Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Митрополит Николай (Ярушевич). Борьба за мир - долг христиан. [Церковь и культура]


Русская Православная Церковь, вместе со всеми народами, неизменно стоит за мирное урегулирование всех международных проблем. Она всегда готова содействовать всем людям, всем организациям противников войны, в делах миролюбия, которыми необходимо опередить полчище адских изобретений, направленных к уничтожению людей.

Многочисленные борцы за мир, представители разных стран и народов в своих выступлениях, речах, статьях, книгах говорят о различных аспектах одной и той же проблемы умиротворения человечества. В свете этой проблемы должны рассматриваться все важнейшие события международной жизни. Представляя различные нации и убеждения на конгрессах и конференциях в защиту мира, борцы за мир соревнуются между собою в сходстве взглядов на современное положение вещей, в гармонии чувств и намерений, в проявлении солидарности и единомыслия. И это соревнование, благородное по своим побуждениям, оказывается весьма плодотворным, ибо в нем формируется образ тех отношений, за которые мы боремся сейчас, добиваясь мирного сосуществования народов.

Для всех очевидно огромное значение достигнутого соглашения о прекращении огня в Индо-Китае и не менее очевидна неотложность мирного разрешения корейского и германского вопросов. Если говорить о целесообразности системы коллективной безопасности в Европе, то она так же не нуждается в доказательствах, как и необходимость международной конвенции о запрещении атомного и водородного оружия. Это — самоочевидные истины, хотя они и продолжают оставаться до сих пор проблемами.

Но все эти проблемы касаются каждого народа, каждого человека на земле. Поэтому велика ответственность тех, кто призван к практическому разрешению современных международных проблем. А призваны к этому, прежде всего, правительства великих держав и Организация Объединенных Наций. К ним обращены взоры всех людей, которые надеются на то, что разум ответственных руководителей мировой политики удержит их от самоубийственной войны, а совесть не позволит преступить нравственных норм, составляющих фундамент человеческой жизни на земле.

Но одна такая надежда недостаточна. Пока существует опасность превращения международных противоречий в раскол, то ответственность за положение вещей должна распространиться на всех, кто сознает пагубность последствий такого раскола.

Сторонники мира сознают эту ответственность и потому хотят помочь делу мира на земле. Стараясь разрушить барьеры недоверия и неприязни, они противопоставляют вражде добрую волю, тайным замыслам — открытую солидарность народов, жаждущих мира, и мировое общественное мнение. Какое это сильное оружие,— показывает его воздействие на политику правительств различных стран. Всем известна роль общественного мнения в смягчении международной напряженности.

Но для того, чтобы восторжествовало взаимопонимание и стало возможным мирное сосуществование различных социально-экономических систем, сила общественного мнения должна непрерывно возрастать в том самом направлении, в котором она уже действует. Способствовать этому росту — задача всех, кому дорого дело мира, и она будет решаться тем успешнее, чем глубже все мы будем сознавать свою ответственность за дело мира.

В данный момент представляется необходимым пробудить это сознание в тех христианских кругах Запада, которые продолжают поддерживать политику силы и провокаций. Прежде всего хотелось бы напомнить им о том, как важно всем христианам, без различия исповеданий, понять и выполнить свою христианскую задачу в отношении современных нужд человечества.

Мир и социальная справедливость — вот эти нужды, которые длительное время были как бы в пренебрежении со стороны многих христиан. Мир и самоопределение наций — вот другое требование нашего времени, также требующее христианского ответа. Что скажем и что сделаем мы, христиане, для облегчения этих нужд?

Как это ни парадоксально, но и христианское человечество, проповедующее мир, само нуждается и в единстве, и в мире. Поэтому христианский долг в отношении современных проблем оказывается тесно связанным с нуждами самого христианства. Я бы сказал так: время, которое мы переживаем, дано нам, христианам, для того, чтобы осознать пагубность наших давних разделений и придти к единству жизни по Евангелию.

Искание единства налицо в христианском мире и в нем нельзя не видеть знамения времени. Мы, христиане, правильно поймем его, если будем помнить, что на пути к единомыслию нам сейчас нужно не спорить о своих вероисповедных различиях, а заботиться о восполнении своей веры и оправдании ее делами. Мы будем на верном пути, если объединимся в деле, способном засвидетельствовать силу и полноту нашей веры.

Это свидетельство необходимо для нашего единства так же, как и для оправдания христианства в глазах не-христианского человечества. А какое дело может оправдать нашу веру лучше, чем защита мира? Какая другая задача может послужить объединению христиан более, чем наше единодушное сопротивление силам войны?

Каждый истинный последователь Христа знает, что в мире идет та же борьба, какая непрерывно совершается в его душе: борьбе между светом и тьмой, между стремлением к единству и цельности и пребыванием в разъединенности и отчуждении. Поэтому, побеждая в себе тьму и смерть, христианин умножает собою силы жизни и добра в мире, становится союзником и помощником всех, кто борется за правду и мир среди людей. Исход этой борьбы определяется также внутри человека и потому так важно участие в ней каждой христианской души.

Но многие христиане Запада до сих пор придерживаются двусмысленной позиции: говоря о своей приверженности к идее международного мира, они продолжают опираться на "политику силы".

Иногда можно думать, что в этой политике их привлекает не самая война и даже не убеждение в том, что она может служить путем к справедливости, а момент устрашения воображаемого противника и привидения его к покорности. Опасность такой точки зрения равносильна ее наивности.

Иные христиане склонны считать агрессивную войну "наименьшим злом", забывая, что зло современной войны и ее последствий превзойдет все, что может быть поставлено ими в ее оправдание.

Есть и такие христиане, для которых война, по их мнению, является как бы последним прибежищем. Но такой взгляд на войну свидетельствует не о христианском настроении, а о чувствах неприязни и ненависти.

Не нужно быть особенно тонким психологом, чтобы в любом из указанных отношений известных кругов западных христиан к войне и миру увидеть слабость, если не полное отсутствие, христианской веры. Их пугает мысль, что отказаться от войны с Востоком — значит капитулировать перед "тиранией".

Но где эта "тирания", когда именно Восток ставит вопрос о запрещении атомного оружия и всеобщем разоружении? Не видно признаков "тирании" и в тех усилиях Востока, которые проявляются им, чтобы достигнуть мира в Корее, заключить мирные договоры с Германией и Австрией и договориться с Западом о мирном сосуществовании.

Напротив, из этих очевидных фактов следует лишь один вывод о готовности Востока соревноваться с Западом в наилучшем устроении жизни народов. И такая возможность должна представляться христианам особенно благоприятной в смысле защиты мира, улучшения социальных условий жизни и внедрения в нее христианских начал.

Невозможно допустить, чтобы западные христиане, так много говорящие и пишущие о христианизации человеческих отношений, могли бы пренебречь возможностью, от которой зависит процветание народов, их духовное возрождение и самые судьбы христианства.

И эта уверенность подтверждается: реальная действительность побуждает христиан Запада смотреть на вещи уже по-иному — не так, как они смотрели вчера. Представители ряда христианских церквей Запада уже открыто высказываются против превентивной войны, требуют запрещения атомного и водородного оружия. Они осудили войну в Индо-Китае как несправедливую и высказали искреннюю радость по поводу достигнутого в Женеве соглашения; говорят они и о необходимости мирного объединения Кореи. Особую тревогу среди них вызывают проект договора о "европейском оборонительном сообществе" и возрождение вермахта. Все чаще слышатся христианские призывы к разрешению между народных проблем путем взаимных уступок и соглашений.

Это стремление расширить и обогатить мирные перспективы особенно ярко проявилось в последнее время среди руководителей и рядового духовенства Англиканской Церкви, не говоря уже о верующих массах. В одной проповеди, произнесенной недавно в Лондонском соборе св. Павла, сказано между прочим следующее: "Широко распространено мнение, что каждый из нас в отдельности ничем не может помочь разрешению таких огромных проблем, как болезни, голод, невежество, война, до сих пор остающиеся уделом многих районов мира. Нет ничего более ошибочного, чем это. Мы недостойны были бы называться христианами, если бы позволили себе оставаться равнодушными ко всему этому. Мы должны сделать все, пусть немногое, что в наших силах. Пусть мы еще не добились победы над нищетой, над войнами, однако победить их можно..."

Если соединить эти мысли деятеля Англиканской Церкви с каждой из современных проблем и развернуть их в христианскую программу, то получится, что христиане, выполняя требования своей веры в личной жизни, не должны отбрасывать их в сторону при решении социальных и политических вопросов.

Тогда исчезнут многие причины, которые представляются для некоторых непреодолимым препятствием к мирному сосуществованию. Национальные противоречия, разрешаемые в духе евангельского отношения к ближним, перестанут вызывать войны между народами. А стремление к преобладанию, всегда угрожающее окончиться войной, не будет иметь места под солнцем — стоит только по-христиански признать национальное достоинство каждого народа.

Гонка вооружений, ведущая к войне, также прекратится, если христиане, вместе с народами, добьются запрещения атомного, водородного, бактериологического и всякого иного оружия массового уничтожения людей.

Таким путем может быть ослаблена и даже совсем устранена любая причина войны, лежащая в области социальных, политических и международных отношений.

Конечно, нельзя ожидать, чтобы христиане, разделенные между собою в самой вере, проявили полное согласие в вопросах социально-политических. Но, объединяясь в защите мира, христиане с большой пользой могут действовать там, где их влияние способно изменять ход событий.

Эта возможность должна быть использована прежде всего христианами Соединенных Штатов Америки; на них лежит ответственность за направление курса политики их правительства в отношении Кореи, Японии и Германии. Для умиротворения человечества необходимо, чтобы эти страны не служили более потенциальными очагами войны. Христиане Германии также располагают большими возможностями в смысле мирного объединения своей страны и умиротворения Европы. И, наконец, усилиями всех христиан — восточных и западных — Организация Объединенных Наций могла бы стать подлинным оплотом международного мира.

Такова проблема христианской ответственности в наши дни. Это, в сущности,— повинность, несение вины за себя и за других. А сознание вины приводит нас к долгу борьбы за мир, прежде всего, с нашей собственной разделенностью и, разумеется, с теми, кто все еще думает строить свое будущее на пепелищах новой войны.

"ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ", № 9, 1954 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования