Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Ю.А.Михайлов. О политической составляющей положения с книгоизданием для российских мусульман. [ислам]


Ислам, в отличие от христианства, — религия активного со­циального действия. Каждый мусульманин стремится вести не только праведный образ жизни, но и преобразовывать для этого общественную среду вокруг. Важно, в какие фор­мы облекается эта деятельность, куда направлен религиоз­ный порыв верующего, что он считает для себя обязатель­ным, что допустимым, а что запретным. Вот здесь и начина­ются проблемы.

Основой для принятия решений в исламе являются Ко­ран, Сунна Пророка Мухаммада, согласованное мнение ре­лигиозных авторитетов и т. д. Понятно, что в Коране не каж­дый разберется, Сунну мало кто знает. В помощь верующим существует колоссальная литература на арабском языке. Но арабским владеют единицы, да и нужные труды далеко не всегда доступны, не каждому из них можно доверять. При­ходится обращаться за советом к единоверцам. Но и единоверцы-то бывают разными. И чем малограмотней задающий вопрос, тем проще недобросовестным лицам заморочить ему голову. Так вот, если такой недалекий, но неугомонный мусульманин доверчиво внимает "подкованным" наставникам, заряженным на агрессию, он и ведет себя соответствующим образом, пребывая в уверенности, что тем самым следует Завету с Богом, т. е. договору, заключенному Всевышним с верующими, договору, который, по понятным причинам, выше любого светского законодательства и аргументации иноверцев и атеистов.

Очевидно, что в условиях неуклонного роста численности мусульман в России, в том числе и прежде всего среди рус­ских (а именно — наиболее неравнодушной их части, видящей в исламе действенный инструмент для преобразования обще­ства, "наведения порядка"), первоочередной становится зада­ча религиозного просвещения этих людей.

Что же мы имеем на сегодняшний день? В глаза бросает­ся множество поверхностных брошюр всевозможного толка, сочиненных в основном арабами, иранцами и турками. Изна­чально эти книги адресовывались авторами их соотечествен­никам и написаны с учетом ментальности данной категории читателей. Ряд публикаций не только не дает целостного взгляда на ислам, но откровенно выпячивает его отдельные стороны, гиперболизуя, например, все аспекты, связанные с оборонительной доктриной, свойственной цивилизационной парадигме этой религии, и истолковывая оную как наступательную. Абсолютное большинство книг построено по прин­ципу догматического изложения неких взглядов, в которые читателю остается только верить (и претворять в жизнь), в то время как ислам — религия, обращенная прежде всего к разуму человека, предполагающая осмысленность поступ­ков в свете норм шариата, т. е. правил повседневного пове­дения, регламентированных Создателем. А потому доброт­ная литература для мусульман призвана обучить их думать собственной головой, стремиться к самосовершенствованию путем самовоспитания и самообразования, выработать в себе здоровую толику скептицизма. Если проводить поверхностную аналогию, то у русскоязычных мусульман бывшего СССР нет сегодня своего "Закона Божьего", медресе не обес­печены профессионально написанной учебной литературой, Уровень подготовки преподавателей исламских учебных заведений оставляет желать много лучшего, а потому те, кто решил посвятить жизнь делу Веры, отправляются на учебу преимущественно в Саудовскую Аравию, Алжир и Египет (чаще всего за счет принимающей стороны!). К сожалению, c годами большинство из "отучившихся" так и не становят­ся исламскими богословами, застывая в своем развитии на Уровне кондового начетничества, помноженного на полугра­мотную русскую речь. В глаза бросается отсутствие у мусульман России харизматических лидеров, на которых власть могла бы опереться.

Казалось бы, в силу профессиональных обязанностей исламом должны заниматься востоковеды. Но задач подго­товки учебной и иной религиозной литературы перед ними никто и никогда не ставил, да они к этому и не готовы, а по­сему те тексты, что выходят из-под их перьев, интереса у большинства мусульманской аудитории не вызывают. Нема­ловажно, что среди так называемых исламоведов встречают­ся довольно известные личности, которые на дух не перено­сят ислам, и сей негатив весьма ощутимо сказывается при расстановке акцентов в подготавливаемых этими специали­стами-провокаторами экспертных заключениях.

Массовое представление об исламе среди россиян, в том числе и у высшего руководства, сильнейшим образом искаже­но, что оборачивается грубыми просчетами, многие из которых дают о себе знать уже сегодня и с еще большей силой "аукнутся" в будущем (чего стоит откровенно конъюнктурная борьба с пресловутым ваххабизмом или сведение причин религиозного экстремизма к бедности исполнителей терак­тов). Сплошь и рядом российские политики жонглируют ис­ламской терминологией, не подозревая о реальном значении этих сакральных для верующих слов, а порой и намеренно наполняя их ложным содержанием. Восприятие ислама эли­той России как потенциальной угрозы будущему страны ста­ло общим местом. Непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает в мятущемся мозгу российских {и не только) политиков животный страх. Этим страхом, а порой и неизбывным ужасом, поражено со­знание интеллектуалов христианского Запада. Не сумев его преодолеть, они свыклись с этим состоянием, даже теорети­чески обосновали "столкновение цивилизаций". Для нашей же огромной страны, волею судеб оказавшейся связующим звеном (буфером, шлюзом) между двумя претендующими на планетарное лидерство мирами — мусульманским Востоком и христианским Западом, — жить с этим страхом противно природе российской государственности, а потому губительно для нее. Фантом "исламской угрозы человечеству" не дает спать некоторым горе-стратегам. Выработка внутренней политики сквозь призму такого одурманенного взгляда несет в себе тот разрушительный потенциал, для нейтрализации которого прикладывается сегодня столько сил. Власть своими руками создает себе и своему народу проблемы.

Понятно, что книжной продукцией не исчерпывается всё информационное поле, к которому обращают свои взоры мусульмане. Можно говорить еще о нескольких маргинальных малотиражных и совершенно невлиятельных газетах и журналах, интернет-сайтах, отдельных теле- и радиопереда­чах на федеральных каналах. Большинство последних отли­чает этнографический подход к исламу.

Поэтому ожидать каких-то добрых всходов на этой запу­щенной ниве просвещения не приходится. Иногда складыва­ется впечатление, что государство будет удовлетворено, если эта "нива" вообще останется безжизненным пустырем. Чем не классическая "страусова" позиция? Рост влияния ислама в России — процесс, объективно обусловленный; его при всем желании не остановить, и для властей предержащих лучше, пока не поздно, взять управление им на себя.

Российскому государству, ныне не на шутку озабоченно­му проблемой сохранения территориальной целостности, надо на время забыть о своей мишурной светскости и занять­ся координацией и финансированием религиозного просвеще­ния российской уммы. Да и немусульманам будет полезно уразуметь, что же такое истинная вера Пророка единобожия, понять, где здесь созидательный потенциал (а он огромен!) и как можно на него опереться. Вообще необходима масш­табная долгосрочная государственная программа по позици­онированию ислама в России (разработать ее нетрудно). Мусульмане не на словах, а на деле должны ощутить живей­ший и доброжелательный интерес к ним со стороны государ­ства, которому пора наконец уяснить, что в поле его консти­туционной ответственности, как государства светского, долж­ны бы оказываться и дела религиозные, когда речь заходит о защите духовного здоровья граждан от всякого рода бацилл в религиозной оболочке. Власти давно пора озаботить­ся тем, чтобы у верующих был выработан стойкий иммуни­тет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен — духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство — просвещение (которое никак не может быть сведено к тем набившим оскомину трафаретам о миролюбивости ислама, что с кислой миной озвучивают должностные лица). Тем самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отече­ственной молодежной среде будущих Басаевых, не говоря о легко прогнозируемом подъеме патриотических настроений среди российских мусульман.

Когда, бывая на Кавказе, порой слышишь: "Россию спасет ислам", надо понимать, что говорящие это наши соотечествен­ники {представители так называемого "религиозного меньшин­ства", коим они себя не ощущают, но унижение от такой харак­теристики испытывают в полной мере) обычно имеют в виду простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприяти­ем бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей (не говоря уже о воров­ском беспределе, что творился в годы ельцинской приватиза­ции), позволит навести в государстве порядок. Налицо обостря­ющееся желание жить в обществе социальной справедливо­сти и отсутствие видения других средств достижения этой цели, кроме как путем перестройки системы общественных от­ношений на основе регламентации всех сторон жизни Боже­ственным правом (шариатом). Создавая новую Россию, было бы верхом политической близорукости игнорировать эти пока еще до конца не оформившиеся чаяния 20-миллионной массы верующих, самой религией подталкиваемых к активной борь­бе со злом (приобретающей подчас самые крайние формы, сте­пень радикализма которых во многом обусловлена психологи­ческим настроем верующих, религиозной компетенцией как основной их массы, так и лиц, претендующих на духовное лидерство; провокаторы и одержимые — не в счет). "Добро должно быть с кулаками!" — заявил некогда русский поэт, ныне православный публицист-державник, Станислав Куняев, невольно снабдив российских мусульман емким императивом социальной доктрины ислама. А вот чем на практике они будут руководствоваться в борьбе со злом, государству хорошо было бы знать заранее, а лучше — вовремя подключиться к формированию соответствующей духовной платформы, не дав развернуться зарубежным "инженерам душ человеческих".

Если говорить о книгоиздании, то архинеобходим новый научно комментированный и высокохудожественный пере­вод Корана, адекватно передающий текст единобожного От­кровения, что позволит каждому осознать человечность этой религии. Такой перевод надо будет всячески пропагандиро­вать среди населения. К сожалению, сегодня самым тиражи­руемым является дилетантский перевод с английского Вале­рии Пороховой. Покажем на примере одного из айатов, чем оборачивается непрофессионализм в такой, казалось бы, бе­зобидной на первый взгляд сфере, как перевод Корана. Вот 127-й айат 3-й суры в исполнении В. Пороховой: "Может Он (Бог. — Ю.М.) [от тел неверных] любую отсекать конечность, повергнуть их и вынудить уйти с позором и крушением на­дежд". В квадратных скобках — самодеятельная интерполя­ция переводчицы. На память приходят ужасающие докумен­тальные кадры отсечения голов, кистей рук и ступней ног у пленников чеченскими боевиками. Нетрудно догадаться, от­куда было почерпнуто представление о допустимости таких изуверств. Вот вам наглядное воплощение на практике поло­жений "Вероустава", как именует свой "перевод смыслов" Корана В. Порохова. Хороши же эти "смыслы"! А что на са­мом деле написано в данном айате Священного Писания мусульман? Во-первых, речь идет не о "неверных", а о неверующих, что далеко не одно и то же. Во-вторых, айат связан с подготовкой мусульман к битве с язычниками у Бадра. В этом айате Всевышний объясняет, как не надо атаковать противника и что следовало бы делать. В. Порохова, не зная арабского и плохо владея английским, не поняла, что речь идет не о человеческих конечностях, а о флангах войск языч­ников. Правильный перевод, выполненный Виктором Уша­ковым: "[Дарует помощь вам Господь,] чтоб часть (фланг) язычников отсечь и нанести удар такой им, чтоб обратились они вспять, надежду потеряв".

На Западе, озабоченном крайностями, к которым в до­стижении своих радикальных целей прибегают лица, ничтоже сумняшеся величающие себя мусульманами, нарастает вал публикаций, посвященных исламу, в том числе создан­ных религиозными авторитетами. Задачи этих книг — осмыс­лить данное вероучение, взглянуть на него непредвзято, очистить от террористической пены, сделать общедоступным всё высокодуховное и способствующее саморазвитию личности, что отличает эту религию. Наша же страна остается в сторо­не от этого процесса, хотя много больше других страдает от терроризма. Одна из причин — недооценка малочитающей властью роли печатного слова и, как следствие, — отсутствие какого бы то ни было финансирования этого важнейшего с общегосударственной точки зрения направления формирования общественного сознания.

Российские мусульмане при поддержке государства долж­ны быть обеспечены книгами, представляющими ислам в истинном свете. Эта книги могут быть созданы как россий­скими авторами, подготовке которых надо уделить специаль­ное внимание, так и после тщательного отбора переведены на русский, в первую очередь с европейских языков.

Экстремизму, опирающемуся на религиозное мракобесие, догматизм, косность, дремучее невежество, массовую рели­гиозную малограмотность мусульман, пора поставить мощ­ный пропагандистский заслон, и книги, наряду с электронны­ми и печатными СМИ, общественными мероприятиями об­щегосударственного масштаба, могут сыграть в этом отнюдь не последнюю роль. Чем глубже верующие будут понимать ислам, тем труднее будет их подвигнуть к нецивилизован­ным формам отстаивания своих интересов. И от позиции го­сударства в этом вопросе зависит слишком многое. Но, как известно, государство — это в первую очередь бюрократия, ни за что не отвечающая. Тем же немногочисленным предста­вителям власти, которые уполномочены принимать соответ­ствующие решения, недосуг разбираться в поднятых здесь проблемах. Проще тратить миллиарды бюджетных долла­ров на укрепление силовых структур, чем в тысячи раз мень­ше на книги, которые, по мнению правителей, читать просто некогда — всё время поглощено борьбой. Воистину, сон разу­ма рождает чудовищ, чудовищ в исламском обличье. Вряд ли какая-нибудь власть, привыкшая добиваться всего с помо­щью кулака, наполненного деньгами, способна понять, что такой путь бесперспективен. Ислам — религия сопротивления насилию. То, что в знании — сила, по-видимому, невдомек на­шим премудрым правителям. А ведь ислам — это религия Книги! И первым словом, которое услышал Пророк Едино­божия от ангела Гавриила, явившегося к нему с Благой Вес­тью от Бога, было: "Читай!"

Итак, отношение к исламу пора решительно пересмо­треть. Исламский фактор с его мощным потенциалом к еди­нению уммы и защите основополагающих человеческих ценностей вполне может стать одним из столпов стабильно­сти в регионах компактного проживания мусульман. Для этого государству предстоит, в частности, целенаправленно заполнить информационный вакуум, в котором по сию пору пребывает абсолютное большинство российских последова­телей Пророка Мухаммада.

По нашему мнению, поставленной задачей должна за­няться специализированная некоммерческая структура под патронажем Администрации Президента РФ.

Ее цель — превращение ислама, в лице российской уммы, в одну из фундаментальных основ единения России и ее эко­номического процветания.

Важнейшие задачи — содействие созданию авторитетного среди мусульман религиозного органа для реализации ого­воренной выше цели; противодействие антироссийским акциям в псевдоисламском обличье; религиозное просвещение российских мусульман.

Метод — содействие становлению и укреплению/сплоче­нию российской уммы на основе всемерной популяризации морально-нравственных устоев, образующих социальную доктрину мусульман (построение влиятельной религиозной организации, во главу деятельности которой должно быть поставлено активное культивирование праведности — по сути, здорового во всех смыслах образа жизни, — как повседневной нормы, обязательной для соблюдения каждым гражданином России исламского вероисповедания).

Направления деятельности — выработка рекомендаций органам государственной власти на основе анализа текущей ситуации; подготовка и публикация широкого спектра книж­ных изданий (в частности, Корана, многотомной "Настоль­ной библиотеки мусульманина"), статей для светских печат­ных СМИ; организация массовых мероприятий среди мусульман; ведение просветительско-пропагандистской работы через светские электронные СМИ; выпуск религиозных пе­чатных СМИ, исламских теле- и радиопередач; подготовка религиозных кадров; учреждение российских и участие в международных конференциях; организация научных ис­следований; взаимодействие с зарубежными исламскими организациями; координация их деятельности на террито­рии России.

Финансирование — бюджетные и спонсорские средства.

Что касается научно-издательского центра "Ладомир", в котором имеет честь служить автор данной статьи, то здесь хорошо знают имеющиеся в стране творческие кадры, вни­мательно отслеживают западные (и не только) публикации соответствующей тематики, сформирована содержательная программа книжных публикаций по просвещению россий­ских мусульман, готовится новый научно-комментированный перевод Корана. Дело за "малым": государству осталось под­держать начинание государственной же важности.

Из кн. "Пора понимать Коран", - М., 2007


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования