Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

М.Перкинс, Ф.Хейнсворт. Вера бахаи. Часть II. [религиоведение]


ВО ЧТО ВЕРЯТ БАХАИ

Единство человечества

„Нет никаких сомнений в том, что люди мира, какой бы расы или религии они ни были, черпают свое вдохновение из единого небесного источника, и все они — подданные одного Бога". Баха-Улла

„Все люди — листья и плоды одного дерева... их происхождение едино. Один дождь падает на них, одно солнце их растит, один и тот же ветер их освежает... Все человечество окружено Милостью и Благодатью Бога. Святые Писания говорят нам: все люди равны перед Богом; Он нелицеприятен". Абдул-Баха

В учении Баха-Уллы принцип единства человечества занимает центральное положение. В ходе своего социального развития человечество проходит разные стадии, подобно тому, как человеческое тело проходит различные этапы физической эволюции. В древнейшие времена люди жили изолированными семейными группами, затем эти группы превратились в племенные единицы, из которых образовались города-государства и, наконец, нации. Мировое единство, учит Баха-Улла, есть последняя стадия социального развития человечества на его пути к зрелости.

Баха-Улла объясняет, что пришел на землю с целью сделать возможным объединение людей. „Воистину, для того Мы пришли, чтобы объединить и спаять воедино всех тех, кто живет на Земле", — пишет Он.

Учение Баха-Уллы предназначено всем жителям планеты. Мировое единство касается каждого, вне его не должен остаться ни один человек. При этом единство, к которому мы идем, — не скучное единообразие, напротив, это — единство в разнообразии, в рамках которого, как учит Баха-Улла, любая группа людей может найти наилучшее выражение своих устремлений и идеалов. Б то же время каждая группа, каждый народ могут разделить наследие и достижения остальных. „Слава Человечества, — писал Абдул-Баха, — есть наследие каждого".

Единство мира будет достигнуто, когда каждый человек в отдельности признает единство человечества в качестве центрального духовного принципа сегодняшней жизни. Единство не будет введено какой-либо могущественной группой сверху, оно будет постепенно развиваться в человеческом сознании до тех пор, пока повсеместно люди не осознают, что „мир — единая страна и все люди — ее граждане" (Баха-Улла). Эти изменения в сознании приведут к таким органическим изменениям в обществе, каких не бывало в истории. Невозможно даже представить себе сегодня, сколь богатой и разнообразной будет будущая всемирная цивилизация.

Баха-Улла дал человечеству конкретное руководство для перехода от разобщенности к единению.

„О, враждующие народы и племена Земли! Обратите лица свои к единству, и пусть сияние света его озарит вас''. „Будьте как пальцы одной руки, члены единого тела". „Тот, Кто есть ваш Господь, Он, Всемилостивый, лелеет в сердце своем желание видеть всю человеческую расу единою душой и одним телом".

Единство религии

„Дар Бога нашему просвещенному веку — знание единства человечества и фундаментального единства релиuгии". Абдул-Баха

Последователи Веры бахаи верят, что все великие религии мира Божественны по своему происхождению. Все они были сообщены Богом в Его Откровениях, данных в различных местах и в разное время в соответствии с нуждами и возможностями народов. Ни одна эпоха не оставалась без руководства Бога, и, сколь долго пребудут люди на Земле, столь же долго продлится это руководство.

Бог выше и вне человеческого понимания. Он руководит человечеством посредством Посланников, совершенных и безупречных душ, которых можно рассматривать как Явителей Бога. Они не боги сами по себе, но подобны совершенным зеркалам, отражающим Его свет людям. Они подобны лучам Солнца, передающим солнечный свет Земле; они посредники между Богом и человечеством. Своею жизнью и учениями Они отражают совершенство Бога. Посредством таких Явителей Бог побуждает человека познавать и любить Его. Познание Бога возможно для человека только через Явителя, поэтому познание Его совершенств есть наиболее полное знание Бога, какого может достичь ограниченный человеческий разум.

„Как знак милости... как доказательство Своего Милосердия, Он явил людям Дневные Звезды Своего Божественного руководства, Символы Его божественного единства и определил, что познание этих Освященных Существ будет равнозначно познанию Его Самого". Баха-Улла

Появление Посланника Бога на Земле — событие настолько редкое, что нам известно всего несколько имен: Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб, Баха-Улла. Каждый из Них основал религию и вдохновил развитие самостоятельной цивилизации. Каждый из Них был в свое время осмеян, изгнан, унижен, оспорен людьми, среди которых появился. Лишь немногие из современников догадывались об Их истинной сущности. После того как оканчивалась земная жизнь каждого Посланника, Он оставался предметом любви и поклонения миллионов людей. В одиночку, без поддержки земных сил Посланники устанавливали власть над сердцами людей. Они истинные учители человечества, и целью Их было сближать между собой людей, способствовать прогрессу человеческой цивилизации.

Двойственная сущность Явителей Бога веками не перестает смущать умы людей. Эту двойственность ясно прокомментировал Баха-Улла. Каждый из Явителей Бога имеет божественную природу. Каждый Посланник имел все Его черты, поэтому все Они могут рассматриваться как одна душа и одна персона.

„Если вглядишься в Них пристальным взором, увидишь, что все Они обитают в одном шатре, сидят на одном троне, говорят одну речь и провозглашают одну Веру. Таково единство этих Сущностей Бытия".

В то же время, каждый Явитель Бога наделен яркой индивидуальностью, принимающей в этом мире вид человеческого существа, по внешнему облику, личным качествам, особенностям отличного ото всех, кто жил на Земле до Него. Но всякий раз, когда новый Явитель Бога приходит на Землю, это означает, что вместе с Ним как бы возвращается и дух всех прежних Явителей. При новом Явителе продолжает строиться учение, начатое предшественниками, приносится новая весть и закладывается основа будущего пришествия.

Когда Посланник находится среди других людей в человеческом облике, люди вольны признавать или не признавать Его Явителем Бога всех эпох. Бахаи почитают основателей всех мировых религий и рассматривают их Писания как священные.

Бахаи верят и в то, что Баха-Улла — последний по времени Пророк Бога на Земле. Баха-Улла учит, что каждая религия состоит из двух частей: духовного учения и социального учения. На высшем духовном уровне между всеми мировыми религиями существует полная гармония. Различия наблюдаются на социальном уровне; они затрагивают религиозные обряды, законы и предписания. Баха-Улла объясняет, что социальные аспекты религии не вечны и не постоянны, но изменяются от эпохи к эпохе в соответствии с переменой обстоятельств.

Различия между религиями возникают также в результате искусственных добавлений к оригинальным учениям, приписываемых людьми. Чистота учений искажается последователями. Поэтому для обновления духовного послания Бог посылает очередного Вестника. Внешние, материальные аспекты каждой религии проходят через стадии рождения, роста и упадка. Когда наступает стадия упадка, в сердца людей бросается новое семя, посылается новый Вестник и начинается новый рост.

Миссия Баха-Уллы — реализовать единство религий мира. Вера, учит Он, есть первейший фактор мира и действительного прогресса человечества. Всеобщий мир означает также и всемирное обновление религии.

Преодоление предрассудков

Предрассудки — религиозные, расовые, классовые, национальные и другие — во все времена были чреваты войнами; всевозможные конфронтации, ненависть, угрозы вызваны тем или иным из этих предрассудков. Реальное средство против них — сознательность и единство человечества. Люди смогут преодолеть эти предрассудки, как только приобретут сознание духовного единства со всеми представителями своего рода. Баха-Улла говорит, что существование различных рас и наций следует рассматривать с точки зрения их единства.

„Воистину, слова, сошедшие с небосвода Воли Божьей, — источник единства и гармонии для Вселенной. Закройте глаза свои на расовые и национальные различия и приветствуйте всех светом единства. Мы желаем миру добра и счастья; желаем, чтобы все народы стали одним народом по вере, а все люди — словно братьями; чтобы усилились узы приязни и единства между сыновьями людей; чтобы прекратились религиозные розни и были отставлены проявления расовой и национальной дискриминации".

Абдул-Баха писал:

„В глазах Бога нет различий по цвету кожи; все едины по цвету и красоте служения Ему. Цвет кожи не существен; важно лишь сердце человека. Неважно, какова внешность, если бело и чисто сердце внутри. Бог не различает людей по оттенкам цвета кожи и телосложению. Он смотрит в сердца. Тот, чьи добродетели и правы достойны, предпочитаем в присутствии Божием; тот же, кто предан Царству Его, любим. В Царстве Вития и Творения вопрос о цвете кожи имеет наименьшее значение.

Смотри на цветы в саду: хоть и различны они по виду, цвету, форме, все же орошены они водами одного родника, оживлены дыханием одного ветра, укреплены лучами одного солнца, и различия эти усиливают их очарование и прибавляют им красоты".

Гармония религии и науки

Баха-Улла учит, что между религией и наукой существует гармония. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречат друг другу. Они — взаимно дополняющие друг друга аспекты истины. Обе последовательны в своем развитии. Постепенно открывается Богом человеку религия. Постепенно, опираясь на свою собственную проницательность, раскрывает человек тайны науки. Обе силы нужны ему. Религия — необходимый помощник в духовном росте. Наука — средство материального прогресса. Баха-Улла рассматривает религию и науку как два наиболее могущественных фактора в мире.

„Религия и наука — два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек попытается полететь, опираясь пишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма". Абдул-Баха

Истории известно, что нападкам и отвержению современников подвергались как основатели религий, так и пионеры науки. Конфликты между последователями науки и религии стали возможными из-за вошедших в привычку невежества и предрассудков. Между тем истинная цивилизация станет возможной лишь тогда, когда люди осознают необходимость как религии, так и науки.

„Религия и наука идут рука об руку, и любая религия, противоречащая науке, не истинна".

Интересно отметить, что последние достижения науки поддерживают идею единства Вселенной и взаимосвязи всех сотворенных вещей.

Независимый поиск истины

Баха-Улла не желает, чтобы кто-либо слепо принимал Его учение. Он требует, чтобы каждый самостоятельно всматривался в это учение и вникал в него, независимо рассуждал и принимал решения.

Такой самостоятельный поиск становится практически возможным впервые в истории. Нет больше необходимости в том, чтобы какая-либо группа людей интерпретировала религию остальным, как это постоянно происходило в прошлом. Человечество самостоятельно разберется в истинности или ложности учения Баха-Уллы; для того, чтобы возможно большее число людей смогло сделать это, им следует лишь научиться читать. Истинный независимый поиск требует от человека большего, чем слепое принятие Веры, кем-то ему преподнесенной. Баха-Улла поясняет, что человек не должен следовать наследственным верованиям и предрассудкам. Следует решительно отказаться от мысли о своей исключительной правоте и ошибках других людей.

„...когда вы встретите людей, чье мнение отлично от вашего, не отворачивайтесь от них. Все ищут истину, к ней ведут разные дороги... Не давайте различиям во мнениях, разногласиям в мыслях отделять вас от ваших товарищей либо вызывать споры... Вместо этого прилежно ищите истину и делайте всех людей вашими друзьями". Абдул-Баха

Подлинный поиск истины всеми людьми приведет к их единению. „Истина во всех религиях одна, и ее средствами может быть достигнуто единство человечества. Как только люди станут искать истину, они обнаружат, что объединились".

Сущность Бога

Ограниченный разум человека никогда не постигнет Бога, учит Баха-Улла, конечное не может понять бесконечного. Это все равно, что ожидать от стола, чтобы тот имел разумение о столяре, который его сделал. Абдул-Баха писал:

„...человек не может понять Существо Божественного, но может, с помощью своей способности к рассуждению, наблюдению, с помощью интуиции и силы распознания, даваемой Верою, верить в Бога, открывать дары Его благодати".

Хоть люди и не могут познать существа природы Бога, они могут верить в существование Божественной Реальности:

„Знай, что единый истинный Бог есть Тот, Кто отделен ото всех сотворенных существ и неизмеримо вознесен над ними. Вся Вселенная — отражение Его славы, Он же не зависим от своих созданий и превосходит их. В этом истинный смысл Божественнного единства. Он, Кто есть Вечная Истина, есть Единая Сила, распространяющая неоспоримое главенство над миром бытия, образ которого отражен в зеркале творения. Все сущее зависит от Него, и от Него происходит источник существования всего на свете". Баха-Улла

Бог — кроитель Вселенной, но в то же время Он и любящий отец каждого отдельного человека, всякого, когда-либо жившего и когда-либо будущего жить. Сочетание этих двух ипостасей выходит за рамки человеческого понимания, но в этом сходятся основатели всех религий. Во всех мировых религиях превозносится величие Бога, и в то же время утверждается, что Бог полон великой любви к людям, что Он определил цель существования для каждого человека. Основатели этих религий, Воплощения Откровения, — связь между Богом и человеком. Баха-Улла говорит о них так:

„...светлые бриллианты святости, что являются из Царства Духа в благородном виде храмины человека, приходят ко всем людям, дабы наделить мир тайнами неизменного Бытия и поведать о тонких тайнах Его нетленной Сущности".

Обращаясь к этим Явителям, человек способен узнать о Боге больше и приблизиться к Нему. Баха-Улла писал:

„Настолько совершенно и всеобъемлюще Его творение, что ни один разум, ни одно сердце, как бы чисты и проницательны они ни были, не могут постичь природы даже самого незначительного из Его созданий, и в еще меньшей степени — измерить Тайну Того, Кто есть Дневная Звезда Истины, Кто есть Сущность невидимая и непознаваемая. Мысли самого набожного из мистиков, достижения совершеннейшего из людей, высочайшая хвала, какую могут передать человеческий язык или перо, — все это продукт ограниченного человеческого разума и все это определено его границами... С незапамятных времен окутан Он невыразимой святостью Своей возвышенной Сущности, и будет вечно погружен в непроницаемую тайну Своей непознаваемости. Любая попытка постичь Его недостижимую реальность кончается неизбежным заблуждением, и каждое усилие приблизиться к Его возвышенному Естеству, представить себе Его Сущность ведет к безнадежности и провалу".

Природа человека

Человечество — более высокая форма жизни, чем минералы, растения и животные. Бог дал человеку разум, рассудок. Он дал ему также душу, способную знать и любить Бога.

„О сын человеческий! Я возлюбил творить тебя, оттого сотворил. Возлюби же Меня, да назову твое имя и наполню душу твою духом жизни". Баха-Улла

„Изо всего, что создал Он, особой милостью Своею Бог выделил чистую, подобную драгоценности, душу человека и наделил ее уникальной способностью признать Его и отра зить величие Его славы". Баха-Улла

Обращаясь к Явителям Бога, человек способен достигать качеств и свойств, которые от Него происходят: любви, истины, милосердия, справедливости.

Каждый волен решать для себя, обращаться ли ему к учению Бога. В Его глазах равны все, но каждая душа — индивидуальное творение, наделенное уникальными способностями и свойствами. Всего, чего человек может потенциально достичь, он добивается с помощью собственных усилий.

Каждому человеку присуща высшая духовная природа, которую следует развивать, чтобы познать Бога и любить Его. Но каждый человек обладает и другой природой — физической, животной. Баха-Улла учит, что тело человека должно быть преданным слугой души. Великое счастье человека — в духовном, а не в физическом удовлетворении.

Душа человека, жизнь и смерть

Душа, будучи сущностью не физической, а спиритуальной, не разрушается, когда умирает человеческое тело. В течение земной жизни человека его душа связана с телом тем же образом, каким свет связан с отражающим его зеркалом. Зеркало разрушается, но свет продолжает сиять.

Душа зарождается в момент зачатия и представляет собой уникальное творение. Физическое существование на Земле — опыт, необходимый почти для каждой души. На этой стадии человек имеет возможность развить такие свои духовные способности, как честность, сострадание, любовь, щедрость. Эти качества необходимы после того, как наше физическое существование оканчивается, поэтому они развиваются здесь, на Земле, подобно тому, как у плода во чреве матери развиваются глаза, уши, нос, руки и ноги. В утробе ребенку эти органы не нужны, но впоследствии без них человек был бы весьма ущербен.

Существование души после смерти настолько же отличается от той жизни, которую мы знаем, насколько жизнь в утробе матери отличается от жизни после рождения. Душа, освобожденная от тела, подобна птице, освобожденной из клетки, и она продолжает свое развитие и продвижение к Богу. Наше развитие в следующем мире будет зависеть от усилий, которые мы затратили здесь.

„Рай" и „ад" — не места, но состояния; „Рай" есть близость к Богу, „ад" — отдаление от Него. Эти состояния существуют и в этой жизни, и в той, что последует за нею. Точно так же, жизнь и смерть в том смысле, в каком о них говорится в священных Писаниях, относятся к духовной жизни человека или ее отсутствию.

Смерти тела следует не страшиться, но приветствовать как рождение в новую, более полную жизнь.

„О сын высшего! Я сделал смерть вестницей радости тебе. Отчего же печалишься? Я заставил свет тебе воссиять. Отчего от него отгораживаешься?"

„Знай, что душа, после отделения своего от тела, продолжит свой путь, доколе не достигнет присутствия Божиего, в образе и подобии, которых не изменить ни веренице веков и эпох, ни переменам и случайностям сего мира. Она просуществует столько, сколько продлятся Царство Божие, могущество Его, власть Его и сила. Она воплотит знаки Бога, присущности Его и отразит добро Его любви и щедрые дары... Благословенна душа, что в час отделения своего от тела очищена от тщеты представлений людских. Подобная душа живет согласно Воле Творца и входит в высочайший Рай... Если скажут кому, что предопределено такой душе в мирах Бога... все существо его станет охвачено великим порывом достичь наивозвышенного, пречистого и великолепного состояния". Баха-Улла

Развитие

Учение Веры бахаи объясняет, что в физическом мире нет ничего постоянного; все находится в процессе взаимосоединения или распада. Этот принцип верен не только по отношению к неодушевленным предметам, но также ко всем формам жизни. Так, биологические виды, составляющие растительное и животное царства, претерпевают развитие от простых форм к сложным. То же и человек. Бахай признают, что физическое тело человека развивалось и обретало свои формы и качества в течение миллионов лет. Тем не менее, бахаи верят, что важнейшая сторона человеческого существа, отличающая его от представителей животного царства — его дух, или душа, — предмет особого творения Бога.

Добро и Зло

Баха-Улла поясняет, что во Вселенной существует лишь одна сила, а именно, сила благословения Всемогущего Бога, чья любовь и доброта безграничны. Отсюда следует, что Зло, во всех своих проявлениях, не есть позитивная сущность, но лишь отсутствие Добра или его недостаточность. Зло есть отсутствие Добра в той же степени, в какой отсутствие света есть тьма.

Если человек поступает дурно, это значит, что его низшая, животная натура развита в большей степени, чем высшая, духовная. Такому человеку следует с помощью окружающих развивать свою высшую натуру.

Все люди имеют желания. Они есть даже у самых маленьких детей. Желание похвально, если оно направлено к добру для данной личности или для всего человечества в целом. Желание — это стремление получить больше, это импульс, даваемый Богом человеку для того, чтобы он мог стремиться к новым знаниям, совершенствовать характер, двигаться к Богу.

Добро — в следовании указаниям Бога; зло — когда человек, зная их, от Него отворачивается. Баха-Улла дает человеку силу, отвагу и цель в жизни, подчеркивает снисходительность и милостивую природу Бога, но Он также ясно дает ему понять, что человек не может избежать индивидуальной ответственности за использование своих сил и способностей или злоупотребление ими.

„Знай, что все люди были созданы в природе, сотворенной Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому предопределена била своя мера, как объявлено в могущественных и хранимых Скрижалях Бога. Все, чем можете владеть, проявится не иначе, как в результате собственного вашего желания. Об этой истине свидетельствуют сами дела ваши... Тем не менее люди ухитрились нарушить этот закон. Отнести ли такое поведение за счет Бога или за их собственный счет? Будьте честны в суждении своем. Все доброе от Бога, все дурное — от вас самих". Баха-Улла

Как следует жить человеку

Поведение

Бахаи следует отличаться не словами, а делами. Качества, на которые указывает Баха-Улла, отмечаются во всех основных религиях. Человек должен стремиться быть честным, любящим, великодушным, вежливым и щедрым. Он должен чтить родителей, быть гостеприимным и верным. С радостью в сердце должен он принимать Волю Бога.

Баха-Улла не одобряет аскетизма и велит человеку пользоваться всеми жизненными благами, которые дает ему Бог.

Путь Божий может вести через материальные лишения или наоборот, через богатство и достаток. Баха-Улла советует своим последователям не огорчаться бедности и не полагаться на богатство. Величайшее благословение для человека — спокойное сердце, а этого можно достичь лишь жизнью в соответствии с Божиими заповедями.

Молитва

Молитва совершенно необходима для духовного роста человека. Пища способствует телесному росту, молитва же есть пища духа. Баха-Улла сделал ежедневную молитву обязательной для всех бахаи, однако у них есть выбор из длинной, средней и короткой обязательных молитв.

Молитва — нечто гораздо более важное, чем простое произнесение слов. В нее вкладывается все наше отношение к жизни, сосредоточение и благодарность. Абдул-Баха сказал как-то бахаи, что просит Бога о том, чтобы их жизни стали прекрасными молитвами служения и преклонения. „Знайте, ничто не окажет такого благотворного воздействия, как мольбы и взывания к Богу, возделывание виноградников Его и вечное, с любовью в сердце. Ему служение".

Пост

Со второго по двадцатое марта каждого года бахаи всего мира в возрасте от 15 до 70 лет, находящиеся в добром здравии, не едят и не пьют от восхода до заката. Этому правилу не подчиняются путники, кормящие матери и беременные.

Пост — опора духовного обновления. Б это время бахаи предпринимают самые решительные попытки исправить свои вредные привычки, накопившиеся за год, преодолеть леность. Когда людям не приходится тратить время на приготовление и потребление пищи, у них остается больше времени на то, чтобы обратить свои помыслы к Богу; цель Поста — приблизить человека к Нему.

Ежедневное учение

Бахаи рекомендуется тратить немного времени в начале и в конце каждого дня на чтение текстов Веры и размышление над прочитанным. Цель этих занятий — освежать и обновлять наш ум, не утомляя его. Баха-Улла говорит, что лучше с радостью и удовлетворением прочесть короткий отрывок, чем небрежно — длинный.

Служение человечеству

Если мы любим Бога и хотим следовать Его учению, нам следует служить другим людям. Баха-Улла придает большое значение такому служению. Если наши помыслы чисты и бескорыстны, основаны на любви к Богу, нашими действиями в служении человечеству будут молитва, преклонение перед Богом и единение с Ним.

Баха-Улла учит, что люди должны рассматривать свой повседневный труд как богослужение. Человек не создан для работы, напротив, работа создана для него. Деятельность существует для того, чтобы возвышать человека, облагораживать его, а не для его унижения. Все люди имеют основополагающее право трудиться, каждый должен зарабатывать себе на жизнь с помощью своих рук и своей головы. Работа не должна быть тяжелой повинностью или неприятной обязанностью; выполняемая в духе служения человечеству, она — поклонение Богу.

Распространение веры

В Вере бахаи нет профессиональных священнослужителей. Каждый бахаи — учитель своей религии, каждый считает своей обязанностью и привилегией распространять Учение. Учитель Веры бахаи должен твердо верить в Бога, стремиться жить в соответствии с заповедями Веры. Баха-Улла говорил, что лучший способ учения Вере — строить свою собственную жизнь на основах Веры бахаи и показывать пример другим людям. Если нужны слова, их следует подбирать с великой мудростью. Бахаи обязаны делиться учением со всеми, но если человек не хочет слушать, за него следует молиться и оставить на его собственном пути к Богу.

Воздержание от наркотиков и алкоголя

Баха-Улла запрещает употребление опьяняющих напитков и наркотиков любого вида, за исключением случаев их использования в медицинских целях. Наркотики и алкоголь могут повредить телесному и духовному здоровью человека.

Лояльность к правительствам

Бахаи должны уважать законы страны, в которой они живут, и подчиняться им. Там, где для защиты прав человека необходимы изменения в законах, эти изменения следует проводить ненасильственным путем. Поддерживая миролюбивые силы, бахаи, хотя и не идентичны с пацифистами, везде, где это возможно, ищут мирных решений.

Новый патриотизм

Бахаи — гражданин мира. Патриотизм — естественная человеческая привязанность. В здоровом и разумном патриотизме нет ничего дурного, но в двадцатом веке этой позиции уже явно недостаточно. Необходима лояльность по отношению ко всей планете в целом. Этого можно достичь только на пути духовного осознания единства и целостности человеческого рода, „...гордиться не тому, кто любит свою страну, но тому, кто любит весь мир. Земля — единая страна, и человечество — ее граждане" (Баха-Улла).

Семья

Счастливые, крепкие семьи — краеугольный камень гармоничного, устойчивого общества. В Вере бахаи запрещено монашеское безбрачие, создание же семей, хотя и не обязательно, всячески приветствуется. Брак в Вере бахаи занимает высокое моральное положение и рассматривается как исполнение Божиего замысла. „Когда же пожелал Он изъявить благодать и милосердие к людям, Он открыл им установления и законы; среди них установил Он закон бракосочетания, сделал его подобным крепости благоденствия и спасения..." (Баха-Улла).

Брак предоставляет наилучшие мыслимые условия для духовного и физического существования мужчин и женщин. В брачных отношениях они могут оптимальным образом помогать друг другу развить свой человеческий потенциал, вырасти духовно и получить возможность самопожертвования ради другого человека.

Первичная цель брака — воспитание детей. „Он говорит, Великий во Славе Своей: Женитесь, о люди, дабы от вас мог произойти тот, кто упомянет Меня среди слуг Моих; сие есть одна из заповедей Моих вам; следуйте ей как помощи для вас"' (Баха-Улла).

Родительские обязанности — первая и главная обязанность мужа и жены; поэтому именно этот аспект брака теснее всего связан с исполнением определений Бога для человека. Наилучший способ передать детям понимание Божиего установления для людей - собственный пример, и эта цель ясна родителям бахаи.

Признавая, что любовь Бога — истинный источник любви среди людей, партнеры в браке ищут опору своей любви друг к другу в любви к Богу; от этого зависит счастье в браке. „Истинная любовь невозможна, если не обратить лица своего к Богу и привлеченными не быть Красотою Его" (Абдул-Баха).

Основные качества, связывающие душу с Богом, - верность и преданность — должны стать фундаментом уз супружеской любви. Самое драгоценное выражение этих качеств — добродетельность.

„Концепция Веры бахаи в проблеме взаимоотношения полов состоит в том, что как мужчинами, так и женщинами должна строго соблюдаться добродетельность, причем не только по причине высшей ее этичности, но также потому, что это единственный путь к счастливой и полноценной жизни в браке. Поэтому половые взаимоотношения любого другого вида, помимо брака, в Вере бахаи не разрешаются; тот, кто нарушает это правило, не только несет ответственность перед Богом, но и достоин справедливого наказания от общества.

Вера бахаи признает значение сексуального импульса, но осуждает такие его незаконные и неуместные проявления, как свободная любовь, групповой брак и тому подобные формы, так как все они содержат в себе потенциальную опасность для человека и общества, в котором он живет. Правильное употребление полового инстинкта — естественное право каждого человека, и именно с этой целью был установлен институт брака. В подавление полового инстинкта бахаи не верят, но верят в его регулирование и направление".

Шоги Эффенди, через секретаря

Брак — основа доброй семьи; в свою очередь хорошие семьи — основа устойчивой цивилизации. „Знай, что требование о браке вечно. Никогда не будет оно ни отменено, ни заменено. Это — божественное творение, и нет ни малейшей возможности изменения... или поправок к этому божественному творению" (Абдул-Баха).

Верность и преданность жизненно важны для брака. Поскольку внебрачные сексуальные отношения всякого вида воспрещены, бахаи настоятельно рекомендуется вступать в брак в молодом возрасте. Развод у бахаи возможен, но сурово осуждается, и к нему прибегают лишь в случаях, когда все попытки примирения не увенчиваются успехом.

Родителям запрещается устраивать браки своих детей. Бахаи должны сами находить своих брачных партнеров. Однако, когда таковые найдены, необходимо получить одобрение родителей. Брак между бахаи не может состояться до тех пор, пока не будет получено согласие обоих родных отцов и обеих матерей (разумеется, если они живы). Если обе семьи едины в своем одобрении предстоящего брака, он имеет больше шансов на успех.

Бахаи могут выбирать себе брачных партнеров в любой религиозной, национальной или расовой среде. Поскольку считается, что все человечество — один народ, весьма обычны браки между лицами, очень разнящимися по расовой или культурной принадлежности. Эти браки связуют семьи в более широкие круги общества и тем способствуют единству человечества.

Бахаи не разрешается иметь более одного супруга или одной супруги, но, если человек приходит к Вере бахаи, находясь в полигамном браке, он должен продолжать заботиться обо всех своих женах, но новые браки для него запрещены.

Обряд заключения брака чрезвычайно прост. Мужчина и женщина в присутствии свидетелей говорят друг другу: „Мы будем оба, воистину, следовать воле Бога". По желанию сочетающихся браком в обряд также могут быть включены музыка, молитвы, декламация.

Если законы страны не признают брака бахаи, чета должна в тот же день совершить обряд гражданского бракосочетания. Если только один из сочетающихся браком — бахаи, то при условии, что это не повлечет за собой формального принятия другой религии, бахаи могут принять участие в религиозной церемонии. В некоторых странах совершение обряда бракосочетания в общине бахаи признается официально, например, в Шотландии (с 1978 года).

Следует уважать права всех членов семьи и поддерживать ее единство в целом. Дети имеют определенные обязанности по отношению к родителям, а родители — по отношению к детям. Например, долг родителей — учить детей любви к Богу и к другим людям. Баха-Улла указывает также, что на родителях лежит ответственность за обучение и воспитание детей. Если этих забот не берет на себя государство, а родители оказываются неспособными, такой семье должны совместно помогать друзья и община.

Равенство мужчин и женщин

Истинный брак бахаи возможен лишь в случае, когда соблюдается еще один важный принцип Веры бахаи, а именно, принцип равенства мужчин и женщин.

Равенство женщин и мужчин у бахаи — моральный и духовный принцип, необходимый для построения нового Мирового Порядка. Без полного использования талантов и качеств мужчин и женщин невозможно совершенствование экономического и социального развития человечества.

„Мир Людей имеет два крыла; одно из них — женщины, другое — мужчины. Птица не может летать, если одно из крыльев недоразвито".

„До тех пор, пока женщинам не дадут развить свои способности в наивысшей степени, мужчины также не смогут достичь того величия, которым могли бы обладать". Абдул-Баха

Баха-Улла установил, что образование женщин должно основываться на тех же стандартах, что и образование мужчин; женщины и мужчины должны обладать в обществе равными правами. Если семья не имеет денег для образования сына и дочери, родителям рекомендуется потратить деньги на образование дочери, так как она — потенциальная мать и воспитатель будущего поколения.

Установлению равноправия женщин помешать нельзя, учил Баха-Улла, и невозможно задержать его развитие. Баха-Улла также говорил, что когда женщины станут принимать полное и равноправное участие в делах мира, войны прекратятся.

Сами по себе эти изменения не произойдут — для полного развития своего потенциала женщинам придется самим сделать усилие. Для того, „чтобы достичь большей степени совершенства, стать равными мужчинам во всех отношениях, продвинуться во всех областях, где отставание женщин традиционно, чтобы мужчинам пришлось признать их равенство по способностям и навыкам, женщинам предстоит борьба" (Абдул-Баха).

Б следующем отрывке Абдул-Баха поясняет, что может произойти, когда женщины займут в обществе свое истинное место:

„В прошлом мир был управляем силою, и мужчина доминировал над женщиной за счет своих более сильных и агрессивных качеств — как физических, так и умственных. Но этот баланс уже нарушается: сила теряет свое преобладание, в то время как живость ума, интуиция, духовные качества любви и служения, в которых сильнее женщины, приобретают главенствующее значение. Поэтому новая эпоха будет в меньшей степени мужской и в большей степени пропитанной женскими идеями; говоря точнее, это будет эпоха, в которой будут ровнее сбалансированы мужское и женское начала цивилизации".

Всеобщее обязательное образование

Другое важнейшее установление Баха-Уллы — необходимость всеобщего начального образования: все мужчины и женщины должны быть грамотными.

Знание — величайший дар Бога человеку, и те, кто лишает себя возможности приобретать знания, живут более ограниченной жизнью, чем их товарищи. Имеет смысл приобретать знания тех искусств, наук, ремесел и навыков, которые могут принести людям пользу и улучшить качество жизни на земле.

На незнании часто основаны предрассудки, и распространение образования может помочь их устранению из людской среды.

Люди различаются по способностям и талантам. Образование, даваемое детям, должно преследовать цель полного развития их природных данных и поощрения творческого сотрудничества среди них.

„Баха-Улла провозгласил, что, поскольку неграмотность и отсутствие знаний — преграды, разъединяющие человечество, общее и профессиональное образование должны получать все. С помощью этого средства будет преодолено взаимонепонимание и объединению человечества будет придан новый импульс. Всеобщее образование — универсальный закон.

Образование обязательно для всех детей... В дополнение к общему образованию каждый ребенок должен получить профессию, ремесло, навыки, так, чтобы все члены общины могли зарабатывать себе на жизнь. Работа, выполняемая в духе служения, есть наивысшая форма вероисповедания". Абдул-Баха

Развитие всемирной цивилизации

Человеческое общество развивается в направлении всемирного единства. Низшие формы этого единства, такие, как семья, племя, город-государство, нация, уже нашли свое развитие. Каждый его шаг был необходим для человечества и проходился им. Следующий шаг — мирное объединение человечества в единое сообщество. Основа такого содружества может быть только духовной, однако можно указать и на некоторые конкретные шаги, которые народам мира следует предпринять на пути их общего мирного развития. Это:

а) устранение чрезмерных богатства и бедности как внутри наций, так и между ними;

б) установление международного вспомогательного языка, которому, наряду с родным, будут учить в школах;

в) развитие мирового сообщества и всемирного парламента на основе справедливого представительства всех народов;

г) образование мирового федеративного правительства или Всемирного Сверхгосударства, Верховного Трибунала и Международного Исполнительного органа для обеспечения выполнения решений любой сопротивляющейся страной, для обеспечения общих прав народов и оказания отпора агрессии;

д) избрание единой системы мирового письма, всеобщей денежной системы, системы мер и весов, единого свода мировой литературы для облегчения связи и общения между собой всехрас и народов Земли.

Хранитель Веры в 1936 году писал:

„В подобном всемирном сообществе наука и религия, две самые мощные силы в жизни людей, примирятся и станут сотрудничать между собой в гармоничном разви-тии. В таком обществе пресса будет свободна от произвола заинтересованных сторон, от правительственных и национальных ограничений и станет отражать полную картину всевозможных взглядов и убеждений. Будет организован учет экономических ресурсов, будут разведаны и рационально эксплуатируемы источники сырья; их рынки, а также распределение продукции будут контролироваться и справедливо регулироваться. Прекратятся национальное соперничество, всяческие проявления ненависти и интриги, расовая борьба и предрассудки уступят место расовому миру, взаимопониманию и сотрудничеству. Станут постепенно стираться причины религиозных трений, будут постепенно убраны экономические барьеры и ограничения, ликвидированы чрезмерные различия между классами. Исчезнут как нищета, так и огромные накопления собственности. Колоссальная энергия, экономическая и политичеекая, расходуемая на воины, будет направлен на задачи, которые расширят горизонт человеческого разумения и технического развития, повысят производительность труда, искоренят болезни, расширят рамки научного поиска, повысят стандарт физического здоровья, а также будут способствовать совершенствованию человеческого разума, эксплуатации неиспользуемых и неисследованных ресурсов планеты, продлению человеческой жизни и осуществлению всех других видов деятельности, направленных на стимуляцию интеллектуальной, моральной и духовной жизни всей человеческой расы".

Запреты

В дополнение к запретам, о которых говорилось выше, а именно, на аскетизм, профессиональное отправление культа, употребление алкоголя и наркотиков, Баха-Улла запретил также: азартные игры, внебрачные связи, воровство, гомосексуализм, жестокое обращение с животными, злословие, исповедание грехов, клевету, кремацию, поджоги, попрошайничество, профессиональное безбрачие, работорговлю, убийство и целование рук. Этим Он не только принес с собою законы Новой Эры, но и отменил некоторые законы и правила других религий, которые уже стали помехой единству человечества и развитию цивилизации. В 1931 г. Шоги Эффенди писал:

„Призыв Баха-Уллы направлен в первую очередь против всех форм провинциализма, замкнутости, предрассудков. Если взлелеянные в прошлом идеалы, освященные временем институты, некоторые социальные допущения и религиозные установления больше не способствуют благосостоянию большей части человечества, если они больше не служат потребностям постоянно развивающегося человечества, их следует смести и отправить на свалку отживших и забытых учений. Почему в мире, подчиненном всеобщему закону изменения и разрушения, они должны стать исключением из общего правила? Ведь правовые стандарты, экономические и политические теории предназначены единственно для соблюдения интересов человечества в целом, но не человечеству должно быть мучимым во имя сохранения целостности отдельных законов или доктрин".

Русский перевод (с) Станислав Концебовский, 1990


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования