Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

"Сидят на власти враги Христовой Церкви..." Материалы к биографии епископа Амфилохия (Журавлева) Уральского и Оренбургского. Часть 1. [древлеправославие]


Священномученик Амфилохий (Афанасий Журавлев, 1873-1937), епископ Уральский и Оренбургский, был хиротонисан в 1916 году в Томске епископами Антонием (Паромовым), Иосифом (Антипиным), Иоасафом (Журавлевым). До рукоположения инок Амфилохий был игуменом Новоархангельского скита, располагавшегося в 200 километрах от Томска.

В годы гражданской войны переписка с епископами Сибири была невозможна, возобновилась она в середине 1920 года (см. письмо 1).

Публикуемые письма - уникальное свидетельство о духовной жизни в Сибири в первое послереволюционное десятилетие. В них прослеживаются судьбы уже упомянутых епископов Антония, Иоасафа, Иосифа, Филарета Казанско-Вятского (Феодора Паршикова), Иоанникия Пермско-Тобольского (Иоанна Иванова).

В этих письмах сообщены детали хиротонии двух епископов-страдальцев - Тихона (Сухова) и Афанасия (Федотова), ныне канонизированных Русской Православной Старообрядческой Церковью.

Некоторое время епископ Амфилохий управлял всеми епархиями Сибири. В 1922 году владыка был арестован (причина и сроки заключения не установлены). В 1923-м он находился в Таганской тюрьме в Москве, в 1924-м - уже под арестом в исправдоме Томска под надзором ЧК.

Во второй половине 1920-х осуществилось заветное желание владыки - жить уединенно близ Новоархангельского скита. Владыка обустраивал келью на острове, где скрывался от безбожников его друг, знаменитый начетчик Федор Мельников (в 1926 году на Уральско-Оренбургскую епархию был хиротонисан епископ Сергий (Кулагин)).

Во второй половине 1920-х гг. епископ Амфилохий временно управлял Иркутско-Амурской епархией, до хиротонии епископа Афанасия (Федотова). Хиротония была произведена им совместно с епископом Тихоном (Суховым) б мая 1929 года. Владыка вновь удалился в Новоархангельский скит, но ровно через год скончался епископ Иоанникий Пермско-Тобольский. Епископу Амфилохию пришлось вновь взять во временное управление его епархию. Вскоре ему было рекомендовано оставить поиски кандидата во епископы и управлять епархией постоянно.

В 1933 году владыка был арестован.

К моменту ареста он проживал в деревне Филаевка Верещагинского района Пермской области, был осужден на 10 лет с заменой срока заключения на ссылку на тот же срок в Нарымский край (по данным книги Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск, М., 2004).

В конце 1937 года - казнен (по устному свидетельству, утоплен в Амуре).

В 2003 году епископ Амфилохий был причислен к лику святых. 30 августа 2004 года предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан возглавил крестный ход к месту, где располагался Новоархангельский скит. Там, где находился предположительно алтарь скитской церкви во имя иконы Казанской Божией матери, установлен поклонный крест.

1 Епископ Амфилохий - епископу Александру (Богатенкову)

Мая 30, 1920 г. № 31.

Древлеправославного (старообрядческого) епископа Уральско-Оренбургского Амфилохия в Московскую старообрядческую архиепископию епископу Александру и прочим членам совета доклад.

В 1918-м году 25 июня (ст<арого> ст<иля>) я выбыл из г. Уральска, когда наступали большевики на Уральск и были в 20 верстах от Уральска, я проехал по своей епархии в г. Оренбург и далее, вернулся оттуда в г. Илек, но в Уральск было ехать небезопасно, потому что большевики недалеко стояли и всячески грозились взять Уральск, поэтому я не поехал в Уральск, но 1-го августа отправился из своей епархии по железной дороге в Сибирь, которая была уже освобождена от большевиков чехами; для посещения и надзора своего скита прибыл я в скит к Успению Пр<есвятой> Б<огороди>цы 14-го авг<уста>. Погостивши в скиту, я поехал в Томск к 8-му сентября наведаться, нет ли каких епархиальных дел из Уральска. В эту пору получил телеграмму 7 сент<яб-ря> из Миясского завода о сурьезной болезни епископа Антония (1), и что он принял схиму. И через 2 дня я получил вторую телеграмму, что епископ Антоний в Бозе почил 5-го сент<ября> в 9 вечера (2). Я было хотел ехать для погребения, но рассчитал, что не поспеть, поэтому решил паки поехать в монастырь и, побывши немного в скиту, я направился поехать во свою Уральскую епархию. К этой поре уже получились телеграммы из Уральска, меня просят в Уральск. Я поехал и по пути заехал в Миясс к сорокову дню еп<ископа> Антония. Помолившись сороковой день на могиле моего духовного отца еп<ископа> Антония, я хотел продолжать путь свой далее, но уже далее пропусков и билетов по железной дороге не выдавали. К этому же бывшее духовенство Пермской епархии на похоронах и сороковом дне еп<ископа> Антония меня стали усиленно просить остаться и присутствовать на епархиальном съезде Пермско-Тобольской епархии, который был назначен 28 окт<ября> 1918 г. Я решился остаться. Съезд был собран главным образом для избрания кандидата во епископы на вдовствующую Пермско-Тобольскую епархию. Обсуждались тут и другие вопросы. Съезд был хотя немноголюден, только 36 священников и мирян, но более не было возможности собрать в такое трудное время. Многие получили повестки и не могли приехать, а другие и не получили даже и повесток. Тем не менее съезд признал себя правомочным обсуждать дела всей епархии. И вот было вынесено постановление съезда относительно избрания кандидата во епископы таково: "Избрали кандидатами во епископа на Пермско-Тобольскую епархию: 1.Иерея Димитрия Смирнова (3); 2. Иерея Иоанна Ивановича Иванова (Томской епархии) (4); 3. Иерея Трифона Сухова, томского священника (5) и 4-го Федора Ефимовича Мельникова. И съезд постановил: не отлагая времени ходатайствовать пред сибирскими епископами: еп<ископом> Иоасафом (6), еп<ископом> Иосифом (7), еп<ископом> Филаретом (8) и еп<ископом> Амфилохием о скорейшем избрании епископа и его рукоположении на Пермско-Тобольскую епархию, опасаясь, чтобы из-за умедления не остаться вовсе без епископов в такое смутное и опасное время, в которое даже не было возможности снестись с московским архиепископом, кроме указанных выше. Еще было вынесено постановление: Пермско-Тобольскую епархию временно поручить управлять делами мне, еписк<опу> Амфилохию, где просили меня весь съезд. Я временно принял управление епархии, до решения сибирских епископов. Потом съезд избрал депутатов трех человек для ходатайства пред епископами о скорейшем приведении во исполнение постановлений съезда, которые и приезжали, лично просили еп<ископа> Филарета Казанского, который в ту пору проживал в Новониколаевске (9), в Томск просили еписк<опа> Иоасафа, и меня лично и письменно от съезда, чтобы избрать им одного во епископа из указанных кандидатов на Пермско-Тобольскую епархию и рукоположить его, и поручить Пермско-Тоб<ольскую> епархию одному из епископов во временное управление ею. Мы с епископом Иоасафом (теперь уже покойным 15 нояб<ря> 1919 г.), все выслушав от депутатов миясского съезда и сознавая сурьезность дел, посылали две пригласительных телеграммы еп<ископу> Филарету, чтобы прибыл в Томск для обсуждения таковых дел, но он по болезни отказался прибыть в Томск. Но епископа Иосифа признали не приглашать за дальностию и трудностию пути, он все равно не приедет. Поэтому в силу необходимости нам довелось с епископом Иоасафом вдвоем обсуждать эти вопросы и сделать постановление (копии которых прилагаю при сем) и потом делать предложение епископам, будут ли они согласны на это или нет. Так было и сделано. Еписк<опу> Иосифу была послана телеграмма, на которую он хотя нескоро ответил: он дает полное согласие на избрание епископа на Пермск<о>-Тоб<ольскук" епархию (копии коих при сем прилагаю). А к еп<ископу> Филарету я сам лично ездил в Новониколаевск с письмом от нас двоих епископов, Иоасафа и меня, возил наши постановления ему, но епископ Филарет на избрание и рукоположение епископа на Пермско-Тоб<ольскую> епархию без старейшего архиепископа Московского не согласился, а посему и не подписал постановление (10), а остальные постановления подписал, и дал согласие, как то: на поручение Пермско-Тоб<ольской> епархии во временное управление мне, до сношения с архиепископом, на основании коего постановления я теперь и заведую Пермско-Тоб<ольской> епархией. Но так как миясский съезд был не очень многолюден, то по сему поводу был от некоторых приходов и священников (от двух) протест, якобы малочислен был съезд и не имел права решать дела всей Пермско-Тоб<ольской> епархии. Поэтому мне при объезде епархии довелось еще собрать епархиальный съезд в другой части Пермской епархии, именно же: в 1919 году 19 мая в Очерском заводе Пермск<ой> губ<ернии>, по тем же вопросам. Здесь на съезд явилось более, чем в Мияссе: 20 священников, 4 диакона и 21 человек представителей из мирян. Съезд подтвердил постановления миясского съезда о избрании кандидатов во епископа на Пермск<о>-Тоб<ольскую> епархию и согласился на тех же кандидатов, а равно и временно управлять мне Пермско-Тоб<ольской> епархией дал полное согласие.

Потом еще того же 1919 г. 24 июля мною было собрано благочинническое собрание в с. Башкарском Пермск<ой> губ<ер-нии>, на котором явились 4 священника и 8 представителей из мирян, были им прочитаны постановления съездов миясского и очерского, собрание единогласно постановило присоединиться ко мнению съездов и кандидатов во епископа. Это было 24 июля, а 28-го уже нам путь по железной дороге прекратился на Екатеринбург, и мы уже волей и неволей должны были вместе с отступающими войсками белых ехать в Сибирь дальше. До Томска мы ехали целый месяц, очень была мучительная дорога, но хотя летом, так тепло было. И вот я к Преображению Господню прибыл паки в свой скит пустынный. Я было весьма старался, чтобы поскорее рукоположить епископа на П<ермско>-Тоб<ольскую> епархию, но епископ Филарет затормозил и не согласился на это, он думал, что Москва скоро освободится и совместно с архиепископом и прочими епископами это дело сделаем. Но вышло не так, а наоборот. Не только Москву освободили, но и Сибирь всю завладели Советская власть, вследствие чего и сам еп<ископ> Филарет около 15 нояб<ря> выбыл из Новониколаев-ска с белыми войсками и беженцами по направлению на Дальний Восток, коих красные много взяли в плен. В таком случае не знаем, где теперь находится еп<ископ> Филарет. Если он успел пробраться в чешские эшелоны, то уехал на Дальний Восток к еп<ископу> Иосифу, если придется, а то он хотел океаном ехать кругосветом на Одессу в Россию. К великому нашему прискорбию еще и то неожиданное событие случилось: 15 ноября 1919 г. брат мой епископ Иоасаф скончался в Томске, поболев всего 6 дней, и вот теперь лишилась Сибирь своих великих архипастырей - епископа Антония и еп<ископа> Иоасафа. Епископы Филарет и Иосиф в неизвестности, и я один последний из всех нахожусь во своем скиту пустынном, пока Богом хранимом, и живем благополучно. Но непосильное бремя на мне лежит. Кроме Уральско-Оренбургской епархии (о которой я никаких сведений не получаю), еще мне навязали управление Пермско-Тоб<ольской> епархией, а также и Томскую епархию епархиальный совет Томско-Алтайской епархии мне же поручил во временное управление, и вот делов не расчерпаешь, да и делать-то нет возможности при такой смуте и разрухе транспорта, никуда ехать нельзя и сообщение очень трудное. Надо бы ехать в Уральск. Но как ехать - не знаю. Уже там много-много делов, но ничего не поделаешь, не перелетишь на крыльях. В Томской епархии было хотели созвать съезд епархиальный для избрания во епископа, но власти не дают разрешения ни на какие съезды. И вот хотели сделать благочиннические съезды, на них обсудить этот вопрос и потом по (2) два человека от каждого съезда съехаться всем воедино - обсудить и решить этот вопрос, но и на это не дают разрешения и пропусков, не знаем, что и делать! Масса священников Пермско-Тобольской и Томской епархий померло от тифа, других прибили, а иные много сбежали с своих приходов. И вот наступило страшное бедствие в духовной жизни, да и в телесной жизни еще вдвое, все страшно вздорожало и ничего почти нет. Вы видите здесь по прилагаемым бумагам о поручении мне во временное заведование Пермско-Тобольской и Томско-Алтайской епархий, до освобождения архиепископа, или же до связи сообщения с архиепископией. А теперь, пока есть возможность списаться и с архиепископией, в таком случае мои уполномочия и поручения отпадают и кончаются. Теперь должно последовать снова распоряжение из архиепископии, кому она поручит временное управление этими епархиями до вновь постановления на них своих епископов, и когда будут избираться кандидаты и рукополагаться на означенные епархии. Прошу архиепископию сделать зависящее от нее распоряжение и меня о всем уведомить. Мы получили (25 мая) сведение чрез Фед<ора> Еф<имовича>, который проживает недалеко от нас, что архиепископ Мелетий два года где-то находится на Дону, а еп<ископ> Александр будто бы в Москве находится, поэтому мы и пишем настоящий доклад в архиепископию о текущих духовных делах в Сибири.

И тако объяснив наши дела, я братски приветствую любовию Христовою епископа Александра и прочих членов архиепископии, прошу прощения во всех наших делах и совета.

Древлеправославный епископ Амфилохий
Уральский и Оренбургский,
и временно Пермско-Тобольский и Томский.

Примечания

(1) Епископ Антоний Пермский и Тобольский (Афанасий Паромов; 1855-1918). Родился в селе Невьянский завод Екатеринбурского уезда Пермской губернии. Хиротонисан во епископа в 1894 году.

(2) Более подробно о болезни епископа Антония сообщает в одном из писем известный старообрядческий протоиерей Иоанн Кудрин: "Почил сей старец 5-го сего сентября в 8 часов вечера в миасском Свято-Никольском женском монастыре. Болел он дней 20, но на одре только лежал не более 3 дней, все ходил на ногах. Болезнь его определили врачи, это "горловая жаба" (нарывы в горле). Похороны состоялись в том же монастыре 9-го сент<ября>". В 1930 году мощи владыки Антония, пребывавшие в нетлении, были уничтожены большевиками.

(3) о. Димитрий Смирнов - один из весьма уважаемых старообрядческих священников. В годы русско-японской войны окормлял воинов-старообрядцев. В годы первой мировой войны с той же целью пребывал на фронте.

(4) о. Иоанн будет пострижен в иноки с именем Иоанникий и хиротонисан во епископа пермского. См. последующие письма.

(5) о. Трифон будет пострижен в иноки с именем Тихон и хиротонисан во епископа Томско-Алтайского. См. последующие письма.

(6) Епископ Томско-Алтайский Иоасаф (Иоанн Семенович Журавлев) хиротонисан 12 февраля 1906 года в Москве, в храме на Апухтинке, архиепископом Иоанном Московским и епископом Арсением Уральским.

(7) Епископ Иосиф (Иаков Антипин) Амурско-Иркутский и всего Дальнего Востока хиротонисан 18 декабря 1911 года на Рогожском кладбище архиепископом Иоанном и епископом Александром. До 1919 года жил в селе Бардагон на реке Зее. В середине 1919 года выехал в Хабаровск, оттуда во Владивосток, в Никольск-Уссурий-ский (Комсомольск-на-Амуре) и затем в Харбин (Китай). Там же скончался 1 января 1927 года (по старому стилю). (См. "Преосвященный Иосиф, епископ Амурско-Иркутский и всего Дальнего Востока". - Большой Камень, 2001. - 28 с.).

(8) Епископ Филарет (Феодор Никандрович Паршиков; ок. 1860-1930) родился в селе Березовке Камышанского уезда Саратовской губернии. До архиерейской хиротонии служил в станице Островской Казанской губернии, куда был рукоположен в 39 лет. Был избран кандидатом во епископы епархиальным съездом Казанско-Вятской епархии и Освященным Собором в 1913 году. 7 марта 1914 года пострижен в иноки с именем Филарет, а уже 9 марта в Христорождественском храме на Рогожском кладбище хиротонисан во епископа Казанско-Вятского архиепископом Иоанном в сослужении епископов Мелетия Саратовского, Ипатия Ярославского и Александра Егорьевского и Рязанского.

(9) Старое название города Новосибирска.

(10) После этого слова епископ Амфилохий поставил красным карандашом крестик и сделал приписку. "Поэтому дело о поставлении и избрании епископа на Пермско-Тобольскую епархию остановилось, а между тем одновременно епископ Филарет уехал в Сибирь дальше, а епис<коп> Иоасаф помер, теперь я остался один в Сибири известным; что мне делать, не знаю. Продолжать ли дело о избрании и рукоположении епископов на вдовствующие епархии или совсем прекратить? Если продолжать это дело, то на основании святых правил требуется согласие (на избрание и рукоположение во епископы) старейшего архиепископа Мелетия Московского и прочих епископов российских, мы уже, сибирские, согласны, только требуется согласие российских епископов, которым Вы и предложите согласие, если кого знаете. Притом же о.Иоанн и о.Трифон не состоят кандидатами в списке записанных Освященным Собором, но записали их мы с епископом Иоасафом. И если будет согласие прочих епископов на избрание епископов, то нужно поручить, каким епископам и где рукоположить в сан епископа, и когда, здесь ли в Сибири или в Москву ехать, да будет ли возможно приехать куда, и в таких крайних случаях нельзя ли будет поручить и одному какому-нибудь епископу рукоположить епископа, конечно, с согласия и изволения всех или в крайности 3 епископов. Обо всем этом всесторонне посудите и меня поскорее известите. Томск, Алексее-Александровская ул., №6. Еписк<опу> Амф<илохию>".

2 Епископ Александр - епископу Амфилохию

22 июня 1920. № 515

Боголюбивейший владыко Амфилохий!

С чувством душевной радости я прочел Ваш доклад от 30 мая за № 31, как первую официальную весть о преставлении наших боголюбивых епископов - Антония и Иоасафа, да будет им вечная память! Частно мы услышали только с полгода о кончине еп<ископа> Иоасафа, а об Антонии с год. Сочувствую Вашему печальному положению вне своей епархии, из которой был здесь уполномоченный, в мое отсутствие, и слезно просил о присылке к ним епископа для поставления священников, из числа коих выбыло более половины. Я просил было еп<ископа> Геронтия (1) съездить туда, но он затрудняется, так как и своих дел масса. Он проживает в бывшем своем приходе близ Костромы (адрес: Кострома, Павловская ул., священнику Константину Хотину). Поелику вся Волга осталась без епископов (Иннокентий где-то на юге) (2), то я поручил ему заведывать и Нижегород<ско>-Костромской епархией, так как мне непосильно вести дела и Московской архиепископии, и епархий Казанской, Самар<ской> и Саратовской. Он же проживает в Нижегор<одско>-Костромской и может удобнее вести ее дела. Об архиепископе нет верных сведений (сам - ни строки вот уже два года), говорят, что в феврале был в Кавказской станице и затем ушел на Кубань к еп<ископу> Феодосию (3), и где сейчас - неизвестно. Про епископа Кирилла (4) был упорный слух, что умер, но слава Богу оказался жив. Вербное служил в Одессе, где и проживает. Но сношения ни с ним, ни с Феодосием не имеем. А также и с еп<ископом> Ипа-тием (в Архангельской г<убернии>) (5), и с Флавианом (6); еп<ископ> Павел болен (7). Еп<ископ> Геннадий (8), слышно, в Новочеркасске исполняет приходские дела, но от него писем не имею. Единственный еп<ископ> Геронтий, с которым ведем сношение и принимаем меры к восстановлению епархиальных дел и о новых епископах заботимся, дабы не оскудел до конца у нас чин святительский. Решили по мере возможности собрать Собор или съезд наличных епископов для обсуждения неотложных дел, а главное о поставлении епископов на вдовствующие епархии из намеченных соборне кандидатов, и открыть новую епархию Владимирскую, с возведением на нее свящ<енно>инока Каллиста (9), чтобы иметь на всякий случай епископа вблизи Москвы. Прошу Вашего на сие согласия, ибо предполагаем посвятить, не дожидаясь Собора, который еще разрешат ли нам собрать? Написал самарским и саратовским, чтобы они позаботились об их кандидатах, убедить их принять сан епископов и также поставить, не дожидаясь Собора. И на это, надеюсь, Вы дадите свое согласие, в виду крайности. Если не удастся собрать Собор в Москве, то еп<ископ> Геронтий с согласия костромичей предлагает в Костроме собрать. А Собор они находят необходимым, так высказались на их костромском съезде. Поручено М.И. Брилл<иантову> (10) с другими ходатайствовать о разрешении. Если разрешат, сообщу немедленно Вам.

Данное Вам поручение управлять временно Пермско-Тобол<ьской> епархией я подтверждаю: пожалуйста, не считайте себя свободным от этого. А также соизволяю и на заведывание Вами Томской епархией. Помоги Вам Бог. Вопрос о поставлении епископов на эти епархии я предложу на обсуждение совета при архиепископии и напишу еп<ископу> Геронтию обсудить с своим советом. Все-таки, мне кажется, единоличного рукоположения, без крайней неоходимости, следовало бы избежать. Вопрос о кандидатах усложняется тем, что ни один из намеченных Вами 4 кандидатов не состоит в списке избранных соборне. И очень жаль, что еп<ископ> Филарет затормозил поставление избранного Вами, тогда пришлось бы считаться с совершимся фактом. Св<я>щ<енноие-рея> Иоанна Иванова мы совсем не знаем. Но раз Вы и покойный ныне еп<ископ> Иоасаф наметили его, и еп<ископ> Иосиф дал свое согласие на него, а это доказывает, что Вы все трое его знаете с хорошей стороны, то я не смею не доверять Вам, тем более если нет протеста против сего. Но не лучше ли его предложить на Томскую епархию, с которой он более знаком, и епархия с ним? Во всяком случае без согласия епархии не следует ставить куда бы то ни было...

Некто живущий в Перми, лично нам неизвестный Василий Трапезников-Михайловский (11) пишет обширные письма о том, что ему блаженныя памяти епископ Антоний поручил попечение о Пермской епархии, и у него хранится завещание владыки Антония с указанием кандидата на Пермскую епархию с просьбою к епископам непременно рукоположить сего, а не другого. И Трапезников считает, что это непременно должно быть исполнено. Я просил его прислать завещание или копию, или назвать кандидата. Но <он> этого не делает, а просит выдать ему доверенность собирать съезды и проч. Из всего видится, что кандидат этот есть он сам. К довершению сего человек молодой, не имеющий и 30 лет, и мирянин. Он старается доказать, что завещание еп<ископа> Антония с указанием кандидата законно, оправдываемо историческими данными и что препятствием его, кандидата, молодость не может быть. Следует вызвать его на Собор, или Вы пригласите его, если состоится у Вас новый, более обширный епарх<иальный> съезд, и выслушать завещание, и обсудить, насколько приемлемо оно. Конечно, можно ради памяти епископа Антония поставить и указанного им кандидата с другими, предоставив окончательный выбор епископам. Иначе я не знаю, как поступить?

Жизнь в Москве оч<ень> тяжелая из-за продуктов. Мука ржаная 25 тыс., пшено еще дороже, дрова 12 тыс. без доставки сажень, и т.д. Квартира моя на Рог<ожском> кл<адбище> занята дьячком, живу у сына, а зиму с генваря в Губинской п.ч. в кв<ар-тире> сына доходило до 4 гр<адусов> тепла и более 8 не поднималось.

На Рог<ожском> кл<адбище> духовенства три свящ<енни-ка> и три диакона, а певцов с пономарями - шесть человек, все разошлись на советскую службу, чтобы прокормиться. Вам неоходимо бы нужно съездить в Уральск, предварительно назначив время приезда, чтобы знали, когда можно привести кандидатов для рукоположения. Ведь объезжать епархию при нынешних условиях едва ли возможно. Впрочем, Вы лучше знаете об этом.

Но пока довольно. Напишу еще, когда выяснится вопрос о Соборе. Приветствую Вас о Христе с пожеланием здравия и спасения.

Управляющий моск<овской> архиепископией: [В копии подпись епископа Александра отсутвует].

Р.8. Сердечный привет Ф.Е.М. с пожеланием здравия и спасения (12).

Василий Философович Трапезников, судя по письмам, человек развитой и верующий, имеет стремление к иноческой жизни. Поэтому не следует отталкивать его, а приблизить, и убедить постричься, затем рукоположить в священноиноки и назначить проведником (13) при будущем епископе и письмоводителем. Только слишком обширные письма пишет, на 4-6 полулистах мельчайшим почерком... Познакомьтесь с ним и меня известите, что знаете о нем. По его словам, он был любимец еп<ископа> Антония.

Там же. Л. 13-13 об.

Примечания

(1) Епископ Геронтий (Григорий Лакомкин; 1 августа 1872 - 25 мая 1951) Петроградский и Тверской, впоследствии - Костромской и Ярославский, хиротонисан архиепископом Иоанном при участии епископов Александра (Богатенкова) и Иннокентия (Усова) на Громовском кладбище в Санкт-Петербурге 11 марта 1912 года. Видный деятель старообрядчества Белокриницкого согласия.

(2) Епископ Иннокентий Нижегородский (Иван Усов) хиротонисан 27 апреля 1903 года. В годы гражданской войны эмигрировал в Румынию.

(3) Епископ Феодосий Кавказский рукоположен 7 августа 1898 года при участии епископа Арсения Уральского.

(4) Епископ Кирил (в письме епископа Александра - Кирилл) Одесский и Балтский рукоположен противоокружническими епископами Пафнутием, Михаилом и Петром. Примирился с Рогожской архиепископией в 1906 году. Управлял Измаильской и Бессарабской епархиями. Скончался в схиме в 1927 году. Незадолго до смерти его посетили в г. Зуеве Московской губернии в квартире местного священника о. Григория архиепископ Мелетий и епископ Сава Калужско-Смоленский и Брянский. "Владыка Мелетий спросил, где хочет владыка Кирил умереть владыка заплакал и сказал: "Здесь. Отец Григорий мой духовный отец, ему отдаю свою душу и тело, он знает закон и все сделает по закону...". Это посещение имело место 30 марта 1927 года по старому стилю.

(5) Епископ Ипатий Ярославский и Архангельский рукоположен 6 сентября 1911 года архиепископом Иоанном и епископом Иннокентием Нижегородским на Рогожском кладбище. Скончался в 1922 году.

(6) Епископ Флавиан Новозыбковский и Гомельский (Феодор Разуваев) хиротонисан архиепископом Иоанном, епископами Иннокентием и Ермогеном 29 июня 1912 года в Клинцах, где около 20 лет прослужил священником. Умер в первой половине 1930-х годов.

(7) Епископ Павел Калужско-Смоленский (Пармен Федорович Силаев; 1842 - ноябрь 1920). Родился в семье зажиточного крестьянина и землевладельца в деревне Редково Козельского уезда Калужской губернии. Рукоположен во священнический сан противоокружническим епископом Тарасием (Тимофей Москвичев) в 1883 году. Тогда же переехал в Калугу. В 1906 году или чуть позже вместе с противоокружническим приходом Калуги примирился с Рогожской архиепископией. 23 августа 1912 г. рукоположен архиепископом Московским и всея Руси Иоанном и др. во епископа.

(8) Епископ Геннадий Донской (Георгий Лакомкин) рукоположен 8 сентября 1910 года арихепископом Иоанном, епископами Иннокентием и Ионой Калужско-Смоленским на Рогожском кладбище. Родной брат епископа Геронтия. Погиб в лагерях.

(9) Инок Каллист (Кирил Ермилович Макаров) был хиротонисан во епископа Владимирского и Иваново-Вознесенского в том же 1920 году (вероятно, епископом Александром в сослужении другого епископа, скорее всего - Геронтия). Скончался 4 (17) декабря 1931 года.

(10) Бриллиантов Михаил Иванович - старообрядческий деятель и начетчик. Автор книг "Шувойская беседа", "Броня правды". Входил в состав советов Георгиевской общины г. Егорьевска и московской Остроженской общины. "Обладая большой начитанностью в старообрядческих вопросах, серьезным знанием церковных канонов, святоотеческой литературы, он был незаменимым помощником всероссийских ходатаев за старообрядчество (имеются в виду Д.В. Сироткин, П.П. Рябушинский. - Ред.) во всех их начинаниях и предприятиях по церковно-общественным делам, всех их представлениях правительству. Выражаясь юридическом языком, М.И. был всероссийским старообрядческим юристом. Он и состоял заведующим Совещательным Отделом при Совете Съезда, созданном с целью давать советы, отвечать на возможные справки, на все запросы и просьбы от приходов и частных лиц по правовым, юридическим, церковно-общественным и многим другим делам старообрядчества. Такие запросы были тысячами по всей России - из самых отдаленных ее краев, где главным образом и была нужда в этих справках, советах и указаниях и даже в составлении разного рода писем. Все это заполнял М.И. Бриллиантов, а также и его советник по Совещательному Отделу Василий Ефимович Мельников", - писал о М.И. Бриллиантове Ф.Е. Мельников.

(11) Старообрядец, вступивший с епископом Александром в действительно обширную переписку. Существенных биографических данных не выявлено. В одном из писем назвал себя товарищем председателя пермской старообрядческой общины.

(12) Федору Ефимовичу Мельникову. Вписано от руки.

(13) В оригинале так. Возможно - проповедником.

3 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Августа 4 1920 г. № 70.

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Боголюбезнейшему епископу кир Александру! Извещение

Извещаю Вас, владыко святыи, что Ваши письма от 22 июня за № 515-м и от от 17 июля за № 568 и от 21 июля за № 598 мы получили своевременно с 20-го июля и по 31-е. За все я очень рад, что Вы сделали и делаете по поводу нашего доклада. Но бремя 3-х епархий для меня непосильно. Я очень забочусь и сожалею о моей родной епархии Уральско-0ренб<ург-ской>, что там столько померло священников и мне никак попасть туда невозможно, даже никаких сведений или сообщений из Уральской епархии не имею, посылал телеграмму и заказное письмо в Уральск, но ничего оттуда не отвечают. Я бы с удовольствием туда поехал, но нет возможности. Вот хлопочу пропуск хотя бы наперво в Пермскую губ<ернию>, но первый раз отказали, хочу еще попытаться подать заявление в Чрезвычайную Комиссию, что будет. Если дадут пропуск, то поеду в Пермскую губ<ернию>, а там, если будет собираться Собор, то в Москву к Вам и в Уральск. А если не дадут, тогда в силу необходимости доведется сидеть в скиту или в г. Томске. А в Уральск я бы посоветовал и благословил кого-нибудь послать епископов российских для рукоположения священников. Это даю на Ваше усмотрение. Только предупреждаю, что там митры нет, она со мной. Возведение в сан епископа священноинока Каллиста на Владимирскую и Иваново-Вознесенскую епархию вновь открытую приветствую и соизволяю, а также признанных Вами достойными кандидатов во епископы на Саратовскую и Самарскую епархии и возведение их в сан епископов, соизволяю. Но здесь у нас в Сибири утвержденные Вами кандидаты о. Иоанн Иванов и о. Трифон Сухов, первый на Пермско-То-больскую епархию, второй на Томско-Алтайскую.

Но выходит дело иным оборотом. Приехал в Томск первый кандидат 1-го числа августа, - о. Иоанн Иванов. На второй день в воскресенье я его произвел в протопопы, в это время присутствовали в церкви некоторые видные граждане из Пермской губ<ернии>, беженцы, я им поговорил, что нужно использовать этот случай, приезд о. Иоанна, и попросить его принять сан епископа на Пермско-Тобольскую епархию, что и было исполнено; просили, сперва категорически отказывался о. Иоанн, но потом согласился не на Пермскую епар<хию>, а на Томскую, на которую его не просили. Сказал: если угодно Богу и будут согласны епископы, при таких условиях: чтобы ему жить в своем селе и быть Томским еп<ископом>. "В крайности, - сказал, -если потребуется, буду временно заведовать и Пермско-Тобольскою епархиею". "Если, - говорит, - на мои условия не будут согласны епископы, то совершенно от всего отказываюсь, от принятия чина иночества и хиротонии епископа". Он так желает: в начале Филиппова поста принять пострижение, а к Рожес<тву> Христову и сан епископа. Таковы дела о Пермской епархии. А о Томской скажу следующее: от совета епархиального по Томской епархии были разосланы бумаги по благочинным, списки кандидатов во епископы, где были все кандидаты, как соборне утвержденные, так и эти сибирские. Было приказано каждому благочинию съехаться и обсудить, какого кандидата они желают, но выполнить это все благочиния не смогли, а только некоторые, два или три благочиния высказались за кандидатуру о. Трифона, 2 за о. Арсения Давыдова (1), а от остальных ничего еще не получилось, за о. Иоанна никто не высказался. Я думаю, это потому так случилось, так как вся Томская епархия знали, что о. Иоанна уже избрали во епископы на Пермскую епархию, то думаю поэтому за него и не голосовали, да у него и жена была в живых, а теперь уже покойна. О. Трифон пока не соглашается ни на Томскую, ни на Пермскую епар<хию> во епископы. Но, я думаю, Вам от лица российских епископов надо убедительнейшее письмо написать о. Иоанну. Если уж он соглашается принять сан еписк<опа> на Томск<ую> епар<хию>, то тем боле он должен согласиться на Пермскую и Тобольск<ую>. Дозволить ему жить во своем селе, но заведовать Пермско-Тобольской епарх<ией>. Итако известив Вас, братски привествую Вас о Христе.

Смир<енный> Амфилохий, епископ Уральский.

Об остальном напишу вторично.

Там же. Л. 15-16 об.

Примечание

(1) Инок Арсений (Антоний Романович Давыдов) стал епископом Минусинским и Урянхайским (именовался также Енисейским и Минусинским). Родился в 1873 году в селе Гагарьевское Ишимского уезда Тобольской губернии. После службы в армии (с 1901 по 1906 гг.) ушел в Шамарский монастырь, где пробыл до самой его ликвидации Советской властью. С 1913 года - иеромонах. До 1923 года служил в деревне Пешнево Ишимского уезда. В 1923 году хиротонисан во епископа. В 1933-м был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации оперсектором ОГПУ Минусинска и сослан в Нарым (село Ново-Ильинка) на 5 лет. Обвинялся в активном участии в Ишимском восстании в 1920-1921 годах. В другом месте следственного дела написано, что ".. .сам участия в расстрелах не принимал, а приговоренных к расстрелу перед расстрелом благословлял". На момент последнего ареста проживал в г. Колпашево. Был вторично арестован в 1937 году. При обыске изъято: кадило серебряное, крест металлический, дарохранительница металлическая, 2 фотографии, разной переписки 45 листов и 300 рублей денег. Расстрелян 3 октября 1937 года. (По данным книги Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. - Томск, М., 2004).

4 Епископ Амфилохий - епископу Александру

Август 10, 1920 г. № 78. Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Боголюбивейшему епископу кир Александру! Извещение

Сим извещаю Вас, владыко святыи, что пропуска мне на выезд в Пермско-Тобольскую епархию для объезда епархии не выдают. 2 раза уже я пытался хлопотать о сем, но ничего не добился, отказывают в пропуске, а посему Вам и объясняю, что мне решительно ехать никуда не возможно. Были все документы представлены мною в ЧеКу, даже советской властью засвидетельствованы, как то: заявление от 5-го округа благочиннического съезда из Очерского Завода, разрешенного советскою властию, и удостоверение засвидетельствованное, обе бумаги советскою властию. И с места нашего жительства, Александровской волости Томского уезда, удостоверение, тоже засвидетельствованное советскою властию, и другие документы были приложены, но ничего не помогло, отказали. Это значит, что сидят на власти враги Христовой Церкви (председатель ЧеКи еврей, а кто выдает пропуска тоже еврей). Они поняли, что я еду по епархии для исправления духовных дел, а следовательно и для подкрепления и распространения християнства, а это им нежелательно, они хотят все християнство стереть с лица земли. Все их стремление клонится к этому. Итак вот, владыко святыи, если и Собор разрешается Вам, но нам здесь пропуска не дадут, священникам выдаются, которых я командирую куда-либо на приход, а мне не выдают. Вот теперь призадумаешься, как Христовою Церковию управлять, пожалуй, и кандидатам во епископы едва ли выдадут пропуск ехать в Москву, а здесь другого епископа пока не слышно. О. Иоанн Иванов дал согласие во епископы, хотя и не в должном порядке, потому что его томские не просили на свою епарх<ию>, а просили его пермские, но он дал согласие не на Пермскую епархию, а на Томскую, и я думаю, хотя и не совсем правильное его согласие, но не нужно упускать человека, а использовать обязательно, а там ведь, если потребуется, можно его перевести или поручить Пермскую епархию ему. Томские приходы за о. Иоанна не голосовали я думаю потому, <что> знали, что он избран на Пермско-Тобольскую епархию. А может быть и потому, что он человек старого уклада, строгий, наипаче против брадобрийц, табакокуров и вообще против нынешней распущенности, и человек не городской, а деревенской, говорит не так, как ученые нынешние. Но о. Трифон, конечно, уже нынешнего века людей, я не похаю ничуть его, он человек хороший и деловой, живет все время в городе, при епископе, дела епископские уже ему все известны, и вся епархия его знает по его деятельности, а посему большинство приходов Томско-Алтайской епархии голосовали за о. Трифона, из 8-ми благочинии 4 благочиния и половину 5-го голосовали за о. Трифона, а 2 благочиния за о. Арсения Давыдова, а от двух, должно быть, ничего не получилось ради бандитов и трудного сообщения. Мы советовали с о. Трифоном и еще с некоторыми лицами, близкими к этому делу, просили о. Трифона занять должность, сан епископа Томской епархии. Но о. Трифон никак не соглашается, ссылался на семейное положение его, у него на руках еще есть дочь 12 лет (1), и вот ради нее все дело становится. Говорит: "Когда определю ее к месту, тогда и я непротив буду этого, но теперь никак не могу согласиться, потому что это будет для епархии соблазном, когда я буду расходовать на свою дочь из епархиальных средств, но мне иначе нельзя будет, потому что у меня тогда прихода не будет, а вместо прихода епархия, и вот это будет и для меня неловко, и для епархии соблазн, а посему я до тех пор не соглашусь, пока не определю дочь к месту, а это еще нескоро будет, потому что она еще молода". И вот такой результат получается: о. Трифон не соглашается, а о. Иоанна епархия не избирала. Теперь приходится делать объяснение и переизбрание, а то ни которого не получится. Нужно бы как-то согласить о. Иоанна, чтобы дал согласие на Пермскую епар<хию> и чтобы покорился голосу Церкви, соизволил из села выехать во град, но если не согласится на такие условия, то в крайности я согласен буду и на то, если и в селе будет жить, рукоположить его во епископа если не на Пермскую, то и на Томскую, епархия будет рада, а там само дело заставит о.Иоанна выехать из села в город. Если будет добре управлять епархией и из села, тогда пусть живет и в селе, его село недалеко от железной дороги, только 30 вер<ст> и тут почтовое отделение. Вот его адрес: почтовое отделение Брюхановское Томской губ., Щегловского уезда Косминской волости, <в> деревню Бормотово священнопротоиерею Иоанну Иванову. Но вот, если не дадут пропусков и кандидатам, <чтобы> ехать в Москву, тогда чего будем делать? Не последовать ли примеру Евсевия Самосатск<ого>, Афанасия Великого, которые единолично рукополагали епископов, и других пастрей Церкви. Как говорит Феодор Студит: "Во время ереси по необходимости не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира". Я этого и не желал бы, но, может, придется единолично рукополагать во епископа здесь, в Сибири, чтобы совсем не лишиться епископов в Сибири. Об этом посоветуйте сообща и напишите мне в Томск, ибо я буду жить иногда в Томске, а иногда в скиту. Ф<едор> Ефимович живет около нас на острове в секретной келье.

Итако известив Вас, братски целую Вас всех о Христе любо-вию, и прошу прощения, благословения и свят<ых> молитв.

Последний во епископах,
грешный, смиренный Амфилохий,
епископ Уральский и Оренбур<гский>
и временно Пермско-Тоболъский и Томско-Алтайский.

Там же. Л. 17-18 об.

Примечание

(1) Дочь епископа Тихона Александра (фамилия в замужестве - Филиппова) родилась в 1907 году в деревне Тагашет Минусинского уезда Енисейской губернии. В 1933 году была арестована вместе с отцом, на четвертом месяце беременности. Ребенка родить не смогла. Осуждена на 5 лет лагерей. Срок отбывала на БАМлаге. Освободилась в 1936 году. В 1942 году погиб на фронте ее муж, и она осталась одна с тремя малолетними дочерьми. Когда дети стали взрослыми, обзавелись собственными семьями, исполняя пожелание отца, приняла иночество (в иночестве Ангеляра).

(Продолжение следует)

Приложение к журналу "Церковь", выпуск № 2, 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования