Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Мир Валиддин. Добро и зло с точки зрения суфиев. [ислам]


Все добро и совершенство, что увидеть вы способны, —
Это все идет от Правды, что со всех сторон свободна.
Зло и боль идут всего лишь от дефекта одного —
Это есть лишь то, что нет здесь лишь нормальных восприятий.
И куда бы только дальше Бытие не простиралось,
Есть добро и зло, но только лишь добро мой друг, находят!
Зло идет от небытия, знай все это,
От "иного", от "иного" и зависит .

Кто может отрицать существование зла в мире? Есть ли кто-нибудь, кто не подвержен боли и горю? Кто не становился жертвой какого-либо бедствия? Найди кого-либо, кто бы не жаловался на беды, которые насылает на него судьба. Отдыхом можно наслаждаться лишь в глубинах земли, и никому не предназначено вести счастливую жизнь на лице земли. Горе и боль философом называются "физическими бедами", и, конечно, никто не может отрицать их существование. Равным образом, всем известны проявления этического зла: разве убийство, грабежи, соблазнение, пьянство, азартные игры, адюльтер, подкуп и коррупция не существуют в каждом сообществе? Если вызванную ими агонию воплотить в форму дыма, то тьма окутает весь мир, и в этой темноте будет такая боль, которая сделает невозможным даже наше дыхание. Будучи постоянно мучимым набором физических и этических зол, человек вынужден непроизвольно воскликнуть:

Было бы во власти моей — я избежал бы входить.
Было б во власти моей — я давно бы все это оставил!
Было бы лучше, чтоб я не пришел в одинокую эту таверну.
Не оставаясь, и не уходя.

Почему же в этом мире так много зла? Почему существует так много тирании, так много грехов и обид и так много уродства и зла? Для философов и святых проблема зла — наиболее тонкая и наиболее абстрактная. Ни одна иная проблема во всем широком спектре человеческого опыта не удручает так, как эта. Это, несомненно, загадка, которую не смогли разрешить мудрецы и философы. В особенности те системы мысли, которые основаны на теологической и телеологической основе, пытаются решить эту проблему, но потерпев неудачу в достижении своей цели, они восклицают:

Есть Дверь, к которой не нашел я ключ.
Вуаль, за коей я не смог увидеть.
Беседа обо мне и о тебе.
Казалось, больше нет уже нас с тобою.

Почему же это вообще является загадкой? Это является загадкой потому, что если вы признаете, что Бог — Источник или Происхождение Вселенной, то вам также надо признать, что он Мудрый, Всемогущественный и Милостивый. Итак, если Он Милостивый, то как может Он быть создателем зла? Как может быть немудрым деяние Мудрого? Есть ли что-нибудь, что может вынудить Могущественного создавать зло? Так, если вы отрицаете само существование зла и считаете его чистой иллюзией, то после небольшого размышления вы обнаруживаете, что ошибка или иллюзия — это зло само по себе. Как объяснить его? И как сможете вы отрицать зло? Горе и печаль реальны, и даже палитра слов не может изменить их реальность. Если вам больно, то боль, несомненно, существует, поскольку боль есть ощущение. Сказать, что это хорошо, — это все равно, что сказать, что белое — это черное. Бог может считать это чем угодно другим, но для нас это боль. Далее, будет ли хорошо для человека сказать ему, что Бог не считает злом, когда человек сломлен болью? Место боли — сознание, и если боль находится в сознании, то как можно ее отрицать? Это будет цветистое выражение, если мы назовем это иллюзией. Но подобно тому, как роза будет розой, независимо от того, как ее называть, и будет иметь сладкий запах, вы равным образом можете назвать боль, как вам угодно, но она у вас все равно останется. Изменив имя, вы не можете изменить ее внутреннюю природу. Однако признавая Бога Всемогущественным и Вознаграждающим за Добро, мы не можем в то же самое время признать, что зло существует, а отрицание существования зла кажется весьма вероятным. Как это странно!

Чтобы избежать парадокса, некоторые философы признают, что Бог добр, но отрицают Его всемогущество. Они полагают, что если признать, что Бог Всемогущественный, Его, в конечном счете, надо считать ответственным за каждое происходящее событие. Далее, поскольку зло существует, надо, естественно, сказать, что оно выражено Божественной Волей. Поскольку доказано, что зло — это зло, а это есть терминологическое противоречие, — следует признать, что Бог терпит присутствие зла. Недостаточно сказать, что Бог терпит эти пороки, желая спасти мир от большего зла, или что Он желает, чтобы мир не был лишен настоящих радостей. Ведь если он Всемогущественный, то может также излучать другие пороки и без них не может облагодетельствовать мир этими радостями! Однако Бог, который, несмотря на то, что Он может освободить мир от зла, терпит его, не может считаться добрым существом. Его нельзя считать достойным почитания, и Священное имя "Бог" не может быть к нему применено. Ввиду сказанного выше, было бы более подходящим для обоих, разума и сердца, признать, что у Бога нет власти убрать из мира зло. У Него есть власть при-. обретения каждого конкретного блага, однако Он бессилен в вопросе утверждения блага коллективного. Такое существо, если рассматривать его власть, волю и решимость, сравнивая их с другими живыми существами, может считаться Всемогущим, особенно если считать его достаточно могущественным, чтобы выкорчевать зло. Когда верующий говорит об Абсолютной Власти Бога, он, вероятно, имеет в виду, что зло, в конечном счете, потерпит поражение, а добро будет торжествовать. Однако согласно буквальному значению слова, Бог не может считаться всемогущим, ибо Его нельзя считать "хорошим", поскольку Он либо не может сделать мир лучше, либо этого не желает. Лучше понять первый взгляд.

Джон Стюарт Милль открыто выразил эту теорию. Мы не совершим неверие, если перепишем это дословно. Он утверждает следующее: "Единственно приемлемая моральная теория творения — это то, что принцип добра не может сразу и во всем победить силы зла физически и морально; Он не может поместить человечество в мир, свободный от необходимости постоянной борьбы с силами зла или сделать его постоянно победоносным в этой борьбе, но Он мог и сделал его способным вести борьбу с энергией и постоянно возрастающим успехом. Из всех религиозных объяснений порядка Природы одно это является не внутренне противоречивым, не противоречащим фактам, которые оно пытается принять во внимание. Согласно нему, обязанность человека будет состоять не просто в заботе о своих интересах, подчиняясь Неодолимой Силе, но в подаче эффективной помощи Существу совершенного благодеяния; вера, которая кажется более подходящей для доведения его до напряжения, чем странное и непонятное положение Создателя Добра, который так же, как предполагается, является и автором зла. Я прихожу к предположению, что такая реальность, хотя часто и бессознательно, является верой всех, кто получил силу и поддержку любого достойного рода от веры в наблюдающее выше провидение. Нет сюжета, по которому практическая вера человека выражается более неправильно словами, которые они используют для их выражения, чем религия. Многие приобрели фундаментальное доверие, оттого что представляли себя любимцами всемогущего, но капризного и деспотического божества. Но те, кто укрепился в доброте, положившись на симпатизирующую поддержку могущественного и доброго Правителя мира, я уверен, никогда не верили, что этот Правитель всемогущ в прямом смысле слова. Они, видимо, верили, что Он мог, если бы хотел, убрать все тернии с их личного пути, но не без того, чтобы причинить вред кому-либо другому или сделав тщетными некоторые очень важные для общего благосостояния цели".

Сторонники этой теории утверждают, что если принять это как правду, нет необходимости отрицать существование зла или допускать, что Бог, Всеблагой Господь, создал зло. Принимая существование зла, нам не надо пытаться доказывать, что его можно оправдать, и не надо искать оправданий по поводу порочности мира. Не надо мириться со злом, мы отвергаем зло подобно тому, как отвергает его Сам Господь. Мы боремся с ним, как это делает Он. Мы становимся ревностными сторонниками партии Бога и помогаем тому, кто желает нам успеха и победы. Не остается никакого вопроса добра и зла. Если вопрос о зле и вообще остается, то это вопрос о том, как быстрее от него избавиться. Как же будем мы переносить его спокойно и терпеливо? И как снять его бремя с плеч грядущих поколений?

Эта попытка объяснения зла считает Бога "конечным", а зло во Вселенной, подобно добру, универсально. Логически это полностью дефектно и не может предоставить правильное решение тех моральных проблем, для объяснения которых оно было предложено.

Подумайте вначале об этом немного с точки зрения религии. Сущность религии состоит в вере, что один лишь Бог достоин поклонения; помощь надо искать от Него одного. Молитва означает смирение и подчинение. Мы выражаем свое умиление перед нашим Господом, который есть наш Хозяин, Помощник, Правитель и Создатель. Он стоит рядом с нами во всех наших трудностях и помогает преодолеть все наши беды. Если Он не всемогущ, Он не способен нам помочь. Найдя Его убежище, мы должны наслаждаться миром и спокойствием, а этот мир и спокойствие могут быть только, если мы наделим Его Абсолютной Властью. Бог, который Сам борется со злом и не наделен силой преодолеть его, которой хочет помощи человека, который Сам не свободен от бед и печалей, Сам является нищим! Как же Он может поддержать меня? Как можно считать Его моим Хозяином и Господом? Как могу я почитать такого Бога? Как могу я выразить умиление перед Ним? Как могу я сложить руки в умилении перед Ним?

Даже когда само зло становится вечной реальностью, метафизическим принципом, то на каком основании логического порядка можно предположить, что объединенные усилия человека и Бога могут уничтожить его полностью? Когда сопротивление добру оказывается равно силе, которая является самосуществующей и нормативной, то как же можно считать должным, что в конечном счете состояние мира улучшится? Если зло — это вещь, находящаяся вне Духовного Мира Бога, то тогда его надо воспринимать как неодолимое препятствие. Если это не вещь, которая находится вовне, то возможность зла и его реализацию надо сделать неодолимым средством реализации добра. Если есть реальная возможность улучшить этот мир, то это возможно, только если считать Вселенную "хорошей при Творении".

Вера и разум кажутся антагонистами попытке, предпринятой Миллем и его последователями относительно объяснения существования зла. Как же может вера считать Бога имеющим границы и ограничения и как, считая Его таковым, молиться Ему? Как она может считать зло независимым источником Вселенной и таким образом допускать связь другого с Богом как с равным? Как мы тогда можем объяснить зло? Конечно, его существование можно отрицать, и учение Бога, будучи Абсолютной Властью, Абсолютной Мудростью и Абсолютным Благом, не может быть корректно с точки зрения теологии? Система философии, признающая эти доктрины веры, которая допускает существование Бога и считает Его Абсолютной Властью и Абсолютным Благом, не может объяснить зло. Как же вышеупомянутая система может избежать этих парадоксов, которые привели некоторых философов к мысли об ограниченности силы Бога?

Мудрецы принимают факт, что до сих пор не достигнуто никакого совершенного решения проблемы зла. Как указывает Ибн Сина (Авиценна):

Тайны существования любопытны:
Они раскрываются лишь частично.
Лучшая жемчужина едва показывает
Свою внутренность.
И все только удивлялись.
А то, что значимо, остается невысказанным.

Ограниченный разум человеческих существ не может охватить полного значения и смысла добра и зла! Исламские суфии также объясняли зло, были взяты намеки из Священного Корана, это подтверждает разум. Сравнивая их с объяснениями, предложенными другими философами, эта их попытка кажется нам оригинальной и энергичной. Бог считается Создателем добра и зла, и все же зло не приписывается Богу. Очевидно, это утверждение оказывается внутренне противоречивым; однако вы должны выучить это искусство сближения противоречий исламских суфиев и помнить:

Подтверждение и отрицание временами оба сильны.
Коль меняются аспекты, отношения различны!

Перед тем, как объяснить зло, необходимо остановиться на некоторых метафизических предпосылках этой теории.

Согласно суфиям, решение всех проблем может быть выражено в простых словах знания, Знающего и известного. Они утверждают, что Господь Всемогущий — это тот, кто знает, знание принадлежит лишь Ему в реальности и существует в Нем самом; сущности созданных вещей — это все Его объекты, известные Идеи.

Коран подтверждает и поддерживает это учение. Кроме того, человек, который верит в существование Высшего Существа, не будет считать своего Бога невежественным. Это качество знания реальности свойственно одному Всемогущему Господу; оно приписывается лишь Ему одному. Сказано в Коране: "Это Он, кто имеет знание и власть".

Теперь для знания человек должен обязательно иметь объекты, которые он знает. Знание — это, конечно, знание объекта или какой-либо известной вещи; без известного знание полностью невозможно. Поскольку Господь Всемогущий есть Знающий со времен вечности (то есть качество знания неотделимо от Бытия Бога), Бытие Бога вечно, потому знание также вечно, а иначе следует признать, что Господь пребывает в неведении (а Бог свободен от незнания) и знание без объекта является невозможным. Таким образом, следует, что вещи, которые известны Ему, также вечны. Бог создает вещи со знанием — говорит Коран: "Разве Он не знает, что Он создал? Он — Тонкий, Знающий" — и знает их также после создания. Созданная вещь известна Богу, "ибо Он знает всякое создание". Таким образом, доказано, что все это сущностно известный объект и с вечных времен существует в Божественном Знании. По терминологии суфиев, созданные вещи, которые с вечных времен являются объектами Божественного Знания, именуются "сущностями вещей" (айян табита). Они именуются "Идеями Бога". Строго говоря, это модели и определения Божественного Знания. Они также именуются "неединствами", или адом, или Мадумати Хакк, поскольку это формы Знания, и они не имеют внешнего независимого существования. Философы и мудрецы предпочитали называть их сущностями, или сутями (ма-хийят).

Теперь немного сконцентрируйте внимание на этих сущностях. Суфии считают их иными, нежели Бога. Сущность Бога и сущности созданных вещей полностью иные по отношению друг к другу. Коран подчеркивает их отличие, когда задается вопрос: "Так будешь ли ты бояться кого-либо, кроме Бога". Согласно здравому смыслу, также ясно, что сущности отличны от Бытия Бога. Обратите внимание, что о них говорили, как о нереально существующих, или мадумат. Это относительные несущности. Почему о них говорят как об относительных несущностях? Потому что у них нет постоянного собственного бытия. Один Бог является Самосущим. Все существа при своем рождении и существовании обязаны своим существованием только Богу. Сущности созданных существ в силу своего происхождения и сущностной природы — это Идеи в Разуме Бога, вот почему они существуют в Божественном Знании. Поскольку они не имеют собственного бытия, они называются несущностями (Адам).

Если они не имеют собственного бытия, то совершенно ясно, что они не имеют собственных качеств. У Господа Всемогущего реальное Бытие — это Его Собственное Бытие и, следовательно, Он имеет сущностные атрибуты, такие как Жизнь, Знание, Власть, Воля, Слух, Вид и Речь, и все они не имеют существования в сущностях созданных существ. Несуществующие сущности созданных существ — неживые, и если дело в этом, то в этом случае их реальным качеством является смерть. Если они не имеют знания, их качеством является невежество, если у них нет воли, их качеством будет безволие (идтирар), если они не наделены могуществом, их качеством будет бессилие (иджз), а если они не наделены чувством слышания, видения и речи, они будут слепы, глухи и немы. Суфии называют их несуществующими атрибутами, качествами, синонимичными присутствию несуществующих качеств.

Когда сущности созданных существ лишены бытия и качеств, то как можно приписывать им действия? Действия совершаются через качества, а качества присутствуют в бытии или существовании. Когда качества существования являются отрицательными, отрицательными являются и действия.

Как могут воздействия (атхар) производиться существом, которое не имеет качеств и действий и существует только в действии. Таким образом, сущности созданных существ полностью лишены бытия, качеств, действий и воздействий.

Вкратце, поскольку сущности вещей — это Идеи Господа Всемогущего, то у них нет никакого собственного бытия. Они только существуют в Разуме Бога. "Относительное небытие" (дам-и-идафи) — это термин для неимения реального бытия. Ясно, что когда нет бытия, не будет и эффектов бытия, которые есть атрибуты, действия, собственность и т. п. Об их отсутствии говорят как о несуществующих атрибутах. Вы можете интуитивно постигнуть это в вашем бытии: вы думаете о вашем друге, его ментальный образ появляется перед оком вашего зрения. Как идея, это лишено внешнего существования, а когда она не имеет даже внешнего существования, она неизбежно будет лишена всех объектов существования. Вы имеете в себе бытие, жизнь, знание, силу, волю и т. п., но в ментальной картине они являются атрибутами. Главная причина, которая это подчеркивает, — то, что в вас есть Анийят (качество "Я") и Хувийят, а источником качеств и действий являются все те же Анийят и Хувийят. В ментальном образе нет ни Анийят, ни Хувийят. Вот почему он лишен всех качеств действий и эффектов. Равным образом, Анийят и Хувийят, благодаря их отсутствию, лишены всех сущностных, качеств и действий.

Теперь представьте себе, что когда вы думаете о своем друге и образ его появляется в вашем сознании, все составные части его образа также воспринимаются, и благодаря этому определяется индивидуальность и идентичность. Сущности вещей, или айян не могут быть отделены от своих сопутствующих, поскольку это его сущностные особенности; однако они соотносятся как логические дополнения, а отделение одного от другого непостижимо. Известное Бога, которое является сущностями вещей или внешних реальностей, вместе со своими сопутствующими особенностями или качествами, или, согласно терминологии Корана, Шакилат, существует в Знании Бога со времен вечности. Поскольку у них нет внешнего существования, их нельзя назвать созданными, наоборот, они несозданные. Когда Знание Бога вечно, Его Идеи, известные объекты, также по необходимости будут вечны, а их особенности и качества также будут вечны и неизменны Вот почему шейх Акбар называет сущности вещей (айян-аль-табита) табитум фи хадрат алъ-тубун, иными словами, они остаются в своем латентном состоянии в Сознании Бога. Джами выразил это так:

Будет ли достаточно сказать,
Что творчество Создателя
Все качества создать способно?

Вопрос о том, когда Господь Всемогущий знает, а сущности вещей известны ему, скрыты только в его Существовании и существуют только в Его Знании, то как они сохранены в вечности? Заметьте, что вещи не созданы из ничего, поскольку ничто или небытие вообще не существуют и ничто не выйдет из ничего. Небытие также не выражает себя в форме вещей, поскольку, согласно дефиниции, само чистое небытие — это не что-либо, способное составлять вещь, из которого она может быть сформирована или создана, а Господь Всемогущий неразделим в формах, потому, что Бытие Бога свободно от разделения.

Создание — внешнее проявление или актуализация Идей Бога, или сущности. Тайна создания, как верят суфии, — это то, что Бог выражает или раскрывает Себя в своих собственных Идеях. Выражая Себя, Бог остается неизменным, каким Он всегда был и будет. Бог дает и все же сохраняет Себя, Он многолик и таковым остается. Он выражает Себя согласно качествам вещей, в которых Он Себя выражает. Он накладывает Свои Качества на Свои Идеи, формы или сущности, и они становятся вещами. Сущности вещей сами по себе не существуют, то есть они существуют в Знании Бога в качестве Идей. Они получают это существование, которое имеют от Бога, являющееся истинной сущностью всего существующего В существовании  действительно нет ничего, кроме Бога. Прекрасно выразил эту идею Джами:

Любимый принимает много разных форм,
Краса Его отражена в различном артистизме.
Многообразие здесь для того, чтобы возвысить
Союза прелесть.
Любит показаться один в одежде тысяч.

Та же идея выражена в следующих словах: "Бог создал небеса и землю из Хаоса. Воистину в этом знак для тех, кто верит". Все Идеи, или сущности вещей, появились из Хакк. Согласно шариату и лексическим дефинициям, Хакк — это единственное слово для Абсолютного Бытия и, рассматривая извлечение, корень, Хакк (Бог) и хакикват (реальность) — это одно и то же. Это тайна того, что "Он — вовне", объяснимая стихом: "Бог — это отраженная правда", то есть один Бог выражен, или один Бог — это Хакк, который выражает. Слова "Бог — это Свет небес и земли" поддерживают это мнение. Почувствуйте и взвесьте вышеупомянутое утверждение!

Быстро представив себе эти предпосылки, я обращу свое внимание на объяснение зла. Суфии называют Хакк то, что есть Чистое Существование, Абсолютным Благом. Поскольку: "Бог прекрасен и любит красоту, Его Бытие совершенно, действия Его совершенны! Вот почему Он — Абсолютное Добро. Здесь нет ни малейшего несовершенства. Сущности вещей и сущности случайных существ не существуют отдельно от необходимых существ. Они не имеют ни сущностных качеств, ни собственных действий, и благодаря этому небытию они есть Абсолютное Зло. Утверждение суфиев: "Бытие — Абсолютное Благо, а небытие — Абсолютное Зло" имеет то же самое значение. Поскольку реальное бытие — это Абсолютное Благо, из этого неизбежно следует, что все сущностные качества также хороши. Если Бытие хорошо и совершенно, то как могут Его качества содержать зло или как они могут быть несовершенны? Следовательно, добрая воля выйдет из Абсолютного Блага — "Бог красив и ничто, кроме красоты, от Него не исходит" — и, следовательно, если небытие — это Абсолютное Зло, то все сущностные качества будут злыми, и, таким образом, зло всегда будет злом. "Реальность вещи не может быть от нее отделена" — это бесспорная истина. Считать зло добром — это равноценно тому, чтобы называть черное белым, это, как таковое, — молоть вздор.

Теперь, заметив скрытые реальности или сущности вещей, обратите внимание на внешние сущности вещей. Скрытые реальности вещей — это определения или модули того же самого Абсолютного Бытия. Иными словами, Бог, оставаясь неизменным в Своем Бытии и Качествах, раскрывает Себя через Качество Света (Hyp) в формах известного.

Абсолютное небытие не существует, равно как и Абсолютное Бытие не выражает Себя, поскольку для выражения необходима форма или отделенность. Теперь только некоторые аспекты Бытия могут появиться в формах, а большинство из них не могут появиться.

Аспекты, выражающие себя, это те же самые, чьи качества имеют форму. Абсолютное Существо выражается согласно реальным способностям форм. И не так ли Джами разъяснил это на примере стекол:

Сущности были подобны
Разнообразного цвета стеклам.
Красные, Желтые и Голубые.
И Солнце Бытия распространило
Свет свой над ними
И вышло чрез них в их цвета.

Постарайтесь понять эту тайну с помощью новых примеров. Заметьте, что пока точка не примет форму линии, поверхности круга и т. п., она не может себя выразить. Теперь в линии эти аспекты точки не могут выразить себя, что проявляется на поверхности. Некоторые из аспектов по необходимости надо оставить. Если точка хочет выразить себя в буквах алфавита, ей надо будет принять различные формы этих букв. Каждое письмо — это форма точки, остав ляющая определения других букв. Если точка не оставляет неко орые из своих фаз, она не может появиться в форме письма. Если она появляется в форме буквы "А", то она оставляет все аспекты буквы "В" и других букв, и равным образом, когда она выражает себя -в форме буквы "В", то оставляет аспекты буквы "А" и всех других букв. Если точка не оставляет фазы любой буквы, она никогда не сможет появиться, поскольку характеристики различия и детерминации — это то, что она что-то содержит и чего-то не имеет. Если она содержит что-либо, то нет неопределенности и различия, но вместо них есть неопределенность, и, если нет ничего, то это Абсолютное Небытие. Ввиду сказанного выше о буквах алфавита можно так прояснить это:

Проявление Твое через меня
И мое бытие через Тебя.
Без меня Ты не можешь Себя проявить,
Без Тебя никогда бы не смог появиться я.

Теперь, по всей вероятности, ясно, что творение требует и Бытия Бога, и существования сущностей, и созданного бытия. И то и другое взаимозависимы, Хакк (Бог) выражается в форме реальных объектов, а объекты существуют благодаря реальному существованию Хакк (Бога). "Бытие наше благодаря Ему, а Его проявления — благодаря нам".

Теперь снова вернемся к существованиям вещей. Они выражены из-за имманентности Бытия в них Бога. Это — проявления, Бог проявляется в них. Отношения, действия и состояния, появляющиеся в проявлениях, могут быть Качествами только Бога, они могут соотноситься с Хакк (Богом). Однако учитывая явное и проявления, появляются два аспекта: аспект бытия и аспект небытия. Зло, боль и уродство, появляющиеся в этих проявлениях, вызваны только их отношениями и соотношениями. Это аспект небытия. Сущности вещей — это относительное небытие, а небытие — это Абсолютное Зло; несуществующие атрибуты — это все то же зло. Проявления должны быть в соответствии со склонностями сущностей, и только тогда Качества Бытия появятся в соответствии с этими сущностями, и вследствие этого большинство атрибутов Бытия не смогут себя проявить. Несуществование этих атрибутов Бытия — это зло; поскольку Бытие — это Абсолютное Благо, каждый Его аспект также будет Абсолютным Благом. Теперь зло, предполагаемое в вещах, вызвано несуществованием атрибутов Бытия (аспект небытия), иными словами, качества Бытия как Бытия экзистенциальных пригодностей является Добром (аспектом бытия). Вся эта философия была выражена знаменитым Джами в следующем стихе:

Куда бы ни простерлись грани Бытия,
Находят лишь Добро, ничто, кроме Добра.
Знай, что все Зло исходит от небытия.
От прочего и от него зависит.

Это значит сказать: "Бытие — хорошо, а небытие — это зло" и согласно изречению "Все обращается к своему началу", а за этим неизбежно следует, что "Все Добро от Бытия, а зло — от небытия".

То же самое сообщается в Традиции: "Все Добро в Твоей руке, а зло никогда к Тебе не относится". Читаем в Коране: "Что бы хорошего ни случилось с тобой, человек, — это от Бога, но какое бы ни случилось с тобой зло — это от твоей собственной души". Слова "твоя душа" предполагают отношение или восприимчивость сущности. Джами осветил это так:

Все добро и совершенство, что увидел ты на свете,
Все от Правды, что от пятен всех свободна.
Зло и боль же происходят от какого-то дефекта,
От отсутствия нормального ощущения мира.

Далее значение фразы "Бог создал тебя и то, что ты делаешь" становится предельно ясным, поскольку действие — это необходимое сопутствующее Бытия, и то же самое Бытие именуется Богом. Поскольку создание означает "проявление", то есть внешнее раскрытие и проявление, сопутствующее Свету (Нур) который раскрывает себя и других (а Свет является Качеством Бога), то Свет — это не что иное, как само Бытие. "Бог — это Свет небес и земли". Чтобы раскрыть все Идеи вместе с их истинными свойствами или особенностями и актами на невидимой сцене во внешнюю очевидность, нужна особая характеристика Бытия, именуемая Аллахом (Богом). Отсюда — утверждение Бога в Коране: "Скажи: все вещи от Бога". Это же раскрывает тайну учения: "Все добро и зло от Бога".

Последователи Дж. Стюарта Милля говорят о некоторых трудностях в объяснении зла. Имея их в виду, давайте еще раз определим решение, предлагаемое суфиями. Милль думает, что если мы примем Бога как Доброго и Всемогущего, зло никогда нельзя будет объяснить. Мы видели, что суфии считают Бога Абсолютным Благом, поскольку Он — Чистое Существо, и, таким образом, Он Вознаграждающий за Добро. Далее, когда Бытие совершенно, Его свойства также будут совершенны. Таким образом, Его Воля, Власть, Знание и т. д. будут совершенны во всем. Он будет Абсолютным Бытием, Всемогущим и Всезнающим. Когда Бога считают Всемогущим и Всезнающим, то как же можно считать Его Творцом зла? То, что Абсолютное Благо способно быть причиной зла, неприемлемо. Вы видели выше, что Создатель добра и зла — это Всемогущий Господь. "Только Бог — Создатель и овцы, и верблюда, и тех, кто их убивает". Говоря правду, суфии думают, что Создание — это раскрытие сущностей или сутей вещей во внешнем мире через Атрибут Света (Hyp). Теперь, поскольку сущности — это Идеи Бога, они являются вечными и несозданными. Если они не вечны, то тогда неизбежно следует и то, что Знание Бога также не вечно. Невозможно отделить сущность от ее свойств или истинного содержимого, и, следовательно, сущности также будут вечными и несозданными. Теперь эти сущности могут появиться сами со своими истинными сущностями и эффектами. Только Бытие Бога, Хакк, является причиной их появления, и это — причина того, почему отношение проявления всегда приписывалось Абсолютному Бытию: "Все вещи — от Бога".

Теперь вы открыли Тайну созидания. Созидание — это проявление, откровение, форма определения или необходимый для этого образ. Теперь лишь некоторые качества Абсолютного Бытия (Бога) могут быть раскрыты в образах, формах или сущностях, и многие из них опускаются; качества, выражающие себя, действуют так в соответствии с качествами сущностей. Посредством качеств, которые опускаются, можно понять Зло. Зло — это иное название небытия.

Все зло идет от небытия, что значит,
Что от другого и от других это зло зависит?

Бытие Бога (Хакк) —это Абсолютное Бытие, следовательно, зло не может быть приписано Бытию Бога: "Зло никогда не может относиться к Господу".

Если через созидание вы поймете, что вещь нельзя произвести от Абсолютного Небытия, как это полагает Дж. Стюарт Милль и другие философы, то тогда Бог не может считаться Создателем зла. Но это значение слова "создание" абсурдно, и ничто не может быть произведено от фантастического небытия. Абсолютного Небытия вообще не существует — "Небытие не существует". Теперь вы с логической последовательностью можете сказать, что Господь — Вознаграждающий за Добро и Всемогущий. Если Бытие совершенно, то все его Качества также будут совершенны, а предполагая, что Бытие имеет совершенные Качества, его нельзя считать конечным или несовершенным. Происхождение зла вызвано нашими сущностями, которые являются относительным небытием, зло сопутствует относительному небытию, поскольку установление границ предполагает различие, и здесь упускается тот или иной аспект Бытия, который есть небытие, и только оно является злом

Спорила с Солнцем летучая мышь,
Спросила "Зачем ты меня слепишь?"
Солнце сказало "Есть зрения сила.
Поймешь, коль сама б ты себя ослепила".

Но если вы подумаете над этим объяснением вьдающихся суфиев, то, вероятно, поймете, что это будет лучшее решение проблемы зла.

Из кн. "КОРАНИЧЕСКИЙ СУФИЗМ", Москва - Санкт-Петербург, "ДИЛЯ", 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования