Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Инок Нифонт. Родословие часовенного согласия. [древлеправославие]


Краткое описание о бегстве православнаго християнскаго благочестиваго священства, влекущаго благословение от Иосифа патриарха, по лествице низходящей друт-друго-предатне аки жребий предающе; веруем, яко сие и до нас последних доиде.

По убеждению благочестивых християн, истинно желающих уведети отрыв благочестиваго священства, иже не подклониша выя своя под ярем насильственно внесеннаго новониконовскаго обряда в великороссийскую церковь, но изволиша с первым во пророцех по пустыням скитатися и бегающим во Египет по разным местам крытися, предпочтоша паче отрадныя и временныя тесную и прискорбную жизнь ради будущаго воздаяния, мнози же из них и запечатлеша страдалческою кончиною свое начинание. Изволи-ся нам последним описати следы тесношественныя жизни их для ведения же-лающим насколко могли обрести в их рукописях и разных историях нынешних жизнеописателей, Начнем же сице.

Начало бед

Когда московское патриаршество по кончине Иосифа патриарха Никону вруче-но бысть, тогда великое смятение в росийстей Христовой церкви содеяся. Аще и преж-де сего многая претерпеваше от внешних врагов, но не тако восколебася, яко же от сея внутрения рати. Внешняя бо рать, аще и убивает телесне, души же не касается, сия же и души вечней пагубе предает. Ибо Никон, осуетившись умом и сердцем, не восхоте по-следовати святым древлероссийским архипастырям и бывшим прежде его святейшим московским патриархам, но превознесеся над ними самомнением и гордостию, внушая епископом и всему причту церковному, таже и самому царю и сигклиту, аки бы неот-ложнея нужда настоит исправить церковный книги с древних греческих и славянских харатейных книг. Потом же, в третие лето патриаршества своего, напечата некия книги со многою изменою противу древних, о чем,не умолчаша тогда, но многия от причта церковнаго и простаго сословия не восхотеша прияти их, усумнешася за многое несо-гласие оных с древними. А друзии крепкодушнии возревноваша по благочестии и со дерзновением начата обличати в том патриарха Никона яко погрешающа. Никон же, не хотя готовым и углаженным путем шествовати со смирением, но дмяся высокаго звания наукою, и в гордости любоначалия умысли проложити путь новый, изначала греко-русской церкви неслыханный. Но даже верная оной чада многократно ревностию под-визаеми обнажали свой мечь противу латиноримскаго вероломства.

Никон же, несмотря на увещание верных чад соборныя церкве, умысли пригла-сити на собор русских архипастырей(Речь, по всей видимости, идет о церковном собо-ре 1654 г. (см. о нем: Макарий (Булгаков). История русской церкви. М., 1996, кн. 7, с. 81-84).): архиепископов, епископов и многих архимандритов, протопопов и игуменов - и требовал от них общаго и безпрепятственнато согласия, дабы вси церковныя книги напечатаны были по его мнению с древних греческих переводов под его наблюдением.

Обаче бывшия на соборе сем Макарий, митрополит Новгородский, Маркел, архиепи-скоп Вологотский, Александр, епископ Вятский, Павел, епископ Коломен-ский и прочий мнози священного звания лица сомняхуся возложить доверие Никону на исправление церковных книг и не соглашахуся на то. Наипаче же всех Павел, епископ Коломенский, крепце ста за святоцерковное благочестие, всеревностно состязуяся с патриархом Никоном, не попущая в церковь, новый устав вносити, но обличаше прелесть его и заблуждение.

Никон же, видя непреклонную твердость во святоотеческой вере Павла еписко-па, ярости и гнева исполнися и неистовством шатаяся, пред всем собором оказа лютый нрав злобы своея, сорвав с епископа Павла соборную мантию, и своим посохом и свои-ми руками бил его без милости и наконец повеле его заключить в темницу.

Видевше же таковый жестокий нрав Никона, вси сущий на соборе том и убоя-шася, ниже что смеяху вопреки рещи. И не хотяще вси епископи подписашася по воли его быти - кроме епископа Павла.

Видя убо Никон, яко не бе еще подобного епископу Павлу воли его сопротивника, возмне, яко и Павла епископа удобнее возможет склонити к воли своей многочис-леннаго собора неволным согласием, повеле единому архиерею от единомысленных себе, мужу злохитру сущу и велеречиву, увещати Павла повинутися соборному уложе-нию и ко приятию новоисправленных книг подписатися.

Той же призва Павла, рече ему: "Почто не приемлеши соборнаго уложения и патриарху не повинуешися?"

На сие епископ Павел кротце отвещеваше: "Неправо сие глаголеши, ниже помыслих когда что таково, еже противитися православныя церкви, отцы преданному учению и ея уставом, яже суть во утвержение веры православныя. Но понеже принуж-даем ко приятию новоумысленных вами догмат, николи же нам, верным сыновом грекороссийския церкви слыханным, сего ради не могу пременить верности моея ко отечественной правде, но готов есмь и умерети о ней, да не нарекуся отметник православныя веры християнския измены ради сих".

Сия же Павлу вещающу, не попусти ему более о правде глагола-ти и правость благочестия исповедати, оный злохитрый увещатель яростию прещаше, различно уни-чижая новаго исповедника.

Тогда Павел, не терпя хулы его слышати, понеже правду лжею покрывает, а истинну попирает, сице рече ему, глаголя: "У вас правда попрана есть, истинна погибе, правосудие от пастырей скрыся и несть законнаго испытания и опаснаго вещей раз-смотрения".

Виде же Никон такову ревность терпеливаго страдалца новаго исповедника епископа Павла твердость в вере и непреклонное его великодушие, отчаяся надежды уве-щати его ко приятию новоисправленных книг, осудив на заточение и послав в Новгородския пределы.

Пребывающу же тамо епископу Павлу, мнози благочестивии мужие к нему прихождаху. Он же приемляше всех с радостию, поучая непременно держатися святоотеческаго благочестия, глаголя сице: "Возлюбленнии мои братия и чада о Господе! Стой-те во благочестии, держитеся предания святых апостол и святых отец, а новых догмат, внесенных в церковь от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себе от творя-щих распри и раздоры чрез учение, подражайте вере бывших святых российских архи-пастырей, в научения странна и различна не прилагайтеся". И другими сему подобными словесы утвержая во благочестии к нему приходящих.

Услышав же сие Никон, посла к нему строгих назирателей, да запретят Павлу поучати и не попустят приходити к нему на беседу и посещение никого же, а в особенности единомысленных ему.

Скорбяше же о сем Павел, последи же тай пришедшим к нему некиим ревнителям благочестия из священных особ и простаго звания, он же исполнив очи свои слез, нача глаголати: "Возлюбленная моя братия! Се видите, яко время уже приближися по-следняго моего с вами свидания и разлучение настоит, невозможно вам будет еще видети мя. Аще сие и велми болезнено есть, но обаче яко же Господеви годе бысть, тако да будет о мне во всем святая воля Его. Вас же о сем прошу, не стужайте о моем с вами разлучении и не дадите себе во отчаяние: не имут бо скончатися грады Израилевы и род християнский не прейдет, яко же о сем самая истинна, Христос, рече".

Они же, сие слышавше, восплакашася и к нему рекоша: "Благослови ны, владыко святый, своим последним благословением".

Он же, обратився к ним, рече: "Буди благословение Господне на вас, и на чадей ваших, и на всей церкви - идеже убо Бог благоволит ей быти, да почиет в ней Дух Святый".

Они же еще вопрошающе его рекоша: "Владыко святый, научи нас, что имамы по твоем от нас разлучении творити, ибо мы от сих иереов, иже остаются за вашим благословением, и прочих имущих хиротонию от православных архиереов, восприемлюще Божественная таинства, не можем лишитися Божия благодати. Но аще сим будет оску-дение, что тогда сотворим, и киим образом священство будем имети и от кого возмо-жем тела и крови Христовой причаститися и прочия приимати церковная таинства?"

Павел же епископ, на сия отвещав, рече: "Писано есть, чада мои, во Святом Писании: Яко же убо Христос не умирает, тако и священство Его не престает и тело, и кровь Христова до скончания века пребудет. Но аще и будет пресекатися священство поставления благочестивых епископов, и ниже тогда подобает приходити во отчаяние - Бог бо рекий от камени Аврааму чада воздвигнути, может бо и свыше дати Своим промыслом духовное окормление Своей церкви.

Обаче убо зрите в божественном писании, како положиша святии апостоли и святии отцы на вселенских и поместных соборех правила от ересей обращающихся приимати.

На три чина разделяют таковых божественная правила (глаголы Павла епископа). Перваго чина повелевают совершенно крестити, яко же и еллинов. Втораго же токмо проклинати свою и всякую ересь, противную церкви Божией, и помазовати святым миром. А третьяго ни крещати, ни миром помазовати, но токмо проклинати свою и прочия ереси вся - и тем довлеющеся быти приятом на общение.

Тако и вам подобает разсмотряти уклонение от истины Никоновых последовате-лей и прочих по них новых учителей и паче же разсмотряти их крещение. И аще отло-жат они в крещении три погружения и будут крестить во едино погружение или обли-вать или иным каким-любо странным образом, тогда ко общению святоцерковному приимати их подобает, яко же и еллинов, первым чином, сиречь совершенно крестити святым крещением. Но аще (1-го вселенского собора правило) они будут крестить в три погружения во имя Святыя Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - тогда и вам подобает от оных принимати вторым чином, сиречь творить их проклинати своя и иныя ереси вся, святым миром помазовати и иже аще будут священнии, то за ними наблю-дать паки той же чин.

Аще ли кто отступит православныя християнския веры, соблазнився каковою ересию, и, пребывши в ней неколико время, познает свое заблуждение и, раскаявся, па-ки к православней вере обратится, таковаго подобает принимати третиим чином, сиречь проклинати им ереси, в них же бяху, а миром не помазовати. Но аще кто во благо-честии крещен быв, отвержется православный веры и похулит ю, еретическую же нач-нет похваляти, и пребыв неколико время восхощет паки к православней вере приступи-ти, таковаго припимати подобает вторым чином, си есть с проклятием ереси, в них же бяху, и миром помазовати.

Сице убо заповедаю вам, возлюбленная моя братия и духовнии чада о Господе, веруйте словесем божественным и соблюдайте заповеди Божия, всю надежду спасения своего возлагайте на спасителный промысл Божий, ибо щедр есть и милостив промыс-леник спасения нашего и никогда же оставит рабы своя, но яже на ползу им устроити имать".

Они же, много плакавше о разлучении своего архипастыря, и восприемше от не-го благословение, и кождо давше о Христе целование, во свояси отидоша.

Потом же наипаче немилостивии приставницы начата озлобляти Павла епископа и различныя пакости деяти, их же и считати и сказати подробну невозможно есть, но всякими козньми и томлении озлобляти. И не по мнозе времени без вести его сотвори-ша (по Винограду же, в срубе сожгоша).

И тако убо святая Христова церковь лишившися положившаго душу свою о па-стве словесных овец великоревностнаго о благочестии архипастыря, осталась кроме видимаго высшей степени архипастыря, подвергшись жестоким гонениям, мучителству и томлениям, пользуяся духовным окормлением единых благочестивых священников под непосредственным управлением великаго архиерея, прошедшаго небеса Исуса Христа Сына Божия.

Колико бяше священных лиц, не восхотевших подобно епископу Павлу отступите святоцерковнаго благочестия, но даже и души своя положиша за то.

А имянно:

1. Лазарь, священник московский, иже и духовник бе Алексею Михайловичю до при-ятия им Никоновых нововведений в церковь.

2. Аввакум, протопоп московский, иже бе цензур печатных книг при патриарсе Иосифе.

З. Иоанн Неронов, протопоп московский, иже бе сотрудник Аввакуму, цензур печатуе-мых книг при патриарсе Иосифе,

4. Федор, диякон Успенскаго Московскаго собора, иже бе справщик на Печатном дворе при патриарсе Иосифе.

5. Спиридон Потемкин, архимандрит Покровскаго монастыря, московский.

6. Капитон, священник Покровскаго монастыря, московский.

7. Симеон, священник вязниковский.

8. Логин, протопоп муромский, муж, великаго смирения и благаго разсуждения испол-неный.

9. Никита, свящеппик суждальский.

10. Полиект, священник боровский.

Сии вси страдальчески души свои положиша по благочестии.

11. Никанор, архимандрит Соловецкаго монастыря: седмь лет не впущаху во ограду монастырскую новых проповедников с новыми уставы. Наконец воинскою силою вни-доша. И тако великодушный адамант, новый исповедник, славный полководец, архи-мандрит Никанор со избранным стадом словесных овец страдальчески души своя по-ложиша по благочестии.

12. Илия, священник новгородский.

13. Варлам, протопоп псковский.

14. Логин, священноинок.

15. Ияков, священноинок схимник.

16. Пафнутий священноинок.

17. Лазарь, священник романовский.

18. Даниил, священноинок.

19. Сергий, священноинок ярославский.

20. Даниил, протопоп костромский

По Винограду: вышеописанныя святители вси страдалчески скончашася за древлеотеческия уставы.

Нижеписаннии особы священнорукоположени до Никона новозаконника, вместо еги-петскаго сластовредия изволиша скитатися по разным местам, да не будут принуждени отврещися пресладкаго спасителнаго имене Исусова, с сим и самого Исуса и победнаго Его крестнаго знамения.

А имянно:

21. Дионисий, священноинок шуйский, бывший на Керженце.

22. Трифилий, священноинок вологодский, бежавый на Кержень.

23. Авраамий, священноинок лысковский, Казанскаго монастыря, бежавший на Кер-жень.

24. Сергий, священноинок, игумен Бизюковскаго монастыря, тоже пришедый на Кер-жень.

25. Исидор, священноиерей козмодемьянский, иже от великия ревности Никоновых последователей, уразумевших прелесть его и приходящих в правоверие, обсуждая совершенно крестити, но соборному последуя совету керженских отцев, сниде на всеобдержную умеренность приятия оных токмо чрез миропомазание.

26. Феофил, священноинок, игумен монастыря Далматова в Сибире.

27. Тихон, священноинок, уморенный за святоцерковное благочестие новомудрствую-щим тобольским архиереем, в леднике предаде душу Господеви.

28. Никодим, священноинок сибирский.

29. Василий, священноиерей сибирский.

30. Иоанн, священноиерей сибирский.

31. Дометиян, священник сибирский.

32. Арсений, священноинок.

33. Дорофей, священноинок.

34. Симеон, священноиерей, различными томлении умучен, скончася в городе Тобольске в начале осьмнадцатого столетия по Рождестве Христове.

35. Иов, священноинок, рукоположенный Филаретом патриархом. Сей святитель, четыре монастыря устроивый - два еще при светлоцветущем благочестии в Тверской об-ласти, а последния два уже по возмущении церковном Никоновыми новшествами, во укрывательстве от оных, первый в Рыльском уезде Курской губернии, а последний на Дону при Чире реце, где не успев освятить новоустроенныя им церкви, в вечный покой отиде.

36. Досифей (основатели на Дону монастыря), священноинок, игумен Никольскаго мо-настыря, недалече отстоящу от Тихвина, прииде на Дон в новоустроенный монастырь от Иова.

37. Герасим, иеродиякон, такожде прииде на Дон в монастырь Иова, с сим иеродияко-ном игумен Досифей освятив церковь, устроенную Иовом, совершаше божественую литургию.

38. Пафнотий, священноиерей, пришедый на Дон в монастырь Иова.

39. Феодосии, священноинок Рыльский, терпел заточение в Кирилове монастыре на Бе-леезере за святоцерковное древнее предание. Оттуда прииде на Кержень прежде, потом на Дон в монастырь Иова, а конечнее на Ветку в монастырь Покровский, тамо соверши подвиг свой.

40. Козма, священник московский, от церкви Всех святых иже на Кулишках, преселися в Стародубская пределы, оттуду гонимый и утесняемый от Никоновых споспешник отиде на Ветку в Польския пределы.

41. Стефан, священник белевский, совокупно с Козмою в Стародубских слободах и на Ветке живя и странствуя.

42. Иоанн, священник ветховский.

43. Феодор диякон

Потом сии быша основатели монастырей и общежителных скитов, по разным удобным на то местам многочисленная стада инок повсюду насадиша, о чем ниже сего отчасти выясним, сколко нашему слуху могло прийти во известие.

Вси вышепоясненныя священныя лица, имущия хиротонию от благочестивых епископов и единою ревностию с Павлом, епископом Коломенским, за святоцерковное благочестие всташа. И овии убо от них мученически скончашася, а друзии смертнаго томительства укрывающеся, бегающе от места на место, спасение себе уличаху. Ибо тогда не точию на священных лиц, но и на всех вообще держащихся святоцерковнаго благочестия, православных християн, нестерпимо гонение бысть. Зри и ужаснися, ка-коваго содержания государьственныя указы выдавахуся о преследовании не преемлю-щих новониконовския уставы:

В 1 день апреля 7193 года (1693) великия государи цари Иоанн Алексиевичь, Петр Алексиевичь и сестра их царевна София указали и бояре приговорили: раскольщикам и впредь указ чинить по прежнему указу отца своего великаго государя Алексия Михай-ловича, которыя раскольщики святей церкви противятся и отцем духовным не покаря-ются, тех пытать. А которыя и после и с пыток учнут в том стоять упорно же, а покоре-ния церкви не принесут, и таких за таковую ересь по трикратному указному допросу, буди не покарятся, жечь в срубе и пепел развеять - и прочая

На Дону и Кубани

При подобных указах и повелениях многими новомудрствующими архиереями разсылаемы были так называемые миссионеры, которые, повсюду строго преследуя православных християн за со-держание старых книг, впадающих же в руце их безчеловечьно томили и потом представляли к вышним духовным властям для многоразличнаго испытания и немилостивнаго мучительнаго потязания. И аще по таковом суровом испытании еще остаются не преклонными на никоновская новшества, но держатся святоцерковнаго древняго бла-гочестия, и таковыя безо всякой пощады и милости предавались смертной казни.

Воистину тогда сбыстъся пророческое слово, сице реченное (Иезекиль, глава 34): "И разсыпашася овцы моя, яко не имеяху пастыря, и быша на изъядение зверем земным, разсыпашася овцы моя по всем горам и заблудиша по всем холмам высоким, и по лицу всея земли разыдошася".

Обаче и посреди таковых волнений, повсюду смерти угрожающей, но покрываеми рукою Господнею, благочестивии священницы не оставляху пещися о духовном управлении церкви Божией и, поучающе благопослушных пути спасенному, исправляху все духовныя требы их. И егда усмотреша, яко мнози истинно благочестивии християне истаявают гладом духовнаго окормления, того ради иже в разсыпании сущий благочестивии священницы помянуша глаголы Павла, епископа Коломенскаго - раз-несенныя по всем скитам и монастырем, чрез друг друга предатно, по реченному (Матфей, зачало 37), ничто же бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет,

- собравшеся совокупно по несколку духовных лиц и от сведущих простаго звания людей по разным местам, идеже беяху разсеяни, а имянно: на Кержени, на Вет-ке, на Дону и в Стародубии,

- разсмотревше Святое Божественное Писание и правила святых вселенских и поместных соборов,

- признали (принимать крещение и хиротонию) правильным и законным от по-следовавших Никоновым новозакониям принимать без повторения крещение и хиротонию, но точию отрещися пред собором новых преданий и клятве предати всех еретик и обещатися неизменно держати даже до единой йоты предание святых отец, потом и миром помазовати - и тако имети его християнина. А священных лиц оставляти в сво-ем сане, яко же гласит 8-е правило 1-го вселенскаго собора.

Возстание Никона на испровержеиие старообрядства и внесение новообрядства во святые церкви любителей древняго благочестия вынудило разсеятися по лицу всея земли.

Яко же нашествие Навуходоносорово на древняго Израиля и созданный храм многими леты и довольными иждивеньми, тако и Никон с поборники своими вооружи-ся на церковь великороссийскую кнутобойным ополчением, влезе во оную и воцарися в ней. Тогда разыдошася овцы избраннаго стада Христова, ополчишася бранию на неви-димаго ратника, искони воюющаго на церковь Христову, поткнуша себе кущи, не иму-ще себе града на земли, "но грядущаго взыскующе", ни воиньства ополчающагося по них, соградиша ограды для охранения малаго стада на местах удобных, идеже кому Бог определи.

Стародубье

Первый основатель того монастыря бысть Иов священноинок, рукоположенный Филаретом патриархом, иже два монастыря воздвигнувый при светлоцветущем благо-честии в Тверской области и паки два уже по возмущении церковном никоновыми новшествами, егда укрывался от оных: первый в Рылском уезде Курской губернии, а по-следний сей на Дону при Чире реце, идеже и церковь сооружи, точию не успе освятити ея, в вечный покой отиде.

Потом прииде в той новоустроенный монастырь Досифей священноинок, игу-мен Никольскаго монастыря, иже бысть неподалеку от Тихвина. К нему же прииде Ге-расим иеродиякон, с которым сей достодивный муж игумен Досифей, освятив церковь, новосозданную Иовом, и совершаше в ней божественную литургию. Потом еще при-идоша в сей монастырь бежавшия от преследования Никоновых поборников два свя-щенноиерея, Пафнутий и Феодосии.

Сей же священноинок Досифей, при сей церкви служа и управляя братиею, по соборному согласию и следуя совету братства, прия Иоасафа, священноинока Льговскаго монастыря, имущаго рукоположение от новомудрствующаго архиерея, и благослови его свя-щеннодействовать для благочестивых християн.

В Стародубии основателем был священноиерей Козма, который, ревнуя по святоотеческом древнем благочестии, не восхоте последовати определениям Московскаго собора 7174 г. (1674), скрывшись бежав с 20-ти прихожанами к другу своему стародуб-скому полковнику Гавриилу Ивановичию/

Полковник отвел им для жительства местечко (по названию) Понуровку, где они в 7177 году и поселились на реке Ревне.

В краткое время множество стеклось к нему ревнителей древняго благочестия, так что успели населить четыре слободы. Козма был священник московский от церкви Всех святых, что на Кулишках, а помощник его - друтий священник белевский, име-нем Стефан.

И так сии первии основатели Стародубских слобод указом наследников Алексия Михайловича были изгнаны, слободы раззорены, а священники Козма и Стефан пере-шли на Ветку в польское владение. По конечном втором разорении ветковских скитов и монастырей в 7272 (1772) году тогда церковь Покровская перевезена в Стародубие в бытность настоятеля при оной священноинока Михаила Калмыка. Тогда уже было 17 слобод стародубских, а по Михайлове преселении наипаче умножились.

Ветка

В Полше, во владениях пана Халевскагона острове Ветке (имевшем около двух верст в окружности (история Христовы церкви русской, учебнаго округа гимназического курса, стр.206)) началными основателями были выше-упомянутыя два священника, Козма и Стефан, пришедшия из Стародубских скитов 7190 года (1690). Потом прииде на Ветку священноинок Иоасаф. Тщанием его построе-на бысть церковь, точиго не успе освятити, смертию прекратитися жизнь его.

Та же прииде с Кержени священноинок Феодосии (выручен из заточения стар-цем Миною), последний священник стараго крещения и поставления. По вышеозначен-ному приговору общаго совета (то есть 2-м чином) принял ко святоцерковному обще-нию священников, рукоположение имущих от новомудрствующих архиереов: по плоти брата своего Александра Рыльскаго, Григория московскаго и освятил вместе с ними церковь, 7203 (1703), во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Еще он же, Феодосии, принял Бориса калужскаго. По нем Александр такоже принял вторым чином священноинока Антония и проч. Антоний же принял священноинока Иова и проч. Иов же принял священноиноков Власия, Игнатия, Иоанна и Дионисия и священников Иоанна, Макария муромскаго и проч.

Сей же священноинок Иов принял под исправу Епифания, епископа Чигирин-скаго (о епископе Епифании). История белокринитская свидетельствует, якобы вторым чином принят Епифаний, а История о московских заседаниях говорит - прием его третьим чином со одним отрицанием без миропомазания бысть. Етот Епифаний был сначала казначеем в Козельском монастыре Киевской епархии. Отданный под суд за растрату монастырских денег, он убежал за границу и обманом склонил сербскаго ми-трополита к посвящению его во епископа Чигиринскаго (История учебн[аго] округа, гимназич[ескаго] курса, стран. 207).

Сей епископ Епифаний рукоположи до 14 лиц во священники и дияконы, но вскоре, и даже при жизни еще священноинока Иова, преследованием рускаго прави-тельства взят бысть и заключен в киевскую крепость, где и скончался 7243 (1743)

В сем году последовала первая выгонка вообще всех христиан с Ветки и свя-щенноинок Иов заточен бысть в Иверский монастырь епархии Новгородской и в сем заключении скончася (принятый и принявый оба скончашася).

После сей выгонки на Ветке паки вскоре християне населишася с принятым от Иова священноиноком Власием и держа прием суждением первых отец.

Власий принял священноинока Антония и проч. Антоний же принял священ-ноинока Макария и прочих. Макарий же принял священноиноков Варсонофия, Мака-рия курскаго, Леонтия, Иосифа боровскаго и священников Иоанна белевскаго, Димит-рия муромскаго, Лаврентия, нареченнаго потом по иноческому пострижению Лазаря, и прочих.

Лазарь (зри о священноиноке Иякове лист 22) же принял священноиноков Иоан-на, Григория, Иоакима, нареченнаго потом по иноческому пострижению Иякова, и священников: Николу, Тихона, Герасима и проч. Иоанн же с Григорием приняли свя-щенноинока Валериана и проч.

Валериан же принял священноинока Михаила, именуемаго по родопроисхожде-нию Калмыком.

Сей Михаил Калмык был принят на Ветке 7261 г.(1761) А потом зделалась вто-рая выгонка из Полши настоянием российской императорицы Екатерины Вторыя. И тогда вконец разорися Ветка в 7272 (1772) году. Тогда Михаил Калмык прейде в Ста-родубския слободы в Покровский монастырь, с тем вместе и устав соборнаго согласия премени, всеобдержный столетний обычай попра, склонися на толк Александра диако-на, нача прием творити приходящим от Киевской и Московской и прочих митрополий третиим чином, сиречь со одним отрицанием.

Сей Михаил Калмык принял священноинока Иеронима, священноиереев Иоанна ржевскаго, Стефана, Алексия, Филиппа, Феодора, Григория священноиерея. При при-судствии священноинока Иякова (священноинок Ияков - лист 24). Он же, будучи до пострижения Иоаким, первый позван бысть в Москву на Рогожское кладбище по осно-вании онаго в 7279 (1779) году.

Действие приема от великороссийския церкви Михаила Калмыка служило раз-рывом всеобдержному обычаю и соборному приговору первых поборников по благо-честии, что ясно доказывается из списка, который повествует о десяти заседаниях, бывших в Москве 7282 (1782) года с 4-го ноября и до 14 генваря (Десять заседаний Московского беглопоповского собора проходили с 1 ноября 1779 г. по 7 января 1780 г. {см.: Иоаннов А. [Журавлев]. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, и их учении, делах и разногласи-ях. Изд. 2-е, СПб., 1795, ч. 4, с. 53-72).), где Михаил со старцем Никодимом поставили себя навечно противниками и непокорными совету отец. Наконец отказался Михаил исполнять прием по всеобдержному обычаю и на последнее предложение и вопрос мо-сковских отцов, священноинока Иякова, Ионы и Матфея, писменно отвеща тако:

"Известно мы уведехом, яко ваше преподобие требуете от нас мнение, в каковом разсуждении остаемся о несогласии между вами и нами в приеме от великороссийския церкви и еще о повторяемом вами от нашея святыя церкви священных приеме". Ниже говорит: "И аще вся вселенная начнет с вами не по писанию веровати, но нас никая же нужда принудити может, Богу помогающу нам по воле Его святей, и тако остаемся. Священноинок и строитель Покровскаго монастыря Михаил кланяюсь"

Отсюду ясно показуется, яко ветковских и стародубских скитов некоторый от отец не веема опасное имели соблюдение о пороках, творящих пресечение еретической хиротонии, не делили в три степени приходящих в соединение к церкви православней, преступающе правила святых отец втораго и перваго чина еретиков и раздорников принимали третием, священных лиц оставляли в своих санах - как видно из ответов достойнаго памяти и слову щаго повсюду инока схимника Максима, которыми он от-ражал мнение приемлющих неправилную хиротонию. В первом своем ответе говорил тако "Не токмо отцы на-ши сами не творили тако, но и прочим, не брегущим о том, зазираху, яко же нецыи в бытность их дерзнуша своеумием приимати неправилно священных особ во своем зва-нии. А имянно, от священного звания един из жителей, иже на Ветке, дерзнувый при-яти ко общениию никако же приобщеннаго епископа Епифания (зри выше лист 20), яв-наго обливанца, колика боголюбивым мятежа и смущения, не токмо поблизу и с ними живущим от сего бысть, но и окрест, и от слышания токмо благочестивым всем совесть повреди. И таковая творящих отцы наши весма зазирали". И таковых ради вин священ-ноинок Никифор со многими старцы, инок схимник Паисей Заверткин и прочий отцы с Кержанца в Сибирь, а не на Ветку отправились.

Та же с шумом мимо шедшу первому, яже о Епифании епископе, на Ветке быв-шему смущению, потом по неколицех летех в Покровском монастыре, яже в Староду-бии, чрез священноинока Михаила, прозываемого Калмыка, и старца помощника его Никодима, произыде паки смущение второе - о приеме священников. Не восхоте бо Михаил прием держати по обсуждению древних отец, под миропомазание 2-м чином, но третиим, токмо со однем отрицанием (зри о сем лист 22 и 21, ниже лист 31). Его же московстии отцы Ияков, Иона и Матфей много увещали, но Михаил остася в непокор-стве.

Керженец

Когда Никон заменил новыми своими книгами для отправления всего церковнаго чина службы и совершения таинств, отринув старыя, опорочив и обругав различны-ми порицании, ето возбудило многих духовнаго звания лиц оставить своя паствы, бе-жать и укрыватся по разным местам. Тогда обретоша себе для хранения непорочныя веры и удобныя для жизни мнишеской по речке Кержени. Первыми основателями были по ней следующаго звания духовных лица.

1. Дионисий, священноинок шуйский.

2. Трифилий, священноинок вологодский, Казанскаго монастыря.

3. Авраамий, священноинок лысковский, Казанскаго монастыря.

4. Сергий, священноинок, игумен Бизюковскаго монастыря.

5. Исидор, священноиерей козмодемьянский.

Сии вышеупомянутыя отцы Дионисий и прочия собраша к себе отвсюду из ок-рестных мест множество боголгобивых инок и благоговейных християн, яко да соборне разсмотрят и обсудят, како достоит принимати крещение и хиротонию (первый общий собор и суждение нащет приема хиротонии) от последователей новшествам Никоно-вым. И тако испытавше опасно все Божественное Писание и правила святых отец и раз-смотривше многая события первенствующия церкви Христовой (о иконоборцех в Жи-тии св. Тарасия, Четьи минеи, февраля 25), признали законным и правильным прини-мать от великороссийския церкви приходящих 2-м чином, а священных лиц сознавать в сущем их звании и сане (по 8 правилу 1 вселенскаго собора). Сие суждение керженских отцов всеобдержно в ревнителях древняго предания удержася и уважаемо бысть всеми вышеозначенными основателями скитов. По сему точно приговору началное бысть действо приема.

Перваго прияша на священнодейство проживающаго ту на Кержане из Соловец-кой обители свящеиноинока Софония, имуща хиротонию уже от новомудрствующаго архиерея. Аще и доволно при обители поживша, обаче до общаго совета не допустиша его до тайнодействия.

Дионисий принял Феодосия священноинока. Сей по свидетельству Белокринит-ской истории отпущен в сибирския пределы (Сведений о пребывании Феодосия в Сибири нет.) для духовнаго окормления християн, где и был он принимаем не токмо про-стыми християнами, но тамошними благочестивыми священниками с надлежащим уважением, яко сущий священник Божий.

Той же Дионисий с вышеозначенными сотрудники своими приняли (в лето 7203) священноиноков Сергия и Герасима, иерея Димитрия и диякона Александра. Сей диякон Александр на конец уклонился в раздор и немалый учинил соблазн для Христо-вой церкви.

По смерти же Александра диякона вышеупомянутый ветковский священник Михаил Калмык по прозванию и споборник его старец Никодим разрыв учинили во обычаи всеобдержнаго приема от ереси приходящим, сошли на третий чин, огласивше-ся мнением таковаго учения от вышеупомянутаго диякона Александра. Обаче отцы керженских скитов тех законоположению не последоваша. По кончине основателей керженских скитов священноинок Софоний такожде по силе соборнаго отцев своих разсуждения прия вторым чином священноиноков Варлаама и Лаврентия и священника Авраамия. Той же священноинок Софоний принял священноинока Никифора.

Сей священноинок Никифор, по свидетельству Белокринитской истории, со многими старцы в Сибирь отшедый.

По смерти же священноинока Софония на Кержани был долгое время старей-шим над прочими священниками священноинок Герасим, который такоже следуя со-борному обсуждению отец своих, не отступая всеобдержнаго обычая, приемляше вто-рым чином приходящих от великоросийской церкви священников в сущем их духовном звании и достоинстве. Более сего о благополучном продолжении и состоянии Керженских скитов, такъже и другоприемстве священнаго благословения в виду не имеем, по случаю несвободной стеснителной жизни предков наших известных сведений полу-чити невозмогше.

Основание скитов на Урале

В краях Екатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов Пермской губерниии по ро-зыскании и открытии богатых руд, медной и железной, такъже равно и золотых про-мысленностей господином Демидовым, Петр I был так доволен успехам Демидова, что дал ему свободу на распространение заводов, повелел принимать желающих поселити-ся в его поместье без собрания справок и сведений, кто бы откуду не был.

Ползуясь таковым случаем паши предки ревностию пылающия по благочестии, быстро стекались, никим же нудими, яко безсловесныя животная к Ноеву ковчегу. В числе коих прииде с Кержени первый насадитель иноческия жизни около Урала по ок-рестным местам вблизи новоустроенных заводов г. Демидовым. Первый священноинок Никифор прииде с Кержени со многими старцами, уклоняющеся разгласнаго любопре-ния ветковских, стародубских отцов, соблазнившихся в безразборном приеме священных лиц, посвященных малорускими епископами. Сей священноинок Никифор, бу-дучи в Нижнем Тагиле, в 7233 (1733) году принял священноиерея Иоанна, он же по по-стрижению Иов, преставился в 7239-м (1739) году, покоится в Нижнем Тагиле.

Той же Никифор принял священников, пришедших из Вятской губернии - Си-меона и Гавриила, перваго на Ирюм, втораго в Ишим. Сии оба замучены в Тоболске, один из них покоится в Шарташе, о другом же неизвестно, где Той же Никифор принял священноинока Иякова. Сей продолжал жизнь свою в Невьянске и жил до глубокой старости, многократно возбуждал християн о приискании священника, котораго бы возможно было исправить и попустить для отправления нуж-ных треб во християнех. Но во християнех велие нерадение сотворися, осуетишася бо суетою века сего, тако оставиша без внимания предложение отца Иякова. И тако почи о Господе старец Ияков в глубоцей старости, превзыде столетний урок жития своего, сотвори велие плачь и рыдание всем, живущим окрест его. Вси вышеупомянутый ду-ховный лица приняты по известному и верному наследованию праотец наших, котории избегающе порока, находящаго на священный лица чрез руковозложение архиереями, имущими на себе обливателное крещение. Сего ради они следующим порядком имели наблюдение и положительно принимали токмо тех священников, которые приняли ру-коположение по восходящей линии от московских патриархов.

По смерти Андреяна последняго патриарха Московскаго, 1701 года (зри лета), с пе-реведением Академии из Киева в Москву и подчинением Киевской митрополии Мос-ковскому патриарху много вошло в Россию высшей степени духовных лиц, имущих на себе обливателное креще-ние. И первый из них бысть Стефан Рязанский учинен блю-стителем, или ексархом патриаршаго престола.

Сего ради отцы наши, дабы не подпасть под правильное запрещение святых апостол, 46, 47 и 50 правил, изыскали по летописцу вернейшему епископов: Илариона Астра-ханскаго, Тихона Рязанскаго и Дионисия Вятскаго.

Сии епископы родом россияне (зри), крещены и рукоположе-ны крещенными российскими епископами. От сих наши прадеди безопасно заимство-вались рукоположенными священниками для отправления християнских треб.

По смерти последняго священноинока Иякова в заводах и в Сибири християне имели великую нужду в священстве, а от вышесказанных епископов рукоположенных священников уже не находилось. А потому сущие християне, живущий около заводов и прочие, убедили тогда бывшаго инока схимника Максима, уважаемаго всеми людми того времени ради добродетельнаго жития его и доволно знакомаго со священным пи-санием. По убеждению их в 1765-м (зри лета) году отец Максим отправился в Москву для изследования о Грузинской земли, отискав грузинскаго архимандрита и протопопа. Протопоп поруски хорошо мог говорить. Отец Максим при свидетеле Невьянскаго за-вода Иване Ивановиче Голицыне имел разговор с ними и уверился от них, что в Грузии крестят в три погружения, духовенства посто-ронняго ниоткуду не входило, имеют своего патриарха. Еще к сему (7274, в 1766) по-сылали жителя Невьянскаго завода Гавриила Сергеева Коскина в Москву и Петербург для вытребования из синодалнаго летописнаго протокола списков о российских архие-реях. Егда возвратися Коскин со списками в завод, разсмотревше отцы наши оныя ле-тописныя списки и усмотриша еще тогда бывшаго в Рязане архиепископа Алексия Ти-това ).), рукоположеннаго руским урожен-цем Иовом, митрополитом Новгородским. А сей Иов рукоположен Андреяном патри-архом еще до малороссиян. И по таковому изследования инока схимника Максима о грузинских и по летописцу о руских архиереях праотцы наши и все православнии хри-стияне положили совет принимать священников, рукоположенных Алексием Титовым и грузинскими епископами. В том же 7274 (1766) году привезли в Невьянской завод священника Иродиона, рукоположеннаго Алексием Титовым. А под исправу возили его в Москву на Рогожинское кладбище. Тамо священник Матфей исправил и подал ему благословление на исправление християнских треб. А Матфеева исправа и поколение сице есть: Матфей священник исправлен Ионою священником, а Иона исправлен свя-щенноиноком Ияковом (о Иякове лист 22 и 21), а Ияков исправлен священноиноком Лазарем, а Лазарь священноиноком Макарием. А на Макария наиде началная и друго-предатная исправа и благословение от благочестиваго священника Феодосия (о Феодо-сии выше, лист 19). И тако исправа и благословение наиде на священника Иродиона истиное от благочестивых.

Иродион исправил и благословил священноинока Феофилакта, рукоположенаго Алек-сием Титовым. Сей в Нижнем Тагиле провожал жизнь, исправлял требы християнския. Тамо со отцы и покоится.

Феофилактом принят священноиерей Петр, рукоположенный епископом грузинским"), в Нижнем Тагиле покоится,

Феофилакт же и Родион приняли священноинока Иону, рукоположен Алексием Тито-вым, покоится в Невьянске.

Василий Никитичь, рукоположенный епископом грузинским , покоится в Невьянске.

Священноиерей Иоанн Васильевичь, рукоположен Алексием Титовым, покоится в Не-вьянске.

Священноиерей Стефан Парфентьевичь, общий с нижнетагильскими, рукоположен Алексием Титовым, покоится в Невъянске.

Священноиерей Иоанн Афанасьевичъ, рукоположенный Алексием Титовым.

Священноиерей Стефан Афанасьевичъ, рукоположенный Антонием Грузинским, поко-ится в Невьянске. Священноиерей Климент грузинский отступник бысть.

Священноиерей Филипп, рукоположен Григорием Грузинским. Чрез сего священноие-рея исправишася нижеследущия священницы:

Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположенный Григорием Грузинским (в лето 1825).

Священнойнок Иоанн, рукоположен Варлаамом Грузинским .), поко-ится в Невьянске (в тоже лето).

Священноиерей Василий Александровичу рукоположенный Гаием Грузинским Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположен Гаием Грузинским.

Священноиерей Ефрем Стефановичь, рукоположенный Гаием Грузинским, покоится в Невьянске.

Священноиерей Архипп, рукоположения грузинского. Последний нижнетагильский, там и покоится Вси выше означенныя архипастыри малаго Христова стада избранных овец, ру-ководя оное, исправляли нужныя потребы в народе, ревнующем по древнем благочес-тии. При переходе же от великороссийской церкви исправление получаху от друг друга приемно, соблюдаху правило и нимало отступая совета прадед своих, подающе друг другу спасителное благословение, начиная от последняго во благочестии сияющаго Иосифа, Московскаго патриарха по низходящей линии от перваго и до последняго к нам пришедших. Веруем, яко то благословение и до нас последних доиде.

Откуду многия четы мнихов насадишася около Урала в краях Бкатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов Пермской губернии

Первый основатели были около Урала мниси, постриженныя священноиноком Софонием, который был современник и сотрудник первых основателей Керженских скитов, пришедый на Кержень из Соловецкой обители: инок схимник Ипатий и братия его, тоже иноцы схимницы - Евфимий, Антоний, Филарет, Пахомий и Досифей, и прочих до 30-ти иноков. Сие заимствовано с рукописи ирюмскаго жителя Мирона Ива-новича Галанина.

Известнаго летописания о сих отцах не обретено, токмо близость к староотече-ственности свидетельствуется тем, яко священноинок Софоний первый бысть по прие-му приходящих от ереси.

Затем последовали тоже с Кержени священноинок Никифор со многими отцы, из которых точию един нам известный инок схимник Паисей Заверткин, словущий во отцех и изуграф искусный, который доволно остави по себе учеников. Первый из них инок схимник Григорий Коскин.

Леточисления о переходе отцов с Кержени вернаго свидетельства за дальность разстояния времени мы получить не могли, точию из следующаго деяния отца Никифо-ра видим. По перемещении их на Урал препровождая жизнь священноинок Никифор в Нижнем Тагиле, около 1725 года пришедшаго к нему из Владимерской епархии свя-щенноиерея Иоанна приняв, исправи и постриг его, нарек имя ему Иов.

Сей священноинок Иов во время проживания своего в Нижнем же Тагиле в 1729 г. прия под исправу свергшаго иго раболепной службы и восхотевша вечно работати Христови раба некоего господина именем Михаила, юна возрастом, котораго священ-ноинок Иов прия, исправи и постриже во иноческий образ, преименова, вместо Михаи-ла нарече его Максимом. И почи о Господе священноинок Иов в 1731 году, преставися 29 мая.

По смерти же отца своего духовнаго новоначалный инок Максим поступил в скит, недалече отстоящий от Черноисточинскаго завода ко иноком, ту сущим (за дал-ность времени неизвестно нам о именах их), иноку схимнику Дионисию правяшу тогда, и пребысть у них в послушании довольное время.

По смерти бывшаго у них в ските настоятеля по общему всех их согласию и убедителной просьбе вручися отцу Максиму строительство и управление общаго жития того скита. Благого ради разсуждения его многия четы инок собрашася к нему, аще и не совокупно во едином месте живяху, но разсеянно ради належащаго тогда гонения, обаче вси окормляхуся благаго разума его наставлением.

Тако же и инок схимник Паисей, пришедый с Кержени, со отцем Никифором наполнили Уральския хребты иноками насаждени беша пустыни обоего пола подвижнейшими отцами и матерями. О сем истинное и вероятия достойное подают нам свидетельство оставшийся по них древния рукописныя синодикты. Подробное о них разъяснение мы оставим как нашей мысли несовместное.

Наша цель довести по нисходящей от них лении подаемаго ими благословения другопредатне, которое их ради руковозложения и до нас последних доиде. Отчасти мы здесь покажем современников и спостников инока схимника Паисея и инока схимника Максима, словущих и знаменоносных отец. А именно: иноки и схимницы Иона Горо-децкий, Евфимий Сибиряк, Андреян, Феодул, Герман, Дионисий, Иоаким страдалец, Антоний страдалец, Григорий Коскин, Пахомий, Герасим Никифоров"). Сии вси беша силнии и словущии в слове учения и в житии искусиии, единомудрении и согласнии в слове учения.

Приступим мы к открытию текущего источника, свыше поддемаго, спасающаго нас благословения, начиная вести от инока схимника Максима, приемшаго исправу и пострижение от священноинока Иова. По кончине Максимове (1783-м маия 27) мно-жайшии осташася искуснии послушницы и воздержнии подвижницы, котории во образ поставиша свое житие для хотящих истинно спастися. И нача умножатся число братст-ва, обаче распространить своя обиталища за надлежащую нужду преследования их жизни от гражданскаго правительства не могли. Того ради любовнаго совета гласом определиша разделить единомысленное стадо на малыя части. Стадоводители же из-брани быша подвижнии от братства. А имянно: инок схимник Герасим, инок схимник Антоний, инок схимник Феодосии и инок схимник Власий, урожденец Бынговскаго за-вода, а по фамилии Тянигин. Сей в наклонной старости в осеннее бурное время, шед лесным непроходимым местом, заблудив скончался. Покоится под Воробьями (Воробьи - не существующая сейчас деревня южнее массива Веселые горы на дороге с Верхне-Тагильского завода к Курьинской пристани на р. Чусовой (см.: Свердловская область: Административно-территориальное деление на 1 ноября 1967 г. Свердловск, 1968, с. 48).) по Журавлихе реке. По нем восприя управление поживший доволное время в нелицемерном послушании ко игумену и всей братии воздержныя жизни инок схимник Никодим. Почи о Господе естественным сном вечнаго покоя 7343 года. Поко-ится тут же под Воробьями.

Такоже и по кончине Никодимовой восприя управление от подвижнейших его послушных инок схимник Лаврентий. Сей управлял братиею 32 года. В течении сих лет всех еуангельских братии своих предпослал в вечный покой, точию един оста по нем. И той чрез четыре дни почи о Господе и во едином гробе со своим стадоначалником по-ложен бысть. Отшествие же их от сея многотрудныя жизни в вечный покой беяше в 7375 году.

Тщателный сей подвижник и неленостный делатель мало остави по себе своего руковозложения малаго чина мнихов, зане опасен бе и бдив пастырь, не начиная ника-тораго дела творити, кроме упредителнаго разсуждения опасаяся, дабы не подпасти под Правилное запрещение.

Зде исчисляю оставшихся по нем малаго чина мнихов, а имянно: чернец Мина, черне-цы Иоиль, Карп, Диомид, Иеремия, Филипп, Кастор, Трифилий, Евсевий, Никита, Ни-кон, Иоанн, Серапион и последиий Нифонт.), бывый нам наставник и отец духовный. Сей черноризец Нифонт сначала от самого отца своего Лаврентия прият благословение провождати жизнь уединенную с малыми токмо ученики, понеже отец Нифонт велми любяше безмолвие. Но последи и не хотящу ему вручися общия жизни братнее управление. Но обаче, пре-жде даже не получити ему иноческое одеяние, 15 лет пребысть во всяком благопокоре-нии у отца своего духовнаго и прочих о Христе братии. По восприятии же иноческаго образа, яко же выше речеся, немногое время на безмолвии с малою дружиною при-шлось ему пожити. Но еще при жизни отца Лаврентия убежден быв от братства, к тому же и отец Лаврентий оттоле не повелев ему, еже токмо о себе смотряти, но благословил и повелел и о иных спасении попещися - и тако и не хотя повинуся общаго совета из-волению, еже восприяти тяготу обшия жизни, духовнаго братства управление.

И сей отец Нифонт управлял братнею 28 лет и тако пожив, христианскою бла-гою кончиною преставися, даже до самыя кончины умом в полной трезвости бе.

Виде, яко настоит ему отшествие отсюду, готовяшеся ко исходу. И еже надлежит тво-рити, сия творит немедленно, еже есть со умилением покаяние к Богу, ко ученику же своему старшему сотворив пред Богом чистое исповедание всех своих недостатков, по человеческой немощи бываемых. По сих в напутие живота вечнаго с великою верою причастився великия святыни, тела и крови Господа нашего Исуса Христа. Та же пове-левает собратися и предстати близ себе всей братии своей. Аще и измолкшим гортанем, обаче еще показав должное, поучив всех помнити заповеди Господни и имети между собою любовь. И с сим, благословив всех и единому от братии благословив вместо себе быти над прочими старшим и пещися о спасении их, и тако исполнив, по сих тихооб-разно уснув сном вечнаго покоя в лето 7398 года, месяца генваря в 26 день, оставив си-ротствовати нас, убогих учеников своих - чернеца Саву и чернеца Силуяна с брат-неюА Никодимовы послушницы, а иноку схимнику Лаврентию братия евангель-ския: инок схимник Климент и инок схимник Никита. Никитины послушницы: чернец Тарасий, Израиль и Иларий.

Господи Исусе Христе, помилуй нас! Аминь.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования