Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Л. Хрушкова. Археология христианская, византийская, церковная. Термины, предмет, современное состояние (начало). [религия и наука]

Памяти Патрика Сен-Рока

Эту статью, посвященную памяти коллеги и друга, я начинаю с некролога. 30 декабря 2000 г. после тяжелой болезни скончался монсеньер Патрик Сен-Рок, почетный ректор и профессор Папского института христианской археологии, известный специалист по истории Церкви, агиографии, археологии раннего христианства. Он родился в 1942 г., был посвящен в сан в Ангулемском диоцезе в 1968 г., получил образование в Папском Грегорианском университете в Бордо, а затем в Риме, в Папском институте христианской археологии. Этот институт стал его семьей, здесь он служил профессором, главой кафедры литургики и агиографии, ученым Секретарем, с 1992 г. — ректором. В 1999 г. он стал кавалером Национального Ордена за Заслуги.

Перу П. Сен-Рока принадлежат десятки научных трудов, среди них - несколько монографий. Его первая книга посвящена формам покаяния в раннехристианской Церкви. Свыше четверти века он отдал изучению катакомб Святых Петра и Маркеллиана на Аппиевой дороге. Это исследование стало его докторской диссертацией (1978 г.), а позже — монографией (1999 г.). В нем реконструированы пути, которыми шли древние паломники по подземным лабиринтам, от одной базилики к другой, от мощей одних мучеников к другим. Этот скрупулезный труд требовал виртуозного владения разнообразными исследовательскими приемами, блестящего знания источников и агиографии, топографии, археологии и эпиграфики.

П. Сен-Рок провел огромную работу в архивах Ватикана и Парижа, чтобы подготовить издание двадцатилетней переписки двух выдающихся ученых - "отца-основателя" христианской археологии Джованни Баттиста де Росси и его ученика и друга аббата Луи Дюшена. Переписка содержит множество интересных сведений о становлении христианской археологии как самостоятельной исторической науки, и — более широко — об интеллектуальной обстановке в Европе во второй половине ХIХ в. Прекрасно зная фонды Библиотеки Ватикана, П. Сен-Рок обнаружил там несколько писем русских ученых, адресованных Д. Б. Де Росси, и любезно передал нам их копии для опубликования.

Помимо научной работы, П. Сен-Рок, один из лучших затоков христианских памятников Рима, вел большую просветительскую работу в печати и на радио. Натура деятельная и энергичная, он активно занимался многообразной научно-организаторской деятельностью. В период своего ректорства в Папском институте христианской археологии он был редактором журнала "Обозрение христианской археологии", единственного в своем роде международного научного издания. Как председателю комитета по организации ХIII Международного конгресса по христианской археологии и его президенту (Хорватия, Сплит-Пореч, 1994 г.), ему пришлось преодолеть многие трудности и "подводные камни". Все, кто был на этом конгрессе, помнят, что его успех в немалой степени был обусловлен энергией, волей, твердым характером и дипломатическим талантом П. Сен-Рока. О представительности и высоком научном уровне этой большой встречи ученых свидетельствует монументальный трехтомник Актов конгресса. По инициативе и при деятельном участии П. Сен-Рока в следующем году успешно прошла конференция по раннехристианской археологии в Тиране, в почти закрытой стране, какой была тогда Албания. Для многих из нас это стало редкой, если не единственной, возможностью увидеть множество интересных памятников.

Патрик Сен-Рок охотно принял наше приглашение участвовать в Первой всероссийской конференции по церковной археологии, которая состоялась во Пскове в ноябре 1995 г. В России западноевропейская христианская археология тогда была еще почти неизвестна. Участие П. Сен-Рока в работе псковской конференции стало знаком перемен, веянием новых времен, первой личной встречей представителя западной церковной науки с российской церковной археологией. В своем докладе П. Сен-Рок подчеркнул, что не следует путать археологию христианскую и археологию конфессиональную, что сейчас эта первая дисциплина открыта "всем исследователям доброй воли". Он привел в пример Папский институт христианской археологии, где учатся студенты разных конфессий - католики, протестанты, православные, евреи, мусульмане, атеисты, потому что "не справка о крещении делает человека специалистом по христианской археологии, но его желание искать истину, чтобы узнать жизнь тех людей, которые в начале нашей эры высекали катакомбы, строили базилики, почитали мучеников" (Сен-Рок П. Современная христианская археология на Западе 1/ Сов. Археология. 1998.). П. Сен-Рок очень интересовался Россией, хорошо знал ее культуру. Он приехал в Россию еще раз в следующем, 1996 г., для чтения лекций в Православном университете ап. Иоанна Богослова. С благородной щедростью он прислал в этот университет большую коллекцию книг по христианской археологии, среди которых немало редких и дорогих изданий. Он мечтал приехать к нам еще раз и посетить Петербург, — к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться.

Патрик Сен-Рок был открытым, объективным, терпимым, широко и свободно мыслящим человеком. Он много размышлял о проблеме взаимоотношения науки и веры. Как священник и ученый, он был убежден, что между верой и наукой нет противоречия, что для историка на первом месте должны стоять строгость и полнота научной аргументации, именно они и способствуют утверждению истинности христианской догмы. В своей последней книге он подчеркивает, что без научной корректности все наши речи о катакомбах будут, может быть, очень благочестивыми, но они будут лживыми, потому что далекими от действительности"; исследование катакомб археологами разных конфессий "пойдет только на пользу науке".

Коллеги, друзья, студенты Патрика Сен-Рока, — все говорили о нем как о человеке особенном, "не как все", — его отличали философское равнодушие к чинопочитанию, редкая прямота и искренность, справедливость, скромность, способность понимать другого, доброта и сердечность, душевная тонкость, неподражаемое чувство юмора; надежный друг, интересный собеседник, знаток литературы и классической музыки — Патрик Сен-Рок был личностью замечательной, его любили и уважали. Он знал о своей болезни и почти до последних дней мужественно продолжал читать лекции. Во время нашей последней встречи в Риме, за несколько месяцев до кончины он спокойно говорил о том, что главное для него — это "быть в ладу с самим собой". Именно таким — гармоничным, полным достоинства человеком - он запомнится всем, кто его знал.

Термин "христианская археология" утвердился в Западной Европе — в Италии, Германии и Франции — со второй половины ХIХ в. Он подразумевает исследование памятников раннехристианского периода (II —VII вв.) на всей территории Римской империи, поскольку "хорошо известно, что христианство стало новой формой романства". Христианскую археологию также называют "раннехристианской", в особенности в англоязычной литературе, также и иногда — во французской.

По истории христианской археологии написано немало. Особое значение имеет издание П. Сен-Роком многолетней переписки де Росси с Луи Дюшеном. Она дает читателю широкую панораму истории науки, возможность услышать голоса крупнейших ученых той эпохи. Вот, например, высказывание Л. Дюшена: "Я только стремился очертить пределы, в которых может развиваться критика, с точки зрения ясно определенной догмы". Де Росси, Л. Дюшен и другие ученые этого круга стремились создать "историю, основанную на документах".

Современное понимание предмета христианской археологии сформулировал первый ректор Папского института христианской археологии Г. П. Кирш в 1927 г.: "вся религиозная христианская древняя культура, изучаемая как по материальным остаткам эпохи, так и по институциям, в связи с историей религии в античности, во всех регионах первоначального распространения христианства в Европе, Азии и Африке" . "Христианская археология осознает себя в качестве исторической дисциплины", — уверенным утверждением начинает Ганс Р. Зеелигер свою статью, озаглавленную "Христианская археология и история менталитета".

С таким пониманием задач этой научной дисциплины в наше время согласны все. Оно отражено и в известных компендиумах П. Тестини и Ф. В. Дайхманна, и в специальных словарях . Христианская археология прошла долгий путь от прикладной церковно-антикварной дисциплины до исторической науки, каковой она стала усилиями многих ученых, и в особенности "отца христианской археологии" Джованни Баттиста де Росси во второй половине ХIХ в. Ее метод основан на двух принципах: безупречном знании письменных источников и точном анализе самих памятников. Афоризм де Росси: "Я занимаюсь археологией, не теологией", — выражал стремление к самостоятельности. Объективность исторического исследования — эту дорогую ему мысль подчеркнул П. Сен-Рок в своей последней книге. Он много размышлял о важности римских катакомб в наше время — с точки зрения научной, а для христианина еще и в смысле духовном и пастырском. "Чем дальше, тем больше у наших посетителей развивается критический дух — в лучшем смысле слова, у них хорошее образование и они не довольствуются больше баснями".

Христианская археология стремится уточнить хронологические рамки предмета и сам термин. Еще представитель cтаршего поколения адептов Римской школы П. Тестини высказывал мысль о том, что развернутый термин "археология позднеантичная, раннехристианская и раннесредневековая" более предпочтителен, чем "христианская археология". Такой уточняющий подзаголовок получили и Римские семинары.

Раннехристианское искусство, его ИСТОКИ — традиционная проблема христианской археологии. Это касается и живописи, и архитектуры, для той и для другой памятники раннехристианского Рима и по сей день остаются неисчерпаемым источником. Итоги изучения римских катакомб подвел В. Саксер на ХIII Конгрессе по христианской археологии (Сплит-Пореч 1994 г.). Современные подходы существенно обновились, для уточнения дат живописных полотен, например, используются данные, полученные в ходе реставрационных работ. Упомяну только изображение Богоматери из катакомб Прискиллы, самое древнее в христианском искусстве — сейчас его относят к 40-м годам III в. Комиссия по священной археологии - старейшее научное учреждение Ватикана, существующее уже полтора столетия, проводит масштабные работы по публикации полной новой документации по архитектуре и живописи катакомб. Исследование архитектуры Рима связано, прежде всего, с именем Рихарда Краутхаймера. Этот выдающийся ученый большую часть своей долгой жизни (он немного не дожил до столетнего юбилея) провел в Риме. Главным его трудом стал пятитомный Корпус раннехристианских церквей Рима, изданный Папским институтом по христианской археологии, с которым Р. Краутхаймер был связан многими десятилетиями сотрудничества и дружбы. Не случайно большой международный конгресс "Церкви Града", проведенный в Риме в юбилейном 2000 г., был посвящен памяти этого ученого.

Издавна спорная проблема истоков христианской культуры получила новое измерение в работах Боннской Католической школы, созданной Ф.Й. Дельгером. Она рассматривает христианство в его многосторонних связях с языческой и иудейской культурой, воплощая свою концепцию в "Энциклопедии по античности и христианству", издаваемой с начала 50-х годов ХХ в., и в Ежегоднике Дельгер-Института.

Определяющая черта современной христианской археологии — изучение всех сторон жизни позднеантичного общества и во всех регионах ойкумены. Особенно ярко это было продемонстрировано на ХII Конгрессе по христианской археологии в Бонне в 1991 г., главной темой которого были Паломничества. Тогда Христианский восток — впервые — оказался в центре внимания. Объектом интереса археологов является человек раннехристианской эпохи во всей полноте его общественной и религиозной жизни. Этот подход хорошо выразил П.-А. Феврье: "Новое намерение археологии — исследовать во всей полноте возможные подходы к материальному миру. Нужно ли отделять христианскую археологию от всего остального? И другой вопрос: возможно ли это?"

Современные тенденции отразил ХIII Конгресс по христианской археологии. Церковная, крепостная и жилая архитектура, живопись и прикладное искусство, топография, эпиграфика, нумизматика, керамическое производство, история церкви — от Британии до Палестины — все это нашло отражение в опубликованных материалах. Не ответ ли это на ту критику, которая прозвучала в дискуссиях Боннского конгресса, когда Ф. Пергола (тогда представитель молодого поколения, а сейчас ректор Папского института христианской археологии) энергично заявил: "Необходимо дать полевой археологии то место на наших конгрессах, которого она заслуживает... Мы должны уделить самое большое внимание серьезным археологическим раскопкам, стратиграфическим данным, изучению памятников, жилищ и их кладки, организации пространства..." Новые акценты вносятся и в такую традиционную сферу, как изучение трудов Отцов церкви. В последние годы Папский институт христианской археологии издает серию, название которой кажется немного необычным: "Патристическая археология". Понятию "археология" здесь придан самый широкий смысл: сочинения патристического корпуса рассматриваются как источник по истории культуры.

Когда-то, у истоков христианской археологии, ее главной темой были катакомбы. В наши дни эту роль, пожалуй, играет тема города. Трансформация позднеантичного города в средневековый, изменения его топографии и всего образа жизни населения, — эти темы создали новый облик христианской археологии. Изучение топографии города, начатое группой французских ученых (А-И. Марру, Н. Дюваль, П-А. Феврье, Ш. Пьетри и др.) и поддержанное римскими археологами, сейчас переживает расцвет. Христианская урбанизация стала главной темой ХI Конгресса по христианской археологии (Лион-Аоста, 1986), где речь шла о крупнейших городах западной и восточной частей раннехристианского мира, о положении христианских кладбищ. Эти проблемы рассматриваются также на международных семинарах по христианской археологии в Риме. Ф. Пергола назвал исследования топографии города "революцией последних тридцати лет", "новой волной", особенно заметной с конца 80-х годов.

Христианская археология становится все более открытой, постоянно расширяется круг ее участников. Начиная с Боннского конгресса (1991), в семинарах участвует все большее число специалистов из стран Восточной Европы. Российские археологи возобновили свое участие в них с перерывом в почти 90 лет. В нашей стране христианская археология еще каких-нибудь десять лет назад была едва известна, хотя, конечно, памятники раннего христианства изучались в крупных музейных коллекциях, в причерноморских регионах. В Херсонесе исследование христианских памятников ведется уже свыше 170 лет. 27 В Восточном Причерноморье христианская археология значительно моложе.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования