Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

О.П.Вареник, А.Л.Никитин. Веры ради пострадал еси даже до крове… 1/14 октября 1937 года принял мученическую смерть в Вятке священник Измаил Рождественский. [история Церкви]


На иконе Собора Свв. Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников убиенных в "чине иерейском" третьим справа от Св. Праведного Иоанна Кронштадтского запечатлен священник в камилавке и светлом облачении, с крестом и Евангелием в руках. Это протоиерей Измаил Рождественский – непримиримый воитель Церкви Христовой, пострадавший "даже до крове" от безбожных и злых в 1937 году. Лишь несколько строчек посвящено ему в труде протопресвитера Михаила Польского (†1960), являющемся фундаментом агиографии Свв. Новомучеников и Исповедников Российских.

В Стрельне – небольшом дворцовом селении под Петербургом, где начинался исповеднический путь о. Измаила, жива память о нем. Сохранился дом, построенный им для свой семьи; на месте церкви, сгоревшей в первый же день оккупации села (1941), установлен памятный крест; а на кладбище промыслительным образом уцелел памятник на одной из старинных могил, которая по завещанию самого священномученика стала символическим местом его погребения…

О. Измаил Васильевич Рождественский родился 10 июня 1894 года в селе Хубец Крестецкого уезда [1] Новгородской губернии и был вторым сыном из шести детей потомственного священника, настоятеля церкви села Перегино. В 1909 году он окончил Старорусское духовное училище, а в 1915 году – Новгородскую духовную семинарию, в том же году поступив в Московскую духовную академию. В 1916 году по случаю военного времени отбывал воинскую повинность в студенческом батальоне в Нижнем Новгороде. После окончания академии в 1919 году [2] двадцатипятилетний Измаил Васильевич, вероятно, колебался между решением принять монашество или же пойти по пути служения Церкви белым священником. Для прохождения своего рода искуса он отправляется в свою первую духовную школу – новгородский Антониев монастырь (на его территории была расположена старейшая духовная семинария, которую он закончил), где становится регентом церковного хора. Уже через полгода решение принято: Измаил Васильевич вступает в брак с Марией Васильевной Третинской и рукополагается во священника к Тихвинскому собору. Принятие священного сана в то время было уже само по себе подвигом исповедничества. Очень скоро, 19 мая/1 июня 1921 года о. Измаила впервые арестовали "за контрреволюционную агитацию" (вероятно сопротивлялся закрытию собора), но после трех месяцев пребывания в застенках губернской чрезвычайки его освободили с лишением права проживать в Череповецкой губернии (к ней тогда относился г.Тихвин). Следующий арест последовал в Москве. Но едва попав в стены Бутырской тюрьмы, он почти сразу предстал перед "революционным судом", который… не находит за ним никакой вины. Бывало и такое в лихие времена!

В начале страшного для Российской Православной Церкви 1922 года – времени издания провокационного декрета об изъятии церковных ценностей, изоляции Патриарха Московского Тихона (Беллавина) († 1925; память 25 марта/7 апреля) и организации обновленческого раскола – жители дворцового селения Стрельна обратились к бывшему заведующему Придворным духовенством, протопресвитеру Александру Дернову с прошением об утверждении иерея Измаила Рождественского священником стрельнинской Спасо-Преображенской церкви. Вскоре был получен положительный ответ. Так при святительстве Св. Священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского (†1922; память 31 июля/13 августа) о. Измаил начал подвиг своего ревностного шестилетнего пастырского служения в Стрельне.

Слухи о новом необычайном священнике быстро распространились не только по Стрельне и Петергофскому уезду, но и в бывшей столице. По воспоминаниям членов семьи Макушинских, живших в то время неподалеку от храма, "честный взгляд чистых глаз отца Измаила привлекал многих верующих. Порой не все могли попасть в церковь и стояли в саду, не теряя надежды, ждали, пока батюшка выйдет к ним и благословит их. Были среди них и из дальних мест, приходили исцеляться больные и бесноватые. Но о.Измаилу достаточно было прочитать молитву и приложить святой крест к их губам, чтобы прекратился припадок. В одно мгновение больные становились нормальными, сами становились на ноги, оглядываясь вокруг. Нам не раз доводилось быть свидетелями таких исцелений".

А вот как описывал проповеди о.Измаила далеко не сочувствовавший иосифлянам современник, будущий обновленческий диакон А. Краснов-Левитин: "…экстатические речи произносились в Стрельне, где во главе храма стоял популярный в народе священник отец Измаил, известный у противников иосифлянства под именем "стрельнинский фанатик". О. Измаил высокий с длинными волосами, падающими с двух сторон до поясницы и во время проповеди развевающимися во все стороны, истошным голосом поносил "сергиевскую церковь", называя ее "вавилонской блудницей", а служение сергиевцев и обновленцев, между которыми он не делал никакой разницы, называл служением сантане…" [3].

Такое отношение к официальной линии заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) (†1944) и резкое неприятие его декларации 1927 года (о. Измаил в числе петроградского клира подписал акт разрыва с "сергианством") с одной стороны привлекало много духовно ищущих людей, а с другой – не могло не навлечь большевицких репрессий.

На тридцать третьем году жизни начались мученические испытания протоиерея Измаила Рождественского. Ночью, 12/25 февраля 1928 года священник был арестован в своем доме у церкви в связи "с поступлением в ОГПУ агентурных сведений" о том, что он "систематически вел контрреволюционную пропаганду в церкви и разъезжал по домам верующих, настраивая их против советской власти".

Но потребовалось четыре месяца, чтобы найти двух стрельнинцев лжесвидетелей, которые смогли бы подтвердить это обвинение. Один из них – помощник начальника железнодорожной станции Стрельна (приговоренный к десяти годам принудительных работ за присвоение мешка овса) показал, что "Измаил Рождественский построил себе дом и вообще жил с достатком…, выявил себя как враг советской власти, выступив публично с контрреволюционной проповедью в храме 20 ноября 1927 г.". Вторая свидетельница показала, что священник "сознательно не употребляет слово Ленинград, а Петроград и т.д.". Несмотря на письменное ходатайство более четырехсот прихожан, направивших петицию в ОГПУс просьбой отпустить пастыря, этих двух показаний было достаточно для обвинительного заключения и постановления "о высылке Рождественского Измаила Васильевича на Урал сроком на три года".

В 1931 году, по истечении срока ссылки, о. Измаила еще "прикрепили на три года к определенному месту жительства с запрещением проживания в пунктах, указанных ему лично".

Дом о. Измаила, построенный близ церкви в 1931 году, после его ареста был занят ЖАКТом. В него подселили семью милиционера. В дальнейшем в бывшем доме священника проживало в разное время от тринадцати до восемнадцати человек.

В свою любимую Стрельну о. Измаил не мог легально вернуться и служил священником на иосифлянском приходе в селе Быстрица Оринчевского района Вятской области вплоть до закрытия там церкви в апреле 1936 года. 2/15 мая 1937 года в семье священника появилась дочь, назвали ее Марией, но он так и не сумел ее повидать.

18/31 июля 1937 года в деревне Чолово Оредежского района Ленинградской области протоиерей Измаил Рождественский был вновь арестован и этапирован в Вятку.

Через два месяца скорый суд "Особой Тройки при УНКВД Кировской области от 16/29 сентября 1937 года приговорил его к расстрелу. "Гр. Рождественский И. В." обвинялся в том, что "будучи одним из руководителей контрреволюционно-монархической организации, проводил у себя на квартире нелегальные сборища, где обсуждались вопросы организационной борьбы с Советской властью, тесно был связан с руководителями контрреволюционных организаций…"

Убийство свершилось 1/14 октября 1937 года в Вятке (тогда – Киров) Осеняемый Покровом Божией Матери отошел ко Господу Его верный служитель. Какие-либо данные о захоронении тела о. Измаила в его деле отсутствуют, но возможно, что он погребен в числе других жертв большевицких репрессий на Петелинском кладбище Вятки, где недавно был установлен общий Памятный Знак.

Матушка о. Измаила – Мария Васильевна осталась одна с годовалой дочерью на руках и скончалась от голода в суровую зиму 1942 года. Чудом выжившая дочь о. Измаила, разыскивая на протяжении многих лет сведения о своем отце, лишь в 1997 году, перед самой Пасхой, получила справку, отчасти раскрывающую тайну бесследно исчезнувшего шестьдесят лет назад человека. В заключении этот воистину "документ эпохи" гласит: "30 сентября 1967 года Постановлением Президиума Кировского областного суда решение Особой Тройки от 29 сентября 1937 года ОТМЕНЕНО, дело в отношении Рождественского И. В. Производством прекращено за недоказанностью участия в совершении преступления. Рождественский И. В. реабилитирован".

В 1930-х годах о. Измаил, предчувствуя свой мученический исход и зная, как фабриковались дела против гонимых священников, завещал своему младшему брату, священнику Михаилу в случае его ареста и известия о кончине в тюрьме якобы от болезни или при попытке к бегству, не верить этому, а знать, что он убит. Вспоминая годы, проведенные в Стрельне, он просил своего брата и сослужителя совершить заочное отпевание возле надгробия настоятеля Спасо-Преображенской церкви, придворного протоиерея Николая Кедрова (†1904) и считать его могилу своим символическим захоронением. В 1967 году, когда возвращавшиеся из заключения реабилитированные узники донесли до о. Михаила Рождественского достоверную весть о смерти его брата, посмертная воля священномученика была исполнена. Могильный памятник протоиерею Н. Н. Кедрову сохранился на стрельнинском кладбище до наших дней.

Пережил все лихолетья и священнический дом, возле которого на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1997 года – в день 60-летия мученической кончины протоиерея Измаила Рождественского, по инициативе Общества ревнителей истории Стрельны и силами монахов Троице-Сергиевой приморской пустыни (Московский патриархат) был установлен памятный знак в виде северного русского креста с иконой Собора Свв. Новомучеников и Исповедников Российских.

"… Веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Измаиле, моли Христа Бога, спастися душам нашим".

Примечания:

[1] Из Крестецкого уезда родом и Митрополит Антоний (Храповицкий).
[2] В семье до сих пор благоговейно сохраняется академический знак (т.н. "петличный" наперсный крест обр. 1809/1826 года) принадлежащий о. Измаилу.
[3] Краснов-Левитин А. Лихие года. Paris. 1977. С. 106.

Журнал "Возвращенiе". 1990. № 11
Авторы: Олег Павлович Вареник, Александр Львович Никитин.
Стрельна


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования