Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Д.В.Саввин. Монашество в Забайкалье в 1923-1929 годах. [история Церкви]


История православного монашества в Забайкалье, в особенности в советский период, практически не изучена. Эта тема представляет значительный интерес, в частности, потому, что положение монастырей здесь в первые десятилетия после установления советской власти имело свою специфику как результат особой политической обстановки в регионе. На смену Советам, впервые захватившим власть в Забайкалье в конце февраля 1918 г., уже к августу того же года пришли войска Г. М. Семенова и была установлена диктатура (1). Менее чем за полгода управления краем большевики не смогли реализовать ни одного из значительных революционных преобразований, в том числе в области антирелигиозной политики. Это, конечно, не означает, что забайкальские монастыри в 1918-1919 гг. вели спокойное существование: в условиях фактической анархии население, проявляя "революционную инициативу", разоряло монастырские хозяйства.

В 1920 г., после ухода белых войск, в Забайкалье образовалось "буферное" государство — Дальневосточная республика (ДВР), устройство которого было в основном скопировано с Советского государства. Однако в отличие от России, где господствовала "диктатура пролетариата", ДВР была провозглашена "демократическим" государством, что, в частности, создавало более благоприятные условия для церковной жизни. Одним из важнейших следствий данного обстоятельства стало то, что масштабное гонение на Церковь в России, связанное с изъятием церковных ценностей, миновало Забайкальскую епархию.

После присоединения ДВР к Российской Федерации в сентябре 1922 г. на территории бывшей Дальневосточной республики начались процессы, общие для всего Советского государства, в частности по отношению к Церкви.

По официальным данным, к 1923 г. в Забайкалье из 7 ранее существовавших монастырей действующим оставался только один (2). Однако закрытие монастыря не означало одновременной ликвидации общины, которая обычно в течение некоторого времени продолжала функционировать О том, как этот процесс проходил в Забайкалье, можно судить на примере двух женских монастырей — читинского Покровского и Посольского Спасо-Преображенского. Читинский Покровский монастырь (3), по-видимому, лишился своего главного храма не позднее лета 1924 г, так как известно, что к этому времени власти передали все православные церкви Читы обновленцам (4). Часть монастырского комплекса продолжала использоваться насельницами. Окончательно монастырские здания были отобраны к 1928 г. (5), и монахини переселились в частные квартиры или жили при храмах, вернувшихся из обновленчества в православие. Примечательно, что, несмотря на притеснения, Покровская женская община оставалась довольно многочисленной и до начала 1930-х гг. продолжала жить полноценной монашеской жизнью. В ноябре 1928 г. община во главе с игуменией состояла из 7 мантийных и 4 рясофорных монахинь, 12 послушниц и одной послушницы, "накрытой в рясофор>>(?) (6) К концу  1930 г в общине разоренного Покровского монастыря оставались 21 монахиня и послушница. Постриги совершались по крайней мере до 1928 г. (7) Последней известной настоятельницей общины была игумения Анастасия, обязанности благочинной исполняла монахиня Мария (8).

23 марта 1929 г. Читинский и Забайкальский епископ Евсевий (9) издал "Распоряжение об упорядочении жизни монашествующих читинского Богородицкого женского монастыря". Предписав бывшим насельницам обители оставаться в послушании у игумении Анастасии, владыка Евсевий определил им обязанности при читинском Казанском кафедральном соборе. В распоряжении указывалось, что монахини "должны аккуратно посещать богослужения... употребляя присвоенную их званию одежду. Способные из них должны нести послушания чтения и пения на левом клиросе, для остальных надлежит отвести одно общее место в храме по соглашению их с приходским советом" (10). Духовником монахинь стал клирик Казанского собора протоиерей Николай Любомудров (11). Тогда же при кафедральном соборе было создано сестричество (12), активное участие в котором принимали насельницы бывшего Покровского монастыря.

По-видимому, Покровская община была ликвидирована во время масштабного антицерковного процесса, проведенного читинским ОГПУ в 1930- 1931 гг, когда по обвинению в создании "контрреволюционной организации" были арестованы 238 человек, в основном священно- и церковнослужители, монахи. Известна по имени одна из монахинь Покровского монастыря, проходившая по этому делу и приговоренная к 10 годам лагерей,— Анимаиса (Мартынова) (13).

Гонения на Посольский (14) монастырь начались сразу после утверждения в Забайкалье советской власти, которая при помощи обновленчества планировала покончить с православной Церковью. 23 июня 1923 г. в Михайло-Архангельском храме Заудинского подворья была отслужена последняя Божественная литургия, после чего власти передали храм живоцерковникам ("живистам"). Однако уже б июня 1925 г. церковь была возвращена православным. Насельниц зачислили в певчие и сторожа, что давало, наряду с продукцией подсобного сельского хозяйства, средства к существованию (15) (бывший ранее при монастыре свечной завод к этому времени закрылся). Несмотря на трудности, Посольский монастырь продолжал жить полноценной иноческой жизнью. В 1923-1928 гг. в обители числилось около 30 насельниц (16). В 1928 г. совершались постриги в схиму и в монашество (17).

В сентябре 1928 г., по согласованию с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), епископ Евсевий преобразовал Заудинское подворье Посольского монастыря в Заудинскую Михайло-Архангельскую женскую общину, которую возглавила монахиня Дорофея (18). Заудинская община существовала менее года: 26 июня 1929г. по решению местного колхоза, являвшегося владельцем монастырских построек, насельницы были изгнаны с подворья. Колхозное начальство потребовало от них выплаты 2044 руб., которыми община не располагала. Все имущество общины, кроме личных вещей, было описано. Настоятельница и одна из схимниц подверглись кратковременному аресту (19). Часть монахинь уехала в Читу и в Томскую обл., остальные перебрались в частные квартиры поблизости от монастыря.

Источники показывают, что женские монашеские общины в Забайкалье оказались в периоды гонений в целом более устойчивыми, чем мужские. Однако именно забайкальские иноки оставили примеры поистине удивительных подвигов в эти тяжелые для Церкви годы. В докладе правящему архиерею о. Дионисий Эпов, и. о. благочинного Александровского округа, рассказал об иноках, подвизавшихся в 1928 г. в пределах его благочиния: "О. Парамон — старец 90 лет, пострижен в рясофор и мантию архимандритом Феодоритом в Андреевском скиту на Святой Афонской горе. В настоящее время о. Парамон проживает в селении Онон-Борзя, питается собственными трудами с помощью добрых людей. О. Антоний, 51 года, пострижен в монашество в 1903 г. архимандритом Леонидом в святом граде Иерусалиме. В 1911 г. прибыл в Забайкалье и с благословения о. Парамона поселился в пустынном лесу в 20 верстах от селения Онон-Борзя. Во время Гражданской войны удалился в Якутскую епархию, где Преосвященным Софронием (Арефьевым), епископом Якутским, в 1920 году пострижен в мантию, а в конце Гражданской войны возвратился обратно и поселился на своем старом месте" (20). Примечательно, что в конце 1920-х гг. на забайкальской земле о. Антонием был явлен подвиг пустынножительства, редкий в этих краях. Единственный известный более ранний пример такого подвига в Забайкалье представляет житие прп. Варлаама Чикойского (XIX в.).

О существовании монашеских общин в Забайкалье в советское время после 1930-1931 гг. ничего не известно. Гонения на Церковь привели к тому, что в 1936 г. была упразднена и сама Забайкальская епархия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Граубин Г. Прежде чем грянет выстрел. Иркутск, 1998 С 71.

2 Васильева О. В. Взаимоотношения государства и Церкви в Забайкалье на территории ДВР в 1920-1922 годах. Выпускная квалификационная работа по кафедре отечественной истории. Рукопись Чита, 2002. С. 46.

3 Читинская Покровская община основана в 1887 г на окраине Читы. 16 марта 1893 г. указом Святейшею Синода была преобразована в женский общежительный монастырь.

4 Государственный архив Читинской области (далее — ГА ЧО), ф. Р-422, оп 1,д 5, л. 1034

5 Там же, д. 55, л. 14

6 Там же, д. 37, л. 6.

7 Там же, д. 55, л. 6.

8 Там же, л. 14.

9 Евсевий (Рождественский; 1886-1937), сщмч, епископ Забайкальский Хиротонисан в 1927 г. митрополитом Сергием (Страгородским) 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. С 3 апреля 1930 г. архиепископ Шадринский. Расстрелян по приказу ОГПУ

10 ГАЧО, ф. Р-422, оп. 1, д.55,л. 14.

11 Там же, д. 5, л. 976.

12 Архив РУ ФСБ по Читинской области, ЧУ-4024, следственное дело № 621-30, т. 10, л. 3-4.

13 Архив РУ ФСБ по Читинской области, ЧУ-4024, следственное дело № 621-30, т. 10, л. 386.

14 Посольский Спасо-Преображенский, первоначально мужской, монастырь, один из старейших монастырей в Забайкалье, был основан Даурской духовной миссией в 1681 г. на берегу Байкала. В начале XX в. в связи с малочисленностью насельников он был преобразован в женский. Монастырь неоднократно подвергался нападениям со стороны местных крестьян, возможно, поэтому в 1914 г. община фактически переместилась на Заудинское Михайло-Архангельское монастырское подворье в окрестностях г. Верхнеудинска. Спасо-Преображенский собор Посольского монастыря стал использоваться как приходской храм. Община существовала на доходы от свечного завода, располагавшегося на подворье (см ГА ЧО, Р-422, оп. 1, д. 34, л. 4).

15 Там же, л. 1-4.

16 Там же, л. 9-17.

17 Там же, л. 10, 35, 37.

18 Там же, л. 55-56.

19 Там же, л 75. 20 Там же, л. 35.

© Саввин Д В, 2007

Дмитрии Владимирович Саввин, Чита

Источник: "Вестник церковной истории", № 1(5), 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования