Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Наладить диалог очень трудно. Интервью с архиепископом Берлинским и Германским РПЦЗ Марком, 1993 г. [история Церкви]


Корр.: Ваше Высокопреосвященство! Недавно в Леснинском монастыре во Франции завершился очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ). Каковы его основные итоги? Оправдал ли Собор те большие надежды, которые возлагались на него верующими в России?

Архиепископ Марк: Мне как участнику Собора трудно сказать, оправдал ли он эти надежды, потому что мне не совсем известно, какие надежды возлагали на него. Любой Собор в своей деятельности руководствуется заботой о разрешении тех проблем, которые стоят перед Церковью в тот или иной исторический момент. Эти проблемы и отражаются в его результатах. Они также находят отражение в Послании Архиерейского Собора, которое составляется на каждом Соборе. Раньше мы составляли два Послания: одно — нашей пастве за границей, и другое — верующим в России. В последнее время эта практика не всегда соблюдалась, потому что обстоятельства склоняли Соборы к принятию то одного, то другого решения. В нынешней обстановке на Соборе 1993 года мы издали только одно Послание, которое предназначено всей нашей пастве, где бы она ни находилась.

Послание последнего Собора отразило наше волнение и наше отношение к событиям, происходящим в нашей Церкви в России, в нем содержится попытка сделать какие-то выводы из сложившейся ситуации и указать дальнейший путь, по которому мы должны идти. Любое решение Собора нуждается в восприятии его народом церковным для дальнейшего практического применения, поэтому о результатах никогда нельзя говорить непосредственно по окончании Собора. О них можно говорить только позже — когда эти решения приняты или отвергнуты паствою, когда они начинают приносить свои плоды. Таково принципиальное отношение к соборной деятельности Церкви и, в частности, к Собору 1993 года.

Корр.: В чем, по Вашему мнению, заключаются причины отсутствия внутреннего единства в Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ) и каковы пути преодоления размежевания?

Архиепископ Марк: К сожалению, в России наблюдается некоторое, как Вы говорите, отсутствие единства не только в недрах нашей Церкви — во всем обществе. Поскольку я живу за границей, мои возможности наблюдать происходящее здесь ограничены, но тем не менее мы общаемся с нашими пастырями из России и с простыми людьми, приезжающими к нам. Поэтому у нас сложилось более или менее адекватное отношение к происходящему, сложилась основа суждений о том, что происходит сейчас в России.

Отсутствие единства я считаю одним из плодов советской власти.Советская власть, как и любая форма деятельности нечистой силы, намеренно разобщает людей. Церковь — это Богочеловеческий организм, и главная ее черта заключается в том, что человек в Церкви, живя Церковью, общается с Богом и другими творениями Божиими, то есть в первую очередь с другими людьми, которые все одинаково носят в себе образ Божий. Через это общение человек врастает в Церковь, преодолевает свою самость, но не растворяется, а приобретает гораздобольше, нежели имел: он приобретает Бога и приоб-I ретает своего ближнего, потому что делается живымI членом этого Богочеловеческого организма. Противтакого единства и была направлена вся сила безбожной власти, и мы видим теперь, что, к сожалению, во многом она имела такой успех, что многие люди по сей день несут в себе эту разобщенность и в них отсутствует способность искреннего и настоящего общения.Конечно,эта способность приобретается мучительным путем: отказ от самости всегда связан скрестнымпутем, человек должен добровольно взять на себя свой крест.

Легче всего человеку утверждать себя против всех других. Это путь полного обособления, полного прекращения всякого общения. Преодолеть эту эгоистическую тенденцию человек может лишь тогда, когда он на каждом шагу принимает крест, когда он готов распинаться со Христом ради Христа и ради образа Божия в себе и ближнем.

Эта способность и даже представление о ней, естественно, отсутствуют у людей, которые воспитаны на совершенно иных принципах. Задача Православной Церкви в наше время заключается в первую очередь в том, чтобы преодолеть эту склонность и вести человека к восприятию своего Богочеловеческого образа. И только тогда, когда человек видит себя в живом общении с Богом, он может найти свое назначение в отношении ближних, в общении с ними.

В настоящее время на пути достижения этой ближайшей цели нашей Церкви в России мы сталкиваемся с невероятными трудностями. Никому не будь это сказано в упрек, но мы находимся в такой ситуации. Люди, которые болеют этим, сами не виноваты. Те, кто, живя в этой системе, даже пытался ей сопротивляться, все равно заразились тем же мышлением, той же психологией, потому что не может человек быть совершенно свободным от влияния окружающей среды, воспринимая очень много яда, разливающегося вокруг, даже если он противостоит этому. Яркий пример тому —диссиденты, которые фактически были очень заражены той же болезнью, только с противоположным знаком. Я сам это пережил, я сам вырос в коммунистической стране.

Корр.: По результатам последнего Архиерейского Собора РПЦЗ еженедельник "Русский Вестник" сделал прогноз скорого "воссоединения" разделенных частей Русской Церкви — РПЦЗ и Московского Патриархата (МП). Разделяете ли Вы оптимизм "Русского Вестника'?

Архиепископ Марк: Говоря о возможности воссоединения, надо в первую очередь уточнять терминологию. О "воссоединении" не может быть и речи, потому что приставка "вос-" говорит о том, что раньше будто бы было какое-то "единение", и это прежнее состояние восстанавливается. Но это не так. МП есть новый организм. Мы признаем, что эта часть Русской Церкви, но, вместе с тем, это новосформи-ровавшийся организм, который вырос на основе обновленчества. И это обновленчество очень сильно чувствуется в его недрах по сей день и, может быть, даже усиливается, поскольку в наши дни идет полная защита сергианства. Одно время от него как бы отказывались, приписывая его только прошлому, а теперь на страницах патриархийной прессы, к сожалению, ведется постоянное и упорное оправдание сергианства. Это становится богословской проблемой, потому что часто приводятся некие богословские обоснования, которые никоим образом не могут служить для Церкви настоящими аргументами. Поэтому речь может идти только о соединении или о поисках общего языка, с тем чтобы обсуждать те вопросы, которые стоят перед нами.В Церкви такие проблемы обсуждаются на Соборах, а соборный дух не может появиться на пустом месте. Надо прилагать очень много усилий для того, чтобы создать необходимую почву для плодотворной работы Собора. Об этом, кстати, говорится в Послании нашего Архиерейского Собора. В частности, там сказано, что мы должны прилагать все возможные усилия к тому, чтобы вести обсуждение всех тех вопросов, которые нас как бы разъединяют, которые стоят на пути сближения и соединения. В Послании Архиерейского Собора четко отмечено, что мы, естественно, желаем, чтобы все части Русской Церкви объединились. Ничего большего мы не желаем. Но мы чувствуем, что время для этого еще не пришло. Поэтому надо создавать здоровую почву, а это можно сделать только при здоровом, правильном обсуждении этих вопросов.

В последние два-три года мы с сожалением замечали, что попытки, которые мы делали в направлении этого сближения, подрывались представителями Московской Патриархии. В частности, на территории моей епархии (Германской. — А.С.)- состоялась встреча между священниками моей епархии, МП и французской архиепископии русских приходов, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата (т.н. евлогиане. —А.С.. По рассказу присутствовавших там священников, первая встреча была очень плодотворной. Но результатов не было. Представители МП попросили, чтобы информация об этой встрече не публиковалась. Наши священники со своей стороны пообещали все "сохранить в тайне", чтобы не подрывать доверия к ним. Участники встречи условились, что через полгода они встретятся вновь, но до этого не дошло. Представители МП и Парижской архиепископии уклонились от встречи под разными предлогами, так что первая встреча оказалась лишь "выстрелом в воздух", на котором все и закончилось.

Я считаю, что сейчас наладить диалог очень трудно, поскольку иерархи МП — это люди, которые слишком далеко зашли в сотрудничестве с безбожными властями. Есть много проблем, разделяющих нас. Самая острая - это так называемое сергианство, другая — экуменизм, третья — вся огромная область пастырской деятельности, начиная с Крещения и кончая отпеванием. Один честный священник МП недавно написал в статье, что мы, мол, священники МП, "совершаем все неправильно — с Крещения до отпевания, а когда стараемся что-то совершать правильно, то встречаем непонимание наших собратьев-священников или даже бабушек, уже привыкших к сокращениям". Я с радостью узнал вчера, что как будто Патриарх (Алексий II. — А.С.) несколько раз на пастырских совещаниях говорил о необходимости правильно крестить, но, очевидно, дальше таких разговоров дело не двинется.

Мы надеемся, что дело нашего общения пойдет дальше простых разговоров, что оно преобразует церковную жизнь. Есть целый ряд таких проблем, о которых надо серьезно говорить для того, чтобы на будущем Всероссийском Соборе, на который мы очень надеемся, была бы возможность не просто поверхностно рассуждать, но и принимать какие-то решения. Мы прекрасно понимаем, что какие-то церковные группы, встречающиеся друг с другом, не могут брать на себя решения этих вопросов, но они могут научным, церковным, молитвенным образом подготовить почву. На такой встрече могут быть прочитаны просто доклады на разные темы: Крещение, Бракосочетание, сергианство и т.д. Целый ряд таких докладов даст возможность людям, недостаточно глубоко занимавшимся этими вопросами, вникнуть в их суть и сориентироваться в проблеме.

Я понимаю, что многие архиереи МП защищают сергианство не по злой воле. Как я надеюсь, он вошли в церковную жизнь по любви к Богу и Церкви, но их постепенно переформировали те, у кого они учились и для которых сергианство казалось нормальным явлением. Таким образом, они постепенно уклонялись в сторону сергианства, не чувствуя этого, потому что все так жили. Я допускаю, что такие люди даже не понимают, о чем я говорю, используя термин "сергианство". Но когда в наши дни доводится читать, что какой-то человек может "спасать" Церковь неким соглашением с безбожной властью, я могу на это лишь сказать, что это не так и что я удивляюсь тому, как в наше время архиерей может занимать такую позицию, потому что этим он автоматически отлучает от Церкви всех мучеников первых веков. Что было бы, если бы они пошли на соглашательство с безбожной властью тех времен, которая, между прочим, была менее злой, чем советская, поскольку она еще не знала христианства? Если бы в те времена мученики не стали мучениками, а вступили бы в согласие с властью, то Церкви давно бы не было. Поэтому сергианская позиция нынешних архиереев крайне огорчает и удивляет. На этой основе может и должно произойти воссоединение. Когда во время Византийской империи в Церкви появилось иконоборчество, вопрос, поставленный этой ересью, был решен на Соборе. На том Соборе не только восстановили почитание икон, но и определили — как следует принимать в общение с Церковью архиереев, участвовавших в этой ереси. Таким же образом и мы должны подходить к нашей проблеме. Надо посмотреть: кто и как участвовал в сергианстве, чтобы потом решить, как и с кем поступать. Мы понимаем, что некоторые из этих архиереев участвовали в сергианстве либо по неведению, по неосведомленности, либо по недостатку духовной интуиции, опыта, либо по другим причинам. Есть и такие, кто участвовал в этом сознательно. Но если они чистосердечно раскаиваются, то, естественно, их место — в Церкви. Конечно же, эти вопросы надо решать соборно, в Церкви. Мы не смеем скрывать истину, а то, что происходит сейчас в МП, есть не просто сокрытие истины. Идет процесс оправдания мифа, и это страшно. Поэтому я очень надеюсь, что нам будет дана возможность совместно серьезно обсудить эти вопросы и найти общий язык, чтобы выработать какое-то общее постановление, которое сможет привести к новому толчку в нашем движении на пути воссоединения всех частей Русской Церкви в одно православное живое тело и избежать уклонения в какую-нибудь ересь или неправду.

Корр.: Нам известно, что после объединения Германии активизировалась деятельность МП на территории Вашей епархии. В частности, правящий архиерей МП получил титул "Берлинского и Германского". Как Вы оцениваете эти события? Создают ли они опасность для нормальной церковной жизни Вашей епархии?

Архиепископ Марк: Я бы не сказал, что их деятельность активизировалась. Напротив, один из деятелей МП, выступая недавно на съезде православного духовенства в Германии, сказал: "У нас вообще фактически нет приходов — несколько священников с маленькой горсткой людей". Он сказал это совершенно откровенно и честно. Действительно, возникла некоторая проблема из-за того, что вдруг МП дала своему представителю в Германии титул Берлинского и Германского, очередной раз нарушая каноны. Мы, семьдесят лет находясь за границей, избегали даже того, чтобы присваивать нашим епископам титулы, которые имеют, скажем, англиканский или римо-католический архиерей. Так, мой предшественник в Английской епархии не носил титул "Лондонский", потому что в Лондоне был англиканский архиепископ. Наш епископ в Англии носил титул какой-то никому не известной деревушки в предместье Лондона — Ричмонда. Мы шли на это, хотя и понимали, что имеем полное право воспользоваться тем титулом, который имел неправославный архиерей. А тут вдруг приходят люди, прибывшие в Германию на щитах Красной армии. Они завоевали лишь одну часть Германии, но вдруг присваивают себе титул, который уже свыше 60 лет имеют православные русские архиереи. Этот беспрецедентный случай показывает, насколько ложны обвинения в наш адрес, будто мы вмешиваемся в чужие дела, открывая приходы в России. Это вранье, к сожалению, не способствует стремлению к возможному объединению. Наоборот — это приводит к появлению новых препятствий, новых ям, через которые потом будет очень трудно перепрыгнуть. Я не осуждаю архиерея МП в Германии — вероятно, почва, на которой выросло это явление, подготовлена не им. Это кто-то другой, не знающий церковных канонов и церковной практики, решил за него. Но, тем не менее, это печальное событие вносит только новый раздор в нашу церковную жизнь, вместо того чтобы создавать условия, в которых мы можем жить совместно, созидая единую Русскую Церковь.

Корр.: Если можно, расскажите вкратце о программе Вашей поездки в Россию.

Архиепископ Марк: Я приехал сюда для приема экзаменов у заочных студентов семинарии, устроенной при нашем монастыре в Мюнхене. Пробуду в Москве несколько дней, а затем собираюсь поехать в Сибирь, чтобы там также принимать экзамены и встретиться со священниками, которые в свое время первыми перешли в нашу Церковь с отчаяния, потому что местный архиерей не разрешил им даже крестить людей по-православному, заставляя совершать какое-то латинское лжекрещение.

Корр.: Как Вы оцениваете перспективы отношений РПЦЗ с греческими Старостильными Церквами?

Архиепископ Марк: К сожалению, греческие старостильники постоянно ссорятся между собой, анафематствуя и отлучая друг друга от Церкви. Поэтому старостильное движение в Греции, которое поначалу носило очень серьезный характер и в котором находятся многие очень благочестивые люди (перед ними я просто преклоняюсь), политикой своих архиереев, и не только архиереев, сведено на совершенно несерьезный уровень. Я еще раз подчеркиваю,чтохоть и очень уважаю многих и многих людей, находящихся в старостильных группировках, но тем не менее я не могу согласиться с неоправданно крайними взглядами их архиереев.

Для России проблема греческих старостильников в последнее время осложнилась тем, что как минимум одна, а может быть и несколько греческих старостильных ориентаций насаждают здесь свою иерархию, не имея на то никакого права и никаких оправданий с канонической или богословской точек зрения. Я очень жалею тех людей, которые участвуют в этом процессе, потому что они вносят в Россию ту нечисть, которая накопилась в этих греческих иерархиях, оскверняя почву, и так уже достаточно оскверненную десятилетиями безбожной власти.

Корр.: Каковы сейчас отношения РПЦЗ с Сербской и Иерусалимской Православными Церквами?

Архиепископ Марк: Отношения нашей Церкви с Сербской и Иерусалимской Церквами в настоящее время трудно определить. С Сербской Церковью очень сложно поддерживать какие-либо контакты в условиях войны, раздирающей народ и страну. Но я должен принципиально сказать, что у нас с Сербской Церковью всегда были самые чистые и приятные отношения. Я сам получил богословское образование в Сербии и до сих пор очень тесно связан с множеством сербских архиереев, а тем более священников и монашествующих. В свое время покойный Патриарх Герман пригласил меня преподавать на богословском факультете в Белграде, однако я не смог принять его приглашение, потому что у нас не хватало священников. Но это приглашение свидетельствует о том, сколь близки у нас отношения с Сербской Церковью. Бывая в Сербии, я служу в любых монастырях, в любых храмах — это право мне дал покойный Патриарх Герман. Так что с сербами у нас очень тесное личное и вообще церковное общение. С Иерусалимской Церковью дела обстоят несколько сложнее, потому что на нее, равно как и на другие Православные Церкви на Востоке, оказывает сильное давление МП. Однако в Иерусалиме у нас находятся монастыри, в которых поминается имя Иерусалимского Патриарха как местного главы Церкви, и мы, естественно, общаемся с Иерусалимской Патриархией. Когда, бывая в Иерусалиме, мы ночью приходим на Гроб Господень, то обычно служит греческий архиерей, но мы, русские архиереи, причащаемся в алтаре сами и причащаем своих клириков. Естественно, мы имеем очень близкие отношения с Иерусалимской Патриархией, потому что находимся на ее территории.

Беседовал Александр Солдатов

Православный журнал "Вертоградъ", № 1, 1993 год


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования