Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Рав Шломо Ганцфрид. Кицур Шул-хан Арух (продолжение: главы 38, 46, 62, 63) [иудаизм]


Глава 38. Законы гойского хлеба, гойского варева и гойского молока

1. Запретили мудрецы есть хлеб, испеченный неевреем. А в некоторых местах допускают послабление и покупают хлеб у булочника-нееврея там, где нет булочника-еврея, или даже есть, но хлеб его не так хорош, как у нееврея; но хлеб, испеченный неевреем для себя, никто не ест. Но только в тяжелой ситуации и находясь в дороге, если можно все же достать кошерный хлеб, пройдя меньше парса, следует задержать трапезу, пока не будет найдет кошерный хлеб. И хлеб называется "испеченным для себя", только если он испечен для собственной семьи нееврея; однако, если он испечен для продажи, он называется "хлеб булочника", хотя обычно этотнееврей не торгует хлебом. И также хлеб профессионального булочника, испеченный им для его собственной семьи, называется "испеченным для себя".

Некоторые говорят, что в тех местах, где трудно найти продажный хлеб, можно есть даже хлеб, испеченный неевреем для себя, и не следует задерживать трапезу ради нахождения кошерного хлеба; и распространился обычай так и поступать.

2. Если еврей подбросил в печку даже только одно полено, пока в ней выпекался хлеб, хлеб разрешен и не называется "гой-ским хлебом".

3. Гойский хлеб, который запретили мудрецы, — это именно хлеб из пяти видов злаков. Но хлеб, приготовленный из круп (проса, кукурузы и т.д.), не называется хлебом, и, как "гойское варево", он также не запрещен, поскольку "не поднимается на стол царей".

4. Хлеб, корочка которого смазана яйцом, запрещен из-за этого яйца, поскольку оно является гойским варевом. И лепешки, которые пекутся на железных противнях, и есть основания опасаться, что эти противни смазываются каким-либо жиром, запрещены в любом случае, поскольку впитали запрещенный жир.

5. Еврейский хлеб, испеченный неевреем, хуже простого гойского хлеба и запрещен как гойское варево, если еврей не сделал печь кошерной, подбросив туда дров. И нужно очень внимательно следить, заказывая выпечку у булочника-нееврея, чтобы еврей подбросил дров в печь или чтобы еврей ставил хлеб или противень в печь (и см. ниже, начало главы 72).

6. Еда, которую не едят в сыром виде и которая "поднимается на стол царей" (то есть считается важным кушаньем. — Перев.) как приправа к хлебу или десерт, если ее сварил или пожарил нееврей, даже в посуде еврея и в доме еврея, запрещена как гойское варево. Но к еде, которую едят и в сыром виде, а также кушанье, которое не считается важным и не "поднимается на стол царей", не относится запрет гойского варева. И можно не опасаться, что она сварена в некошерной посуде, потому что, вероятнее всего, некошерная еда варилась в этой посуде не сегодня.

7. Если служанка-нееврейка в доме еврея варит для евреев — есть обычай разрешать то, что она готовит, поскольку не может быть, чтобы ни один из живущих в доме ни разу не подправлял огонь в печи.

8. Но если она варит только для самой себя, не принято, чтобы евреи занимались печью, и может быть, что это и не поможет, поскольку ситуация хуже, чем когда она варит для евреев. И поэтому, если она сварила еду, к которой относится запрет гойского варева, не только сама еда запрещена, но и кастрюлей запрещено пользоваться; а если в этой кастрюле по случайности потом сварили кошерную еду — следует спросить раввина, как поступить.

9. Если нееврей варил в Шаббат для больного, то на исходе Шаббата еда становится запрещенной даже для самого больного, если можно приготовить ему другую; посуду же можно разрешить, когда она простоит двадцать четыре часа'.

10. Хотя яйцо и можно есть сырым, тем не менее, поскольку так его едят только в тяжелой ситуации, к нему относится запрет гойского варева, и если его сварил нееврей, оно запрещено; и то же относится ко всем подобным кушаньям.

11. К фруктам, которые не созрели на дереве полностью и годятся теперь для еды в сыром виде только в тяжелой ситуации, а специалисты варят их в сахаре, относится запрет гойского варева.

12. Пиво, приготовленное из злаков или меда, принято разрешать и даже пить его в тех самых домах, где неевреи продают его, поскольку сами злаки по сравнению с водой .совершенно незаметны там; только необходимо удостовериться, что это пиво не настаивают на выжимках винограда. А в тех местах, где евреи презирают запрет нееврейского вина, человеку, заботящемуся о своей душе, следует запретить себе и нееврейское пиво. А относительно питья кофе (без молока, поскольку с молоком оно, разумеется, запрещено), а также какао и чая у нееврея — хранящий свою душу отдалится от этого. Некоторые же разрешают делать это, если это делается не постоянно, а время от времени; но делать это постоянно запрещено.

13. Из молока, которое надоил нееврей, за которым при этом не наблюдал еврей, нельзя даже сделать сыр; и для того чтобы молоко можно было разрешить, нужно, чтобы еврей присутствовал при дойке с самого ее начала и видел, что дойка производилась в чистый сосуд. И есть обычай не доить в тот сосуд, в который обычно доит нееврей. А если служанки доят коров в доме еврея или в хлеву — если между евреем и местом дойки не стоит дом нееврея и нет основания опасаться, что скотина является нечистой, — молоко разрешено и можно даже разрешать им доить. Но если между евреем и местом дойки стоит дом нееврея, необходимо, чтобы при дойке присутствовал еврей. И даже присутствия несовершеннолетнего или несовершеннолетней, достигших девяти лет, достаточно.

14. Нееврейский сыр запрещен. А если еврей наблюдал за дойкой и за производством сыра, то, если сыр во время производства уже принадлежал еврею, он разрешен; но если во время производства сыр еще принадлежал нееврею, он запрещен.

15. Отношение к нееврейскому сливочному маслу зависит от местного обычая: в некоторых местах не едят нееврейского сливочного масла, а в некоторых местах его едят. И тот, кто приезжает из места, где не едят нееврейского масла, в место, где его едят, хотя и имеет в виду потом вернуться к себе, тем не менее ест это масло вместе со всеми; а приехавшему из места, где едят масло, в место, где его не едят, запрещено его есть. (В последнее время стало известно, что сливочное масло подделывают, добавляя в него свиной жир, поэтому хранящий свою душу отдалится от него.)

Глава 46. Законы о запрещенных кушаньях

1. Кровь, находящаяся в яйцах, запрещена; и иногда из-за нее запрещено все яйцо. И поэтому, когда готовят какое-либо кушанье с использованием яиц, следует проверять их.

2. Кровь рыбы разрешена; однако, если она собрана в сосуд, она запрещена, поскольку похожа на кровь животного. Поэтому, если видно, что это кровь рыбы, как, например, если в ней есть чешуя, — она разрешена.

3. Если человек откусил хлеб или что-то в этом роде, и кровь из его зубов оказалась на поверхности куска — следует отрезать то место, на котором кровь, и выбросить его; но кровь, находящуюся между зубов, разрешается высосать и проглотить — в будни, если она не вытекла наружу (но не в Шаббат, как я напишу ниже, глава 80, параграф 54).

4. Иногда в молоке обнаруживается кровь, вытекшая вместе с молоком из вымени, и относительно такого молока следует спросить совета раввина.

5. Мясо и молоко вместе запрещено есть, варить и получать от них какую-либо пользу; поэтому, если какая-либо вещь запрещена как смесь мясного с молочным, следует спросить раввина, что теперь с ней сделать, поскольку иногда такие вещи запрещены к любому использованию (и их нельзя ни продать, ни подарить, ни скормить скотине и т.д. — Перев.), а иногда нет.

6. Если два еврея знакомы друг с другом, даже если они ничего никогда не дарят друг другу, — им запрещено есть за одним столом этот — мясное, а этот — молочное, пока они не разделят стол каким-либо заметным образом, например, постелят каждый себе свою скатерть или поставят на столе между кушаньями что-нибудь, что обычно на стол не ставят. И они должны следить за тем, чтобы не пить из одного сосуда, поскольку еда пристает к этому сосуду.

7. И тем более надо следить, чтобы не есть один и тот же кусок хлеба и с мясным, и с молочным. И также есть обычай выделять специальную солонку для мясного и специальную — для молочного, поскольку иногда еду окунают в соль, и частицы еды остаются в соли.

8. Есть обычай ставить метку на ноже, предназначенном для молочных блюд, а также на всей молочной посуде, чтобы не перепутать ее с мясной.

9. Если человек ел мясо или даже просто еду, варившуюся вместе с мясом, — он не имеет права есть молочное, пока не пройдет шесть часов. И если человек только разжевывал еду для ребенка — он тоже должен ждать.

Если он прождал сколько положено, а после этого обнаружил кусочек мяса между зубами — он должен убрать его, однако не обязан после этого ждать шесть часов, а только вычистить и вымыть рот, то есть съесть немного хлеба и им вытереть рот, после чего вымыть его, выпив воды или другого напитка.

10. Если в кушанье не было ни мяса, ни мясного жира, а оно только варилось в кастрюле, предназначенной для мяса, то, даже если кастрюля не была чисто промыта, можно сразу после этого кушанья есть молочное.

11. Если человек ел сыр — можно сразу после него в другой трапезе есть мясное', только следует проверить, не прилипли ли к рукам частицы сыра, или вымыть руки; кроме того, следует вычистить зубы и вымыть рот. А если это был твердый сыр, то есть такой, который простоял в бычьем желудке, старея, шесть месяцев, или если он червивый, то, если человек хочет после этого сыра есть мясное, он должен также ждать шесть часов.

12. Если человек ел сыр и желает после него есть мясо, он должен убрать со стола остатки хлеба, который он ел вместе с сыром. И запрещено есть сыр с тем же хлебом, с которым ели мясо, и наоборот. Также запрещено резать мясным ножом хлеб, который будут есть вместе с сыром, и наоборот, даже если нож чист. А в трудной ситуации, например, если человек в дороге, ему разрешается резать мясным ножом, если он чист и очень тщательно вытерт, хлеб для сыра, и наоборот.

13. Если человек резал мясным ножом лук или другую острую приправу и положил ее в молочное кушанье или наоборот — следует спросить раввина, как поступить.

14. Если человек готовит мясное блюдо на миндальном молоке, он должен положить в него целый миндаль, чтобы не казалось, что оно приготовлено на настоящем молоке.

15. Принято не кошеровать молочную посуду для последующего использования в качестве мясной и наоборот.

16. Если вино, мясо или кусок рыбы, на котором нет явных признаков кошерности, оставляют на хранение или посылают через нееврея или, тем более, через ненадежного еврея, они должны быть запечатаны двумя печатями. Но "вареному вину" (которое не запрещается от прикосновения нееврея. — Перев.), а также винному уксусу, молоку, хлебу и сыру достаточно одной печати.

17. Если человек оставляет на хранение или посылает некоторую вещь в мешке, необходимо, чтобы шов на этом мешке был внутри, и он должен быть завязан и запечатан.

18. Если случилось так, что человек послал через нееврея кошерное мясо, или птицу, или другую еду незапечатанными, пусть спросит раввина, как поступить.

19. Сыр и другие вещи, принадлежащие нееврею, даже если они снабжены подписью или печатью, удостоверяющими их ко-шерность, — если человек не знает того, кто на них расписался, они ему запрещены.

20. Надо следить, чтобы еврей и нееврей не жарили и не варили, ставя свою посуду рядом, один — кошерное мясо, а другой — некошерное, если их кастрюли или сковородки открыты; и также следует остерегаться оставлять кастрюли на служанку, если никого из евреев нет дома и никто из них не заходит туда постоянно.

21. У человека, про которого не известно заведомо, что он кошерный, не покупают вино и другие вещи, относительно которых можно опасаться, что они запрещены. Однако, если он гостит у него, он ест и пьет с ним вместе, если ему не известно заведомо, что есть основания полагать этого человека некошерным.

22. Следует остерегаться оставлять в доме у нееврея посуду, если можно опасаться, что тот воспользуется ею; и даже если посуда оставлена ремесленнику в починку, все равно — если есть основания полагать, что он воспользовался этой посудой, следует спросить раввина, как поступить.

23. Иногда перед зарезанием берут связанную птицу и с силой бросают ее о землю, а после этого режут; и это полностьюзапрещено, поскольку, если скотина или птица упала, после зарезания она остается запрещенной в пищу, если не видели, как, после того как она упала, она встала и прошла 4 ама не шатаясь; и также при зарезании овец и телят нужно очень следить за этим.

24. Летом очень часто у уток обнаруживаются маленькие пузырьки вроде мозолей во внутренностях, и очень многие утки становятся из-за этого некошерными. Поэтому нужно ни в коем случае не пренебрегать проверкой внутренностей, и, если в них обнаруживаются эти маленькие пузырьки — обращаться к раввину.

25. Не замешивают тесто для хлеба на молоке из-за опасения, что этот хлеб будут есть с мясом. Если же тесто замешали на молоке, весь хлеб запрещено даже есть отдельно — это специальный запрет мудрецов, связанный с опасением, что этот хлеб могут есть с мясом. Но если замешано немного теста, столько, сколько нужно на одну трапезу, или если из него испечен хлеб особой формы, так что видно, что этот хлеб не следует есть с мясом, — он разрешен. И тот же закон будет, если тесто для хлеба замешано на мясном жире. И также не следует печь хлеб вместе с кушаньями из сыра или мяса в одной печи, поскольку мы опасаемся, что масло или мясной жир из этого кушанья подтечет под хлеб. А если так случилось и жир подтек под хлеб — закон хлеба тот же, как если бы тесто было замешано на этом жире, то есть хлеб запрещено есть даже сам по себе.

26. Если в одной печи пекся хлеб и готовилось жаркое: если печь была закрыта, а жаркое открыто, хлеб запрещено есть с молоком, но если жаркое было закрыто или если сама печь была открыта, и если это большая печь, такая, как наши*, то это разрешено. И тем не менее, если это возможно, надо следить за тем, чтобы мясо не жарилось в той же печи, в которой печется хлеб, поскольку мы опасаемся того, что жир подтечет под хлеб. И даже если жаркое готовится на сковороде — все равно этого следует опасаться.

27. Если на дно печи накапал животный жир или молоко, печь необходимо прокалить, как положено по закону, чтобы угольки покрывали все дно печи и чтобы она раскалилась.

28. Кастрированных петухов принято разрешать в пищу, поскольку мы полагаемся на то, что нееврей, который это делал, — профессионал и специалист в своем деле и, зашивая место разреза, ничего не повредил во внутренностях птицы (и см. ниже, глава 191, параграф 6). Но, если во внутренностях все же обнаружится какая-либо неправильность, даже если они всего лишь неправильно расположены, — птица запрещена.

29. В некоторых местах у неевреев, откармливающих уток для продажи евреям, принято колоть их под крьшьями иголками и т.д., чтобы они распухли и казались жирными, в этом случае следует спросить раввина, кошерны они или нет. И также иногда бывает, что скотина заболевает от обжорства, и лечат ее тем, что специальным инструментом протыкают ее напротив живота — в этом случае также следует спросить раввина, кошерна ли она.

30. Есть обычай готовить фрукты в сахаре следующим образом: кладут фрукты в сосуд, завязывают его горлышко кишками скотины и в таком виде ставят в горячую печь, чтобы фрукты испеклись; и необходимо следить, чтобы кишки принадлежали кошерному животному и были откоше-рованы также с помощью высаливал ия и отмывания, как положено.

31. Если точно известно, что в воде данного колодца или реки есть черви, воду из них запрещено пить, пока ее не процедят. И даже если по случайности произошло так, что какое-либо кушанье было сварено на этой воде, следует запретить его. И также запрещено замачивать в этой воде мясо или мыть в ней еду, поскольку черви пристают к еде.

32. Когда такую воду процеживают, необходимо следить за тем, чтобы процеживать ее через ткань, чтобы даже самый тонкий червяк не мог пройти через нее.

33. Если в уксусе завелись черви и его процедили, он запрещен, поскольку тонкие черви проходят через любую ткань, и процеживание делает только хуже. Лучше уж не процеживать его, поскольку, если черви завелись в напитках, хранящихся в сосуде, они не запрещены, пока не вылезут оттуда и не вернутся обратно, а если уксус процедить, то можно опасаться, что какой-нибудь червяк вылезет на ткань, через которую его процеживают, а затем вернется обратно. А самое лучшее — сначала прокипятить уксус, а потом процедить его, поскольку, если червей сначала убить с помощью кипячения, они не проходят через ткань.

34. Черви, заведшиеся во фруктах, пока они еще не сорваны, запрещены в пищу, хотя они никогда не переползали с места на место. И иногда во фруктах, а также в фасоли можно найти черные точечки, и это — те места, в которых черви начали вгрызаться в плод, и нужно извлечь это место до самой глубины плода, поскольку оно запрещено так же, как и сам червяк.

35. Если данный вид плодов обычно поражается червями, пока плоды еще не собраны, то, если эти плоды пролежали собранными двенадцать месяцев, они разрешены в пишу, поскольку известно, что никакое живое существо, не имеющее костей, не может существовать больше двенадцати месяцев, и червяки, если они там и были, стали уже просто пылью. А из-за опасения, что эти плоды могут быть заражены червями уже после сбора, следует просмотреть их и выбросить всех найденных червей и мошек, а после этого поместить плоды в холодную воду и хорошенько перемешать, и червяки и все прочие, кто живет внутри плодов, вылезут наружу, и их следует выбросить, а после этого поместить плоды в кипящую воду, чтобы те червяки, которые остались внутри, мгновенно умерли и не вылезли бы из плодов (и не стали бы запрещенными. — Перев.~). И этот способ следует применять только к фасоли, чечевице и т.д., и только после двенадцати месяцев хранения.

36. Всякие плоды, которые необходимо проверять, нужно вскрывать по одному и выбрасывать семечки, чтобы можно было хорошенько проверить их. И нужно очень тщательно следить за этим, когда запекают фрукты и сахаре и в меду, а также когда готовят варенье; и не помогает здесь проверка части плодов. И даже если он проверил большую часть плодов — это все равно не помогает, а следует проверить каждый фрукт.

37. Иногда в муке и т.д. обнаруживаются большие черви, и достаточно просеять муку через сито, поскольку червяки через него не проходят. Однако, если в муке обнаружились маленькие червячки — просеивание через сито не поможет. А если у кого есть зараженная червями пшеница в зернах, пусть спросит у раввина, как ее молоть.

38. Всякую зачервивевшую еду, если это такая еда, которую обычно не проверяют на наличие червей, запрещено продавать нееврею, если есть основания опасаться, что он, в свою очередь, продаст ее еврею. И можно сделать из нее водку, и мы не опасаемся, что из-за этого разрешения человек нарушит запрет и будет есть эту еду, как она есть; только все же не следует хранить ее долго.

39. Во многих видах овощей заведомо есть червяки, и в некоторых из них — маленькие червяки — а то, что женщины говорят, что они обожгли этот овощ на огне, не помогает. А есть фрукты, а также овощи, в которых настолько много червей, что их почти невозможно проверить, и всякому трепещущему перед Небесами не следует есть их вовсе. А у некоторых плодов черви заведомо заводятся в косточках, и тогда их запрещено есть.

40. В орехах очень часто бывают маленькие черви, и проверить это можно так: взять скорлупу ореха после извлечения съедобной части и постучать ею по чему-либо горячему, и черви, оставшиеся в скорлупе, вылезут; и нужно очень остерегаться этого.

41. Иногда при хранении фруктов, запеченных в сахаре и в меду, оказывается, что на них сверху завелись маленькие червяки; их следует тщательно счистить, захватив также немного из не зараженной червяками еды, чтобы стало очевидно, что в самой еде их не осталось.

42. Если человек разрезал ножом фрукт или редьку и разрезал также червя, который был в них, — нужно тщательно вытереть нож, и с фрукта или с редьки срезать немного с места разреза.

43. В рыбе иногда можно найти червей в мозгу, в печени, в кишках, во рту или в жабрах; особенно же в щуке часто бывают длинные и тонкие черви, и в тех местах, где они часто встречаются, их нужно проверять; и также в селедке часто встречаются в молоках тонкие черви, и их следует проверять. А в некоторых местах попадаются на рыбе снаружи около плавников, на самих плавниках, во рту или за жабрами очень маленькие твари, полукруглые, как чечевица; и эти места следует проверять и тщательно соскребать их.

44. Черви, находящиеся в сыре, если они не отвратительны едящему, разрешены в пищу все то время, пока они не вылезли полностью.

45. Много раз Тора предостерегала против употребления в пищу насекомых. И делающий это нарушает сразу несколько запретов из Торы и, кроме того, оскверняет свою душу, как сказано: "И не оскверняйтесь ими". И поэтому следует человеку сильно остерегаться нарушения этого запрета.

46. Если человек задал раввину, имеющему право выносить постановления, какой-либо вопрос — разрешено ли то-то и то-то или запрещено, — и тот запретил ему это, — запрещено теперь этому человеку спрашивать другого раввина, если он не предупредит его сначала, что уже обращался с этим вопросом к первому раввину, и что тот запретил.

Глава 62. Законы купли-продажи

1. Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже. И всякий обманывающий товарища при купле-продаже, не важно, продавал ли он и обманул покупателя или покупал и обманул продавца, нарушил запрет из Торы, сформулированный в следующем стихе: "И когда вы будете продавать товар ближнему вашему или покупать у ближнего вашего — пусть не обманывает никто брата своего". И первый вопрос, который задают человеку на Страшном Суде, таков: "Честно ли ты торговал?"

2. Как запрещено обманывать при купле-продаже, так запрещено обманывать и при аренде, подряде и обмене денег.

3. Человек, торгующий честно, может не опасаться обмануть товарища. Что имеется в виду? Если продавец говорит покупателю: "Я сам купил эту вещь за такую-то сумму, а на продаже тебе хочу заработать столько-то", тогда, даже если сам он, покупая эту вещь, был обманут (а это не дает ему права обманывать другого, то есть слишком завышать цену), такая сделка все равно разрешена, поскольку продавец прямо заявил покупателю, чтобы тот ориентировался не на рыночную стоимость вещи, а на сумму, назначенную за нее продавцом.

4. Если у человека есть какая-то вещь на продажу, ему запрещается приукрашивать ее с целью обмана, как, например, напоить корову отваром отрубей, из-за которого живот ее распухает, а шерсть становится дыбом, чтобы она казалась толще, или красить старые вещи, чтобы они казались новыми, и все, что похоже на это.

5. И также запрещено всыпать немного плохих фруктов в большое количество хороших, чтобы выдать все плоды за хорошие, или влить испорченный напиток в хороший. Но если примесь негодногонапитка можно определить на вкус — разрешается так смешивать, поскольку покупатель все равно заметит.

6. Разрешается лавочнику одаривать детей семечками и орешками, чтобы приучить их приходить за покупками именно к нему; и также ему разрешается продавать дешевле рыночной цены, чтобы привлечь покупателей; и другие торгующие не имеют права запрещать ему это.

7. Тот, кто недоливает или недовешивает товарищу, или даже нееврею, нарушает запрет из Торы, сформулированный в стихе "Не совершайте преступления, обмеривая и обвешивая..." (см. ниже, глава 182, параграфы 1 и 4). И наказание за неправильные меры и гири очень тяжелое, поскольку обмеривающий и обвешивающий не сможет полностью раскаяться в своем преступлении, поскольку (для этого он должен вернуть украденное, а он) не знает, у кого и сколько именно он украл. И даже если он отдаст все наворованные деньги на общественные нужды, все равно это не будет полным и правильным раскаянием.

8. Написано: "Пусть не будет у тебя в кармане двух камней (для взвешивания) — большого и маленького; пусть не будет у тебя в доме двух эйф (для отмеривания) — большой и маленькой; камень полновесный и истинный пусть будет у тебя, эйфа полная и истинная пусть будет у тебя..." И слова "в кармане твоем", а также "в доме твоем" на первый взгляд кажутся излишними, и выводят из них учителя наши благословенной памяти: "Не будет у тебя в кармане денег. Из-за чего? Из-за двух камней. И не будет у тебя в доме вещей. Из-за чего? Из-за двух эйф. Однако, если в твоем доме будут камни полновесные и истинные, — будут у тебя деньги. И также эйфа полная и истинная — если будет она у тебя в доме, будет в нем все необходимое". Еще сказали учителя наши благословенной памяти: "Что должен сделать человек, чтобы разбогатеть? Пусть торгует честно и просит о милосердии Того, Кому принадлежит все богатство, как сказано: "Мне принадлежит серебро и Мне принадлежит золото".

9. Нужно отмеривать и отвешивать щедро, кладя чуть больше меры, как сказано: "Эйфа полная и истинная пусть будет у тебя". Зачем сказано".. .и истинная"? Тора хотела сказать: "Отдели немного от своего и дай ему".

10. Необходимо отмеривать так, как принято в данном месте, ни в чем не изменяя обычая. Если принято насыпать меру "с горкой" — пусть не выравнивает верхнего края, даже по просьбе покупателя, который из-за этого заплатит меньше; а в месте, где принято отмеривать, выравнивая верхний край, то есть без горки, пусть не отмеривает "с горкой", и даже по просьбе покупателя, который за это заплатит больше. Нужно следить за этим, поскольку Тора настаивает на правильном отмеривании, чтобы из-за изменения меры не произошло никакого греха: ведь кто-то может увидеть, что отмеривают именно так, и подумать, что в этом городе так принято, и так же отмеряет кому-то другому, который может тоже не знать обычая, и, не желая этого, обманет его.

11. Главы общины должны назначать особых служащих, которые обходили бы все лавки; и всякого, у кого обнаружится мера с уменьшенным объемом, или гиря с уменьшенным весом, или испорченные весы, будут они иметь право подвергнуть телесному наказанию или штрафу по собственному разумению.

12. Запрещается человеку держать меру с уменьшенным объемом или весом у себя в доме или в магазине, даже если он ею и не пользуется. А если он держит ее у себя — нарушает запрет из Торы, выраженный в стихе "Пусть не будет у тебя в кармане двух камней — большого и маленького; пусть не будет у тебя в доме двух эйф — большой и маленькой". И даже держать меру в доме в качестве ночного горшка также запрещено: ведь кто-то, не знающий этого, может воспользоваться ею для измерений! Но если в городе принято отмеривать только такими мерами, на которых стоит печать, а на этой мере нет печати — ее можно оставить у себя.

13. Если человек долго искал какую-то вещь, чтобы купить ее или взять в аренду, будь то недвижимость или движимое имущество, у нееврея или у еврея, и уже договорился с ним о цене, и до того, как он купил ее или арендовал, пришел его товарищ и купил или арендовал ее для себя, — он называется злодеем. Но если они еще не договорились о цене, то есть продавец хочет продать за одну цену, а покупатель хочет купить за другую, меньшую, — кто-то третий имеет право перекупить эту вещь.

И запрещено вторгаться в область интересов товарища при найме домов и т.д. у нееврея.

14. Если один человек дал другому деньги, чтобы тот купил ему какую-то вещь, будь то недвижимость или движимое имущество, а тот пошел и купил эту вещь за собственные деньги для себя — он называется обманщиком. А если он купил эту вещь за деньги того, кто его послал, — он обязан отдать ее ему, хотя и покупал для себя.

15. Если покупатель дал продавцу за товар хотя бы небольшой задаток или поставил на товаре свой знак так, что продавец это видел, или если продавец сказал ему: "Пометь эту вещь, она твоя!" — даже если формального перехода вещи во владение покупателя при этом не произошло, тем не менее тот, кто после этого откажется от сделки, будь то продавец или покупатель, поступает не по-еврейски и должен принять на себя проклятие: "Тот, Кто взыскал...", то есть в раввинском суде его проклинают, говоря: "Тот, Кто взыскал с поколения потопа, поколения Вавилонской башни, с жителей Содома и Гоморры и с египтян, которые все утонули в море, — Он взыщет с того, кто не держит слова".

16. И подобает человеку держать свое слово, даже если он не дал еще денег за вещь, не пометил ее своим знаком и не перевел ее формально в свое владение — если они уже договорились о цене, ни одному из них не следует отказываться от сделки на оговоренных условиях. А тот, кто отказывается от сделки, продавец или покупатель, — он человек ненадежный, и мудрецы им недовольны. Ибо подобает еврею держать свое слово, как сказано в Писании: "Лучше в Израиле не совершат неподобающего и не станут говорить лжи". А человеку Б-гобоязненному следует исполнять и то, на что он согласился даже мысленно: если он подумал, что согласен продать вещь за такую-то сумму, а другой, не зная о его мысленном согласии, предложил ему больше — пусть возьмет с него только ту сумму, на которую он уже мысленно согласился, чтобы выполнить стих из Писания "...и говорит правду в сердце своем". И также если покупатель уже решил купить вещь за такую-то сумму, не следует ему передумывать. И во всех других отношениях с товарищем нужно человеку выполнять то, что он мысленно решил, если он принял решение сделать товарищучто-либо хорошее и в силах это сделать. Но в том, что касается лишь его собственных нужд, и если это никаким образом не связано с заповедью, не обязан он выполнять даже то, о чем сказал словами.

17. И также если человек пообещал своему товарищу дать ему некий небольшой подарок, так что товарищ его был уверен, что наверняка его получит, — если он передумал и не дал ему этого подарка, он называется ненадежным человеком. Но если он пообещал и не дал очень большой подарок — не называется он ненадежным человеком, поскольку и товарищ его не был до конца уверен, что получит такой большой подарок. Но даже и в этом случае в тот момент, когда он обещает сделать ему подарок, он должен быть твердо уверен, что так и сделает, а не рассчитывать на то, что сможет потом передумать, поскольку говорить одно, имея в виду другое, запрещено из Торы в следующем стихе: "Эйфа истинная и гин истинный пусть будут у вас". Для чего Тора сказала "гин истинный", ведь "гин" — это часть эйфы? Тора имела в виду, чтобы твое "да" (по-арамейски — "гэн" похоже на слово "гин") было истинным и чтобы твое "нет" было истинным.

То, что мы сказали (о разнице между маленьким и большим подарком), относится только к богатому. Но если он пообещал дать подарок бедному, будь этот подарок маленьким или большим, по закону он не может передумать, поскольку его обещание становится обетом (обещание, как бы данное Б-гу, которое Тора требует выполнять в любом случае. — Перев.). И даже если он только мысленно решил сделать такой подарок — должен выполнить свое решение.

18. Если человек хочет продать дом или землю, и пришли два покупателя, каждый из которых говорит, что согласен заплатить назначенную цену, и ни у одного из них нет поля рядом с продаваемым, в этом случае: если один покупатель из жителей этого же города, а другой — из другого, житель этого города имеет преимущественное право покупки; если оба они из этого города и один из них — его сосед, сосед имеет преимущественное право покупки; но если второй покупатель — близкий друг, а первый — сосед, не поддерживающий с ним никаких дружеских отношений, — близкий друг имеет преимущественное право покупки; если один изпокупателей — близкий друг продавца, а другой — его родственник, преимущественное право имеет друг, ибо сказано: "Лучше сосед, но близкий, чем брат, но далекий". Но перед всеми остальными родственник имеет преимущественное право покупки, за исключением мудреца, знатока Торы, который имеет преимущество даже перед соседом и близким другом. Но если у одного из покупателей есть поле, имеющее общую границу с продаваемым, — этот покупатель имеет преимущественное право перед всеми остальными. И даже если это поле продано уже кому-то другому, тот, чье поле имеет с этим общую границу, имеет право, отдав покупателю уплаченные им деньги, отобрать у него это ноле. И даже если покупатель — знаток Торы, сосед или родственник продавца, а хозяин поля с общей границей — простой, неученый человек, никак не связанный к тому же с продавцом, — все равно он имеет преимущественное право покупки и может прогнать с этого поля другого покупателя. И этот порядок преимущественных прав установлен мудрецами для исполнения требования Писания: "И делай справедливое и доброе в глазах Б-га" ?

Глава 63. Запрет обманывать и обижать

1. Как запрещено обманывать при купле-продаже, так запрещено обманывать и в разговоре, как сказано: "Пусть никто не обманывает ближнего своего, и бойся Б-га твоего", — ив этом стихе речь идет про обман в разговоре.

Обман в разговоре — более серьезное преступление, чем обман при купле-продаже, поскольку украденные деньги можно вернуть, а обман словами никак не вернешь, и поскольку обман при купле-продаже вредит только деньгам товарища, а обман словами — ему самому. И если кто жалуется Вс-вышнему, что его обманули или обидели, — он немедленно получает ответ. И тщательнее всего надо следить за тем, чтобы не обманывать и не обижать жену, не причинять ей огорчений своими словами, поскольку она по природе своей существо нежное, чуть тронешь ее — и уже плачет, а Вс-вышний благословенный взыскивает за слезы друго-го, и ворота Небес, через которые слезы возносятся к Нему, никогда не запираются.

2. В чем состоит запрещение обмана и обиды в разговоре? Нельзя человеку спросить у товарища: "За сколько ты продаешь эту вещь?", если он не собирается ее купить. Если кто-то хочет купить пшеницы, человек не должен говорить ему: "Иди к такому-то!", если он знает, что названный им человек не торгует пшеницей. Если товарищ его раскаялся в прошлых грехах, запрещено говорить ему: "Вспомни-ка свои прошлые дела!" Если человек страдает, Б-же упаси, от болезни, нельзя сказать ему, как сказали Иову его товарищи: "Вот, твой страх перед Вс-вышним и твоя вера в Него (не были чистосердечными) (...) Вспомни, кто был чист — и пропал?" (А они сказали ему так, поскольку сам он критиковал действия Б-га благословенного и Его проявления в мире.) Если человеку задали вопрос, требующий специальных знаний, пусть не спрашивает у товарища, не имеющего этих знаний: "А что бы ты ответил на это?" — и все подобные высказывания, могущие огорчить человека, запрещены.

3. Если у человека есть позорная кличка, то, даже если он привык к ней и не стыдится ее, если этой кличкой его называют, чтобы унизить, — это запрещено делать из-за запрета словесной обиды.

4. Запрещается вводить человека в заблуждение (то есть обманывать его, не причиняя этим денежного ущерба), даже нееврея. Поэтому нельзя продать нееврею некошерное мясо, выдав его за кошерное.

Если человек продает какую-то вещь с изъяном, даже если он назначил за нее ту цену, которой она в действительности стоит, — он должен тем не менее сообщить покупателю о том, какой у нее имеется изъян (и см. ниже, глава 192, параграф 4). Но если он дает вещь в подарок, сообщать об изъяне не обязательно.

5. Нельзя человеку пригласить товарища поесть с ним, если он знает, что тот откажется. Нельзя предлагать ему подарок, если известно, что тот его не примет. И все предложения такого рода, когда человек предлагает одно, имея в виду другое, — например, выказывать товарищу уважение, не испытывая его по-настоящему, — запрещено. А нужно, чтобы в устах и на сердце было одно и то же. И пусть будут уста его правдивы, душа — в мире с самой собой, а сердце чистым


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования