Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Архиепископ Гермоген. К характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет (1929-1949 гг.) [история Церкви]


По своему характеру деятельность Ватикана за последние двадцать лет (1929—1949 гг.) является в основном продолжением традиционной политики римской курии, сущность которой выражена в известном по­ложении: цель оправдывает средства. В наиболее общей форме эта цель определяется стремлением пап к всемирному владычеству через духовное овладение миром. На пути к своей цели они не гнушались ника­кими средствами, включительно до прислужничества пред наиболее силь­ными политическими партиями в той или другой стране. Из пап XIX сто­летия ярким примером в этом отношении является Пий VII, а в XX сто­летии особенно скомпрометировали себя папы последних 20 лет, т. е. Пий XI и Пий XII, которые к порочным традициям своих предшествен­ников присоединили еще политическое прислужничество пред итало-германским фашизмом и англо-американским империализмом. Чтобы убе­диться в этом, остановимся прежде всего на некоторых фактах из дея­тельности уже умершего папы Пия XI.

Латинская пословица гласит: De mortius aut bene aut nihil. Поэтому мы будем говорить не о личности Пия XI, а о его делах, вошедших в историю и притом имеющих ближайшее влияние на судьбы христианства. Весь вопрос в том, что мероприятия Пия XI, о которых мы будем гово­рить, с нашей точки зрения имеют отрицательное значение для дела Христа во всей вселенной.

Спаситель оказал: "Царство Мое не от мира сего" — (Иоанн. 18, 36), и поэтому все попытки превратить христианство в "царство от мира сего" обречены на крушение. Будучи антихристианскими, эти попытки не могут поддерживаться истинными христианами, а в среде инако ве­рующих или просто неверующих могут даже вызывать вражду и озлоб­ление. В этом мы можем убедиться, если внимательно остановимся на истории Латеранского конкордата, заключенного Пием XI в 1929 г. с Муссолини.

После того, как итальянское национально-освободительное движение упразднило папскую область и включило Рим в состав Италии, Пий IX — в знак протеста — объявил себя "узником Ватикана". Тогда иезуиты создали легенду, что Пий IX влачит в своем дворце участь настоящего узника, спит на соломе, и эту солому, подстилку папы-мученика, про­давали по дорогой цене. В знак солидарности с Пием IX и последую­щие за ним папы тоже называли себя "узниками Ватикана".

Пий XI, именуя себя узником, в то же время напрягал свой изворот­ливый ум к тому, чтобы вернуть папскому престолу былое величие в пре­делах возможного.

Учитывая тогдашнюю международную обстановку, Пий XI пришел к тому заключению, что Ватикан может усилить свое политическое влия­ние только в союзе с нарождавшейся тогда фашистской партией в Ита­лии во главе с Муссолини. Несмотря на то, что фашизм по самой своей сущности является полнейшим отрицанием христианского учения, Пий XI вступает в союз с фашизмом и вместе с высшей иерархией Римско-ка­толической Церкви старается всячески услужить фашистской партии. Приведем некоторые факты.

Цель одной из партий Италии — католической партии "пополяри" со­стояла в том, чтобы направлять отсталые массы против рабочего движе­ния и укреплять капиталистический строй. Эта партия находилась всецело под влиянием Ватикана. Итальянский историк Г. Сальвемини и Ля Пиани пишут, что перед походом фашистов на Рим (1922 г.) Пий XI сослужил большую службу фашизму тем, что помешал объединению сил (попо­ляри, социалисты и либералы), которые вместе могли бы образовать пра­вительство и воспрепятствовать приходу фашистов к власти... В 1926 го­ду партия пополяри была распущена. Пий XI не протестовал против рос­пуска католической партии, так как ее существование мешало Ватикану сотрудничать с фашизмом (Шейнман, "Ватикан", стр. 56—58).

Ватикан оказывал деятельную помощь, фашистам. "Банко ди Рома"— в числе других банков — покрыл расходы, связанные с "походом" Мус­солини на Рим. Банк римского папы вместе с другими банками Италии были тем "провидением", которое привело фашистов к власти (Шейн­ман, "Ватикан", стр. 57).

В 1924 г. папа еще раз помог Муссолини в критический момент. Убийство фашистами социалистического депутата Маттеоти (июль 1924 г.) вызвало в стране сильнейшее возмущение режимом Муссолини. Но, благодаря выступлению иезуитов и самого Пия XI, намечавшийся блок против Муссолини был расстроен (Шейнман, "Ватикан", стр. 58).

4 ноября 1922 г. итальянское духовенство служило молебны по слу­чаю прихода фашистов к власти.

Видные представители Ватикана не находили слов для восхвале­ния Муссолини. 31 октября 1926 г. Мерри-Дель Баль, папский легат на 700-летнем юбилее Франциска Ассизского, сказал: "Муссолини — че­ловек, покровительствуемый Богом" (Шейнман, "Ватикан", стр. 62), а Флорентийский архиепископ Мистранджело благословил дуче "от имени Всевышнего", торжественно обнял Муссолини и расцеловал eго в обе щеки(Менхэттен, "Ватикан", стр. 114).

Необходимо указать и на открытое участие Пия XI в колониальной войне против Абиссинии. С его благословения епископы призывали итальянский народ к войне против абиссинцев. Миланский архиепископ Шустер 25 октября 1935 г., напутствуя итальянские войска пред походом в Абиссинию, говорил: "Итальянский флаг на полях Абиссинии с триумфом воздвигает крест Христов, рвет цепи рабства и открывает прямой путь миссионерам Евангелия" (Шейнман, "Ватикан", стр. 69). Архиепископ Тарантский, отслужив мессу на подводной лодке, заявил: "Война против Абиссинии должна рассматриваться, как священная война, как крестовый поход, потому что победа Италии откроет ворота Эфиопии, страны неверных и отступников, для распространения католической веры" (Менхэттен, "Ватикан", стр.126).

В день, когда итальянские войска вторглись в Абиссинию, звонили колокола всех итальянских церквей. Духовенство собирало золото и се­ребро на нужды войны. 8 декабря один из епископов, обращаясь к Мус­солини, сказал: "Для победы Италии итальянское духовенство готово расплавить золото церквей и бронзу колоколов" (Шейнман, "Ватикан", стр. 69).

Не остался в стороне от военной шумихи и Пий XI. В середине июня 1935 г., в разгар подготовки к войне, Муссолини собрал в Рим 7000, ветеранов мировой войны и устроил военные торжества, чтобы поднять воинственные настроения в народе. Папа дал ветеранам аудиенцию, слу­жил для них мессу и благословил их. Многие из них вскоре были от­правлены с армией в Абиссинию. Пий XI, присвоивший себе роль защит­ника религии и духовенства, молчал, когда итальянские власти аресто­вали и отвезли в Венецию главу коптской Церкви в Абиссинии Матиаса (Шейнман, "Ватикан", стр. 70—71).

Приведенные факты показывают, что деятельность Пия XI носила характер самого активного прислужничества перед фашистским режи­мом Муссолини. Моральные и материальные ресурсы Ватикана были поставлены им на службу фашизму. В благодарность за это прислужни­чество Муссолини 11 февраля 1929 г. заключил с Пием XI Латеранский конкордат.

Это соглашение до некоторой степени оказалось полезным только для римской курии. А для Римско-католической Церкви и вообще христиан­ства латеранское соглашение принесло только вред, ибо "поддержка па­пой Муссолини в явно несправедливой грабительской войне вызвала глубокое разочарование верующих во всех странах. Даже наиболее сле­пые приверженцы папы убедились, что он в союзе с фашизмом".

Католическим прелатам вне Италии пришлось выступить с оправда­нием папской политики в абиссинском вопросе. Заявления же Милан­ского и Тарантского архиепископов, что "Италия несет на поля Абис­синии торжество креста Божия", явились сплошным лицемерием. Весь вопрос в том, что Абиссиния — страна христианская, но не подчиняю­щаяся юрисдикции Ватикана. Поэтому Пий XI решил использовать дан­ный момент для насильственного обращения православных абиссинцев в католичество. С этой целью глава Абиссинской Церкви Матиас был арестован и выслан в Венецию. Насильственное обращение Абиссинии в католичество увеличило бы доходы Ватикана, но факт насилия в во­просах веры и нарушение свободы совести не может содействовать делу строительства Царства Божия на земле.

Все попытки католических писателей оправдать участие Пия XI в бесчеловечной и грабительской войне против Абиссинии должны быть признаны явно несостоятельными. Они говорят, что в шовинизме повин­но католическое духовенство, а не лично Пий XI. Но кто же этому пове­рит? Разве можно допустить, чтобы при существующей церковной дис­циплине духовенство действовало против желания папы? В том то и дело, что сам Пий XI принимал участие и сочувствовал этой кровопро­литной войне. В американской печати того времени писалось, что Вати­кан финансировал войну в Абиссинии в обмен на обещание Муссолини разрешить католической Церкви пользоваться исключительными правами на завоеванной земле. Но простые верующие католики вряд ли забудут о таком искажении чистоты христианского учения о любви к ближним. Ценой измены заветам Христа и прислужничеством пред Муссолини Пий XI добился Латеранского конкордата, но этим он оттолкнул от себя значительное количество простых верующих католиков {Шейнман, "Ва­тикан", стр. 71).

Таким образом падение папского авторитета и выход из Церкви многих католиков можно считать первым отрицательным последствием Латеранского конкордата, который подтвердил явную и очевидную связь Ватикана с итальянским фашизмом.

Следующим минусом данного соглашения явилось еще большее "омирщение" Римско-католической Церкви. Пий XIсделал ее настоя­щей служанкой Муссолини. В 1931 г. "Оссерваторе Романо" писала: "Католики могут и должны принять присягу на верность фашистскому режиму". Таким образом вся энергия католического духовенства, была направлена не на осуществление евангельского учения, а на поддержание фашистского режима Муссолини. И хотя Пий XI на приеме профес­соров и студентов миланского католического университета заявил, что Муссолини — "человек, посланный Провидением" (стр. 64), но простые верующие католики одобрили казнь Муссолини и тем самым оставили Пия XI в одиночестве относительно его мнения о роли и значении Мус­солини.

Мало того, Латеранский договор не защитил Римско-католическую Церковь от унижения и оскорбления со стороны фашизма. "В 1931 г. во всей Италии начались фашистские демонстрации против Церкви, раз­гром католической организации, избиение священников. В Риме фаши­сты сожгли изображение папы. В июне 1931 г. Пий XI заявил, что в Италии налицо гонения на Церковь. В энциклике от 29 июня 1931 г. папа заявил, что в Италии началось подлинное преследование свободы. Принимая группу членов юношеских католических организаций Праги в июле 1931 г., папа сказал им: "по возвращении в Чехословакию ска­жите, что вы могли констатировать такое уродливое положение: "Като­лическое действие может процветать в стране Гуса, но преследуется в Риме Петра" (Шейнман, "Ватикан", стр. 65).

Как видим, даже и прислужничество не помогло!

Ясно, что в силу вышеуказанных причин деятельность Пия XI по своим методам и целям не имеет ничего общего с христианством. Оно являлось для папы лишь только средством для осуществления честолю­бивых и корыстолюбивых вожделений римской курии. Вот почему рядо­вые католики начинают все более и более прозревать и убеждаться, что деятельность Ватикана сводится к защите капитализма, к внесению раскола в рабочую среду и к разжиганию войн против простого трудо­вого народа.

Прямым следствием такой антихристианской деятельности Пия XI явился массовый отход католиков от Римско-католической Церкви. На­пример, в Австралии католики массами стали переходить в протестантство. За несколько месяцев перешло до 100 000 католиков. В Чехосло­вакии этот отход от Римско-католической Церкви, как протест против связи Ватикана с фашизмом, выразился еще резче: 854 000 человек объя­вили себя неверующими, 800 000 человек создали новую чехословацкую церковь и 150 000 перешло в протестантство (Мэнхэттен,"Ватикан", стр. 235, 374; 249—251).

***

За время своего понтификатства Пий XI заключил 26 конкордатов, с разными странами. Из них на первом месте стоят два соглашения — с Муссолини и с Гитлером. Союз с итальянским фашизмом мы рассмот­рели, теперь переходим к обозрению конкордата Пия XI с Гитлером. Об этом конкордате, заключенном в 1933 г., можно сказать, что он являет­ся своего рода расплатой Гитлера с Пием XI за его политическое прислужничество — на этот раз пред германским фашизмом. Для подтверж­дения приведем наиболее яркие примеры прислужничества Пия XI перед Гитлером.

До прихода Гитлера к власти в Германии наиболее сильной полити­ческой партией была так называемая "партия центра". Она состояла из католиков и находилась под влиянием Ватикана. Лидерами этой партии в то время были: священник Каас, католики — Брюнинг, Папени др.

23 марта 1933 г. Гитлер в своей декларации заявил о своем желании заключить с Пием XI конкордат. Тогда Каас, Брюнинг, Папен высту­пили в рейхстаге за предоставление чрезвычайных полномочий Гитлеру, а 5 июля 1933 г. партия центра объявила себя распущенной. Все это было проделано при прямом участии Ватикана, куда Каас ездил для обсуждения условий будущего конкордата. Понятно,что Гитлер не остался в долгу пред Ватиканом за его прислужничество перед герман­ским фашизмом, и 20 июля 1933 г. был заключен конкордат между Гит­лером и Пием XI.

После заключения конкордата прислужничество римской курии пред Гитлером начало проявляться в совершенно открытой и крикливой фор­ме. Германские высшие иерархи в своих посланиях восхваляли Гитлера и убеждали верующих католиков поддерживать гитлеровский режим. Например, 6 ноября 1933 г. германский кардинал Бертрам прямо заявил, что католики должны поддержать фашизм. Баварские епископы назы­вали политику Гитлера миролюбивой и требовали, чтобы католики от­давали свои голоса фашистам. Католические газеты писали хвалебные статьи о фашизме. Они призывали католиков поддерживать Гитлера. Ватикан и целый ряд архиепископов (Бамбергский, Оренбургский) за­претили своим газетам критиковать даже те меры Гитлера, какие были прямо направлены против церкви.

В 1935 г. гитлеровцы предприняли меры к присоединению Саара к Германии. Преобладающим населением здесь являются католики. По­этому папа вместо с германскими и саарскими епископами принял все меры к тому, чтобы население голосовало за присоединение к Герма­нии. В результате — во время голосования, происходившего в обста­новке фашистского террора, большинство населения высказалось за присоединение к Германии.

Итак, вот те факты политического прислужничества Пия XI перед Гитлером, за которые он отблагодарил папу конкордатом. Последний для римской курии оказался выгодным, но для Римско-католической Церкви он, кроме оскорблений и унижений, ничего не принес. В самом деле: вся вселенная с гневом и ненавистью относится к злодеяниям Гит­лера. Гитлеризм принес человечеству неисчислимые бедствия. И вот с этим человеконенавистническим антихристианским режимом Пий XI заключил союз, вернее, пошел к нему на услужение. Нужно ли говорить, что Ватикан скомпрометировал себя на веки перед всем христианским миром.

Но прислужничество пред гитлеризмом не принесло Римско-католи­ческой Церкви особенных выгод. Верующим католикам пришлось пере­жить немало унижений и оскорблений. Государство получило право отводить кандидатов в немецкие епископы, выдвигаемых Ватиканом. Все епископы обязаны были приносить присягу гитлеровскому прави­тельству, которое постоянно нарушало свои обещания и бесцеремонно третировало интересы Римско-католической Церкви. Австрийский карди­нал Инницер в интервью с представителями печати в Риме 26 февраля 1946 г. рассказывал: "Гитлер предоставил мне право иметь школы. Но затем Гитлер стал действовать открыто, забрал все школы и закрыл частные католические училища". Жестикулируя и стуча кулаком по сто­лу, кардинал воскликнул: "Все обещания Гитлера оказались ложью" (Мзнхэттен, "Ватикан", стр. 245).

Но политическое прислужничество Ватикана пред фашизмом особен­но резко бросается в глаза при понтификатстве Пия XII. Дело в том, что смена верховного правителя католической Церкви нисколько не по­влияла на политику Ватикана в отношении фашизма. Это объясняется тем, что именно новый папа руководил высшей политикой Ватикана на протяжении предыдущих десятилетий и был главным пособником прихода Гитлера к власти, как мы это увидим ниже. Он всегда находился в согласии с Пием XI, и единственное различие между этими двумя па­пами заключалось в том, что Пий XII был более тонким и хитрым ди­пломатом, чем его предшественник (Мэнхэттен, "Ватикан", стр. 129). Поэтому неудивительно, что политика Пия XII до известной степени яв­ляется повторением деятельности Пия XI. В этом можно убедиться из отношений Ватикана к Италии в годы второй империалистической вой­ны, когда по распоряжению Пия XII повсеместно служились молебны. Миланский архиепископ Шустер в казармах воодушевлял солдат. В кон­це июня 1940 г. епископы Италии обратились к Муссолини с письмом, призывая освободить oт власти англичан "места, где находится Гроб Господень".

В период времени с 1940 г. и до падения Муссолини Пий XII неодно­кратно принимал разные организации и благословлял членов их на вой­ну в защиту фашизма. Но когда католики Америки и Англии узнали, что папа благословлял немецких католиков на войну, то это вызвало массу протестов с их стороны.

Напрасно католические писатели пытаются доказать, что сам Пий XII, якобы, был против участия Италии в этой кровопролитной войне. Он ни разу не выступил против войны, не осудил захвата Албании, а когда в 1943 г. увидел, что Италия проиграла войну, он стал высказываться за "справедливый и почетный мир" для Италии. Когда же полчища фа­шистов заливали кровью Европу, то Пий XII молчал! Такие же симпатии проявил Пий XII и к германскому фашизму.

В начале второй империалистической войны Пий XII держался очень осторожно, но все же ни разу не протестовал против преступлений не­мецких фашистов и их союзников в странах Европы. После падения Франции Пий XII определенно перешел на сторону Гитлера. В феврале 1941 г. папа принял в Ватикане сто солдат и двадцать офицеров немец­кой армии и выразил свою радость по поводу их посещения.

В июне 1942 г. в беседе с министром иностранных дел Испании Суньером Пий XII сказал, что "ему очень больно, что в Германии его не считают другом германского народа. Он все же надеется, что при­мирение возможно, он был бы счастлив, если бы ему когда-либо уда­лось притти к соглашению с Германией".

"Миллионы католиков и не-католиков Польши, Бельгии, Франции, Голландии и других стран были замучены гитлеровцами, но в папских речах об этом нет ни слова. А между тем Пий XII отлично знал, что происходит в оккупированных немцами государствах. Но он молчал". (Шейнман, "Ватикан", стр. 151).

Совсем иначе стал себя держать Пий XII после разгрома гитлеров­ских армий. Католические газеты заговорили в пользу Германии и Ита­лии. В своих посланиях он взывал о милосердии по отношению к фа­шистам.

Епископ Челмсфордский (Англиканской Церкви) писал: "В выступ­лениях папы трудно найти хотя бы одно слово, осуждавшее нацистов в то время, когда они разрушали Лондон. Несомненно, политика Вати­кана антидемократична. Английский писатель Герберт писал, что он искал и не нашел в выступлениях папы осуждения вторжения немцев в Польшу, Россию, Францию, Голландию, Бельгию, Норвегию, Грецию и т. д., осуждения систематических убийств и истязаний поляков и евреев.

Папа боялся, что гнев народа обрушится на тех, кто принес столько страданий человечеству, и просил о милосердии к злодеям, стремился спасти режим Гитлера (Шейнман, "Ватикан", стр.151 —154).

Таким образом, мы видим, что политическое прислужничество Пия XII пред итало-германским фашизмом носит самый активный ха­рактер. Без всякого преувеличения можно сказать, что деятельность Пия XII сводится к осуществлению фашизма посредством церковно-административного аппарата. А так как между фашизмом и христиан­ством нет ничего общего, то, следовательно, деятельность Пия XII мож­но назвать антихристианской. Любопытно, что после разгрома Гитлера кардинал Фаульгабер заявил  12мая 1945 г. американским корреспондентам: "Нацизм был против христианства и католицизма", а Пий XII во время краткой проповеди заявил, что "уничтожение сатанинского на­цизма было благодеянием"), (Мэнхэттен, "Ватикан", стр. 213—214).

** *

В мировой прессе Пий XII нередко называется "папой-политиком и дипломатом". Такое название он получил, главным образом, потому, что долгие годы занимался дипломатической деятельностью. Если во время второй империалистической войны Пий XII служил Италии и Германии, то теперь он переключился на службу англо-американскому империализму. Подоплекой этой новой связи является то обстоятельство, что до 80% всех своих доходов Ватикан получает из США. От­сюда, .Пий XII, можно сказать, раболепствует пред американским капи­талом. Под влиянием честолюбивых и корыстных расчетов он не стесняется быть в услужении даже у американских протестантов и сектантов.

Нужно оказать, что между США и Ватиканом не существует дипло­матических отношений с 1867 г. Теперь они восстановлены в лице "личного представителя президента США". Весь христианский мир должен знать о тех мотивах, по которым правительство США пригласило к себе наслужбу Пия XII. Они кратко, но с предельной ясностью изложены; в статье американского католического епископа Джемса Райян (Омах-ский)."Ватикан,— писал в 1940 г. епископ Омахский, — влиятелен в странах Южной Америки и поможет усилить там влияние США. Кро­ме того, Ватикан наиболее информированная в мире организация. Тысячи хорошо обученных официальных лиц работают на Ватикан. Наконец, Ватикан имеет лучшую в мире разведку". Епископ Джемс сочувственно цитировал заявление крупного американского специалиста по между­народным вопросам:"Ватиканская разведка — лучшая в мире... члены католического духовенства соприкасаются с людьмивсех социальных слоев. Все это, заключил епископ, может служить интересам США, если Америка установит с Ватиканом тесные отношения"(Шейнман, "Вати­кан", стр. 171).

Американцы — народ практичный. И Пий XII стал самым ревност­ным прислужником США. Прислужничество Ватикана осуществляется чрез Нью-Йоркского архиепископа Спеллмана. А так как в настоящее время главным стержнем англо-американской политики является под­готовка к третьей мировой войне, то и прислужничество Ватикана направлено к той же цели. Об этом свидетельствуют прежде всего враж­дебные выступления Ватикана против славян.

Во имя исторической правды мы должны сказать, что Ватикан всегда стремился к порабощению славян, к обращению их насильствен­ным путем из Православия в католичество, но за последние 20 лег не­нависть Ватикана против славян проявилась с особенной силой. В этом отношении Ватикан не пощадил даже Польши. В 1941 г. в Лондоне был опубликован доклад кардинала Хлонда Пию XII о религиозных го­нениях в оккупированной Польше. Английский кардинал Хингсли в пре­дисловии к этому документу пишет: "Никогда узурпаторами не было совершено столько преступлений и кровопролитий для уничтожения ве­ры и культуры народа, сколько было совершено нацистами в Польше". В отчете Хлонда приведено много потрясающих фактов немецких зверств; в действительности их было еще больше. Однако ни в одной из папских энциклик и речей нет ни слова об этом, а доклад Хлонда (кардинал Польской католической церкви) не упоминается вовсе.

Ватикан клянется всвоей любви к Польше, но он молчит о звер­ствах немцев в этой стране {Шейнман, "Ватикан", стр. 151 —152).

Еще больше ненавидит Ватикан славян, исповедующих православно-восточную христианскую веру. В настоящее время опубликовано мно­жество документов, книг, из которых видно, что славян Албании, Хор­ватии, Сербии, СССР зверски мучили, истребляли немцы при прямой поддержке Ватикана.

За две мировых войны всех славян было убито, ранено несколько миллионов. Страшно подумать, что это колоссальное истребление славян совершалось с благословения римского первосвященника и якобы для славы Римско-католической Церкви. Но еще большим ужасом напол­няются сердца простых верующих христиан при виде тех усилий, какие предпринимаются Пием XII для поддержания современной агрессивной англо-американской политики.

За последнее десятилетие много интриг и выступлений было у Пия XII против СССР, против демократических стран и вообще про­тив трудящихся, в том числе и католиков. Для выполнения социаль­ного заказа Пий XII использует церковно-административный аппарат католической Церкви, разные католические партии, особенно так наз. партии "католического действия", газеты и школы. Сейчас Ватикан особенно трудится по части расслоения рабочего класса. Для выполнения этого социального заказа Пий XII, используя партии и газеты, рас­порядился открыть специальную духовную семинарию в г. Болонье (Италия). Католическая печать с гордостью сообщает, что это первая в мире семинария, где священников будут обучать миссионерской ра­боте среди рабочих. Наряду с обычными теоретическими знаниями се­минаристы получают определенную квалификацию промышленного ра­бочего, причем обучение проходит в тех же условиях, в каких обучают квалифицированных рабочих. Один из профессоров семинарии заявил корреспонденту "Католик Геральд", что все ее ученики по окончании курса в течение одного года будут заниматься не столько миссионер­ской работой, сколько "изучением образа мыслей своих товарищей — рабочих" ("Новое время" № 23 за 1949 г., стр. 16—18).

Создание подобного типа семинарии ясно говорит о стремлении Ва­тикана возможно глубже проникнуть в рабочую массу, чтобы влиять на нее в духе, угодном для своих хозяев-капиталистов.

Таким образом мы видим, что деятельность Ватикана за последние двадцать лет (1929—1949 гг.) является всеобъемлющей по части при­служничества пред итало-германским фашизмом и англо-американским империализмом. Отсюда — самое деятельное участие Ватикана в двух империалистических войнах и в развязывании третьей мировой войны. При этом следует заметить, что там, где дело, касается СССP или дру­гих каких-либо славянских стран, Ватикан с особенным усердием ста­рается выполнять задания своих хозяев-американцев. Правда, Ва­тикану иногда кажется, что он путем сложных интриг направляет поли­тику США и западноевропейских держав, но в действительности он является лишь только "пешкой".

Военный министр США в 1948 г. достаточно ясно обрисовал поло­жение стран, в том числе и Ватикана, связанных с Америкой различ­ными пактами, союзами и договорами; "Их можно сравнить с шахматными пешками, прикрывающими короля. Возможности пешек весьма ограничены, но поскольку они на месте и поскольку они прикрывают короля, он может чувствовать себя в безопасности" ("Новое Время" 1 за 1949 г., стр. 19).

В данном случае Ватикан может утешаться только тем, что назва­ние "пешки" он получил от сумасшедшего Форрестола, но Пию XII не уйти от суда истории, от международного общественного мнения христиан, а, главное, от суда Божия. "Мне отмщение и Аз воздам", — говорится в Слове Божием.

В этом отношении замечательны высказывания католического архиепископа Гребера. В своем пастырском послании он сказал: "Никогда германский народ так не обманывали, как в течение последних тринад­цати лет... В глазах Бога мы несем немалую долю ответственности за это". (Мэнхэттен, "Ватикан", стр. 213). На ответственности Пия XI и Пия XII тяготеет и кровь миллионов убитых и замученных славян — неповинных жертв фашизма и Ватикана.

Христос зовет народы всех стран к единению между собой в духе мира и любви. Во Христе "несть ни эллин, ни иудей", а должно быть всеобщее братство народов. Не требует Христос и насилия при обра­щении в христианскую веру. Но, зная об этом, Ватикан заинтересован не в жизненном воплощении евангельских заветов Христа, а в усерд­ном выполнении социального заказа англо-американского империализ­ма, который не имеет ничего общего с христианством.

"ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ", № 9, 1949 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования