Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Инок Андрей (Шестаков). Чудеса святого Стефана Дечанского. [агиография]


Этот сербский король — один из наиболее почитаемых сербских святых.

Святой Стефан являлся ктитором монастыря во имя Вознесения Господня Високи Дечаны (1327-1335), где по сей день почивают его святые мощи. Дечанский монастырь расположен на западе южного сербского края, известного под названием Метохия, в живописной долине реки Быстрицы. На протяжении своей бурной истории Дечаны всегда оставались важным духовным центром. Несмотря на то, что монастырские здания не раз страдали во время турецкого владычества, полностью сохранилась церковь XIV века с многоценной фресковой живописью. В настоящее время братия монастыря насчитывает более тридцати человек. Это один из крупнейших монастырей в современной Сербии. Богослужения совершаются по древнему Афонскому уставу. С момента агрессии НАТО и ввода международных сил в Косово и Метохию монастырь находится в полной изоляции в окружении враждебно настроенного албанского мусульманского населения. Но и ныне монастырь привлекает ищущих монашеской жизни, а также паломников из Сербии и со всего мира.

Святой Стефан Дечанскии спасает сербов от турок

После трагической Косовской битвы турки, подобно диким волкам, разбежались по всей Сербии и чинили разбои и грабежи, совершали убийства и насилия. Многие сербы, оставив свои дома и хозяйство, укрывались в лесах и неприступных горных ущельях от бесчинств завоевателей. В это время многие местные жители приходили в монастырь Дечаны и там, у святого краля, искали покровительства и заступничества.

Однажды в обители собралось особенно много людей. Наступила ночь, монастырская братия разошлась по кельям, воцарились тишина и покой. Неожиданно у монастырских стен показались турки. Они стали с криками стучать в ворота, а затем, сломав их, с дикими воплями ворвались в обитель.

Турки уже собирались наброситься на беззащитных людей, как вдруг земля затряслась под их ногами, небо озарилось молниями и раздались грозные раскаты грома. Всем, кто видел это, казалось, что наступает конец света. И турки, и сербы были объяты страхом.

Все стихло столь же внезапно, как и началось. Храм озарился светом, который разлился потом по всему монастырю и окрестностям. Чудесное сияние было столь ярким, что на сотни метров вокруг стало светло как днем. Ворота храма распахнулись, и в них появился святой король с длинной белой бородой и в золотых одеждах. В правой руке он держал крест. Вокруг него стояло множество воинов с копьями. Витязь на прекрасном коне, обнажив свой меч, встал с правой стороны от короля. То был славный герой Косовской битвы Милош Обилич. Изумленные и потрясенные чудом сербы и турки от страха пали на землю. Святой король осенил всех крестным знамением на четыре стороны света и сказал, обращаясь к туркам:

— Ступайте, грешники, прочь, оставьте меня, мой народ и монастырь в покое.

После этих слов видение исчезло, церковные врата затворились и сияние прекратилось. Из храма доносилось дивное пение: "Да воскреснет Бог и расточатся врази его", а перепуганные турки в ужасе бежали из монастыря.

О том, как краль Стефан сохранил церковь от превращения ее в мечеть

За время пятивекового турецкого владычества многие православные храмы Сербии были превращены турками в мечети. Хотели обратить в мечеть и собор Вознесения Господня Дечанского монастыря. По этому случаю в Дечаны прибыло большое турецкое войско, множество религиозных старейшин и учителей. Опасаясь возмущения окрестных сербов, вокруг монастыря турки разместили войско, а в колокольню над монастырскими воротами положили свои боеприпасы. Турецкий военачальник и вельможи расположились в лучшей части монастырского корпуса. Призвав к себе монахов, военачальник предложил им обратиться в ислам, а в случае отказа — покинуть обитель. Игумен и братия отказались от принятия мусульманской веры. Они просили, умоляли, плакали, предлагали золото, лишь бы турки оставили их монастырь в покое, но тщетно: турки силой выдворили монахов из святой обители, и те в великой скорби разбрелись по удаленным "испостницам", разбросанным в ущелье над монастырем. На высокой колокольне над воротами турки установили свой полумесяц со звездой — в знак "потурчения" православной святыни. Тот же символ они собирались водрузить и на купол храма, но из-за высоты сразу не смогли этого сделать и отложили задуманное на время.

После изгнания монахов в монастыре оставался один святой краль Стефан.

Турки решили провести торжественную церемонию обращения церкви в мечеть прямо перед главным входом в храм. Всю территорию возле собора устлали роскошными коврами. Почетные места в центре заняли главный военачальник и видные сановники, духовному старейшине турок выделили место у центрального входа. Когда трубы и литавры возвестили о начале торжества, турецкие воины, ликуя, устремились внутрь монастырского двора и заполнили все пространство перед церковью. Духовный старейшина начал молиться. Внезапно затряслась земля, и каменная фигура стража-льва возле окна святого Георгия отскочила и упала прямо на голову старейшине, размозжив ее. Кровь несчастного забрызгала турецких сановников, стоявших вокруг. Одновременно треснул свод паперти, мраморные доски между могилами святого краля и святой Елены разломились, из них вырвалось пламя и вмиг охватило церковь внутри и снаружи и попалило турок, стоявших у стен храма.

Разразилась страшная буря с ливнем, небо содрогалось от громовых раскатов... Молния ударила прямо в полумесяц на башне и воспламенила спрятанные в ней боеприпасы. Прогремел оглушительный взрыв, разрушивший башню и королевскую палатку. Из-за сильного ливня вода из реки Быстрицы, сметая все на своем пути, устремилась на монастырский двор. По сохранившемуся преданию, тогда погибло множество турок, а воевода с остатками войска чудом спасся. Но и он поплатился головой, когда входил в Печь. Его убил капитан Лека Дукаджинац — то было отмщение за злое намерение превратить храм в мечеть. Турки объявили погибшего своим "святым", установили на его могиле табличку с надписью, выстроили гробницу и зажгли в ней лампаду. Во время освобождения этого края в 1912 году памятник с надписью был уничтожен; позднее была разрушена и гробница.

Турки из Малой Азии рассказывают о чудесах святого Стефана

В 1934 году в монастырь Дечаны приехал серб из Нови Пазара для того, чтобы поклониться святому кралю, о чудесах которого он впервые услышал в Малой Азии, когда находился там в качестве военнопленного.

Из уст некоего турка он услышал историю о том, что тот пережил, когда в составе своего военного отряда находился в Дечанах.

Однажды ночью турок стоял на посту. Вокруг — ни души, все погрузилось в сон. Турки опасались внезапного нападения черногорцев. Вдруг вдали появился старец с длинной седой бородой и стал приближаться к нему. Подойдя совсем близко, старец ласково сказал турку: "Не бойся, здесь никто на вас не нападет", и исчез. Турок подумал, что либо это приведение, либо он лишился рассудка, поэтому не стал никому ничего рассказывать. Следующей ночью в карауле стоял другой солдат, ему тоже явился старец и произнес те же слова. Но и этот солдат побоялся сообщить кому-нибудь о ночном происшествии. В третью ночь старец явился еще одному караульному и сказал: "Не бойтесь — это место святое, здесь вас Бог сохранит!". Наутро третий солдат пребывал в задумчивости. Догадавшись, что и с ним произошло ночью что-то необыкновенное, первый турок спросил у него, что с ним приключилось. Тот долго не хотел говорить, но потом, попросив не смеяться над ним, поведал о своем ночном видении. Тогда и первый, а затем второй караульные рассказали о том, что видели. Эти явления и рассказы местных албанцев убедили турок в том, что им являлся святой угодник Божий краль Стефан Дечанский.

Услышав в Малой Азии эту историю, серб пришел в 1934 году поклониться мощам святого.

Исцеление скорченного албанца

В 1934 году в монастырь пришел скорченный албанец из Дечан и попросил монаха помолиться за него перед ракой святого короля. По прочтении молитвы албанец с большим трудом, превозмогая боль, прополз под ракой с мощами, потом — еще раз, и ему стало легче, а проделав то же в третий раз, совершенно распрямился, будто никогда и не болел. Совершенно здоровым ушел он из монастыря. Всякий раз перед тем как пролезать под ракой, албанец крестился, несмотря на то, что был мусульманином, и взывал из глубины сердца:

— Святой Стефан, помоги мне!

Исцеление больной албанской девушки

В июле 1938 года произошло чудесное исцеление больной албанской девушки пятнадцати-шестнадцати лет. Она была полностью парализована. Ее привезли на телеге к монастырским воротам, а оттуда на руках донесли и положили перед ракой с мощами святого краля. Один из священников прочитал над ней молитвы и помазал ее тело в разных местах маслом из лампады. После этого девушка медленно приподнялась с его помощью, поцеловала мощи святого Стефана, сама потихоньку вышла из церкви и дошла до стоявшей на внешнем монастырском дворе телеги.

Святой краль Стефан испытывает верность сторожа-албанца

Цан Садик, албанец из Дечан, рассказал архимандриту Леонтию о том, как однажды ночью видел святого короля. Это было в 1897 году, незадолго до праздника Успения Божией Матери:

"Мой отец, Садик, и дядя Редза охраняли Високи Дечаны и постоянно находились в монастыре. Садик был самым старшим в семье, и поэтому Редза проводил в монастыре больше времени. Я был тогда подростком и часто оставался вместе с Редзой ночевать в обители. Мы ночевали вместе, чтобы при необходимости прийти друг другу на помощь. Так решил отец, и нам самим это нравилось.

Той ночью я и еще один наш родственник были с Редзой. После ужина мы сидели втроем в комнате и слушали рассказы дяди. Ночь была ясная, на небе сиял месяц. Вдруг все услышали какой-то скрип — словно открылись западные врата церкви. Дядя прервал свой рассказ, а мы вдвоем подскочили к окну, выходившему на храм и двор. Редза спросил нас, не видим ли мы кого-нибудь у фонтана.

— Видим старца в золотом одеянии с длинной белой бородой, с крестом в руке, — ответили мы.

Дядя велел мне взять ружье и спуститься вниз посмотреть, кто это. Я послушался его и спустился. Старец стоял около колодца и благословлял крестом. Я подошел к нему поближе, встал перед ним и протянул руку, чтобы поздороваться с ним, но он исчез. Затем я услышал скрип — словно закрылись большие церковные врата.

Я испугался и побежал к дяде в комнату. Он был встревожен и что-то шептал, вероятно молился Богу. Когда он закончил молитву, я рассказал ему о том, что увидел и услышал. Он взглянул на нас и сказал:

— Я тоже все видел и слышал. Это был святой краль. Он испытывает нашу верность перед каким-то событием. Молитесь Богу, чтобы все было хорошо.

Предчувствие дяди Редзы вскоре оправдалось. Через несколько дней после появления святого короля был праздник Успения Божией Матери. Народа было много, как и всякий год, но не было мира и веселья, как в прошлые времена. Накануне праздника в монастырь пришел преступник и грабитель Цоль Соколи из Барловца со своим братом и двумя друзьями. Его появление напугало и взволновало народ. Редза принял его в своей комнате на ужин и ночлег, не посмев отказать ему. Во время разговора Цоль потребовал тридцать лир золотом, обещав в этом случае оставить монастырь и народ в покое. Все просьбы дяди Редзы остались без внимания. Цоль был непреклонен. Мой дядя попал в тяжелое положение: или спасти честь дечанского воеводы, своего брата и фиса, или потерять всё. Держа в уме народную поговорку: "Все ради чести, и честь ни за что", Редза отправился к архимандриту Иоанникию за советом. Порешили, что Редза позовет своих родственников из Дечан и после литургии они перебьют Цоля Соколи с его дружками перед монастырем. Той же ночью в монастырь пришло около тридцати вооруженных мужчин.

На следующий день народ после литургии стал раcходиться по домам. Цоль Соколи с друзьями встал перед воротами, достал ружье и, останавливая богомольцев, стал требовать денег. Услышав об этом, Редза с братом Садиком и двумя родственниками подошли к нему и сказали, чтобы он оставил народ в покое, а если ему что-нибудь нужно, пусть просит у них. На это Цоль нагло ответил, что ему нужно тридцать лир. Редза посмотрел на брата и родственников, те сказали ему:

—Принеси ему деньги, и пусть идет с миром!

Редза обратился к Цолю и сказал, что он получит то, что просит, и пошел в монастырь. Вскоре он вернулся с завязанными в платок медными деньгами и крикнул разбойнику:

— Разверни платок и возьми деньги!

В тот момент, когда Цоль взял узелок, прогремело три выстрела, и он упал замертво. Тогда же перед монастырскими воротами погибли брат Цоля и его приятель. Один раненый разбойник убежал в направлении Дечан, но на дороге его встретил и убил бывший воевода Ахмет Айреддин. В этой стычке погиб и Садик, а Редза был ранен в ногу и на всю жизнь остался калекой.

Так мы защищали Високи Дечаны и святого короля, поэтому он нам и являлся", — закончил свой рассказ Цан Садик.

Суровое наказание воров

Албанец Билал Русто, многолетний воевода монастыря Дечаны, убил Мет Эмина из Дечан за то, что тот помогал ворам красть монастырский скот. Рассказывая архимандриту Леонтию о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться при охране и защите монастырского хозяйства, он добавил:

— Мы ничего бы не смогли сделать — ни сохранить, ни защитить монастырь — без святого краля. Святой краль сам хранил и защищал Дечаны, а мы были его слугами и исполнителями его воли.

Билал рассказал такую историю.

Два его родственника из Црнобрега проникли ночью в монастырский загон и украли двух волов, отвели их к себе и привязали возле своего дома. Сторожа искали их повсюду, посылали людей, обещали награду тому, кто найдет волов или укажет, где они, но все было напрасно. Когда они уже совсем потеряли надежду, что волы будут найдены, святой краль привел воров в монастырь, и они сами во всем сознались. Однажды рано утром, когда братия служила утреню в церкви, раздались сильные удары в главные монастырские ворота и вой, походивший на мычание коров, ведомых на убой.

Монастыские мальчики-послушники доложили о происходящем воеводе и спросили, что делать. Воевода взял ружье, позвал несколько человек, и все они вместе пошли открывать ворота. К своему великому удивлению, они нашли перед воротами двух албанцев из Црнобрега, обезумевших, воющих, стучащих и требующих впустить их в монастырь. Воевода узнал их и сказал:

— Святой краль привел их, чтобы они сами признались в краже волов.

Затем он послал двух человек в Црнобрег обыскать дома албанцев, а их задержал до того, пока не вернутся посланные.

Вскоре те вернулись и привели с собой двух волов. Посмотреть на это чудо вышла братия и трудники монастыря. Все уверились в чудодейственной силе святого краля. Волов поместили в загон, а помешанных албанцев повели в храм и там прочитали над ними молитву. Господь смилостивился над ними и обоим вернул рассудок.

Случай во время войны

Начало войны в апреле 1941 года застало архимандрита Леонтия (Нинковича) в должности ректора Призренской духовной семинарии. Опасаясь зверств албанцев по отношению к сербам, он по совету командущего находившихся там югославских войск отправился вместе с тогдашним Рашко-Призренским епископом Серафимом в Високи Дечаны. 9 апреля, когда они прибыли в монастырь, югославская армия без боя покинула эту территорию и через Печ отошла в Черногорию. Ушла и жандармерия, которая была размещена в монастыре, так что обитель осталась без защиты, на милость албанских грабителей. Как только монастырь остался без охраны, албанцы из ближних и дальних мест набросились на детский санаторий, расположенный в сосновом лесу, выше монастыря, и разграбили его за два дня: сначала растащили всю мебель, потом стали выламывать двери, окна и даже доски из пола. Разграбив санаторий, нечестивцы попытались ворваться в монастырь. Священнослужители укрылись, а пятеро албанцев, состоявших на службе в обители (два лесника и три скотовода), вооруженные армейскими пулеметами, сопротивляясь грабителям, повели оборону. Днем благодаря хорошей видимости оборонявшиеся надежно защищали обитель, ночью же в темноте бандиты могли незаметно перелезть через стену, поэтому никто в монастыре не спал. Так продолжалось трое или четверо суток.

Измученный бессоницей и постоянным страхом, отец Леонтий задремал под утро накануне Лазаревой субботы. Как только он сомкнул глаза, таинственный голос отчетливо сказал ему на ухо: "Не бойся — вы спасетесь!". Отец Леонтий проснулся, а слышанные слова еще звучали у него в голове. Архимандрит сразу решил, что это голос святого короля и он сохранит свой монастырь. Как святой сказал, так и случилось: на следующее утро сербская армия вернулась из Черногории и освободила монастырь, а спустя неделю произошла капитуляция, и на Пасху немецкие войска прибыли в Дечаны. Под их защитой отец Леонтий смог перебраться в Центральную Сербию.

Литературный перевод с сербского инока Андрея (Шестакова)

Перевод выполнен по книге: Свети краль Стефан Дечански. Манастир Високи Дечани, 1996

Из кн. "Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв." Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования