Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Э.С. Львова. Фалаша, — Бета Израиль — Эфиопские евреи. [иудаизм]


Фалаша — народ, до недавнего времени жявший в Эфиопии, в горах вокруг Гондэра. Фалаша — название, данное этому народу амхара; Бета Израиль (Дом Израилев) — их самоназвание; эфиопские евреи — название, появившееся и привившееся в Израиле. Численность — 30-35 000 человек (по оценкам Брюса в ХУIII веке около 100 тыс. мужчин, следовательно — около 500 000 — всего; по данным 1867 г. — 150-200 тысяч человек или около 10 % населения страны).

Они отличались от окужающих народов лишь исповеданием иудаизма доталмудического толка. Им были неизвестны талмудические традиции, Пурим, Ханука. Сложились и собственные традиции исповедания веры; так, Сегед (в память об избавлении от вавилонского плена) сопровождался паломничеством на вершины окрестных гор. Сохранилось много общих черт с амхарским монофиситством: службы отправлялись на древнем языке гыэз; женщины допускались в синагогу и участвовали в службе; ритмические удары в ладоши и пение "йолалата" сопровождали церемонии. У фалаша есть монахи и священники, которые носили те же одеяния, что и эфиопские христиане. Некоторые исследователи (например, В.Леслау и Ю.М.Кобищанов) даже не считали эти верования иудаизмом, а особой синкретической религией.

Происхождение фалаша загадочно и давно породило разнообразные версии. Одни считали их потомками беженцев из Иерусалима, которые якобы бежали после разрушения первого храма в Египет, где основали Элефантину, а впоследствии воины этого гарнизона поднялись вверх по Нилу, спасаясь от преследований фараона. Другие полагали, что они потомки евреев-рабов, которые отказались уходить из египетского плена с Моисеем. Есть и другие старые версии. Фалаша — якобы потомки "потерянного" племени Дан; они местные жители, обращенные йеменскими иудаистами, бежавшими через Красное море (возможно, во время аксумо-химьяритскях войн); они прямые потомки Моисея, женившегося на местной женщине, когда он был послан фараоном на завоевание верхнего Египта. Споры идут до сих пор. Последние исследования говорят о четырех версиях. Так, Д.Кесслер (1982) не сомневается в очень древних, хотя и не очень ясных корнях и несомненной связи с древнем Израилем; С.Каплан (1992) напротив считает, что об этом народе можно говорить как об иудаистах (вышедших из среды местных христиан) только с ХV- ХVI вв. — те же термины, которые встречаются в более ранних источниках — "айюд" и "иудеи" относились, по его мнению не к фалаша, а были синонимом "изменников" вообще.

В 1997 г. Амаевер Тефери на ХIII МКЭИ утверждал, что они прямо связаны с "потерянным" племенем Дан и, например, монашество, появление которого связывают обычно с влиянием христианства, ведет историю со времен ессеев. Наконец, С.Б.Чернецов считает, что фалаша — автохтонное население, сохранившее иудейскую религию в том виде, в каком она получила распространение по обе стороны южной оконечности Красного моря в IУ веке до н. э. Сами фалаша в своих устных преданиях, сохранившихся до наших дней, уверяют, что их предки вышли из Иерусалима в свите Менелика 1, сына библейского царя Соломона и царицы Савской и основателя императорской соломоновой династии Эфиогiии, правившей до 1974 года.

История этого народа на территории Эфиопии тоже не совсем ясна. Многие, и в том числе сами фалаша, считают, что "королевство" Х века во главе с Юдифь (Эзато, Эдйт), разгромившее Аксум и подчинившее его правителей, было прямо связано с ним. В конце ХIII века эта династия папа, на землях фалаша сложилось множество мелких политических объединений. Правители средневековой Эфиопии, ведя активную территориальную экспансию, долго завоевывали эти районы. Хроники того времени ярко рассказывают о героическом сопротивлении народа.

Оно было окончательно сломлено в конце ХVI-начале ХVII вв. Было предложено всем перейти в христианство, а тех, кто отказывался креститься, лишали земли. Последние были либо вынуждены наниматься в батраки, либо арендовать земли, либо переходить к другим занятиям. Незначительная часть поступила на военную службу, и отряды фалаша показали себя храбрыми войнами, а верхушка влилась в политический слой знати — известно даже о династических браках между правителями Эфиопии и женщинами ггравителей местных княжеств. Основная же масса составила сословие ремесленников, нередко называемое из-за своей замкнутости кастой. "Фалаша" (беженцы; лишенньте земли) стали заниматься презираемыми ремеслами: мужчины стали каменщиками, ювелирами, гончарами, кузнецами, ткачами женщины занимались керамикой. Соседи-амхара считали их колдунами, оборотнями, старались с ними не общаться.

С начала ХVII века именно на этих землях располагалась столица страны Гондэр, где началось большое каменное строительство. Именно фалаша составляли основную массу каменщиков и оставили своеобразную "подпись" — на штукатурке тронного зала второго этажа дворца Фасилидаса, негуса Эфиопии в первой половине ХVII века, до сих пор видна "звезда Давида". "История царя Аэлаф Сагада" говорит: "Фалаша же, называемьие кайлла, пребывающие в вере иудейской, да не живут вместе с христианами, но да отделятся и живут отдельно, устроив поселения".

Фалагца долгое время не знали о других иудеях, так же как и мир не знал о них. Первым, кто донес сведения об этом народе до Европы, был Брюс, книга которого вышла в 1790 году. Но эти сведения не получили широкого распространения. И.Галеви в 1857 году фактически вновь открыл их. В 1904-1905 гг. здесь появился его ученик Я. Фатлович. Он увез несколько Молодых людей учиться в Париж, а затем в школу равнинов во Флоренции. В 1911 году он создал школу для фалаша в Эритрее и Сымене (регионе вокруг Гондэра — место основного сосредоточения фалаша). Тогда же эти первые ученики ознакомились с "правильным иудаизмом". С этого времени в Эфиопии постоянно работали просветители-иудаисты.

В 70-80-е годы, когда вся Эфиопия была охвачена гражданской войной, многие фалаша оказались в лагерях беженцев в Судане. Именно оттуда сначала отдельные семьи, а потом в результате операции "Моисей", прибыли первые иммигранты в Израиль. В 1985 году их было 25 человек.

Начали происходить изменения в ритуальной жизни, зачастую инициируемые популярными буклетами об основных праздниках, издаваемые в 60-е годы на амхарском языке. В 1953 году впервые отмечался Пурим, в 1959 — Суккот и другие, хотя пока только в отдельных деревнях. Элементы "нормативной" еврейской практики стали вводиться в Сегед и т.д. В. Леслау, посетивший один и тот же район в 1946 и 1962 годах, отметил весьма значительные изменения,

Второе массовое переселение произошло в мае 1991 года в ходе операции "Соломон". По данным Большой Еврейской Энциклопедии (1992) в 1991 году в Израиле насчитывалось более 26 с половиной тысяч фалаша или эфиопских евреев. Данные 1997 года (доклад Терефи на ХIII МКЭИ) называют 60000 человек, причем 12 800 — уже уроженцы Израиля. го составляет примерно 1 % населения страны. Сейчас в Эфиопии остались единицы фалаша. В 1992 году в Гондэре не удалось найти никого, в городе их уже нет, и только в горах осталось несколько деревень, населенных фалаша.

В Израиле власти и общественность страны стремятся не повторять ошибок 50-х годов, когда были большие волны переселенцев вэ афро-азиатских стран и когда считалось, что их культура — "табула раса" и км будет очень легко воспринять новые ценности и стать "настоящими израильтянами". И сами фалаша-иммигранты, и израильтяне, работающие с ними, желают сохранить, насколько возможно, их традиционную культуру. Даже на фоне общей пестроты иммигрантов эфиопские евреи резко выделяются. И дело не столько в цвете .кожи (они чернокожие и представляют эфиопский антропологический тип), сколько в особенностях их культуры, как ритуальной, так и бытовой.

Понятно, однако, что простое перенесение образа жизни невозможно при полном изменении условий ее. Здесь уже иная социальная организация, распадаются бывшие основой всего существования семейно-родственные группы; земледельцы и традиционные деревенские ремесленники становятся горожанами и вынуждены менять занятия. Из больших компаундов в зеленых горных деревеньках они вынужденно переселились в квартиры в городах и поселках, да еще не в равнинах, а в пустыне (их расселяют главным образом на юге страны).

В сфере бытовой и семейной происходят необратимые изменения, которые воспринимаются очень тяжело. Ежедневная работа женщин за пределами семейного клана, отрыв детей через детские сады и ульпаны и программу "Молодежь Алии" (Алият Хано’ар) лишают женщин не только важной традиционной роли в семье, но и права на собственность, так как уже не существует общего домохозяйства. Семейные связи, в широком смысле этого слова, которые были основой всей социальной, политической, ритуальной жизни, стремительно разрушаются и преобладающей становится нуклеарная семья.

Наиболее остро воспринимаются сложности, связанные с необходимостью соблюдения ритуальной изоляции и чистоты. Ритуальное очищение должно было проводиться после контактов с иноверцами, проведения инициационныих обрядов, болезни, ежемесячной или послеродовой изоляции женщин и т. п. Такие омовения должны были проводиться в текучей воде, В Эфиопии деревни фалаша всегда располагались по берегам рек, и поэтому не возникало никаких проблем. После операции "Моисей" возникла даже курьезная ситуация. В то время Верховный Равнинат потребовал от вновь прибывших пройти очищение в "микве", но использовано было для этого амхарское слово "тимкат", которое означает не только омовение но и "крещение", и тот ритуал, который в русском православия обычно называют "иордань". Переселенцы категорически отказались от него, так как увидели в этом требование креститься. Многие родители до сих пор из-за этого понимания термина не пускают детей ни в море, ни в бассейн.

Затруднено и осуществление служб в традиционном стиле — с певчими, и служками-дебтера и приплясываниями. Только в двух городах есть свои синагоги. Не существует привычных замкнутых общин, фалаша живут очень рассеянно, и трудно отправлять свадебные, жертвенные, погребальные обряды.

Политика Ранвината в этом отношении, как кажется, не отличается ясностью. Сначала было стремление полностью добиться принятия всех норм ортодоксального иудаизма. Не признавались обряды фалаша, в частности, заключение брака священниками "кесами". В газете "Вести" в 1992 году директор министерства по делам религий говорил с осуждением о неприятии Торы и Галахи. В специальных школах, созданных для "кесей", последние зачастую отказывались заниматься (в частности, из-за нарушений социальных гендерных ролей, когда пожилых и уважаемых людей встречали в качестве учителей женщины или молодые люди). Министерство по делам религий тогда заявляло, что в случае продолжения этой практики будет вынуждено признать фалаша отдельной религиозной группой, как самарян.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Недавно рабби Менахим Вальдман заявил, что в "школах Торы" надо учитывать наследие мигрантов, вносимое ими в общую линию основных традиций Израиля. Власти Равнината зачастую связаны с отдельными группами священнослужителей и стараются использовать их влияние в своих целях. С.Каплан сравнивает их практику даже с известной колониальной политикой "косвенного управления, когда сохранялись местные лидеры, ставшие лишь посредниками, но вся реальная власть была в руках чужаков. Однако это касается старшего поколения. Молодежь, а особенно родившаяся в Израиле и прошедшая через религиозные школы, становится "новыми рабби", уже в русле государственной религии, а немалая часть их отходит от иудаизма вообще, в любой его форме.

В условиях конфессиональной неустойчивости оживает языческий культ "зар" или "буда", традиционны и методы исцеления с применением знахарской практики.

Сложная картина наблюдается и в бытовой сфере, многие аспекты которой непосредственно связаны с религиозными представлениями. В частности, это касается пищевых табу, ритуальной чистоты и правил приема пищи. Заранее приготовленная пища в общих столовых при центрах абсорбции особенно вызывает резкое негтряятие. По традиции взрослые и дети должны есть отдельно; пищу не принимают вне дома; мясо употребляют только свежее, животное при этом должно быть забито самим фалаша и с соблюдениями особых ритуальных правил и т. п. Фалаша поэтому стараются не пользоваться магазинами и рынками, закупать животных в сельской местности и т. д.

Происходит и пассивное "ежедневное" сопротивление, свойственное всем малым группам через отказ принимать общепринятые в данном обществе нормы, противоречащие привычным. Так, нередки случаи отказов принимать фамилии и новые имена (у фалаша не существует наследственного имени и используются общеэфиопские имена на основе амхарского языка). Взрослые не хотят учиться, отрицают иврит и письменность, причем одновременно развивается "вторичная" устная культура на базе широкого распространения радио, аудио и видео.

При выборе мест поселения фалаша стремятся селиться на предгорьях и стараются по возможности воссоздавать разветвленные родственные группы с выборными главами. Одновременно формируются новые соседские группы типа эфиопских "эдир" для оказания взаимопомощи, проведения общих жертвоприношений, кофейных церемоний, свадеб и похорон. Создаются и более разветвленные связи в рамках нескольких поколений и всей страны.

Однако подобное воссоздание традиций происходит на новом уровне, выходит за рамки конфессионального и этнического единства. На деле это не традиции собственно фалаша, а надэтнические, общеэфиопские. Память об Эфиопии сохраняется в романтизированной идиллической форме. Многие часто посещают Эфиопшо, привозят национальную одежду (также общеэфиопского типа), пластинки, аудио и видеозаписи музыки, песен, завозят и специфические пряности и иные растения, употребляемые в пищу и не растущие в Израиле. Показательно, что нередко видеофильмы и аудиокассеты получают даже не из Эфиопии, а из Канады и США, где существуют большие полиэтнические группы эмигрантов из Эфиопии.

Молодое поколение относится к этим проблемам не однозначно. Кто-то поддерживает традиции отцов. Другие полностью вписываются в понятие "настоящих евреев". Третьи выбирают в качестве образца образа жизни и моды афро-американцев. Происходит смена поколений, и пока не ясно, как будут решены эти проблемы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования