Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Архимандрит Теодор (Петровский). Мир православного монашества [Церковь и культура]


Мир православного монашества – это точное продолжение первоначальной монашеской жизни [1] Но православному монашеству постоянно отказывают в западном монашестве, в этом великолепном достижении для мира и для Церкви. При этом забывается, что западное, точнее, латинское монашество, происходит корнями из восточного монашества. Греческим монашеством не было достигнуто подобных свершений в области культуры и церковной политики [2], по мнению выдающегося византиниста Карла Холла. Это взгляд только лишь "ограниченного" латиниста. Точка зрения современников также концентрируется на церкви и церковной жизни Западной и Центральной Европы. Огромные достижения Кирилла и Мефодия для славянских народов, Горазда и Савы для Балкан, -- просто не принимаются во внимание. Создание алфавита и связанных с ним литературы и искусства письма игнорируется. Нет никаких ссылок на деятельность св. Сергия Радонежского, св. Серафима Саровского, св.Нила Сорского, -- отца русского старчества. Да, все художественное творчество Гоголя, Достоевского или Толстого, котороедушевно и духовно зиждется на фундаменте старчества, считается недостаточным художественным достижением.

I.

Но, что же означает "монашество", быть монахом, быть православным монахом? Что за мысль хочет осуществить монашество? Наглядным образом нам это описывает древнейшее Житие святого, "Житие Св. Антония", написанное св. Афанасием, епископом Александрийским, в 365 году. Антоний родился в Египте в 251 г. у зажиточных родителей. Послушаем, как это повествуется в Житии: "Но как скоро, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: не пецытеся на утрий (Мф. 6, 34); ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное отдает людям недостаточным; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает наконец упражняться в подвижничестве (ок. 271), внимая себе и пребывая в терпении.

В Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни, всякий же из намеревавшихся внимать себе подвизался, уединившись не вдали от своего селения. Поэтому, в одном ближнем селении был тогда старец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антонии, увидев его, поревновал ему в добром деле, и прежде всего начал уединяться в местах, лежавших перед селением. И если слышал там о каком рачителе добродетели, шел, отыскивал его, как мудрая пчела, и не прежде возвращался в место свое, как увидевшись с ним. Когда же получал от него как бы напутствие какое для шествования стезею добродетели, уходил назад.
Так проводя там первоначально жизнь, Антоний наблюдал за своими помыслами, чтобы не возвращались к воспоминанию о родительском имуществе и о сродниках. Все желание устремлял, все тщание прилагал к трудам подвижническим. Работал собственными своими руками, слыша, что праздный ниже да яст (2 Сол. 3, 10), и иное издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что должно наедине молиться непрестанно (1 Сол. 5, 17); и столько был внимателен к читаемому, что ни одно Слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе; почему, наконец, память заменила ему книги."[3]

Этот поступок имеет, однако, предысторию, существенную для юного Антония тогда, и сегодня для каждого человека, желающего монашествовать. Она озвучена в Житии:

С такими мыслями входить он в храм; в чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди в след Мене, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19, 21)[4]

Интересно, что уже через 12 лет после смерти св. Антония (365) латинский перевод этой биографии (прим. 376) был известен в Триере. [5] Для Антония единственным и безусловным законом является Евангелие. Другого закона для христианской и вместе с тем также монашеской жизни он не знает и знать не желает. Св. Василий Великий (род. В 330 в Кесарии Каппадокийской) находился полностью под влиянием св.Антония, когда основал свои правила и уставы. Вся его жизнь строилась по словам Господа: "Кто хочет идти за Мной, тот да отвергнется сначала себя самого" (Матф. 16, 24) Василий думал, что только этими словами можно придать смысл своей жизни в одиночестве. Он уже покинул этот мир (как Антоний), но вынужден в своем одиночестве выносить самого себя со своими страстями. Слово Господа показывает ему правильный путь. Дух должен прийти в состояние покоя (исихазм) и сохранять покой.[6] Внешней помощью является "географическое" одиночество, исключающее общение с другими людьми и гарантирующее необходимый покой:

„Но это является началом очистки души. То, что должно делаться в этой отстраненной жизни, узнается из постоянного размышления над Святым Писанием. У Иосифа учатся целомудрию, у Иова – невозмутимости и выносливости, у Давида – кротости и миролюбию, у Моисея – усердию и хладнокровию"[7].

Св.Иоанн Кассиан (род. ок. 330, в сегодняшней Румынии) повествует о некоем о.Моисее,который постоянно подчеркивает, что аскетические упражнения не являются самоцелью, а только инструментами монаха, все более и более открывающим свою жизнь для Господа. Они должны ему помочь сохранить сердце неповрежденным от беспокойства и прочихопасных страстей. Когда монах не теряет из виду свою непосредственную цель, он может стать совершенным в любви:

"Итак, регулярный пост, ночные бдения с чтением Писания, нагота и лишения всего имущества не приводят еще к совершенству. Это просто вспомогательные средства на пути к достижению совершенства, поскольку в них не заключается конечная цель того монашеского искусства преодоления, просто они помогают найти саму конечную цель." [8]

"Конечная цель нашего призвания [...] это Божья власть или или Царство Небесное, но наша ближайшая цель – это очищение наших сердец, без коего никто не сможет достичь конечной цели. Эта небесная, предстоящая цель недостижима непосредственно. Человек может получить ее в конце жизни как Дар Божий. Но нынешнюю свою ближайшую цель он может отсюда видеть лишь в том, чтобы в своем сердце уже полностью подготовиться к конечной встрече с Господом". [9]

Аскетическая жизнь всегда понималась как "жизнь по Писанию". Святые Ветхого Завета вели к правильному пути/ Необходимо подражать им, точно следуя персонифицированным через них добродетелям.. [10]. Когда так сильно призывают к пренебрежительному, вызывающиму жалость внешнему виду аскетов, то это не основано на духовной свободе: это удостоверение смирения, добродетели, которая была чужда нехристианской античности (и сегодня вновь чужда), но только в христианском учении о совершенстве стала центральным требованием. [11]. Симеон Новый Богослов (949-1022) не уставал требовать от своих монахов подготовки к мистическому приятию Бога, наряду с такими увещеваниями звучит, несомненно, путеводителем для всех христиан:

"Взгляните, друзья. Как прекрасен Господь [...] не закрывайте глаза вашей души, не глядите на землю, оставьте заботы о земных делах и богатстве, не дайте жажде славы овладеть вами, дабы не покинул вас через это свет Вечной жизни. Вперед, идемте,друзья, со мной,вместе желаем мы, не плотью, но душой, всем сердцем возвыситься. Призвать хотим мы смиренно нашего Господа, Бога, полного сострадания, который один есть добро. И тем вернейОн нас возвысит, чемскорей мы будем вызывать сострадание,срывая покровы, открывая себя и покажет нам Свой сияющий Свет" [12].

II

Каковы же те приготовления, которые монах должен претворить в жизнь? Он должен бороться и преодолевать:

Чревоугодие
Блуд
Сребролюбие
Гнев
Печаль
Уныние
Тщеславие
Гордыню

Отметим для себя последовательность.

Этот список пороков составил ученик св.Василия Великого, Евгарий Понтийский. Послушаем его слова:

-О чревоугодии: Началом плодородия является цветение, и началом целесообразной ступени духовной жизни является воздержание. Тот, кто господствует над своим желудком, тот уменьшает страсти. Тот же, кто проигрывет бой с пищей, увеличивает сладострастие. Потребность в пище порождает непокорность, и плотская разборчивость изгоняет из Рая. Страдающая плоть – это хорошо обузданный конь , и никогда не сбросит она всадника. Ибо именно узда подавляет и заставляет повиноваться руке управляющего.

Плоть укрощается посредством голода и контроля, и при высоких мыслях не отскочит,и не заржет, возбужденная кипением страстей.

-- О блуде: Умеренность взращивает рассудительность,ненасытность же является матерьюнеобузданности, разврата.

Необремененный ношей корабль легко притесняется властью волн, и помышления блуда умеряют разум.

Когда при встречах с женщиной страсти остаются покойны, я не доверяю тому, что это обещает тебе бесстрастность. Даже собака машет хвостом, если ее держать вдали от всего, но только подпусти – и она покажет свою злобу.

Не занимайся долго выныривающим обликом, дабы он в тебе не зажег огонь желания.

-- О сребролюбии: Ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим 6,10) и питает, как злая ветвь, оставшиеся страсти. Когда ты отрубаешь одну ветвь, оно тут же отращивает другую, не позволяя высохнуть тому, что ее взращивает.

Неимущий монах – это хорошо снаряженный путник, и в любом месте находит он крышу.

Будь проклят, сотворящий идола и втайне ему поклоняющийся, также и имеющий страсть сребролюбия. Тогда один молится бесполезному призраку, другой, напротив, носит в сердце, как идола, представления о богатстве.

-- О гневе: Ярость – это безрассудная страсть и она легко лишает сознания того, кто ею одержим. От нее звереет душа и при каждом взаимодействи подается назад. Кротость предписана человеку Богом и безгневная душа станет храмом Святого Духа.

-- О печали

Печаль – это подавленность души, и само оно возникает от гневных помышлений. Потребность в мести – это гнев, безуспешная месть порождает уныние.

Уныние – это изнеможение души, изнеможение, ибо душа не владеет тем, что ей свойственно по природе, благородно преодолевающей искушения. Ведь то, что является пищей для греховной плоти, есть искушение для благородной души.Утомленный монах нерадив в молитве и подчас совсем не произносит слов молитвы. Как больной не носит тяжестей, таки пресыщенный не может служить Господу добросовестно. Ибо один лишился плотской мощи, у другого подхемная сила души в изнеможении.

-- О тщеславии

Самовлюбленное тщеславие – это иррациональная страсть и легко приписывает себе достижение любой добродетели.

-- О гордыне

Гордыня – это опухоль души,полная гноя. Когда она созревает, то лопается и вызывает сильное отвращение. Души гордецов покидаемыГосподом и становятся предметом злорадства для бесов. [13].

Первые мученики рассматривали свою борьбу до смертного конца как бой с бесами, власть коих была так велика,что лишь присутствие Христав своих верных свидетелях могла их победить.Монахи сами рассматривали как борьбу собственное стремление жизни в молитве. Они знали, что их попытка овладеть собой и их стремление к совершенству означали борьбу с бесами, властителями мира сего. [14].

Эту борьбу можно было выиграть, только стремясь к постоянной и непрерывной молитве, насколько это возможно по человеческой немощи. Но прежде чем мы достигнем совершенства в молитве, должно произойти очищение от страстей и пороков. Строительство небесной высоты возможно лишь на основе простоты и смирения. Поэтому вначале мы должны положить в основе непоколебимого фундаментаглубокое смирение, способное выдержать стремящуюся в Небо башню.

Поэтому мы выстраиваем здание души добродетелями и охраняем душевные силы от всех происков и необузданностей скользкого пути, дабы оно постепено начало возвышать себя до святого Видения Бога и до душевного обозрения. Мы должны готовиться к тому состоянию духа, в котором мы желаем находиться во время молитвы, еще до времени молитвы. [15]. Мы должны открыть себя для Рneuma: "Рneuma – это больше, чем "душа" в современном словоупотреблении. Это живое и оживляющее дыхание Господа,через которое Господь не только вдыхает жизнь творению, но и через которое Он передает в виде Дара Свою, Божественную жизнь после Воскресения Христа, человечеству. Откроемся дя этой божественной Рneuma, такговорим мы об ангелоподобной и ангельской жизни. Потому что Дар Святого Духа наполняет христиан, делает ангелоподобными, зовет вместе с ангелами к житию в Небесном Граде Иерусалиме, позволяет принимать участие в ангельской литургии вместе с ангелами. Когда призовут под Господне Око, в Обетованную Землю, то выражением сего явятся святая девственность, и такие общедоступныевещи,как личная молитва, назначения и правила христианской жизни. [16].

Николай Кавасила (род. ок. 1320 в Салониках) пишет в своей книге "О жизни во Христе":

"Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. Ибо в священных таинствах изображая погребение его и возвещая его смерть, чрез них мы рождаемся и образуемся и преестественно соединяемся со Спасителем. Ибо чрез них-то мы, как говорит апостол, в Нем живем, и движемся и есмы (Деян.17:28). Поелику Крещение дарует бытие и всецелое существование о Христе, ибо оно, приняв мертвых и растленных, первое из всех таинств вводит их в жизнь. А Помазание миром совершает рожденного, влагая соответствующую сей жизни силу действования, божественная же Евхаристия сохраняет и поддерживает его жизнь и здравие. Ибо, чтобы сохранить уже приобретенное и подкрепить живущих, сие дарует хлеб жизни. Посему сим хлебом живем, движемся миром, получив бытие от купели. И сим образом живем в Боге, переместив жизнь от сего видимого мира в невидимый, переменив не место, но дела и жизнь. [17].

"Какой великий знак добра и человеколюбия может быть полнее, чем этот: когда омываются водой и через это освобождают душу от грязи, когда миропомазание возносит в Царство Небесное, когда существует трапеза, на которой Он подает своб плоть и кровь?" [18].

Такова жизнь во Христе, основанная на таинствах. Но это показывает также, что человеческие усилия имеют свое задание и значение. Многие не знают, в чем внутреннее исполнение молящихся преодолевается, и не понимают также, что означает Богосозерцание. Они не содержат внутри ничего, что заключало бы понимание исполнения молитвы и думают, что молитва исчерпывается написанными текстами в церковных книгах, также не знают они о внутренней беседе наедине с Господом в сердце, и никогда не испытали своего плодородия. [...]Молитва имеет две стороны: есть внешне произносимая молитва и внуренне исполняемая молитва. У внешней молитвы есть своя определенная форма, порядок и последовательность по церковному уставу,[...]внутренняя молитва исполняется в любое время, в любом месте. В своей сердечной комнатке человек должен себя часто собирать и со всей горячностью живой Веры втайне молиться Господу. [19].

Всегда искренность чувств, готовность к самопожертвованию для других и нравственная серьезность обращения являются рещающими признаками, обуславливающими святость монаха.Все они охватывают жизнь как борьбу с низменными поступками, говоря языком монахов – как борьбу с дьяволом, и все не добиваются звания святых, а хотят только иметь силу атлетов благочестия. Созерцательная жизнь является целью всех, сердечный покой является конечным пунктом всех стремлений. Поэтому и монастыри назвали "местом покоя" (исихазм).

Противоборства различных орденов неведомы православному монаху, поскольку все монахи пользуются Уставом св. Василия Великого.

III

В течение столетий сложились три ступени православного монашества. Это рясофорное монашество,малая схима и великая схима. Но у всех одинаковые обязанности вести такой образ жизни, как и остальные монахи. Достигший второй ступени, малой схимы, начинает наставляться опытным духовником, и должен исполнять все его распоряжения, чтобы достичь смирения. В качестве различительного знака он должен носить черный капюшон и безрукавную мантию. Знаком высшей ступени монашества, "великой схимы", также является ангельская одежда (Schimaangelikon), так как Ангел дал св.Антонию описания своего облика.. Монаха, рукоположенного в диаконы, зовут иеродиаконом, монах с саном священника зовется иеромонахом. Принятие монашества налагает обязательства на всю жизнь. Пожалование ангельской одежды -- особый акт, осуществляемый всем монастырем, священнодействие, имеющеепоэтическую красоту. Постригаемыйстановится на колени переднастоятеля и тот вопрошает:

"Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?"

Ответ: "Желая жития постническаго, честный отче"

Вопрос: ""Желаеши ли уподобитися ангельскаго образа и вчинену быти лику монашествующих?"

Ответ: "Ей, Богу содействующу, честный отче" (и далее).

Св. Федор Студит сказал своему келейнику:

"Оплакивай меня, келейник, нерадивого монаха, что намного хуже одержимости. Е украшаю я тебя живым светом´не смачиваю тебя приливами своих слез, не является чистотой то, чем ты наполняешься через меня. Только Ты, Спаситель, Творец,Свет миру, разбудил меня, бодрствую я из страха перед Тобой! Пробуди меня своей любовью, приподнимименя над всеми страстями, пока не наступит время правого дела. Я возношу Тебе славу и хвалебную песнь, Исцеление и спасение всего человечества." [21].

Примечания

[1] Ernst Spunda: Griechische Mönche, S. 5

[2] Karl Holl: Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, S. 270

[3] Св. Афанасий Великий, т. II, S. 691

[4j Там же

[5] H. Güner: Legendenstudien. S.83?84, Anmerkung 1

[6] Василий Великий. Правила иноческие, с. 18

[7] Там же, с. 19

[8] Gerd Summa: Geistliche Unterscheidung bei Johannes Cassian, S. 16

[9] Там же, с.16

[10] Василий Великий. Правила иноческие, с. 21

[11] Там же, S. 23

[12] Georg Wunderle: Das geistige Antlitz der Ostkirche, S.69

[13] Евагрий Понтийский: О восьми помыслах, с. 35-81

[14] Он же: Практик о Молитве, S. 28

[15] Das Glutgebet, S. 26

[16] Ebenda, S. 104

[17] Никола Кавасила. О жизни во Христе. 22-23 [18] Ebenda, S. 25

[19] Das immerwährende Herzensgebet, S. 29, 30, 31 [201 Franz Spunda: Griechische Mönche, S. 30 etc. pp [21] Julien Leroy: Studitisches Mönchtum, 5.105


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования