Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Анир Газеев. Суфизм и эстетические чувства. [ислам]


Эстетические чувства относятся к так называемым высшим чувствам, рассматриваемым в психологической науке, наряду с другими высшими чувствами - моральными и интеллектуальными. Словосочетание эстетические чувства может быть разделено на два отдельных слова: эстетика и чувства и анализировано с позиции разных наук. Эстетика изучается философской наукой, а чувства - психологической наукой, в разделе эмоций.

Как известно, чувства состоят из эмоций, которые могут быть переживаниями одной полярности или разнополярными. Например, чувство любви к родине включает положительные эмоции (переживания) как радость за успехи и негативные эмоции как ненависть к ее врагам. Эстетика определяется как "наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного основания действительности" (1). В эту науку входят разнополярные категории; красивое и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.

Из этих категорий чаще всего рассматривают красивое. Особенно когда речь идет об эстетическом воспитании. Эстетика и красота как бы являются синонимами. Мы также будем придерживаться такой точки зрения, когда под эстетикой подразумевается только красивое.

Так эстетическое воспитание определяется как "целенаправленная система формирования способности человека подходить к миру, оценивать предметы и явления и преобразовывать действительность по законам красоты" (2).

Эстетика переводится с древнегреческого языка как чувства, ощущения, то есть к понятию переживания находится близко. А чувства, эмоции и есть переживания, в частности, эмоции - непосредственные переживания удовлетворения, радости, страха и т. д. Они и составляют конкретные формы чувств, которые, в свою очередь, выбирают как более сложные переживания.

Эстетические чувства появляются в виде переживаний от восприятия красоты окружающей действительности. Объектами для эстетического восприятия могут быть произведения искусства, природа, поведение людей в виде традиций, обычаев, поступков и т. д.

Эстетические переживания в суфизме связаны с многогранными переживаниями красоты религии. В суфизме выделяют три ступени красоты: 1) абсолютная, неизменная, божественная красота; 2) красота предметов и явлений материального мира, являющаяся отражением божественной красоты; 3) духовная красота, связанная с деянием человека (3).

Суфизм как мистицизм с самого начала был связан со всеми тремя ступенями красоты. В своем поведении суфий отличается скромным, даже аскетическим образом жизни. Эти качества были свойственны, например, патриарху мусульманского мистицизма Хасану ал-Баср, который призывал своих единоверцев жить в соответствии с Кораном. Такой призыв был весьма актуален в то время, когда царила страсть к наживе. Он призывал относиться к этому миру, как будто никогда в нем не был, а к иному миру — как будто никогда не покинешь (4).

Духовная красота суфиев связана с мистическими переживаниями по поводу любви к Аллаху. Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Ведь пророк Мухаммед также призывал к любви к Аллаху. Но любовь суфия особая, страстная, всепоглощающая.

Истинная любовь - бескорыстна. Возлюбленный служит Аллаху, испытывая чувства беспредельного обожания. О любви к Аллаху писала в числе первых суфиев поэтесса Рабия:

"О Господи! звезды светят, сомкнулись очи людей.
Закрыли цари врата свои...
Всякий влюблённый уединился со своей возлюбленной.
А я теперь одна с Тобой, о Господи.
Если я служу Тебе из страха перед адом, то спали меня в нем.
А если служу я Тебе в надежде на рай, изгони меня из него.
Если оке я служу Тебе ради Тебя самого,
То не скрой от меня своей вечной красы" (5).

Поэзия и образ жизни Рабии сыграли большую роль в распространении суфизма. Сначала в Багдаде, во второй половине IX века, затем в Северной Африки, Испании и Средней Азии и т. д.

Суфии придали эстетическому чувству любви к Аллаху исключительное значение. Они считали, что основой сотворения мира является любовь. "Любое достижение активности, свет во Вселенной берут начало в лучах любви и в ней необходимо искать истинное совершенство сущего" (6).

Суфизм видит духовное могущество человека в аскетическом образе жизни. Ведь суфизм не знает зависти, стяжательства. Страсть к наживе, согласно суфизму, делает человека низменным (7).

Поэтому основным методом жизнедеятельности суфизма является избавление от собственного "Я", разумеется, от ложного "Я". Этот метод "позволяет раскрыться душе человека, истинному Я - вечному, которому принадлежат все силы и красота" (8) .

Суфизм удачно использует приемы воздействия на психику человека через музыку и поэзию. Что касается поэзии, то сам Коран является поэтическим примером сильного воздействия на человека. В чтении Корана сочетается своеобразная музыка и поэзия.

Мухаммад много раз говорит, что он не поэт, а истинный посланник Бога. Но мы сегодня понимаем, что одно не исключает другое. Тем, кто читает Коран даже в переводах, совершенно ясно, что в нем присутствует поэтическое начало. Приведем несколько текстов, которые это подтверждают.

"Клянусь небом, исчерченным орбитами звезд" (51.7)

"Клянусь горою,
Клянусь писанием, начерченным на развернутом свитке,
Клянусь посещаемым домом,
Клянусь высоким небесным сводом,
Клянусь взволнованным морем" (52.1 - 6).

"Когда солнце обовьется мраком,
Когда звезды померкнут,
Когда горы с мест своих сдвинуться,
Когда девять месяцев беременные верблюдицы окажутся праздными,
Когда звери столпятся,
Когда море закипит,
Когда души сопрягутся
Когда похороненная живою будет спрошена, за какой грех она убита.
Когда свитки разовьются,
Когда небо как покров снимется,
Когда ад разгорится,
Когда рай приблизится,
Тогда душа узнает, что заготовила она себе" (81.1 - 14).

"Скажи; ищу убежища у Господа людей,
царя людей,
Бога людей.
От злобы скрытого искусителя,
искушающего сердца людей
От гениев и людей" (114.1 - 6).

(здесь "гений" означает сатана, дьявол) (9).

В этой цитате для нас важно то, что авторы признают поэтическую красоту Корана, хотя они далеки от Ислама.

Одним словом почва для суфизма в Исламе имелась всегда. И не удивительно, что в суфизме эстетическим чувствам уделяется особое внимание.

----------------------

Примечания

1 Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Науч. Ред. А.А.Радугин. — М.: Центр, 1998. -С.16.

2 Толстых В.И. и др. Эстетическое воспитание: Учеб. для профтехучилищ. - М.: Высш. школа, 1984. - С. 187.

3 Курбанмамедов А. Эстетическая доктрина суфизма. - Душанбе, 1987.

4 Рытов К.В. Суфии // Рытов К.В. Кто есть кто в мире религий. - М.: Вече, 2005.

5 Рытов КВ. Указ. соч. - С. 388,

6 Там же.

7 Курбанмамедов А. Указ соч.

8 Хазрат И.Х. Учение суфиев. - М.: Сфера, 2000. - С. 17.

9 Мизин Ю.В., Музин Ю.Г. Тайны богов и религий. - М.: Вече, 1999. - С.520-522.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Суфизм как социокультурное явление в российской умме". Казань, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования