Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

П.Г.Варунин. Туризм и старообрядчество. [древлеправославие]


Еще не так давно такой вопрос, как "старообрядчество и туризм", нигде и никогда не поднимался. Трудно представить, что могла вообще в старообрядчестве возникнуть такая проблема. Лет 20 тому назад "старообрядчество и туризм" были несовместимы, и такое словосочетание можно было рассматривать как нонсенс. Более реальное можно было представить обсуждение вопроса об истории старообрядчества и паломничества, и эти понятия были совместимы и уместны. Но "старообрядчество и туризм" - это уже случившееся явление настоящего времени, и с этим связаны определённые проблемы.

Любое явление имеет свою предысторию, и данный "альянс" нового времени этого не избежал. Истоки этого явления можно отследить в различных докладах "парада" научно-практических семинаров начала 90-х годов и в некоторых выступлениях на собраниях общин. Всё начиналось со слов о том, что староверы являются носителями и хранителями древней культуры и как это интересно ученым и исследователям. Но этого мало. Со всем этим мы должны ознакомить более широкий круг общественности, тем самым разрушая сложившиеся стереотипы о староверах и повышая собственный статус в обществе. Интерес к нам в обществе поможет привлечь наше подрастающее поколение к корням собственной культуры, что не позволит исчезнуть староверию в целом. Наряду с этим были и рассуждения о необходимости "открытости" чисто с практической целью, как одной из возможностей улучшения материального положения общины. Всё это происходило на фоне утверждающихся и новых для всех рыночных отношений, а также при полной политической свободе в вопросах вероисповедания. Стоит честно признаться, что во многом инициатива исходила от нас самих, и во многих случаях у истоков туризма стояли руководители общин. Естественно, что эти инициативы не остались незамеченными как руководителями администраций самоуправлений в местах проживания староверов, так и коммерческими структурами в сфере туризма.

Хочу сразу оговориться, что мой доклад не будет опираться на какие-либо документальные ссылки и источники. В основе выступления лежат только мои собственные наблюдения и анализ ряда событий. Исходя из этого, буду говорить только про Прибалтийский край. Так уж получилось, что Эстония в некоторых вопросах государственного развития более прогрессивна, чем другие страны Балтии. Многие явления в Эстонии "сегодня" становятся вашей реальностью "завтра". Думаю, что это позволяет мне предполагать ход развития староверского туризма в Латвии и Литве и высказать свои предупреждения на основе эстонского опыта.

Возвращаясь к истории староверского туризма, хотелось бы отметить роль в этом руководства местных самоуправлений. Как на различных семинарах, так и на встречах с руководителями староверских общин, можно было услышать слова о необходимости развития туризма в староверских местах, и как следствие этого развитие всего региона. Об изменении к лучшему экономической ситуации только через туризм, о возникновении новых рабочих мест, инфраструктуре и всеобщей благодати. Об этом я слышал и на Бодровских чтениях в Резекне, и на конференциях в Даугавпилсе. Как правило, своё выступление кто-нибудь из местных чиновников обильно украшал радужными перспективами туристическо-экономического чуда. Аналогичная ситуация была и в Эстонии, когда инициатива "открытости" шла от староверов, а насущные проблемы разрушающихся храмов, протекающих крыш и нуждающихся в реставрации икон встречали полное понимание у властей через развитие возможного туристического объекта. Как следствие такого взаимопонимания писался проект в соответствующий фонд, выделялись средства, и действительно старообрядческая община получала вместе с реставрацией икон автобусы с экскурсиями.

Но нам уже мало обновления икон, реставрации книг, и мы уже замахиваемся на ландшафтный дизайн вокруг моленной и на удобную парковку для машин. Я не удивлюсь, если у кого-то из наиболее "прогрессивных" менеджеров развития туризма возникнет идея создания площадки для гриля возле моленной. Во имя удобства туристических групп и развития инфраструктуры. К сожалению, во многих случаях руководители общин по собственному незнанию не вникают в условия предлагаемого им совместного проекта по сохранению исторических ценностей.

Незнание, а порой и нежелание знать целей спонсора или фонда, приводят к зависимости общины от туристической фирмы или планов местного самоуправления. Я не являюсь воинствующим противником туризма, нам от него теперь никуда не деться. Это новые веяния и, если мы уже открылись, то к нам придут. Пора думать о том, как этот поток направить в правильное русло и во благо нам. В то благо, о котором говорили у истоков возникновения этого нового для нас явления.

Хотелось бы разделить две такие вещи, как туризм в старобрядческих поселениях и паломничество. Не хочу сейчас говорить о паломничестве, когда моленные посещаются староверами или людьми верующими, христианами. Думаю, что тема паломничества заслуживает серьезного отдельного обсуждения и её развитие нам необходимо. Продолжая тему о проблемах туризма, хотел бы разделить туризм на городской и в черте старообрядческих поселений. Это две абсолютно разные вещи, это разные люди по менталитету, зачастую по образовательному уровню и по мировосприятию — люди городские и люди деревенские. Соответственно здесь кроется различие в решении и понимании проблемы туризма.

Попытаюсь проанализировать туризм в селах и связанные с этим проблемы. Данное решение обосновано реалиями Эстонии, где основная масса староверов является жителями деревни. То положение с туризмом в селах, которое сформировалось на сегодняшний день по своей сути является для нас скрытой и незаметной отравой. Это медленная отрава и медленная смерть. Оглядываясь в глубь столетий, мы увидим, что на протяжении всей истории, в любом старообрядческом поселении любая моленная была, прежде всего, символом нравственности и символом духовности. Это сложившееся исторически трепетное отношение к моленной подкреплялось и отношением к людям, входящим в сферу деятельности храма, где простой клирошанин или тем более наставник был человеком более высокой истины, более высокой правды, чем остальные жители на селе. Что же происходит на данный момент?

С проникновением туризма в жизнь моленной, те же селяне начинают воспринимать моленную не как символ нравственности и духовности. Храм и причт начинают восприниматься сельчанами как какой-то "бизнес проект", коммерческое предприятие. Происходят ужасные вещи, когда самой общиной уничтожается уважение к моленной, когда разрушается в народе традиционное восприятие храма. Об этом я говорил неоднократно и на многих конференциях в Латвии. Отсутствие четкой позиции, регулирующих правил в вопросах туризма приведет к тому, что со временем у нас будет хороший ландшафтный дизайн вокруг свежеотремонтированого храма, но общины не будет. От нас просто отвернутся остальные жители села. Медленно теряя сейчас авторитет в их глазах, мы рискуем утратить и тот многолетний символ моленной как хранителя и носителя той другой, сокровенной истины и правды. К великому сожалению, это утверждение не голословно, так как такие тенденции можно проследить в Эстонии на сегодняшний день. Не так давно наш Союз старобрядческих общин Эстонии объединял все 11 общин, на сегодняшний день он объединяет 10 общин. Одна община не входит по одной простой причине, сегодня она называется церковь-музей. И это не только официальное название, это и восприятиие её, как жителями села, так и местными властями.

На мой взгляд, необходимо менять складывающееся положение в вопросе туризма. Моленная не должна становиться "гвоздем программы" туристических маршрутов и главным объектом осмотра местных достопримечательностей. Туризм не должен быть внутри, он может быть только около моленной. На многие процессы мы уже не можем влиять, они идут. Мы можем только их перенаправить. Разумеется, что фондовое финансирование в рамках различных проектов во многом помогает храмам. В Эстонии крупные суммы денежных средств выделяются на реставрационные работы и востановление ценностей на уровне государственных программ. Хочу еще раз подчеркнуть, что во многих случаях эта забота со стороны государства осуществляется не в обмен на открытые для экскурсий двери. В тех же случаях, когда община выбирает проект, где идет речь о ремонте в обмен на туристов, можно сказать о недальновидности руководителей общины и сиюминутной выгоде.

Однако в Эстонии можно найти и другой, позитивный пример восполнения жажды знаний о староверах и знакомства с культурой. Это тот случай, когда туризм остается вне моленной. Это путь достаточно сложный, практически зависящий от наличия энтузиастов — это местные, локальные музеи. Появление в Эстонии таких музеев можно объяснить только наличием заинтересованных в этом местных энтузиастов. В чем существенное преимущество подобного музея по сравнению с организовываемыми "сверху". Когда подобный музей создается старовером, проблемы экспонатов не возникает. Сама идея музея, который будет знакомить людей с нашей культурой, место, куда придут и свои дети, находило и находит искреннее понимание у жителей. Но создание музея порождает другие проблемы. Прежде всего, возникает необходимость постоянной финансовой поддержки со стороны властей для продолжения существования музея. Естественно это намного сложней единоразового финансирования в ремонтный проект. Поэтому этот путь, как правило, не вызывает большого воодушевления у местной администрации.

В качестве еще одного варианта решения проблемы "туризма в старообрядчестве" хочу привести в пример ресторан традиционной кухни в деревне Кольки. Когда он открывался, многим казалось каким-то кощунством сама идея ресторана в староверском селе. Но на сегодня это можно считать прекрасным примером организации и регулирования проблемы туризма. Именно восприятие людей, что это коммерческое предприятие, что это заведение, где кормят туриста традиционной пищей для этих мест, где он знакомится со староверием, не проникая в духовную жизнь. Полное отсутствие сакральной атрибутики в оформлении ресторана. Для колорита и самобытности интерьера использованы фотографии местных жителей, предметы традиционного быта, утварь, рыболовецкие снасти. Фактически турист получает то, что он хочет, он удовлетворяет свое любопытство и интерес к жизни староверия через посещение музея и ресторана. При этом полностью исключается посещение храма и нет повода для губительного процесса, когда искушение "легких" денег от туристов превращает общину в служителей мамоне больше, чем Богу.

Pavel Varunin,
president of the Old Beliver Communities Union of Estonia,
chairman of the Society of Old Believers Culture and Development,
Tartu, Estonia

Tourist industry and the Old Believe

Cultural tourist industry development gives Old Believers communities an opportunity to have new experience, that makes it possible eighter to present their cultural heritage to a large-scale society or to get some financial aid for maintaining architectural monuments and cultural value preservation. This is more or less new to Old Believers, so it is necessary to analyse the already implemented tourist projects. The Estonian experience is useful to the rest of the Baltic Old Believer communities for avoiding mistakes that influenced profoundly the inner processes in the Old Believe.

The author of the writing takes with a grain of salt several Old Believer communities interest in the commercial projects orientated for tourists. Indulgence to tourist interests has a negative influence on the Old Believers attitude towards their own religious traditions and the status of the worship house in the Old Believe religious practice. In order to weaken the harmful influence on the Old Believers traditional way of life it is preferable to make a special tourist infrastructure - to establish museums with necessary, to open restaurants where tourists could taste the peculiar Old Believers food. This way it is possible to avoid profanity of the Old Believe and to attract interest to the Old Believer culture and history, but it is costly to maintain such infrastructure and usually it is very hard to get any support from local authorities.

Павел Григорьевич Варунин,
председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, председатель общества культуры и развития староверов,
Тарту, Эстония

"МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАВОЛОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ", сборник 1. Рига, 2006


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования