Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

И.В.Фролова. Как местночтимые святые становятся общецерковными на примере почитания преподобномучеников Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев. [древлеправославие]


Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия), состоявшийся в Москве осенью 1997 г., причислил к лику святых препо-добномучеников Константина и Аркадия Шамарских — священноиноков Урала, умерших мученической смертью 18 января 1857 г. (1). Освященный Собор постановил:

"1. Канонизировать почитание преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских как местночтимых святых.

2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической кончины, 18 января (31 января по новому стилю).

3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать иконы с их изображением и освящать в их память престолы" (2).

В мае 1996 г. по приглашению настоятеля старообрядческого прихода станции Шамары Свердловской области иерея Михаила Татаурова место захоронения мощей шамарских святых посетил глава РПСЦ преосвященнейший Алимпий (Гусев), Митрополит Московский и всея Руси с целью освидетельствования мощей сих Божиих угодников. В состав делегации вошли протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Свердловской области), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской области), иерей Алексий Лопатин (г. Москва), иерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермской области), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола Татауров (п. Шамары Свердловской области), ныне настоятель старообрядческой общины г. Перми, диакон Александр Маслов (г. Москва), ныне настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Рязани, диакон (ныне настоятель) Анатолий Лещев (г. Очер Пермской области), а также христиане и другие почитатели святости священноиноков, их могил и целебного источника (3).

Освидетельствование останков было произведено. Для этого рядом с захоронением, над которым полтора столетия возвышался надгробный крест с надписью: "Здесь покоются раби Божий священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий стрыю (Племянник дяде, греч. — И.В.) в лето 7370-е индикта 5-го. Отец Василий Глухов" (4), был выкопан шурф, по которому христиане дошли до местонахождения останков. После снятия очередного грунтового слоя показалась тёмно-коричневая древесная труха, под ней — полусгнившая берёста, а затем и мощи. Несмотря на то, что мощи пролежали полтораста лет в сырой земле, они не поддались разрушительной силе времени. Согласно церковному преданию, восходящему к традиции святой горы Афон в Греции, состояние костных останков, обнаруженных здесь, является свидетельством праведности жизни тех людей, которым они принадлежали. Один из погребённых был опоясан железными веригами, проржавевшими от времени (5). Также в выкопанном грунте был обнаружен латунный старообрядческий нательный крест (без изображения Исуса Христа), который был представлен на Освященном Соборе РПСЦ в ноябре 1996 г. в с. Белая Криница (Украина) в качестве дополнительного подтверждения принадлежности священноиноков к старообрядческой Церкви. В настоящее время крест хранится у протоиерея Леонида Гусева, настоятеля Покровского кафедрального собора г. Москвы (6).

По завершении работ мощи были разделены. Одна часть положена в специально приготовленные для этого раки и в дальнейшем перенесена в шамарский старообрядческий храм, другая — в новый гроб, который был водружён на прежнее место захоронения (7).

Документальные свидетельства о жизни священноиноков Константина и Аркадия неизвестны. Имеющиеся на сегодняшний день данные сохранились в народной памяти. Уральские старообрядцы говорят, что Аркадий и Константин были братьями по плоти. Вероятно, принадлежали к старообрядцам часовенного согласия. Точные даты рождений не установлены, но люди помнят, что они были молоды, происходили из состоятельного рода и имели хорошее для того времени образование.

В России в 1853 г. начал служение преосвященнейший архиепископ Антоний Шутов. Тогда ещё беспоповские иноки познакомились с сим белокриницким первосвятителем. После бесед с архиепископом Антонием Аркадий и Константин признали Белокриницкую старообрядческую церковную иерархию подлинной и присоединились к ней. Через некоторое время и сами были рукоположены в священнический сан. (По другим данным, Константин и Аркадий перед присоединением к поповским старообрядцам проделали путешествие в Белую Криницу, где и были рукоположены в иерейский сан) (8).

Первоначально они проживали в окрестностях г. Лысьвы Пермской губернии. Лишь когда со стороны царской власти и правящей церкви ужесточились преследования и гонения на христиан-старообрядцев, священноиноки переселились в более глухие места — в с. Гурьяновка Рощинской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии. В 4 верстах от Гурьяновки Щукин Гурьян Иванович — владелец земель — выделил им участок для обустройства скита.

Однако как ни старались свяшенноиноки жить уединённо и не сообщаясь с миром, весть о том, что в лесу подвизаются некие боголюбцы, быстро разнеслась по округе. Потянулись к священноинокам люди — кто за благословением, кто за советом, кто ради нужды какой. К учёным и боголюбивым мужам притекали и из соседних деревень, приезжали и из центра России. Знания, приобретённые самими иноками, их постоянные проповеди многих беспоповцев и иноверцев привели в лоно Православной Церкви Христовой, что не могло не раздражать беспоповское чиноначалие.

Летом 1857 г. тела священноиноков были обнаружены недалеко от кельи. К великому изумлению собравшихся, несмотря на летнюю жару, тела оставались совершенно нетленными, кроме истлевших мизинцев, что указывало на давность случившейся смерти.

Местные полицейские власти возбудили дело. Вскоре был найден убийца. Во время следствия выяснилось, что боголюбивые отцы сподобились мученического венца 18 января (по старому стилю, по новому — 31 января) 1857 г., то есть за полгода до того, как были обретены их нетленные тела. Преступник рассказал, что, возбуждённый злобой и завистью, он, зная о частом посещении христианами скита священноиноков, надеялся найти там золото и иные различные ценности. Также выяснилось, что на эту мысль его натолкнули беспоповские наставники, неоднократно намекавшие на зажиточность иноков, вероятно, хотевшие таким образом избавиться от них. Смерть и чудесное нетление тел также послужили негласной проповедью истинности их веры и благочестивого их жития: сотнями, целыми селениями люди присоединялись к Церкви Христовой.

Место для их захоронения выделил тот же Г.И. Щукин. Их упокоили рядом с Гурьянов-кой на вершине лесистого холма, у небольшой безымянной речушки, вблизи места их подвигов. Вскоре на могиле стали происходить различные чудеса и первые случаи исцелений. И к месту упокоения убиенных священноиноков потянулись и поповцы, и беспоповцы, и новообрядцы.

По прошествии 70 лет со дня захоронения одному из жителей с. Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить их в другое место. Он сначала не придал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда решили просьбу выполнить и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указывали во снах этому христианину.

В 1927 г. к шамарской святыне прибыло представительство Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) во главе с архиереем (имя в настоящее время неизвестно). Мощи святых были извлечены, перенесены к подножью холма и вновь преданы земле. Всё совершалось тайно. И хотя уже тогда шамарских угодников почитали как святых, о канонизации не могло быть и речи. Времена были смутные: разгул красного террора и воинствующего атеизма. Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый целебный родник, никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. У источника начали исцеляться люди, страдающие тем или иным недугом (9).

С тех пор и по сей день к могиле и целебному источнику притекает множество людей. Здесь зафиксированы (в том числе и документально) десятки случаев сверхъестественных исцелений (10).

Шамарские чудотворцы не остались местночтимыми святыми. Их почитание и частички их мощей распространились по старообрядческим церквям всей территории бывшего Советского Союза, от Молдовы до Тихого океана.

Первые частички мощей и земля с могилы были развезены христианами сразу после освидетельствования останков весной 1997 г. Тогда мощи попали в Покровский кафедральный собор г. Москвы (настоятель — протоиерей Леонид Гусев), в с. Кунича (Молдова) в семью старообрядцев Макаровых и в храм г. Винницы (Украина) (настоятель — протоиерей Сергий Мас-лов). Осенью 1998 г. частички мощей по просьбе христиан Дальневосточной епархии РПСЦ (11) были переданы председателю Совета Съезда древлеправославных общин Приморского края диаку Александру Ванчеву, а через него настоятелю старообрядческой общины с. Слободище Московской области иерею Александру Ежукову.

30 января 1999 г. в храме п. Суходол (г. Большой Камень) Приморского края состоялось торжественное пренесение мощей Константина и Аркадия Шамарских (12). В октябре 1999 г. частички мощей из Шамар переданы в старообрядческий храм с. Большие Дворы Московской области иерею Сергию Дурасову, а в декабре того же года из суходольского храма в Покровский старообрядческий храм г. Хабаровска (настоятель — иерей Аркадий Кутузов) (13).

В 2001 г. из Покровского собора г. Москвы планировался перенос частички мощей в московский храм на Остоженке (настоятель — иерей Сергий Лисуренко). В январе 2002 г. из с. Суходол частички мощей были переданы в храм святителя Николы г. Владивостока (настоятель — иерей Александр Шестаков) (14), а в мае 2002 г. состоялось перенесение мощей в старообрядческую общину г. Улан-Удэ (настоятель — иерей Елисей Елисеев) (15).

Таким образом частички чудотворных мощей распространились по обширной территории Евразии далеко за пределы Урала. По свидетельствам очевидцев, во многих местах пребывания частиц чудотворных мощей наблюдаются случаи чудесных исцелений.

Почитание святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских и их прославление не стало только делом уральских старообрядцев. Так, первая икона шамарским святым (со встроенными в неё частичками мощей) была исполнена христианкой с. Суходол Приморского края матушкой Татьяной Шестаковой в начале 1999 г. (ныне находится в храме прп. Сергия Радонежского в с. Суходол). Прорись этой иконы стала основой для типологии иконографии этим святым.

Ещё две иконы (отличные по иконографии от первого образа) были исполнены настоятелем старообрядческого прихода г. Читы иереем Вячеславом Измайловым весной 1999 г. Одна из икон была передана в суходольский храм, другая в храм г. Хабаровска (где находятся и ныне).

Четвёртая икона шамарских святых исполнена старообрядческим изографом г. Москвы Тамарой Волковой весной 2000 г. по заказу Авва-кумовского братства (Приморский край). Икона передана в дар в храм ст. Шамары, где и находится ныне.

Наиболее удачный образ Константина и Аркадия Шамарских исполнен калужским иконописцем Геннадием Токаревым. Икона написана на основе первой прориси. Приобретена в частную собственность. В настоящее время находится в г. Улан-Удэ. Имеется информация о заказах еще нескольких икон и о попытках создания литых икон.

О шамарских святых издана брошюра и вышел ряд публикаций в старообрядческой прессе. В 1997 г. после посещения места захоронения и святого источника шамарских святых христианами большекаменского старообрядческого прихода было написано житие, которое издано издательством "Омега" (г. Большой Камень) (16). В 1999 г. эта брошюра переиздаётся тысячным тиражом в старообрядческой типографии г. Верещагине ООО "Печатник" М. Тиунова по заказу о. Михаила Татаурова (ст. Шамары). В 2002 г. доиздано 200 экземпляров брошюры в г. Большой Камень Приморского края.

В настоящее время издательской группой  "Златоуст" (г. Улан-Удэ) готовится новая книга, в которую вошли житие, описания новых чудес, исцелений, а также канон Константину и Аркадию Шамарским, написанный священнои-ереем Сергием Дурасовым (с. Большие Дворы Московской области) (17).

В Церковных календарях РПСЦ в день 18 (31) января помещены указания о молитвенном почитании шамарских святых и их краткое житие (18). Кроме молитвенного почитания священноиноков в канонах и келейном правиле, в ряде общин России (особенно там, где имеются мощи сих святых) на литии в священнических молитвах "Спаси, Боже, люди Своя..." возносятся следующие молитвы: "...и святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских чудотворцев..."

Таким образом, почитание местночтимых уральских святых вышло далеко за пределы Уральских земель. Всё вышеперечисленное выводит сих угодников Божиих из местночтимых на общецерковный уровень почитания. Рассказы же о жизни Константина и Аркадия Шамарских, а также чудеса исцелений, происходящие от их мощей, представляют живой интерес как для христиан, так и для исследователей старообрядчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подкопаева Л.В. Шамары: О почитании священноиноков Аркадия и Константина // Русь православная (Большой Камень, Приморский край). 1997. №9. С.5

2. Освященный Собор 1997 года // Православный старообрядческий церковный календарь. М., 1998. С.108-109.

3. Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских. Большой Камень, 1998. С.20-21.

4. Там же. С.З.

5. Там же. С.21.

6. Личный архив Елисеевых. Полевые дневники Елисеева Е.Е. Рассказ Константина Макарова об освидетельствовании останков шамарских святых.

7. Там же.

8. Езеров А. Уральское богомолье // Духовные ответы. М., 1998. №9. С.22

9. Приморский архив РПСЦ. Путевые записки Елисеевой И.В. 1997 г.

10. "Верую в их святость, удивляюсь их подвигу" // Духовные ответы. М., 1998. №9. С.29-36.

11. Постановления III съезда мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви Приморского края // Дальневосточный старообрядец (Большой Камень, Приморский край). Май 7506 лета. №5. С.42.

12. Фролова И. Мощи Шамарских святых на Приморской земле // Русь православная. 1999. №1 (42). С.6.

13. Дивен Бог во святых Своих // Русь православная. 1999. №12 (56). С.1.

14. Перенесение мощей святых Константина и Аркадия Шамарских // Русь православная. 2002. №2 (63). С.З.

15. Чудотворцы древлеправославия // Молодёжь Бурятии (Улан-Удэ). 2002. №21. С.З.

16. Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских. Большой Камень, 1998. 24 с.

17. Святые преподобномученики Константин и Аркадий, Шамарские чудотворцы: Житие и канон. Улан-Удэ, 2002. 40 с.

18. Месяцеслов // Церковный календарь на 2002 год: Издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. М., 2002. С.7.

Об авторе: Фролова Ирина Владимировна родилась 14 марта 1965 г. в г. Георгиу-Деж (ныне г. Лиски) Воронежской области. В 1990 г. закончила Хабаровский государственный институт культуры. Является прихожанской храма Верхнеудинской православной старообрядческой общины г. Улан-Удэ республики Бурятия, сотрудник издательской группы "Златоуст".

Научные интересы в области старообрядчества — этнография, краеведение. 

Основные работы по истории и культуре старообрядчества связаны с прославлением старообрядческих святых.

 Из сб. "Старообрядчество: история, культура, современность",  10, 2004 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования