Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

А.Ведерников. Христианство в Индии. [религиоведение]


Наше славное решающее время означено будет в истории рожде­нием и укреплением верной, глубокой и нерушимой братской дружбы между народами нашей страны и народами Китая, а также и тем, что ныне закладывается фундамент дружбы между этими народами и на­родами третьей великой страны — Индии. Верующему русскому чело­веку интересно и отрадно будет узнать о существовании в этой много­племенной стране одной из древнейших христианских церквей, два го­да назад отметившей девятнадцать столетий своего существования.

В 1953 году в нескольких номерах журнала Греческой Церкви "Екклисия" был опубликован ряд весьма ценных материалов о хри­стианской общине в Индии, частью которых мы в значительной мере и воспользовались для составления настоящего очерка.

На западном побережье южной части Индии расположены два штата Индийской Конфедерации, Траванкор и Кочин, объединенные в область, которая именуется Керала, или Малабар. Тридцать два про­цента населения этой области численностью в четыре с половиной миллиона человек исповедует христианство. Эти верующие разделяют­ся на католиков, сирокатоликов, сироправославных, мартомитов и халдейских христиан. На обширной территории остальной Индии живет приблизительно такое же количество христиан, главным образом, уже в позднейшие времена обращенных миссионерами-европейцами и при­надлежащих к Католической и некоторым протестантским церквам.

По верованию малабарских христиан, их Церковь основана св. апо­столом Фомою, который был послан в их землю самим Иисусом Хри­стом, насаждал здесь христианство, основывал церкви, прославил себя многими чудесами и здесь же принял мученическую кончину. Это верование основывается на "Деяниях", составленных, якобы, апостолом Фомою, и на устном предании.

"Деяния" приписываются самому апостолу Фоме. Они на­писаны между 180 и 230 гг., предположительно, в Месопотамской Эдессе, и до начала нынешнего столетия почитались фантастическими и не имеющими никакого исторического значения. В частности, "Деяния" неоднократно говорят о некоем индийском царе Гуандафаре, совершен­но неведомом исторической науке. Однако при недавних раскопках в Кабуле были найдены золотые монеты с изображением именно того царя Гуандафара, о котором повествуют "Деяния", и, таким образом, труд, почитавшийся дотоле фантастическим, обрел начала достоверно­сти. Посещение ап. Фомою Южной Индии относится к 52 году нашей эры, когда, согласно новым данным, и правил обширными землями Индии царь Гуандафар.

"Деяния" утверждают, что св. Фома обратил в христианство са­мого Гуандафара, его брата Ганда и многих приближенных. Затем апостол оставил землю Гуандафара и перешел во владение другого царя, имени которого не сохранилось. Он был встречен с почетом, про­поведовал, приобрел большое число последователей, но затем впал в немилость царя и был предан смертной казни. А по южному устному преданию, св. апостол Фома прибыл в Малабар в 52 году, просветил здешние народы светом Христовой веры, основал ряд христианских общин, которые сохранились до наших дней, хиротонисал епископов и пресвитеров, потом ушел на восток, достиг Китая, а по возвращении из Китая в 72 году был убит в Каламине близ нынешнего Мадраса фанатиком-брамином, которого привели в ярость сила и успех апостоль­ской проповеди. В 165 году мощи апостола Фомы были перенесены в Месопотамскую Эдессу.

Но есть и третий, уже совершенно неопровержимый, источник, со­гласно которому апостол Фома вел проповедь христианства в Индии. Это — многочисленные свидетельства прославленных церковных писа­телей древности и Отцов Вселенской Церкви. "Апостолом Индии" св. Фому называют Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин, Иероним Стридонский, Павлин, епископ Польский, Симеон Метафраст. Ефрем Сирин утверждает, что апостол Фома проповедовал в Индии и что мощи его перенесены в Эдессу. Григорий, епископ Турский, гово­рит, что апостол Фома был насильственно умерщвлен в Индии, откуда мощи его перенесены в Эдессу, а на месте мученической его кончины находится монастырь и храм. Псевдоипполит в своем сочинении "О двенадцати апостолах" сообщает: "Фома... был убит четырьмя ударами копья в разные части тела в индийском городе Каламине, где и по­гребен..."

* **

О древнем происхождении Христианской Церкви в Индии говорит и то, что под актами Первого Вселенского Собора стоит подпись Иоанна: "Епископа всей Персии и Великой Индии". А Косма Индикоплов (VIв.) в своей книге "Христианская топография" довольно про­странно повествует о христианах, которых он встретил в Индии, и в частности сообщает о Цейлоне, куда переселились многие жители Малабара: "Есть здесь и церковь, и пресвитер, хиротонисанный в Персиде, и диакон, и церковнослужители. Местные жители и цари принад­лежат к разным народностям".

В 1547 году на "горе апостола Фомы" близ Мадраса был найден высеченный из черного камня крест, вершину которого увенчивало рельефное изображение голубя. По краям плиты, на которой покоился крест, шла надпись, которая почти четыре столетия оставалась нераз­гаданной. Только в 1928 году на Международном съезде востоковедов в Оксфорде археологами при участии иранских специалистов была рас­шифрована загадочная надпись. Начертанная на пахлевийском наречии времен сассанидов (226—661), она гласит: "Господи Иисусе Христе, помилуй Афраса сына Кахербухта сирийца, который сохранил этот крест".

Далекая христианская община, затерянная на огромных простран­ствах Индии, становится известной в Европе с возвращением на родину в 1293 году, после путешествия в Китай, знаменитого вененцианского морехода Марка Поло, который рассказал, что видел в Милапоре храм апостола Фомы и многих индусов-христиан. После этого в конце XIII— начале XIV столетий Малабар посетили несколько францисканских и доминиканских монахов, а в 1333 году буллой папы Иоанна XXII, об­ращенной к христианам Килона, начались первые притязания Римской Церкви на христиан Индии.

Уже через несколько лет после этого обращения в местах рассе­ления верующих Древней Церкви образовалась первая латинская об­щина с церковью во имя св. Георгия. Постепенно католические центры возникают во многих местах Южной Индии. На протяжении двух сто­летий влияние католиков неизменно усиливается и достигает наиболь­шего своего развития с установлением в Индии португальского влады­чества после путешествия в эту девственную "страну чудес" Васко де Гама. Ведущие миссионерскую работу среди местного населения като­лики сосредоточивают свое особое внимание на верующих Древней Церкви. Однако последние без большого доверия относятся к "ново-христианам", а такие их методы привлечения к себе, как обращение к содействию к светской власти и особенно институт "священной инквизиции", отвращают от них мирных и добрых, пусть и не весьма иску­шенных в вопросах веры, индусских "старохристиан". Когда в полови­не XVI столетия католики основывают свой "коллегиум" для подготов­ки священнослужителей из местного населения, старохристианские общины отказываются принимать этих священнослужителей. Окончив­шие открытый позже "новый коллегиум" молодые верующие из числа малабарских христиан после рукоположения возвращаются к своей Древней Церкви. Высшие руководители Малабарской Церкви подвер­гаются давлению, угрозам и всяческому насилию со стороны католиков. Особенной жестокостью отличается представитель папы Климента IX (1592— 1605) архиепископ Алексий Менезис. В стремлении подчи­нить Риму древнюю церковную христианскую иерархию Индии он переходит все моральные пределы и, в конце концов, созывает (20 июня 1599 года) в г. Диабере собор, который навязывает Малабарской Церкви католическое догматическое учение и папскую власть. Богослу­жебные книги уничтожаются или переписываются в соответствии с уче­нием Римской Церкви, сжигаются многовековые архивы Малабарской Церкви, чтобы совсем изгнать из памяти верующих ее прошлое, гибнут ценнейшие исторические материалы. Гнет пришлецов усиливается, но возрастает и негодование народа, и негодование это приводит к собы­тиям, которые изменяют весь ход церковной истории края.

В 1653 году патриарх Вавилонский в целях установления связи с порабощенной Церковью направил в Южную Индию одного из своих епископов по имени Ахаталла. Некоторые сведения и местное предание гласят, что под видом епископа в Малабар направился сам яковитский Антиохийский патриарх мар Игнатий. Посланный прибыл на место переодетым из опасения быть узнанным католиками. Но он был опоз­нан, арестован и заключен в тюрьму, а затем по приговору инквизиции сожжен живым.

Узнав о мученической смерти епископа, местные христиане в вели­ком множестве собрались в городе Маттанчери близ Кочина, на об­ширной площади возвели большой крест и торжественно поклялись перед ним, что навсегда прерывают общение с Католической Церковью. Из двухсот тысяч малабарских христиан меньше четырехсот остались верными папе. Правда, впоследствии усилиями кармелитских монахов, посланных папой Александром VII(1655—1667), часть ушедших вновь вернулась к Риму. С тех пор возвратившиеся и их позднейшие последователи именуются сирокатоликами. Те же, кто бесповоротно порвал с папой, произвели выборы кандидата в митрополита, но като­лическая иерархия оказала давление на светскую власть, и португальцы запретили этому кандидату выезд из страны для получения хиротонии. Тогда двенадцать пресвитеров через возложение на него рук провозгла­сили избранника митрополитом под именем мар Фомы I. В 1675 году Фому Iсменил на посту возглавителя Малабарской Церкви яковитский епископ мар Григорий. Из архипастырей того времени особый след в истории Малабарской Церкви оставил мар Иваний, весьма просвещенный и добродетельный человек (+1694), отдававший все свои позна­ния и силы разрешению многих местных разноречивых церковных во­просов и очищению церковного быта от католических и несторианских влияний.

В дальнейшем пути Христианской Церкви в Малабаре осложняют­ся. Сложность эта обусловливается возникновением нового фактора — усилением в Индии английского влияния и нарождением, в связи с этим, протестантизма.

В 1772 году архимандрит Рабан Каттуманчату был возведен в епископский сан с титулом мар Кирилла. Он вышел из подчинения яковитскому Антиохийскому Патриарху, он не вошел в общение с сирокатоликами, подвластными Риму, а основал независимую епископию в Фоксхиюре, которая существует и ныне. Эта епископия впослед­ствии стала пользоваться поддержкой англиканских миссионеров, а еще позже сблизилась с Мартомитской группой, выделившейся из со­става Яковитской Церкви в конце прошлого века и носящей значи­тельную протестантскую окраску. В начале же нашего столетия прои­зошло еще одно разделение в составе Малабарской Церкви,— о нем мы скажем ниже.

Но надо прежде всего подчеркнуть, что никакие внутренние не­устройства и расхождения в этой Церкви никогда не носили острого характера, не принимали форм воинственных, не вызывали к жизни средств и методов, к которым прибегала "священная инквизиция" и прибегал и прибегает орден иезуитов. Это объясняется, надо полагать, как свойствами миролюбия, присущими вообще индийскому народу, так и внутренним стремлением христиан сохранить свою общину, не раствориться в огромной массе иноверных, не утонуть в океане много­божия. Даже первое, основное разделение общины на яковитов и сирокатоликов не развивало ее, не помешало исповедникам двух церк­вей жить в мире. Еще и сейчас существует восемнадцать храмов, при­надлежащих обеим церквам, в которых богослужения совершаются попеременносвященнослужителями — яковитамиисирокатоликами.

С другой стороны, уместно отметить, что все усиливавшееся в стране влияние протестантов в общем незначительно коснулось основ­ной массы малабарских христиан Древней Церкви, и само это влияние не только не переходило в какое-либо насильственное давление, но, наоборот, почти всегда проходило в духе сотрудничества, а иногда и содружества. Так, англиканские миссионеры перевели богослужебные книги на местный малеаникский диалект и составили словарь этого диалекта, устраивали приходские школы для обучения детей, основали семинарию, где наряду с богословскими предметами изучались латин­ский, греческий и сирийский языки. Духовные школы эти весьма под­няли образовательный и культурный уровень клириков.

В половине прошлого века община индийских христиан испытала новые нестроения, когда кроме законно поставленного митрополита мар Дионисия IV на трон Малабарской Церкви предъявили свои при­тязания еще два епископа. Длительные волнения в связи с этими собы­тиями закончились прибытием в 1875 году в Южную Индию самого; яковитского Патриарха Морана мар Игнатия Петра III. В следую­щем году Патриарх созвал в Муланфуруфу поместный Собор. Поста­новлением этого Собора Малабарская Церковь получила наименование Маланкарской епархии с разделением ее на семь епископий, которые существуют и ныне: Килонская, Фубаманская, Ниранамская, Коттаям-ская, Кочинская, Кананадская и Анкамалийская. Тогдашний митропо­лит мар Дионисий V был назначен епископом первой епископий, Килонской, шесть новохиротонисанных епископов получили остальные кафедры. Было постановлено, что все епископы имеют равную честь и все они подчиняются патриарху. Документы, относящиеся к этому Собору, сохранились.

В начале нынешнего столетия Малабарскую, иногда именуемую многострадальной, Церковь постигло еще одно, последнее по времени, разделение. Ему предшествовал ряд печальных событий.

Два яковитских священника в 1909 году были направлены в Антиохию и там Патриарх яковитский Моран мар Абдала возвел их в епископский сан. Первый получил титул мар Гиверзиса, второй — мар Кирилла. Вскоре после этого скончался Дионисий V и преемником его, по утверждении Патриархом, был поставлен мар Гиверзис, получивший имя Дионисия VI.

Спустя несколько месяцев, Патриарх прибыл в Траванкор и про­жил здесь целых три года. За это время он хиротонисал еще двух епи­скопов и потребовал от них подписать документ о подчинении. Такое же требование предъявил он и своим прежним ставленникам — мар Кириллу и мар Гиверзису, правившему митрополиту Дионисию VI. Последний отказался подписать такой акт. Разгневанный Патриарх низложил ослушника и поставил на его место мар Кирилла, который согласился выдать письменное обязательство о подчинении. Однако Дионий VI не признал низложения и увел своих последователей в основанную им новую Церковь, которая стала именоваться Кафоличе­ской, или Сироправославной, или Индоправославной. Затем митрополит Гиверзис Дионисий VI провозгласил себя "Католикосом Востока". Его последователи живут по преимуществу на юге Траванкора, а остав­шиеся в подчинении Патриарху,— на севере этого края.

После того, как Патриарх Моран мар Абдала возвратился к себе, в Траванкор прибыл его предшественник, Абдул Месьях, низложенный турецким правительством. Бывший Патриарх поселился в пределах юрисдикции Католикоса Дионисия VI и после его кончины утвердил на митрополичьем троне одного из шести епископов, хиротонисанных Пет­ром III,— мар Ивания, который принял титул Василия I. Патриарх Абдул Месьях хиротонисал трех епископов. Один из них здравствует и поныне. Это — третий Католикос Индоправославной Церкви, мар Гиверзис Василий II.

Все стремления слить воедино эти два потока Древней Христиан­ской Церкви Малабара не дали, к сожалению, положительного резуль­тата. Последняя такая попытка относится уже к нашим временам, к 1949 году. Увы, осталась бесплодной и она.

И опять-таки надо отметить, что и это, последнее, разделение Древ­ней Церкви проходит в формах вполне мирных и носит характер скорее всего административный и бытовой. Больше того, исповедники и Яковитской, и Кафолической церквей братски согласно участвуют в двух церковных организациях: "Объединенный Христианский Коллегиум" и "Братство учеников Христа". При помощи англичан они ведут весьма действенную миссионерскую работу среди своих соотечественников. Эти две ветви Малабарской Церкви имеют хорошо организованные катихизаторские школы, число которых доходит до 480 при 3 000 катихизаторов и 50 000 учащихся. Ими основано 14 мужских и 4 женских мона­стыря. Они имеют четыре типографии, которые выпускают много книг и журналов на английском и сирийском языках и на местном малеаникском наречии.

И основная Яковитская Церковь, и Кафолическая, обычно именуе­мая теперь Керальской Архиепископией, в отношении веры и догматов не имеют между собою никаких различий. Оба они признают разде­ление Малабарской Церкви, внесенное Патриархом Петром III, на семь епископий. Обе имеют церковное общение с англиканами, но ни одна из них не совершает с ними общей Евхаристии.

Литургия, творимая малабарскими христианами, это — литургия апостола Иакова, именуемая также Сирийской Яковитской Православ­ной. Малабарская Церковь имеет семь таинств и пользуется Никеоцареградским Символом веры, с некоторыми незначительными измене­ниями в тексте, которые произошли, вероятнее всего, при переводе его с греческого подлинника на сирийский язык и потом на английский.

В заключение можно с уверенностью сказать, что Малабарская Церковь весьма близка к Церкви Вселенского Православия.

Основанная св. апостолом Фомою по указанию Самого Господа, через девятнадцать веков под многообразными ветрами обширной страны пронесшая светильник Христовой веры, она участвует ныне вместе, с великим индийским народом в осуществлении одного.из основ­ных заветов Спасителя — устроении мира между людьми.

"ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ",  январь 1955 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования