Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Диакон Петр Веретенников: Священномученик Петр, архиепископ Александрийский


Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

В 311 году в Александрии пострадал святой Петр, архиепископ Александрийский (1). Во избежание народного волнения святитель сам пришел на помощь воинам, охранявшим темницу. В житии об этом говорится: "Увидев же блаженный Петр трибун смотрение и людскыа беды убоявся, паче изволил себе вдати и люди сохранити без вреда... Вда ся убо блаженный Петр, Евангельскую кончая заповед, глаголющую: "Уне есть единому умрети", а не всем людей погыбнути (Ин. 18, 14), подражая своего Владыку, иже "пастух добр душю свою положит за овца" (Ин. 10, 11) (2). В похвальном слове святителю Петру это передано так: "О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу. Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: "Я Тот, Которого вы ищете", - и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое" (3).

При кончине главы Египетской Церкви архиепископа Александрийского Петра среди народа, собравшегося с "черноризцами" (4) около темницы и охранявшего своего пастыря, несомненно, был и пришедший из пустыни основатель восточного монашества - Антоний Великий. В его житии, составленном святителем Афанасием, архиепископом Александрийским († 373), говорится: "А когда гонение уже прекратилось, и приял мученичество блаженной памяти епископ Петр, тогда Антоний оставил Александрию и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей, и подвизался в подвигах веры" (5).

По-видимому, приход подвижника в Александрию связан не только с желанием пострадать во время гонения (6), но и со стремлением посетить Александрийскую Церковь, когда отсутствовал там святитель Петр. Эта глубокая пастырская взаимность свидетельствует о связях святителя Петра с подвижниками и пустынниками. Свидетельством этого служит также "Поучение святого Петра Александрийского", где Святитель обращается к подвижнику Пафнутию (7) с вопросом о причине хульных помыслов (8). Кроме того, преподобный Анастасий Синаит сообщает следующее: "И пусть не считают, что мы пишем и говорим об этом для обмана, шутки, хитрости или утешения, обуреваемые этим искушением. Нет. Словно Самому Богу желая дать ответ, мы изрекли это наше увещание, узнав от святых мужей, как держаться истины, ибо у них имеется повествование от древних историков, что блаженнейшему Петру, архиепископу Александрийскому и мученику, один из отцов Скита (9) некий помысл поведал, тяжко им страдая. Блаженнейший же Петр сказал ему, глаголя: "Остави, чадо, пекись об остальных твоих грехах, причину же и суд этого помысла предоставь мне. Ибо совершенно очевидно, что невиновен в этом помысле любой человек, всей душой верующий и поклоняющийся Богу, ибо это зависть и порождение, и козни диавола, желающего помешать и оторвать нас от борьбы против него и от работы Богу и соединения с Ним". Далее синайский насельник цитирует "Поучение Петра" и добавляет: "И сие иже во святых Петр поведал Скитеоту, побуждая его быть дерзновенным". А затем преподобный Анастасий продолжает: "Таково повествование блаженного Петра к подвижнику, которое мы нашли в историческом сочинении Филона, учащего нас, что нельзя иным образом избавиться от этого помысла, кроме как презреть его и отвергнуть, как страшного и чуждого душе истинного христианина" (10).

В жизни святого священномученика большое значение имели два явления Христа: в первый раз - архиепископу Феоне, предопределившее избрание святого Петра в преемники на престоле апостола Марка, и второй раз - ему самому, возвестившее скорую кончину. О первом видении, бывшем архиепископу Феоне, говорится: "Потом архиепископ Феона занедужил. Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: "Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?" - Архиепископ ответил им: "Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: "Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими..." Сказав так, авва Феона проговорил: "Мир да будет со всеми вами!" Потом, возведя очи к небу, он сказал так: "Се Дарь Славы и Его святые Ангелы!" И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем" (11). "Когда авва Феона Патриарх достиг своего конца, александрийский клир собрался с народом и возложил их руки т. е. тех, кому предоставлено право рукоположения) на Петра пресвитера, его сына и ученика, и посадил его на епископском престоле Александрии, как Феона, святой отец, заповедал им; это было в 16 году Диоклетиана царя" (12). Сразу после кончины святителя Феоны святой Петр был возведен на кафедру александрийских епископов" (13).

Второе явление Христа было непосредственно Петру Александрийскому перед его кончиной и раскрывало собой сущность арианской ереси, тогда только зарождавшейся (14). Синаксарий из службы святых отец Первого Вселенского Собора так говорит об этом: "Иже Арий бяше убо от Ливии, во Александрию же пришед, и диакон от священномученика Петра Александрийского поставлен быв, понеже хулити начат на Сына Божия, тварь Сего проповедал, от не сущих же быти и далече суща от Божественнаго достояния, злоупотребительно же Премудрости и Слову Божию глаголатися: яко уподоблыпася Савеллию злочестивому, единолично и единоипостасно глаголющу Божество. И овогда убо Отцу бывати, овогда же Сыну, овогда же Духу Святому. Сия убо Ариа хуляща, великий Петр от священства его отлучает. Христа яко младенца на святем жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздра ю" (15) .

Видение святителю Петру Александрийскому. Из нартекса храма митрополии в МистреЭто явление запечатлено в агиографии (16), гимнографии (17), иконографии (18). Изображения явления Спасителя святителю Петру Александрийскому встречаются на иконах святых отцов Первого Вселенского Собора (19) и в алтарных росписях и фресках. В росписях храмов Евхаристический цикл помещается преимущественно у жертвенника. Жертвенник, по замечанию протоиерея К. Никольского, знаменует Вифлеем и Голгофу, на которой Господь испил чашу страданий (20). В молитве Херувимской песни говорится о Господе Иисусе Христе, что Он есть Жертвователь и Жертва. Святой Петр есть также жертвователь, как священник, и жертва, как мученик. Сам Господь Иисус Христос говорит ему об этом: "Ибо ты есть жертва, которую должен вознести Мне, как мученик". И преподобный Феофан, творец канонов, развивает эту тему в различных местах канона: "Священно действовал и священно страдал". Наиболее замечателен икос: "Он отдает себя в жертву, подобно агнцу непорочному, великий епископ, который приглашает нас сюда ныне и нам отдает главу свою святую, как бы яство священное" (21). "Господь Иисус Христос, уничиженный Арием, явился святому Петру в обличьи самом уничиженном из всех образов человеческих, в обличьи, которое Он принимает каждый день во время Евхаристической Жертвы, в обличьи Младенца, дабы снизойти к нашей немощи" (22). Таким образом, изображение видения Петру Александрийскому в составе Евхаристического цикла можно назвать символическим по тому содержанию, которое в него вкладывали иконописцы (23).

Фреска священномученика Петра Александрийского. Из храма Спаса-Нередицы в Новгороде, XII в.На Руси явление Петру было распространено в составе изображения Первого Вселенского Собора. Самое раннее изображение - это фреска Дионисия из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовой монастыре XV века (24), более поздние - таблетка новгородского Софийского собора конца XV - начала XVI века (25), икона XVI века из Ростовского музея (26) , две иконы XVII века Московской школы иконописи (27). В Новгородском иконописном подлиннике в описании иконы I Вселенского Собора сказано и о священномученике Петре: "Первый Собор Вселенский овы собор на Ария. Спас явися Петру Александрийскому младенцем, в раздранней ризе, на престоле. Престол кеноварь, над ним покровец, завеса кеноварь. Петр сед, плешив, брада аки Николина, пал на колени, зрит на Него и руцы молебны" (27а). Роспись в соборе Ярославского Спасо-Преображенского монастыря была сделана в 1781 году, но она повторяла фреску 1563 года, сделанную при Иване Грозном и митрополите Макарии (28). На южной стене собора представлено изображение Никейского Собора. Аналогична и стенопись Ярославского храма Николы Мокрого. Первый Вселенский Собор передается там следующим образом: "Храм с тремя маковицами; в нем на возвышенном троне - император Константин Великий в царских одеждах, в короне, со скипетром, в нимбе; возле него святители - одни в фелонях, другие в саккосах, в омофорах, трое в епископских шапках древнерусского покроя; все в нимбах. Налево престол, на котором стоит Спаситель-Отрок в раздранных одеждах, а пред престолом на коленях Петр Александрийский - композиция, как мы видим, часто повторяющаяся в стенописях афонских; направо в темнице сидит безбожный Арий в мирских одеждах, с рассевшимся чревом. Там же Арий представлен еще раз в группе святителей, возле святителя Николая, который поднимает руку, чтобы ударить богохульника. В стороне, в портике, зрители. Надпись: "Первый Вселенский святой Собор бысть в лето 5840 (?) в царство Константина... Святых Отец числом бе 3.18 на Ариа еретика" (29).

В этой композиции развитие темы ведется хронологически. В начале - явление Христа святому Петру Александрийскому. Это самый яркий случай в истории разоблачения зарождавшейся ереси. Затем помещена многофигурная композиция Первого Вселенского Никейского Собора, осудившего Ария и арианство. В левом углу изображен бесславный конец Ария. Этот поучительный урок истории существенно способствовал прекращению ереси. Иконография Первого Вселенского Собора более полно отображает гимнографию службы "Святых 318 Богоносных отец, иже в Никеи". В службе имеются мотивы видения Петру, но преимущественно говорится о Богоносных отцах, сошедшихся, как молния "Христа Единородна, Отцу Собезначальна Сына исповедаша ясно и Единосущна" (30), и в то же время упоминается о смерти "плевелов сеятеля", который "Иуде поревновав, якоже он, разседеся вселукавый" (31).

Следует также сказать, что именем Петра Александрийского подписан один "Физиолог..." в рукописи XI века (32). Внимание святых отцов к состраждущей твари очень понятно. Об этом писал еще апостол Павел: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне" (Рим. 8, 19-22). А. Д. Карнеев, исследователь "Физиолога...", говорит: "Физиолог прекрасно гармонировал с символическим мировоззрением древнего христианства: та точка зрения, которая положена в основу назидательной части Физиолога древнейшей рецензии, представляется строго типологической. Каждое животное представляет собою строго определенный тип. Так, для Спасителя типом является лев, единорог, пантера, харадр, феникс, и т. п.; типом дьявола является лиса, онагр, куропатка и т. п.; типом известных добродетелей или пороков человека является антилопа, муравей, слон и т. п. Животная символика уже в первые века христианства получила широкое распространение: по крайней мере уже во втором веке ощущается потребность собрать в одном своде всевозможные, выработанные церковной практикой символические применения свойств известных животных. Для удовлетворения такого рода потребностей и был, по-видимому, составлен известный "Ключ" Мелитона (вторая половина II века)" (33).

Подобные высказывания можно встретить и у святого Василия Великого. В Толковании на книгу пророка Исайи он говорит: "А что роды животных берутся в означение человеческих нравов, сие знаем из Петрова видения (Деян. 10, 12 и ел.), когда в сосуде, спущенном с Небес, были всякого рода животные, гады, птицы, четвероногие. Ибо Слово давало разуметь, что люди от различных грехов должны быть приводимы к вере; и что они-то уподобляются или четвероногим, по своей скотоподобности, или гадам, по своей ядовитости, или птицам, по своему легкомыслию и непостоянству. Поэтому, может быть, и ёж в Писании иносказательно означает каких ни есть людей, подобно как змеи означают Саддукеев и Фарисеев (Мф. 23, 33), лисица - Ирода (Лк. 13, 32), кони женонеистовни - сластолюбивых (Иер. 5, 8), овцы - людей самых незлобивых (Мф. 10, 16), козлища- необщительных и скупых (Мф. 25, 33). Почему и к ежам, так как сие животное надеется собственными иглами защититься от вреда, не без основания можно применить богатых века сего, о которых говорит Господь, что они собственным своим тернием подавляют в себе слово, и делают его бесплодным" (Мф. 13, 22) (34).

Исследователи считают, что "Физиолог" появился в Александрии, где был особенно распространен символический метод истолкования Священного Писания (35). "Редактура "Физиолога" - дело рук александрийских катехетов" (36). Таким образом, вполне допустимо считать автором "Физиолога" святителя Петра Александрийского.

Издатель текста "Физиолога" А. Карнеев вопросами атрибуции, видимо, мало интересовался. Он говорит по этому поводу: "Рукопись (№ 432) содержит греческий Номоканон и написана одним и тем же лицом приблизительно в XI веке. Текст "Физиолога" помещается на листах 192-203 под заголовком "Петра епископа Александрийского". Этот Петр Александрийский († 311) есть тот самый епископ, который рассматривается также, как создатель "Пасхальной хроники" (37). Рукописные тексты анонимного греческого "Физиолога", без всякого отношения к различию передаваемых ими рецензий, иногда приписываются святым отцам Церкви, как например, Василию Великому, Григорию Богослову, Епифанию Кипрскому, а латинские тексты приписывались святителям Иоанну Златоусту, Амвросию Медиоланскому и другим" (38).

В заключение следует сказать, что знакомство с новыми материалами, так или иначе связанными с именем святого Петра Александрийского, позволяет полнее представить жизнь и деятельность великого святителя, яснее судить о его церковном почитании. Благодаря Похвальному слову выясняется, что проводимая в Службе Петру параллель с апостолом Петром основана не на сходности имен, а на их глубокой духовной связи, возникшей по молитве матери еще до рождения Святителя. Становится более известным характер аскетического подвига Святителя, обусловленный связями с подвижниками Скита. Изучение иконографии позволяет также полнее выявить историческую распространенность изображений видения святителю Петру Александрийскому в древнерусской живописи.

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО (39), произнесенное аввой Александром (40), архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа. Похвальное слово было произнесено в часовне святого в западной части города в то время, когда праздновали день его славной
памяти, каковой есть двадцать девятый день месяца Атора
(41). Да пребудем в мире Господнем. Аминь.

В то время, как твоя славная память ныне осеняет нас, о мой святой отец, девственник, архиепископ и мученик Христов, святой авва Петр, ее блистательные лучи просвещают нам разум и вдохновляют его на произнесение тебе слов хвалы. Ведаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая к безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебе по заслугам. Но ведаю также, о блаженнейший, что ты примешь наши посильные воздаяния, приносимые от благих желаний, хотя и среди немощи; примешь, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, принявшего благосклонно от бедной вдовы два обола (лепты. - Ред.) (42), ибо они составляли все ее достояние. И я не помедлю высказать то, что буду в состоянии сказать или, вернее, - то, что будет мне ниспослано по милости.

О славный праведник, явившийся на свет по обету, подобно Иоанну Крестителю! О ты, который явился как дар Божий, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, с детства был одарен благодатью пророчества и чудесных откровений! О ты, призванный к первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от которого ты унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу, укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями, сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно Иоанну Богослову, заградил уста еретиков! О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу! Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: "Я Тот, Которого вы ищете", - и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итак, да дерзаем, дети мои верные, и да возрастим себя отныне в соответствии с этими словами моими и с тем, что мне довелось услышать и увидеть.

Святой, память которого мы празднуем ныне, авва Петр, был рожден, как я уже говорил вам, подобно Иоанну Крестителю, и произошел от святого отца именем Феодосии, который был протопресвитером в Александрии. Что же касается его матери, то она принадлежала к знаменитому роду и именовалась Софией. Оба были праведны и непоколебимо следовали всем заповедям правосудия Божия. Они не имели детей, ибо жена была бесплодна, и оба они вступили в поздний возраст. И надлежит указать, были они, подобно Захарии и Елисавете, верными служителями Божиими. Итак, однажды, когда они совершали святую службу в храме святых апостолов Петра и Павла в день их памяти, каковой есть пятый день месяца Епита (43), блаженнейшая жена встала пред святилищем и предалась молитве, говоря: "Боже Всемогущий, дарующий просимое нами, Ты, услышавший Твою служанку Анну и даровавший ей пророка Самуила, коего в свой черед она даровала Твоему святому храму, - внемли также и моему молению; даруй мне плод и пусть он пребудет Твоим служителем навсегда". После сего она выступила вперед и причастилась Святых Тайн, исполненная страха Божия.

В следующую ночь она видела сон, который рассказала своему супругу. "Я увидела, - сказала она, - перед собой двух людей в одеяниях блистательных, подобных одеяниям отца нашего Патриарха. При виде их я весьма устрашилась. Они сказали мне: "Не бойся, мы - те, на месте которых ты вчера молилась Богу, мы - Петр и Павел. Мы вознесли твои молитвы к Богу, Господь внял им и сжалился над тобою, о жена праведная. Итак, завтра встань рано утром и иди к архиепископу. Пусть он помолится за тебя, и просимое тобою вскоре будет тебе даровано". - И вот я сказала твоей святости, что я видела во сне. Итак, если ты благоволишь к этому, то я пойду к архиепископу и верую, что, если он помолится за меня, то Бог исполнит мольбу мою". Священник ответил ей: "Господь да будет с тобой!"

Итак, она встала рано утром и направилась к вратам Патриархата, откуда отправила к архиепископу иподиакона, сказав ему: "Передай отцу моему архиепископу, что я желала бы облобызать святые ноги его". Иподиакон передал эти слова, и архиепископ повелел ввести ее. Она облобызала святые ноги его. Архиепископ сказал ей: "Что с тобою, дочь моя, и откуда ты?" - Она ответила: "Я жена служителя твоего, Феодосия, священника, хоть и недостойна сего. Господь лишил меня плода чрева моего, по грехам моим. Посему умоляю святыню твою помолиться за служанку твою и верую, что Господь дарует мне плод, который приятен будет Господу". Тогда Патриарх в ответ сказал ей: "Да будет же так, как веруешь ты! Да исполнит Господь по молению твоему, как исполнил по молению Анны, матери пророка Самуила". Затем он благословил ее, и она удалилась в мире.

Вскоре после того она зачала и произвела на свет сына. Об этом возвестили архиепископу, который сказал: "Дайте ему имя Петра, главы апостолов, ибо я полагаю, что он станет верным оплотом веры православной и ходатаем за всех христиан" (44).

Когда сын достиг возраста семи лет, отец и мать взяли его и принесли в дар Церкви, как пророка Самуила, которого родители отвели в храм к подножию первосвященника Илия. Они сказали архиепископу: "Вот плод твоих молений, пусть он будет навсегда служителем Божиим!" - Архиепископ сказал: "Да благословит вас Господь Иисус Христос и да возрастит Он рог (45) вашего плода, как апостола Петра!"

Итак, архиепископ держал мальчика подле себя, как сына своего возлюбленного. Он отправил его в училище, где по прошествии непродолжительного времени мальчик изучил всю премудрость мирскую. Тогда он сделал его чтецом и оставил его при себе, в уединенном месте, чтобы он мог выучить наизусть и Ветхий, и Новый Завет, что с помощью Божией отрок изучил за шесть лет. Отрок был преисполнен Святого Духа Божия; он умел так произносить священные тексты, что все прихожане заранее приходили в церковь, привлекаемые очарованием его чтения (46).

Вот, однажды в церковь вошла женщина, одержимая духом нечистым. Дух нечистый вопил в ней: "Не изыду, если только Петр, чтец, не вознесет молитв". Тогда архиепископ призвал его и сказал: "Петр, пойди и исцели ту женщину". Но он зарыдал и сказал: "Прости меня, отец мой святый, я не достиг подобной степени совершенства; этот демон лишь играет со мной". Архиепископ сказал ему: "Внемли мне, сын мой, и не будь непослушлив". Тогда святой Петр в смирении сердца и в послушании, взяв воды, принес ее для благословения архиепископу, затем пошел и возлил ее на женщину, сказав: "Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, Распятого во спасение всего мира, и в силу молитв отца моего святого, изыди из женщины этой и не возвращайся более". И тотчас демон изшел из нее на глазах у всех во образе пламени огненного. И присутствовавшие при сем вознесли хваление Господу, говоря: "Поистине, рука Господня пребывает на отроке этом".

В те времена восстал еретик именем Савеллий, основатель секты безбожной, ограничивавший Божество одной Ипостасью и одним Лицом. Вот что вещали уста его, заслужившие того, чтобы их заградить: "Отец есть также Сын и Святой Дух; имеется лишь одна Ипостась". И по этой причине он в своем нечестии потребовал, чтобы не говорилось более: "Во Святой Троице", - но говорилось вместо этого: "Отец, Сын, Святой Дух" - как будто было лишь одно Лицо. Его заблуждение соблазняло многих в этом городе.

Его последователи пришли с великой надменностью ко вратам церковным, желая начать диспут; и архиепископ для опровержения их безумных суждений выслал к ним Петра. Когда он вышел к ним, то нечестивцы принялись насмехаться над ним, говоря: "Взгляните, как сей (архиепископ) поступает с нами! Не только сам не выходит, чтобы говорить с нами, но и отправил к нам самого молодого и самого ничтожного (из своих клириков)". Святой Петр взял слово и проговорил голосом пророческим: "Если имеете что-либо сказать, то говорите; если же нет, замолчите и не богохульствуйте". И тотчас все они замолчали, как будто пораженные громом; лица их повернулись вспять, и они внушили ужас всем, глядевшим на них. Толпа верных, видя все происшедшее, изгнала их вон из города, говоря: "Исторгните этих нечестивых из нашего лона; прогоните этих волков прочь от нас". Тогда архиепископ разослал по всему Египту определение, в котором значилось, что всякий, кто скажет: "Отец, Сын, Святой Дух", как будто Святая Троица есть лишь одно Лицо, да будет анафема! Что же до нас, то мы говорим: "Отец, Сын и Святой Дух, (ибо есть) три Ипостаси или Аица, но одно Божество,; одна Сущность, один Господь; (одним словом) Троица во единстве".

Благодать Божия почивала на святом Петре. Потому он был призван к различным степеням служения вплоть до священства архиепископами Александрийскими, включая святого Феону, которому он наследовал на архиепископской кафедре. О, сколь многочисленные исцеления даровал Господь по молитвам святого Петра за чистоту его тела, его души, его разума. И несколько раз он удостоился лицезреть Сына Бога Живаго на Престоле, дающего рукою архиепископа причастие верным, которые были достойны этого. Однажды некий человек приступил к причастию Святых Тайн Господа нашего Иисуса Христа. Но когда архиепископ, святой Феона, протянул руку, чтобы причастить этого человека, Петр увидел, как рука Сына Божия воспрепятствовала архиепископу совершить причащение. Петр услышал при этом глас Божий, повелевавший:

"Архиепископ, не причащай его, ибо он недостоин принятия Моего Святого Тела". Тогда архиепископ сказал человеку: "Сын мой, ты не сможешь приобщиться к этим Страшным Тайнам, пока ты не очистишься от греха". Потом, обращаясь ко всем присутствующим, архиепископ сказал: "Итак, всегда, когда милосердный Господь, в Своей любви к людям, дарует вам раскаяние, - очистите себя, перед тем, как приступить сюда, дабы не получить вам вместо прощения великой кары". Кроме архиепископа и святого Петра, никто из присутствовавших не удостоился видеть это чудо.

Потом архиепископ Феона занедужил.

Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: "Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?" - Архиепископ ответил им: "Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: "Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими". Простите мне, дети мои возлюбленные, мое неразумение, но я не могу скрывать от вас, от всего великого собрания, истину Божию, которая в моем сердце. Я не сдержал уст своих, я объявил вам истину Божию". И тогда все вскричали в один голос: "Достоин, достоин, достоин! Он поистине достоин принятия сана архиепископского". - Тогда архиепископ сказал Петру: "Мужайся и надейся, сын мой, и добре взращивай сад Господа твоего". - Но Петр простерся лицом на землю и зарыдал, говоря: "Я недостоин и не имею сил для столь великого труда". - Архиепископ сказал: "Это Господь повелевает тебе, не станем противостоять Ему. Тот, Кто избрал тебя, даст тебе силы". Сказав так, авва Феона проговорил: "Мир да будет со всеми вами!" Потом, возведя очи к небу, он сказал так: "Се Царь Славы и Его святые Ангелы!" И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем. Аминь.

После этих событий святой Петр, избранный Богом Всемогущим, занял престол архиепископский. Когда он принял бразды правления кораблем духовным, то корабельщиков он уравнял в причастности к богатству Всемилостивого Бога; ибо он направил их плавание к надежным пристаням, т. е. ко Святым Евангелиям, наставляя корабельщиков руководствоваться содержащимися в Евангелиях священными наставлениями. Благодаря святителю бедные, получая милостыню, становились равны богатым, а богатые ни в чем не рознились от бедных во всех делах, угодных Господу.

А ныне следует мне рассказать вам еще об одном чуде, которое было совершено святым Петром во славу Божию. Жил в городе некий человек, у которого руки были так сжаты, что он ни коим образом не мог их вытянуть. Во время службы он явился в церковь, желая причаститься Святых Тайн из рук архиепископа. Он потянулся вперед, чтобы принять их в уста, ибо руки его были сжаты, но архиепископ сказал ему: "Протяни руки твои и приими". И тотчас руки его обрели гибкость, он вытянул руки, принял Святые Тайны и воздал благодарение Богу. И весь народ, который видел это, поразился и прославил Господа.

Тогда еще был мир для Церкви, и христиане пользовались некоторой свободой (исповедания истинной веры). Диавол не мог перенести этого и поднял против нас ужасное гонение при помощи нечестивого царя Диоклитиана. Этот царь пролил много крови в Африке, в Мавритании, в Египте и в Азии за исповедание Имени Христова. Посему святой Петр удалился в Месопотамию вместе со мной и с моим отцом Ахиллой. Когда мы явились в один город, чтобы жить там, архонт призвал нас и спросил у архиепископа: "Какова твоя вера? Почему ты явился сюда?" - Святой Петр ответил ему: "Я военачальник, я следую из города в город, чтобы препоясывать воинов для Царя моего, Христа". Архонт сказал в ответ: "А где же съестные припасы, которые ты им доставляешь? Где оружие твоего ополчения? Где пребывает твой царь?" - Блаженнейший архиепископ отвечал: "Оружие моей рати суть печать священная и Крещение возрождения. Пища, которую Христос дарует Своим воинам - явление (в них) Святого Духа, соответственно тому, что есть благополезно для человека; одному наш Царь дарует слово премудрости, другому - слово разумения, иному же милость исцелений. Когда же закончат они битву, то даст наш Царь Своим воинам богатства Небесные; ибо Он, Царь наш, пребывает на Небесах". Тогда архонт и люди города сказали: "Поскольку говоришь ты, что твой царь дарует милость исцелений, то вот, мы приведем к тебе слепого. И если ты откроешь ему глаза, то все мы уверуем во Христа". И они привели слепого. Святой Петр коснулся глаз его и сказал: "Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, виждь!" И глаза слепого раскрылись. О, сколько криков раздалось тогда на этом месте! Все вопияли: "Един есть Христос, Бог христианский! Даруй нам печать Христову; да препоясуют нас в воины Сего Царя истинного, Иисуса Христа, Господа нашего". И весь остаток дня того святой наставлял народ во Имя Отца и Сына и Святого Духа. И были там мириады людей.

Когда были мы еще в этой стране, сатана возбудил и иные волнения против Церкви. Некий Мелетий, епископ Сиутский, вознамерился завладеть архиепископией. Посчитав, что удаление аввы Петра из Александрии есть обстоятельство, благоприятное для его целей, он явился в Александрию и воссел на престол. И такова была его дерзость, что он бесстыдно совершил это нечестивое деяние. Но Господь возвестил ему: "Ты не будешь иметь в этом никакой чести, никакого наследия. Я положу узду на уста твои. Я помещу кольцо в нос твой и уведу тебя с того пути, по коему ты хотел шагать. Более того, Я возьму у тебя и то, что ты имеешь". И это случилось. Ибо как только стало несколько спокойнее, святой Петр вернулся в Александрию и изгнал Мелетия; презренный бежал и совершил деяния, противоречащие канонам; но, как вы знаете, он не замедлил восприять кару за свое беззаконие.

И еще этот Арий, священник из клира александрийского, этот отвратительный человек, который ныне удручает нас. Вы знаете, как он открыто восстал против Бога, как, увлекшись заблуждением Оригена (47), вещал своими устами, достойными быть загражденными, - что Сын Божий есть создание. Хотя я вам об этом еще не говорил, но ваше достоинство осведомлено о том, как отец наш Петр отлучил его от Церкви. Более того, Сам Сын Бога Живаго явился святому Петру и сказал ему: "Укажи сынам твоим, которые тебе наследуют (т. е. Ахилле и мне недостойному), укажи им, - сказал Господь наш Иисус Христос, - не принимать его (в лоно Моей Церкви), ибо он чужд Мне в веке сем и пребудет чужд в веке будущем". О словах этих святейший отец наш возвестил нам, когда пребывал в темнице в ожидании своей мученической кончины, когда уже завершил свой жизненный путь, сохранив веру православную. Ибо милосердый Господь пожелал добавить к венцу его ангельской жизни и к венцу архиепископскому также и третий венец, венец мученичества. Поистине он был достоин также и сего венца, как вы знаете о том. Что же касается его мученичества и наставлений, которые он преподал нам по поводу Ария неистового, а также его самопожертвования, когда он предал себя на смерть за Христа, - то вы знаете обо всем этом. Все это описано в его мартирологе.

Мы рассказали вам об этом немногом, в меру нашей немощи, оставив в стороне множество деталей с тем, чтобы речь наша не затянулась. Кое-что из рассказанного мы узнали от наших предшественников, кое-что мы видели собственными глазами. Я вовсе не стремился преувеличить славу этого святого, я стремился лишь принести пользу нам, говорящим, и вам, слушающим, ибо сам он уже восприял на Небесах почести неизреченные. Да сподобимся и мы, по святым его молитвам, заслужить такие же почести, завершив жизнь нашу в непорочности во славу Отца и Сына и Святого Духа, Жизнодавца, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) О жизни священномученика Петра Александрийского см. подробнее: П. Казанский. Святой Петр, архиепископ Александрийский. - "Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. 15. М., 1856, с. 596-607; С. Чистосердов. Святой Петр Александрийский. Его жизнь и деятельность. - "Вера и разум", № 20, с. 526- 562, № 22, с. 680-694. Харьков, 1901. Имеется также отдельное издание. Диакон Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. - "ЖМП", 1978, № 12, с. 66-79.

2) Великие Минеи-четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 9, ч. 2, тетрадь I. M., 1916, с. 3349-3350. Содержание жития священномученика Петра Александрийского, помещенное в Ноябрьской Минее митрополита Макария (великого собирателя древнерусской литературы), полностью соответствует тому тексту, который опубликовал Ж. Вито (Vifeau, Passions Ecaterine et Pierre d'Alexandrie, Barbara et Anysia, Paris, 1897, pp. 67- 84). Сам автор говорит об издаваемом Мартирологе: "Я бы вполне мог отнести этот текст к V веку и счесть, что данный документ был составлен на основании гораздо более старого повествования современника, очевидца, либо непосредственного свидетеля событий" (там же, с. 67).

3) H. Hyvernat. Les actes des martyrs de l'Egypte tires des manuscrits coptes de la Bibliothèque Vaticane et du Musée Borgia, t. 1. Paris, 1886, p. 248-249. Полный перевод Слова помещается в конце данной статьи. Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность профессору Понтификального Восточного института иеромонаху Михаилу Арранцу за любезно присланную мне ксерокопию этого Слова.

4) Так названы пустынники в русском переводе жития Петра Александрийского. Великие Минеи-четии, с. 3345. Собрание народа с целью защитить своего пастыря от опасности имело место не только в жизни священномученика Петра. Блаженный Августин говорит об одном из событий из жизни другого святителя, Амвросия, епископа Медиоланского: "Уже год или немного больше Юстина, мать малолетнего императора Валентиниана, преследовала твоего Амвросия по причине ереси, которой соблазнили ее ариане. Благочестивая толпа бодрствовала в церкви, готовая умереть вместе со своим епископом, рабом твоим" (Исповедь. - "Богословские труды". Сб. 19. М., 1978, с. 152).

5) Творения иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского, ч. 3. М„ 1853, с. 247.

6) О выходе из пустыни святого Афанасия Великого во время гонения на христиан Максимиана в житии повествуется: "Оставив свой монастырь и говоря: "Пойдем и мы, чтобы или подвизаться, если будем призваны, или видеть подвизающихся". Было у него желание приять мученичество; но, не хотя предать сам себя, прислуживал он исповедником в рудокопиях и в темницах" (там же, с. 246). И это "желание приять мученичество, не хотя предать сам себя", - вполне соответствует духу девятого правила святителя Петра Александрийского.

7) Архиепископ Сергий (Спасский) указал память этого святого 25 февраля (Полный месяцеслов Востока, т. II, Святой Восток. Владимир, 1901, с. 55) на основании замечания, что он был современником преподобного Антония Великого. Скудные сведения о нем имеются в "Лавсаике" Палладия, епископа Еленопольского (Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850, с. 230-231). В другом месте о нем говорится: "Авва Евдемон рассказывал об авве Пафнутие, отце Скита: Еще будучи юношею, приходил я к нему в Скит, но он не позволил мне там остаться, говоря: при себе никак не позволю жить в Скиту житейскому лицу, дабы враг не напал" (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845, с. 79). "Авва Матой рассказывал: Пришли три старца к авве Пафнутию, которого звали Кефалою, и просили у него наставления. Старец, спросил их: какого наставления вы желаете от меня, - для духа или для плоти? - Для духа, - отвечали ему. Старец дал им такое наставление: пойдите, любите скорбь более спокойствия, безчестие более славы; более любите давать, нежели принимать" (там же, с. 164. См. также с. 235-237). Возможно, его и имел в виду Александрийский патриарх Мелетий Пигас, когда полемизировал с католиками по вопросу брака для вступающих в чин священства, говоря: "Особенно святые отцы постановили этот закон (т. е. разрешение брака) на Первом Никейском Соборе, на основании слов великого пустынника Пафнутия". - И. Малышевский. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви, т. II. Киев, 1872, с. 137.

8) С. Чистосердов. Святой Петр Александрийский. Его жизнь и деятельность, с. 689; Диакон П. Веретенников. Священномученик Петр Александрийский, с. 70; Ά. Παπαδόπουλο - Κεραμευς. Ανάλεκτα Ιεροσολυμιτικης Σταχυολογιας. Πετροπολις, 1891, τ. Α, σ. 403-404.

9) Епископ Палладий Еленопольский в одном месте "Лавсаика" говорит: "Во внутренней пустыне, называемой Скитом..." (с. 49).

10) Α. Παπαδόπουλο - Κεραμευς. Ανάλεκτα... σ. 403.

11) Η. Hyvernat. Les actes... s. 255-266. Первый день месяца Тобия приходится на 27 декабря (Э. Бикерман. Хронология древнего мира. Ближний Восток и Античность. М., 1975, с. 44). Следовательно, кончина Феоны произошла 28 декабря.

12) Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет. - "Богословские труды". Сб. 18. М., 1978, с. 167. Воцарение Диоклетиана было в 284 году (Э. Бикерман. Хронология... с. 296). Следовательно, Феона скончался 28 декабря 300 года (ср.: Архиепископ Лоллий. Александрия и Египет, с. 168).

13) Об особенностях интронизации в Александрии известно свидетельство VI века. "Между тем, в Александрии существует такой обычай, что преемник усопшего (епископа) охраняет его тело, возлагает его правую руку на свою голову и, похоронив своими руками, надевает на свою шею паллий (т. е. омофор) блаженного Марка и тогда законно занимает кафедру" (архиепископ Лоллий. Александрия и Египет, с. 142). Этот обычай не был новым тогда, а существовал издревле (там же, с. 143- 144). Можно предполагать, что и преемник святителя Петра - Ахилла - возведен на Александрийский патриарший престол по этому чину. "Тогда вси епископи, имьше Ахилу, поставиша его близ престола: и вземше омофор от святого епископа Петра, положиша на немь. Дав же Ахила мир людем и похваливь Христова мученика, на погребение ему тщашеся" (Великие Минеи-четии.., с. 3356).

14) Явление священномученику Петру Александрийскому Богомладенца-Христа - не единственное чудесное событие в истории арианской ереси. В Четьих-Минеях на седьмое мая помещено сказание, где говорится: "По преставлении перваго в христианех благовернаго и благочестиваго царя святаго Константина Вели-каго приимшу царство сыну Константию, и уклонившуся в злочестивую ересь Ариеву, хулящую Сына Божия, бысть на посрамление еретиков злочестивых, на уверение же неверных, а на утверждение правоверных, дивное в святем граде Иерусалиме знамение: во днех святыя Пятидесятницы, мала в седмый день, явися о третием часе на небеси Честнаго Креста Господня изображение, сияющее светом неизреченным паче лучь солнечных, всем людем на то зрящим, и со ужасом велиим удивляющымся" (Книги Житий святых на три месяца третия, еже есть: Март, Априлий, Майи. Изд. 15-е. М., 1880, л. 52 об.- 53).

По этому поводу святитель Кирилл Иерусалимский написал послание императору Констанцию, в котором указывал на Божество Единородного Сына Божия: "Сей-то начаток словес моих приношу тебе, боголюбивейший царь: это - первое мое вещание из Иерусалима тебе, преискреннему и преблагочестивому вместе с нами чтителю Христа, Единороднаго Сына Божия и Спасителя нашего, по Божественным Писаниям в Иерусалиме соделавшаго всемирное спасение (Пс. 73, 12), поправшего здесь смерть. Своею драгоценною Кровию загладившего грехи человеков, всем верующим даровавшаго и жизнь, и нетление, и духовную небесную благодать" (Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1893, с. 315).

15) Триодь Постная. М., 1974, л. 210 об.

16) Самое раннее отражение видения имеется в Похвальном слове, произнесенном святителем Александром, а также во всех житиях святого, об изданиях которых см.: Bibliotheca sanctorum, t. X, Roma, 1968, p. 765-766. Один Мартиролог Петра X века (Cod. Vat. N 622) на латинском языке так повествует об этом: "Когда я (т. е. Петр) по обыкновению исполнял службу, стоял и молился, случилось мне увидеть, что в дверь комнаты вошел отрок лет около двенадцати. Лик его блистал светом так, что осветился весь дом. Отрок был облечен в льняную ризу, разодранную на две части от шеи и от груди вниз до ног, и обеими руками стягивал на груди разодранную ризу, закрывая наготу свою, При этом виде я был объят внезапным страхом и, раскрывши уста, воскрикнул громким-громким голосом: "Господи, кто раздрал ризу Твою?" Господь в ответ сказал мне: "Арий раздрал Меня. Но смотри, не принимай его в общение. Ибо тебя станут просить об этом; но не подчинись им. Так же Ахилле и Александру священникам, кои после кончины твоей будут пастырями Церкви Моей, за Которую Я соделался уничиженным и умер, будучи вечно живым, - укажи, да и они не примут Ария в общение. Ты же отойдешь из мира кончиной мучеников". После этого видение исчезло" (G. Millet. La vision de Pierre d'Alexandrie.- Mélanges Charles Diehl. V. Il, Paris. 1930, p. 113).

17) См.: Служба священномученику Петру Александрийскому (Минея. Месяц ноемврий. М., 1895, лл. 223 об. - 232 об.); Служба святых Отцев Первого Вселенского Собора (Триодь Цветная. М., 1975, лл. 199 об.-216); Служба святых Отцев Седьмого Вселенского Собора (Минея. Месяц октоврий. М., 1895, лл. 85 об.- 90 об.). В службе Отцев шести Вселенских Соборов в начале, когда вспоминается Никейский Собор, действия его отцев уподобляются Симу и Йафету (Быт. 9, 23). "Раздранную Христову ризу, и растерзанную песьими челюстьми мудре сшисте честнии отцы, зрети наготу сего никакоже терпяще, якоже Сим и Иафет отеческую древле: посрамисте несмысленнаго, и того единомысленники, Ариа гневу тезоимени-таго" (Минея. Месяц иулий. СПб., 1885, л. 131 об.).

Следует отметить, что имя святого Петра (по мнению известного издателя Настольной книги для священно-церковнослужителей С. Булгакова, изд. 2-е. Харьков, 1900, с. 497) упоминается в песнопениях службы субботы Сырной седмицы. Действительно, на 9-й песни канона в субботу Сырную читаем: "Петр и Игнатий воистинну Богоносцы, яко Христовы Апостоли, и священнострадальцы суще, да воспоются купно с Поликарпом и Киприаном Христомученикома" (Триодь Постная. М., 1974, л. 67 об.).

В древнерусском кондакаре указаны кондак и икос священномученику Петру, отсутствующие в современных Богослужебных книгах.

Кондак, гл. 3. Православными повелении Церковь просветил еси за нюже пострадав Бого-блажемне отче, Ариа отступника отгнав, тем же твою пречистую память совершающе православно вопием: радуйся, Петре, изменю веры.

Икос. В чюдную Александрию потщимся прийти умом и узрим вещи велики странны тамо совершаемы, в жертву сам ся положи и аки овча беззлобие священноначалник и велики забралник Петр ныне созва нас зде и святую главу свою предложи, якоже брашно честное ея же напитавши вси, православно вопием, радуйся, Петре (Архимандрит Амфилохий Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи № 437 Синодальной библиотеки с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов... М., 1879, с. 213, 243).

18) Греческого происхождения руководство для иконописцев об этом сообщает в разделе "Святые иерархи. Внешний вид их и надписа-ния". Под пятнадцатым номером читаем: "Святый Петр Александрийский, старец с остроконечною бородою, говорит: "Кто Твой хитон, Спасе, раздра?" Перед ним стоит Христос, яко младенец и, благословляя его, отвечает на хартии: "Арий безумный и всезлобный" (Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием фурноагрифиотом. 1701-1733 год, ч. III. Как изображается Новый Завет. Перевод архим. Порфирия Успенского. - Труды Киевской духовной академии. Киев, 1868, № 12, с. 360-362). То же изображение рекомендуется писать на стене у жертвенника (там же, с. 432).

19) Известный современный искусствовед академик В. Н. Лазарев в одной из работ относит это изображение "к числу больших иконографических редкостей" (Искусство Новгорода. М. - Л., 1947, с. 121). Позднее он выразил недоумение, почему явление Петру помещается вместе с изображением Вселенского Собора: "Никейский Собор был созван в 325 году. Поэтому остается непонятным, почему он объединен со сценой Видение Петра Александрийского, умершего в 311 году. Вероятно, причиною этого было то, что Петр Александрийский доказывал Божественную природу Иисуса Христа, против чего на Никейском Соборе выступал Арий" (Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Святой Софии в Новгороде. М., 1977, с. 55). Дело в том, что в таком виде икона более адекватно передает гимнографию службы Отцев. Французский исследователь Л. Рео в своем капитальном труде утверждает, что сюжет явления Христа Петру Александрийскому был очень распространен в византийском искусстве. L. Reau. Iconographie de l'art chrétien; t. III. Iconographie des saints, t. 3, Paris, 1959, p. 1101. Самое раннее, указанное у Л. Рео изображение святителя Петра датируется VII веком. - Fresque de Santa Maria Antiqua. Rome (там же, с. 1101).

20) Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 6-е. СПб., 1900, с. 14.

21) G. Millet. La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 106. Учитывая многознаковость христианской живописи, следует отметить и другой оттенок данной композиции. В ней Христос представлен уже после вознесения на небо, т. е. после прославления, чем свидетельствуется Воскресение Христово, которым закончилось Его страдание.

22) Там же, с. 109. В той же работе названы храмы, где имеется сюжет видения Петру Александрийскому, с. 107-108, табл. VII-VIII, илл. 1, 2, 3.

Дополнительно можно указать храмы на острове Эвбея (Αρχιμ. Ίερωνυμον Λιαπη. Μεσαιωνικά μνιμια Ευβοίας βραβετον Ακαδημίας Αθηνών. Αθήναι, 1971, σ. 25-26, 64, 127. Πιν. 7), а также румынские храмы (С. L. Dumitrescu. Pictura murala din tara Romaneasca in veacul al XVI-lea, Bucuresti, 1978, p. 24, 26, 40). Традиция изображения видения Петру, расположенного в алтаре, сохраняется в Румынии даже в XIX веке (V. Braculescu, Biserici din Maramures. Buletinul comisiunii momumentelor istorice unul XXXIV, Bucuresti, 1941, p. 23, fig 35, p. 67). Икону с явившимся Петру Христом в прошлом веке видел недалеко от Вифлеема в соборном храме монастыря Саввы Освященного архимандрит (позднее епископ) Порфирий Успенский (Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского, т. VII. СПб., 1901, с. 249).

Явление Спасителя священномученику Петру было распространено и в книжной миниатюре. (G. Millet, La vision... с. 105-106, табл. VI, илл. 1). "В Ватиканском Месяцеслове описание видения соединено с описанием страдания. Святой протягивает шею палачу. В то же время он поднимает глаза и направляет руки к Иисусу Христу, Который приближается медленными шагами по волнистой земле. Риза разодрана прямо от шеи до ног, но не придерживается руками. Господь держит в руке свиток, другой рукой благословляет. Легкий гиматий накинут на левую руку, скрывая ее наготу" (там же, 105; табл. VI, илл. 2).

Явление можно встретить и в шитье. На саккосе митрополита всея Руси Фотия (f 1431) имеется на обратной стороне "справа от зрителя в первом ряду... Петр Александрийский". "На оплечьях в крестах вышиты композиции, заключенные в круги: слева Спаситель-Отрок в раздранных ризах, на Престоле под сенью с предстоящими Константином и Еленой. Перед ними - Арий на коленях, упавший ниц" (Л. В. Писарская. Памятники Византийского искусства V-XV веков в Государственной Оружейной палате. Л. - М., 1964, с. 30).

23) Исключением является символическая икона XIV века, устюжского письма. См.: "ЖМП", 1978, № 12, с. 68.

24) В. Г. Георгиевский, фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 110; История Русского искусства, т. III. M., 1955, с. 524. Зная о распространенности этого изображения на Балканах, следует добавить следующее замечание В. Н. Лазарева: "Во всяком случае то, что мы находим в иконографии ферапонтовской росписи, невозможно до конца понять вне рамок воздействия сербской живописи на русскую, которое объясняется проникновением на Русь сербской эмиграционной волны" (В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 302).

25) В. Н. Лазарев. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977, с. 37.

26) Ростов Великий. Автор текста Е. Арапов. М., 1971, с. 109.

27) В. И. Антонова, Η. Ε. Μнева. Каталог древнерусской живописи. T. II. M., 1963, № 766, с. 297-298, табл. 100; № 770, с. 300.

27а) Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. Б. г. и м., с. 34.

28) Н. В. Покровский. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. (В кн.: Труды седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887, т. I. M., 1900, с. 254). В 1552 году Иоанну Грозному под Казань посылался складень, хранившийся у русских государей. В нем среди различных частиц мощей названы и мощи священномученика Петра Александрийского (Г. Д. Филимонов. Описание складня XVI века... ПДПИ. СПб., 1884, с. 11). Писатель-инок Зиновий Отенский, современник Иоанна Грозного, обличая ересь Феодосия Косого, обвиняет его последователей в том, что они не читают житий святых. Перечисляя "великих светил, восиавших чистым житием паче солнца", он называет и имя святителя Петра Александрийского (Послание многословное инока Зиновия по рукописи XVI века. Труд А. Попова. М., 1880, с. 225).

29) Н. В. Покровский. Стенные росписи... с. 282, табл. XXIII.

30) Триодь Цветная. М., 1975, л. 206.

31) Т а м же, л. 209 об. Самое раннее на Руси изображение Петра, святителя Александрийского (фронтальное несколько большее, чем погрудное, конец XII в.), происходит из храма Спаса-Нередицы в Новгороде (В. Н. Л а -зарев. Искусство Новгорода. М. - Л., 1947, с. 32, табл. 20). Оно написано на северной стене алтаря на том самом месте, где в XV- XVII веках в храмах Греции, Афона, Болгарии, Молдавии воспроизводится сюжет Видения Петру Александрийскому (G. Millet. La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 107-180). Таким образом, есть основания полагать, что неизвестный новгородский мастер предвосхитил в двенадцатом веке иконографические образы, отраженные в "Эрминии", позднейшем руководстве для иконописцев.

32) А. Каrnеjev. Der Physiologus der Mos-kauer Synodalbibliothek. - Byzantinische Zeii-schrift, Bd. 3, Leipzig, 1894, S. 26-63. К. Крумбахер называет этот Физиолог "очень важной греческой редакцией". - Geschichte der Byzantinischen Litteratur von Jusfinian bis zum Ende des ostrômischen Reiches. Munchen, 1897, S. 876.

33) А. Д. Карнеев. Физиолог. СПб., 1890, с. 23-24.

34) Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, т. II. M., 1872, с. 397-398. По тому же поводу один современный исследователь говорит: "Нет грешника, который не мог бы покаяться, как нет избранника, который не мог бы пасть. Однако действие свободной воли, отличающей человека от зверей, также могло быть представлено в звериных образах: скажем, Павел - волк, ставший овцой, Иуда - овца, ставшая волком. Человек тем и разнится от животных, что выбирает, каким животным ему быть - овцой или волком, агнцем или козлищем, голубицей или змеей. Акт свободной воли, изменяющий место человека в моральном мире к лучшему или к худшему, ранневизантийские авторы обозначают тем словом μεταβολή, которое соответствовало понятию "преложения" или "пресуществления" хлеба и вина Евхаристии в Плоть и Кровь Христа".- С. С. Авеρинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 166.

35) А. Д. Карнеев. Физиолог. СПб., 1890, с. 24-25.

36) Там же, с. 68.

37) A. Karnejev. Der Physiologus... S. 29. Однако в словаре Лампэ данный "Физиолог..." помечен как не принадлежащий святителю Петру. (Patrist greek Lexicon, edited by G. W. Lampe, Oxford, 1976, p. XXXVII).

38) А. Д. Карнеев. физиолог. СПб., 1890, с. 56. Окончательному решению этого вопроса, вероятно, смогут способствовать дальнейшие исследования в этой области. В качестве примера предлагаем перевод третьей и восьмой глав из Физиолога.

"О жительствующих и не пребывших до конца.

Есть животное, называемое лифиоп. Оно такое сильное, что охотник не может к нему приблизиться. - Имеет длинные рога, видом как пила, так что пилит большие и высокие деревья. Когда же захочет пить, идет к страшной реке Евфрат и пьет. Есть (там) вереск со светящимися ветвями, и животное начинает играть с кустами вереска и, сплетая свои рога с ветвями, запутывается в них и кричит, желая убежать, но убежать не может, потому что запуталось. Слыша его крики, приходит охотник и убивает его. И ты, о подвижник (πολιτεοτα), дерзай перепиливать обоими рогами злословие, сребролюбие, вражьи наслаждения, вещественность (την υλην - букв, древесину) мира и кичение. Срадуются тебе ангельские силы. Два рога твои - это два Завета. Но смотри не забавляйся малым вереском под предлогом одежды или по другому случаю. Запутаешься в этих сетях - и злой охотник, диавол, убьет тебя.

О ночном вороне.

О ночном вороне говорят, что это птица, любящая ночь больше дня. Так Господь наш Иисус Христос возлюбил нас, во тьме и сени смертной сидящих, то есть народ язычников, больше народа иудейского, некогда получившего сыноположение и обетование отцов. Посему Спаситель говорил: "Не бойся, малое стадо, ибо Бог благоволил раздать царство",- и так далее. Но ты скажешь мне, что ночной ворон нечист по закону. И как Спаситель сказал в Апостоле, что "не познавшего греха сделал за нас грехом". Ибо Он себя смирил, чтобы вы возвысились. "Для всех стал всем, чтобы всех спасти" ". A. Karnejev. Der Physiologus der Moskauer Synodalbibliothek. - Byzantinische Zeitschrift, Bd. 3, 1894, S. 34-35, 38-39.

39) Похвальное слово опубликовал французский исследователь Анри Иверна (H. Hyver-n a t. Les actes des martyrs de l'Egypte tires des manuscrits coptes de la Bibliothèque Vaticane et du Musée Borgia, t. 1, Paris. 1886, pp. 247- 262) по коптской рукописи (Cod. Vat. Copt. 62, f. 189-198) параллельно с французским текстом, в переводе с которого и предлагается данное Слово. В конце Слова имеется фраза, являющаяся, по-видимому, автографом писца: "Господи, милостив буди к рабу Твоему, диакону Гавриилу Космету. Аминь".

40) Святитель Александр сменил в 312 году на Александрийском престоле Ахиллу, бывшего очень недолго после Петра, и известен, как ревностный защитник Православия против арианства. Он был главою александрийской делегации на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.

41) Так как в Египте существовал официальный год, имевший все 12 месяцев по 30 дней с добавочными пятью днями, а, кроме того, употреблялся "еще и народный Лунный календарь из месяцев переменной длины в 29 и 30 дней" (там же, ее. 35-36), то 29 атора могло приходиться или на 28 или 27 ноября. Дата памяти святителя Петра позднее могла изменяться, - возможно, из-за совпадения 25 ноября с отданием Введения и празднования другим святым. Наиболее суммированы данные различных месяцесловов по этому вопросу в статье Ж. М. Соже. В ней говорится: "Почитание святого Петра засвидетельствовано уже в первых богослужебных календарях, при этом даты памяти всегда близки к 25-му ноября, но несколько варьируются. В Сирийском Мартирологе IV века его память отмечается 24 тишри-на (11/24 ноября). В Мартирологе святого Иеронима она помечена 23, 25, 26 и 27 ноября. Напротив, в Византийских синаксариях сохранилась традиционная дата 25 ноября. В Александрийском синаксарии Михаила, епископа Атрибского и Малигского, память святого мученика помечена 21 хатура. В этом календаре, кроме того, 1-е амшира (26 января) помечена дата освящения Церкви в честь святого Петра. Дата 25 ноября ( = 17 tre ) помечена также в армянском синаксарии Тер Израэля, а в грузинском календаре Синайской рукописи, № 34 (X век) память святого Петра отмечена 25 ноября, 18 апреля и 7 июля.

Сирийские календари, опубликованные Ф. Hay, указывают очень различные даты памяти святого Петра: 25 ноября, 26 ноября, 25 декабря, 29 мая. В Сирийском мартирологе Раббана Шлибы также фигурируют разные даты: 28 октября, 20 декабря, около 19 ноября и 29 мая (переходящие даты) с указанием, в какой день произошел его выход из темницы через брешь в стене. Что же касается календаря из папируса, обнаруженного в Оксиринхе (535-536 гг.), то там память святого Петра помечена 28 декабря.

На западе, во времена Неаполитанского Мраморного календаря (IX век), возвратились к традиционной дате 25 ноября. И уже Беда в своем мартирологе сохранил эту дату, к которой приурочил пространное Похвальное слово святому Петру, источником для которого послужила "Церковная История" Евсевия в латинском переводе Руфина. флор, Адоний и Узуард сохранили ту же дату памяти святого Петра, приурочив к ней Похвальное слово, находящееся под большим влиянием сочинения Беды; однако Адоний в значительной мере переработал упомянутое сочинение. Впоследствии, в связи с тем, что 25 ноября отмечалась память святой Екатерины Александрийской, празднование памяти святого Петра было перенесено на следующий день. Таким образом, в Римском мартирологе 26 ноября помечена память святого епископа и к этой дате приурочено краткое похвальное слово". - Bibliotheca sanctorum, t. X, Roma, 1968, p. 768.

См. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975.

42) Обол (гр. οβολος - четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежного обращения были железные прутики (οβολοι), шесть штук которых, зажатых в горсть, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1/6 драхмы). Вес серебряного аттического обола составлял около 0,73 г. - В. В. 3варич. Нумизматический словарь. Львов, 1975, с. 96.

43) 25 июня = 1 Epeiph.

44) В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: "Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате". (Минея. Месяц ноемврий. М., 1895, л. 228). "Первостоятель лика ангельскаго Петр явися. Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств" (там же, л. 230 об.). "Рукою Божиею помазався во иереа, верховнаго соименне и делы сопричастниче..." (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV): "Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие,- т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лишь тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийского: "Петр - начало Апостолом, Петр же - конец мучеником". Великие Четии-Минеи, с. 3352.

45) το κεράς (доел. - рог) - сила, крепость, преимущество, упование, надежда. Вт. 33. 17; 1 Цар. 2. 1, 10; 2 Цар. 22. 3; Пс. 74. 11; 88. 18. 25; 91. 11; 111. 9; 131. 17; 148. 14; Иер. 46. 48. 25; Плач. 2, 17, Иез. 29. 21; Лк. 1. 62.

46) Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов "как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании". Сочинения Евсевия Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473.

47) Благодаря деятельности священномученика Петра уменьшилось влияние идей Оригена в Александрии. Об этом см.: Ζ. В. Radford. Three teachers of Alexandria: Theognostus, Pierius and Peter. A study in the early history of origenism and antiorigenism. Cambridge, 1908, pp. 58-86.

Диакон Петр ВЕРЕТЕННИКОВ,
преподаватель МДС


Седален, глас 8. Подобен:
Премудрости:

От Вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси, всемудрыми твоими догматы, отгнав Ариа яко волка некраткаго, вшедшаго в них безбожными учении. Темже и душу твою положил еси за них, пастырь нареклся еси, яко рече Господь. Иерарше Петре блаженне, моли Христа Бога, грехов оставление даровати чтущим любовию святую память твою.

Стихиры на хвалитех, глас 1. Подобен: Небесных чинов:

Пресущныя Троицы Единосущное преотмщая, всеблаженне, яко несозданныя Единицы, Ариа низложил еси, показав нам Сына нераздельное, яко Тогожде суща Отцу и Духу Божества.

Пастырски пожив, священномучениче Христов, мученическия подвиги показал еси доблественно, един чрез обой венец прием, обоюду украшаемь, священством и болезньми страдальческими: сего ради моли спастися нам.

"Журнал Московской Патриархии", №10, 1979 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования