Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

И.И. Миролюбов. Столп и утверждение истины. [богословие]


Величайшая Жертва Господа нашего Исуса Христа, принесенная на Голгофе, не была единовременным действием. Это было началом новой эры в истории человечества, ибообразовалось общество людей, уверовавших во Христа и ставших на спасительный путь. Ведущий в Царствие небесное. Такое собрание христиан, непреложно хранящих апостольскую верусвятоотеческие догматы, жизнью своей подтверждающих искреннюю веру в Спасительную Жертву Христову, и называется Церковью Христовой: "Церковь есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебиму держат едину православную веру и в любви пребывают" (Большой Катехизис, л. 120).

"Бог любы есть", - говорит св. апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4. 16), а поэтому любовь к Господу и друг к другу есть важнейшее отличительное качество христиан. Любовь же предполагает взаимное общение, взаимопомощь, совместную молитву: "Идеже будут два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 17. 20). В Церкви же и через Церковь подаются верующим в Святых Таинствах и благодатные дары Духа Святого. Но существует и другое обоснование необходимости Церкви – Святая Соборная Апостольская Церковь есть верное хранилище Священного Предания, залог неизменности и непреложности Христова учения. Об этом ясно говорит св. апостол Павел: "Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню (нее), да освятит ю (ее), очистив банею водною в глаголе; да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна" (Ефес. 5. 25).

Святость Церкви основана на тесном единении всех верующих со Христом и питании исключительно плодами учения Спасителя: "Аз есть Лоза, вы же рождие (ветви): якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. И иже будет во Мне, и Аз в нем, тот сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничегоже" (Ин. 15. 1-6). СВ. апостол Павел многократно называет собрание истинно верующих Телом Христовым, а Самого Исуса Христа Главою этого Тела: "Того Бог даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его" (Ефес. 1. 22). Поэтому это общество верных, Церковь Христову,которую Господь "стяжа Кровию Своею" (Деян. 20. 28) и которая будет пребывать вечно, по словам Спасителя "Аз с вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28. 20), св. апостол называет "СТОЛПОМ И УТВЕРЖДЕНИЕМ ИСТИНЫ" (1 Тим. 3. 15).

Таким образом, одно из назначений Церкви Христовой – строго блюсти чистоту веры. Еще до становления церковных канонов Сам Господь повелевал заблуждающегося брата увещевать сначала наедине, потом при двух-трех свидетелях, и наконец: "повеждь Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь" (Мф. 18. 17). Уже в раннехристианское время гордыня людская, сатанинское самолюбие увлекали некоторых в ложные учения. Отступления от церковной истины: "В вас будут лживы учители, иже внесут ереси погибели… и мнози последуют их нечистотам" (2 Пе. 2.1.). Однако, Церковь Христова, призваная к защите правоверия, строго соблюдала чистоту Священного Предания, отлучая от общения инаковерующих.

Нелишним сейчас будет напомнить апостольские правила Древней Церкви, строго наказывающие не только еретиков, но и общающихся с ними: "Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен" (Апост. Правило 10). "Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?" (Апост. Правило 46). Такая строгость к лжеучениям есть прямое следование словам св. апостола Павла: "Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся" (Тит. 3. 10).

Значение Церкви как хранительницы правоверия и христианского благочестия неизмеримо вырастает в наше лукавое время, когда "мнози бо придут во имя Мое, глаголюще "аз есть Христос", и многи прельстят" (Мф. 24. 5). Как не удивляться точности евангельского пророчества во дни, когда со стен зданий российских городов с невероятной навязчивостью притягивает к себе взоры личина новоявленной "Марии Дэви Христос"? Несть числа всевозможным бесовским сборищам, сопровождаемым плясками, шаманскими бубнами, колдовскими ритуалами. И все это пытается рядить себя в белые одежды, называясь "Белыми братьями", "Богородичными центрами", "миссиями", культами бесчисленных "пророков". И люди с удивительной легкостью хватаются за всевозможные "учения" и "откровения", совершено не зная учения отеческого. А новые лжехристы и лжепророки словно соревнуются друг с другом в кощунстве и злобе, в нападках на Учение Церкви и Само Имя Христово.

Случается , что на кощунственные и беззаконные сборища попадаются и выходцы из христианских семей. Кто объясняет это любопытством человеческим, кто прельщается миской дармового угощения, кто желает Библию получить в подарок. При этом проявляется легкомыслие, беспечность, а более всего дает знать о себе извечный враг христианской совести – гордыня: чем меньше человек утвержден в вере, тем самоувереннее себя чувствует, полагая что без труда устоит против еретических соблазнов и прельщений. Вершина библейской мудрости- Псалтырь – начинается словами св. царя и пророка Давыда, еженедельно звучащими в христианких храмах: "Блажен муж (человек), иже (который) нейде (не ходит) на совет нечестивы…" (Пс. 1.1.). Но много ли людей сейчас считает нужным внимать словам Священного Писания, святоотеческому учению, голосу Церкви?

Проявляя излишнее любопытство или беспринципность, мы, будучи почти беспомощными в научении христианской вере и добродетели, подвергаем себя смертельной опасности, ибо поступившмсь в малом, рискуем поступиться в великом. Грань, отделяюшая любопытство от отступления, очень мала в духовной жизни, особенно для человека малосведущего. Нужно ли в мутных нецерковных источниках искать подобие света, если рядом с нами Сам Свет? Вспомним слова св. священномученика Иринея, епископа Лионского (II в.), защитника Церкви от еретических учений: "Не должно у других искать истины, которую легко заиствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни".

Существует и другая опсность. В последнее время все чаще можно услышать от людей, происходящих от староверов, но правил благочестия не соблюдающих, что они "верят в душе". Тут уже нет не только уважения к традиции предков, желания познать глубже их веру, но отсутствует и обычное человеческое здравомыслие. "И беси веруют и трепещут", - по выражению св. апостола Иакова (Иак. 2. 19), что однако, не мешает им творить свои злые дела. "Кая (какая) польза, братия моя, аще (если) веру глаголет кто имети (имеет), дела же не имать? Еда (разве) может вера спасти его?" - задает всем нам вопрос тот же апостол (Иак. 2. 14).

Священное предание утверждает нас в том, что человек не может спастись не только без добрых дел, но и находясь вне Церкви, то есть не соблюдая правил церковного благочестия, постов, избегая соборной молитвы (кому она доступна) и т.д. По словам св. апостола Павла, дела человека должны свидетельствовать о его внутреннем убеждении: "Сердцем веруется в правду, усты же (устами) исповедуется во спасение" (Рим. 10. 10). Это означает, что надеющийся на спасение и вечную жизнь со Христом человек должен не только верить в Господа и творить добрые дела, не только соблюдать законы и правила христианской жития, но всегда быть готовым к исповеданию веры, то есть к пренебрежению мирским благополучием или даже к страданию за убеждения.

Для многих ныне большим соблазном является малое число избранных Божиих на нашей грешней земле. Первая тому причина в неначитанностив Писании, ибо о Своем Втором Пришествии Христос говорил с сокрушением и горечью: "Сын Человеческий пришед, убо обрящет ли си веру на земли?" (Лк. 18. 8). После стольких ересей и мирских соблазнов, кровавых гонений и изощренных издевательств, много ли должно остаться верных Преданию? Великое чудо Господне, что их еще, можно думать, следует считать многими десятками тысяч! Неопытное сердце смущается тем, что если проповедники новообразованных христианских конфессий не сходят с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, то о существовании последователей Старой Веры вообще почти ничего и никому не известно.

Так это ли не исполнение Христова пророчества? И возможно ли, вообще выставлять напоказ духовно одичавшим людям, жаждущим в массе своей только наслаждений и развлечений, к примеру, древлеправославное богослужение, сокровенное, идущее из глубины веков, требующее от своих участников развитости души, опыта молитвы? Разве сравнимо древнее храмовое благочестие, где царит молитвенность и подлинно церковное единодушие, с пусть огромными по размеру толпами людей. Обольщаться внешним блеском более свойственно ребенку, чем взрослому мужу, способному отличить блеск истинный – чистоту и глубину вер- от фальшивого, имеющего только наружную форму. Глубоко правы были наши прадеды, понимая, что в антихристово время приличнее и естественнее истиной Церкви Христовой рядиться в рубище, а не в порфиру и злато.

Говоря о значении Церкви Христовой, следует сказать несколько слов и о ее внешнем названии. Христиане хорошо понимают, что за словамиСтароверская, Старообрядческая, Древлеправославная стоят указания на верность древней апостольской традиции, Священному преданию. И эти слова в названии нашей Церкви, действительно, являются существенными. Не главный, а уточняющий смысл придается слову Поморская, причем все чаще можно обнаружить непонимание значения этого уточнения. (Кто не слышал вопроса внешних: Так Ваша Церковь что же, не Русская?)

В середине ХV в. от Константинопольской Церкви получила независимость Церковь Русская (Московская митрополия), а вXVII в. новообрядцы учинили в Русской Церкви раскол и воздвигли с помощью правительства суровые гонения на древлеправославных христиан. Остатки ревнителей благочестия, лишенные иерархического возглавления, вынуждены были во всех своих храмах использовать Поморский богослужебный устав, который применялся в Русской Церкви, но не во всех храмах, а более всего на Русском Севере, в Поморье, где один священник приходился на несколько приходов и богослужение часто совершалось в его отсутствие причтом местной часовни. Крупнейший и авторитетнейший центр – Выговский монастырь- находился в Поморье. В Поморье находился и оплот русского древлеправославного благочестия – Соловецкий монастырь, от иноков которого получили свое первое благословение старообрядческие духовные наставники.

Видим, что Поморская Церковь есть Церковь именно Русская, лучше сказать даже Древнерусская, неизменно хранящая догматы и традиции Древлеправославия от самого времени Крещения Руси. Погрузившийся во тьму неверия и отступивший от заповедей Учения Христова мир не однажды возводил гонения на древлеправославных христиан, но Господь никогда не лишал Свою Церковь Благодатной Помощи. Милостию Божией, выдержавшие испытания обрели венец нетлениый, а потомки их доныне считают своим делом хранение Апостольского Священного Предания, а не хождение по стихиям мира сего. Это общество древлеправославных христиан и называется Древлеправославной Поморской Церковью.

На вопрос же лукавого ума, однажды уже заданный синодальным миссионером выговскому киновиарху Андрею Денисову о том, действительно ли мы считаем себя единственно во всем мире достойными спасения, тот мудро ответил, что поскольку древлецерковное благочестие мы переняли от своих дедов и прадедов, при которых Святая Русь cияла обилием чудес и угодников Божих, то "древлеправославное благочестие ко спасению нам всех прочих вер надежнейши и известнейши, яко спасающее и освящающее пребывающия в нем" (Ответ 98). "А еже прочия судити, аще спасаются, или не спасаются за каковые вины, того мы не дерзаем и статей на сие писати не тщимся, ибо иныя судити весьма отрицаемся по апостольскому гласу, глаголющему: "Ты кто еси судяи чюждему рабу? Своему Господеви стоит или падает" (Ответ 78; Рим. 14. 4). Великий грех – восхищать Суд Божий и судить иные традиции и исповедания. Иное дело – удаление от сомнительного или явно ложного, еретического.

Если же слабодушный смущен, так как последнее суровое время многих отучило оставаться в меньшинстве, хотя бы и не всегда гонимом, но многими не понимаемом, то вспомним и ободримся: ведь Церковь Христова не есть только собрание верных на земле! Зримой для нас может быть только малая часть Соборной Церкви, ее, так сказать, видимая оболочка. В храме с икон на нас глядят лики древлеправославных святых, подвижников благочестия и поборников Православия, высокопросвещенных иерархов и боголюбивых иереев, добродетельных диаконов и смиренных иноков. Как можем мы забывать, что молитвы их остаются с нами, помогают нам ежедневно и ежечасно? Сиротствуя без трехчинной священной иерархии в земном странствии, мы ведь всю полноту этой иерархии имеем на небе, взываем к ней и надеемся на нее! Скорбя об отсутствии полноты Святых Таинств в наших земных храмах, никогда да не оставим надежды на Причастие Святых Христовых Тайн в Храме Небесном!

Основа нашей надежды – верность Учению Христову, Священному Писанию и Преданию. Веруя так, как верила во времена Вселенских Соборов Святая Соборная Апостольская Церковь, мы и пребываем в Ней, отвергая позднейшие лжемудрования и попытки ходить по стихиям мира сего.

Только духовно слепой человек может не видеть в нынешнее плачевное времяотражение антихриста на всех происходящих вокруг мирских делах, не слышать во всем вокруг его дыхание. И как не хотелось бы видеть и сейчас Церковь Христову на земле в том же величии и благолепии, что во времена благочестия, надо все же найти в себе силы сравнить прежние времена с нынешними, углубиться в Священное Писание. Господь послал нам нелегкий крест – жить во дни духовной скорби, духовного обнищания. Так не падем же жертвой диавола, сея вокруг себя осуждение и разделение. Сплотимся единой молитвой в Богом нам данном ковчеге – Церкви Христовой, призванной спасти и последних остальцев: "Аз созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей" (Мф. 16. 18).

Перепечатано из: "Календаря Древлеправославной Поморской Церкви" за 1994 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования