Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Игумен Прокл (Васильев). Плач над Суздальской митрополией, или Гангрена мозга. [история Церкви]


Последняя статья о. Прокла
(с сокращениями, в редакционной версии)

"И бысть, повнегда в плен отведен бе Израиль,
и Иерусалим опустошен бяше,
сяде Иеремия пророк плачущь,
и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом
и глаголаше..."

Так начинается ветхозаветная книга "Плач Иеремиев". Конечно, Суздаль – не Иерусалим, но ещё не так давно он был одним из центров Истинного Православия в России. Больно и обидно, что это, к сожалению, уже в прошлом. Не прошло и двух десятилетий, а об этой героической и славной (не побоюсь этих эпитетов) странице в истории этого древнего города можно говорить только в прошедшем времени. Особенно больно и обидно говорить об этом сейчас, когда в Зарубежье столь же бесславно заканчивается история Зарубежной Церкви. Ещё год назад мне казалось, что уже тогда ненормальная ситуация в Суздале как-нибудь рассосётся, что у митрополита Валентина хватит ума и жизненного опыта, чтобы исправить им же совершённые ошибки и не быть могильщиком дела, которому он отдал столько сил и здоровья. Ведь ни для кого не секрет, что в своё время митрополит Валентин сыграл немаловажную роль в судьбе Истинного Православия в России. За счёт своих личных качеств ему тогда удалось воссоздать на территории России и в русской диаспоре самодостаточную ИПЦ. Однако, к превеликому сожалению, все надежды на достижение стабильности в церковной жизни оказались тщетными, симптоматика распада и гибели нарастает. В этих условиях больному (я имею в виду Суздальскую митрополию как исторический феномен, а не лично митрополита) осталось жить очень недолго. Как говорят в таких ситуациях мои коллеги-врачи, прогноз для жизни остаётся крайне неблагоприятным. Причём это, по-видимому, ясно осознают сами обитатели суздальского синодального дома, достаточно почитать их крайне пессимистичное последнее Рождественское послание. В любом случае, даже если Суздаль выживет, прежним он уже не будет никогда. Поэтому сейчас можно подвести некоторые итоги и сделать определённые выводы. Быть может, я буду несколько субъективным и пристрастным, но ведь Суздаль – это и часть моей собственной жизни, поэтому быть совсем объективным я никак не могу.

Ни для кого не является секретом, что в течение последнего времени Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) находится в состоянии перманентного и всё более углубляющего кризиса. Внешними проявлениями этого явления стала целая серия "прещений" и "извержений из сана", предпринятая руководством этой организации, некогда самой солидной из всех существующих в России и целом ряде других государств Истинно-Православных Церквей Российской традиции. Всё началось с запрещения в священнослужении и последовавшего вскоре извержения из сана игумена Григория (Лурье). Дальше больше – запрет епископу Севастиану совершать богослужение в его кафедральном храме Св. Великомученика Георгия в Златоусте, отлучение от причастия ктитора Златоустовского прихода Ю.Н. Никитина, старосты московского прихода С.А. Суворова, и, наконец - запрещение в священнослужении епископа Челябинского Севастиана, оформленное задним числом (28 января 2007 г.).

Что касается последнего, то определение неведомо когда, где и в каком составе состоявшегося Синода, было прислано на мой электронный адрес игуменом Феофаном 17 февраля с.г. Даже самому мелкому клерку самой захудалой конторы на бескрайних просторах нашего Отечества известно, что документ может считаться имеющим юридическую силу только в том случае, если он существует на бумажном носителе, с собственноручной подписью руководителя вышеозначенной захудалой конторы и её "синей" печатью. Ничего подобного мы не имеем, поэтому вполне можем считать этот с позволения сказать "документ" личным творчеством игумена Феофана.

Для привнесения раскола в Челябинскую епархию митрополит Валентин избрал некую тёмную личность протоиерея Анатолия Манакова, бывшего настоятеля курганского прихода РПАЦ, относящегося к соседней Оренбургской и Курганской епархии епископа Тимофея. Успешно развалив приход в Кургане, куда просто перестали ходить его прихожане, он, по-видимому, сам поджёг церковь, чтобы у него был повод переехать в Челябинскую епархию. Он к нам приезжал, служил с нами и в Челябинске и в Златоусте. Наши священнослужители и прихожане собирали для него и его шестерых детей деньги и вещи, желая оказать помощь бедствующему священнику и его семье. Не знали, что помогали Иуде Искариотскому. Для своего внедрения он избрал Златоуст, начал собирать вокруг себя "духовных чад" как настоящий МП-шный юный старец. Владыка Севастиан быстро разглядел его сущность и настоящие цели и выгнал его из прихода. Но прот. Анатолий поехал в Суздаль, получил у митрополита Валентина указ о назначении в клир златоустовского храма. Владыка Севастиан совершенно справедливо расценил этот указ как недопустимое вмешательство митрополита в дела его епархии, направленное на её раскол. Общеизвестно, что во всех временных церковных организациях, каковыми являются РПЦЗ и все её осколки (РПАЦ, РИПЦ и пр.), в принципе не может быть регулярной епархиальной структуры, где проводилось бы различие между епархиальными и викарными архиереями. В ИПЦ "епархии" представляют собой группы приходов и отдельных прихожан, лично преданных тому или иному архиерею.

А раз уж прот. Анатолий добился назначения в Челябинскую епархию, владыка Севастиан, чтобы оградить наши приходы от деятельности этого бродячего протоиерея, запретил его в священнослужении "за неподчинение правящему архиерею и попытку учинения раскола в златоустовском приходе Св. Великомученика Георгия", за что и был сам "запрещён" митрополитом,как будто владыка Севастиан не епископ, а простой деревенский поп. Анатолию удалось создать свою "альтернативную" общину аж из четырёх человек. А потом последовало распоряжение митрополита, переданное опять же через Феофана, чтобы я не реже одного раза в месяц ездил в Златоуст и служил для "альтернативной" общины из четырёх "чад" Анатолия на дому Литургию, так как они не могут причащаться у епископа Севастиана. У меня сразу возник вопрос, а где же их юный "старец" Анатолий? Почему он не может служить им, имея сосуды и антиминс. Разумеется, что я от такой чести категорически отказался. И теперь бедствующий батюшка, отец шестерых детей, имеющий при этом достаточно денег на машину, недешёвый мобильный телефон, завёл собственный live journal, где поливает грязью епископа Севастиана!

В итоге всех этих действий, которым невозможно найти никакого разумного объяснения, нарушены нормальные канонические связи между Суздалем и самыми крупными и реально существующими приходами РПАЦ (Санкт-Петербург, Челябинск, Златоуст), аналогичная судьба, по-видимому, ожидает и московский приход.

Всегда, когда мы сталкиваемся с кризисом подобного масштаба, возникает два извечных вопроса:

1. Кто виноват?

2. Что делать?

Относительно первого вопроса всё предельно ясно – виноват митрополит Валентин. Поэтому проблемы, терзающие в настоящее время РПАЦ, – это фактически проблемы, созданные искусственно её Первоиерархом. Поэтому можно говорить именно о "проблеме митрополита Валентина". Эта проблема, в свою очередь, имеет два аспекта: канонический, т.к. РПАЦ никогда не имела нормального канонического устройства, а всегда рассматривалась митрополитом как его частная лавочка. Второй, а на данный момент самый главный аспект проблемы – медицинский.

Начнём со второго, который мне, врачу с 24-летним стажем, намного ближе тонкостей канонического права. Вообще я считаю, что сейчас все разговоры о каноничности или неканоничности тех или иных действий митрополита и его карманного синода совершенно неуместны, т.к. подобным образом можно оценивать только действия психически здоровых людей.

Общеизвестно, что митрополит в течение длительного времени, судя по имеющимся у него осложнениям данного заболевания - не менее двадцати лет, - страдает тяжёлым сахарным диабетом. Имеющиеся у него осложнения сахарного диабета также достаточно хорошо известны. Это и т.н. "синдром диабетической стопы", осложнившийся не так давно гангреной стопы, что повлекло её частичную ампутацию, это и диабетическая ретинопатия, т.е. поражение сетчатой оболочки глаза, возможно в сочетании с диабетической катарактой, что привело к резкому нарушению зрения. По-видимому, имеется также диабетическое поражение почек с развитием хронической почечной недостаточности (уремии).

Сахарный диабет поражает, прежде всего, кровеносные сосуды, осуществляющие кровоснабжение жизненно важных органов – сердца, почек, головного мозга. И у нашего больного всё это имеется в наличии, все мы помним, как в апреле 2004 года в Америке у митрополита случился тяжёлый инфаркт миокарда, что привело к необходимости проведения срочной операции. Случись это в Суздале, спасти митрополита было бы невозможно. Однако финансовые аспекты этой американской операции, по-видимому, послужили одной из причин ухода из РПАЦ практически всех американских приходов, кроме домовой церкви дочери и зятя приснопамятного епископа Григория (Граббе), где сейчас служит недавно рукоположенный епископ Андрей (Маклаков).

Одним из поздних осложнений сахарного диабета является диабетическая энцефалопатия, т.е. поражение головного мозга. Причём поражение различных сосудистых бассейнов происходит параллельно. Поэтому, если у больного имеется гангрена на ноге, то аналогичные изменения у него имеются и в сердце, почках и головном мозге. Грубо говоря, мы имеем дело с тяжёлым поражением головного мозга, своего рода гангреной мозга (термин не очень корректный с точки зрения медицинской терминологии, но хорошо отражающий суть явления). Это практически всегда сопровождается тяжёлыми психическими расстройствами. Наряду с интеллектуально-мнестическими расстройствами (т.е. снижением интеллекта и нарушением памяти), может быть и более грубая симптоматика, т.е. бред и галлюцинации. Не знаю, как обстоит дело с галлюцинациями, но бред преследования у митрополита явно имеется. Кругом ему чудятся враги, покушающиеся на его власть и достоинство, к ним он обычно применяет разного рода канонические прещения, которые он расточает в последнее время с необычайной щедростью, достойной лучшего применения. Этих психических нарушений в нашей конкретной клинической ситуации просто не может не быть. За все годы моей работы врачом мне пришлось видеть десятки таких больных, имеющий целый букет всех осложнений сахарного диабета. Буквально на днях из нашей клиники пришлось выписать пожилую женщину, почти ровесницу митрополита, у которой появилось совершенно неадекватное поведение, она стала крайне агрессивной, дралась с соседками по палате, обвиняя их в краже своих личных вещей и продуктов, обвиняла врачей и медсестёр в том, что они хотят "отравить её лекарствами" и т.д. И всё это развилось относительно недавно на фоне длительного протекающего сахарного диабета. Это один, но крайне характерный пример диабетической энцефалопатии. Если такое состояние развивается у мирского человека, даже большого начальника, то ему просто определяют группу инвалидности и отправляют на заслуженный отдых.

Я не разглашаю никаких врачебных тайн, потому что мы никогда не говорили с митрополитом о состоянии его здоровья. Я лишь анализирую общеизвестные факты с учётом собственного многолетнего клинического опыта.

А мы начинаем рассуждать о каких-то канонах Карфагенского или Гангрского собора, которые нарушил своими действиями митрополит. Но, перефразируя известное изречение товарища Сталина, эти каноны нарушил не митрополит Валентин, а болезнь митрополита Валентина. Просто митрополит живёт в своём иллюзорном мире, утратив способность объективно оценивать ситуацию и адекватно реагировать на нее. И это не просто проявление его характера, а состояние, вызванное его тяжёлым заболеванием. И относиться к митрополиту надо не как к злостному нарушителю всех возможных канонов, а как к больному человеку с тяжёлым органическим поражением головного мозга, которому требуется не только медицинская помощь, но уход и надзор, потому что заболевание будет неуклонно прогрессировать и такой больной может стать просто очень опасным и для окружающих и для самого себя.

Мне могут возразить, но ведь многие высшие церковные иерархи страдали тяжёлыми недугами, и это не приводило к глубокому кризису на грани полного развала возглавляемые ими церковные структуры, хотя и создавало известные трудности. Достаточно вспомнить папу Иоанна Павла II, патриарха Пимена и др. Но как бы мы не ругали Римскую церковь и Московскую патриархию, принцип соборности в их руководстве прослеживается значительно более последовательно, чем в порядках, царящих в Суздальской митрополии. И именно в этом причина стабильности руководства этих структур при тяжёлой болезни их предстоятелей. В Суздале всё наоборот, не Валентин существует для РПАЦ, а РПАЦ для Валентина. Единоличное правление тяжело больного митрополита, при отсутствии каких бы то ни было намёков на соборность, привело к глубокому кризису РПАЦ, поставив её на грань полного развала.

Ответив на первый вопрос: "Кто виноват?", следует попытаться ответить и на следующий: "Что делать?".

Во всяком случае – не ждать естественного хода развития событий, надеясь на то, что всё как-нибудь рассосётся. Уже ждали, не рассасывается. Как раз наоборот, события нарастают как снежный ком, на радость наших "оппонентов" из МП, которые с ехидством уже почти два года говорят о "расколе в расколе".

Инициативная группа духовенства и мирян Москвы и Санкт-Петербурга во главе с игуменом Григорием (Лурье) и известным московским журналистом Александром Солдатовым предлагает в качестве выхода из создавшейся ситуации скорейший созыв Собора РПАЦ с целью приведения управленческой структуры РПАЦ в соответствие с канонами Православной Восточной Церкви. Разумеется, это канонически безупречное предложение, но возможно ли реализовать его в конкретных условиях? Думаю, что мы, ожидая канонически легитимного Собора, упустим время, и спасать уже будет нечего. Ситуация настолько серьёзна, что требуются неотложные меры.

Мне уже приходилось писать о том, что в условиях тотальной апостасии главным составляющим компонентом любой церковной организации являются Церкви-Приходы, а епархии, разного рода синоды – это лишь надстройка, необходимая для того, чтобы не прервалось апостольское преемство иерархии, не угасла её каноническая иерархия, как произошло в своё время у старообрядцев-беспоповцев.

На случай таких ситуаций у нас есть неоднократно опробованный канонический выход – Указ Святителя Тихона№ 362, согласно которому в случае нарушения связей с органами центрального управления Церкви, что и произошло сейчас по вине самих этих органов, необходимо самим нашим епархиям и приходам принимать решения о своём дальнейшем существовании в составе тех или иных структур, иными словами становиться фактически автокефальными.

Кроме того, необходимо принять решение о том, чтобы не выполнять безумные по своей сути решения и определения Суздальского синода, понимая при этом, что никакого Синода там фактически нет, а есть лишь митрополит Валентин и два полностью подвластных ему архиерея, не играющие (к великому сожалению) никакой самостоятельной роли. Это, прежде всего, относится ко всем прещениям и извержениям, инициированным митрополитом. А чтобы закончить с этой темой (прещениями и извержениями), скажу лишь одно: к ним должно относиться так же, как относился к ним в своё время сам митрополит Валентин. Когда его незаконно запретили в МП, он ушёл к зарубежникам, которые сделали его епископом, когда его незаконно извергли из сана зарубежники, он создал и возглавил РПСЦ (затем РПАЦ). Прекрасный пример для подражания.

А когда произойдёт размежевание на тех, для кого митрополит Валентин - непогрешимый Суздальский папа и центр Вселенной, и людей вполне разумных и вменяемых, тогда уже придёт пора создавать на дымящихся руинах Суздаля новый центр притяжения для всех, ищущихспасения на узком Пути Истинного Православия, единственно ведущего в Жизнь Вечную.

12(25) февраля 2007 г.,
Неделя 1-я Великого поста.
Торжество Православия.

Опубликована в православном журнале "Вертоградъ" N 2 (93), 2007, сс. 46-48.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования