Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Любовь и секс в Исламе. Часть первая: Любовь, секс и религия. [ислам]


От издательства

Тема любви и секса в Исламе полна мифов и небылиц. Для многих сама постановка вопроса кажется абсурдной – порой Ислам в обыденном сознании далекого от религии человека представляется косной и реакционной идеологией, подавляющей любое живое начало в человеке. Однако это не только не является истиной, но и полностью противоречит духу этой религии: согласно Исламу, человеческая личность от рождения наделяется правом на удовлетворение своих физических, интеллектуальных и духовных потребностей. Именно в Исламе секс обретает свой реальный и полный смысл, будучи не только средством продолжения рода, получения удовольствия и удовлетворения естественных потребностей организма, но и поклонением Всевышнему и одним из аспектов обретения Его милости и благословения.

Бытование мифов об отношении Ислама к любви и сексу, помимо прочего, наносит серьезный вред мусульманской религии в целом. И это было одним из основных моментов, побудивших нас к изданию книги, которую Вы держите в своих руках. В то же время для многих мусульман вопросы, поднятые в книге, оказываются в числе необсуждаемых. В силу разных причин даже на получение необходимых знаний об интимной сфере жизни человека иногда малообразованными людьми накладывается табу, что противоречит Шариату. Мы надеемся, что книга, которую вы держите в руках, будет полезна как немусульманам, так и тем, кто исповедует Ислам, – всем желающим узнать об отношении этой религии к вопросам отношения полов, минуя недобросовестных или малокомпетентных комментаторов. Следует также обратить внимание на то, что сборник "Любовь и секс в Исламе" – один из первых опытов обращения к этим деликатным вопросам по-русски: какие-либо серьезные исследования на русском языке на эту тему практически отсутствуют, что говорит об острой необходимости открытого ее обсуждения с точки зрения самой исламской религии и лучших ее представителей.

Предлагаемая вниманию читателей книга отнюдь не является попыткой поставить точку в исследовании роли Ислама в интимной жизни человека и взаимоотношений полов. Более того, мы выражаем надежду, что она вызовет живой отклик специалистов и читателей (на что мы, безусловно, рассчитываем) и повлечет за собой дальнейшие усилия, направленные на ликвидацию невежества в области как темы, вынесенной в название книги, так и Ислама в целом.

Мы заранее приносим извинения за некоторую разнородность материалов, приведенных в книге. В данный сборник включены статьи, принадлежащие самым разным авторам, представлены различные подходы к тем или иным ситуациям. Это продиктовано в первую очередь желанием осветить затрагиваемую тему с как можно большего числа сторон, показать ее сложность и глубину. Мы не стремились свести все к одному знаменателю, наоборот – хотели показать весь спектр мнений, представить читателю мысли теологов, ввести в научную дискуссию, ибо широкое обсуждение проблем, основанное на богобоязненности и знании, является неотъемлемой частью Шариата. Мы хотели продемонстрировать читателю: вопросы интимной сферы жизни человека вовсе не решены раз и навсегда так, как ему рассказывали недобросовестные "знатоки Ислама", – нет, они живо обсуждаются лучшими умами исламской общины.

Наличие нескольких мнений, разного подхода исламских богословов к одному вопросу показывает демократичность Ислама, отсутствие косности и догматизма, живой, творческий, оригинальный характер исламской юриспруденции в частности и Ислама как религиозной системы вообще.

Наряду с вопросами, касающимися непосредственно любви и секса, в книге достаточно широко представлена информация о роли и месте семьи в жизни мусульман, так как именно внутри семьи проявления чувств мужчины и женщины, взаимоотношения полов приобретают совершенный и естественный характер. В книге вы также найдете ответы исламских ученых на конкретные вопросы людей, столкнувшихся с той или иной проблемой в процессе взаимоотношений с представителями противоположного пола. Это позволит увидеть, как теоретические разработки богословов реализуются на практике и отражаются на жизни конкретных людей.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в словосочетании "любовь и секс в Исламе" важнейшим и центральным словом является все-таки "Ислам". Иными словами, именно глубокая вера и знание обеспечивают устойчивость мусульманской семьи и всю красоту и естественность отношений супругов в ней, а также счастье, путь к которому никому никогда не заказан...

Список авторов и источников

Разделы, авторство которых не указано, являются переводами фетв Комитета по фетвам сайта IslamOnline (www.islamonline.net). В разделе насущных вопросов ответы с неуказанным авторством принадлежат председателю Экспертного совета ДУМД М.-Р. Саадуеву (впервые опубликованы Независимым исламским информационным каналом Ислам.ру, www.islam.ru). Разделы и ответы на вопросы, взятые из книги Шамиля Аляутдинова "Он и она", подписаны именем автора. Названиями книг подписаны материалы из изданий: Гаджиев М., Султанмагомедов С. Подарок новобрачным. Махачкала: Ихлас, 2003, Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины. Киев: Ансар фаундейшн, 2000, Комментарии "Смысл и значение Корана", SKD Bavaria Verlag & Handel GmbH, Покорная Богу. Сборник проповедей. Махачкала, 2001, Магомед К. Праведная мусульманка. Махачкала, 2002.

Также при подготовке сборника были использованы фетвы Европейского Совета по фетвам и исследованиям, материалы сайтов www.ummah.org.uk, www.minaret.org, www.yaseen.ru, www.allaboutturkey.com и труды следующих мусульманских ученых: Рукаййя Варис Максуд, проф. Хасан Хасаут, муфтий Ибрагим Десай, доктор Шахид Асар, доктор Абу Сауд, доктор Абдуррахман Абдулла аль-Авади, доктор Надия аль-Авади, имам ад-Дин Ахмад, шейх Юсуф аль-Кардави, доктор Музаммил Сиддики (президент Исламского общества Северной Америки, ISNA), Ариф Хан, шейх Атиййя Сакр (бывший глава комитета по фетвам Университета Аль-Азхар), шейх Ахмад Кути (старший лектор и исламский ученый в Исламском институте Торонто, Онтарио, Канада), шейх Мухаммад аль-Мухтар аль-Шинкити (директор Исламского центра г. Саут-Плейнс,Техас, США), шейх Фейсал Маулави (заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям), доктор Мухаммад Абу Лейла (профессор исламских исследований и сравнительного религиоведения Университета Аль-Азхар), шейх М. С. аль-Мунаджжид (известный мусульманский лектор и публицист, Саудовская Аравия), Набиль Харун, шейх Джад уль-Хак Али Джад уль-Хак, Ильшат Насыров (докторант Института философии РАН), шейх Абдуль-Маджид Субх, Хваа Ирфан, шейх Мухаммад Икбал Надви, Шариф Абдель Азим, Карамухаммад Рамазанов.

часть первая

ЛЮБОВЬ, СЕКС И РЕЛИГИЯ

Любовь и секс в Исламе: общий взгляд

О Аллах! Царь в День Cуда! Создатель земли и неба! Смилуйся над влюбленными и спаси их от великих бед! Смягчи сердца их любимых, ведь Ты поистине Внемлющий зову о помощи! Ты близок к тем, кто молит Тебя!

(молитва паломницы во время обхода Каабы)

Из книги аль-Ваша "Аль-мавашша"

Любовь и секс, взятые в контексте исламской религии и культуры, вызывают интерес в силу целого ряда причин. Одна из них – это устойчивое сохранение в сознании людей стереотипов и принятых на веру представлений о сексуальной стороне жизни мусульман. С одной стороны, на Западе и в России многие склонны полагать, что любовь как чувство, а также секс как широкий спектр всего разнообразия половой жизни человека, подавлены жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманский Восток часто предстает в западном массовом сознании как символ сексуальной избыточности, половодья чувственности, а мусульманин – пресловутый "восточный мужчина" – воспринимается как идеальный тип "всегда готового" сексуального партнера.

Любовь и секс с точки зрения человека, ориентирующегося на западную культуру, – вещи самодостаточные, их ценность не нуждается в подкреплении аргументами (религиозными и прочими), они обладают онтологическим статусом в бытии человека. Причины восприятия Ислама как культуры асексуальной, репрессивной по отношению к любви и сексу, кроются, во-первых, в ошибочной интерпретации тех положений Корана, где говорится о любви и сексе, и, во-вторых, в отсутствии анализа раннего периода истории Ислама, а также в условиях Арабского халифата в период его классического расцвета до 1257 года.

Зачастую исследователи черпают материалы для изучения сексуальной культуры Ислама из жизни мусульман, живущих на периферии мусульманского мира. Культура этих народов являет собой результат смешения норм Шариата с доисламскими обычаями и, соответственно, не может быть образцом для анализа. Иногда исследователи анализируют установки идеологии и практики экстремистских движений. Однако Ислам как религия и культура находится далеко за этими рамками.

Следует обратиться к тексту Корана, к содержанию высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), а также к творчеству авторитетных мусульманских авторов. Среди последних можно назвать, например, теолога аль-Газали (1058–1111), крупнейшего авторитета по вопросам исламской догматики и морали (за что он получил почетное прозвище Довод Ислама), и аль-Джахиза (776–869), великого арабского писателя. Можно обратиться также к народному фольклору и арабской классической поэзии. Аль-Газали и аль-Джахиз посвятили ряд работ изложению своих взглядов на проблему любви и секса.

Ислам прежде всего распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно благодаря способности Ислама вбирать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших интимную сферу их жизни. 

Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы.

Известна история, что уже после распространения Ислама некто Салих ибн Абдур-Раззак во время хаджа в Мекке, совершая таваф (обход Каабы), увидел на ее стене лист бумаги со стихами. Неизвестный поэт сообщал жителям Мекки о своей безумной любви к мекканке и признавался, что из-за своей скромности он не нашел другого способа выразить свои чувства, кроме как повесить свои стихи на стену Каабы.

В поэзии мусульманских народов прослеживается утонченный взгляд на секс и любовь. Обессмертивший себя любовью к Лейле Меджнун сказал: "Не быть любимым – значит быть ослом!" Аль-Ахвас ибн Мухаммад аль-Ансари говорил: "Если ты не любил и не знал страсти, то ты – один из камней пустыни". Ему вторили поэты: "Все люди – влюбленные создания!.. Пропащий тот, кто не любил и не был любим".

Также Шерик ибн Абдулла аль-Кади писал, что влюбленным полагается самое большое вознаграждение от Аллаха. А поэт Джамиль прямо сказал, что "умерший от любви тоже шахид". Этот взгляд получает подтверждение в свете хадиса: "Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду".

В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, сбивающее мужчин с пути истинного, как полагали христианские богословы, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.

Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, определяя для этой сферы человеческих отношений свои нормы. В Коране много аятов с призывом к верующим вступать в брак. "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость" (30:21).

В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: "...И создали Мы вас парами". Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: "... устроил между вами любовь и милость" (30:21). Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: "самая любимая для меня – Айша".

Следовательно, с исламской точки зрения сексуальное чувство мужчины и женщины коренится в конституции человеческой природы, являясь одновременно орудием Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.

При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: он не только самодостаточен, но является также и целью. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.

О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями между мужчиной и женщиной. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама он осознавал еще и сакральное значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина и – превыше – Аллах.

Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя взаимодополняющими путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, полового влечения их друг к другу. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам влюбленного человека.

Отнюдь не случайно в приведенном выше кораническом аяте ("устроил между вами любовь...") о любви между мужчиной и женщиной говорится в связи с их половыми отношениями. В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных потребностей мужчины и женщины.

Существующий предрассудок в отношении Ислама как религии, санкционирующей принуждение женщины к замужеству с нелюбимым мужчиной, опровергается положением из Корана: "... А кто вынудит... то ведь Аллах и после принуждения их Прощающий, Милосердный" (24:33), то есть Бог на стороне подвергнутых принуждению женщин.

В авторитетнейшем сборнике хадисов – высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), составленном аль-Бухари, приводится сообщение, связанное с женщиной по имени Ханса бинт Хидаг аль-Ансари, которую отец насильно выдал замуж. Ханса пожаловалась Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и он расторг ее брак с нелюбимым мужчиной. Также имеется хадис, где сообщается, что на вопрос Аиши, супруги Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), требуется ли согласие женщины на брак, он ответил, что да, и добавил, что молчание девушки, стесняющейся вслух высказаться о своем решении, следует расценивать как положительный ответ.

Следовательно, Ислам не только допускает, но и находит естественным возникновение любви между желающими вступить в брак мужчиной и женщиной. При этом, конечно, до заключения законного брака они не имеют права нарушать религиозные предписания.

В журнале "Маджаллату аль-Азхар" исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) регулярно публикуются фетвы, вынесенные для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата. В одном из номеров журнала помещен ответ комитета по изданию фетв на следующий вопрос читателя: "Рассматривается ли в Исламе любовь как грех?"

"Любовь – это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от нее. Поэтому в Шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции Шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нем, ни на ней нет греха", – ответили исламские ученые.

Как следует из вышеизложенного, Ислам признает, что любовь, раз возникнув в душе человека, не может быть удалена из нее никаким внутренним субъективным усилием или внешней санкцией, как не могут быть подавлены потребности есть, пить, дышать и вступать в сексуальные отношения. В Исламе не сложился культ платонической, духовной любви к женщине. Не существует в Исламе и узаконенного обета безбрачия и института монашества. Общеизвестно отрицательное отношение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к безбрачию и сексуальному воздержанию, какими бы благими намерениями они не объяснялись (желанием человека полностью посвятить себя поклонению Богу и т. д.). Например, сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью полностью посвятить себя служению Аллаху.

Надо отметить, что в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей "нетрадиционной сексуальной ориентации". Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.

Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.

По мнению аль-Газали, необходимым условием физической близости было обоюдное достижение удовлетворения супругами. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. "Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения".

Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у имама аль-Газали. Он писал: "Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности – обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность".

Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью пятницы. Хадис от Тирмизи: "Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой" – говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.

Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.

Итоги изложенного выше рассмотрения вопросов любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:

q Любовь и секс в Исламе рассматриваются не только как самодостаточные явления, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, воли Аллаха.

q Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.

q Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.

q Ислам однозначно осуждает все виды "нетрадиционной сексуальной ориентации", исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.

"Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись" (51:56).

Ильшат Насыров,

кандидат философских наук,

докторант Института философии РАН

Вот такая любовь

Про любовь обманную...

"А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. И если бы увидели те, которые нечестивы, когда они увидят наказание, что сила принадлежит целиком Аллаху и что Аллах силен в наказании!.." (2:165)

Прежде чем говорить о романтической идее любви, давайте вспомним о правильном понимании любви верующим. Человек веры и совести знает, что Бог – это Тот, Кому принадлежит вся вера, и Тот, любовью к Которому должно быть наполнено человеческое сердце. Именно Бог создал человека из ничего и дал ему тело, разум, сознание, веру и все остальное, чем человек обладает. Бог не устает идти навстречу людям во всем. Все благословенное для человека в мире создано Богом. Более того, если верующий подчиняет свою волю Богу, Он радует его обещанием непередаваемого блаженства, вестью о бесконечном благословении Своей любовью. Поэтому именно Бог заслуживает любви больше всех, в истинном смысле этого слова. Он предупреждает верующих в Коран: "...и к твоему Господу устремляйся!" (94:8).

Бог – источник той любви, которую люди испытывают друг к другу. Человек, любящий Бога, испытывает сострадание к своим единоверцам. Это – настоящая любовь, испытываемая к тем качествам Бога, которые проявляются в них.

Другим оправданием чувства любви являются интерес и симпатия, вызывающие в нас благородные качества возлюбленных. Когда интерес и симпатия встречают взаимность со стороны другого человека, отношения перерастают в крепкие любовные узы. Однако важно найти Того, Кто является первичным источником этих превосходных качеств, и проявить интерес, симпатию и любовь именно к Нему. Это – Бог, источник всей красоты и всего прекрасного, а ведь наилучшие качества, которыми обладают Его создания, являются всего лишь слабым отражением Его внутренних свойств.

Таким образом, можно утверждать, что мы испытываем любовь только к Богу. Любовь к объектам, в которых отражаются Его свойства, должна быть во имя Аллаха, с Ним в уме и в сердце. Одним из вернейших признаков того, что человек идеализирует Божьи создания, является его отношение к ним как к существующим или наделенным могуществом помимо Бога, и такая любовь к ним, которой достоин только Бог.

В обществе существует много различных видов идолопоклонства, вырастающих на почве ложной и незаконной любви. Их примером является обоготворение жены, семьи или предков, при котором человек забывает о Боге.

В следующем аяте Ибрахим объясняет, как язычники из-за взаимной любви отвергли Бога и стали поклоняться идолам: "И сказал он: "Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой в здешней жизни; потом в День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других. И убежище ваше – Огонь, и нет у вас помощников!" (29:25)

Таким образом, Коран говорит нам о том, что подобные любовные связи в конечном счете превращаются в ненависть и предательство в Судный день. Ведь когда люди в отношениях между собой проявляют необыкновенную любовь и обожание, они творят друг из друга идолов, что в конечном итоге приводит лишь к новым мучениям. Тот, кто понимает, что нет божества, кроме Аллаха, не может возвести другого человека или вещь на ту же высоту или же любить их больше, чем Бога. Идолопоклонники же поступают так, о чем говорится в следующем аяте: "А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. И если бы увидели те, которые нечестивы, когда они увидят наказание, что сила принадлежит целиком Аллаху и что Аллах силен в наказании!.." (2:165).

В этом аяте объясняется, насколько верующие люди должны любить Бога. Таким образом, человека нельзя назвать верующим, если он говорит, что любит кого-либо или что-либо больше Бога. Если кто-либо утверждает обратное, то ясно, что он или говорит неискренне, или не имеет должного представления о Боге и религии. Действительно, в последней части процитированного аята речь идет о том, что поклоняющиеся помимо Бога еще кому-то имеют о Нем неверное представление.

Поскольку такие люди не способны поклоняться Богу так, как следует (39:64–65), они направляют свою любовь либо на себя, либо на других людей: отцов, сыновей, братьев и сестер, жен, мужей, подруг и друзей, людей, которыми они восхищаются и которым хотят подражать.

Список можно продолжить. Некоторые способны испытывать любовь даже к неодушевленным предметам или к абстрактным понятиям. Идолом могут стать деньги, собственность, дом, машина, а также такие ложные идеалы, как положение в обществе, чин и власть. Иными словами, не направляемое верой обожание является частью греха идолопоклонства или приписывания божественных качеств кому-либо (или чему-либо) иному, кроме Бога. Поскольку такая любовь не обращена с мудростью к Богу, она является романтической любовью. Всевышний Аллах указывает в Коране, что такая любовь не принесет пользы, а настоящее благо – только у Него: "Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это – пользование ближайшей жизни, а у Аллаха – хорошее пристанище!" (3:14).

Мы должны любить всех их как Божьи творения и понимать, что Он даровал нам их как Свое благословение. Человеческая любовь – это наиболее прекрасное из чувств, созданных Богом. В Коране говорится, что Бог создал людей "лучшим творением". Таким образом, верующий должен взрастить в своей душе любовь к тем, кто ее заслуживает, к тем, кто богобоязнен и имеет хороший нрав. Настоящую любовь верующего нельзя сравнить с тем видом любви, который распространен в обществах, живущих без религии; она представляет собой глубокое внутреннее чувство.

Далее мы поговорим о людях, которые не способны испытывать такое чувство; мы рассмотрим отношения между мужчиной и женщиной, в которых любовь вызывает то, что принято называть идолопоклонством.

Любовь между мужчиной и женщиной как идол

В отношениях между мужчиной и женщиной к идолопоклонству наиболее часто приводит связь, выходящая за пределы дозволенного Богом. Она может принимать форму гражданского брака или сожительства, которое в последнее время становится все более распространенным.

Человек совершает самоубийство или убийство из-за того, что его возлюбленная покинула его или же условия не позволяют им быть вместе; другой наносит себе вред из-за неразделенной любви; третий пытается убить себя, подравшись с супругой... Это образцы поведения, о которых мы время от времени узнаем по телевизору или из газет. Несомненен тот факт, что большинство подобных случаев возникает из-за чрезмерной сентиментальности в "романтической любви".

При таком романтическом понимании любви "любовники" направляют свои души и сердца на исполнение по отношению друг к другу тех обязанностей, которые налагаются на них по отношению к Богу, и проявляют те чувства, которые следовало бы испытывать к Богу, словно они существуют помимо Него. Эти люди, вместо того чтобы помнить о Боге, думают лишь друг о друге. Открывая глаза с утра, они, вместо того чтобы поблагодарить Создателя за новый день, стремятся угодить друг другу. Они хотят пожертвовать собой друг ради друга, а не во имя Аллаха.

Иными словами, они обожествляют друг друга. Рассмотрев различные примеры такого извращенного понимания любви, получившего столь широкое распространение в мире, мы обнаружим, что романтические мужчины и женщины открыто говорят друг другу: "Я обожаю тебя", "Куда бы я ни пошел, я думаю о тебе" – и так далее. Вместе с тем, куда бы человек ни смотрел и куда бы он ни шел, Единственный, достойный обожания – это Бог, Господь Вселенной.

Как мы обнаруживаем, романтическая любовь на первый взгляд кажется "невинной", на самом же деле она – разновидность предосудительного перед Богом идолопоклонства. Сатана мешает людям увидеть правду, и в этом случае он снова искажает действительность, чтобы она казалась привлекательной и чтобы люди следовали тем путем, который он им указывает: "Клянусь Аллахом, Мы посылали к народам до тебя, и сатана разукрасил им их деяния. Он их защитник сегодня, и им – наказание мучительное!" (16:63); "...И разукрасил шайтан им их деяния и отвратил их от пути, а были они зрячими" (29:38).

Коран призывает уделить особое внимание тому чувству, которое испытывает к женщине ослепленный романтической любовью мужчина. Предметом такой любви может быть любая женщина: жена, подруга и даже далекая "платоническая" возлюбленная. Если такой вид любви мешает человеку должным образом вспоминать Бога или же побуждает его отдать возлюбленной в своем сердце предпочтение перед Господом, это ведет к идолопоклонству. Безусловно, такая опасность подстерегает не только мужчин, но и женщин. Люди, поглощенные такими романтическими отношениями между мужчиной и женщиной, часто не подозревают об опасностях, которым они себя подвергают. Из-за приверженности с детства ложным идеалам заблудшего общества, не знающего, что Коран является единственным руководством на прямом пути, они пребывают в полном неведении о том, что их образ жизни является неправильным с точки зрения законов Бога. Они попадают в трясину невежества из-за того, что проживают свою жизнь без мыслей о Боге, считая, что идут верной дорогой. Однако их разум слеп из-за отсутствия веры в Бога.

Оказавшись в ловушке безумной любви, сотворившие друг из друга идолов мужчины и женщины иногда доходят до совершения актов самоубийства. Например, когда обстоятельства не позволяют юноше и девушке быть вместе, они могут, взявшись за руки, прыгнуть с моста для того, чтобы "сделать свою любовь бессмертной", или "чтобы души могли быть вечно вместе", или по какому-либо другому подобному иррациональному мотиву. Совершая такой акт, они не знают, что на самом деле бросают себя прямо в пасть Ада. Идя на это запретное действие и не видя в нем ошибки, они считают, что воссоединятся после смерти друг с другом, а не с Господом. Они все поймут, когда в последний миг увидят Ангела смерти, но будет слишком поздно.

Мы можем прочитать в газетах содержащие глубокую грусть письма, оставленные людьми, покончившими с собой из-за неразделенной любви. Это явные примеры того, как романтизм может полностью лишить человека рассудка. Тем не менее, когда повязка спадет с глаз, и человек увидит, что обещанные вечные муки реальны, он попытается спасти себя, предложив в качестве выкупа партнера, которому был слепо предан и которого превратил в божество под влиянием романтизма. То, что такие люди совершают в конечном итоге, описано в Коране: "...будут они им показаны. Грешник хотел бы откупиться от наказания того дня своими сынами, и подругой своей, и братом, и родом своим, который дает ему убежище, и всеми, кто на земле, – лишь бы потом его спасли" (70:11–14). Аналогичная ситуация описана и в другом аяте: "...в тот день, как убежит муж от брата, и матери, и отца, и подруги, и сыновей. У каждого мужа из них тогда – дело ему достаточное" (80:34–37).

Ведущий к идолопоклонству вид романтической любви стал приемлемым в обществе, воспеваясь и поощряясь как совершенно "невинный", "чисто романтический", как "настоящее чувство". Обычно именно в юном возрасте люди попадают под влияние романтизма, что мешает развитию их разума и совести, оставляет их невежественными в вопросах религии, веры и смысла их создания. Они забывают Бога и ничего не знают о любви к Нему или богобоязненности. Идолопоклонство становится общепринятым у заблудшего поколения.

Телевидение и кинематограф часто навязывают романтические и эмоциональные темы своим зрителям. Они утверждают, что сентиментальность заложена в самой природе человека. Романтизм является одной из наиболее распространенных и "рыночных" тем в музыке, поэзии и литературе. Сатана очень хорошо знает, что сентиментальность – это слабость, которая мешает людям думать надлежащим образом, познавать реальность, помнить о Боге и размышлять о смысле жизни и загробном мире, и что она отвлекает людей от религиозной практики и ведет их в конечном счете к идолопоклонству. Таким образом, сатана старается сбить общество с пути при каждой возможности, интенсивно и постоянно используя сентиментальные темы.

Таким образом, тот, кто считает, что идолопоклонство относится лишь к поклонению ложным божествам либо идолам из камня или дерева, должен быть осторожным и не считать себя защищенным от этого греха и от того, что в Судный день не окажется с теми, кто скажет: "Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками!" (6:23).

Любовь верующего

Говоря вкратце, обожание кого-либо помимо Бога, в том числе кого бы то ни было из Его творений, – причина, приводящая к идолопоклонству. Что касается верующих, то они обожают только Бога, хотя в своих единоверцах и в творении мира они видят проявление Божественных качеств. Они любят только во имя Аллаха Всевышнего. Они не любят кого-либо (или что-либо) вне зависимости от Него. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также уделял внимание этому вопросу и говорил: "Те из вас, что умрут, не поклоняясь никому, кроме Аллаха, войдут в Рай". Это есть и доказательство, и необходимое условие веры.

Любовь верующего чиста как свет, она рождает свет в сердце, поскольку истинным объектом любви является Бог. По этой причине верующий не отчаивается из-за смерти любимого человека, поскольку его свойства были отражением свойств Бога, и не чувствует разочарования, когда теряет что-нибудь из своих любимых вещей. Он знает, что Обладатель всех физических и духовных достоинств предмета любви – это Бог, и красота того, кого он любит, – отражение Бога. Бог Бессмертен, Нерушим, Вечен, находится вне времени и, что самое важное, Он ближе к верующему, чем его яремная вена. Таким образом, нет причин для беспокойства, поскольку Бог, для того чтобы испытать человека, всего лишь временно устраняет то, в чем Он отражался. Если человек тверд в своей вере и правильном понимании, он получит в изобилии все то, чего хочет как в этом мире, так и в мире вечном, и это будет прекрасным проявлением Божественного могущества.

Таким образом, нет ситуации, которая повергла бы верующего в отчаяние или уныние, поскольку он понял этот секрет и достиг чистой веры. Бог описывает духовное состояние верующего такими словами: "Поистине, те, которые говорят: "Господь наш – Аллах", а потом стоят прямо, – нет страха над ними, и не будут они опечалены" (46:13).

Харун Яхья

Сексуальная революция

"Разве ты не видел того, кто взял своим божеством свою страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу. Кто же его поведет после Аллаха? Разве вы не опомнитесь?" (45:23)

Эти слова Аллаха в полной мере применимы к "идеологам" нынешней сексуальной революции и к их последователям. Сексуальная революция началась гораздо раньше, чем принято считать. Да, она приблизилась к своей кульминации в середине 60-х годов прошлого века, когда люди перешли все рамки дозволенного. "Сексуальная раскрепощенность" стала личным правом в обществе, основанном на индивидуализме и подменившем Божественное руководство произвольно создаваемыми людьми правилами. Так, во второй половине XX столетия мы стали свидетелями того, что модели поведения, о которых люди ранее даже стеснялись говорить, стали называть "альтернативным сексом", считать вполне допустимыми и чуть ли не престижными.

Корни сексуальной революции уходят в тот период, когда западное общество отвергло господство Церкви, а вместе с ней – и Бога. Как сказал Достоевский, "если Бога нет, значит, все дозволено". Отбросив Бога, общество непроизвольно стало искать замену ему. Между тем в нем уже созрели условия для установления либеральной идеологии, почву для которой подготовили Просветители, провозгласившие человеческий разум "священным" и поставившие человека с этим ограниченным разумом и неконтролируемыми страстями на место Бога.

Господствующими формами мировоззрения стали атеизм, агностицизм и микротеизм. Последний означает попытку человека оставить все-таки Бога в своей жизни, но отвести Ему при этом весьма скромную роль – посещать церковь по воскресеньям и праздникам, надеясь тем самым искупить свои грехи, совершенные за все остальное время, прожитое без осознания своей постоянной ответственности перед Всевышним.

Однако сексуальная революция в ее современном виде не восторжествовала полностью одновременно с либерализмом. Сей факт объясняется тем, что человек все-таки интуитивно боялся потерять вместе с Божественными заповедями все нравственные ориентиры и некоторое время пытался установить мораль без религии. Это движение было особенно популярно в период между двумя мировыми войнами. Однако в конце концов идеологи морали, не имевшие под собой твердой опоры, были потеснены идеологами вседозволенности, которым потворствовали воротилы шоу-бизнеса, рекламы и индустрии развлечений.

Сегодня стали очевидны "побочные эффекты" сексуальной революции. Пожалуй, наиболее очевидным из ее последствий стал рост количества заболеваний, передающихся половым путем. Так, в Великобритании за 2001 год совокупный рост по всем видам инфекций, передаваемых половым путем, составил 6%. Картина будет еще более безрадостной, если просмотреть статистику по отдельным заболеваниям: сильно возросло количество случаев заболеваний гонореей и хламидиозом. Сифилис вообще шагает по стране семимильными шагами – рост в этой категории составил более 100 %. Врачи, исследовавшие статистику венерических заболеваний, сообщают, что основными группами риска являются молодые женщины и гомосексуалисты. Например, вспышку сифилиса, которым в 2001 году заразились 697 человек (против 322 в 2000 году) связывают с массовыми случаями заражения среди геев в Лондоне и на северо-западе Англии. Упомянутые 6 % роста из общей статистики – не самый большой показатель, в предыдущие годы бывало и больше. Однако, как заявляет доктор Гвенда Хьюз из Лабораторной службы общественного здоровья (PHLS), этот рост отчетливо демонстрирует ухудшение сексуального здоровья нации. Это, по ее словам, "прямые последствия все более рискованного поведения в том, что касается секса".

По данным сайта www.msha.com, существует более 20 видов заболеваний, передаваемых половым путем. Фактически современный мир стал свидетелем их эпидемии. Каждый год венерическими заболеваниями заражаются более 13 миллионов американцев, и большинство случаев приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Некоторые из таких заболеваний, особенно если их не вылечить вовремя, приводят к бесплодию и другим серьезным последствиям.

В борьбе с венерическими заболеваниями медики возлагают надежды на следующие поколения антибиотиков. Однако возбудители болезней также приобретают все новые формы и становятся более опасными. Так, на смену обычной форме сифилиса пришли нейро- и менинговаскулярный виды заболевания. Первый поражает нервную систему человека в течение пяти дней после попадания в кровь. Второй оказывает воздействие на мозговые оболочки и сосуды, что влечет за собой в лучшем случае инсульт, в худшем – менингит. Согласно статистическим данным, полученным от врачей Липецкой области, с 1997 по 2001 год в области было зарегистрировано семь таких случаев. Один из них закончился для 16-летней девушки летальным исходом, трое мужчин стали инвалидами третьей группы.

Даже презерватив сегодня, увы, не является универсальным средством предохранения от всех видов заболеваний, передающихся половым путем. Однако венерические заболевания – далеко не единственное последствие сексуальной революции. Последняя привела также к росту числа случаев беременности среди подростков. На 1985 год статистика подобных случаев составляла (на каждую 1000 девушек):

qв США – 10 (из них 5 абортов),

qв Великобритании – 4,5 (из них 1,75 абортов),

qв Канаде – 4,5 (из них 1,8 абортов),

qво Франции – 4,5 (из них 1,8 абортов),

qв Швеции – 3,5 (из них 2,1 абортов),

qв Нидерландах 1,5 (из них 0,5 абортов).

Вместе с тем сексуальная революция не решила своей важнейшей задачи – достижения равноправия полов в плане секса. В случае "свободного секса" женщина всегда оказывается потерпевшей стороной, использует ли она гормональные противозачаточные препараты, вредные для здоровья, делает ли аборт или же рожает ребенка и пополняет ряды матерей-одиночек.

Проф. Хасан Хасаут

Сексуальное образование в Исламе

Сексуальное влечение человека создано Аллахом. Оно столь же естественно, как голод и жажда, которые мы испытываем. При этом сексуальное влечение может быть утолено как законным, так и незаконным образом. Подобно другим желаниям, которыми наделил человека Всемогущий Аллах, сексуальное влечение может подчинить себе того, кто слаб. Вот что говорится о людях в Коране: "Они сказали: "Господи, овладело нами наше несчастие, и мы оказались народом заблудшим" (23:106).

Важно подчеркнуть, что половое воспитание в Исламе направлено на то, чтобы научить человека утолять свой сексуальный "голод" законным образом. Застенчивость не должна препятствовать стремлению к знанию, но в то же время подобное образование должно вестись деликатно и достойным образом. Всевышний Аллах сказал: "Скажи (о Мухаммад): "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?" Поистине, вспоминают обладатели разума!" (39:9).

В свою очередь, от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Благословенны жены ансаров. Застенчивость не стоит на их пути к знаниям об их религии" (ат-Тирмизи).

Шейх Фейсал Маулави, заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям, на эту тему говорит, в частности, следующее: "Сексуальное образование в Исламе означает передачу знаний юноше или девушке о том, как удовлетворить внутренне присущее им половое влечение в соответствии с законами, ниспосланными Всемогущим Аллахом. Вполне естественно, что такой вид образования должен существовать в мусульманском обществе, поскольку его целью является обучение мусульман нормам Шариата в сексуальной области. Исламские юристы настаивали на распространении этой формы знания, утверждая: "Застенчивость не должна стоять на пути к знаниям о [деликатных моментах] вашей религии".

Поскольку современное западное сексуальное образование внушает юношам и девушкам мысль о допустимости внебрачных сексуальных отношений, для родителей-мусульман становится особенно важной возможность дать своим детям такое половое воспитание, которое соответствует требованиям Ислама и тем законам, которые установил Аллах в этой щекотливой и деликатной области.

Таким образом, согласно Исламу, сексуальное образование является частью религиозного, то есть передачи знаний о дозволенном и запретном, о том, что служит благу в этой и в будущей жизни. Разумеется, в процессе такого образования не могут использоваться методы, являющиеся запретными сами по себе (например, демонстрация фотографий обнаженного тела или непосредственное описание занятий сексом). Помня об этом, мы должны приступать к сексуальному обучению детей, начиная с достижения ими половой зрелости. Однако в западных странах, где в школах обычно начинают преподавать соответствующие предметы с более раннего возраста, есть смысл начинать исламское половое воспитание с семи лет (в этом возрасте мальчик или девочка уже имеют ясное представление о разнице полов)".

Подчеркивая важность исламского подхода к вопросу сексуального образования, шейх Абдул-Маджид Субх, знаменитый ученый из Аль-Азхара, утверждает следующее: "Полностью ошибаются те, кто считает, что сексуальное образование не дозволено в Исламе. В книгах по мусульманскому праву есть несколько разделов, касающихся вопросов пола и отношений между мужчиной и женщиной, например, менструации, беременности и родов, норм, касающихся секса, полного омовения (гусля) после сношения, правил соития с семяизвержением и без него, а также наказаний за прелюбодеяние и супружескую неверность. Все эти вопросы обсуждаются с использованием научного подхода и в рамках исламской морали.

В Коране сказано: "Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевают вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2).

Всевышний также говорит о тех качествах, которыми должны обладать мусульмане: "...и тех, которые охраняют свои члены только для своих жен или для того, чем овладели их десницы: они ведь не заслуживают порицания" (70:29–30). Вполне естественно, что необходимо толковать людям смысл этих аятов, а также разъяснять, что является прелюбодеянием.

Мальчики и девочки изучают в школе биологию. Они проходят темы, связанные с репродуктивной функцией растений и животных, и постепенно подходят к теме продолжения рода у человека. В природе они наблюдают сцены соития животных и должны понимать, что в них нет ничего неестественного.

Если мы не дадим нашим детям надлежащего образования в этой области, они могут наделать много ошибок и сбиться с пути. В своей книге "Аль-Маджму" имам ан-Навави упоминает точку зрения имама аш-Шафи'и, который считал, что родители обязаны дать детям сексуальное образование.

В наше время это можно начинать с возраста, когда ребенок понимает разницу между мужчиной и женщиной. Мы знаем, что с точки зрения психологии, детям лучше рассказывать сначала о процессе размножения у растений, затем у животных и только после этого – о сексуальной жизни людей. Давая своим детям надлежащее половое воспитание, родители защищают их от аморальных поступков и венерических заболеваний.

Важно также обратить внимание на то, что в Исламе ясно говорится о некоторых аспектах проявления человеческой сексуальности. Во многих хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы, касающиеся половой сферы, обсуждаются открыто. Из этого следует, что сексуальное образование не только дозволено, но и желательно.

Если своевременно объяснить ребенку, какие изменения произойдут в его организме в процессе достижения им половой зрелости, он сможет лучше подготовиться к ним и чувствовать себя уверенней. В наш век подростки обычно начинают заниматься сексом достаточно рано, поэтому важно вовремя предоставить юным мусульманам правильную информацию, чтобы они смогли противостоять давлению со стороны своих сверстников. Сексуальное обучение должно проводиться таким образом, чтобы молодые люди получали научно обоснованную информацию, соответствующую требованиям морали. В странах с неоднородным в этнокультурном плане населением в сексуальном образовании, особенно проводимом в государственных школах, следует придерживаться подхода, приемлемого для всех групп.

Молодым людям в западных школах часто не только предоставляется фактический материал, но и даются советы, как, вступая в сексуальные отношения (в том числе и внебрачные), предотвратить нежелательную беременность и заражение венерическими заболеваниями. Если в школьной программе не хватает морального и религиозного аспекта, то следует ввести отдельный предмет, который мог бы преподаваться дополнительно в рамках светской школы или же религиозного учебного заведения. Независимо от того, какие взгляды господствуют в обществе, юноши и девушки должны получать информацию, соответствующую религиозным требованиям.

В некоторых мусульманских сообществах поощряются ранние браки. Жених и невеста должны иметь необходимую образовательную подготовку, чтобы знать, чего ожидать от брака, как наилучшим образом использовать свои репродуктивные возможности, как избежать нежелательной беременности и т. д."

насущные вопросы

- Вот уже целый год я страдаю от безответной любви. Наверное, это по причине слабости моей веры, но я ничего не могу поделать. Она меня отвергла. Я хочу, чтобы она поняла свою ошибку. Что мне делать? Как потушить столь губительное чувство?

- Любая черта характера человека может быть как губительной, так и оживляющей, полезной. Все зависит от умения ее применять: ножом можно ранить человека, а можно сохранить жизнь другому человеку, убив хищника, напавшего на него. Любовь – это очень высокое и благородное чувство, но порой центр управления им может попасть в руки сатаны, который превратит его в огонь, сжигающий все живое.

"Что делать?" – спрашиваете вы. Думаю, вот что.

qВыстроить приоритетность дел и жизненных целей. Напоминать себе ежедневно о том, что наиболее ценно, наиболее важно.

q Укреплять веру, например, через благие дела, помощь близким или сиротам.

q Выбрать для себя подходящую формулу-мольбу, которая была бы постоянно на устах.

q Читать Коран, можно в переводе (хотя бы по одной странице в день).

q Периодически (минимум – один раз в два дня, на протяжении одного-двух месяцев) слушать проповеди.

Поймите, что вы – человек, одно из лучших творений Всевышнего. За свое непродолжительное мирское существование вы можете сделать невероятно много полезного для огромного количества людей. Найдите себя и неустанно, на протяжении десятилетий, развивайтесь в этом направлении, сохраняя веру и укрепляя ее. Вы увидите удивительные просторы открывающегося перед вами мира, будете постоянно чувствовать рядом с собой милость Творца и Его благодать (баракят). Вы встретите и взаимно полюбите прекрасного и надежного для вас человека.

Всего этого, как и многого другого, вы достигнете по милости Творца и в результате ваших усилий.

Имам аш-Шафии говорил:

"...Во всезнании Аллаха движутся как юноша, так и старик.

Кому-то Господь помогает, а кого-то оставляет без помощи.

Кто-то счастлив, а кто-то несчастен, кто-то хороший, а кто-то плохой.

Кто-то богат, а кто-то беден. А ведь каждый – заложник своих дел" – то есть каковы дела, поступки, усилия, таковы и результаты, мирские и вечные. "Путь преодолеет идущий".

Шамиль Аляутдинов

- Могу ли я сильно любить свою девушку, мою будущую жену?

- Мусульманину не только дозволяется любить свою будущую жену, но это является очень похвальным по Шариату. При условии, что такая любовь не приводит к греху. В хадисе сказано, что тот, кто влюбится и умрет целомудренным, приравнивается к шахиду. Также наш Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Тому, кто влюбится и, утаив любовь, сохраняя целомудрие, проявит терпение, Всевышний простит грехи и отправит в Рай".

- Является ли грехом, будучи замужем, любить другого человека?

- Запреты и предписания Ислама распространяются на то, что человек в состоянии проконтролировать. Любовь же – это чувство, не всегда подчиняющееся воле человека. Поэтому в Шариате не содержится запрета на любовь. В то же время Ислам обязывает человека не сходить с истинного пути, не впадать в грех. В любом случае, кого бы человек ни любил, это не должно приводить его к запретному или к порицаемому.

- Почему в Исламе приветствуется сокрытие своих чувств, любви к человеку, в моем случае – к будущему мужу? Неужели считается грехом открывать свои чувства?

- В вашем случае достаточно согласия выйти замуж за любимого человека. Поэтому постарайтесь как можно быстрее заключить брак. После этого вы на деле сможете доказать свою любовь к нему. Вы можете открыть свои чувства и намерения жениху через письмо или в присутствии третьего лица. До заключения брака молодой человек и женщина считаются посторонними людьми. Для того чтобы будущие супруги были расположены друг к другу, Ислам требует от мужчины встретиться с будущей женой в присутствии родственников и т. д.

В чрезмерном же общении до брака нет ничего хорошего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному из своих сподвижников, который собирался жениться: "Иди и посмотри на невесту. Это поспособствует любви между вами".

Любые ограничения в Исламе имеют свой практический смысл. Недопустимость близкого общения людей разных полов, не являющихся близкими родственниками, вызвана стремлением предотвратить совершение больших грехов.

Продолжение следует

Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. – М.: Издательский дом "Ансар", 2004. – 304 стр.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования