Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

"Сидят на власти враги Христовой Церкви..." Материалы к биографии епископа Амфилохия (Журавлева) Уральского и Оренбургского. Часть 2. [древлеправославие]


 Часть 1 - здесь.

5 Епископ Амфилохий -епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н. Окт<ября> 16 1920 г.

Боголюбезнейший владыко свят<ыи> Александр!

Сим извещаю Вас, что от 2-го октября за №780-м Ваше письмо я получил здесь 14-го окт<ября>, за которое сердечно Вас как я лично, так и все здесь видные христиане от души благодарим, что Вы снизошли к нашим церковным нуждам и дали согласие и разрешение вместе с прочими епископами единолично мне здесь рукоположить одного кандидата во епископа на Пермско-Тобольскую епархию, а потом с ним и на Томскую епархию рукоположить и 3-го епископа. А проезд теперь и еще становится труднее, так что только служащим да военным выдают пропуска, а более никому. Ну теперь с Вашего разрешения и благословения мы будем приступать к делу: не в долгом времени пострижем кандидатов во иноческий чин, а там будем готовиться и к хиротонии во епископы. Я предполагаю 1-го о. Иоанна возвести в сан епископа в день Введения Пресвятыя Богород<ицы>, а 2-го, о. Трифона, в Николин день 6-го декаб<ря>, если это будет Богу угодно. Вас и прочих с Вами епископов, священников и прочих членов Церкви прошу помолиться о нас Господу Богу, чтобы Он свыше нам помог это великое дело совершить, а особенно в те дни, когда это будет совершаться. И мы будем чувствовать, что Вы с нами участвуете в хиротонии, но все-таки еще особо известим Вас, когда пострижем во иноки и какие будут имена будущим епископам.

Относительно запрещенных священников. По Вашему совету я уже посылаю разрешение одному, о. Григорию Путину, который не сознавался во грехопадении, с напоминанием ему из священного писания о недостойне священнодействующих священницех, что они за это сами дадут ответ Богу.

О созыве Собора. Мы так и предполагали, что не разрешат. На Дальний Восток ко владыке Иосифу я послал 2 письма. Одно в г. Алексеевск (1) и одно в г. Хабаровск, спрашиваю, где вл<адыка> Иосиф и вл<адыка> Филарет. Письма на почту приняли, но не знаю, дождемся ли ответа. Мы пока все благополучны, слава Богу. Со мной в квартире покойного еписк<опа> Иоасафа живет некто Ефим Павлович Шашин (2) из Чистополя, у которого были собеседования Феод<ора> Ефимовича с другими начетчик<ами>. Он Вам кланяется вместе с супругой и просит прощения, мир и благословение, Вы его должны знать. В наш пустынный скит приезжал отряд милиции вооруженной из Томска, искали дезертиров, никого не нашли и уехали обратно. Скит наш пока оставили в покое, ничего не пошевелили. Ф<едор> Ефимович Вам кланяется. Он сочинил большую статью о беспоповских браках и об рукоположении во священники из беспоповцев, и хотели ее представить на Собор, но вот Собор не состоялся.

Итако известив Вас, приветствую братолюбною любовию о Христе.

Ваш меньший собрат смиренный Амфилохий,
епископ Уральско-Оренбургский
и временно Пермско-Тоболъский и Томско-Алтайский.

Прошу передать от меня братолюбное приветствие епископам Геронтию и Каллисту и прочим, прошу их святых молитв.

Там же. Л. 22-22 об.

Примечания

(1) Ныне переименован в Свободный.

(2) Неустановленное лицо.

б  Епископ Амфилохий - епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н. Нояб<ря> 22, 1920 г.

Ваше преосвященство, боголюбивейший владыко кир Александр!

Сим доношу Вашему преосвященству, что предполагаемое нами дело, т.е. рукоположение епископов на Пермско-Тобольскую и Томскую епархии, известных Вам кандидатов продолжаем делать: 30 октября в нашем пустынном скиту Ново-Архангельском за Божественной литоргией обоих кандидатов, постриг во иноческий ангельский образ с наречением Иоанна Иоанникием, а Трифона Тихоном, которые и жили в скиту, подвизались, несли правило иноческое по обычаю и уставу монастырскому до 13 ноября. В день Златоуста (1) после Божест<венной> литор-гии отправились из скита в г. Томск и в праздник Введения Пресвят<ыя> Богородицы 21-го нояб<ря> о. Иоанникий с помо-щию Божиею и Ваших молитв нами возведен в сан епископа на Пермскую, Екатеринбургскую и Тобольскую епархию ко храму Свят<ыя> Живоначальныя Троицы г. Екатеринбурга. При рукоположении было духовенства: 2 священноинока, 2 священника, 1 диакон, 1 иподиакон и стихарны<е>, хор один пел смешанный, но все-таки ничего, было хорошо, торжественно. За обедом Ваше письмо получил за № 859-м, в котором Вы пишете, что получили наше письмо и молитесь за нас Богу о поспешении наших дел. <...>

При сем прилагаю исповедание новорукоположенного епископа Иоанникия. За сим сообщаю, что получилось известие об епископе Филарете, который находится во Владивостоке, один самовидец сообщал о сем. Будем стремиться с помощию Божиею и другого кандидата возвести в сан епископа. О сем прошу Ваших св. молитв. Очень сожалею, что Вы не совсем здоровы, будем молиться, чтобы Вам Господь дал здравия. Приветствует Вас и просит свят<ых> молитв владыка Иоанникий, а равно и аз, грешный, прошу прощения и свят<ых> мол<итв>.

Смиренный епископ Амфилохий Уральско-0ренбур<гский>.
Там же. Л. 24-24 об.

Примечание

(1) 13 (26) ноября.

7 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н. Нояб<ря> 30, 1920 г.

Боголюбезнейшему епископу кир Александру извещение.

От 16-го ноября Ваше письмо я получил 30 нояб<ря>, в коем Вы сообщаете, что боголюбивый епископ Павел Калужский 13 нояб<ря> скончался (1). Очень жаль, что в такое бедственное время епископы отходят на будущую жизнь, а здесь заместителей не остается, людей добрых мало, а делов очень много. Но что поделаешь, такова эта жизнь, недолговечна. По времени и нам надо туда же готовиться. Да упокоит его дух со всеми святыми Господь в вечных селениях небесных. Кандидата для Калужской епархии во епископы я не знаю, кого указать, кроме тех, которы значатся в списке одобренных Ос-вящ<енным> Собором. В Пермско-Тобольской епархии 1-й священноинок Виталий (2), Миясс, в женском монаст<ыре> служит, старичек лет 60, 2-й о. Арсений (3), игумен бывший в Вознесенском муж<ском> монастыре. В настоящее время он проживает в дер<евне> Окунево Уктуской волости Ишимского уезда Тюменской губ<ернии>. Но из них одного мы предполагаем здесь в Сибири рукоположить во епископы. Хотим посоветовать между собою, а также спросить и епархию и с Вашего изволения открыть новую епархию: Омско-Тюменскую, так как Пермско-Тобольская епархия очень велика, непосильно ею управлять одному епископу. Нужно непременно ее разделить надвое, и то хватит делов обоим еписк<опам>. Что Вы на это скажете? Так как в Пермско-Тобольской епархии находится приходов 80 или даже более, а какое пространство она занимает территории, это прямо целое государство. На временное заведывание Калужской епархии богол<юбивому> епископу Геронтию мы даем полное согласие и молим Бога, да поможет ему Господь управлять тою епархиею (4). Приветствуем Вас братолюбным приветствием.

Смиренный Амфилохий,
епископ Уральско-Оренбургский.
Смиренный Иоанникий,
епископ Пермско-Екатеринбургский и Тобольский.
Там же. Л.25-25 об.

Примечания:

(1) Дата смерти владыки указана в письме по старому стилю. Епископ Павел Калужско-Смоленский скончался, успев дать благословение епископу Амфилохию на единоличное рукоположение епископа Иоанникия Пермско-Тобольского.

(2) Инок Виталий (Орлов) родился в Златоустовском уезде Уфимской губернии в 1856 году. Рукоположен епископом Антонием Пермским и Тобольским 18 июня 1908 года. Сведений о том, когда он принял иночество, не выявлено. Адрес его в первой половине 1920-х годов был следующим: "Никольский женский коллектив огородников близ села Тургояка и Миасса". Так теперь для для официальной советской власти назывался монастырь.

(3) Очевидно, это будущий епископ Арсений Минусинский и Урянхайский (Давыдов).

(4) Епископ Геронтий управлял Калужско-Смоленской епархией около года, до хиротонии епископа Савы (Симеона Ананьева; 1870-е гг. - 3 (16 июля) 1945).

8 Епископ Амфилохий -епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Декаб<ря> 11, 1920 г.

Ваше преосвященство,
боголюбивейший владыко Александр

Настоящим Вам докладываю.

С чувством радости, благодарения и освобождения моего сообщаю Вам, что 21 ноября нами было совершено рукоположение епископа на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархию, о чем уже я Вам ранее сообщал. А 6-го декабря нами совершено совместно с епископом Иоанникием Пермско-Тобольским рукоположение во епископа на Томско-Ал-тайскую епархию священноинока Тихона, который того же дня совершил чин вступления в епархию и принял бразды правления Томско-Алтайской епархии (1). Исповедание его при сем прилагаю Вам и прошу Вас поминать новохиротонисанных иерархов в Ваших св. молитвах к Богу, дабы Господь дал им здравия, силы и мудрости управлять вверенными им от Бога епархиями. Равно и нас не забудьте в Ваших св. молитвах.

Я теперь вздохнул с чувством облегчения, когда с помощию Божиею исполнил возложенное на меня поручение хиротонии епископов, сдаю все дела этих епархий новохиротонисанным архиереям и сам направляюсь в свою епархию: г. Оренбург (Дворянский переулок, №17), если получу пропуск. Епископ Иоан-никий пока, до благоприятного случая, остается в Томске.

По Вашему благословению мы рассматривали дела священников, впадших в преступление. Протокол заседания при сем прилагаю Вам для сведения. О всем вышеизложенном прошу осведомить российских наших боголюбивых епископов.

Мы постановили разделить Пермско-Тобольскую епархию на две самостоятельных епархии ввиду обширности ее территории и многочисленности старообрядческого населения (около ста приходов) и неудобства путей сообщения. В особенности в настоящее время совсем невозможно посещение ее, и дел очень много [далее фрагмент бумаги оторван, и в четырех последующих строчках можно прочесть лишь отдельные слова] несравненно приобретал бы их в Церковь Божию.

Таковое же будет иметь значение и выделение Семипалатинской области в самостоятельную от Томской епархию, - дальность пути и неудобность посещения Томска. А между тем если бы был там поближе епископ, то много приобрел бы инаковеру-ющих в древлеправославную веру, так как там много старообрядцев, зашедших от никоновских гонений и как бы от антихриста, и к сему времени размножившихся еще более. За два или три посещения владыкой Иоасафом в этом крае открылось около десяти новых приходов, и если бы чаще посещать эту отдаленную местность, то несомненно и еще стали бы присоединяться к старообрядчеству.

Итак на основании вышеизложенного просим Вашего соизволения на открытие новых епархий. Если только сколько-нибудь улучшится положение транспорта и вообще страны, и если будет соизволение с Вашей стороны на сие, тогда и кандидатов будем приискивать. Итако объяснив Вам наши сибирские церковные дела, братски Вас о Христе приветствую любовию и желаю Вам многолетнего здравия и душевного спасения. Прошу от Вас прощения и святых молитв.

Нижайший Ваш собрат смиренный Амфилохий, древлеправославный епископ Уральско-Оренбургский.

Я пока остаюсь в скиту, теперь очень холодно ехать, да и пропуск не обещают дать. Уже после Богоявления попытаюсь ехать в Уральскую епархию, если выдадут пропуск.

Там же. Л. 26-26 об.

Примечание

Это, пожалуй, единственное письмо епископа Амфилохия, отпечатанное на машинке.

(1) Остается неизвестным письмо епископа Амфилохия епископу Александру, в котором тот сообщал о некоторых обстоятельствах, предшествовавших хиротонии епископа Тихона. Владыка Александр пересказывает их в одном из писем епископу Геронтию от 1920 года. Святительский крест был указан о. Трифону Сухову самим Господом. "Еп<ископ> Амфилохий пишет, - пересказывал его письмо владыка Александр, - о. Трифон молился неделю и написал 3 жребия, и положили на престол. Амф<илохий> взял один и дал ему как указание Божие, и обретеся: "Господь призывает". Был один пустой, второй "Обождать". Теперь о. Трифон должен покориться воле Божией на Томскую. Но ставит условием, чтобы прежде был рукоположен о. Иоанн на Пермскую. Да и тот должен согласиться, пишет Амф<илохий>, ибо дважды был арестован, и еще грозят. Вопрос теперь - как рукоположить? Пропусков не дают сюда, и отсюда пока некому кроме Вас ехать. Амфилохий говорит: нельзя ли воспользоваться примером Евсевия и Афанасия, которые рукополагали единолично, и Феодор Студит говорит, что во время ереси не все бывает по правилам. Конечно, надо по возможности списаться с другими епископами и просить их на сие согласия, на этот единственный случай для Сибири". Епископ Тихон погиб в 1937 году, в 2003-м канонизирован Русской Православной Старообрядческой Церковью.

9 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Февр<аля> 3, 1921 г. Боголюбезнейшему епископу кир Александру! Извещение.

Сим извещаю Вас, что от 29-го дек<абря> Ваше письмо я получил 17-го ген<варя>, но долго не отвечал до выяснения своего дела. Я хлопотал было в бюро пропусков мне пропуск на проезд хотя бы до Екатеринбурга наперво, но в разрешении мне отказали, мотивируя тем, что железная дорога сильно перегружена грузами и пассажирами. И вот опять волей и неволей доводится вернуться в свой пустынный скит до благоприятного времени, да и из Уральска получил письмо, что там все сохранилось: церковь, дом архиерейский, библиотека (только переименована в книгохранилище). Один священник и диакон в г. Уральске померли, остался один о. Зотик (1). Второй служит священник раздорнический, который примирился со всем приходом к нам уже без меня (2). Пишут, что по епархии померло 17 священников и много граждан померло, некоторые приходы почти совсем опустели, осталось домов по пяти. И вот где нет священников, приходы расстраиваются, уходят некоторые в никонианство, говорят: какая жизнь без священника и без церковной службы. И вот необходимо бы надо туда священников несколько послать для поддержки приходской жизни. У Вас тамо, как видится, свободнее жизнь, чем здесь, дают Вам и пропуска по железной дороге, недавно получилось письмо от влад<ыки> Геронтия. Он пишет вл<адыке> Тихону, что поехали с Фомичевым (3) на съезд в Калугу, а здесь это немыслимо. И вот я прошу Вас, владыко святыи, нельзя ли из российских епархий послать в Уральск сколько-нибудь священников. А там о. Зотик их распределит, где более нужда требует. Вы вот пишите, что скоро осуществится рукоположение епископа на Самарскую епархию, это бы весьма желательно, может сколько-нибудь бы помог и Уральской епархии. Господь да поможет Вам это дело совершить поскорее. Я с своей стороны не знаю отца Кузьму Москвитина (4), но довольно Вам и народу той епархии, который его избирает себе во епископа, и даю свое согласие на рукоположение во епископы о. Кузьму на Самарскую епар<хию>, и прошу его оказать помощь и нашей Уральской епархии в рукоположении и посылке туда священников.

Из списка кандидатов на епископы, присланного Вами, мне мало известны, а которы и совсем неизвестны. 1. о. Григорий Спирин нижегородский (5). Немножко я его знаю. Кажется, священник ничего, подходящий. 2. Михаил Каюров, Черемшан (6). Кажется, тоже ничего, но очень удалый и шумный. Про священноинока Арсения (7) в Чернухе не знаю, что сказать. Из Чернухи, женского монастыря, одна инокиня мне писала еще в Уральск нехорошее дело, которое именно с ней было и со священноиноком, но она имя не сказала, с каким священноиноком. А лично я его совершенно не знаю. 3. о. Трифилий черемш<анский> (8), если тот, который жил в Преображенском мужск<ом> монастыре у владыки Иннокентия, то этого я немножко знаю, человек кроткий и хороший. 4. Михайло Иван<ович> Бриллиантов (9), этот стоит епископа, если с духовной стороны нет препятствия. Феодор Еф<имович> Мельников! Этот человек по деятельности и знанию всех превзошел в старообрядчестве, и ему бы быть даже митрополитом или патриархом достойно и праведно, но с духовной стороны и с точки зрения правил он недопустим даже в диаконы. Пусть он работает на пользу с<вятой> Церкви и всему старообрядчеству в простом виде мирянина или инока, если получит иночество, он к нему стремится, но это еще через несколько лет. Остальных кандидатов я совершенно не знаю. Владыка Тихон знает еще и кроме указанных выше 1. о. Авива Бородина (10), Москва, 2-го Кирика Мущинина (11), Нижний. Более он не знает. Если только можем опереться на Ваше мнение или других российских епископов, если Вы или они признаете их достойными во епископы, мы спорить не будем. Но пока мы со владыкой Иоанникием не выедем хотя бы в Пермскую епархию, в Екатеринбург или в Миасс, и пока не обсудим этот вопрос лично с гражданами указанных центров, покуда помолчим посылать в епархию в приходы о этом деле. Как мне не выдали пропуск, так равно не выдадут и еписк<опу> Иоанникию пропуск. Будем ожидать какого-нибудь случая удобного или же переворота в государствен<ном> правл<ении>. Про епископов Филарета и Иосифа получилось известие, что они живы и находятся во Владивостоке, свободно служат. Очень жалеем, что архиепископ ничего Вам не пишет и не помогает в делах церк<овных>, чем это объясняется, не знаю. Молим Господа Бога, да сохранит хотя Ваш живот благопотребен для бедствующей св. Хр<исто-вой> Церкви. Приветствую Вас братскою любовию о Христе, и прошу прощения и святых молитв.

Нижайший Ваш собрат, смиренный Амфилохий, епископ Уральский и Оренбургский.

<Кланя>ются Вам Ефим Павлович и Серафима Филип<по-вна> (12) и просят прощения, <благо>словения и свят<ых> молитв.

Там же. Л. 28-28 об.

Примечания

(1) о. Зотик Иванович Любимов родился в 1886 году. Рукоположен епископом Амфилохием 20 июня 1917 года.

(2) Уральские старообрядцы, не признающие Белокриницкой иерархии (Древлеправославная церковь), примирились с Рогожской архиепископией.

(3) Неустановленное лицо. Может быть, о. Владимир Фомичев, рукоположенный епископом Павлом Калужско-Смоленским осенью 1920 года в Калуге.

(4) Епископ Амфилохий несколько исказил фамилию священника, имеется в виду о. Козьма Москвин (Кострома), неоднократно выдвигавшийся кандидатом во епископы на разные епархии. Зимой 1921 года (январь или февраль) он был пострижен в иноки с именем Климент и затем хиротонисан во епископа Самарско-Симбирского и Уфимского. Однако управлял епархией недолго. В конце июня того же 1921 года он скончался.

(5) о. Григорий Андреевич Спирин родился в семье крестьян в деревне Нареевой Богородского уезда Московской губернии в 1864 году. Рукоположен 31 января 1896 года епископом Кирилом Нижегородским и Костромским. Служил в храме Покрова в Нижнем Новгороде. 10 мая 1917 года переведен из Покровского в Успенский храм Нижнего Новгорода "по желанию своих духовных чад и Его Преосвящентсва владыки Иннокентия". В середине 1920-х гг. духовным отцом был священник Василий Умнягин. В семье числилось два сына: Иван и Виктор, и дочери: Мария, Александра, Антонина. Жил по адресу: Телячий переулок, д. 1, кв. 5. 10 мая 1917года возведен в протоиереи. За 25-летнюю службу награжден наперсным крестом и набедренником. Хиротонисан во епископа Нижегородского летом 1925 года.

(6) Протоиерей Михаил Каюров родился в 1856 году. Симбирский мещанин. Рукоположен во священника в 1886 году епископом Алексием Самарским в село Ка-раинское Симбирской губернии. В 1905 году стал служить в поселке Мелекес Самарской губернии. С 1907 года - на Черемшане. В 1930 году принял иночество с именем Макарий.

(7) Биографические сведения не выявлены.

(8) Биографические сведения не выявлены.

(9) См. прим. 10 к письму 2.

(10) о. Авив Иванович Бородин - уважаемый старообрядческий священник из Москвы.

(11) о. Кирик Георгиевич Мущинин родился в 1877 году. Служил в селе Большое Ма-ресево Нижегородской губернии. В 1919 году привлекался к работам в 1-й Советский нижегородский рабочий батальон, "в котором наравне с богатыми людьми призваны работать все грязные работы священники, диаконы и псаломщики..." (из письма епископу Александру). Судьба священника в советские годы нуждается в уточнении.

(12) Неустановленные лица.

10 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Ваше преосвященство,
боголюбивейший владыко Александр.

Сим извещаю Вас: мы с Иоанникием выехали из Томска 14-го июня по жел<езной> дор<оге>. Кое-как выхлопотали пропуск, с большим трудом доехали до г. Омска, но отсюда не знаем, как выедем, вот уже трои суток находимся в Омске и не можем попасть на поезд. Страшная теснота на поездах, едут войска и беженцы, латыши, литовцы и другие, затем мешочников за продовольствием, хлебом и солью, числа нет, очень много, и вот такая битва - попасть на поезд. Это не приведи Господи никому. Несколько раз мы напирали сести и не могли. Еще одну хитрость употребим, если не сможем сести на поезд, тогда доведется на лошадях доехать до наших приходов Тобольской губ<ер-нии>, до коих будет верст 100, и тогда поедем по приходам. Если же мы сможем сести на поезд, то уедем до Екатеринбурга и там думаем остановиться, если будет Богу угодно. Познакомлю немножко с епархией е<пископа> Иоанникия, и тогда буду при удобном случае пробираться во свою епархию, но как это устроится, ничего не могу сказать. Слышно с восток движутся...(1) Голод и нужда всех охватывает. В Томской губ<ернии> местами хлеба хорошие, а местами несовсем, дождички после Троицы пошли, хорошо помочило, а здесь, в Омске, позднее, вот только был хороший дождь на Рожество Предотечи. Если же будут перепадать почаще дожди, быть может, поправятся хлебцы и травы. Хлеб здесь в Омске пшеничный на 200000 р<ублей> пуд и остальное все дорого.

Получил Ваше письмо от 10-го мая за № 411, в котором Вы нам сообщаете, что митрополит Макарий (2) скончался, вечная ему память, и что арх<иепископ> Мелетий Вам прислал письмо, за все благодарит и благословляет впредь продолжать дела архиепископии. Жаль, что Иннокентия (3) не знаете адрес, то бы нужно хотя через него поручить вести дела митрополии, или же ему самому. Но если бы дела государственные получше направились, то бы митрополию надо в Москву перенести, уже и было постановление Соб<ора> в Москве: иметь митрополита, но это как Бог устроит, так и будет.

Итако, известив Вас, братски приветствую Вас о Христе.

См<иренный> е<пископ> Амфилохий. Пишу из Омска.

[На полях письма с обеих сторон имеются следующие надписи, сделанные рукой епископа Амфилохия и теми же чернилами]:

Теперь за нашим скитом большой надзор, как бы не разорили скит.

<нрзб> владыки Антония (4) оба скита разорили, мужской и женской.

Мы попали под опалу; все письма, адресованные в Томск на меня, на Тихона и на Фиту (5) в Томске распечатываются ЧеКой и читаются, а также и писанные нами все-все.

Там же. Л. 29-29 об.

Примечания:

(1) Многоточие стоит в подлиннике.

(2) Митрополит Белокриницкий Макарий скончался 2 января 1921 года (по старому стилю).

(3) Епископ Нижегородский Иннокентий.

(4) Очевидно, имеются в виду скиты, связанные с жизнью и деятельностью епископа Антония (Паромова) и располагавшиеся под Миассом. Владыка был похоронен в Свято-Никольском женском монастыре.

(5) Псевдоним Ф.Е. Мельникова, которым он пользовался, публикуясь в журналах "Церковь" и "Слово Церкви". Владыка не решается упоминать в письме его имя открыто. Ф.Е. Мельников был заочно приговорен большевиками к расстрелу.

11 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н. Апр<еля> 1, 1922 г.
Ваше преосвященство, боголюбивейший влад<ыко> Александр!

От 26-го февраля Ваше письмо, которое было послано в Самару, мне переслано в Оренбург, которое я получил 1-го апреля и сего же дня спешу ответить. Относительно еп<ископа> Иннокентия, что его избрали за границей в митрополита, как сообщает еп<ископ> Феоген и просит дать согласие на возведение в митрополиты еп<ископа> , Иннокентия (1). Если же не дадим, то он опасается за мир церковный, и тем паче, что у них более подходящего человека нет. Я со своей стороны согласен ради мира церковного дать соизволение в митрополиты возвести еп<ископа> Иннокентия за границей. Тем более, что там все на него согласны (2). А также согласен дать соизволение на открытие Кишиневской епархии, если это там требуется. Я высказываюсь, не дожидаясь Собора, потому что едва ли Собор может состояться, ради такого трудного путешествия по жел<езной> дороге и дороговизны.

Я первой заявляю, что на Собор не поеду; я измучился в дорогах и только в Оренбург приехал, на другой же день слег в болезнь и болел тифом сыпн<ым> все время, да и в настоящее время еще не совсем оправился. Относительно архиепископа, чтобы возвратился на место своего служения, надо бы давно от Москвы послать человека с просьбой, чтобы возвратился в Москву. Если же откажется возвратиться, тогда я Вашу мысль поддерживаю: просить еписк<опа> Геронтия, чтобы переехал в Москву и управлял совместно с Вами делами архи-епископии. Но что же архиепископ Мелетий! Почему не едет, он должен дать решительный ответ, поедет или не поедет в Москву. Если же откажется, тогда нужно нового архиепископа возвести на Московский престол. Вот и пускай будет кандидатом на архиепископа еп<ископ> Геронтии. Но этот вопрос может решить только Собор, я же со своей стороны даю согласие на еп<ископа> Геронтия.

Итако известив Вас, желаю Вам доброго и многолетного здравия и душевного спасения. Поздравляю Вас со светлым Христовым Воскресением.

Смиренный Амфилохий, епископ Уральско-Оренбургский.
Великая пятница. Там же. Л. 34-34 об.

Примечания

Читая письма, епископ Александр имел обыкновение подчеркивать негативную информацию синим карандашом, положительную - красным. В автографе данного письма имя епископа Амфилохия на его делопроизводственном штампе в левом верхнем углу подчеркнуто красным карандашом.

(1) Измаильский епископ Феоген (? - 18 марта 1939) поставлен митрополитом Ма-карием 27 октября 1919 года в сослужении епископа Никодима Тульчинского. По случаю смерти митрополита Макария в Измаиле 4 апреля 1921 года состоялось собрание епископов Никодима (он же был наместником Белокриницкой митрополии), Феогена и Иннокентия (Усова), на котором было решено назначить на 10 (23) июня Освященный Собор для избрания нового митрополита. "В назначенное время Собор состоялся, на коем избрали в митрополита епископа Иннокентия, но возведение его в этот сан отложили до получения согласия старообрядческих епископов Российской области или до выяснения невозможности получить таковое, с тем, однако, чтобы избранный в митрополита пользовался бы правами областного епископа и до возведения его в сан митрополита", - писал епископ Феоген епископу Александру. Освященный Собор российских епископов не возражал против возведения епископа Иннокентия в сан митрополита, однако владыка был выслан из Буковины как не имеющий гражданства. В 1924 году в сан митрополита был возведен епископ Никодим.

(2) Это предложение епископ Александр отметил вопросительным знаком.

12 Епископ Амфилохий и о. Даниил Суворов - неуказанному архиерею (епископу Александру?)

Владыко святыи!

27 мая 1922 года епископ Амфилохий был арестован в Оренбурге. "Отправлен <в> Томск. <По> слухам помер", - сообщали епископу Александру старообрядцы села Сакмары (под Оренбургом). "Помер", вероятнее всего, - образчик эзопова языка, это слово могло значить "расстрелян" (епископ не болел, мог умереть в заключении только скоропостижно). Заточение оказалось довольно длительным.

На публикуемом письме стоит пометка, что получено оно архиепископией 3 апреля 1923 года. Письмо не датировано, написано карандашом. Почерк принадлежит, видимо, о. Даниилу Суворову, который вместе с епископом Амфилохием находился в то время в Таганской тюрьме. Он родился в 1885 году в селе Карасье Ишимского уезда Тобольской губернии. В сан иерея рукоположен в 1911 году. Служил в Новониколаевске (Новосибирске), Барнауле. Редактировал журнал "Сибирский старообрядец". В 1920 году приговорен к расстрелу с заменой на пятилетний срок заключения. Срок отбыл. С 1926 по 1932 год жил в Томске. С 1932 года перешел на нелегальное положение. В 1933-м осужден на 10 лет лагерей. Проходил по одному делу с епископом Тихоном Томским. Умер 9 декабря (как следует понимать, того же 1933 года) в Свободлаге.

До четверга Светлой недели мы будем находиться в Таганской тюрьме, а потом нас, должно быть, возвратят обратно в Томск. Чем кончится дело, еще неизвестно. Если возможно, попросите братию о поддержке. Нельзя ли 2 пары подметок, а то сапоги у обоих износились. Если пришлете во вторник, то еще здесь мы успеем их починить, но денег у нас нет, и небольшое количество, если можно, внесите в канцелярию Таганской тюрьмы. Нет также белья и соли, мыла, бумаги, конвертов и марок. Помолитесь за нас Христа ради.

Старообрядческий еписк<оп>
Амфилохий Уральско-0ре<нбургский>. В мире Афанасий Се-мен<ович> Журавлев.
Свящ<енник> Д. Суворов.

Попытайтесь просить свидания.
Там же. Л. 35-35 об.

13 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию, епископам Александру и Геронтию

Христос Воскресе!
Дорогим моим и незабвенным братьям, старшему
Мелетию и младшим Александру и Геронтию!

Спешу Вас поздравить с праздниками весны: святой проходящей Пасхой и первомайским государственным, тоже проходящим праздником, желая Вам доброго и многолетного здравия, чтобы еще дождаться этих праздников и других многих. О себе извещаю, что я жив и здоров, нахожусь в заключении, исправ-труд-доме №1-й города Томска. Хожу работаю в мастерскую переплетную, живется по тюремному ничего себе, по-среднему, неплохо. Передайте привет всем моим близким и знакомым. Целую Вас братскою любовью и прошу Вас не забыть меня в Ваших св. молитвах.

Ваш брат, заключенный еписк<оп> Амфилохий,
в мире Афанасий Семенович Журавлев.
1924 г., мая 3-го, нов<ый> стиль.

Автограф: Архив митрополии РПСЦ. Письма епископа
Амфилохия (Томск) архиепископу Мелетию. - Л. 1-1 об.

14 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию, епископу Александру

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Боголюбивейшим архипастырям, высокопреосвященному архиепископу Мелетию, епископу Александру.

Шлю Вам привет и братское целование, желаю Вам о Господе радоватися, здравствовать и умудряться во спасение.

Настоящим извещаю Вас, что я милостию Божиею жив и здоров за Ваши архипастырские и всей Церкви молитвы. Нахожусь теперь не в тюрьме, но в мастерской переплетной работаю с другими мастерами, при губотделе ЧеКа, здесь меня держат посвободнее, иногда <...>енько пускают в квартиру к родственникам без надзора, в баню городскую. Работаем с 8 час<ов> утра до 4-х дня, остальное время свободен, есть где помолиться и почитать, и никто не воспрещает и не мешает, ну, только находишься все время среди безбожной и неверующей публики, постоянно слыша матерки и кощунства, табак. Сперва меня уговаривали бросить все: веру и монашество, но теперь уже перестали, видят, что я <1 нрзб> не сдаюсь. Молитесь о мне, святии отцы, чтобы Бог дал здравия и терпения перенести это испытание.

Если будет Освященный Собор, то передайте от меня всем епископам привет и братское целование, прошу у всех молитв и прощения. Желаю всему Освященному Собору плодотворной работы на пользу Святой Церкви и всему старообрядчеству. И тако известив Вас <...> любовию о Христе <...> передайте от меня привет и благодарность московским христолюбцам, которы нам присылали хорошую передачу, когда мы находились в московских тюрьмах, и на дорогу нам принесли много съестного, и денег нам дали, и после помогали хлопотать за нас посланному от нас священнику о. Павлу Морозову (1), и денег дали ему. Кажется, граждане Василий Иван<ович>, Иван Петрович Перовкин (2) и другие, спаси их Господи и помилуй за их милость и помощь.

Если известно, где находится Федя (3), то передайте ему от меня привет.

Мой соузник о. Даниил Суворов много мне наносил оскорблений, но теперь меня Господь отделил от него. Перевели меня из тюрьмы, при ЧеКа, в мастерскую. Много в нем знания хорошего, но худого много: современными науками увлечен, и много взглядов его и мудрований неправильных. Он окритиковать нисколь не постесняется какое-либо священное изречение: пророческое, евангельское, апостольское и отеческое. Он много может пользы принести, если пойдет правильно, опять может и много вреда принести; я ожидаю от него более вреда, чем пользы для Свят<ой> Церкви, потому что он очень хитрый человек и гордый. Это я Вам для сведения, на случай. Простите меня. Напишите мне ответ по адресу: г. Томск, Алексее-Александровская ул., № <...>6 Евдокие Андреевне (4).

Там же. - Л. 2-2 об.

Примечания

(1) Протоиерей Павел Морозов родился 26 октября 1894 года в деревне Морозово Пермской губернии. Родители были "малоимущие середняки". От военной службы был освобожден по причине сильной близорукости. С 1916 года служил псаломщиком в селе Емуртлинском, в 1919-м вместе с отступавшими частями Белой армии бежал в деревню Еловка Томской губернии. В мае 1920 года был арестован вместо другого псаломщика, пробыв в заключении 11 месяцев. На допросах не был, приговор ему не объявляли. После освобождения остался в Томске, работая секретарем при епископе Тихоне (Сухове). В начале декабря был рукоположен в сан священника к томскому приходу. 3 сентября 1933 года о. Павел был взят под стражу, обвинялся по ст. 58, пп. 10,11. Есть данные, что следствие ставило ему в вину то, что он "занимался нелегально антисоветским литературным трудом: в 1932 году выпустил нелегальную контрреволюционную брошюру "Мировая история в свете апокалипсиса". Протоиерей Павел Морозов был осужден на 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. В заключении пробыл до октября 1940 года, работая в Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере. Затем был переведен в Азербайджан, где пробыл до августа 1941 года. После был переведен в Чувашию. В феврале 1943 года освободился из заключения как потерявший трудоспособность, был мобилизован в ряды Красной армии в нестроевую часть и отправлен на железнодорожные работы. Работал на паромной переправе в городе Оханске (Пермская обл.). Далее, как священник писал в своей автобиографии (Архив Митрополии РПСЦ): "В июле месяце 1947 года после окончательного снятия с военного учета, с работы уволился и так как в это время приехавшие ко мне и живущие со мною жена с тремя учащимися детьми, как проживающие в сельской местности, не получая хлебных карточек, дошли до крайней степени нужды, так что питаться было совсем нечем, я решил уехать куда-нибудь в хлебные районы и поступить в колхоз. Уехав в поисках такового, я постепенно доехал до г. Вольска Саратовской области и остановился работать в колхозе "Красный Октябрь" Подлесовского района, где и проработал до 17 марта 1948 года и был намерен перевезти туда семью. Но в связи с отменой карточек и денежной реформой, а также благодаря тому, что двое старших детей также приехали к семье и поступили на работу, материальное положение семьи улучшилось и дети ехать в колхоз не согласились". В 1948 году о. Павел обратился в московскую архиепископию с прошением определить его на какой-нибудь приход. 9 февраля 1949 года он был вновь арестован УМВД г. Тирасполя. Дальнейшая его судьба не выяснена.

(2) Неустановленные лица.

(3) Федор Ефимович Мельников.

(4) Фамилия полустерта. Возможно - Ананьевой.

15 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Фев<раля> 17, 1927 г.
Ваше высокопреосвященство,
боголюбивейший вл<адыко> ар<хиепископ> Мелетий!

Настоящий уведомляю Вас, что мною получены от Вас извещения: 1-е, о рукоположении епископа Сергия на Уральско-Оренбургскую епарх<ию> (1), чему я очень радуюсь и молю Бога, да умудрит его на управление и примирение народных смущений. 2-е, об усопших иерархах: митрополите Никодиме и епископе Иосифе. Очень сожалею, но, видно, столько жизни Богом предначертано. Молю Бога, да упокоит их дух со святители.

Затем извещаю, что Ф.К. Решетов (2) мне большую переписку в копиях послал с бывшим еп<ископом> Михаилом Захаричевым (3), убеждает и располагает его к покаянию, и тот якобы соглашается и желает принять схиму; Решетов направляет его ко мне в пустыню; я очень рад, что Захаричев приходит в чувство и ищет покаяния. Но в ту же пору я не беру на себя обязанности, чтобы принять к себе на жительство Захаричева по многим причинам и обстоятельствам. Во 1-х, по тем, по которым я подвергался аресту и заключению в тюрьме, во 2-х по тем, по которым Захаричев лишился сана епископа. В 3-х наш скит, бывший мужской, передан женщинам. И в 4-х я еще сам не имею келью, где жить, и только буду весной строить на том острове среди болота, где проживал Ф.Е. Мельников. Мой совет ему: поместиться в Хвалынском монастыре в келье, где живет о. Антоний, под его руководство и еп<ископа> Иоанникия Саратовского (4).

Итако известив, братски любовию Вас приветствую о Христе, и поздравляю с наступающей св. четыредесятницей великой, и желаю Вам доброго здравия и душевного спасения, прошу Ваших свят<ых> молит<в>.

Нижайший Ваш собрат, смирен<ный> епископ Амфилохий.

Автограф: архив Митрополии РПСЦ. Письма епископа Амфилохия архиепископу Мелетию. 1927 г. -Л. 1-1 об.

Примечания:

(1) Епископ Сергий (Симеон Ермолаевич Кулагин; 1872 - не ранее 1936) родился в деревне Малая Росляковская Малоярославецкого уезда Калужской губернии. 18 февраля 1902 г. епископ Иона Калужско-Смоленский рукоположил Симеона Кулагина во священники к храму Архангела Михаила деревни Пурсовки Малоярославецкого уезда. Служил о. Симеон и в Малоярославце, где жил в собственном доме. В 1913 году переведен в Калугу, где был возведен в протоиереи. В 1926 году архиепископом Мелетием и др. хиротонисан во епископа Уральского и Оренбурского. Репрессирован в 1930-х годах. Сохранилась его фотография, сделанная в лагере в 1936 году, на обратной стороне которой кем-то написано "Остался непродажным".

(2) Ф.К. Решетов - председатель Уральской старообрядческой общины, длительное время участвовал в управлении делами Уральской епархии. В 1920-е годы его авторитарные действия вызвали резкий протест уральских старообрядцев.

(3) Епископ Михаил Самарский (Макарий Варфоломеевич Захарьичев; 26 мая 1864 (эта дата рождения указывалась самим о.Макарием, в журнале "Церковь" К. Швецовым приведен другой год - 1867) - 1930). Это, пожалуй, самая трагическая фигура среди епископов в историии белокриницкого старообрядчества XX века. Владыка Михаил родился в крестьянской семье потомственных старообрядцев в селе Журавлиха Николаевского уезда Самарской губернии. "Образование получил домашнее, т.е. научен был по псалтыри читать, по Октаю петь и писать" (К.Швецов). Рукоположен во священника епископом Пафнутем в 1890 году. (у К. Швецова - 1889 г.) к храму Козмы и Дамиана в родное село. Переводился в Самару в 1892 году. По инициативе священника в самарском храме обновили иконостас, о. Макарий убедил попечителей пожертвовать на это дело. Епископом Алексием Самарским награжден набедренником и наперсным крестом, произведен в протоиереи. В 1907 году собрал в Самаре епархиальное собрание духовенства и мирян, которое утвердило предложенный им проект устава духовного совета. В 1910 году вновь рукоположенным епископом Порфирием награжден камилавкой. Во второй половине 1924 года был хиротонисан во епископа на Самарскую кафедру. 1 октября, ожидая соборного запрещения за некоторые проступки, на диспуте о религии, проходившем в самарском городском театре, публично, с трибуны, отрекся от сана. "И вот после нескольких ораторов "за" и "против" на трибуну вышел Макарий и заявил, что он снимает с себя сан и извиняется перед публикой за 30-летний обман, поразил тихоновцев и "обновленцев", - писала самарская газета "Коммуна". Факт отречения был обнародован местной газетой (Сунгуров М. Нужна ли вера в Бога? // Коммуна. -1925. - № 2039 от 4 октября; А. С-ин. Почему они сняли рясу. Что заявил отрекшийся от сана старообрядческий епископ Михаил // Коммуна. - 1925. - №2041 от 7 октября). Сложение сана было добровольным: "Я многое продумал и добровольно сложил всякое духовное звание", - писал в сентябре 1925 года М. Захарьичев в одном из писем архиепископу Мелетию. Между тем он тяжело переживал свое отречение, раскаивался, искал возможность уйти в монастырь или скит. Сразу после отречения его посетил сызранский священник о. Харитон Глинкин, сообщавший архиепископу Мелетию: "Первые минуты нашего свидания были в крепких и горячих объятиях и слезах. Причем после долгого молчания я говорю: "Правда ли с вами случилось то, что говорят?" Не отвечал долго он, потом говорит: "Что совершилось, то уже не вернешь". На мои запросы он взволнованно отвечал, что от Бога он и от Христа не отрекался, и говорит: "Вот Он! Я верю и буду верить, я пойду к Нему, только другим путем". Тут же дал мне мал<енькую> икону "Воскресение" и говорит: "Помолись за меня, я едва ли переживу". <...> От сана он отказывается, волосы остриг в кружок, одежда на нем гражданская. <...> На мой запрос, что вас заставило это сделать, он раздраженно говорил: несправедливое отношение архиереев, огорчение на всю Россию, презрительное отношение самарских, критическое материальное положение и халатное отношение епархии". 5 октября 1925 года (по старому стилю) епископ Михаил был извержен из сана. Управление епархией было передано епископу Филарету Казанско-Вятскому. Спустя несколько лет после отречения от сана инок Михаил покончил с собой (повесился).

(4) Инок-схимник Антоний (Алексей Иванович Алексеев) родился в селе Рудня Камышинского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье в 1857 году. В 1898 году был рукоположен епископом Паисием на Черемшан. С 1900 года служил в Черкассах, с 1905 года "паки на Черемшане". Епископ Иоанникий Саратовский и Астраханский (Иоанн Исаичев; 1875 - не ранее 1935) хиротонисан в 1922 году. См. его переписку с архиепископом Мелетием в выпуске 1 "Во время оно...".

16 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию

Мая 27, 1927 г.

Г.И.Х.С.Б.П.Н.
Ваше высокопреосвященство
боголюбивейший владыко Мелетий!

От 20-го мар<та> (2 апр<еля>) 1927 г. за № 250 Ваше письмо я получил 6 июня нов<ого> ст<иля> (ст<арого> 25 мая). Так долго не получал, потому что с зимы от нас до сего времени не были в Томске. И вот спешу Вам ответом. Вы спрашиваете, почему наш скит (монастырь) из мужского перешел в женский? Отвечаю: потому что некому стало хозяйством скита править и работать, осталось только 3 человека, числящихся жителей скита, но и оне таковы. 1. Священноинок Иоанн, ему мало приходится жить в ските, он заведывает женским монастырем и большую часть времени там находится, который расстоянием от нашего скита в 40 вер<ст>, дороги неудобные, при том же весной речка разливается между нами и совсем прекращается всякое сообщение с нами месяца на полтора. Вблизи женского монастыря по заимкам живут старообрядцы, мирской приход, которым о.Иоанн заведывает, и вторым приходом мирским за неимением священника тоже заведывает, который расстоянием от нашего скита в 100 в<ерст> находится. Кроме того, временно, на месяц или на два, в г. Томск вызываем бывает еп<иско-пом> Тихоном, на случай отъезда его из Томска на Собор или съезд епархиальный, и местного священника. И так ему совершенно невместимо править хозяйством скита и работать. 2-й -это бывший эконом скитский инок Нифонт. Он совершенно отказался от всякого управления хозяйством скита и работы, и перешел из скита в особую келью пустынную, построенную среди болота на острове, расстоянием от скита в 2 верстах, в которой некогда проживал Ф.Е. Мельников. 3-й - это бывший келарь скита черноризец Александр, старик 60 с лишним лет, вот этот только один постоянный житель в ските и остался, человек ни к чему не способный. Остальные старцы померли, вновь никого нет, один было приезжал из Нижегородской губ<ернии>, сын священника, по видимому был хороший человек, но оказался аферистом, вошел в доверие старикам во время моего ареста и все дорогие вещи украл в ските и скрылся неизвестно. И вот видите кто остался править скитом? Совершенно некому. А налоги и аренду за землю и за постройку требуют платить, а платить некому, работать некому, и в силу этого хотели церковную утварь, книги, иконы и прочее отдать в мирской приход, чтобы освободиться от налогов и заботы скита, но я все их уговаривал подождать до моего освобождения. И к самому моему освобождению из Уфимской губер<нии> приезжает одна инокиня в Томск и приходит ко мне на квартиру, объясняет мне, что они живут маленьким скитком в Уфимской губ<ернии>, не шибко далеко от Уфы на дарственной земле одной купчихи, но теперь крестьяне населились, "половину земли у нас отобрали, хотят остальную землю отобрать, а поэтому мы и захотели заблаговременно себе приискать местечко для безмолвного проживания, нас человек 9. Вот я для этого и приехала сюда в Сибирь. Вы не знаете где подходящего местечка для нас?". Я, разумеется, рассказал ей, где какие места и где можно устроиться или нельзя, более рекомендовал ей здешний затомский женск<ий> скит, "а там можешь проехать и в наш пустынный скит посмотреть". Она поехала в женский скит, погостила в нем и объяснила свое положение <как> безвыходное. Инокини скита жен<ского> приглашали их к себе на жительство, она была очень довольна этим, но все-таки попросила их проводить до нашего пустынного скита и посмотреть. И вот приехала, осмотрела наш скит, видит, что скит благоустроенный: кельи, церковь, дворы - все цело, в порядке, но жителей нет, только 1 человек. Значит, пустует скит. А скит находится в пустынном и безмолвном месте, удален от мира. Очень ей стало жалко скита, что пустует, некому жить, и стала она говорить нашим вышепомянутым старцам: "Отдайте нам скит, и мы приедем, и будем жить, чем ему пустовать". Наши старцы подумали-подумали и сказали: "И верно, не отдать ли скит, чем куда-то отдавать утварь церковную в мирские общины. Пусть приезжают и живут, и мы около их будем жить, и тако скит наш не нарушится совсем". Так посоветовались между собой и сказали: "Если владыка Амфилохий согласится на это, то отдадим, ведь у нас совершенно некому хозяйством править и работать. И вот все приезжают ко мне в Томск, приезжает инок<иня> Еликонида и наши старцы, объясняют мне суть дела. Я над этим много думал, как поступить, и свое положение, еще неизвестно, в какую форму выльется, и где я буду жить? И скит пришел в совершенное запустение, жить некому, старцы совершенно отказываются от скита, потому что налоги платить не в силу. И так после долгого раздумья, между собою переговоров, потом пошли к еп<иско-пу> Тихону на совет, а у него в ту пору находился епископ Арсений (Енисейский и Минусинский), и вот с совета их, а вместе и нашего порешили передать скит инокине Еликониде с сестрами по особому условию бесплатно, при условии: нашим прежним братиям скитским чтобы жить около скита и пропитываться на средства скита, по праздникам приходить в церковь и молиться. Один старец, вышеупомянутый келарь, чер<норизец> Александр 60 с лишним л<ет>, должен жить в ските за сторожа, о. Иоанн переехал совсем в прежний женский монаст<ырь> поближе к мирским приходам, которыми он заведывает. О. Нифонт, бывший эконом скита, как я уже упомянул выше, перешел в пустынную келью на болото, где жил Ф.Е. Мельников. Инокиня Еликонида с сестрами приехали к Покрову в Томск и потом в пустынный бывший наш муж<ской> скит, и с того времени занимают скит инокини; с 1926 г. окт<ября> 20 чис<ла>. Великим постом в Благовещение мы инокиню Еликониду возвели в игумению скита уже женского Новоархангельского, экономку в Лазареве воскресение, и соборных стариц всего сестер пока находится 8 чел<овек> в ските. Вот таким образом наш бывший мужской скит перешел в женский. А так как правила возбраняют жить мужчинам в женском монастыре, то мы в силу этого переходим на болотный остров к келье, в которой жил Ф.Е. Мельников. Вот там я и строю себе келью от скита в 2 вер<стах>, где и будем жить втроем. Еще один старец ранее жил здесь, уезжал, теперь приехал сюда. Вот мы с ним келью и строим себе. Келью нам большого труда составляет построить, рабочих нет, не идут далеко, только 2 кое-как залучили напилить плах тесу и выделать келью, и то за двойную цену, а сруб рубить довелось самим собственными руками, с большим трудом, усталостию и болезнию, да и средств нет наймывать. К зиме, наверно, устроим келью и перейдем, а теперь пока живем по нужде в бывшем нашем ските, перешедшем в женский. Я предполагаю жить на острове в келье, занимаясь своим рукоделием: переплетом книг, чем себя и думаю пропитывать, не отягчая других, при этом по праздникам служа в скитской церкви, за неимением священника, так думаю продолжать свои последние дни, если будет Богу угодно.

Теперь Вам видно, почему я не принимаю к себе бывшего еп<ископа> Михаила, и почему нет возможности его принять.

Итако известив, приветствую Вас Христовою любовью, и о Христе желаю Вам многолетнего здравия и душевного спасения. Прося Ваших святых молитв, прощения и благословения,

нижайший Ваш и последний собрат, греш<ный> смиренный еп<ископ> Амфилохий.

Пустынный скит.
Там же. Л. 2-3 об.

17 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию

Христос Воскресе!

Боголюбивейший кир архиепископ Мелетий!

В-первых, прошу прощения, благословения и святых молитв!

Извещаю, что порученное Вами мне дело - избрания кандидата на вдовствующую Иркутско-Амурскую епархию и рукоположение оного во епископы с именем Афанасия 6-го мая нами состоялось в сослужении еп<ископа> Тихона. Таким образом поручение мною выполнено с Божиею помощию, и временное заведывание упомянутой епархии я сдаю вновь хиротонисанному еписк<опу> Афанасию. И мне теперь прилично сказать словами праведного Симеона: ныне отпусти мя, владыко, в пустыню "по глаголу Твоему с миром", яко увидеша очи мои на вдовствующей епархии своего владыку Афанасия, и чрез него будет всем людем спасение Нового Израиля.

Вы, владыко, обещали мне прислать постановления Освященного Соб<ора> 1928 год<а> и, наверно, позабыли.

Поздравляю Вас с днем Пятидесятницы и желаю Вам многолетнего здравия и душевного спасения. Сообщаю, что если бы лично я не поехал ко о. Амвросию в приход, то бы ничего не получилось, а только одна бы бесполезная переписка, и время прошло бы долгое, а толку бы не было. Лично, и то едва увещал, самого, и приход не отпускал, но долгим временем и настойчивым увещанием только Бог помог за Ваши святительские молитвы. Теперь просьба: поминать его и нас в Ваших святых молитвах. И не оставить его без помощи Вашего мудрого совета. Паки братски Вас приветствую любовию о Христе.

Смиренный епископ Амфилохий пустынный.

1929 г., мая 10. №188.
Автограф: Архив Митрополии РПСЦ.
Письмо епископа Амфилохия архиепископу Мелетию.
1929 г. Л. 1-1 об.

Примечание

В публикуемом письме епископ Амфилохий сообщает о хиротонии епископа Афанасия (о. Амвросия Федотова), совершенной им совместно с епископом Тихоном Томским.

18 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н.
1931 г., июля 3 стар<ого стиля>.
Боголюбивейший владыко святыи Мелетий

В-первых, нижайше Вам кланяюсь и братскою любовию о Христе целую Вас! Затем уведомляю, что письмо Ваше, посланное с попутными священниками, получил, в котором Вы пишете, что податель моего письма к Вам не вовремя приехал, в полночь (1). Это для Вас и для нас неприятно, но я не предполагал, что он так сделает, простите. Вот опять посылаю с попутным священником, едущим в Москву для ходатайства о возвращении им молитвенного дома. Это священ<ник> о. Павел Вшивков (2), служит в гор<оде> Тюмени, но приход там совсем стал мал, так что, пожалуй, и ходатайствовать стоит ли? Им не содержать в нонешнее время храм и священника, он Вам все расскажет, Вы его спросите и что к лучшему, посоветуйте ему.

Еще я Вам объясню следующее. Этого священника мы было выдвигали в кандидаты во епископа на здешнюю епархию

Пер<мско>-Уральскую и 1-м его поставили, только что некоторая молва про него шла, что он, якобы, увлекается теософией и другими неправильными мнениями. И вот решили его позвать к себе и незаметным образом его проверить; сделали это и ничего преступного в нем не нашли. Хотя он читал теософские книги, но не разделяет с ними мнение свое... Потом с его родины мне прислали клеветническое письмо на него, обвиняя его в таких же неправильных взглядах, как и занятие теософией, и еще другими атеистическими мнениями, говоря, что дети у него неверующие, как же может он быть пастырем-учителем других, когда своих не сумел научить. И о целомудрии его сомневаются. Мы ради этого письма его отставили от кандидатов. Но когда я поехал в то место, откуда письмо это было, и хотел проверить лично, но меня не пожелали привести в то село, самый тот человек воспротивился, который писал то письмо, и по его просьбе подписал председатель той общины, который и явился мне лично с другим человеком. На мой вопрос, кто писал вот такое письмо про о. Павла, они оба ответили, что писал вот тот-то, а мы подписались к нему. Я спросил, а откуда вы знаете, что о. Павел такой-то и такой-то, они оба объяснили, что мы ничего худого за о. Павлом не знаем, потому что он нас старше, мы только подписали по просьбе того нашего человека, но после узнали, что он это написал на о. Павла по личным счетам. Когда-то они спорили между собою о уставе, и вот с того он стал мстить о. Павлу. "Мы свои подписи берем обратно и просим прощения в необдуманном подписе". О детях они говорили, что сын комсомолец, а дочь будто бы религиозная, ходит молиться. Относительно честности о. Павла свидетельствует его духовник о. Роман Топорков (3). Так по всему видно, что человек подходящий в кандидаты во епископа. Вдовый давно уже. А дети нонче едва ли у кого уцелели все в послушании и в вере. Вот Вы его попытайте, поговорите с ним обо всем, и как он на Ваш взгляд покажется, мне после отпишите (4). Простите.

Смиренный епископ Амфилохий.
Автограф: Архив Митрополии РПСЦ
Переписка архиепископа Мелетия и епископа Амфилохия.
Л. 13-13 об.

Примечания

17 (30) мая 1930 года преставился епископ Иоанникий Пермский. Временное управление епархией было поручено епископу Филарету Казанско-Вятскому, но в виду его смерти оно уже в августе того же 1930 года было перепоручено владыке Амфилохию. Епископ оставил скит и выехал в Свердловск, где остановился на квартире покойного епископа Иоанни-кия (ул.Сухаревская, б). Среди первоочередных задач был поиск кандидата во епископы на вдовствующую епархию.

(1) Архиепископ Мелетий писал: "Письмо Ваше с посланным человеком на руках я получил следующим порядком: в час ночи приходит человек к моей квартире и достучался под моей квартире к живущим (синтаксис и грамматические особенности письма сохранены. - Ред.), потому что в то время все спали, и говорит, что он имеет письмо от епископа Амфилохия, мне о этом доложили, я приказал от него взять письмо и приказал прочитать его (потому что я лежал больной в постели). Из прочитанного я узнал, что податель наш христианин, хотя не названо Вами имя и отчество, я приказал пригласить его доночевать, но вышли приглашать - его уже нет, и до сих пор он у меня не был. Но оговариваюсь: в такое время к нам являться неудобно по многим причинам".

(2) о. Павел Федорович Вшивков родился в Оханском уезде Пермской губернии в январе 1885 года. Рукоположен епископом Антонием Пермско-Тобольским 14 июля 1913 года. Служил в Тихвинском храме города Тюмени. Когда в 1930 году храм в Тюмени был закрыт, о. Павел стал служить на дому. В январе 1933 года зарегистрировался в качестве священника при омской старообрядческой общине, а 19 апреля был арестован и увезен в Свердловск. Пока шло следствие, четыре месяца просидел в подвале, затем провел месяц в спецкорпусе ОГПУ и исправдоме. Был приговорен к пяти годам ссылки, провел в ней шесть лет и в 1939 году освободился. В 1944 году дал согласие служить в общине д. Лужкове Молотовской (Пермской) области.

(3) о. Роман Семенович Топорков родился в Ялуторовском уезде Тобольской губернии в 1878 году в семье крестьян. Рукоположен епископом Антонием Пермско-Тобольским в 1910 году. Служил в Шадринске и в Свято-Троицком храме Миасса.

(4) В ответ архиепископ сообщал: "Что же касается Вашего священника отца Павла Вшивкина (в письме архиепископа фамилия пишется именно так. - Ред.), то я на первых порах не нашел в нем ничего предосудительного, если за ним в прошлом не было ничего плохого, и если сейчас нет, то, по-моему, он может быть кандидатом, по-моему, он человек неглупый". В том же письме архиепископ Мелетий просил епископа Амфилохия управлять Пермско-Уральской епархией и не утруждаться в поисках епископа.

19 Епископ Амфилохий - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н.
1931 г., дек<абря> 31 ст<арого> ст<иля>.

Боголюбивейший владыко с<вятыи> кир Мелетий!

Поздравляю Вас с прошедшим праздником Рож<ества> Христова, наступающим Обрезанием Господним и подходящим Богоявлением Господним, желаю Вам оные радостно праздновать, духовно, в добром здравии и совершенном благополучии.

Извещаю, что по приезде моем в Свердловск я виделся 2 раза с еписк<опом> Филаретом беглопоповским (1). 1-й раз с одним, а второй раз он со священником своим приходил, и вот побеседовали, но мало, часика полтора, не более, два, но ничего резонного не вышло. Они отказываются примиряться одни, надо, говорят, всем обще, а для всех надо Собор или съезд, чтобы обо всем посоветоваться. Они спрашивали своих старших, и им ответили, что надо Собор собрать, а иначе не может быть дело... Кое-что я начинал с ними говорить о их архиеп<ископе> Николе (2), но они не могут хладнокровно переносить, их очень тревожит, и они сейчас же направляются уходить, и так едва ли что будет, кажется, что ничего не выйдет. Но когда я приеду из епархии, опять поговорим с ними. Я просил своих прихожан, чтобы они с ними знакомились и сближались. Я теперь проезжаю по епархии Пермской. Затем, владыко святыи, я взял у Вас немного книжек - постановления Освящ<енных> Соборов, и календарей, и они у меня скоро разошлись. Если можно, еще пришлите штук по 10 тех и других. Люди просят, надо, по адресу: г. Свердловск, ул. Белинского, д. № 90, Викулу Терентьевичу Потеряеву, передать мне. Назначьте цену, заплатим. Итако простите, желаю Вам всех благ и спасения.

Грешный, последний Ваш собрат смир<енный> еп<ископ> Амфилохий.
Там же. Л. 20-20 об.

Примечания

В письме епископ Амфилохий рассказывает о переговорах с "беглопоповским" (Древлеправославная церковь) епископом Филаретом Свердловским. Встреча двух владык показала необходимость общего Собора, который рассмотрел бы вопрос объединения двух старообрядческих согласий. Последующая переписка епископа Амфилохия и архиепископа Мелетия неизвестна.

(1) Родился 5 апреля 1890 года в деревне Караваевой Балахнинского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беглопоповцев. С 1904 года - послушник в одном из скитов Нижегородской губернии. В 1919-м рукоположен во священноинока и назначен к церкви деревни Ивановской Хохломской волости той же губернии. В 1929 г. Советом старообрядческих епископов (бегло-поповцев) переведен в Свердловск. В январе 1930 года хиротонисан архиепископом Стефаном и епископом Пансофием во епископа Уральского и Сибирского с кафедрой в Свердловске. В 1935 г. арестован. 31 августа 1935 г. приговорен к трем годам лагерей. Из заключения не вернулся. Реабилитирован в 1956 году. Следственное дело (арх. № 19578) хранится в Управлении ФСБ по Екатеринбургской области. (По данным сайта http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi? 2_б772).

(2) Епископ Никола (Петр Алексеевич Позднее; 1853 - 1 сентября 1934) -основатель иерархии Древлеправославной церкви. В ноябре 1923 года присоединился к старообрядцам, не признающим Белокриницкой иерархии, от обновленческого раскола.

Приложение к журналу "Церковь", выпуск № 2, 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования