Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

A.В.Седов. Многострадальный храм. О многолетней борьбе официальной Церкви с Городецкой часовней. [древлеправославие]


В настоящей статье речь пойдёт о Городецкой часовне, долгие годы служившей главным храмом для старообрядцев Нижегородского и Костромского Заволжья. Городецкая округа с XVII в., со времени церковного раскола, стала крупным центром ревнителей "старой веры", главным образом беглопоповского согласия. Естественно, что со временем в Городце образовалось старообрядческое кладбище, а при нём в 1786—1788 гг. была возведена часовня. Произошло это при императрице Екатерине II, в эпоху "просвещённого абсолютизма", когда гонения на старообрядцев были ослаблены и Нижегородский губернатор И.М. Ребиндер пошёл на такую уступку старообрядцам Городца (1). На этой основе сложилась легенда, что якобы Городецкая часовня была освящена самой Екатериной II, которая, путешествуя в 1767 г. по Волге, заглянула и в Городец (2). Примечательно, что Городецкая часовня была основана вслед за московским центром старообрядчества — часовней при Рогожском кладбище в 1771 г. (3).

Но Городецкую часовню буквально в штыки встретила церковь официальная, потому что она мешала ей вести миссионерскую работу. Особенно раздражало "никониан" стремление го-родецких староверов преобразовать часовню в храм. И священники повели многолетнюю коварную борьбу с Городецкой часовней, пытаясь уничтожить её или хотя бы не допустить превращения в храм. Уничтожение Городецкой часовни стало заветной мечтой Нижегородской духовной консистории. Даже П.И. Мельников-Печер-ский, по заданию Министерства внутренних дел изучавший "раскол", в "Отчёте о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии в 1854 г." писал, что уничтожение Городецкой часовни без сомнения послужило бы к ослаблению раскола (4).

Преобразуя часовню в храм, старообрядцы Городца уже в 1789 г. возвели над нею купол с крестом и рядом поставили деревянную звонницу с 6 колоколами. Официальное духовенство забило тревогу. В том же 1789 г. священник соборной Троицкой церкви Городца доносил епископу Нижегородскому и Алатырскому: "Отпавшие от православного исповедания в раскол крестьяне с. Городца и деревень на пашенной земле церкви Спаса, заняв самовольно немалое число её, построили наподобие церкви деревянную часовню, обнесённую оградой, и в ней десять дьяконов беглых" (5). В том же 1789 г. часовня неожиданно сгорела. Трудно поверить, что пожар был результатом небрежности старообрядцев, людей аккуратных, совершенно трезвых и некурящих. Разумеется, тогдашние власти никакого расследования не провели. Но злой умысел противников часовни более чем очевиден, потому что она была для них, как говорится, "бельмом на глазу".

Пожар уничтожил часовню-храм, но не погасил свечу старой веры, приверженцы которой в том же злосчастном году, как трудолюбивые муравьи, дружно взялись за восстановление часовни. Убедившись, что огненная провокация не помогла, Нижегородская духовная консистория обратилась за содействием к власти светской, Нижегородскому наместничеству. С удовлетворением констатируя, что "часовня сгорела до основания, вся обратилась в пепел", консистория с тревогой обращала внимание чиновников на то, что старообрядцы возобновляют часовню. "Строить начинают! — вопияла консистория. — А церковные служители воспретить им не в силах... Почему и просим о запрещении им вновь строить на церковной земле раскольничью часовню" (6). Текст этой отчаянной мольбы к властям явно выдает "никониан" как поджигателей старообрядческой часовни.

Тяжба официального духовенства с городецкими старообрядцами из-за часовни-храма растянулась на долгие годы. Шла она, в основном, вокруг двух вопросов: храмовой колокольни и церковной земли. Стремясь преобразовать часовню в храм, старообрядцы восстановили звонницу и к 1832 г. довели число колоколов на ней до 9. А в самой часовне поставили четырёхъярусный иконостас. Служба велась ежедневно, сопровождалась красивым хором из 12 певчих (7).

В борьбе с Городецкой часовней чиновники пытались использовать единоверческую церковь. В 1827 г. настоятель Высоковского единоверческого монастыря, располагавшегося в Костромской губернии, обратился к императору Николаю I с предложением передать Городецкую часовню под единоверческий храм. Император идею поддержал, но этому решительно воспротивились городецкие старообрядцы (8). В дело вмешался Святейший Синод, в 1840 г. приказавший "запечатать Городецкую часовню". На этом основании в 1849 г. у часовни были конфискованы все колокола (9).

Но сама часовня устояла, что раздражало официальное духовенство. В 1846 г. благочинный с. Городца протоиерей М. Преображенский доносил консистории: "В Городце, на земле Спасской церкви, с давних времён устроена деревянная раскольничья часовня секты поповщины с кладбищем, в которой совершается каждодневная служба" (10). Более того, власти невольно сами укрепили позиции часовни. Когда в 1852—1853 гг. полиция порушила большинство заволжских скитов, масса скитников и скитниц устремилась в Городец, к своим единоверцам. Это сильно встревожило духовные власти. В 1858 г. городецкий иерей заявил, что "многие скитники перебрались в Городец, а это усиливает значение села как крупного центра раскола". В целях предупреждения такой "опасности" иерей снова предлагал губернскому "секретному совещательному комитету по делам о раскольниках" закрыть Городецкую часовню. Но городецкий поп, видимо, плохо разбирался в изменившейся политической обстановке. Готовилась отмена крепостного права, новый император Александр II занял либеральную позицию. Нижегородским генерал-губернатором стал бывший декабрист А.Н. Муравьёв, который не согласился с таким иезуитским предложением, полагая, что оно принесёт больше вреда, чем пользы (11).

В 1874 г. часовню снова подожгли. Но старообрядцы были настороже, вовремя заметили беду и пожар потушили, обгорели лишь крыша и часть потолка. Стараниями прихожан часовня снова к 1876 г. возродилась, а в 1879 г. её вместе с кладбищем обнесли каменной оградой.

Вот тогда официальное духовенство уцепилось за землю, пытаясь доказать, что старообрядческая часовня стоит на чужой земле, якобы принадлежащей синодальной Спасской часовне. И ничтоже сумняшеся, божьи служители потребовали от Городецкой часовни уплаты арендных денег за все долгие годы её существования (12). Естественно, что сумма обозначилась непосильная, возмущённые старообрядцы обратились в суд. И здесь официальная церковь, привыкшая к безоговорочной защите государства, снова просчиталась. Александр II своей судебной реформой учредил в России самый демократичный по тем временам суд, который затребовал от спорящих сторон документальные подтверждения прав на землю. Но у служителей Спасской церкви никаких документов не оказалось. Они долго тянули дело и в конце концов сослались на мифический пожар, в огне которого требуемые документы якобы сгорели. А старообрядцы представили мирской приговор крестьян графа Орлова, которые из надела своей общины выделили для старообрядческого кладбища и часовни 5,5 десятин земли (а не 10, как утверждала противоположная сторона). В результате городецкие старообрядцы выиграли очень важное дело (13).

Глухой ночью 17 мая 1893 г. городецкая часовня была заново подожжена и сгорела дотла. В огне погибли все древние иконы и книги, дорогая утварь (14). Вот тогда на защиту старообрядческой святыни встал нижегородский купец-старовер Н.А. Бугров. Он щедро финансировал новое строительство часовни, и к 1896 г. она снова возродилась, но уже в камне. Николай Александрович богато её украсил, поставил дорогой иконостас кипарисового дерева, из своей домашней моленной пожертвовал часть древних икон и старопечатных книг (15).

Каменную часовню уже не спалить, как деревянную. И её противники снова обрушились на часовенную звонницу, требуя разобрать её, чтобы не дать часовне преобразоваться в храм. Нижегородская духовная консистория предписывала "немедленно разобрать колокольню при часовне и звон не производить" (16). Но городец-кие старообрядцы, имея авторитетную поддержку влиятельного Н.А. Бугрова, уже спокойно игнорировали все угрозы официального духовенства. И Городецкая часовня до самой революции 1917 г. надёжно служила главным храмом старообрядцев Заволжья. В 1909 г. православный миссионер И. Ломакин жаловался обер-прокурору Святейшего Синода Саблеру, что "городец-кие беглопоповцы захватили православную землю Спасской церкви и поставили на ней свою часовню и кладбище. Часовня эта имеет вид православного храма. Она и кладбище богато благоустроены купцом Бугровым, производят большой соблазн в православном населении, служат средством к совращению в раскол" (17).

Служба в Городецкой часовне продолжалась до 1933 г., привлекая прихожан великолепным хором певчих и малиновым перезвоном колоколов. К сожалению, большевики ответили старообрядцам, дававшим им деньги на революцию, чёрной неблагодарностью: звонницу взорвали, колокола разбили, часовню закрыли. К счастью, она уцелела. В настоящее время в ней располагается школа (18).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Ф.177. Оп.766. Д.4163. Л.240.

2. Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. Нижний Новгород, 1910. Т.IХ. С. 166. (Далее - НГУАК).

3. Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. СПб., 1894. С.72.

4. НГУАК. С. 177.

5. ГАНО. Ф.570. Оп.535. Д.23. Л.1.

6. Там же. Ф.4. Оп.2. Д.26. Л.1.

7. Там же. Ф.570. Оп.559. Д.28. Л. 12.

8. НГУАК. С. 169.

9. ГАНО. Ф.570. Оп.557. Д. 15. Л.1, 40, 52.

10. Там же. Д.38. Л.23.

11. НГУАК. Т.4. С.40.

12. ГАНО. Ф.177. Оп.766. Д.4163. Л.25.

13. Там же.

14. Там же. Ф.2. Оп.6. Д.2503. Л. 17.

15. Там же. Л. 18.

16. Там же. Ф.570. Оп.559. Д.27. Л.26.

17. Там же. Д.23. Л.55.

18. Старообрядец. 1996. №1 (2).

Седов Андрей Васильевич родился 17 октября 1924 г. в д. Матюхино Вязниковского района Владимирской губернии. В 1950 г. закончил Горьковский педагогический институт им. А.М. Горького. Доктор исторических наук (1981 г.), профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Научные интересы в области старообрядчества — история нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых. Участник II и V научно-практических конференций "Старообрядчество: история, культура, современность". Автор более 60 статей.

Основные работы по старообрядчеству:

1. Основатели нижегородской фирмы Бугровы // Вопросы истории. 1994. №7.

2. Славный купеческий род // Нижний Новгород. 1998. №2.

3. Старообрядцы Бугровы — крупнейшие предприниматели Нижнего Новгорода // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996.

4. Пётр Бугров — крупнейший нижегородский солеподрядчик // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2000.

Из сборника "Старообрядчество. История, культура, современность", № 10


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования