Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

РАМБАМ (Моисей Маймонид). Мишнэ Тора. Избранные главы. [иудаизм]


Принципы Торы 

1. Основа основ, фундаментальный принцип мудрости - знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он - первопричина всего сущего. И все, что есть в мире - на земле, в небесах и под небом, - обязано своим бытием Его сущности.

2. И если допустить, что Он не существует, то из этого последует вывод, что не существует вообще ничего.

3. Если обо всем, кроме Него Самого, сказать, что этого не существует, то это не будет означать, что не существует и Он, ибо Его существование безусловно. Ибо все сущее зависит от Него, в то время как Он, благословенный, не зависит как от мира в целом, так и от каждой отдельной сущности в нем. И непреложность Его бытия несравнима с непреложностью их существования.

4. Об этом сказал пророк: "Господь Бог, - истина" (Ирмеягу, 10:101. Он один - истина, и нет другого, чья истинность была бы подобна Его истинности. Об этом говорит Тора: "Нет ничего, кроме Него" (Дварим, 4:35). Иными словами, бытие всего существующего, кроме Него, не абсолютно.

5. Он, существующий предвечно, - Бог мира. Владыка всей земли. Он управляет сферой мироздания посредством беспредельной, бесконечной силы, действие которой никогда не прекращается. Ибо сфера мироздания вращается постоянно - а это невозможно без того, чтобы кто-то не приводил ее в движение. И Он, благословенный, делает это, хотя нельзя сказать, что у Него есть руки, и утверждать, что Он материален.

6. Знать о том, (что Он существует), - одна из предписывающих заповедей, ибо сказано: "Я - Господь, Бог твой" (Шмот, 20:2) . И каждый, кто допускает мысль о существовании бога кроме Него, преступает запрещающую заповедь, ибо сказано: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" (Шмот, 20:3) . Такой человек отрицает основной принцип религии, от которого зависит все.

7. Бог - один; нет двух богов или более, - лишь один. Он единствен, и ничто в мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с Ним в этом. Единство Его нельзя понимать как единство деталей, составляющих общее; оно несравнимо и с цельностью материального тела, ибо последнее делимо на части и имеет пределы Единству Его нет подобия в мире. Если было бы несколько богов, то они были бы материальны, ибо они единые по своей сущности, отличались бы друг от друга лишь акциденциями, свойственными материальным телам; а если бы Творец был материален. Он был бы конечен, ибо любое материальное тело имеет пределы. Но ограниченное тело может обладать лишь ограниченной силой. Сила же Бога нашего, благословенно Имя Его, беспредельна, и действие ее не прекращается никогда - как это видно из того, что сфера мироздания находится в постоянном вращении. Следовательно, сила, которой Он обладает, - это не сила, присущая материальному телу. А поскольку Он не материален, то к Нему неприложимы и свойственные телам акциденции, которые отличали бы Его от чего бы то ни было иного. Итак, Он единствен, и знать об этом - предписывающая заповедь Торы, ибо сказано: "Господь - Бог наш, Господь - один" (Дварим, 6:4) .

8. В Торе и в книгах пророков ясно сказано о том, что Святой Творец, благословен Он, бестелесен: "Ибо Бог ваш - на небе, вверху, и на земле, внизу" (Дварим, 4:39; Йегошуа, 2:11), - но ведь тело не может присутствовать одновременно в двух местах. И сказано: "Ибо вы не видели никакого образа" (Дварим, 4:15) . И еще сказано: "Кто уподобится Мне и сравнится со Мною?" (Иешаягу, 40:25). Но ведь если бы Он был материален. Его можно было бы уподобить другим материальным телам.

9. Но если это так, то что означает сказанное в Торе: "И под Его ногами" (Шмот, 24:10), " начертанное перстом Божьим" (Шмот, 31:11), "рука "Господа" (Шмот, 9:3), "очи Господа" (Зхарья, 4:10), "уши Господа" (Бемидбар, 11:1) и тому подобное? Все это сказано с учетом человеческого восприятия, ограниченного сферой матери ального. Тора говорит на языке людей, и все эти выражения - всего лишь метафоры. И так сказано: "Когда заострю сверкающий меч Мой" (Дварим, 32:41). Как будто есть у него меч и мечом Он убивает. Все это лишь образ. И подтверждается это словами пророков, один из которых видел Святого Творца, благословен Он, одетым в белоснежные одеяния, а другой пророк - облаченным в панцирь. Учитель наш Моше сам видел Его у моря в образе воина, идущего на битву, а в Синае - укутанным в талит подобно посланцу общины во время молитвы. Все это говорит о том, что у Него нет образа и формы, и все, что упоминалось выше, - это картины, представлявшиеся духовному взору пророков. Но истинную Его сущность человеческий разум не в состоянии понять и постичь. Об этом написано: "Разве исследованием можно постичь Бога. разве можно полностью понять Всемогущего?" (Ийов, 11:7) .

10. Что хотел постичь учитель наш Моше, когда просил Всевышнего: "Яви мне Себя" (Шмот. 33:18)? Этим он выражал свое желание понять истинную сущность Святого Творца, благословен Он. Моше хотел, чтобы познание это запечатлелось в его душе так же отчетливо, как образ человека, которого видел в лицо и запомнил. Моше, учитель наш, желал, чтобы, подобно тому, как облик знакомого человека отделен в сознании от образов всех других людей, - сущность Святого Творца, благословен Он, была отделена в его душе от всех других сущностей; иными словами, Моше хотел осознать истинную сущность Всевышнего в ее абсолютном выражении. И ответил ему Благословенный, что живой человек, в котором соединены плоть и дух, не может полностью постичь эту истину. Однако сообщил Всевышний Моше то, что не было открыто ни одному человеку ни до того, ни после, в результате чего Моше постиг сущность Творца настолько, что в сознании его она была отделена от всех иных сущностей так, как отличен от других облик человека, увиденного со спины, очертаниями тела и деталями одежды. На это намекает Тора, когда говорит: "И увидишь ты спину Мою, но лица Моего нельзя видеть" (Шмот, 33:23).

11. И поскольку, как мы объяснили. Он нематериален, к Нему неприложимы никакие акциденции, свойственные материальным телам: ни соединение, ни расчленение; ни место, ни мера; ни восхождение, ни нисхождение; ни "правое", ни "левое"; ни "впереди", ни "позади"; нельзя сказать о Нем, что Он "сидит" или "стоит"; Он - вне времени, и потому у Него нет ни начала, ни конца, ни возраста. Он неизменен, ибо нет причины, которая могла бы вызвать изменения в Нем; к Нему неприменимы ни понятие "смерть", ни понятие "жизнь" в физическом смысле. Нельзя сказать, что Он обладает разумом и мудростью, как это говорят о мудром человеке; нельзя сказать о Нем, что Он спит или бодрствует, гневается или радуется, веселится или печалится, безмолвствует или говорит, подобно людям, наделенным даром речи. И так сказали мудрецы: "О Всевышнем нельзя сказать, что Он "сидит" или "стоит"; к нему неприложимы понятия "разделение" или "соединение"" (Хагига, 15а).

12. И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: "Восседающий в небесах будет смеяться" (Тегилим, 2:4); "Они гневили Меня суетой своею" (Дварим, 32:21); "как ликовал Господь" (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: "Тора говорит на языке, понятном человеку" (Брахот, 316). Он говорит: "Разве они Меня сердят?" (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: "Я, Господь, не изменился" (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, - это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам - бренным и грубым, "обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе" (Ийов, 4:19), - а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого.

Законы о царях и о войне

1. В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах: "И возвратит Господь, Бог твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли... и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю…" (Дварим.30: 3-5). Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Машиахе. О том же говорится и в рассказе о Бильаме. Там (Бемидбар, 24:17, 18) приводится пророчество о двух Машиахах: о первом из них - Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Машиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава. Там говорится: "Я вижу его, но [он придет] не сейчас" - это пророчество о Давиде. "Я смотрю на него, но он не близко" - о Машиахе. "Придет звезда от Яакова" - это Давид. "И явится жезл от Израиля" - это царь-Машиах. "И сокрушит пределы Моава" - Давид, как сказано про него: "И победил Давид Моав и поделил его на части" (Шмуэль II, 8:2). "И разгромит всех сынов Шета" - царь Машиах, как сказано: "И будет властвовать он от моря до моря" (Зхарья, 9:10). "И будет Эдом завоеван" - Давидом, как сказано: "И стали эдомитяне рабами Давид*" (Диврей гаямим I, 18:13). "И будет Сеир завоеван врагами его" - царем-Машиахом. Как сказано: "И поднимутся спасители на гору Сион, судить [живущих] на горе Эйсава" (Овадья, 1:21).

2. Кроме этого, говорится о городах-убежищах: "Когда расширит Господь, Бог ваш, твои пределы, прибавь еще три города..." (Дварим, 19:8, 9). И до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну. [Следовательно, это будет исполнено в грядущие времена, когда придет Машиах.] Но то, что пророчество о Машиахе содержится в словах пророков, не требует доказательств, ибо все их книги полны упоминаний о нем.

3. Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Машиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Машиахом]. Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях, как иносказания, - наверняка лжец, злодей и безбожник.

4. Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: "И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытания] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниэль, 11:36). И о Йешуа Ганоцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: "И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение" (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо "не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли", и все происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: "Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе" (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.

ГЛАВА 12

1. Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяhу: "И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком" (Йешаяhу, 11:6) - образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. Ибо злодеи-язычники уподоблены волкам и барсам, как сказано: "Степные волки будут нападать на них и барсы - подстерегать у городов их" (Ирмеяhу, 6:5). [И в дни Машиаха] все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мире с Израилем, как сказано: "И лев по утрам будет есть солому" (Йешаягу, 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Машиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Машиаха станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.

2. Сказали мудрецы: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями" (Брахот, 346). Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога. Перед этим явится пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца [к приходу Машиаха], как сказано: "Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу..." (Малахи, 3:23). Он не будет объявлять чистое нечистым и нечистое чистым; людей, принятых общиной, не станет удалять из нее, а людей, отделенных от общины, он не будет в нее принимать, но для того придет он, чтобы установить мир среди людей, как сказано: "И обратит он сердца отцов к детям..." (Малахи, 3:24). А некоторые из мудрецов говорят, что Элиягу придет раньше Машиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случав, нет обязательной для принятия версии о порядке событий [во времена Машиаха] и деталях того, что произойдет. И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Машиахе. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним. И не следует ему заниматься вычислением сроков прихода Машиаха. Сказали мудрецы: "Да отлетит душа от тех, кто вычисляет сроки [прихода Машиаха]!" (Сангедрин. 976). Следует просто ждать его и верить, что произойдут те основные события, которые мы описали.

3. В дни Машиаха, когда укрепится его царство и соберутся к нему все евреи, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым наделен, как сказано: "Он будет восседать, отделяя и очищая" (Малахи, 3:3). Сначала он выяснит родословную потомков Леви и скажет: этот - коhэн, а этот - левит. И он отделит тех, кто не относится к сынам Израиля. Написано: "И сказал им Тиршата [Нехемья], чтобы не ели они от самых святых жертв до тех пор, пока не придет коhэн с урим и тумим" (Эзра, 2:63). Из этого стиха ясно, что родословная будет выясняться благодаря пророческому духу. Для каждого еврея Машиах выяснит, к какому колену тот относится. Однако, были ли среди предков кого-то из принятых в общину мамзеры или рабы, он не будет сообщать, ибо закон гласит, что такой человек может быть принят в общину.

4. Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в "Законах о тшуве".

5. В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: "Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою" (Йешаяhу, 11:9).

Об основах веры

Всем евреям заповедано освящать имя Всевышнего, ибо сказано: "и я буду освящен среди сынов Израиля" (Числа, гл.22, стих 23). И запрещено освернять Его имя, ибо сказано (там же): "И не бесчестите святого имени Моего..."

Например, если инородец силой принуждает еврея нарушить одну из заповедей Торы, угрожая ему смертью, он должен нарушить заповедь, но не погибнуть, ибо в заповедях сказано: "исполняя их (заповеди), человек будет жив ими" (Числа, гл. 18, стих 5). То есть, он должен жить, а не умереть. А если он умер, не нарушая заповеди, то он повинен в своей смерти.

О каких заповедях идет речь? О всех, кроме идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Если же еврею сказали: преступи один из этих запретов, или ты будешь убит, он должен пойти на гибель, но не преступить.

Все это - в обычное время, когда не действуют деспотические декреты в целях гонения на евреев. Если же восстанет нечестивый царь вроде Невухаднецера и подобных ему и издаст декрет, направленный против евреев, дабы попрать их веру или даже одну из заповедей, следует погибнуть, но не преступить ни одной заповеди, независимо от того, происходит ли это в присутствии десяти евреев или только иноверцев.

В тех случаях, когда следует преступить, но не погибнуть, человек же не преступил и погиб, он сам виновен в своей гибели. (Некоторые же считают, что он поступил, как праведник.) Когда следует погибнуть, но не нарушать запрет и еврей погиб и не нарушил - тем самым он освятил имя Божье.

Если он это сделал в присутствии десяти евреев - он освятил имя Господне публично, как Даниэль, Хананья, Мишаэль, Азарья, рабби Акива и его товарищи. Нет выше подвига десяти убиенных властями (Римом), ибо о них сказано: "Ведь за Тебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания" (Притчи, 44, стих 23). И еще о них сказано: "Соберите благочестивых Моих, заключивших союз со Мною над жертвой" (там же, гл. 50, стих 5).

Тот, кто должен погибнуть, но не нарушить заповедь, однако нарушил и уцелел - осквернил Его имя. Если он это сделал в присутствии десяти евреев - он осквернил Его имя публично, пренебрег заповедью освящения имени Господа и преступил запрет осквернения имени Господа.

Если иноверцы требуют: выдайте нам одного из ваших и мы его убьем, а если же не выдадите, то уничтожим всех - все должны погибнуть, но не выдать на погибель одного из сыновей Израиля. Если же иноверцы говорят конкретно - выдайте такого-то, а не то убьем всех, если он заслужил смерти, надо его выдать, а если он не заслужил смерти, все должны погибнуть, но не выдать на погибель одного из сыновей Израиля.

Дни поста и дни скорби

Есть дни, когда весь народ Израиля смиряет себя постом в память о бедствиях, постигших его в эти дни, чтобы побудить сердца открыть путь к покаянию. Посты эти напоминают нам о наших дурных поступках и о подобных поступках наших отцов, которые навлекли на народ эти бедствия. Помня об этом, мы вернемся на путь добра и истины, как сказано: "И признаются они в вине своей и в вине отцов своих".

Соблюдаются следующие посты:

- 3-го дня месяца Тишрей, в день гибели Гедальи бен-Ахикама;

- 10-го дня месяца Тевет, когда Навуходоноссор, нечестивый царь Вавилона, окружил Иерусалим, и началась осада Святого города;

- 17-го дня месяца Тамуз, когда были разбиты (первые) скрижали, прекратились регулярные жертвоприношения в Первом Храме, и (римляне) ворвались в Иерусалим (во время разрушения Второго Храма);

- 9-го дня месяца Ав, когда в пустыне был вынесен приговор: (первое поколение) вышедших из Египта не войдет в Землю Обетованную.

(В этот день) были также разрушены Первый и Второй Храмы... и город Бейтар, а в нем тысячи, десятки тысяч сынов Израиля, и был у них великий царь, и весь Израиль и великие мудрецы думали, что он - Мессия... И погибли все, и было это большим несчастьем, подобным падению Храма. В этот же день нечестивец Руф перепахал Храмовую гору, исполнив, как сказано: "Сион перепахан будет, как поле".

По традиции, эти посты определены как посты четвертого, пятого, седьмого и десятого (месяцев): четвертого - 17 Тамуза... пятого - 9 Ава... седьмого - 3 Тишрей... десятого - 10 Тевета...

Весь народ Израиля соблюдает эти посты. К этим дням поста присовокупляется пост 13-го Адара в память о днях Амана, как сказано: "... в дни поста и стенаний". Если этот пост выпадает на субботу, его переносят на пятый день недели, т.е., на 11-й день месяца. Каждый же из упомянутых выше четырех постов переносится с субботы на следующую неделю; если пост выпал на канун субботы, постятся в канун субботы.

В эти дни не трубят в шофар и не читают "нэила" (торжественную заключительную молитву), но восходят к чтению Торы во время утренней и предвечерней молитвы (ша-харит и минха)... Вечером накануне поста едят и пьют (т.е., пост начинается с утра следующего дня), за исключением 9-го Ава (т.е., пост 9-го Ава начинается с вечера накануне).

С наступлением месяца Ав не устраивают празднеств,... не стригутся,... не едят мяса...

... Вечером накануне 9-го Ава начинается пост. В заключительной трапезе перед постом не едят мяса, не пьют вина; вся трапеза состоит из одного легкого блюда. (9-го Ава) не умываются ни холодной, ни горячей водой, не умащают себя маслами и не обувают сандали (т.е., кожаную обувь); в этот день также не совокупляются, как в Судный день.

Вопрос выполнения работы, связанной с приготовлением пищи, - это вопрос традиции: в некоторых общинах принято воздерживаться от этой работы, в других -нет... Благочестивые, посвятившие себя изучению Торы, в этот день не работают вообще. Мудрецы наши говорили, что работающий в пост 9-го Ава никогда не увидит знака благословения.

Благочестивые мудрецы в этот день не приветствуют друг друга и сидят, удрученные, как в дни траура. А если какой-либо простолюдин и невежда приветствует мудреца, тот отвечает ему вполголоса, языком невнятным и со скорбью в голосе...

...(В этот день) читают Книгу Иова, траурные песнопения и Плач Иеремии.

...После разрушения Храма постановили мудрецы не строить зданий с побелкой и лепкой, как строения царские. Если человек обмазывает свое строение глиной и белит стены, - следует оставить небеленным место против входа; размер небеленного места должен быть не меньше квадратного ама.

... Женщина, делающая украшения из серебра и золота, должна оставить что-либо от каждого вида, чтобы украшение было незавершенным...

Жених посыпает пеплом голову на месте возложения тфилин. И все это для того, чтобы помнить о Иерусалиме, как сказано: "Если забуду тебя, Иерусалим, да забудет меня десница моя, да прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню о тебе, если не вознесу Иерусалим к вершине радости моей".

Все эти посты будут отменены в дни Мессии, и станут они днями праздничными, днями веселья и радости, как сказано: "Так сказал Господь воинств: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого станут днями веселья и радости, днями торжеств в доме Иегуды; только любите истину и мир".

24 вида греха

...Из двадцати четырех видов, четыре вида грехов настолько тяжелы, что Господь воздерживается от помилования грешника, в других же случаях Господь помогает кающемуся осуществить свои благие намерения и вернуться в лоно Господне. Самыми тяжкими 4 видами грехов являются:

1. Тот, который заставляет народ грешить или мешает народу исполнять заповедь.

2. Тот, кто использует свое влияние на совращение другого с путей Торы.

3. Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не давая ему правильное воспитание и руководство; или тот, кто имеет возможность предотвратить другого от греха и не делающего этого.

4. Тот, кто утешает себя размышлениями: "Я буду грешить теперь и каяться позднее", или "День Искупления, во всяком случае, уничтожит все мои грехи".

Следующие пять видов грехов таковы, что своим поведением и поступками грешник сам закрывает себе путь к Тшуве. Эти грехи следующие:

5. Тот, кто отделяет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг, принадлежащих всей общине и заслуг общинной молитвы и покаяния.

6. Тот, кто отрицает слова мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя таким образом огромных духовных выгод, которые содержатся в них, их влияния и вдохновения.

7. Тот, кто глумится над заповедями Бога, - потому что он вряд ли будет каяться в своих грехах.

8. Тот, кто презирает своих духовных учителей; потому что без их руководства он вряд ли найдет дорогу к покаянию.

9. Тот, кто не любит слов упрека; потому что человеку очень трудно достигнуть Тшувы без влияния извне.

Следующие пять видов грехов составляют грехи, трудно поддающиеся исправлению. Грехи эти следующие:

10. Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (как, например, в случае злоупотреблений общественными деньгами), - потому что виновник не может просить прощения у каждого пострадавшего, а каждый член общины является пострадавшим в результате этого поступка.

11. Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной вещи и не может поэтому вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора и поэтому он совершает грех, который очень трудно загладить.

12. Найдя что-нибудь на улице и опустив немедленные поиски собственника потерянной вещи; потому что позднее ему будет вряд ли возможно найти правомерного собственника вещи и в его владении останется вещь, которая ему не принадлежит.

13. Оскорбление проходящего мимо бедного человека или незнакомца; потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение или возместить его убытки.

14. Взять взятку за дачу неправильного решения или за определенно неправильный совет. В этих случаях трудно измерить размеры причиненного зла или убытков пострадавшей стороны и определить правильное возмездие.

Следующие пять грехов остаются без покаяния, потому что они не рассматриваются в качестве грехов:

15. Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно для хозяина и гостя. Это имеет "оттенок грабежа" (или, по-древнееврейски "пыль грабежа"), потому что приглашение является вынужденным - хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате этого чувства стыда лишает себя еды. Гость может думать, что приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны по настоящему отклоняться.

16. Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может думать, что тот ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, это делать нельзя без согласия собственника.

17. Совершить грех не поступком, а глазами, наблюдая, например, за неприличным зрелищем. Наблюдающий может думать, что он сам не делает ничего плохого, потому что он только наблюдает; но, в действительности, Тора запрещает это и там написано: "И ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами".

18. Удостоиться почета за счет другого, без намерения пристыдить другого, как например, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше того.

19. Наводить подозрение на невинного, не обвиняя открыто невинную сторону; даже легкий намек или инсинуация являются грехом, независимо от того, как незначительны они не были бы.

И, наконец, пять видов греха, которые становятся плохой привычкой, и грешнику трудно избавиться от них:

20. Распространение скандальных и вредных доносов и сплетен является грехом, даже если рассказы эти отвечают действительности и переданы без злого умысла. Грех этот включает всякого рода сплетни, которые выслушиваются и повторяются.

21. Клевета (лашон hа-ра) - грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и "убивает" своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету, и оклеветанного человека.

22. Гнев. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет неисправимый вред себе и другим. Кроме того, человек, который легко рассерживается или чувствует себя обиженным, отрицает, косвенным образом, Божественное Провидение и вот почему гнев подобен "язычеству".

23. Грешное мышление. Разрешить себе думать о грешных вещах может превратиться в плохую привычку и привести к серьезным преступлениям.

24. Поддержание общения с плохой компанией может тоже превратиться в дурную привычку и привести к плохим деяниям.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования