Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Л.Е.Сикорская. Из материалов следственных дел иеромонаха Митрофана (Васильева). Фрагменты из книги "Тайной Церкви ревнитель". Жизнеописания и документы. [История Церкви]


***
Иеромонах Митрофан Васильев

С иеромонахом Митрофаном отец Гурий познакомился в Одигитриевском монастыре Уфимской епархии в 1928 году. К тому времени отец Митрофан прожил в монастыре почти четверть века. Как и отец Гурий, он происходил из простой чувашской крестьянской семьи. Родился в 1876 году в деревне Типнеры Чебоксарского уезда. Мирское его имя — Михаил Васильевич Васильев. Михаил окончил четыре класса сельской школы, занимался земледелием, а в 1904 году, в возрасте 28 лет, поступил послушником в Одигитриевский монастырь в Белебейском уезде Уфимской губернии, недалеко от деревни Николаевка Карьявдинской волости. Это была чувашская обитель, получившая статус монастыря по определению Синода в 1901 году. Здесь Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофан. В 1915 году епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) он был посвящен в диаконы, в 1918 — в иеромонахи. После закрытия монастыря отец Митрофан служил в приходских церквях Уфимской и Казанской епархий. В начале 1930-х годов служил в селе Тойси Цивильского района и в селе Первое Чурашево Октябрьского района (в Чувашии).

В это время неподалеку служил в Шутнеровской церкви отец Гурий. В 1932 году иеромонахи Гурий и Митрофан почти одновременно были арестованы по обвинению "в антисоветской агитации и пропаганде", но проходили по разным групповым делам. Ие-ромонах Митрофан был приговорен к 3 годам высылки и отправлен в Кологрив Костромской области. В 1935 году он вернулся в Чувашию, в это же время и иеромонах Гурий после побега из лагеря пришел в свою деревню. Узнав от монахини Анисии о возвращении отца Митрофана, он встретился с ним на праздник Успения в церкви деревни Акулевка Чебоксарского района, затем побывал у него в доме в деревне Типнеры. И с тех пор они постоянно общались друг с другом.

Отец Гурий исповедовался у иеромонаха Митрофана и позднее на следствии подтвердил, что последний был его духовным отцом. Ведь отцу Гурию к моменту их встречи в 1935 году еще не было и тридцати (а настоятелем Шутнеровской церкви он стал в 24 года!). И естественно, что иеромонах Митрофан, будучи на тридцать лет старше Гурия и имея большой опыт монашеской жизни, оказывал на него серьезное влияние. Иеромонах Митрофан, так же как и отец Гурий, скрываясь от преследований безбожной власти, постоянно странствовал и совершал по домам верующих тайные богослужения.

Отец Гурий рассказывал, что в конце марта 1951 года он виделся с иеромонахом Митрофаном в чувашской деревне на другой стороне Волги недалеко от поселка Звенигово (в Марийской АССР). Они соборовались, исповедались и причастились, потом иеромонах Митрофан сказал, что ему нужно идти за Волгу. Отец Гурий его отговаривал, ведь везде была вода из-за весеннего половодья, а отец Митрофан был обут в лапти. Но тот оставался непреклонен. Он отдал отцу Гурию свою медную икону Казанской Божией Матери, другие святые вещи и ушел (ему было тогда уже семьдесят пять лет).

В 20-х числах марта иеромонах Митрофан добрался до поселка Звенигово и прожил несколько дней у своего прихожанина Григория Иванова. Тогда-то отец Митрофан и поведал Григорию, что ему уже скоро умирать и он хочет умереть мучеником, для чего вскоре пойдет на площадь и заклеймит антихристову власть. Григорий стал его отговаривать, но отец Митрофан поступил по-своему. 26 марта 1951 года в центре поселка Звенигово иеромонах Митрофан выступил перед народом с речью против безбожной власти, сорвав при этом со стены магазина советский лозунг с именем Сталина и переломив его пополам. После задержания и отправки в Звениговское районное отделение МГБ он и там продолжал проповедовать и попытался сбросить со стен портреты коммунистических деятелей. Впоследствии Григорий Иванов рассказал отцу Гурию о происшедшем.

О дальнейшей судьбе отца Митрофана отец Гурий ничего не слышал. В изданной в Йошкар-Оле Книге памяти жертв политических репрессий иеромонах Митрофан упомянут среди репрессированных, но сведений о его кончине там нет (1). Очевидно, он погиб в лагере строгого режима, куда был отправлен после вторичного приговора в октябре 1951 года за "антисоветскую агитацию", которую он продолжал вести в колонии среди заключенных и охранников.

***

При обыске у иеромонаха Митрофана были изъяты: ученическая тетрадь, в которой было переписано его рукой "Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского 1907 года" на десяти страницах; отдельный листок, на одной стороне которого его рукой была написана "Моя жизнь во Христе",— как показал отец Митрофан на следствии, "в ней изложены мои убеждения, т. е. то, что я думаю"; на другой стороне этого листка его же рукой был записан текст "добавления на 1-е отречение". На допросе он пояснил, что написано это было "после дачи подписки о неразглашении", когда он позднее раскаялся, так как "осознал, что это я сделал грех перед Богом". Оба текста на листке весьма примечательны, ниже они приведены.

Материалы следственных дел 1950-1951 годов при всей их специфичности содержат довольно подробные факты и позволяют воссоздать картину происходящего, а протоколы допросов доносят, хотя и в характерном чекистском изложении, живую речь мужественного православного исповедника. Приводим их в полном объеме.
 

* * *
 
Моя жизнь во Христе!

Во всем мире для всех радость Христос! Без Христа нет радости нигде и не будет ее. Потому что Он Миросоздатель и Миродержатель. Что есть на свете, в Нем держится, и вся тварь в Нем радуется и движется. Он для всех радость. Христос невидимо управляет всем сущим в мире и на свете. Наша радость Христос! Наша жизнь Христос! И в Нем движемся и живем. Он же путеводитель и истинный свет.

Заблудший народ признал Сталина, признают счастьем народа. А наоборот он губитель народа и народа грабитель, и разоритель мирного народа, соблазнитель и обманщик. Ленин прохвост, Сталин сволочь. Оба они проклятые пред Богом. Ленина и Сталина не признаю даже людьми. Плевать жалко на ихние хари (на рожи). Еще кто работает при сов. власти, партийных и беспартийных, учителей антихристовых не признаю. Все они соблазнители христиан и душегубцы.

Отрекаюсь от сов. власти. Сов. власть еще обманывает народ, что она может устроить мир во всем мире. Неправда! Сов. власть стоит и работает против Бога.

Без Бога не до порога! Сов. власть что может? Только народ грабить, народ мучить и губить. Отлучаюсь от сов. власти. Сталин проклятый и Ленин проклятый.

Коммунизм не признаю. Это все дело проклятое.

Сов. власть скоро сама погибнет. "Путь нечестивых погибнет". Теперь я проклятый пред Богом и я проклятый, но отрицаюсь от вас.

При сов. власти, кто работает для сов. власти, кто любит ее, любит антихриста. Вообще сов. власть антихрист! Он же мирогубитель!

Заблудший Митрофан (2).

***
 

Благослови мя, Господи, дополнить отречение от советской власти. 1-е мое отречение на 1-м письме, это второе отречение — добавление на 1-е.

Господи, прости меня окаянного молитвами Пресвятыя Владычицы Богородицы со всеми святыми, и молитвами Св. Николая Мирликийского чудотворца, первоверховными св. апостолами Петром и Павлом и всеми Святыми. Воистину я человек грешный пред Богом. Окаянен! Недостойный я человек взирати на небо. Прежде всего, раскаюсь пред Богом во своих грехах. Я своими грехами мно¬го, много оскорблял Бога, окаянен есмь аз! Я превзошел грехами своими пагубными <неразб.>. Сов. власти я говорил, что власть от Бога. Да, действительно, всякая власть от Бога. Эта власть попущена Богом за наши грехи и окаянство наше.

Я человек мало сведущий — человеческая жизнь зависит от Бога, а не от сов. власти. Я пред властью разоблачал, как я жил на свете. Сов. власть взяла меня на учет. Теперь я, грешный и окаянный, отлучился от Бога, и я проклятый стал пред Богом. В этом теперь я раскаиваюсь. Зачем я все рассказал. Эти все слова мои, что сказал, я пред Господом Богом моим в раскаянии все беру назад. Был я захвачен в городе Чебоксарах, тоже так же разоблачился и тоже так же, глупый, раскрыл мою биографию. Потом я там дал подписку, что больше не буду ходить и проповедовать, говорил, буду молчать.

Я этим сделал большой грех. Я стал теперь Богоотступник. Господи, помяни мое окаянство. Я был христианин, а теперь я, как сов. власть, Богоотступник".

Из материалов следственных дел иеромонаха Митрофана Васильева

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

Допрос начат 23 сентября 1950 г. в 10 ч. 30 м. Окончен 23 сентября 1950 г. в 13 ч. 20 м.
Я, начальник 5 отдела МГБ Чувашской АССР полковник КОРДУС, допросил в качестве подозреваемого

ВАСИЛЬЕВА Михаила Васильевича, 1876 года рождения, уроженца дер. Типнеры, Чебоксарского района, из крестьян-середняков, беспартийного, чуваш, гражданин СССР, образование 4 класса, бывший священнослужитель православной церкви, без определенных занятий. В 1932 году был судим за антисоветскую деятельность по ст. 58-10 УК РСФСР.

Показания обвиняемого ВАСИЛЬЕВА Михаила Васильевича

ВОПРОС: Какой ориентации, как служитель религиозного культа, вы придерживаетесь?

ОТВЕТ: Я не признаю патриарха русской православной церкви и всея Руси Алексия и его сторонников, поскольку они признают Советскую власть и изменили заветам патриарха Тихона. Я признаю истинно-православную церковь, действующую по старым религиозным порядкам, существовавшим при патриархе Тихоне. В силу этого я не посещаю действующих в настоящее время церквей и, как служитель религиозных культов, не служу в, них.
 
ВОПРОС: Уточните, в чем заключаются заветы бывшего патриарха Тихона?

ОТВЕТ: Патриарх Тихон был патриархом православной апостольской церкви и не признавал законность Советской власти, так как Советская власть не поддерживает церковь, как поддерживало ее царское правительство. Новый патриарх и его сторонники признают Советскую власть и служат ей, поддерживают ее. Я по убеждениям монархист, признаю законной только власть царя, как "помазанника божия". Советскую власть я считал незаконной, не признаю ее, как безбожную власть.

ВОПРОС: Нужно полагать, что вы, странствуя по населенным пунктам, ведете среди населения работу, соответствующую вашим взглядам?

ОТВЕТ: При случае, когда меня спрашивают "истинно" верующие, я говорю им о действующих церквях так, как думаю, и советую не ходить в действующие церкви, поскольку там служат попы-еретики, признающие безбожную Советскую власть.

ВОПРОС: Есть ли у вас единомышленники?

ОТВЕТ: Единомышленников своих я не могу назвать.

ВОПРОС: Назовите населенные пункты и фамилии людей, которых вы посетили в последнее время?

ОТВЕТ: Назвать никого не могу, потому что этих людей я не знаю.

*** 

Из ПРОТОКОЛА ПОВТОРНОГО ДОПРОСА
26 сентября 1950 года

ВОПРОС: Уточните, с какого времени вы стали последователем такого направления?

ОТВЕТ: Последователем истинно-православной церкви я стал после выхода в свет обращения патриарха всея Руси Сергия ко всем священникам о признании ими и церковью Советской власти. Я считал эти действия патриарха предательством православной церкви и переводом ее в руки антихристовой власти. С того момента я патриарха Сергия, а впоследствии и патриарха Алексия признавать не стал, т. к. они стали патриархами не истинными — и изменили православной церкви, за которую стоял бывший патриарх Тихон.

ВОПРОС: Под влиянием кого вы стали на такой путь?

ОТВЕТ: В сан священника я был посвящен епископом Андреем Уфимским, который являлся истинным епископом, а затем был епископ Аввакум, которые рекомендовали твердо стоять на истинной вере и с этого пути не сходить. Вот я по их наставлению и стал истинно-православным христианином и признаю только истинно-православную церковь, а церкви, открытые при Советской власти, я не признаю, т. к. они стали советскими и служат на Советскую власть, поминают на службе за здравие руководителей Советской власти, безбожной власти.

ВОПРОС: А как вы стали относиться к Советской власти после выхода в свет обращения патриарха Сергия?

ОТВЕТ: Я совершенно не стал признавать Советскую власть, т. к. она является властью незаконной, а самовластной, идущей против религии.

***
 
И. о. начальника Звениговского
РО МГБ капитану тов. Егошину
от пом. оперуполномоченного
лейтенанта милиции Васильева

РАПОРТ

Довожу до Вашего сведения о том, что 26/III-1951 г., после обыска, задержанного Васильева Михаила Васильевича посадили в мой кабинет. Находясь в моем кабинете, Васильев встал на ноги лицом к портрету руководителя нашей партии и советского государства, выразился словами "он обманывает народ, всегда и всех". Тогда же в направлении портрета плюнул. О чем и довожу до Вашего сведения.

Пом. оперуполномоч. Звениговского ро МГБ
Подпись
26/III-51 г.

***

Из ПРОТОКОЛА ДОПРОСА
26 марта 1951 года в Звениговском РО
МГБ Марийской АССР

ВОПРОС: Когда, с кем и для какой цели вы прибыли в р. п. Звенигово?

ОТВЕТ: В р. п. Звенигово я прибыл один утром 26 марта 1951 года для покупки хлеба.

ВОПРОС: До этого в Звенигово вы были?

ОТВЕТ: В Звенигово раньше, когда хотел работать, я приходил несколько раз. Это было в начале 1941 года.
 
ВОПРОС: Расскажите, почему вы сорвали лозунг со стены магазина сельпо?

ОТВЕТ: Я ненавижу Советскую власть, поэтому и сорвал.

ВОПРОС: Расскажите, как давно вы ненавидите Советскую власть и по какой причине?

ОТВЕТ: Советскую власть я стал ненавидеть с момента ликвидации нашего монастыря, где я был монахом.

ВОПРОС: О том, что вы ненавидите Советскую власть, рассказывали и кому?

ОТВЕТ: На этот вопрос я отказываюсь отвечать,

ВОПРОС: При обыске у вас изъяли написанный листок с заголовком "Моя жизнь во Христе". Расскажите, кому он принадлежит и кто его написал?

ОТВЕТ: При обыске у меня изъяли написанный листок с заголовком "Моя жизнь во Христе". Текст написан лично мною.

ВОПРОС: Для какой цели вы написали этот листок?

ОТВЕТ: Об этом я ничего не скажу.

ВОПРОС: Текст изъятого у вас листка антисоветского содержания. Почему вы написали и для какой цели?

ОТВЕТ: Да, действительно текст изъятого у меня листка явно антисоветского содержания, в нем изложены мои убеждения, т. е. то, что я думаю. В отношении цели знаю только я.

ВОПРОС: При обыске у вас была изъята ученическая тетрадь, в которой исписано 10 страниц, написано "Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского 1907 года". Кому эта тетрадь принадлежит и кто написал это видение?
 
ОТВЕТ: Да, действительно при обыске у меня изъяли тетрадь, в которой написано видение протоиерея Иоанна Кронштадтского 1907 года. Текст мною списан от людей, но каких не скажу.

ВОПРОС: Куда и как часто вы ходите в церковь?

ОТВЕТ: В церкви, открытые Советской властью, я не хожу, т. к. там поминают и восхваляют неправославную Советскую власть.

ВОПРОС: Почему вы плюете в портрет руководи-теля партии и советского народа?

ОТВЕТ: Он не человек, а антихрист, поэтому на его портрет я плюю. Я признаю только Бога.

ВОПРОС: Что желаете дополнить к своим показаниям?

ОТВЕТ: Летом 1950 года в МГБ Чувашской АССР я направил письмо такого же содержания, какое вами изъято на листке под заголовком "Моя жизнь во Христе". Меня вызывали в МГБ, взяли подписку о том, чтобы я не разглашал текст, т. е. содержание мною написанного. После дачи подписки я раскаялся, т. к. осознал, что это я сделал грех перед Богом.

Записано с моих слов правильно и мне прочитано

От подписи отказался, составлен акт (3). 

* * *
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(о предъявлении обвинения)

гор. Йошкар-Ола
1951 г. апреля "7" дня

Я, следователь следственного отдела МГБ Марийской АССР ст. лейтенант Лаптев, рассмотрев следственный материал по делу № 11064 и приняв во внимание, что Васильев Михаил Васильевич достаточно изобличается в том, что он, являясь активным сторонником антисоветского подполья церковников, занимался активной антисоветской деятельностью, распространял листовки антисоветского содержания, в которых возводил клевету по адресу руководителей партии и советского правительства и Советской власти. Сорвал со стены лозунг, посвященный миру, и произвел антисоветский выпад над портретом одного из руководителей партии и Советского правительства.

ПОСТАНОВИЛ

руководствуясь ст. 128 и 129 УПК РСФСР, привлечь Васильева Михаила Васильевича в качестве обвиняемого по ст. 58-10 ч. I УК, о чем объявить обвиняемому под расписку в настоящем постановлении.

***
 
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

1951 года, апреля 7 дня. Мы, зам. прокурора Марийской АССР по спецделам, советник юстиции Вершинин, следователь Следственного отдела МГБ Марийской АССР ст. лейтенант Лаптев, допросили обвиняемого ВАСИЛЬЕВА Михаила Васильевича.
Допрос начат в 13 ч. 45 м.

ВОПРОС: Вам предъявлено обвинение по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, вам оно понятно?

ОТВЕТ: С предъявленными мне обвинением по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР я ознакомился, и мне оно понятно.

ВОПРОС: Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

ОТВЕТ: В предъявленном мне обвинении виновным себя я признаю полностью. Я настроен против Советской власти, занимался антисоветской деятельностью. Так, изъятая у меня при задержании листовка под заголовком "Моя жизнь во Христе", в которой написаны антисоветские суждения о руководителях партии и Советского правительства, а также о Советской власти, написана лично мною. Лично мною написан текст под заголовком "Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского" в изъятой у меня при задержании тетради. Находясь 26 марта 1951 года в пос. Звенигово, со стены магазина я сорвал лозунг и переломил его пополам. Я признаю, что, находясь после моего задержания в Звениговском РО МГБ, я произвел антисоветский выпад над портретом одного из руководителей партии и Советского правительства.

ВОПРОС: Расскажите, кому вы давали читать или переписывать рукописи с текстом антисоветского содержания?

ОТВЕТ: На этот вопрос я отвечать отказываюсь.

ВОПРОС: Почему?

ОТВЕТ: Тоже не скажу.

ВОПРОС: Почему вы в написанных вами рукописях (листовках) антисоветского содержания подписывались по имени "Митрофан"?

ОТВЕТ: Я уже показал на предыдущих допросах, что в течение примерно двадцати пяти лет находился в монастыре, где был иеромонахом, там мне было присвоено монашеское имя "Митрофан" и звали меня "отец Митрофан", поэтому в листовках антисоветского содержания, как, например, в листовке "Моя жизнь во Христе", я подписался "заблудший Митрофан".

ВОПРОС: Назовите, кого вы знаете из числа антисоветски настроенных лиц?

ОТВЕТ: Из числа антисоветски настроенных лиц я никого не знаю.

***

Из ПРОТОКОЛА
судебного заседания по делу № 276, 25 апреля 1951 года

Подсудимый Васильев Михаил Васильевич виновным себя признал, суду пояснил:
"Я 25 лет находился в монастыре, там я служил иеромонахом. Как только наш монастырь разогнала Советская власть, то я служил по просьбе православных священников в церквях в Чувашской АССР. Затем органами Советской власти я был арестован и осужден к трем годам лишения свободы.
 
Меру наказания отбывал в Костромской области, после чего я вернулся в Чувашскую АССР. Определенного места жительства у меня не было, я ходил по населенным пунктам и работал печником в Марийской и Чувашской АССР.

Советскую власть я никогда не признавал и признавать не буду. Она работает против Бога. В выборах я никогда не участвовал, считаю грехом и за Советскую власть голосовать не хочу.

26 марта 1951 года в Звенигове со стены магазина я действительно сорвал плакат, в котором назван великим знаменосцем мира один из руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Я его сорвал и изломал потому, что ненавижу Советскую власть и ее руководителя, и если увижу его на портретах, то тоже срываю. Также сорвал портрет его, находясь в Звениговском РО МГБ.

При обыске у меня нашли рукопись "Моя жизнь во Христе" и "Дивное видение протоиерея Ивана Кронштадтского 1907 года". Это все писал я лично, и мне это нужно было проповедовать другим. Я и сейчас его вам желаю зачитать, чтобы вы поняли.

Еще раз повторяю, что я против Советской власти и ее ненавижу.

Такого же содержания я направлял письма и в МГБ Чувашской АССР.

Я верю в Бога и подчиняюсь только Богу, а советским законам я не подчиняюсь и никогда подчиняться не буду".

***
 ХАРАКТЕРИСТИКА

На заключенного Васильева Михаила Васильевича, 1876 года рождения, осужденного Верховным судом Марийской АССР по ст. 58-10 ч. I к 10 годам лишения свободы.

3/к Васильев М. В., отбывая меру наказания в ИТК №2с 14 июля 1951 года, проявил себя как чуждый элемент, настроенный против Советской власти.

5 октября 1951 года было изъято письмо антисоветского содержания.

6 октября 1951 года изорвал портрет вождя в помещении культурно-воспитательной части, в этот же день разбил стекло в витрине, где висела газета "Марийская правда" от 3 октября 1951 года.

6 октября 1951 года в кабинете начальника колонии тоже было изъято письмо антисоветского содержания.

8/Х-51 г.
Начальник ИТК № 2

***

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По следственному делу № 62 по обвинению
заключенного ВАСИЛЬЕВА Михаила Васильевича
в преступлении, предусмотренном
ст. 58-10 4.1 УК РСФСР

23 октября 1951 года был арестован и привлечен к уголовной ответственности заключенный ВАСИЛЬЕВ Михаил Васильевич по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР.

Произведенным по делу расследованием установлено:

что заключенный ВАСИЛЬЕВ Михаил Васильевич, отбывая наказание в Исправительно-трудовой колонии № 2 ОИТК МВД Марийской АССР, 5 октября 1951 года в культурно-воспитательной части колонии, с целью а/с агитации среди заключенных, пытался огласить письмо контрреволюционного содержания, написанное самим же ВАСИЛЬЕВЫМ.

6 октября с/года в 8 часов дня ВАСИЛЬЕВ с к.-р. целью палкой изорвал портрет одного из руководителей коммунистической партии и Советского правительства, который находился в читальном зале культурно-воспитательной части, одновременно среди заключенных клеветал на Советскую власть. По выходу из помещения палкой разбил застекленную витрину на территории зоны. В тот же день на вахте колонии, в присутствии заключенных и вольнонаемных сотрудников ИТК, ВАСИЛЬЕВ клеветал на Советскую власть и одного из руководителей партии и Советского правительства и восхвалял жизнь народов царской России. Кроме того, в кабинете начальника ИТК-2 среди сотрудников колонии ВАСИЛЬЕВ вновь повторял свои а/с выпады, возводил гнусную клевету на Советскую власть и одного из руководителей ВКП(б) и Советского правительства, где в то же время у ВАСИЛЬЕВА было изъято второе письмо а/с содержания, которое он с целью а/с агитации пытался прочитать среди работников колонии.

21 ноября 1951 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Марийской АССР с выездом в гор. Волжск приговорила иеромонаха Митрофана к десяти годам лишения свободы: "Учитывая, что Васильев М. В. уже трижды осужден по 58-10 части I, предложить Министерству внутренних дел Марийской АССР направить осужденного Васильева для отбывания в спецлагерь МВД СССР".

***
 

ПРОКУРОРСКИЙ ПРОТЕСТ
от 19 мая 1989 года
в порядке надзора по делу Васильева М. В. в отношении приговора от 21 ноября 1951 года

Приговор подлежит отмене, т. к. вывод суда о совершении осужденным контрреволюционного преступления не подтвержден доказательствами, его действиям дана неправильная юридическая оценка.

В обоснование обвинения положены личное признание Васильева М. В., хотя ни на предварительном следствии, ни в судебном заседании он не допрошен ни по одному из эпизодов предъявленного обвинения, а также показания свидетелей...

Они подтвердили в судебном заседании, что видели у Василева М. В. письмо, которое он пытался передать начальнику колонии и огласил частично его содержание, в их присутствии палкой ударил по портрету Сталина и сломал витрину с газетой "Правда", заявив при этом, что отрекается от Советской власти.

Из анализа содержания приобщенного к делу письма и показаний свидетелей видно, что Васильев М. В. выразил свое негативное отношение к Советской власти, но не призывал окружавших к ее сверже¬нию, подрыву или ослаблению. При таких обстоятельствах в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР.

--------------

1 Васильев Михаил Васильевич, родился в 1876 в деревне Типнеры Че-боксарского района Чувашской АССР. 25 апреля 1951 — арестован, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в лагерь. (Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Т. 1. Йошкар-Ола, 1996-1997. С. 94.)

2 Написано простым или химическим карандашом.

3 Далее в следственном деле следует акт, подписанный и. о. начальника Звениговского РО МГБ и прокурором Звениговского района о том, что "задержанный гражданин Васильев Михаил Васильевич отказался от подписи своих показаний в протоколе допроса".

Из кн. "Тайной Церкви ревнитель". Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы", Москва, "Братонеж", 2008
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования