Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

И.В. Грибков. Православная периодика на временно оккупированных территориях (1941-1944 гг.) [история Церкви]


Проблема изучения наследия и опыта прошлого в условиях возрожде­ния православия в 1990-е гг. является ключевой. После отказа от моно­идеологического подхода к историческому знанию отечественная церков­ная и светская историческая наука существенно продвинулась в изучении прошлого. Тем не менее, ряд тем до сих пор остается малоизученными, в том числе - опыт православного миссионерства и подвижничества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на временно оккупирован­ных территориях.

Основным средством для широкого распространения православного мировоззрения и позиции Православной Церкви в тот период являлись печатные периодические издания. Традиционно считается, что Право­славная Церковь не имела своей постоянной периодики в оккупации или же подобные издания ограничивались одним-двумя наименованиями.

Однако это не так.

Опора на Православную Церковь являлась одной из основ оккупаци­онной политики [2; 150]. На территории временно оккупированных тер­риторий действовало несколько крупных издательств православной лите­ратуры - Рига, Псков, Смоленск, Витебск, Минск, Симферополь, Одесса. Центрами издания печатных периодических изданий были Псковская Православная миссия и Румынская Православная миссия.

Издательство Псковской Православной Миссии (Рига-Псков) изда­вало ежемесячный журнал "Православный Христианин". Журнал изда­вался с августа 1942 по май 1944 г. тиражом 2-3 тысячи экземпляров. В издании принимали участие священники Иаков Начиc, Николай Трубец­кой (редактор), Константин Шаховской, протоиереи Кирилл Зайц, Геор­гий Бенигсен, Алексий Ионов, Иоанн Лёгкий, Георгий Тайлов, Николай Шенрок, архимандрит Богоявленского монастыря Серафим (Проценко), миряне барон Б.Г. Врангель, Р.В. Полчанинов, Р.И. Матвеева.

За счет хорошо отлаженной системы распространения в приходах "Православный Христианин", несмотря на небольшой тираж, был изве­стен и очень популярен среди населения. Журнал стал по сути "учебни­ком" и наглядным пособием для катехизаторских курсов при Миссии и уроков Закона Божьего в школах [3;153].

Румынская Православная миссия являлась крупнейшим издательским центром православной периодики по количеству наименований изданий и по их тиражам. С 1941 по 1944 г. Миссия издавала газету "Православ­ная жизнь" на русском и журнал "Transnistria Christiana" на румынском (молдавском) языке. С лета 1943 г. для массового читателя в сельских местностях издавался "Вестник" (Одесса) Миссии тиражом 40000 экзем­пляров. В 1942-1943 гг. группе мирян удалось наладить выпуск журнала "Колокол" (Одесса). Для сотрудников Миссии и священников в Киши­неве выходил методико-практический журнал "Missionarul", материалы которого готовили сотрудники геологического факультета Бухарестского Университета.

Румынские издания отличались от прочих православных изданий очень высоким уровнем материалов и издательского профессионализма, отличным качеством и жестким противодействием сектантам, разноо­бразным "автокефалистам" и Московской Патриархии.

Удивительным фактом можно считать существование газет при мона­стырях. Несмотря на колоссальные трудности с полиграфической базой, отсутствие опыта издательской деятельности, нехватку бумаги и краски монастырские издательства сумели наладить выпуск регулярных изданий. В Риге объединенными усилиями издавался "Православный троиие-сер-гиевский листок" (издатель - священник Н. Виеглайс) [1;371]. Практиче­ски каждый крупный монастырь в оккупации старался создать издание для прихожан ("вестник", "листок", "ведомости"). Как правило, тираж этих газет был небольшим - несколько сот экземпляров. Исключением тут явля­ется мужской монастырь Беренад, издававший 2 раза в месяц полноценную газету "Воскресенье" тиражом несколько тысяч экземпляров [5;457].

В Бобруйске под непосредственным омофором епископа Смолен­ского и Брянского Стефана с июня 1943 г. выходила газета "Благовест" (с 15 июля 1944 г. - "Церковный благовест"), "газета возрождающегося на Руси христианства". Редактором издания был протоиерей Николай Ясин­ский, благочинный православных церквей Бобруйского округа. Газета выходила 2 раза в месяц [6].

Для русских территорий были характерны не отдельные газеты, а постоянные рубрики в местных газетах: "Церковная жизнь", "Из жизни церкви", "Восстановлен храм", "Жизнь верующих". Выделиться и превра­титься в самостоятельные издания им мешали материально-технические трудности. В изданиях "Двинский вестник" и "Русский вестник" имелись специальные разделы, посвященные жизни старообрядческих общин.

В оккупированной Финляндией Карелии была налажена системати­ческая пропаганда православия, в которой ключевую роль играла Фин­ляндская Православная Церковь. В Карелии массово распространялась церковная газета "Ферзамлингсбладет". Для русских военнопленных под эгидой Церкви издавалась на русском языке православная газета "Друг военнопленных" тиражом 7.000 экземпляров [5;381].

Содержание православных изданий можно разделить на несколько блоков:

1) материалы по истории православной Церкви;

2) материалы, посвященные обрядовой, повседневной жизни церкви,
праздникам, постам, правилам поведения в церкви;

3) преступления советского режима в отношении веры и верующих;

4) материалы нравственного, воспитательного и просветительного характера.

Значение трудов православных подвижников, в том числе и по соз­данию печатного слова Церкви, и итог их деятельности отметил Патри­арх Алексий II: "Благодатные результаты... оказались очень важны для послевоенной жизни Русской Православной Церкви. С благодарностью в сердце мы вспоминаем самоотверженное служение... к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные труды во славу Божию заверши­лись трагическими репрессиями, обрушившимися на них..." [4;3].

Таким образом, опыт создания печатных периодических изданий в экс­тремальных условиях является актуальным и в настоящее время. Прежде всего, его следует использовать в практической деятельности для созда­ния полноценных и популярных православных печатных изданий, соз­дания системы рапространения. Не менее важным является разнообраз­ное идейное наследие подвижников православия, которое содержится на страницах православной периодики. Проблемы, которые поднимались в газетах и журналах (воцерковление, привлечение молодежи в церковь, православное воспитание, проблема преподавания православных дисци­плин и др.), существуют и в настоящее время. Опыт их решения, несо­мненно, является ценным для нашего времени.

Литература и источники:

1.Абызов А.И. А издавалось это в Риге. 1918-1944: Историко-библиографический очерк. М., 2006.

2.Грибков И.В., Молчанов Л.А. Русские газеты на оккупированной советской территории (1941-1944 гг.) // Новый исторический вестник. 2007. №2 (16). С. 143-153.

3.Жуков Д. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., 2006.

4.Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27 (К 60-летию основания Псковской Православной миссии).

5. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Право­славная Церковь. М.,2007.

6. РГАСПИ. Ф. 635. Оп.1. Д. 47. Л. 151

Источник: Сборник материалов Третьих юбилейных Свято-Филаретовских чтений "Церковь и общество в России: пути содружества и вызовы эпох", Москва - Ярославль, 2008


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования