько опустошительных набегов на Восточную Грузию, во время которых было разграблено множество храмов и монастырей, а более 100 тысяч грузинских семей были угнаны в Персию и поселены недалеко от ее столицы Исфагана. Разорен был и собор Светицховели; печальную участь пленных разделила и величайшая святыня - честная Риза Господня.

Присутствие христиан (вместе с грузинами шах Аббас переселил в Персию и большое количество армян) оставило свой след и в мусульманском Исфагане. Так, русский купец Федот Котов в 1624 году в Исфагане видел мечеть с православными иконами (!): "На ее стене висят четыре русских образа - "Рождество Христово" и "Вход в Иерусалим", а с другой стороны -"Преображение Господне" и "Богоявление" с русской надписью, и писаны они красками, размерами в пядь. Эти иконы повешены высоко, выше роста человека, их едва можно достать рукою. Говорят, что они принесены из грузинской земли" (2). Христианским влиянием можно объяснить и наличие в мусульманской столице в шахском дворце Чохель-сутун (Сорок колонн) изумительных многометровых фресок со светскими сюжетами - пирами и баталиями, что совершенно немыслимо по исламским канонам. Сам шах Аббас прекрасно говорил по-грузински, в гареме его отца и у него самого было много грузинок, считавшихся на Востоке самыми красивыми женщинами.

Армянская колония сохранила свою веру и благодаря ей - свою самобытность. До сегодняшнего дня в районе Новая Джульфа в Исфагане проживает большая община армян, есть несколько церквей, среди которых церковь Ванк (1606 г.) известна своими уникальными фресками. Рядом с ней находится резиденция армянского архиепископа (епископская кафедра в Исфагане является старейшей из двух армянских епархий в Иране).

Судьба же грузинской колонии печальна. Насильно обращенные в ислам, грузины постепенно стали растворяться в мусульманском окружении, и в настоящее время только в г. Фередун-Шахр (примерно 100 километров от Исфагана) можно встретить чисто грузинские семьи.

Получив в свое распоряжение награбленные в Грузии христианские реликвии, шах Аббас поступал очень практично, посылая их в дар русскому царю - и тратиться особо не нужно, и ценность их для христианского государя несомненна. Здесь нужно особо отметить, что московские правители никогда не воспринимали священные подношения как шахскую милость, а смотрели на это как на законное возвращение христианских святынь, поэтому даже в подробный реестр, куда Посольским приказом скрупулезно вписывались все доставленные персидскими послами русскому царю шахские дары, эти святыни не вносились. Шах Аббас I одаривал русского государя священными реликвиями неоднократно. Обычно православные священнослужители встречали шахских посланцев на окраине Москвы, принимали у них привезенные святыни и торжественным крестным ходом переносили их в учиненные для этого храмы (3).

Так произошло и 27 марта 1625 года, в неделю крестопоклонную, когда в Москву из Персии прибыл золотой ковчег с честной Ризой Господней (4). Сонм духовенства встретил величайшую христианскую святыню. "Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием Греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню" (5). Крестным ходом честная Риза была доставлена в Московский Кремль, внесена в Успенский собор и торжественно положена в приделе святых апостолов Петра и Павла, откуда ежегодно 10 июля выносилась и полагалась на аналой для поклонения народу во время богослужения, а по окончании Литургии Ризу уносили на прежнее место. Промыслом Божиим величайшая для всех христиан святыня не пропала бесследно в инославной стране. С далекой Персией связан один из почитаемых праздников Русской Православной Церкви - Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в граде Москве (6).

Известно, что частица Ризы Господней влагалась в нательный крест, который одевался при крещении новорожденному наследнику Российского престола династии Романовых. Не исключено, что в трагическую ночь расстрела царской семьи в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, на груди последнего русского императора Николая II был нательный крест с частицей Ризы Господней.

Такая же традиция была и в роду А.С. Пушкина. После смерти великого русского поэта его нательный крестик с частицей Ризы Господней перешел к его старшему сыну. После 1917 года следы этой родовой святыни теряются в эмиграции...

К сожалению, автор не располагает архивными материалами о церковном присутствии в дипломатических миссиях Русского государства в Персию за период с 1625 года и вплоть до правления Петра I. Касаясь этого отрезка времени, автор не может не упомянуть о легендарном походе в Персию донских казаков под водительством атамана Степана Разина в 1667 г. Это событие хотя и не находится в прямой связи с темой данной работы, зато занимает особое место в народной памяти и в русском фольклоре.

---------------

1 Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии. Т. 3, М., 1979. С. 548-549.

2 Хождение купца Федота Котова в Персию. М.: 1958. С.83-84.

3 РГАДА. Ф-77,1618-1624, д. 6, л. 430.

4 РГАДА. Ф-77-1625, д. 2, л. 6,7.

5 Настольная книга священнослужителя. Издательство Московской Патриархии, Т.З. М.,1979. С. 549.

6 См. подробнее: Белокуров С А. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 г. М., 1891.

Источник: Игумен Александр (Заркешев), "Русская Православная Церковь в Персии - Иране (1597-2001 гг.), Санкт-Петербург, 2002


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования