Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Секреты правильной настройки компьютера Промокоды связной.
Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Ю.А.Михайлов. О политической составляющей положения с книгоизданием для российских мусульман. [ислам]


Ислам, в отличие от христианства, — религия активного со­циального действия. Каждый мусульманин стремится вести не только праведный образ жизни, но и преобразовывать для этого общественную среду вокруг. Важно, в какие фор­мы облекается эта деятельность, куда направлен религиоз­ный порыв верующего, что он считает для себя обязатель­ным, что допустимым, а что запретным. Вот здесь и начина­ются проблемы.

Основой для принятия решений в исламе являются Ко­ран, Сунна Пророка Мухаммада, согласованное мнение ре­лигиозных авторитетов и т. д. Понятно, что в Коране не каж­дый разберется, Сунну мало кто знает. В помощь верующим существует колоссальная литература на арабском языке. Но арабским владеют единицы, да и нужные труды далеко не всегда доступны, не каждому из них можно доверять. При­ходится обращаться за советом к единоверцам. Но и единоверцы-то бывают разными. И чем малограмотней задающий вопрос, тем проще недобросовестным лицам заморочить ему голову. Так вот, если такой недалекий, но неугомонный мусульманин доверчиво внимает "подкованным" наставникам, заряженным на агрессию, он и ведет себя соответствующим образом, пребывая в уверенности, что тем самым следует Завету с Богом, т. е. договору, заключенному Всевышним с верующими, договору, который, по понятным причинам, выше любого светского законодательства и аргументации иноверцев и атеистов.

Очевидно, что в условиях неуклонного роста численности мусульман в России, в том числе и прежде всего среди рус­ских (а именно — наиболее неравнодушной их части, видящей в исламе действенный инструмент для преобразования обще­ства, "наведения порядка"), первоочередной становится зада­ча религиозного просвещения этих людей.

Что же мы имеем на сегодняшний день? В глаза бросает­ся множество поверхностных брошюр всевозможного толка, сочиненных в основном арабами, иранцами и турками. Изна­чально эти книги адресовывались авторами их соотечествен­никам и написаны с учетом ментальности данной категории читателей. Ряд публикаций не только не дает целостного взгляда на ислам, но откровенно выпячивает его отдельные стороны, гиперболизуя, например, все аспекты, связанные с оборонительной доктриной, свойственной цивилизационной парадигме этой религии, и истолковывая оную как наступательную. Абсолютное большинство книг построено по прин­ципу догматического изложения неких взглядов, в которые читателю остается только верить (и претворять в жизнь), в то время как ислам — религия, обращенная прежде всего к разуму человека, предполагающая осмысленность поступ­ков в свете норм шариата, т. е. правил повседневного пове­дения, регламентированных Создателем. А потому доброт­ная литература для мусульман призвана обучить их думать собственной головой, стремиться к самосовершенствованию путем самовоспитания и самообразования, выработать в себе здоровую толику скептицизма. Если проводить поверхностную аналогию, то у русскоязычных мусульман бывшего СССР нет сегодня своего "Закона Божьего", медресе не обес­печены профессионально написанной учебной литературой, Уровень подготовки преподавателей исламских учебных заведений оставляет желать много лучшего, а потому те, кто решил посвятить жизнь делу Веры, отправляются на учебу преимущественно в Саудовскую Аравию, Алжир и Египет (чаще всего за счет принимающей стороны!). К сожалению, c годами большинство из "отучившихся" так и не становят­ся исламскими богословами, застывая в своем развитии на Уровне кондового начетничества, помноженного на полугра­мотную русскую речь. В глаза бросается отсутствие у мусульман России харизматических лидеров, на которых власть могла бы опереться.

Казалось бы, в силу профессиональных обязанностей исламом должны заниматься востоковеды. Но задач подго­товки учебной и иной религиозной литературы перед ними никто и никогда не ставил, да они к этому и не готовы, а по­сему те тексты, что выходят из-под их перьев, интереса у большинства мусульманской аудитории не вызывают. Нема­ловажно, что среди так называемых исламоведов встречают­ся довольно известные личности, которые на дух не перено­сят ислам, и сей негатив весьма ощутимо сказывается при расстановке акцентов в подготавливаемых этими специали­стами-провокаторами экспертных заключениях.

Массовое представление об исламе среди россиян, в том числе и у высшего руководства, сильнейшим образом искаже­но, что оборачивается грубыми просчетами, многие из которых дают о себе знать уже сегодня и с еще большей силой "аукнутся" в будущем (чего стоит откровенно конъюнктурная борьба с пресловутым ваххабизмом или сведение причин религиозного экстремизма к бедности исполнителей терак­тов). Сплошь и рядом российские политики жонглируют ис­ламской терминологией, не подозревая о реальном значении этих сакральных для верующих слов, а порой и намеренно наполняя их ложным содержанием. Восприятие ислама эли­той России как потенциальной угрозы будущему страны ста­ло общим местом. Непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает в мятущемся мозгу российских {и не только) политиков животный страх. Этим страхом, а порой и неизбывным ужасом, поражено со­знание интеллектуалов христианского Запада. Не сумев его преодолеть, они свыклись с этим состоянием, даже теорети­чески обосновали "столкновение цивилизаций". Для нашей же огромной страны, волею судеб оказавшейся связующим звеном (буфером, шлюзом) между двумя претендующими на планетарное лидерство мирами — мусульманским Востоком и христианским Западом, — жить с этим страхом противно природе российской государственности, а потому губительно для нее. Фантом "исламской угрозы человечеству" не дает спать некоторым горе-стратегам. Выработка внутренней политики сквозь призму такого одурманенного взгляда несет в себе тот разрушительный потенциал, для нейтрализации которого прикладывается сегодня столько сил. Власть своими руками создает себе и своему народу проблемы.

Понятно, что книжной продукцией не исчерпывается всё информационное поле, к которому обращают свои взоры мусульмане. Можно говорить еще о нескольких маргинальных малотиражных и совершенно невлиятельных газетах и журналах, интернет-сайтах, отдельных теле- и радиопереда­чах на федеральных каналах. Большинство последних отли­чает этнографический подход к исламу.

Поэтому ожидать каких-то добрых всходов на этой запу­щенной ниве просвещения не приходится. Иногда складыва­ется впечатление, что государство будет удовлетворено, если эта "нива" вообще останется безжизненным пустырем. Чем не классическая "страусова" позиция? Рост влияния ислама в России — процесс, объективно обусловленный; его при всем желании не остановить, и для властей предержащих лучше, пока не поздно, взять управление им на себя.

Российскому государству, ныне не на шутку озабоченно­му проблемой сохранения территориальной целостности, надо на время забыть о своей мишурной светскости и занять­ся координацией и финансированием религиозного просвеще­ния российской уммы. Да и немусульманам будет полезно уразуметь, что же такое истинная вера Пророка единобожия, понять, где здесь созидательный потенциал (а он огромен!) и как можно на него опереться. Вообще необходима масш­табная долгосрочная государственная программа по позици­онированию ислама в России (разработать ее нетрудно). Мусульмане не на словах, а на деле должны ощутить живей­ший и доброжелательный интерес к ним со стороны государ­ства, которому пора наконец уяснить, что в поле его консти­туционной ответственности, как государства светского, долж­ны бы оказываться и дела религиозные, когда речь заходит о защите духовного здоровья граждан от всякого рода бацилл в религиозной оболочке. Власти давно пора озаботить­ся тем, чтобы у верующих был выработан стойкий иммуни­тет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен — духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство — просвещение (которое никак не может быть сведено к тем набившим оскомину трафаретам о миролюбивости ислама, что с кислой миной озвучивают должностные лица). Тем самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отече­ственной молодежной среде будущих Басаевых, не говоря о легко прогнозируемом подъеме патриотических настроений среди российских мусульман.

Когда, бывая на Кавказе, порой слышишь: "Россию спасет ислам", надо понимать, что говорящие это наши соотечествен­ники {представители так называемого "религиозного меньшин­ства", коим они себя не ощущают, но унижение от такой харак­теристики испытывают в полной мере) обычно имеют в виду простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприяти­ем бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей (не говоря уже о воров­ском беспределе, что творился в годы ельцинской приватиза­ции), позволит навести в государстве порядок. Налицо обостря­ющееся желание жить в обществе социальной справедливо­сти и отсутствие видения других средств достижения этой цели, кроме как путем перестройки системы общественных от­ношений на основе регламентации всех сторон жизни Боже­ственным правом (шариатом). Создавая новую Россию, было бы верхом политической близорукости игнорировать эти пока еще до конца не оформившиеся чаяния 20-миллионной массы верующих, самой религией подталкиваемых к активной борь­бе со злом (приобретающей подчас самые крайние формы, сте­пень радикализма которых во многом обусловлена психологи­ческим настроем верующих, религиозной компетенцией как основной их массы, так и лиц, претендующих на духовное лидерство; провокаторы и одержимые — не в счет). "Добро должно быть с кулаками!" — заявил некогда русский поэт, ныне православный публицист-державник, Станислав Куняев, невольно снабдив российских мусульман емким императивом социальной доктрины ислама. А вот чем на практике они будут руководствоваться в борьбе со злом, государству хорошо было бы знать заранее, а лучше — вовремя подключиться к формированию соответствующей духовной платформы, не дав развернуться зарубежным "инженерам душ человеческих".

Если говорить о книгоиздании, то архинеобходим новый научно комментированный и высокохудожественный пере­вод Корана, адекватно передающий текст единобожного От­кровения, что позволит каждому осознать человечность этой религии. Такой перевод надо будет всячески пропагандиро­вать среди населения. К сожалению, сегодня самым тиражи­руемым является дилетантский перевод с английского Вале­рии Пороховой. Покажем на примере одного из айатов, чем оборачивается непрофессионализм в такой, казалось бы, бе­зобидной на первый взгляд сфере, как перевод Корана. Вот 127-й айат 3-й суры в исполнении В. Пороховой: "Может Он (Бог. — Ю.М.) [от тел неверных] любую отсекать конечность, повергнуть их и вынудить уйти с позором и крушением на­дежд". В квадратных скобках — самодеятельная интерполя­ция переводчицы. На память приходят ужасающие докумен­тальные кадры отсечения голов, кистей рук и ступней ног у пленников чеченскими боевиками. Нетрудно догадаться, от­куда было почерпнуто представление о допустимости таких изуверств. Вот вам наглядное воплощение на практике поло­жений "Вероустава", как именует свой "перевод смыслов" Корана В. Порохова. Хороши же эти "смыслы"! А что на са­мом деле написано в данном айате Священного Писания мусульман? Во-первых, речь идет не о "неверных", а о неверующих, что далеко не одно и то же. Во-вторых, айат связан с подготовкой мусульман к битве с язычниками у Бадра. В этом айате Всевышний объясняет, как не надо атаковать противника и что следовало бы делать. В. Порохова, не зная арабского и плохо владея английским, не поняла, что речь идет не о человеческих конечностях, а о флангах войск языч­ников. Правильный перевод, выполненный Виктором Уша­ковым: "[Дарует помощь вам Господь,] чтоб часть (фланг) язычников отсечь и нанести удар такой им, чтоб обратились они вспять, надежду потеряв".

На Западе, озабоченном крайностями, к которым в до­стижении своих радикальных целей прибегают лица, ничтоже сумняшеся величающие себя мусульманами, нарастает вал публикаций, посвященных исламу, в том числе создан­ных религиозными авторитетами. Задачи этих книг — осмыс­лить данное вероучение, взглянуть на него непредвзято, очистить от террористической пены, сделать общедоступным всё высокодуховное и способствующее саморазвитию личности, что отличает эту религию. Наша же страна остается в сторо­не от этого процесса, хотя много больше других страдает от терроризма. Одна из причин — недооценка малочитающей властью роли печатного слова и, как следствие, — отсутствие какого бы то ни было финансирования этого важнейшего с общегосударственной точки зрения направления формирования общественного сознания.

Российские мусульмане при поддержке государства долж­ны быть обеспечены книгами, представляющими ислам в истинном свете. Эта книги могут быть созданы как россий­скими авторами, подготовке которых надо уделить специаль­ное внимание, так и после тщательного отбора переведены на русский, в первую очередь с европейских языков.

Экстремизму, опирающемуся на религиозное мракобесие, догматизм, косность, дремучее невежество, массовую рели­гиозную малограмотность мусульман, пора поставить мощ­ный пропагандистский заслон, и книги, наряду с электронны­ми и печатными СМИ, общественными мероприятиями об­щегосударственного масштаба, могут сыграть в этом отнюдь не последнюю роль. Чем глубже верующие будут понимать ислам, тем труднее будет их подвигнуть к нецивилизован­ным формам отстаивания своих интересов. И от позиции го­сударства в этом вопросе зависит слишком многое. Но, как известно, государство — это в первую очередь бюрократия, ни за что не отвечающая. Тем же немногочисленным предста­вителям власти, которые уполномочены принимать соответ­ствующие решения, недосуг разбираться в поднятых здесь проблемах. Проще тратить миллиарды бюджетных долла­ров на укрепление силовых структур, чем в тысячи раз мень­ше на книги, которые, по мнению правителей, читать просто некогда — всё время поглощено борьбой. Воистину, сон разу­ма рождает чудовищ, чудовищ в исламском обличье. Вряд ли какая-нибудь власть, привыкшая добиваться всего с помо­щью кулака, наполненного деньгами, способна понять, что такой путь бесперспективен. Ислам — религия сопротивления насилию. То, что в знании — сила, по-видимому, невдомек на­шим премудрым правителям. А ведь ислам — это религия Книги! И первым словом, которое услышал Пророк Едино­божия от ангела Гавриила, явившегося к нему с Благой Вес­тью от Бога, было: "Читай!"

Итак, отношение к исламу пора решительно пересмо­треть. Исламский фактор с его мощным потенциалом к еди­нению уммы и защите основополагающих человеческих ценностей вполне может стать одним из столпов стабильно­сти в регионах компактного проживания мусульман. Для этого государству предстоит, в частности, целенаправленно заполнить информационный вакуум, в котором по сию пору пребывает абсолютное большинство российских последова­телей Пророка Мухаммада.

По нашему мнению, поставленной задачей должна за­няться специализированная некоммерческая структура под патронажем Администрации Президента РФ.

Ее цель — превращение ислама, в лице российской уммы, в одну из фундаментальных основ единения России и ее эко­номического процветания.

Важнейшие задачи — содействие созданию авторитетного среди мусульман религиозного органа для реализации ого­воренной выше цели; противодействие антироссийским акциям в псевдоисламском обличье; религиозное просвещение российских мусульман.

Метод — содействие становлению и укреплению/сплоче­нию российской уммы на основе всемерной популяризации морально-нравственных устоев, образующих социальную доктрину мусульман (построение влиятельной религиозной организации, во главу деятельности которой должно быть поставлено активное культивирование праведности — по сути, здорового во всех смыслах образа жизни, — как повседневной нормы, обязательной для соблюдения каждым гражданином России исламского вероисповедания).

Направления деятельности — выработка рекомендаций органам государственной власти на основе анализа текущей ситуации; подготовка и публикация широкого спектра книж­ных изданий (в частности, Корана, многотомной "Настоль­ной библиотеки мусульманина"), статей для светских печат­ных СМИ; организация массовых мероприятий среди мусульман; ведение просветительско-пропагандистской работы через светские электронные СМИ; выпуск религиозных пе­чатных СМИ, исламских теле- и радиопередач; подготовка религиозных кадров; учреждение российских и участие в международных конференциях; организация научных ис­следований; взаимодействие с зарубежными исламскими организациями; координация их деятельности на террито­рии России.

Финансирование — бюджетные и спонсорские средства.

Что касается научно-издательского центра "Ладомир", в котором имеет честь служить автор данной статьи, то здесь хорошо знают имеющиеся в стране творческие кадры, вни­мательно отслеживают западные (и не только) публикации соответствующей тематики, сформирована содержательная программа книжных публикаций по просвещению россий­ских мусульман, готовится новый научно-комментированный перевод Корана. Дело за "малым": государству осталось под­держать начинание государственной же важности.

Из кн. "Пора понимать Коран", - М., 2007


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования