Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Л. Хрушкова. Археология христианская, византийская, церковная. Термины, предмет, современное состояние (окончание). [религия и наука]


Византийская археология

Северное и Восточное Причерноморье — это те регионы, которые равным образом принадлежат и христианской, и византийской археологии. Термин ((византийская археология, видимо, впервые употребил еще в конце ХIХ в. Н. П. Кондаков — русский ученый, который множество раз бывал в Риме, работая там в Ватиканской библиотеке над изучением византийских рукописей, и поддерживал связи с де Росси и другими крупными учеными Европы, был членом Общества любителей христианской археологии Византийские проблемы были приоритетом отечественiой науки, и это ясно осознавалось: "Русская археологическая наука, как и западная, почерпает свой метод и руководящие принципы в древнехристианском отделе, но по своим собственным, ей присущим задачам, становится в то же отношение и к археологии византийской.

Раскопки и исследования византийских памятников ведутся давно. Один из самых известных примеров — деятельность Русского археологического института в Константинополе (1894—19 14). Однако становление византийской археологии как самостоятельно области исторического знания — процесс долгий. В свое время, когда в первом томе основанного К. Крумбахером всем сейчас известного журнала "ByzantinischeZeitschrift" было дано определение византинологии, в кругу родственных дисциплин было перечислен многое: география, этнология, история литературы, культуры, искусства, нумизматика, эпиграфика — однако археологии в этом ряд не было . Ж-П. Содини называет четыре фактора, долгое врем определявшие неустойчивое положение "протовизантийской археологии" (V—VIвв.), что можно отнести и к византийской археологии в целом: неясность самого предмета; взаимоотношения с историками, которые чаще всего используют византийские памятники только как иллюстрацию или декор; не всегда ясные отношения с другими ветвями археологии; сложные условия работы на местах проведения раскопок. Сама природа византийской археологии как академической дисциплины остается "плохо определенной", и в целом византинисты, историки и филологи, достаточно равнодушны к развитию археологии, которая иногда даже представляется "сиротливой ветвью периферийной дисцпиилниюы" .

Первая попытка создания учебного пособия по византийской археологии — недавняя книга итальянского археолога Э. Дзанини. Он осторожно определяет эту дисциплину как "молодую отрасль постклассической археологии", которая только в последние два десятилетия нашла свой "дисциплинарный статут" и "институциональное признание". В последние десятилетия византийская археология успешно развивалась в странах Восточной Европы несомненно, не без влияния традиции русской науки. Тем не менее как раз российские археологи иногда высказывают мнение о том, что "на сегодняшний день само понятие "византийская археология" в общем не принято как в отечественной, так и в зарубежной литературе"

Существует всем известная диспропорция: интересы византийской археологии чаще сосредоточены на раннем, доиконоборческом, периоде. Это объясняется, прежде всего, ее изначальной тес- ной связью с христианской археологией, от которой она отделилась только в последний период. Отличительная черта византийской археологии ее интерес к нерелигиозным аспектам жизни общества. Но, действительно ли византийская археология полностью "отделилась" от христианской археологии? Да и возможно ли это? В последние десятилетия христианская археология активно занимается Христианским востоком. На ХIII Конгрессе по христианской археологии, одна из основных тем была чисто византийской — это эпоха Юстиниана.

Главная проблема ХIV Международного конгресса по христианской археологии (Вена, 1999) — раннее христианство между Римом и Константинополем — Позволяла представить целостную картину всего ран нехристианского мира. Можно отметить и другое. На последнем, ХХ Конгрессе византинистов (Париж, август 2001) был заслушан ряд сообщений на темы, традиционные для христианской археологии, например о раскопках на Святой Земле.

Последний период христианской археологии проходит под знаком топографии христианского города. Несомненно, о византиноведении можно сказать то же самое, Более того, сама историческая судьба византийской столицы предрешила топографический подход к ее Изучению. Если раннехристианский Рим хорошо обозрим и сейчас, пусть и изменившийся, то островки Константинополя в нынешнем Стамбуле подобны полузатонувшей Атлантиде. Уже первый труд о Константинополе знаменитого Пьера Жиля был именно топографическим. Работа известного немецкого археолога А. М. Шнайдера подвела итоги исследованию топографии Константинополя в период между двумя мировыми войнами . В Риме логика строительства первых церквей прозрачна — в большинстве случаев это были мартирии, построенные на местах мученичеств христианских святых. А в Новом Риме ясного плана строительства церквей в константиновскую эпоху не было, их появлением, как показал Ж. Дагрон, "управлял один только случай" Формула "урбанистическое развитие", став классической, повторяется в названиях многих работ о Константинополе так же, как и о западном Средиземноморье, причем в сочинениях о столице Восточной Римской империи эта формула появилась даже Значительно раньше той топографической "революции", о которой я упомянула выше. Отмечу, что отечественная византийская археология также внимательна к вопросам топографии Херсонеса Таврического — раннехристианского и средневекового. Новый и интересный взгляд на топографию христианского Херсонеса — его сопоставление с Эфесом.

Можно сделать вывод, что византийская археология, с одной стороны, во многом шла тем же путем, что и христианская: от историко-филологических штудий к регулярным стратиграфическим раскопкам с пристальным вниманием к археологии повседневной жизни людей, к формированию средневекового города. У византийской и у христианской археологии есть еще одна общая проблема: методика и качество раскопок. Тревожное заявление А. Гийу, которое он сделал на ХVI Международном конгрессе византинистов, понятно многим археологам: "Стратиграфическая археология почти игнорируется византинистами", и многие памятники "уничтожаются механическими лопатами". О необходимости совершенствовать методы полевых исследований настойчиво говорят и "христианские археологи": П.-А. Феврье, Н. Дюваль, Ф. Пергола и др.

С другой же стороны, византийская археология всегда будет отличаться от христианской археологии своими хронологическими рамками — от IV в. до ХV в., и позже, включая "Византию после Византии". Таким образом, это тот случай, когда два явления, две ветви исторического знания можно назвать нераздельными и неслиянными.

Церковная археология

В России существует родственная научная дисциплина — церковная археология, которая успешно развивалась в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви (Петербургской, Московской, Киевской, Казанской духовных академиях) с середины ХIХ в. Ее отличительная черта — изучение литургики и вещественных памятников как двух сторон единой науки о церковных древностях, главным образом, древнерусских и византийских. Например, А. П. Голубцов различал два основных аспекта церковной археологии: литургический и "монументальный", подразумевая "те вещественные средства, которые составляют обстановку и материал литургических действий, то есть храм, как архитектурное целое, со всеми приспособлениями, относящимися к богослужению, церковная живопись, одежды, утварь... Церковный археолог... обязан иметь дело не с первохристианскими только церковными древностями, но с искусством и богослужением еще и греческой церкви. Знакомство с опытом Римской археологии побудило преобразовать преподавание церковной археологии в Санкт-Петербургской духовной академии разделив кафедры литургики и археологии.

Главные достижения дореволюционной церковной археологии связаны с Историей Литургии и иконографией. Труды П.Д. Мансветова, А.А.Дмитриевского, Н.В. Покровского, А.П.Голубцова, Е.Е. Голубинского важны и сейчас. В то же время церковная археология всегда широко обращалась к проблемам христианской античности. Это касается, в частности, лекционного курса по церковной археологии А.П. Голубцова. Или другой пример: еп. Порфирий Успенский, посетив некоторые катакомбы Рима, довольно Подробно ознакомил Русского читателя с трудами Дж.Б. де Росси о римских катакомбах, которые и по сей день не утратили своего значения.

В Советское время преподавание Церковной археологии в духовных академиях продолжалось, что было очень важно — это способствовало сохранению традиции. В наши дни церковная археология переживает обновление, она вышла из стен православных учебных заведений, ею занимаются и в музеях, и в Институтах Академии наук. После долгого перерыва появились учебные пособия по церковной археологии . Прошло две Всероссийских конференции во Пскове в 1995 г. и в Санкт-Петербурге к 1998 г., на которых представители светской и церковной науки обсуждали проблемы изучения христианских памятников. В работе первой из них участвовал монсеньер П. Сен-Рок, который рассказал об особенностях современной христианской археологии, русский перевод его доклада опубликован в археологическом журнале. Он пригласил русских коллег принять участие в следующем международном конгрессе по христианской археологии. Случайно или нет, но участие российских археологов в конгрессе 1999 г. было широким, как никогда прежде; из числа участников Псковской конференции в Вену приехало несколько человек: А. Мусин, А.И. Романчук, П. Диатроптов и автор этих строк.

Современная церковная археология - это наука, "изучающая вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте священного Предания и церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории Христовой Церкви и христианской Культуры)> (А. Мусин) . Близкое определение дают Л.А. Беляев и А.В. Чернецов, — известные специалисты в области русской средневековой археологии, которые первыми начали преподавать церковную археологию в тогда новом учебном заведении — Российском Православном университете ап. Иоанна Богослова: Проблематика археологии церковных древностей - есть изучение истории Церкви по ее материальным памятникам... Включается и вся совокупность археологических древностей в их соотношении с духовными ценностями, благочестивым жизненным укладом, покаянной дисциплиной исследуемых эпох". Хронологические рамки современной церковной археологии расширяются вплоть до ХIХ в., включая памятники Америки, Австралии, Африки — надо сказать, что этими регионами старая церковная археология почти не интересовалась.

Таким образом, если христианская археология ставит своей целью изучение всей позднеантичной эпохи в ее целостности, в том числе и нерелигиозных памятников, т.е. пре- обладает подход исторический, то церковная археология занимается именно христианскими, церковными древностями, но в максимально-широких хронологических пределах, т. е. преобладают аспекты конфессиональные (С. А. Беляев). Правда, наряду с этим существует иное, а именно историческое, толкование задач этой научной дисциплины. По мнению А. В. Чернецова: "Археология христианских древностей средневековой Руси включает в себя изучение всех сторон жизни русского христианского общества... При таком подходе археология христианских древностей средневековой Руси включает в себя всю проблематику славяно-русской археологии в полном объеме". Эта формулировка, выработанная самостоятельно, исходя из собственного исследовательского опыта, в то же время поразительно напоминает определение задач христианской археологии (но там — применительно к позднеантичному периоду).

Таким об разом, современная церковная археология тоже ставит широкие исторические задачи, не ограниченные только "церковными древностями", — она стремится к полной реконструкции истории русского средневекового общества как общества христианского.

Наличие разных точек зрения — естественное следствие поиска новых путей современной церковной археологией. Она часто пользуется терминами "церковные древности", "христианские древности". Обновление церковной археологии в последнее время привело даже к возникновению мнения, что "изучение христианских древностей, конечно, молодая наука". В действительности же, как раз напротив, это одна из древнейших ветвей европейского гуманитарного знания. Именно термины "христианские древности", ("церковные древности") возвращают нас в давно прошедшие периоды науки. Здесь можно вспомнить и один из первых компендиумов немецкого Протестантского богослова Б. Бебеля "Церковные древности" (1679), или грандиозное сочинение доминиканца Т.М. Мамаки о христианских древностях или труд энтузиаста-самоучки аббата Ж. Мартиньи. От длинного заглавия его сочинения веяло архаизмом уже и тогда (1865): "Словарь христианских древностей, содержащий все, что нужно знать о христианских истоках до средних веков исключительно" Исторически понятие "археология" не только заменило термины "христианские" или "церковные древности", оно ввело в семью исторических дисциплин старое "богословско-антикварное знание" (Ф.В. Дайхманн).

Специалисты в области церковной археологии считают полезным опыт западной науки, отмечая, что только в наше время появилась <возможность знакомства с научными достижениями и методическим багажом зарубежной христианской археологии". Об ученичестве пишет и Л. А. Беляев: ("Лучший способ узнать предмет — это написать о нем книгу... Работая над проектом, автор в первую очередь учился сам". Характерно, что большая часть учебного пособия Л. А. Беляева основана на книге У. Френда б) Надо заметить, что в наше время господства неписаных правил конфессиональной и политической корректности книга У. Френда кажется нетипичной. Она чрезмерно политизирована, в частности рассматривает всю историю археологического звания в свете колонвальвых войн, к тому же написана очень пристрастно. Резкие выпады У. Френда против католической, особенно французской, школы христгианской археологии, уже получили оценку в научной печати. В частности, Э. Дассманн отметил, что У. Френд написал свое пособие как протестант в англичанин Некоторые тенденциознье оценки У. Френда воспроизводит и Л.А. Беляев.

Боюсь, что российские читатели, и в особенности студенты, воспримут их слишком доверчиво и буквально, как общепринятьюе что совершенно несоответствует действительности. В этом пункте наша современная церковная археология значительно отличается от прежней. Вспомним, что представители русской церковной археологвв ХIХ — начала ХХ вв. были очень осторожны и деликатны в конфессиональных вопросах. Например, А. П. Голубцов рассматривает взгляды двух видных ученых той эпохи — Ф. Пипера и Ф. Крауса. Первый был главой протестантской школы христианской археологии, а второй — католической, и полемика между этими двумя направлениями порою бывала острой, однако А. П. Голубцов мудро воздерживается от вмешательства в эти споры на той или иной стороне.

Церковнал археология, так же, как христианская археология и как византинистика, занимается проблемой топографии христианского города. Одной из первых работой, написанных еще в советскую эпоху, была диссертация А.Н. Федорова (о. Александра) о симнолических доминантах средневекового христианского города в последнее время появились новые работы, в частности сборник статей о сакральной топографии" средневекового города.

Издан русский перевод книги Р. Краутхаймера, — это четыре лекции о трех христианских столицах — Риме, Константинополе и Милане. Говоря о переводах, что вообще исключительно важно, назову еще одну недавно вышедшую книгу крупнейшего ученого — А. Н. Грабара: "Император в византийском искусстве" — о влиянии римской императорской иконографии на сложение некоторых сюжетов раннехристианского искусства. А. Н. Грабар долгие годы читал курс раннехристианского в византийского искусства в Коллеж де Франс. Можно сказать, что его многогранная научная деятельность и его личность связывают воедино и христианскую археологию, и византинистику\, и церковную археологию.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования