Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Григория Богослова, на святую Пасху. Из стихотворных подписей к "Соборнику" 1647 г. [Церковь и культура]


Стихотворные подписи к "Соборнику" 1647 г.

"Соборник" — сборник поучительных слов и бесед отцов церкви из 71-го Слова. Эти слова и беседы приурочены к датам церковного календаря. "Соборник" был издан в 1647 г. в Москве. Стихотворные подписи к каждому тексту "Соборника" предназначались для печати, но напечатаны не были.

В период подготовки "Соборника" к печати в Книжной справе трудились такие известные поэты, как Савватий, Иван Наседка, Михаил Рогов и др. Но кто конкретно был автором этих стихотворений, сказать сложно. Не исключено и то, что весь стихотворный цикл явился плодом коллективных усилий. Также неясной остается пока причина, по которой стихи не были изданы в 1647 г. вместе с основными текстами "Соборника". По-видимому, в Москве нашлись достаточно влиятельные силы (может быть, благочестивый патриарх Иосиф?), которые воспрепятствовали их публикации. Скорее всего неприятие у церковной цензуры вызвал сам факт соединения в единый комплекс выдающихся творений отцов церкви (многие из которых были давно известны древнерусским читателям по таким популярным на Руси поучительным сборникам, как "Измарагд", "Златоструй", "Златая цепь") с "новомодными" неравносложными виршами. Ведь последние в первой половине XVII в. еще не так часто появлялись на страницах старопечатных, преимущественно церковных, книг. А когда их (стихи) все-таки удавалось издать, они вызывали резкие нападки или серьезные нарекания со стороны многих "ревнителей" буквы и духа Св. писания — как это было, например, со стихотворным предисловием М. С. Рогова к "Кирилловой книге", вышедшей в свет всего лишь за три года до издания "Соборника".

Предназначенный для него стихотворный цикл состоит из 67 отдельных частей. Судя по форме и содержанию этих частей, в общей композиции книги им отводилась неодинаковая функция. Одни стихотворения (например, "Кирилла архиепископа Александрийскаго, от еуаггельскаго указания", "Златоустаго, на умовение ног", "Златоустаго, в Великий Пяток") выглядят как поэтические заглавия либо же эпиграфы к учительным Словам; другие (например, "Иоанна Дамаскииа, о иже в вере усопших", "Григория Богослова в неделю мясопустную" и пр.) — как стихотворные предисловия или послесловия; наконец, третьи (вроде стихов, озаглавленных "Мучение святаго Феодора Тирона" или "Григория папы Римскаго, ко Лву царю Исаврянину") напоминают стихотворные вставки внутри соответствующих прозаических сочинений. Такие стихотворные вставки "в прозу" в данный период уже были общим местом для украинской и белорусской старопечатной литературы: в России они получат широкое применение несколько позднее — во второй половине XVII в.

***

57. Григория Богослова, на святую Пасху

За единовластие жидовствующе,
Ли множества ради еллинствующе,
Ниже паче сих простираетъся,
Но обаче во обоих подобне обретаетъся.
Не токмо содеяша злобу,
Яко противни Богу.
Еже бо не довлеяше токмо своим видением еже двизатися,
Но подобаше благому излиятися.
Но и друг другу примешаютъся
Или по своем естестве похваляютъся.
Различных убо есть струн сочленение
Согласующим же обаче во единаго гласа згуждение,
Еже многообразнаго видения разумение.
Се же есть, еже своего естества узнание,
Еже мнитца убо, услаждая,
Сущему же в причастии злых причастника устраяя.
Отверзостася очи телеснии и страсти подвигошася,
Разумеша, яко нази суть, и усрамишася.
Когда же убо побеждаху,
Когда же ли и побеждаеми бываху,
Неудобь преложения бяху,—
На прелюбодействие дерзаху,
Клятву преступоваху,
Идолом служаху,
Яко прежде человецы менше согрешающе
И пророки люди наставляющи:
Не токмо по образу Божию быти человек глаголетъся,
Но и образ Божий от писаний именуетъся.
Да аз причащуся Егове полности,
Что богатство и обилие благости.
Они бо вся законная по писмени разумеют
И ничто же духовна приемлют.
Не токмо не повинет, но и уязвит
Безстуднейших, недугующих во гресех сотворит.
Яко же Моисей людем закон заповедываше,
О нем же и Бог пророком Иеремиеи глаголаше;
Ли по благаго оскудению,
Или по злаго приложению,
К мужеству убо яростию поущаем,
К благаго же причастию похотию возвышаем.
Перво устремление злаго потребляется,
Истиннаго ради агньца отвращается,
Нездраве ниже праве помышляюще,
Безсловесне ярящеся и похотевающе.
В настоящем сем житии воспоминается,
В будущем же жизнь является.
Сапози на ногах,
Иже зли души в руках.
Речено Исаиеи: горе дом к дому совокупляющим
И село к селу приближающим.
Высока человека непщевати страждущаго,
Спасати нас не могущаго.
Сотворив себе други от убогия от мамоны неправедныя,
Се есть египетския сосуды златыя и сребреныя,
Таковый идолы отца да украдет,
Мирская страстная мечтания от души да отвержет.
Нощию и днем пустыня ти укротится,
Море ти ся разступит, фараон потопится.
Диявол бо, уязвляя греха ради, смерти предаваше,
Смерть же аду умирающаго отсылаше.
Иерусалим будет попираем от язык,
Дондеже убо исполнятся времена язык.
Разумей, яко его ради страждеши,
В наслаждение неприпадаемых благ внидеши.
Светом божества мир просвещающи,
От тмы греховныя его очищающи,
Елма же предан быти глаголется,
Та же и сам ся предади пишется.
И бесов ты невернейший
Или и жидов несмысленнейший;
Подобишися убо и бесов невернейшим
И июдей быти безумнейшим.
Тем же лучше ти бе июдейски обрезоватися
И от бесов стужатися и смущатися,
Подобаше бо первее человеку искусившуся
И искусом соблюдения заповеди свершившуся.

Из сб."Виршевая поэзия" (первая половина XVII века), Москва, 1989


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования