Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Н.С.Демкова. Фрагменты из неизвестных сочинений протопопа Аввакума. [древлеправославие]


Несколько неизданных отрывков из посланий или других сочинений протопопа Аввакума есть в собрании рукописей РНБ: О.ХVII.37. Л. 6—6об.; О.ХVII.37. Л. 7—7об.; Q.I.1363. Л. 295-296; Архив В. А. Бильбасова, В-68. Л. 19. Все эти отрывки готовились к печати П. С. Смирновым, они должны были войти во 2-й том "Памятников истории старообрядчества XVII в.", но издание не состоялось и отрывки остались неопубликованными. К этому перечню должен быть добавлен и отрывок из сборника О.ХVII.37 (л. 28-28об.).

Изучение этих текстов позволяет внести и некоторые другие уточнения и изменения в обзор П. С. Смирнова. Обратимся прежде всего к отрывкам из сборника О.XVII.37 конца XVII — начала XVIII в. Они представляют особый интерес ввиду своеобразия рукописи: многие из сочинений Аввакума, находящиеся в ней, известны только в этом единственном списке.

Отрывок из "писания" о смерти за "старое благочестие" (как называет его П. С. Смирнов), расположенный на л, 6— 7об. сборника О.XVII.37, бесспорно принадлежит Аввакуму. Является ли он частью одного сочинения или различных, ибо в рукописи между л. 6об. и л. 7 наблюдается явный пропуск, на что указывал уже П. С. Смирнов, — сложный вопрос. Но, по всей вероятности, это не один, а два отрывка из различных посланий Аввакума, так как отчетливо ощущается разница в тоне первого и второго отрывков.

Тон первого отрывка на л. 6—6об. (I) поучительный. Аввакум рассказывает библейскую историю Иова и объясняет, каково "нынешнее настоящее время": дьявол "ратует святую церковь", "никонияня-ловцы", "простерли сеть". Призывы Аввакума "искусить себя", дерзать "за истиннаго Параклита пот топор, и во огнь, и на виселицу" напоминают его обращение к широкому кругу приверженцев и сочувствующих (послание "братии на всем лице земном", послание "рабом Христовым", "сибирской братии" и т. п. Создается впечатление, что Аввакум адресовал свое сочинение людям, не искушенным в борьбе и лишениях. "Не озирайся вспять", "жены и дети предай Владычице, Богородице, крепкой", — поучает он.

Совсем иной тон второго отрывка, на л. 7—7об. (II). Адресаты послания — священники ("Ну, миленькие, священники, пойте, батюшки мои, пойте, светы, песни красныя"). Они единомышленники протопопа, "мученики", Аввакум просит у них прощения за грехи. Главный пафос отрывка — также призыв к стойкости, но если в первом послании звучал строгий пр-каз "духовного отца": "Али не имаши очей видети писанная? Или не имаши ушей слышати слово Божие? Али затмился ум просити помощи от всемогущия десницы? Проси, и не озирайся вспять", — то во втором послании Аввакум оказывает моральную поддержку таким же убежденным защитникам "старой веры", как и он сам: "станем добре, молю вы, не предадим благоверия, умрем же всяко", "наше же избранное воинство. . . животом вечным живи", "в нашем полку и мертвых нет".

Весьма интересно начало этого второго отрывка, где Аввакум рассказывает о своей ссоре с известным врагом старообрядчества, погубившим многих людей старой веры; ".. .меня в те поры", — так, с обрывка предложения, начинается сочинение. "Я шапкою тряхнул: „Отрясаю, реку, и прах, прилепший от ног моих", — да и пошел. — „Примись, — реку, — за меня, такой-сякой", — идучи, говорю. А што зделаешь? Нашю ж братию многих погубил". Речь здесь идет о патриархе Никоне; весь этот фрагмент содержится в рассказе Аввакума о встрече с Никоном в "Житии" по Прянишниковскому списку.

Нужно отметить, что начало первого отрывка — рассказ о льве, которому "даны от бога гласныя сосуды", - имет почти полную аналогию в тексте послания Симеону, Ксении Ивановне и Александре Григорьевне (в толковании стиха о "скимнах рыкающих") и нигде больше в сочинениях Аввакума не встречается; рассказ об Иове, более краткий, читается в послании "всем. . . ищущим живота вечнаго".

П. С. Смирновым не был отмечен отрывок из рукописи О.ХVII.37, на л. 28—28об. (III), который также может считаться принадлежащим перу Аввакума. В этом отрывке автор негодует на "нерадение о души бедной" христиан, "угрызающих" друг друга "в злобе", хотя "довлело бы" и той "злобы и наветов", что исходят от "еретиков тех". По своей настроенности этот отрывок воспринимается как часть поучения, написанного в духе моральных увещеваний Аввакума. Очень характерны для Аввакума и отдельные выражения и обороты: "увы, полно говорить о сем моему языку"; "не токмо мужие, но и жены и ропятка-щенятка козням сотониным извычни". Автор сравнивает Бога, спасающего православных, с "рыбарем": "Из них же, окаянных, Бог промыслом своим своих восхищает, яко рыбарь из моря удою рыбу, по человеку и по два, и по три во граде уловляет, а во ином месте яко неводом и... зацепит". Сравнение Бога с "рыболовом" читается в тексте "Книги толкований" Аввакума: "Мудро Господь диявола тово победил, братия; обманул ево, яко рыболов рыбу удицею подцепил". Некоторые фразы из этого отрывка встречаются в других сочинениях Аввакума. Так, фраза "нашего ради спасения претерпе крест, о срамоте не радив, смерть вкусив, воскресе и вознесеся и седе одесную Богу и Отца" постоянно употребляется Аввакумом. В несколько более развернутом виде она читается в "Нравоучении", входящем в "Книгу толкований". Часто встречаются в сочинениях Аввакума и слова апостола Павла о власти Христа из I Послания коринфянам (XV, 24—27). Интересно их употребление в данном отрывке: здесь они звучат как слова автора, выражающие его представление о "Божьем царстве" на земле, в котором будут упразднены всякие земные власти: "Седит на престоле царсте, дондеже упразднит всяко начальство и всяку власть и силу, подобает ему царствовати. Таже со владыки небесными приидет судити и воздати комуждо по делом его". Некоторое недоумение вызывает последняя, оборванная фра за отрывка: "Пойду из града в пустыню, аже обрящу раба безгневна и припаду х коленома его о ползе душевной". О каком "граде" и "пустыне" может идти речь, если перед нами писание пустозерского узника? По всей вероятности, это риторический прием, один из тех, что часто встречаются у Аввакума. Так, в послании "отцам святым и преподобным маткам", которое в рукописи идет сразу же за анализируемым текстом (л. 29), Аввакум писал: "Благословите, отцы святии... дерзнул нагой грешник, из земли притти в недра ваши".

Особенно близок этот оборот к тексту Аввакума из письма царевне Ирине Михайловне, написанного также из Пустозерска: "Пойду в пустыню, куды очи несут, направляем Христом и Пречистою Богородицею".

Ввиду малого объема отрывков датировать их не удалось, Другие отрывки, указанные П. С. Смирновым: "Писание нового страдальца за имя Исус Христово священно протопопа Аввакума про Никона патриархе сице" (Q.1.1363. Л. 295-296), выражающий самое общее отрицательное отношение к никонианству, а также часть неизвестного сочинения, рассказывающая о "владычьняго двора казначее" казанце Ионе, который "разжигаем духом Божиим", обличал "армянскую ересь" никониан (архив В. А. Бильбасова. № В-68. Л. 19), - не вызывают сомнений в принадлежности Аввакуму, хотя эти отрывки и не так ярки и значительны, как рассмотренные выше, и здесь не публикуются.

Два неизвестных отрывка из сочинений Аввакума удалось обнаружить в собрании БАН.

Отрывок из послания "старцу Иосифу" (IV) тематически близок к "Беседе о кресте к неподобным" и посланию "чадом, во свете живущим"; он посвящен спорам среди старообрядцев об изображении креста. Находится отрывок на л. 54— 55об. сборника БАН, 45.6.3, конца XVII —начала XVIII в. (филигрань — шут с семью бубенцами), в 8°, писан скорописью и полууставом, на 159 л. Переплет — остатки кожи без досок, верхняя крышка отсутствует. Сборник ветхий. В составе его: "Сказание о стрелецком бунте 1682 г. и споре Никиты Пустосвята" (без конца), послание Аввакума "братии на всем лице земном" (неполный вид редакции "а" в издании РИБ), старообрядческое сочинение "О причащении", упомянутый отрывок неизвестного текста, Соловецкая челобитная, челобитные священника Лазаря царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу.

Отрывок из послания "старцу Иосифу", помимо того, что он содержит материалы для изучения воззрений Аввакума, интересен ярким выражением мысли Аввакума о демократизме Христа-изгнанника, в представлении Аввакума, о близости Христа к "горюнам", которые "величают" его "по темницам", в противовес гонителям — никонианам.

Заслуживает внимания исследователей сочинений Аввакума и его характеристика пьяницы, созданная в присущей Аввакуму манере просторечного сказа с развитым уподоблением пьяного человека медведю (V). Читается этот отрывок в рукописи БАН, 17.9.5, на л. 195—195об., в старообрядческом сборнике третьей четверти XVIII в., среди выписок из посланий Аввакума.

Тексты сочинений Аввакума публикуются здесь не полностью, из них исключены отрывки, дословно совпадающие с уже изданными текстами, и части, содержащие сугубо богословские рассуждения, "свидетельства" и выписки из богословских сочинений.

I

. . . восхитити и испросити от Бога пищу себе, сиречь льву, даны от Бога гласныя сосуды. Какова зверя восхощет ясти, теми зовы и назнаменует гласом. И приходящев уловляет и снедает. Тако и мысленный скимни, беси, у Бога просят да борют правоверных, и бравшеся, или победят, или победятся. Чти в Иове о сем, да разумеешь, еже есть реку сокращенно.

Приидоша ангелы поклонитися Господеви, прииде же и диявол. Рече Бог: "Несть под небесем таковаго, якоже Иов, человек праведен, непорочен, незлобив". И отвеща диявол: "Не тако чтет тя Иов, яко обл. . . Аще дашь ми его искусити, да разумееши, яко тогда в лице тя благословит, сиречь проклянет. Кожа за кожу и вся человек отдаст за душу свою, сиречь от многа, де, много и дает". Господь же уступи ему, рек: "Вся ти во область предаю, ино токмо соблюди душю его". Он же вся развоевал: скоты и дети погубил, и самого Иова язвою гнойною удари от главы и до ноги. Иов же умилился о сем, ниже боявся спасения своего, терпя, благодаря и глаголя: "Господь дал, Господь взял. Буди име Господне благословенно во веки".// Брався диявол и побежден бысть. О сем дозде.

Да разумеете реченное о нынешнем настоящем времени. Испрошением испроси велиар у Владыки да ратует святую церковь. Якоже Златоуст рече, "На июдея", слово 3: "Сего ради Бог попущает рати, да же разжегутся, да же убелятся, да же явленни искуснии будут в вас". И апостол рече: "Себе искушайте, братие, себе искушайте". И Лествичник рече: "Аще ныне искусимся, да тогда огнь нас не искусит". Мы же на никониян стужаем, а сами в лености пребываем. Пускай их тружаются с чертьми около нас, промышляют наше спасение, никонияня-ловцы! Да ты сеть простертую гляди. Али не имаши очей видети писанная? Или не имаши ушей слышати слово Божие? Али затмился ум просити помощи от всемогущия десницы? Проси, и не озирайся вспять, яко Лотова жена. Но тако Авраам остави землю Халдейскую и преселися в Харран, и оттуду погребше отца своего в землю обетованную. Просто рещи: не пекися о родителях, не брегших своего спасения, но дерзай за истиннаго Параклита пот топор, и во огнь, и на виселицу. Утешит он, свет наш, утешитель истинный, вечным утешением в век грядущий. А жены и дети предай Владычице, Богородице, крепкой...

(РНБ. О. XVII.37. Л. 6—6об.)

На этом текст обрывается.

II 

 . . . меня в те поры. Я шапкою тряхнул: "Отрясаю, реку, и прах прилепший от ног моих", — да и пошел. "Примись, — реку, — за меня, такой-сякой!" — идучи говорю. А что зделаешь? Нашю ж братию многих погубил. Ну, простите мя Господа ради и помолитися о мне, грешнем, вас теша, да себе скудость творю. Молитеся о недостатках моих. Станем добре, молю вы, не предадим благоверия, умрем же всяко.

Ленивой, пробудися! И ты с нами же дерзай, вниди во огнь Господа ради. Не убоимся от убивающих тело, душа же не могущих убити. Испечемся, яко хлеб сладок, святей Троице, отдадим образу пообразная. Возри на распятаго нас ради, человек, и нашего ради спасения, видим Сына Божия, при Понтийстем Пилате страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день, по Писанию, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную отца, и паки грядущаго со славою судити живным и мертвым, его же царствию несть конца, еже есть живым и мертвым, живым християном, а никонияном умершу.

Якоже и в Видении Иоанна Богослова  // написано: "Иже не поклонишася зверю и иконе его и не прияша начертания на челех своих и на руце своей, и ожиша, и воцаришася со Христом тысяща лет". А прочии же мертвецы не ожиша, еже есть никонияня и прочии еретицы. Дышат, яко коровы, а душами умерли. Не ползовал их Христос, от него отступивших. Наше же избранное воинство повсюду страждущих за свидетельство Исусово и за слово Божие, животом вечным живи. Просто рещи: в нашему полку и мертвых нет. Воскресохом бо со Христом, к тому уже не умрем, смерть на ны к тому не обладает, понеже в той же писано главизне: "Блажен и свят, иже имат часть в воскресении первем, на них же смерть вторая не имат области, но будут иереи Богу и Христу, и воцарятся, с ним во веки".

Ну, мученики, чево ж лутче сего хотеть?... смерть вторая не имат над нами области. По силе ныне, яко попы, а преселившеся отсюду будем со Христом, яко цари. Ну, миленькие священники, пой-те, батюшки мои, пойте, светы, песни красныя. На мертвецов-тех, на бля.. .

(РНБ.О. XVII. 37. Л. 7— 7об.)

На этом текст обрывается.

III

в страсти безчестия впадает, в блуды и разбой, и иная злая: клеветы, и обиды, в хищение и пьянство, и прочая, яже в мире видима бывают и невидимая злая. Не токмо мужие, но и жены, и ропятка-щенятка козням сотониным извычны. И так то поемлюще друг на друга, все колесницею текут, яко з горы, от Бога во ад преисподней.

Как помышляеш, Бог ли поганяет в погибель? Да не будет, но дьявол споспешъствуя, яко прежде потопа и в Содоме и Гомере, ожесточивает сердца непокоривых, дондеже и погибнут. Из них же, окаянных, Бог промыслом своим своих восхищает, яко рыбарь из моря удою рыбу, по человеку, и по два, и по три во граде уловляет, а во ином месте яко неводом и трудою зацепит. Потщимся, братие, любовию притецы к Богу, да же праведных не лишимся части, почтим достояния нашего образ, // уподобимся Христу, будем и мы, якоже Христос, зане и Христос, якоже и мы: восприят всю со страстми плоть нашу, кроме греха, сиречь немощьствуя, яко человек плотию, бояшеся и потяше, нашего ради спасения претерпе крест, о срамоте не радив, смерть вкусив, воскресе и вознесеся, и седе одесную Бога и отца. Седит на престоле царсте, дондеже упразднит всяко начальство и всяку власть и силу, подобает ему царствовати. Таже со владыки небесными приидет судити и воздати комуждо по делом его. Лениве и неключимый рабе, что успеет тогда? Нынешняя суета наша и нерадение о души бедной, к тому же, яко в пьянстве, во гнете напыщения и в злобе друг друга угрызая, довлело бы нам и от еретиков-тех пагубныя тоя злобы и навета. А мы еще к тому сами себя закалаем. Увы, полно говорить о сем моему языку! Пойду из града в пустыню, аже обрящу раба безгневна и припаду х коленома его о ползе душевной. . .

(РНБ. О. XVI 1.37. Л. 28—28об.)

'На этом текст обрывается.

IV

Из послания "старцу Иосифу"

. . , // Иосиф старец, нашто ты блудиш нат крестом тем Христовым, соскребаеш "нику"? Говориш, тезоименно, де, Никону патреарху, не подобает, де, тому на кресте быти. И я тоже глаголю, яко тезоименно. "Ника" глаголется победа, победил Христос диявола и козни его сотре, распятся на кресте Христос, оттоле упразнися сила дияволя. Древом сим сердце ему прободе, и Адамово падение крестом исцелил, якоже писано есть, древом бо подобаше древо исцелити, како же и разбойник крестом отверзе рай, и сам Христос // крестом восход на небеса устрои, и многая крестом победа везде. Подпись "ника" — честь и величество кресту, а идеже несть потписи сея, той и не Христов крест, понеже много крестов: апостольския, и разбойничий, сеновний, четвероконечный.

А что тезоименито глаголется лев — Христос, лев и антихрист, Бог — Христос, бог и диявол, якоже пишет апостол Павел, в них же бог века сего ослепи разумы неверных, се диявола // богом темным нарицает, а лвом Христа и антихриста, Ипполит пишет. Да и человецы богом зовутся, якоже к Моисею рече Бог: "Сотворю тя бога фараону", — и псалмопевец: "Бот Богом Господь глаголется, еже есть святым своим"; еще же: "Аггел божий и аггел бесовский". И о Христе пишет: "Господь господем, и князь князем, царь царем земным". Такоже и диявол князь тмы и царь глаголется. Победитель Христос всякому злу, победитель и диявол всякому добру. Писано во Апокалепсисе и о звери седмоглавном сице: "И дано бысть ему брань творити со святыми, победити я". Виждь, дано ему побеждати. Еще же и о Христе Дамаскин поет: "Победу имея, Христе, еже на ада//и на крест взыде". И во Апоколепсисе реченно: "Аз жаждущему дам от источника воды животныя, туне побеждай, наследит вся". Вот и святыя победители глаголютъся.

Одна речь, да не однака победа. И ты, пожалуй, су, Иосиф, не грабь у нас креста тово ради Бога. Толко, су, кресту тому Христову от вас стало: никонияня с просвир преже скинули осердясь, потом и с престола ис церкви согнали, а ты, что мышь грызеш за сердце ево же, света. Да где ему стало детца от вас! К жидам пойти — а жиды и давно не любят ево, собаки бешеные. По пустыням он ныне, да по темницам величается, у своих тех горюнов, а ис церкви выгнали везде. .

(БАН. 45.6.3. Л. 54—55об.)

На этом текст обрывается.

V

Ниже. Отцы безъсловесныя всегда воду пиют, видал я, и всегда единаки умом, а пьяница подобен медведю, кровососу лютому. Егда зацепит лапою корову кою, бедную, таки, су, едва-едва отделается. Тако у пьянова лапы вся зацепляют клевреты своя.

(БАН. 17.9.5. Л. 195—195об.).

ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ ОБ АНТИХРИСТЕ, ПРИПИСАННЫЙ АВТОРСТВУ АВВАКУМА

В рукописи второй половины XIX в. (РГБ. Собр. Е. В. Барсова. № 259. Л. 58—58об.) находится небольшой фрагмент текста, озаглавленный: "Выписано из книги Аввакума протопопа". Хотя стиль фрагмента не убеждает в безусловной достоверности этой атрибуции, но выписка, несомненно, сделана из сочинения XVII в., посвященного толкованию Апокалипсиса (главы XVII—XVIII) в духе представлений раннего старообрядчества: автор рассуждает о распространении в мире власти "седмоглавного диявола" ("змия"), который миролюбив по отношению к тем, кто с ним "соединился", и, напротив, "зело ратует" христиан, не принимающих его "ложнаго учения". Учитывая необходимость полного исследования всех текстов и фрагментов рукописей, надписанных именем Аввакума, предлагаем эту выписку вниманию исследователей.

Отрывок из неизвестного сочинения об антихристе

Выписано из книги Аввакума протопопа 

Не дивися тому, что таковым падением падоша с прелюбодейцею римскую и соединилися со дияволом седмоглавным. За что ему их воевать, своих сущих? Нас же, християн, сопротивляющихся истекшей его воде, которая из седмой его главе вытекла, за женою, парившею в пустыню, и зело ратует различными козньми, яко не пием его воды, сиречь не приемлем ложнаго учения, понеже имамы кождо из нас два крила, сиречь Новаго и Ветхаго закона книги. И сими чювственный християнин от воды змиевы да улетает и не потоплен бывает. // Не имеяй же сих крыл, сиречь не ученый книгам, сии да имеют два крила: си есть смирение и послушание и прочии добродетели законьнии, сими да улетает же змиевы воды.

(РГБ. Ф. 17. № 259. Л. 58—58об.).

Из кн. Н.С.Демкова "Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества", Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования